Какая женщина политик предложила утвердить 8 марта как день борьбы за права женщин

Обновлено: 16.05.2024

Задуманный как самый политический праздник превратился в самый человеческий. Но далеко не во всех странах.

Самый весенний праздник – Международный женский день – приближается с каждым часом. Мало того что с момента своего появления он прошёл завидную эволюцию, так ещё и дата празднования была установлена не сразу, а блуждала по календарю несколько лет. Да и задумывался он прародительницами нынешних феминисток, называемых тогда эмансипе (во всяком случае в России) и исповедующих преимущественно коммунистическую идеологию, совсем иным – днём международной солидарности женщин в борьбе за равные права с мужчинами и эмансипацию.

Суфражистки, эмансипе и прочие феминистки в начале прошлого века вдруг почувствовали, что просто труд у ткацкого станка или на домашней кухне не позволяет им реализоваться как полноценным личностям. Обязанностей у них было много, к тому же работа на фабрике не освобождала от ведения домашнего хозяйства и готовки пищи для семьи, а вот с правами было как-то не очень. Причём если фабричных женщин больше волновала равная оплата с мужчинами за одинаковый труд, то дам "из общества" не могло оставить равнодушными отсутствие у них политических прав – особенно избирать и быть избранными. И конечно, в наибольшей степени это касалось социал-демократок и прочих революционерок.

Первый марш женщин – социал-демократок прошёл в Нью-Йорке 28 февраля 1908 года. Там же, в США, Соцпартия впервые установила национальный женский день. Постановили считать им последнее воскресенье февраля. Вот только праздником он не стал, да и просуществовал лишь четыре года.

Европейские социал-демократки пошли своим путём, проигнорировав решение заокеанских подруг. В 1910 году немка Клара Цеткин предложила учредить Международный женский день. Но не как праздник, а как день женских митингов, маршей, шествий, забастовок и прочих способов борьбы за свои права. И началось: кто в лес, кто по дрова. В 1911-м женский день отмечали 19 марта, в следующем году – 12 мая. В 1913-м раздрай пошёл полный. Во Франции и России – 2 марта, в Австро-Венгрии, Швейцарии и Голландии – 9 марта, в Германии – 12 марта. В год начала Первой мировой войны 8 марта пришлось на воскресенье, и женщины отметили его своими митингами и шествиями одновременно в восьми странах по обе стороны Атлантики.


Суфражистки, рекламирующие Женский общественно-политический союз. Лондон, июнь 1908 года. Фото: Museum of London/Global Look Press

Официально, на уровне государства, Международный день солидарности женщин был признан в Советской России после Октябрьской революции. А в 1921-м делегатки Коммунистической женской конференции постановили отмечать этот праздник 8 марта (в этот день, 23 февраля по старому стилю, в 1917 году десятки тысяч петроградских работниц прошли маршем по столице, стимулировав в некоторой степени начало Февральской революции), причём в статусе события международного масштаба. С 1966 года 8 Марта стало ещё одним "красным днём календаря" в СССР.

Как бы "цивилизованные" Европа и США ни кичились своими демократиями, ни обличали тоталитарный социалистический лагерь, но Международный женский день стал праздником только в странах победившего социализма или выбравших социалистический путь развития. Вплоть до сегодняшнего дня этот праздник отмечают в России и большинстве постсоветских республик (от праздника женщин отказались Литва и Эстония), в КНР (правда, там он существует только для самих женщин и в виде укороченного рабочего дня), Мадагаскаре, Анголе, КНДР, Замбии и ряде других государств. В ФРГ у 8 Марта статус регионального праздника, а выходным он стал исключительно в бывшей столице ГДР Берлине.


Массовый митинг женщин возле здания Государственной думы. Петроград. Февраль 1917 года. Фото: Russian Look/Global Look Press

В странах с, как принято говорить в "цивилизованном обществе", тоталитарным режимом, где всё должно быть, по идее, политизировано по максимуму, Международный женский день давно уже превратился из политического праздника в просто человеческий. В этот день мы поздравляем наших женщин, дарим им цветы, преподносим подарки, восхищаемся их красотой, терпением, возводим их на высшую ступеньку пьедестала почёта в семье и в обществе.

Совсем другое дело – современные западные "демократии". В них празднование Международного женского дня стало проявлением "сексизма". В общем, трудно было ожидать иного от стран, где количество гендеров скоро подойдёт, наверное, уже к сотне. Кстати, в 2014 году российские феминистки, взявшие Запад за образец для подражания, организовали своё шествие 8 марта. И провели его под лозунгами "Против навязанных гендерных стереотипов!" и "Против узаконенной гомофобии и трансфобии!". Вместе с лесбиянками и гомосексуалистами в их мероприятии участвовали и представители левых движений. Набралось около 200 активистов. Право слово, коммунистки и социал-демократки Клара Цеткин и Роза Люксембург, стоявшие у истоков организации праздника, которые были охочи до гораздо более молодых, нежели они, мужчин (Роза Люксембург, например, в возрасте 36 лет даже закрутила роман с 22-летним сыном Клары Цеткин, из-за чего подруги охладели друг к другу), вряд ли бы одобрили такую манифестацию лесбиянок и защитников зоофилов. Вернуть политическое звучание празднику хотят и современные левые совершенно разной ориентации. И здесь, как и на многих других участках, они смыкаются с, как это ни удивительно на первый взгляд, отечественными либералами.

А нам, честно говоря, гораздо больше нравится просто поздравлять женщин и восхищаться ими, чем бороться за права извращенцев. Так что пусть 8 Марта и дальше остаётся праздником преклонения перед теми, кого мы именуем слабым полом. Какими бы сильными они не были.

Праздник этот придуман в 1910 году еврейской большевичкой Розой Люксембург и феминисткой Кларой Цеткин. Придумали этот праздник, который был утвержден в следующем, 1911 году, на Европейской конференции женщин-социалисток.

День 8 марта подозрительно “удачно” пришелся на празднование иудейского праздника Пурим. Пурим празднуется в честь “подвига” Есфири.

Разберём подробнее обратившись к статьям Диакона Андрея Кураева и другим образованным людям. Дабы опять всё не списали на паранойю "Фашистов едящих детей"

Весну естественно было бы встречать не 1 марта. Логично было бы ее чествовать 22 марта - в день весеннего равноденствия. День женщины можно было бы праздновать в любое из воскресений весны. Но почему же было выбрано именно 8 число марта?

Почему именно 8 марта было избрано для такого праздника? Почему большевики (верхушка сплошь евреи) празднуется 7 ноября - понимаю. Почему день классовой солидарности трудящихся отмечается 1 мая - тоже всем известно (по крайней мере официальная версия уверяет, что это память о демонстрации рабочих в Чикаго). Но выбор 8 марта не был объяснен никак. Ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта, и оказалось столь значимо и памятно для пламенных революционеров, что они решили хранить в веках память об этом дне.

Но если люди празднуют день, о мотивах празднования которого им самим ничего не известно - не странно ли это? Не делает ли это возможной ситуацию, при которой одни люди (статисты, приглашенные на праздник) отмечают одно, а другие (организаторы) празднуют нечто совсем иное? Может быть, организаторы решили не разглашать тайну своей радости? Мол, радость у нас большая, и мы не против того, чтобы весь мир нас поздравлял с этим днем.
Но у нас свой, очень частный и не всем понятный повод для праздника, а праздник мы хотим вселенский, и вот для того, чтобы весь мир искренне веселился и искренне нас поздравлял - мы дадим ему другое толкование.

Раз мотивы были личными - значит, надо присмотреться к личностям. А этот портретный ряд знаком нам с юности. Вот только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих корифеев и героев революции 17 года не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален входили и в него сплошь ЕВРЕИ. Истории революционного движения в Европе рубежа XIX-XX веков. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилия" и призвали разрушить его "до основания".

Вам пришла в голову замечательная идея создать женский день. Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь
Эсфири посвящен ежегодный и самый "веселый праздник" еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи).
Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом всех наших женщин(пусть даже и не сознавая этого).

Как можно спустя тысячелетия арийским народам праздновать события того дня. Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о "веселом празднике Пурим"?
А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и "благословен Мардохей" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664).

Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" (Еврейская Энциклопедия. т. 13. стб. 126). Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?".
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" (там же, стб. 124).
Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала устроивших резню в православной России, женское революционное движение ассоциировалось именно с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?

У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам. Пурим - праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом "Диспуте Нахманида" иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих". Иудей соглашается, что речь идет о Мессии. И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его - они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию" (Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с. 48). Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы - враги евреев.
События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом.

Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю - это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе.

Но это - миф. 23 февраля 1918 г. не было еще Красной Армии и не было ее побед.Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводу первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 г. 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии. Однако, еще за год до 23 февраля 1918 г. "Правда" пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем: "Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника" (Великий день // Правда, 7 марта 1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к Международному женскому дню 23 февраля // Независимая газета, 22.2.1997).
Впрочем, придумать празднованию 23 февраля прикрытие надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917 г. началась "Февральская революция". Поскольку большевики не играли в ней ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои святцы, то надо было дню "свержения самодержавия" (сохранив его праздничность) дать иное название. Он стал "днем Красной Армии".
Так традиция празднования Пурима привела к установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному дню были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23 февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало ("совпали") с разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. в России запахло погромом - погромом русской культуры. Так что советское поздравление с 8 марта (равно как и с 23 февраля) - это еще и поздравление с "избавлением" от "царизма". Православным же людям поздравлять друг друга с таким праздничком - это уже не смирение, а садомазохизм.
И еще: единственное военное событие, происшедшее 23.2.1918 - это решение ЦИК Совнаркома о принятии условий "Брестского мира". Это - день капитуляции России в первой мировой войне. Капитуляции по воле Интернационала, превратившего "войну империалистическую (точнее - отечественную) в войну гражданскую".
Трудно найти более позорный день в военной истории России (в том числе - Советской России). И то, что сегодня этот день называют "Днем защитников Отечества", - еще одна издевка.


Поэтому особенно мы обращаемся к молодым людям: подумайте, стоит ли поздравлять с праздником резни маму или любимую девушку?
Может стоит всегда хорошо относиться к женщинам, как к родителям нашей нации и народа.


Мы все знаем официальную историю этого праздника, но Франсуаза Пик (Françoise Picq), социолог и эксперт по феминистским движениям, рассказывает о довольно туманных корнях этого праздника.

Когда на второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила создать Международный женский день, перед ней стояло сразу две задачи. Она стремилась сделать так, чтобы руководство социалистов подхватило требования женщин (право голоса, равная зарплата…), и в то же время хотела ослабить влияние буржуазных феминисток на женщин из рабочей среды.



Клара Цеткин и Роза Люксембург

Немецкие социалистки и небезызвестная коммунистка Клара Цеткин на пару с Розой Люксембург в следующем году на Женской конференции согласились, что необходим праздник, который бы продвигал равные права для женщин, в том числе и суфражистские идеи.

Вот как все начиналось…

Начало революции 1917 года

После принятия решения социалистические организации начали отмечать этот праздник в разные дни года в зависимости от страны. В Германии, Австрии и Дании демонстрации прошли 19 марта 1911 года. В России Женский день сначала отпраздновали 3 марта 1913 года, а затем 8 марта 1914 года. Выбор дат был совершенно произвольным, никакого официального решения тут так и не прозвучало.


8 марта 1917 года в России вновь отметили Женский день. Бастующие рабочие и простые женщины вышли на улицы Петрограда. Толпа разрасталась, к ней присоединились мужчины… Таким было начало февральской революции, которая зародилась именно 8 марта из-за расхождений между грегорианским и юлианским календарями.
В 1921 году Советский Союз официально утвердил 8 марта Женским днем в память о той женской демонстрации 1917 года, которая ни много ни мало положила начало революции в России.
Постепенно этому примеру последовали страны Восточной Европы, Китай, Вьетнам и Куба. 8 марта стал коммунистическим праздником.

Но потом, в 1955 году в прессе появилось объяснение корней этого дня 8 марта. 8 марта 1857 года началась забастовка работавших на текстильной фабрике в Нью-Йорке женщин. За всеми демонстрациями женщин в XIX и начале ХХ века неизменно следовали жесткие репрессии. Но никаких следов похожих событий 8 марта 1857 года не осталось. Кроме того, тот день пришелся на воскресенье, которое не слишком подходит для стачки…

Миф о нью-йоркской забастовке 1857 года

Получается, американцы пытались перетянуть на себя Женский день, который до того момента был на 100% коммунистическим праздником? В условиях холодной войны такое объяснение может показаться весьма притягательным. Но миф о нью-йоркских рабочих появился на страницах L'Humanité, которая, насколько нам известно, не была продавшейся Америке газетой… Кроме того, материал вышел из-под пера таких убежденных коммунисток как Ивонн Дюмон (Yvonne Dumont), Клодин Шома (Claudine Chomat), Мадлен Колен (Madeleine Colin).

Легенда об американском происхождении этого праздника существовала более 20 лет, и никто даже не пытался проверить ее историческую достоверность. Сцена действительно была прекрасной и героической: американские швеи выходят на демонстрацию посреди Нью-Йорка. Они скандируют лозунги о равенстве зарплат и сокращении рабочего времени. Их кулаки подняты вверх, а волосы развеваются на ветру. Все завершается появлением полиции и жестоким разгоном женской демонстрации.


Во всяком случае, это куда сильнее будоражило воображение, чем какая-то непонятная конференция женщин-социалисток на фоне съезда Второго интернационала.

Тем не менее, в 1977 году Франсуаза Пик с четырьмя коллегами решили пролить свет на происхождение 8 марта для феминистского журнала Histoires d'Elles. К тому моменту эта легенда о нью-йоркской забастовке прочно засела в сознании:

Тем не менее, результаты их работы заставили позеленеть от зависти любого уважающего себя историка:

Не было никаких указаний на какие-либо происшествия на нью-йоркских улицах 8 марта 1857 года.


Почему L'Humanité создала этот миф?

С распространением мифа Женский день стал международным. Американские феминистки оценили его предполагаемые нью-йоркские корни и привезли праздник в США. В 1970-х годах его взяли на вооружение все феминистские движения.


В 1977 году ООН выступила с инициативой посвятить день правам женщин и миру во всем мире.

В 1982 году министр по правам женщин Иветт Руди (Yvette Roudy) официально ввела Женский день во Франции.

До России празднование докатилось в 1913 году. Женский день вовсе не был таким мирным, как сейчас, а сопровождался митингами и демонстрациями. Так, 23 февраля 1917 года по старому стилю (то есть 8 марта по новому) забастовка текстильщиц и последующее организованное шествие с требованием равных прав для женщин стали одним из триггеров к дальнейшей волне протестов, которые привели к Февральской революции. Совпавший по дате с одним из важнейших переломных моментов в истории России, праздник как традиция укрепился в СССР. Примерно до 70-х годов 8 Марта в первую очередь ассоциировалось с участницами революции и их успешной борьбой за независимость женщин. Так или иначе история праздника на Западе и в России свидетельствует, что в первую очередь он был придуман как инструмент эмансипации и популяризации уважения к женщинам.

История умалчивает, когда и почему на смену шествиям и демонстрациям пришла нынешняя конфетно-букетная традиция празднования 8 Марта. Некоторые авторы считают, что виной тому стала сознательная и последовательная политика советского руководства. Уже в 30-е годы были упразднены столь необходимые женотделы, занимавшиеся агитацией, образованием, помощью и борьбой за права женщин. Тем самым женщины лишились социального лифта, а не достигли новых вершин в равноправии. Последующие женские организации носили во многом номинальный характер. Постепенно революционная тематика исчезла даже с открыток, и акценты сместились на воспевание женской красоты и материнства, сделав праздник похожим, скорее, на День матери в других странах.

подарками на 8 Марта остаются цветы и сладости, а также парфюмерия и косметика. По данным ВЦИОМ только 5 % связывают праздник с эмансипацией. С одной стороны, этот опрос показывает положительную динамику в отношении равноправия — количество считающих, что женщины достойны тех же привилегий, что мужчины, увеличилось в 1,5 раза. С другой — каждый пятый респондент всё еще считает мужчин куда более способными, чем женщин. Гендерная принадлежность участников опроса не указана.

PS: В мире существует Международный мужской день, он отмечается 19 ноября. Этот праздник призван привлечь внимание к точно таким же вопросам, как и женский, только в отношении мужчин, а также поддерживать гендерный баланс. К сожалению, в России его совсем не празднуют, предпочитая дарить мужчинам носки и одеколоны в День защитника Отечества.

Типы деловой женщины современной России, они заложены ими: это либо вампир, ищущий обоснование для своих склонностей, сухая функционерка, интеллектуалка с больным самолюбием, комиссарша, привыкшая комиссарить настолько, что это и в постели никуда не девается. Они были первыми

ШЕСТЬ ЖЕНЩИН, ИЛИ КТО ПРИДУМАЛ 8 МАРТА

И потому поговорим об этих шести женских типах не с точки зрения их борьбы за права, но с точки зрения ниш, занимаемых ими в нашем сознании. Каждая — символ. И в эти шесть символов вполне укладывается наше представление о современной женщине.

ЦЕТКИН

Бабушка мировой революции, как и сказано выше. Мост между отцами-основателями (утопистами, теоретиками, экономистами, мыслителями) — и будущим широким зверством народных масс; как всякому деятелю переходного периода, ей выпало беспрерывно что-то организовывать. Идейная абстракция еще не превратилась в практическую борьбу и не выродилась в разгульное кровопролитие. Стихия Цеткин — конгрессы, съезды, издание партийной прессы, теоретическая полемика (но уже с отчетливым привкусом кулачного боя — сам Ленин, понимавший в зубодробительных дискуссиях, называл ее настоящим борцом!).

В Европе шестидесятых годов XIX века борчихи преобладали над борцами даже численно: для женского ума марксизм идеален, ибо женщина любит простое и сильное, ясное и убедительное. Карл уболтал Клару (ее фамилия тогда была еще Эйснер). Она выросла в семье сельского учителя, но фундаментального образования не получила — и потому поверила, что история человечества есть история развития производительных сил и производственных отношений. Как всякая хорошая хозяйка, она купилась на утверждение, что надстройка определяется базисом и что в понятие базиса входит еда, а в понятие надстройки — жизнь духовная. Если вдуматься, ортодоксальный марксизм, как он изложен у Маркса, — абсолютно женское учение. Кухня — это да, капитал — это сила, а все остальное от лукавого. То единственное, что делает человека человеком, Маркса не интересовало совершенно — и прав был несчастный безумец Отто Вейнингер, писавший в конце XIX века, что среднестатистическая женщина неспособна интересоваться возвышенным. Женщина искренне ненавидит все непонятное и любит простые, завершенные объяснения, не посягающие на ее картину мира. Умный рабочий еще может разочароваться в марксизме, но работница — никогда!

Клара Цеткин — это образ простой, добропорядочной и скромной женщины, у которой всех главных принципов в жизни, как и положено, по одному. Один на всю жизнь муж Осип Цеткин, еврей, из русских эмигрантов в Германии. Одно на всю жизнь всеобъясняющее учение, которому она, как и мужу, никогда не изменила. Один больной вопрос: положение женщин-работниц. Воплощенная порядочность — скучноватая, но никак не подлежащая осмеянию: в конце концов в 1932 году, открывая очередной политический сезон в рейхстаге на правах его старейшего депутата, именно Цеткин прямо и открыто заговорила об опасности фашизма. Так что, если б не добротная скука, исходящая от всего ее облика, Клара Цеткин была бы едва ли не идеалом бизнесвумен. Особенно если учесть, что она была бизнесвумен переходного периода, а потому зверства и сексуальные перверсии, неразрывно с ними связанные, были для нее еще не обязательны. До практики покуда не дошло. Средний класс, средние способности, средний интеллект, доброе, но строгое лицо. Среди наших завучей таких полно.

Да и вообще тип распространенный. Мода на марксизм прошла, тяга женщин к простоте осталась. Просто панацеей от всех бед им кажется уже не борьба женщин за свои права, но фитнес или боулинг.

ЛЮКСЕМБУРГ

Интеллектуалка. Тут уж ничего среднего: из богатой семьи польских евреев, с детства — исключительные способности, аналитический, мужской ум, нервность, порывистость. Влюбиться в нее, вероятно, нельзя было: слишком сложный характер, слишком много комплексов. Люксембург принадлежала ко всем возможным меньшинствам: еврейка (да еще в двух традиционно антисемитских странах — Польше и Германии), женщина умная (тоже меньшинство, да простят меня остальные), блестяще образованная (по тем временам — меньшинство из меньшинств), отлично пишущая (искал такую двадцать семь лет, насилу нашел, тут же набросился и женился — теперь пыль сдуваю, лишь бы сочиняла. С остальными со скуки помрешь).

АРМАНД

Женщина пар экселянс. Прирожденная куртизанка (наследственное). Выросла в роскоши. Тип Лары: умеет все, в руках горит любая работа, следит за собой, соображает быстро, читала много. В революцию (в бизнес, в профессию) идет по причине избытка ума и темперамента: ни домашнее хозяйство, ни романы не дают такой остроты. Влюбляется только в личностей, к их идеям остается достаточно холодна. Ленин так и не убедил ее, что главное в семье — социальное происхождение брачующихся и семейный бюджет.

Арманд никогда не интересовалась марксизмом. Ей в отличие от Цеткин совершенно не нужно было всеобъясняющее, простое и надежное учение. Ей нужно было жить интересно — а в учения она верила мало, поскольку отлично понимала всю широту и универсальность жизни, несводимой ни к одному учению.

Но есть и в этой женщине мировой революции не слишком приятные черты, которые во многом определили судьбу этой самой революции: упомянутый избыток темперамента привел к тому, что в конце концов в ней возобладал дух жертвенности. От него она и умерла, а вовсе не от тифа или холеры (в разных источниках — разные данные). Вся ее послереволюционная жизнь — доживание. Ленин отправил ее лечиться от малокровия — но от пустоты и тоски ее было уже не вылечить. Не в том дело, что она всю жизнь любила вождя и не перенесла его решения остаться с Крупской: я не стал бы преувеличивать их взаимную страсть. Дело было в том, что после победы революции ей нечего стало делать, а то, во что превратилась революция, подкосило ее окончательно.

Женщине (если она не так добропорядочна, как Цеткин, и не так умна, как Люксембург) вообще нравятся перемены, ее увлекает пафос преобразований. Я знал множество таких умелых, легких и неунывающих девушек, как Арманд. Они создавали кооперативы, занимались журналистикой, оказывались во главе турфирм. И очень быстро начинали скучать. Одна такая сейчас эмигрировала, другая стала психологом, третья вышла замуж и ушла в жизнь семейную.

Интересно, что Цеткин и Люксембург много писали и думали о положении работниц — Арманд же как теоретика занимало будущее семьи при социализме. В свободную любовь она не верила (не путайте с Коллонтай), но свято верила в то, что инстинкт создания и сохранения этой самой семьи всегда будет в человеке сильнее инстинкта социального.

Самая нормальная из женщин русской революции. И самая несчастная из них.

КОЛЛОНТАЙ

Бунин уверял, что она ко всему еще и лесбиянка. Что забиралась в постель к подруге в голубом пеньюаре, с коробкой конфет, — понежничать и посплетничать. Хочется думать, что ложь. Но тип угадан верно: самый опасный тип женщины, особенно в революционные времена, — тип жрицы ТЕОРЕТИЧЕСКОГО разврата.

Вся ее жизнь — истинно мужская попытка примирить врожденную полигамность с вынужденной моногамией: ей, видно, зачем-то нужно было всегда оказываться одной из вершин треугольника, любить двоих. С одним — не могла: скучно. Оправдывала себя литературным талантом, организаторскими способностями. Со способностями, судя по статьям, было туго. Теоретик посредственный, стилист никакой. Увлекает в ее писаниях только темперамент.

В сегодняшней России таких женщин множество. Революция (или бизнес, или финансовые авантюры и даже партработа) для них не более чем предлог: хочется жизни бурной и напряженной, связей многочисленных и необременительных. Но карьеру такие женщины делают редко: все-таки карьера женщины зависит от мужчины, а мужчины не любят таких полигамных. Отличительной чертой ее была честность: о новом любовнике тут же докладывала старому. А может, это и не честность вовсе, а особенный способ получать удовольствие: если никто не знает — удовольствия нет.

Поэтому из-за нее так часто стрелялись. Поэтому она прожила остаток жизни в почетной ссылке — послом в Швеции. Поэтому такие, как она, в современной русской жизни тоже не слишком преуспевают и кончают жизнь в обществе молодого любовника, которого ужасно мучат, мучат, мучат. потому что изменить ему уже не с кем. Нечто подобное проделывала со своими немногочисленными поклонниками и стареющая советская власть.

КРУПСКАЯ

И все-таки жалко ее, честное слово, — как жалко и подобных ей женщин нынешних времен: функционерок, запретительниц, пуританок. Было в ней что-то от Цеткин, но не было цеткинского здоровья и добропорядочности, умения вести дом и поддерживать разговор. Все какое-то второсортное, бедное, злое. Вот наказание Ленину: а вы все говорите, что он был мало наказан.

Сегодня этот тип почти не встречается. В России семидесятых годов он доминировал, с той только разницей, что Крупская была еще и честной. По крайней мере перед собой. Только за честность ей и можно простить многое — советская власть это качество успешно вытравляла.

РЕЙСНЕР

Если Коллонтай с рождения была своевольной и смелой, то Рейснер, девочка из интеллигентной семьи, росла тихой и мечтательной. Стихи очень любила. Жизнь ее сломал Гумилев, который всем женщинам мстил за одну — так и не ставшую ему женой в полном смысле слова. Жена — это ТВОЕ, Ахматова же ему не принадлежала ни секунды. Все остальные призваны были заглушить эту боль, и с ними он не особенно церемонился. Был у Рейснер первым. Привел ее в меблированные комнаты. Никакой романтики. Вдобавок в разговоре довольно резко заметил, что никогда не женится на женщине, пришедшей к мужчине на свидание по первому требованию. О, она была умна и чутка, а потому не сразу возненавидела его после этого. Другая бы могла или с ума сойти, или проклясть, или убить вообще. Она поняла, что он, в сущности, вечный гимназист, уязвленный и необыкновенно талантливый, — так что отношения даже не прервались.

И, как всякая возлюбленная поэта, она превратилась в существо неуправляемое и двойственное: он ее вырастил до себя, заставил порвать с привычной оболочкой — и получился монстр, существо, губительное для мужчин заурядных и добродетельных. Возлюбленные поэтов тем и опасны, что рано или поздно перерастают поэтов и перешагивают через них, успев, однако, многому научиться. Такой женщине прямой путь в революцию: всего остального ей уже мало. Ничего семейственного и домовитого (что было, например, в Арманд). Молодость, самоуверенность, тяга к приключениям — конквистадор в юбке. Она была высокого роста и красоты необыкновенной, хотя и несколько давящей, монументальной. Пастернак называл ее воплощенным обаянием. Сегодня такие женщины встречаются во множестве — сломали их либо поэты, либо блистательные авантюристы, каких много было в девяностые. Добиваются эти женщины успехов поистине выдающихся. Трудно сказать, удачливы ли они в браке, но в бизнесе удачливы. Тип и в самом деле обаятельный, но безнадежно надломленный. Художественный талант небольшой — всему, что она умела, ее научил Гумилев. Отсюда же и тяга к сильным сравнениям, экзотическим местам, энергичной композиции.

Она пережила его на пять лет. Никого другого в жизни, вероятно, не любила. Таких девушек много было в русской революции, взять хоть Галю Бениславскую (говорят, чекистку). Но Рейснер — единственная, кто стал символом, женщиной-мифом.

Вот, собственно, галерея наиболее распространенных типов, которые и сегодня никуда не делись.

Такие женщины не идут ни в бизнес, ни в революцию, отвечу я вам. Такие женщины лечат, учительствуют или сидят дома, или занимаются наукой, или сочиняют книги — в общем, не лезут устанавливать мировую справедливость и не верят в Единственно Верные Ответы.

Читайте также: