Обеспечение достойного уровня жизни какая сфера

Обновлено: 18.05.2024


Роль современной социальной политики состоит в вовлечении максимального количества людей в активную экономическую деятельность, то есть в социально-трудовые отношения, в которых каждый член общества учится и работает, опираясь на свой человеческий капитал.

В настоящее время, когда факт признания того, что называется человеческим капиталом, в сфере социальной политики государства стал очевидным, обнаруживаются два общих направления социальной политики как таковой. Первое тяготеет к развитию макроэкономики. Второе связано непосредственно с развитием и накоплением человеческого капитала (в том числе человеческого потенциала) как такового. Второе направление по происхождению не самостоятельно, оно возникло в недрах первого. Если сказать кратко, то государственная социальная политика второго направления – это деятельность органов власти, направленная на создание позитивных условий жизнедеятельности индивида, обусловливающих развитие и накопление его человеческого капитала.

Если говорить о социальной политике в макроэкономическом отношении, то известные теоретические положения сводятся к следующему.

В конце ХХ века человеческий потенциал превратился в неотъемлемый движущий и главный фактор развития экономических отношений, a потому резко изменилась роль социальной сферы в экономике, что естественно неизбежным образом повлияло на экономическое развитие страны.

Социальная политика является одним из важнейших направлений, представляющих собой систему мер по осуществлению социальных программ политики правительства и государства. Она призвана обеспечивать достойный уровень жизни населения, его воспроизводство, занятость, гармонизацию общественных отношений, поддерживать отрасли социальной сферы, политическую стабильность страны, предотвращая социальные конфликты.

Как наука социальная политика исследует политику государства в области образования, здравоохранения, социально-трудовых отношений; культурную, жилищную, семейную, пенсионную, молодежную и другие сферы общественной жизни. Целью современной социальной политики, обусловленной макроэкономикой, является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, которые характеризуются доходом, материальным источником существования, занятостью работоспособного населения, его здоровьем, наличием соответствующего жилья, образованием, культурой, экологией[49].

Сказанное находится в области взаимодействия социальной политики и макроэкономики. В России функции социальной политики в макроэкономическом отношении сводятся к обеспечению социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества; обеспечению политической устойчивости власти; к обеспечению властью такого распределения доходов и благ, которое признавалось бы справедливым, не требующим борьбы за передел собственности; налаживанию системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивало бы подавляющее большинство населения; обеспечению обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности; обеспечению обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждого индивида в составе той или иной социальной группы.

Тогда основными задачами государственной социальной политики является: внедрение современных методов социальной политики, основанных на сочетании социального инвестирования и адресной поддержки населения; содействие активному привлечению непосредственного сектора к оказанию социальных и образовательных услуг, повышению качества социального обслуживания населения, развитию рыночных механизмов в социальной сфере; внедрение современных управленческих технологий в социальную среду и на этом основании повышение эффективности управления; объединение потенциала государственной власти, местного самоуправления, деловых кругов и общественности для решения социальных проблем.

С государственной социальной политикой, очеловеченной макроэкономикой, той политикой, целью которой является обеспечение благосостояния всех, казалось бы, все в порядке – теоретически и – относительно – практически. Задача же цивилизованного общества – посредством обеспечения благосостояния всех – обеспечить благосостояние каждого. Вот здесь в зародыше возникает второе направление социальной политики, которое должно обеспечить благосостояние каждого, в том числе развитие и накопление человеческого капитала как такового. Здесь же возникают и трудности перехода, так сказать, от благосостояния всех к благосостоянию каждого, включая человеческий потенциал, статистические показатели которого выявляются макростатистически.

Основными приоритетными направлениями социальной политики государства в области развития человеческого капитала является: создание позитивных условий проявления конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности; обучение населения рыночной экономической культуре (разъяснение задач и целей акционерных обществ, роль индивидуального мотива в выборе профессиональных занятий, разъяснение значения разделения труда, понятия цели рабочей силы и др.); использование государством различных форм и методов развития и накопления человеческого капитала в обществе; повсеместное внедрение инновационных приоритетов государства в общественное сознание; разъяснение населению роли и значения предпринимательства как важнейшего экономического института.

К факторам, которые оказывают позитивное влияние на уровень и динамику человеческого капитала, относятся: особенности национальной культуры; типы преобладающих социальных технологий жизнеобеспечения; уровень интеллектуализации труда; степень развития нации и образования; качество жизни граждан; образ жизни нации. Учёт перечисленных факторов осуществляется в сфере социальной политики государства.

Поскольку основными факторами, формирующими человеческий капитал, являются условия, которые предопределяют развитие составляющих его компонентов, постольку немаловажное значение имеет выявление условий, от которых непосредственно зависит приобретение и накопление знаний и производственного опыта, повышение профессиональной компетентности, обеспечение физического и духовного здоровья, a также возможности его реализации в социально-трудовом взаимодействии человека и общества. Способность к самореализации и саморазвитию личности каждого трудоспособного члена общества выходит на первый план на современном этапе социально-экономического развития. Отсутствие возможностей к самореализации и саморазвитию личности оказывает разрушительное воздействие на трудовой потенциал. Для воспроизводства человеческого капитала особо важное значение имеет создание благоприятных условий для повышения трудовой активности работников, то есть для степени реализации ими своих физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков в процессе производства[50].

В области социальной политики, направленной на развитие человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал делятся на два вида. Первый – это социальные вложения государства, формирующие личность интегрального типа, способную к саморазвитию. Второй – это адресная социальная поддержка тех категорий населения, которые действительно в ней нуждаются[51].

К примеру, в Соединенных Штатах Америки социальная политика строится на том, что основная ответственность за личное благополучие гражданина лежит на нем самом. Государство берет на себя обязательства в оказании помощи отдельным, наиболее уязвимым, категориям населения, оказавшимся в крайней нужде. Такой подход к социальной политике в известной степени обусловлен национальными особенностями страны, в их числе: огромные размеры и федеративное устройство; пестрый этнический и расовый состав; индивидуализм как национальная черта характера[52].

Как бы там ни было, реализация функций социальной защиты населения является, несомненно, основным базовым элементом государственной деятельности, которая определяется: экономическими возможностями общества; политическими приоритетами; зрелостью общественного развития субъектов трудовой деятельности; механизмами социального партнерства, состоящим в необходимости заключения коллективных договоров и соглашений; наличием прав наемных работников указывать работодателю о выявленных нарушениях закона и иных нормативно-правовых трудовых актов; наличием права участия профсоюзов в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя и др.

В России проблемами социальной политики в экономике начали заниматься сравнительно недавно. Известные имена учёных и экономистов – И.В. Андреева, В.В. Вельков, В.Г. Виноградский, Н.А. Волгин, Н.П. Гуляева, Т.И. Заславская, Дж. Коулман, М.И. Лапицкий, Н.И. Лапин, А. Маслоу, В.И. Марцинкевич, О.А. Платонов, Н.Л. Сазонова, И.М. Супоницкая, И.Г. Фролова, О.И. Шкаратан, В.В. Чекмарев и другие.

Проблемы социальной политики стали наиболее актуальными в сферах хозяйственной деятельности России в период перехода на путь рыночных отношений. В 90-е годы ХХ века изменилась методологическая основа социально-экономической жизни российского общества, что повлекло за собой появление проблем, связанных с социальной политикой государственной власти: изменение приоритетов и принципов социальной сферы, которые устанавливаются посредством договора между государством, бизнесом, общественными и профессиональными организациями субъектов трудовой деятельности.

Теоретическую и правовую основу социальной политики в России, направленной на развитие человеческого капитала, составляют положения статьи 7 Конституции Российской Федерации, в которой записано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[55]. Это положение перекликается с положениями Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В соответствии с Хартией каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния любого человека, его семьи, право на его обеспечение в период болезни, безработицы, наступления старости или утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека составляет содержание социальной политики государства[56].

Производительность труда в России продолжает оставаться на недопустимо низком уровне. Поэтому, социальная политика по созданию человеческого капитала преследует так же опосредованную, но не менее важную цель– повышение производительности труда. При этом социальная политика должна быть ориентирована на глубинную многолетнюю социально-культурную работу в обществе по развитию его гражданственности, внедрению известных рыночных механизмов и т.д[58].

Так, программу антикризисных мер российское Правительство сформулировало следующим образом: усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, расширение роли государства в сфере занятости населения; помощь государства в развитии промышленного и технологического потенциала страны, вложение средств в наиболее эффективные производства; повышение уровня внутреннего спроса, ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное использование внутренних ресурсов; увеличение инвестиций в человеческий капитал – образование и здравоохранение; дальнейшая помощь в развитии малого и среднего бизнеса; создание и поддержка своей собственной мощной банковской и национальной финансовой системы; ответственная макроэкономическая политика, направленная на поддержание макроэкономической стабильности в стране.[60]

Приводим иллюстрацию мер социальной политики первого направления, то есть как обусловленной, так и ориентированной макроэкономикой России в конкретных социальных условиях.

Читайте также: