Какие преобразования не относятся к факторам обеспечения устойчивого развития беларуси

Обновлено: 18.05.2024

Утвердив в 2015 году Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и ее 17 целей (цели в области устойчивого развития - ЦУР), мировое сообщество в очередной раз подтвердило свою приверженность этой исключительно важной теме. В документе 193 государства-члена ООН взяли обязательства обеспечивать устойчивый, всеохватный и поступательный рост, социальную интеграцию и защиту окружающей среды, намереваясь достичь их, находясь в партнерстве и в условиях мира.

Повестка дня до 2030 года является универсальным документом, который носит преобразующий характер и основан на принципах соблюдения прав человека. По сути это – амбициозный план действий для стран, системы ООН и всех других участников процесса развития, максимально полно отражающий имеющиеся на сегодня подходы к решению проблем ликвидации крайней нищеты, сокращения неравенства и защиты нашей планеты. Документ выходит за рамки повседневной риторики и содержит ясный призыв к конкретным действиям в интересах людей, планеты и всеобщего процветания. Повестка дня до 2030 года побуждает мировое сообщество предпринимать смелые и действенные меры для перехода на путь построения устойчивого, гибкого и надежного мира.

Предыстория вопроса Принятие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года стало результатом непрерывного многостороннего диалога и горячих дебатов, начатых в рамках Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 года и проходивших вплоть до Саммита ООН по устойчивому развитию в 2015 году. На протяжении более сорока лет международное сообщество стремилось найти решения стоящих перед ним экологических, социальных и экономических проблем. В ходе широкомасштабных переговоров было решено, что именно национальные правительства несут первоочередную ответственность за осуществление Повестки дня до 2030 года.

Повестка дня до 2030 года: основные принципы В основе Повестки дня до 2030 года лежит ряд принципов:

Универсальность Документ носит универсальный характер и обязывает все государства, независимо от уровня их дохода и развития, вносить вклад в общие усилия по обеспечению устойчивого развития. Документ может использоваться во всех странах, в любом контексте и в любое время.
Никого не забывая Повестка дня до 2030 года призвана принести пользу всем без исключения. В ней отмечается важность оказания поддержки тем, кто в ней особенно нуждается, независимо от их местонахождения, в соответствии с их конкретными потребностями и факторами уязвимости. Для анализа результатов работы и отслеживания прогресса при данном подходе чрезвычайно важным станет наличие локальных данных, а также данных, дезагрегированных по различным признакам.

Взаимосвязь и неделимость Повестка дня до 2030 года сформирована, исходя из принципа взаимосвязанности и неделимости всех 17 содержащихся в ней целей. И принципиально важно, чтобы все ответственные за реализацию ЦУР учреждения и лица рассматривали их как нечто единое целое, и пытались уйти от подхода, допускающего обособленную реализацию целей и произвольный, не всегда достаточно обоснованный, выбор отдельных целей для последующего осуществления.

Инклюзивность Повестка дня до 2030 года призывает к участию в ее осуществлении представителей всех слоев общества, независимо от их расы, пола, этнической принадлежность или идентичности.

Многостороннее партнерство Для содействия осуществлению ЦУР во всех странах Повестка дня до 2030 года призывает к выстраиванию многостороннего партнерства с целью мобилизации и обмена знаниями, опытом, технологиями и финансовыми ресурсами.

Повестка дня до 2030 года: основные компоненты Основу Повестки дня до 2030 года составляют пять основных компонентов: люди, процветание, планета, партнерство и мир. Традиционно рассматриваемая через призму трех основных измерений – социальная интеграция, экономический рост и охрана окружающей среды – с принятием Повестки дня до 2030 года концепция устойчивого развития приобрела более глубокий смысл, будучи дополнена двумя важнейшими компонентами: партнерство и мир. Принципиально важно, что подлинная устойчивость достигается и концентрируется в самой сердцевине этих пяти взаимосвязанных компонентов.

Эти успехи в значительной степени касаются и Беларуси. К 2015 году в стране в 8 раз была сокращена доля малоимущего населения. Начальное образование сегодня является общедоступным и всеохватным. Беларусь добилась прогресса в расширении участия женщин в процессе принятия решений: сегодня законодательная власть на 40% представлена женщинами-депутатами, в целом по стране 55% руководящих позиций занимают женщины. Материнская смертность была снижена в 18 раз, а детская (до 5 лет) – в 4 раза. Страна добилась заметного сокращения выбросов углекислого газа, а потребление озоноразрушающих веществ за последние пять лет сократилось на 50%. Углеродоемкость экономики снизилась в 4 раза, а энергоемкость ВВП сокращена в 3 раза. В Беларуси увеличилась площадь земель с условиями для сохранения биологического разнообразия. Улучшилась ситуация с доступностью жилья и услуг.

Согласованные Цели устойчивого развития более амбициозны, нежели Цели развития тысячелетия. Цели имеют более широкую сферу применения и разработаны в качестве универсального инструмента, который применяется, как в развивающихся, так и в развитых странах. В ЦУР принимается более целостный подход к развитию, при котором изучаются коренные причины таких явлений, как нищета и неравенство, что позволяет добиться преобразующих изменений, при которых будет учтен абсолютно каждый аспект.

Стартовые условия для нашей страны на пути к ЦУР были обозначены в первом добровольном национальном докладе, представленном в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию. В докладе были определены слабые места и намечены пути их преодоления, представлены видение и подходы Беларуси к достижению таких ЦУР, как хорошее здоровье и благополучие, гендерное равенство, инновации, инфраструктура.

Обеспечение деятельности Национального координатора и Совета по устойчивому развитию осуществляется Министерством иностранных дел. По словам Андрея Дапкюнаса, заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь, ЦУР создали новую международную действительность:

Программа развития ООН активно содействует правительству Беларуси в достижении страной Целей устойчивого развития к 2030 году. Работа идет по всем возможным направлениям: совместно с партнерами - Европейским Союзом, Глобальным экологическим фондом, Российской Федерацией и другими. ПРООН реализует проекты, направленные на обеспечение гендерного равенства, построение инклюзивного общества, борьбу с незаконной миграцией и торговлей людьми, активно помогает внедрять принципы «зеленой экономики: содействует выводу из обращения озоноразрушающих веществ, разрабатывает и внедряет планы зеленого градостроительства, восстанавливает экосистему белорусских болот, внедряет энергоэффективные технологии в жилых зданиях и учреждениях образования и т.д.

При поддержке проекта в Беларуси успешно прошли первые открытые парламентские слушания по вопросу достижения Целей устойчивого развития, а также начали свою работу Совет по устойчивому развитию, парламентская и региональные группы по Целям устойчивого развития и партнерская группа устойчивого развития, включающая представителей общественных организаций, бизнеса, а также международных организаций.

Следующий шаг – целенаправленная работа по продвижению и разъяснению каждой из 17 ЦУР. В данном процессе необходимо вовлечение молодежи, которая креативна и не боится экспериментировать. Планируется провести конкурс на лучшую иллюстрацию каждой из ЦУР, а также найти партнеров для проведения такого конкурса.

Их состояние, в свою очередь, создает основу для разработки стратегических решений по вопросам развития. Это означает, что для обеспечения устойчивого характера деятельности в сфере развития она должна учитывать социально-экономические и экологические последствия, порождаемые ею, а также стремиться обеспечить осознанный выбор, исходя из вариантов компромиссных решений, синергии, дополнительных доходов и эффектов, которые данная деятельность создает. Помимо этого, лицам, ответственным за разработку политики, необходимо обеспечить, чтобы любая деятельность разрабатывалась, принималась и претворялась в жизнь в соответствующем партнерстве и с использованием надлежащих механизмов и средств для ее реализации.

Таким образом, Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года вместе с 17 целями в области устойчивого развития предлагает комплексный подход к пониманию и решению проблем, способствуя правильной и своевременной постановке вопросов.

Заключение Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года помогает нам мыслить творчески, с использованием инновационных подходов и критически переосмысливать способы решения современных вызовов и задач в области развития. Исключительно важную роль в мобилизации поддержки для осуществления Повестки дня до 2030 года играют адвокативная деятельность и повышение информированности в отношении целей в области устойчивого развития, которые, сами по себе способствуют активным действиям и являются достижимыми. Однако для обеспечения долгосрочных изменений одних этих усилий недостаточно.

Углубленное изучение и осмысление принципов Повестки дня до 2030 года являются ключевым условием реализации целей в области устойчивого развития. Утвердив Повестку дня до 2030, государства-члены ООН взяли на себя обязательства выполнять амбициозный план действий, который требует согласованных усилий всех участников процесса развития, представителей гражданского общества, частного сектора и академического мира. Каждый из нас как личность должен делать шаги для обеспечения устойчивости своего собственного жизненного выбора. При этом следование принципу обучения на протяжении всей жизни является крайне важным условием для осуществления преобразований, проектов и планов, которые ждут нас в будущем.

Утвердив в 2015 году Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и ее 17 целей (цели в области устойчивого развития - ЦУР), мировое сообщество в очередной раз подтвердило свою приверженность этой исключительно важной теме. В документе 193 государства-члена ООН взяли обязательства обеспечивать устойчивый, всеохватный и поступательный рост, социальную интеграцию и защиту окружающей среды, намереваясь достичь их, находясь в партнерстве и в условиях мира.

Повестка дня до 2030 года является универсальным документом, который носит преобразующий характер и основан на принципах соблюдения прав человека. По сути это – амбициозный план действий для стран, системы ООН и всех других участников процесса развития, максимально полно отражающий имеющиеся на сегодня подходы к решению проблем ликвидации крайней нищеты, сокращения неравенства и защиты нашей планеты. Документ выходит за рамки повседневной риторики и содержит ясный призыв к конкретным действиям в интересах людей, планеты и всеобщего процветания. Повестка дня до 2030 года побуждает мировое сообщество предпринимать смелые и действенные меры для перехода на путь построения устойчивого, гибкого и надежного мира.

Предыстория вопроса Принятие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года стало результатом непрерывного многостороннего диалога и горячих дебатов, начатых в рамках Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 года и проходивших вплоть до Саммита ООН по устойчивому развитию в 2015 году. На протяжении более сорока лет международное сообщество стремилось найти решения стоящих перед ним экологических, социальных и экономических проблем. В ходе широкомасштабных переговоров было решено, что именно национальные правительства несут первоочередную ответственность за осуществление Повестки дня до 2030 года.

Повестка дня до 2030 года: основные принципы В основе Повестки дня до 2030 года лежит ряд принципов:

Универсальность Документ носит универсальный характер и обязывает все государства, независимо от уровня их дохода и развития, вносить вклад в общие усилия по обеспечению устойчивого развития. Документ может использоваться во всех странах, в любом контексте и в любое время.
Никого не забывая Повестка дня до 2030 года призвана принести пользу всем без исключения. В ней отмечается важность оказания поддержки тем, кто в ней особенно нуждается, независимо от их местонахождения, в соответствии с их конкретными потребностями и факторами уязвимости. Для анализа результатов работы и отслеживания прогресса при данном подходе чрезвычайно важным станет наличие локальных данных, а также данных, дезагрегированных по различным признакам.

Взаимосвязь и неделимость Повестка дня до 2030 года сформирована, исходя из принципа взаимосвязанности и неделимости всех 17 содержащихся в ней целей. И принципиально важно, чтобы все ответственные за реализацию ЦУР учреждения и лица рассматривали их как нечто единое целое, и пытались уйти от подхода, допускающего обособленную реализацию целей и произвольный, не всегда достаточно обоснованный, выбор отдельных целей для последующего осуществления.

Инклюзивность Повестка дня до 2030 года призывает к участию в ее осуществлении представителей всех слоев общества, независимо от их расы, пола, этнической принадлежность или идентичности.

Многостороннее партнерство Для содействия осуществлению ЦУР во всех странах Повестка дня до 2030 года призывает к выстраиванию многостороннего партнерства с целью мобилизации и обмена знаниями, опытом, технологиями и финансовыми ресурсами.

Повестка дня до 2030 года: основные компоненты Основу Повестки дня до 2030 года составляют пять основных компонентов: люди, процветание, планета, партнерство и мир. Традиционно рассматриваемая через призму трех основных измерений – социальная интеграция, экономический рост и охрана окружающей среды – с принятием Повестки дня до 2030 года концепция устойчивого развития приобрела более глубокий смысл, будучи дополнена двумя важнейшими компонентами: партнерство и мир. Принципиально важно, что подлинная устойчивость достигается и концентрируется в самой сердцевине этих пяти взаимосвязанных компонентов.

Эти успехи в значительной степени касаются и Беларуси. К 2015 году в стране в 8 раз была сокращена доля малоимущего населения. Начальное образование сегодня является общедоступным и всеохватным. Беларусь добилась прогресса в расширении участия женщин в процессе принятия решений: сегодня законодательная власть на 40% представлена женщинами-депутатами, в целом по стране 55% руководящих позиций занимают женщины. Материнская смертность была снижена в 18 раз, а детская (до 5 лет) – в 4 раза. Страна добилась заметного сокращения выбросов углекислого газа, а потребление озоноразрушающих веществ за последние пять лет сократилось на 50%. Углеродоемкость экономики снизилась в 4 раза, а энергоемкость ВВП сокращена в 3 раза. В Беларуси увеличилась площадь земель с условиями для сохранения биологического разнообразия. Улучшилась ситуация с доступностью жилья и услуг.

Согласованные Цели устойчивого развития более амбициозны, нежели Цели развития тысячелетия. Цели имеют более широкую сферу применения и разработаны в качестве универсального инструмента, который применяется, как в развивающихся, так и в развитых странах. В ЦУР принимается более целостный подход к развитию, при котором изучаются коренные причины таких явлений, как нищета и неравенство, что позволяет добиться преобразующих изменений, при которых будет учтен абсолютно каждый аспект.

Стартовые условия для нашей страны на пути к ЦУР были обозначены в первом добровольном национальном докладе, представленном в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на Политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию. В докладе были определены слабые места и намечены пути их преодоления, представлены видение и подходы Беларуси к достижению таких ЦУР, как хорошее здоровье и благополучие, гендерное равенство, инновации, инфраструктура.

Обеспечение деятельности Национального координатора и Совета по устойчивому развитию осуществляется Министерством иностранных дел. По словам Андрея Дапкюнаса, заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь, ЦУР создали новую международную действительность:

Программа развития ООН активно содействует правительству Беларуси в достижении страной Целей устойчивого развития к 2030 году. Работа идет по всем возможным направлениям: совместно с партнерами - Европейским Союзом, Глобальным экологическим фондом, Российской Федерацией и другими. ПРООН реализует проекты, направленные на обеспечение гендерного равенства, построение инклюзивного общества, борьбу с незаконной миграцией и торговлей людьми, активно помогает внедрять принципы «зеленой экономики: содействует выводу из обращения озоноразрушающих веществ, разрабатывает и внедряет планы зеленого градостроительства, восстанавливает экосистему белорусских болот, внедряет энергоэффективные технологии в жилых зданиях и учреждениях образования и т.д.

При поддержке проекта в Беларуси успешно прошли первые открытые парламентские слушания по вопросу достижения Целей устойчивого развития, а также начали свою работу Совет по устойчивому развитию, парламентская и региональные группы по Целям устойчивого развития и партнерская группа устойчивого развития, включающая представителей общественных организаций, бизнеса, а также международных организаций.

Следующий шаг – целенаправленная работа по продвижению и разъяснению каждой из 17 ЦУР. В данном процессе необходимо вовлечение молодежи, которая креативна и не боится экспериментировать. Планируется провести конкурс на лучшую иллюстрацию каждой из ЦУР, а также найти партнеров для проведения такого конкурса.

Их состояние, в свою очередь, создает основу для разработки стратегических решений по вопросам развития. Это означает, что для обеспечения устойчивого характера деятельности в сфере развития она должна учитывать социально-экономические и экологические последствия, порождаемые ею, а также стремиться обеспечить осознанный выбор, исходя из вариантов компромиссных решений, синергии, дополнительных доходов и эффектов, которые данная деятельность создает. Помимо этого, лицам, ответственным за разработку политики, необходимо обеспечить, чтобы любая деятельность разрабатывалась, принималась и претворялась в жизнь в соответствующем партнерстве и с использованием надлежащих механизмов и средств для ее реализации.

Таким образом, Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года вместе с 17 целями в области устойчивого развития предлагает комплексный подход к пониманию и решению проблем, способствуя правильной и своевременной постановке вопросов.

Заключение Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года помогает нам мыслить творчески, с использованием инновационных подходов и критически переосмысливать способы решения современных вызовов и задач в области развития. Исключительно важную роль в мобилизации поддержки для осуществления Повестки дня до 2030 года играют адвокативная деятельность и повышение информированности в отношении целей в области устойчивого развития, которые, сами по себе способствуют активным действиям и являются достижимыми. Однако для обеспечения долгосрочных изменений одних этих усилий недостаточно.

Углубленное изучение и осмысление принципов Повестки дня до 2030 года являются ключевым условием реализации целей в области устойчивого развития. Утвердив Повестку дня до 2030, государства-члены ООН взяли на себя обязательства выполнять амбициозный план действий, который требует согласованных усилий всех участников процесса развития, представителей гражданского общества, частного сектора и академического мира. Каждый из нас как личность должен делать шаги для обеспечения устойчивости своего собственного жизненного выбора. При этом следование принципу обучения на протяжении всей жизни является крайне важным условием для осуществления преобразований, проектов и планов, которые ждут нас в будущем.

В 2015 году на саммите ООН были разработаны 17 целей устойчивого развития. Документ с этими целями согласовали лидеры 193 стран. Зачем нам устойчивое развитие и что это вообще такое, объясняет гендиректор Центра экспертиз и интегральных моделей Юлия Шульга

Длительное глобальное развитие экономики, нацеленное только на максимизацию прибыли и минимизацию издержек и не имеющее других фундаментальных основ, привело к серьезной деградации природной, социальной и даже духовной среды. Экологические проблемы, глобальное изменение климата, социальное и гендерное неравенство — только часть системных кризисов и глобальных вызовов, с обострением которых столкнулись страны, корпорации и люди в конце XX — начале XXI века. Это столкновение привело к пересмотру глобального взгляда на мир и осознанию важности устойчивого развития.

Что такое устойчивое развитие, которое обсуждается на международном уровне под эгидой ООН уже 40 лет, но в последние годы стало особенно актуальным для бизнеса и государственного управления?

С чего все начиналось

Мысли об ограниченности природных ресурсов и необходимости сдерживать бесконтрольный рост потребления впервые были высказаны еще древнегреческими философами. Но обычно понятие устойчивого развития связывают с английским священником и экономистом Томасом Робертом Мальтусом. В начале XVIII века Мальтус высказал гипотезу о том, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а рост производства продуктов питания и ресурсов — в арифметической и это в долгосрочном периоде приводит к бедствиям: голоду, войнам и даже революциям.

В том же 1972 году была создана Программа Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде, положившая начало обсуждению экологических проблем на глобальном уровне.

Не экологией единой

Устойчивое развитие — комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, то есть без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.


Существенный вклад в устойчивое развитие внесли социальные медиа и всеобщая открытость. Когда контент может создавать каждый, а распространяется он моментально, не могут быть скрыты крупные экологические катастрофы или акты социального неравенства — все получает максимальную огласку. В итоге осознанность людей во всем мире привела к тому, что устойчивое развитие стало частью нашей жизни и повесткой не только для международных организаций и стран, но и компаний. Декларируемые ООН цели устойчивого развития все активнее внедряются в стратегии развития компаний, в том числе и российских.

Начавшаяся с крупных компаний повестка устойчивого развития бизнеса увеличивает социальную, экономическую и экологическую ответственность компаний — от прямых инвестиций в медицинскую и социальную сферы до улучшения качества жизни через социальные программы для локальных сообществ коренных жителей, затронутых добывающей промышленностью. Исследования последних лет показывают, что приверженность принципам устойчивого развития в компаниях делает сотрудников более лояльными, особенно представителей поколения Z и миллениалов: в меняющемся мире компаниям необходимо быть более осознанными для того, чтобы их выбирали молодые сотрудники.

А что в России?

Об устойчивом развитии на территории России можно сказать, что российские компании зачастую не уступают мировым в уровне и применении решений: девять из десяти зарубежных инвесторов обращают внимание на приверженность компании целям устойчивого развития.

Но существует страновая специфика, которую большинство исследователей не учитывают при замерах. Географические, социально-экономические и институциональные особенности развития стран влияют на важность восприятия и реагирования на различные цели устойчивого развития. Например, российские компании долгое время концентрировались на экологической составляющей устойчивого развития. Но в последнее время все чаще обращаются к целям устойчивого развития городов, образованию и росту качества жизни в охватываемых территориях.

Так, группа ЧТПЗ профинансировала разработку мастер-плана по благоустройству и развитию городской среды Первоуральска Свердловской области, где находятся предприятия компании. Документ предусматривает создание концепции качественной среды для горожан разного возраста, стратегические направления преобразования общественных пространств, а также дорожную карту развития, которая будет способствовать привлечению в город человеческого капитала.

И это только два примера, а их на самом деле десятки. По разным данным, в стратегии развития подавляющего большинства (свыше 90%) крупнейших российских компаний внедряются цели устойчивого развития.

Среднему бизнесу этот процесс только предстоит — тем интереснее наблюдать за ним сейчас.

Устойчивое развитие — одна из актуальных и обсуждаемых тем в российском и международном сообществах. Тем не менее, вопрос часто остается открыт — что такое устойчивое развитие, какие выгоды и преимущества оно дает, и почему эта идея так важна для современной организации. Компания CHEP (ЧЕП)в России, входящая в группу компаний Brambles, рассказала о том, что такое устойчивое развитие на примере их компании, которая работает в 60 странах мира и была признана лучшей по индексу устойчивости Доу-Джонса (Dow Jones Sustainability Index) в категории глобальных коммерческих услуг и поставок в 2017 году.

Устойчивое развитие — что это?

Программа устойчивого развития: теория и практика

Компании, которые следуют принципам устойчивого развития — более конкурентные, стабильные и успешные на рынке, ведь им отдают предпочтение крупные заказчики, инвесторы, общественные деятели, которые осознают взаимозависимость между финансовыми результатами организации и нефинансовыми программами. Чтобы оценить и сравнить деятельность компаний по устойчивому развитию, были созданы индексы компаний-лидеров в этой области, наиболее известным и авторитетным является семейство индексов устойчивого развития Доу Джонса (Dow Jones Sustainability Index).

В числе последних документов, которые затрагивают тему устойчивого развития - Парижское Соглашение, принятое по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата (РКООНИК) в Париже в 2016 году и подписанное 197 странами мира. Документ регламентирует меры по снижению выбросов углекислого газа в атмосфере. Цель — удержать прирост глобальной средней температуры и принять усиленные меры по искоренению нищеты. Несмотря на то, что Россия, входящая в пятерку стран-лидеров по выбросам CO2, так и не ратифицировала документ, глобально цивилизованное мировое сообщество понимает необходимость считаться с природными ресурсами и снижать негативное воздействие на окружающую среду. Идея Парижского Соглашения и устойчивого развития стали неким стимулом и ориентиром для бизнеса, который нацелен на международный рынок, и сигналом для инвесторов, которые оценивают активы с точки зрения долгосрочных, менее рисковых вложений.

Программа устойчивого развития: теория и практика

Устойчивое развитие CHEP (ЧЕП)

Экономическое развитие

Экономические цели компании можно разделить на несколько основных направлений:

  • Совершенствование цепочки поставок, за счет снижения финансовых, временных затрат партнеров и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Большое значение здесь играет транспортная коллаборация — совместное планирование перевозок таким образом, чтобы максимально сократить порожние рейсы. Система транспортной коллаборации помогает распределить нагрузку между клиентами, объединяя ее участников в общий пул пользователей паллетами с учетом их транспортных потребностей. Оптимальные маршруты следования автомашин компания организует с более чем 150 компаниями-партнерами, и эта система продолжает расти, экономя более 3,5 млн порожних миль в Европе и сокращая более 5 500 тонн выбросов CO2 в год.

Разработка грамотной корпоративной политики, то есть позиционирование компании как работодателя, включает в себя: вовлечение в деятельность организации, инвестиции в безопасность сотрудников, их обучение. Грамотные, вовлеченные в процесс люди — ценный ресурс, ведь такие сотрудники эмоционально привязаны, лояльны к компании, готовы выполнять больше обязанностей и более результативны, что влияет на финансовые результаты бизнеса.

Программа устойчивого развития: теория и практика

3 работающие программы Brambles:

Социальное развитие компании

С точки зрения социальной миссии компания сосредоточена на решении вопросов нехватки продовольствия и восполнении ресурсов окружающей среды. Компания запустила программу Brambles’ Better Communities, которая работает в трех направлениях:

Программа устойчивого развития: теория и практика

В 2017 году объем такого вида пожертвований составил более 2,8 млн долларов, что на 86 % выше, чем в 2016 году.

В 2017 году общий объем по этой части программы составил более 1,2 млн долларов, что на 12 % больше чем в 2016 году.

Экологическое развитие компании

Долгосрочная деятельность компании так или иначе связана с экологическими вопросами — использование сырья из возобновляемых источников, снижение выбросов углекислого газа и сведение количества отходов к нулю.

Обя­за­тель­ст­ва го­су­дарств по дос­ти­же­нию ус­той­чи­во­го раз­ви­тия бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны в дек­ла­ра­ции По­вест­ка дня на XXI век, при­ня­той на Кон­фе­рен­ции ООН по ок­ру­жаю­щей сре­де и раз­ви­тию (июнь 1992 год, Рио-де-Жа­ней­ро).

В декабре 1992 года ООН уч­ре­ди­ла специальную Ко­мис­сию по ус­той­чи­во­му раз­ви­тию. В 1995 Ко­мис­сия при­ня­ла Про­грам­му ра­бо­ты по по­ка­за­те­лям (ин­ди­ка­то­рам) ус­той­чи­во­го раз­ви­тия, пред­на­зна­чен­ным для ис­поль­зо­ва­ния на национальном уров­не стра­на­ми в хо­де при­ня­тия стра­те­гических ре­ше­ний.

По­ка­за­те­ли ус­той­чи­во­го раз­ви­тия раз­де­ле­ны на 4 груп­пы:

1) ин­ди­ка­то­ры со­ци­аль­ных ас­пек­тов (борь­ба с бед­но­стью; ди­на­ми­ка де­мо­гра­фич. про­цес­сов и ус­той­чи­вость раз­ви­тия; раз­ви­тие об­ра­зо­ва­ния, гра­мот­но­сти, про­грамм обу­че­ния; ох­ра­на и улуч­ше­ние здо­ро­вья лю­дей; обес­пе­че­ние ус­той­чи­во­го раз­ви­тия мест мас­со­во­го про­жи­ва­ния лю­дей);

2) ин­ди­ка­то­ры эко­но­мических ас­пек­тов (ме­ж­ду­нар. со­труд­ни­че­ст­во по уси­ле­нию ус­той­чи­во­го раз­ви­тия и со­от­вет­ст­вую­щая внутреняя по­ли­ти­ка; из­ме­не­ние мо­де­лей по­треб­ле­ния; фи­нан­со­вые ре­сур­сы и ме­ха­низ­мы их ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния; пе­ре­да­ча эко­ло­ги­че­ски чис­тых тех­но­ло­гий, со­труд­ни­че­ст­во и раз­ви­тие по­тен­циа­ла);

3) ин­ди­ка­то­ры эко­ло­гических ас­пек­тов (ох­ра­на ка­че­ст­ва вод­ных ре­сур­сов и обес­пе­че­ние пить­е­вой во­дой; ох­ра­на океа­нов, всех ти­пов мо­рей и при­бреж­ных рай­онов; ин­тег­ри­ро­ван­ный под­ход к пла­ни­ро­ва­нию и управ­ле­нию зе­мель­ны­ми ре­сур­са­ми; управ­ле­ние хруп­ки­ми эко­си­сте­ма­ми: пус­ты­ни и за­суш­ли­вые зо­ны, гор­ные рай­оны; обес­пе­че­ние ус­той­чи­во­го раз­ви­тия сельского хозяйства и сель­ских рай­онов; за­щи­та ат­мо­сфе­ры; пе­ре­ра­бот­ка твёр­дых от­хо­дов и во­про­сы ка­на­ли­за­ции, ток­сич­ных хи­ми­ка­тов, опас­ных от­хо­дов; пе­ре­ра­бот­ка и обез­вре­жи­ва­ние ра­дио­ак­тив­ных от­хо­дов; борь­ба с опус­ты­ни­ва­ни­ем; со­хра­не­ние био­раз­но­об­ра­зия; эко­ло­ги­че­ски чис­тая био­тех­но­ло­гия);

4) ин­ди­ка­то­ры ин­сти­ту­цио­наль­ных ас­пек­тов (ин­те­гра­ция эко­ло­гич. ин­те­ре­сов и прин­ци­пов раз­ви­тия в про­цес­се при­ня­тия ре­ше­ний; нау­ка и ус­той­чи­вое раз­ви­тие; ме­ж­ду­народные за­ко­но­дательные ин­ст­ру­мен­ты и ме­ха­низ­мы; пре­дос­тав­ле­ние и об­мен ин­фор­ма­ци­ей для при­ня­тия стра­те­гических ре­ше­ний; уси­ле­ние основных групп на­се­ле­ния).

В дек­ла­ра­ции, при­ня­той в 1992 году в Рио-де-Жа­ней­ро, ука­за­но так­же на 5 основных про­ти­во­ре­чий ус­той­чи­во­го раз­ви­тия, ко­то­рые пред­ла­га­ет­ся ре­шать с ис­поль­зо­ва­ни­ем раз­но­об­раз­ных под­хо­дов:

1) про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду ре­аль­ной жиз­нью и жиз­нью в гар­мо­нии с при­ро­дой: в цен­тре вни­ма­ния долж­ны на­хо­дить­ся лю­ди, ко­то­рые име­ют пра­во на здо­ро­вую и пло­до­твор­ную жизнь в гар­мо­нии с при­ро­дой;

2) про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду ре­аль­ным раз­ви­ти­ем и ок­ру­жаю­щей сре­дой: эко­ло­гич. со­став­ляю­щая долж­на стать не­отъ­ем­ле­мой ча­стью про­цес­са раз­ви­тия и не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся в от­ры­ве от не­го;

3) про­ти­во­ре­чие ин­те­ре­сов со­вре­мен­но­го и бу­ду­ще­го по­ко­ле­ний: удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей че­ло­ве­ка и со­хра­не­ние ок­ру­жаю­щей сре­ды долж­ны при­сут­ст­во­вать в ин­те­ре­сах ка­ж­до­го по­ко­ле­ния;

4) про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду бо­га­ты­ми и бед­ны­ми стра­на­ми и людь­ми: не­об­хо­ди­мо умень­шать раз­рыв в уров­не жиз­ни ме­ж­ду стра­на­ми и людь­ми, ис­ко­ре­нять го­лод и ни­ще­ту;

5) внут­ри­эко­но­мич. про­ти­во­ре­чия: ус­той­чи­вое раз­ви­тие пред­по­ла­га­ет ис­клю­че­ние или умень­ше­ние не спо­соб­ст­вую­щих его реа­ли­за­ции мо­де­лей про­из-ва и по­треб­ле­ния.

В Йо­хан­нес­бур­ге 26 августа - 4 сентября 2002 года про­шла Все­мир­ная встре­ча на выс­шем уров­не по ус­той­чи­во­му раз­ви­тию, на ко­то­рой был при­нят имею­щий ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер план дейст­вий по реа­ли­за­ции По­вест­ки дня на XXI век. В нём под­чёр­ки­ва­лось, что главными за­да­ча­ми и основными тре­бо­ва­ния­ми устой­чи­во­го раз­ви­тия яв­ля­ют­ся ис­ко­ре­не­ние ни­ще­ты, из­ме­не­ние не­устой­чи­вых мо­де­лей про­из-ва и по­треб­ле­ния, ох­ра­на и ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние при­ро­до­ре­сурс­ной ба­зы эко­но­мического и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия. Для реа­ли­за­ции По­вест­ки дня на XXI век в ус­ло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции долж­ны быть за­дейст­во­ва­ны все субъ­ек­ты меж­ду­народных от­но­ше­ний. В пла­не ука­зы­ва­лось, что ос­но­ву ус­той­чи­во­го раз­ви­тия на национальном уров­не со­став­ля­ют про­ду­ман­ная со­ци­аль­ная и эко­но­мич. по­ли­ти­ка, а так­же по­ли­ти­ка в об­ла­сти ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды, де­мо­кра­тические ин­сти­ту­ты, пра­во­по­ря­док, ме­ры по борь­бе с кор­руп­ци­ей, обес­пе­че­ние ген­дер­но­го ра­вен­ст­ва и соз­да­ние бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для ин­ве­сти­ций. Бы­ло под­чёрк­ну­то так­же, что су­щест­вен­но важ­ное зна­че­ние для до­сти­же­ния ус­той­чи­во­го раз­ви­тия име­ют мир, без­опас­ность (в т. ч. эко­ло­ги­чес­кая бе­зо­пас­ность), ста­биль­ность и ува­же­ние прав че­ло­ве­ка и осн. сво­бод, вклю­чая пра­во на раз­ви­тие, а так­же ува­же­ние куль­тур­но­го раз­но­об­ра­зия.

В пла­не кон­ста­ти­ро­ва­лось, что со­хра­ня­ет­ся раз­рыв меж­ду раз­ви­ты­ми и раз­ви­ваю­щи­ми­ся стра­на­ми, в свя­зи с чем не­об­хо­ди­мо соз­да­ние ди­на­мич­ных и бла­го­при­ят­ных меж­ду­народных эко­но­мических ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих ин­тер­на­цио­наль­ное со­труд­ни­чест­во, осо­бен­но в об­ла­сти фи­нан­сов, тор­гов­ли, пе­ре­да­чи тех­но­ло­гий, а так­же пол­ное и дей­ст­вен­ное уча­стие раз­ви­ваю­щих­ся стран в про­цес­се при­ня­тия ре­ше­ний на гло­баль­ном уров­не. В пла­не ука­зы­ва­лось на не­об­хо­ди­мость уве­ли­че­ния пе­ре­да­чи фи­нан­со­вых ре­сур­сов (в т. ч. но­вых и до­пол­нит. фи­нан­со­вых ре­сур­сов) раз­ви­ваю­щим­ся стра­нам для под­дер­жа­ния их национальных стра­те­гий и прог­рамм ус­той­чи­во­го раз­ви­тия. В свя­зи с этим бы­ли вы­ра­бо­та­ны ре­ко­мен­да­ции по ак­ти­ви­за­ции дея­тель­но­сти ООН, ВТО, Кон­фе­рен­ции ООН по тор­гов­ле и раз­ви­тию (ЮНКТАД) и других меж­ду­народных организаций, в т. ч. при­ро­до­ох­ра­ни­тель­ных, по рас­ши­ре­нию про­грамм, осу­щест­вляе­мых по ли­нии фон­да Официальную по­мощь в це­лях раз­ви­тия, Гло­баль­но­го эко­ло­гического фон­да и др., по сни­же­нию уров­ня за­дол­жен­но­сти раз­ви­ваю­щих­ся стран. На встре­че в Йохан­нес­бур­ге бы­ли очер­че­ны ин­сти­ту­цио­наль­ные рам­ки ус­той­чи­во­го раз­ви­тия на меж­ду­народном, ре­гио­наль­ном и национальном уров­нях.

Реа­ли­зуя свои меж­ду­народные обя­за­тель­ст­ва, РФ раз­ра­бо­та­ла в 1992 гду Национальный план дейст­вий по ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды, на­це­лен­ный на оз­до­ров­ле­ние эко­ло­гич. об­ста­нов­ки в Российской Фе­де­ра­ции, сни­же­ние её не­бла­го­при­ят­но­го влия­ния на здо­ро­вье на­се­ле­ния, со­хра­не­ние жиз­не­обес­пе­чи­ваю­щих функ­ций био­сфе­ры, обес­пе­че­ние эф­фек­тив­но­го уча­стия Рос­сии в меж­ду­нар. при­ро­до­ох­ран­ной дея­тель­но­сти. План ус­та­но­вил ори­ен­ти­ры для це­ле­на­прав­лен­но­го ис­поль­зо­ва­ния бюд­жет­ных ас­сиг­но­ва­ний на ох­ра­ну ок­ру­жаю­щей при­род­ной сре­ды, а так­же для вы­де­ле­ния фи­нан­со­вых средств на при­ро­до­ох­ран­ные це­ли отечествеными и за­ру­беж­ны­ми ин­ве­сто­ра­ми.

Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 4 февраля 1994 года № 236 ут­верж­де­на Государственная стра­те­гия Российской Фе­де­ра­ции по ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды и обес­пе­че­нию ус­той­чи­во­го раз­ви­тия. В це­лях соз­да­ния не­об­хо­ди­мых ус­ло­вий для реа­ли­за­ции её основных по­ло­же­ний раз­ра­бо­та­ны и реа­ли­зо­ва­ны План дейст­вий Пра­ви­тель­ст­ва РФ в об­ла­сти ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды и при­ро­до­поль­зо­ва­ния на 1994-1995 годы (вклю­чал ок. 100 важ­ней­ших ме­ро­прия­тий эко­ло­гич. на­прав­лен­но­сти, в т. ч. по раз­ра­бот­ке 32 за­ко­но­про­ек­тов, 47 фе­де­раль­ных це­ле­вых про­грамм и под­про­грамм, 21 нор­ма­тив­но­го до­ку­мен­та) и на 1996-1997 годы(56 ме­ро­прия­тий, в т. ч. по раз­ра­бот­ке 4 за­ко­но­про­ек­тов, 41 фе­де­раль­ной це­ле­вой про­грам­мы).

Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 1 апреля 1996 года № 440 ут­верж­де­на Кон­цеп­ция пе­ре­хо­да Российской Фе­де­ра­ции к ус­той­чи­во­му раз­ви­тию. До­ку­мент со­дер­жит си­сте­му по­ло­же­ний, ха­рак­те­ри­зую­щих ус­той­чи­вое раз­ви­тие, Рос­сию на по­ро­ге XXI века, за­да­чи, на­прав­ле­ния и ус­ло­вия пе­ре­хо­да к ус­той­чи­во­му раз­ви­тию, кри­те­рии при­ня­тия ре­ше­ний и по­ка­за­те­ли ус­той­чи­во­го раз­ви­тия, эта­пы пе­ре­хо­да Рос­сии к ус­той­чи­во­му раз­ви­тию и др.

Пос­ле при­ня­тия Ки­от­ско­го про­то­ко­ла 1997 года к Ра­моч­ной кон­вен­ции ООН об из­ме­не­нии кли­ма­та (под­пи­сан Российской Фе­де­ра­ци­ей 11 марта 1999 года) с учё­том основных по­ло­же­ний это­го до­ку­мен­та и на ба­зе ра­нее при­ня­тых российских за­ко­но­дательных ак­тов Пра­ви­тель­ст­во РФ 31 августа 2002 года одоб­ри­ло Эко­ло­ги­чес­кую докт­ри­ну РФ.

Читайте также: