Философия как логика познания права

Обновлено: 14.05.2024

1.Правовая онтология бытие права, формы существования права.docx

2.Правовая гносеология границы и возможности познания правовой реальности.docx

2.Правовая гносеология: границы и возможности познания правовой реальности.

Предметная сфера правовой гносеологии - это теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Основная задача правовой гносеологии состоит в изучении предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях.

Правовая реальность не представляет какую-то субстанциональную часть реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Но этот способ настолько существенен, что при его отсутствии распадается сам человеческий мир

Правовая реальность представляет собой систему, существующую в рамках человеческого бытия. Как любая система она состоит из элементов, наделенных индивидуальными функциями.

С точки зрения элементного подхода правовая реальность представляет собой надстроечное явление, включающее правовые учреждения, правовые отношения и правовое сознание.

границы и возможности познания правовой реальности.

Вопрос о возможности познания правового бытия всегда стоял в центре внимания философско-правовой мысли прошлого и настоящего. Разработка методологических оснований познания права приобретает особенно большое значение сегодня. Динамизм и сложность современного мира, переплетение, взаимозависимость и взаимодействие экономических, политических, правовых и других социокультурных сфер общественной жизнедеятельности требуют строго научного к ним подхода, четкого определения логики познавательного процесса, рациональной организации исследовательской деятельности. Не только знание, но и путь к нему должны быть истинными, научно обоснованными и оптимальными.

В греческом языке путь достижения истины, цели называется методом Развитие и дифференциация метода в ходе развития познания привели к учению о методе — методологии.

Методология права (основу которой составляет философия права) разрабатывает логику, диалектику и теорию познания правового бытия и его практического преобразования.

В процессе познания возникает множество вопросов. Что может познать человек? Что дано ему познать? Как происходит познание?

1) когнитивизм (признание познаваемости мира);

2) агностицизм (отрицание или ограничение познаваемости мира).

Познание правовой реальности происходит на двух уровнях.

Первый уровень — обыденно-практическое познание, т.е. познание повседневной реальности. Здесь человек получает элементарные сведения об окружающем мире, о дозволенном и недозволенном, табу, запретах и т.п. Такое познание правовой реальности предстает как здравый смысл, первичное, преимущественно эмоциональное обобщение чувственного опыта.

Второй уровень познания — теоретический уровень, который связан с системным миром человека.

Теоретическое познание в современной философии чаще называют эпистемологией — учением о научном познании, что позволяет говорить и о философско-правовой эпистемологии, предметом которой является процесс научного познания правовой реальности. В основе научного познания любой реальности лежит определенная методология, т.е. определенные методы, при помощи которых можно познать правовое бытие.

Центральное место в правовой эпистемологии занимает учение об истине.

Его значимость вытекает не только из познавательного интереса, который, скажем, проявляет следователь, допрашивая подозреваемого, но, прежде всего, из практических потребностей установления истины для совершения правосудия.

Для познания правовой реальности в целом и для правотворчества в особенности основополагающее значение имеют:

принципы объективности и конкретности истины;

взаимосвязь абсолютной и относительной истин;

соответствие содержания понятий, суждений и умозаключений содержанию самой правовой реальности.

Важную роль в познании правовой реальности играют диалектическая и формальная логики.

Формальная логика исследует постоянные, устойчивые связи и явления, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях. Основные принципы формальной логики требуют, чтобы рассуждения о предмете были определенными, последовательными, непротиворечивыми и обоснованными.

Диалектическая логика исследует особые формы и закономерности развития знаний с позиций конкретности, объективности, причинности, всесторонности, историзма, разделения единого на противоположности.

В области философии права диалектическая логика позволяет познавать сущность и противоречивость, общее и единичное, необходимое и случайное, причины и следствия, многообразие связей в правовой реальности и в жизненном мире.

Философия права занимается поиском и установлением истины о праве, истинным познанием права как специфической формы социального бытия людей и особого вида социального регулирования.

Право как объект изучается различными науками, каждая из которых рассматривает право с точки зрения своего специфического понимания и методов изучения этого объекта. При этом под объектом науки (научной дисциплины) понимается то, что еще предстоит изучить и понять, а под предметом — уже определенное теоретически (научно) понятое состояние объекта, его когнитивно-семантическая форма (образ, модель, конструкция) выражения, определенная концепция его понимания и представления.

Философия права изучает право в целом, право как некую универсальную целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, что включает в себя как сущность права, так и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание права как определенной целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления (правовых явлений), предполагает и включает в себя определенное представление о различии и одновременно сочетании сущности и явлений в праве, правовой сущности и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметом философии права как науки (отдельной, самостоятельной научной дисциплины) является право как сущность и право как явление в их различии, соотношении (совпадении или несовпадении) и единстве, на которое направлено.

Существенная особенность такого разграничения и соотношения сущности и явления в сфере права обусловлена тем, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) имеет объективный характер, а право как явление носит официально-авторитарный (и в этом смысле субъективный) характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Таким образом, закон (позитивное право), т.е. то, что установлено в официально-властном (государственном) порядке и считается обязательным правом, может как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, юридическим правом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть неправовым явлением, незаконным, ложноправовым, нарушающим, противоправным правом).

Предмет и метод философии права - Определение предмета философии права

Определение предмета философии права

Учитывая это обстоятельство, приведенное выше определение предмета философии права можно сформулировать следующим более конкретным образом: Объектом философии права является право и закон в его различии, контексте и искомом единстве.

Здесь под правом понимается закон как сущность, т.е. присущий только праву как особому социальному явлению и специфическому регулятору объективный характер правовой системы, не зависящий от воли или произвола законодателя (государства), а под правом как официально-властным явлением понимается все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), т.е. т.е. общеобязательное право, все формы его выражения. т.е. общеобязательные предписания (правила, нормы поведения), которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и поэтому могут соответствовать или не соответствовать сущности права (право как сущность). Другими словами, закон в контексте различия между правом и законом означает закон в собирательном смысле, то есть все, что имеет силу закона и является официально обязательным.

Единство правовой системы (права как сущности) и права как явления (официально установленного правового явления в виде общеобязательного, обязательного права, позитивного права), к которому стремится философия права, — это юридическое право, юридическое позитивное право, т.е. такое государственно-установленное, обладающее императивным (юридическим) правом, официально действующее право (позитивное право), которое соответствует правовому бытию (праву как сущности) и потому представляет собой не только и не столько официально-авторитарное явление, сколько официально-авторитарное правовое явление, государственную форму правильного выражения (внешнего проявления) правового бытия в правовом явлении.

Либертарно-юридическая концепция философии права

Дальнейшая конкретизация приведенного выше определения объекта правовой философии зависит от понимания (и понятия) сущности права, лежащего в основе той или иной конкретной концепции правовой философии.

Согласно разработанной нами либертарно-юридической концепции философии права, о которой также пойдет речь в данной лекции, сущностью права является формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в этой концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей.

Такое понимание сущности права дает основание наполнить приведенные выше определения предмета философии права следующим образом: Объектом философии права является формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе правовой) сфере является именно формальным равенством, приведенное выше определение можно сформулировать в более краткой форме: Объектом философии права является принцип равенства и формы его проявления.

Формы внешнего проявления и практической реализации в эмпирической действительности формального равенства — это все реальные правовые явления нормативно-правового, институционально-властного и поведенческого характера, которые являются лишь различными формами внешнего выражения и конкретизации единой правовой сущности, единого отличительного правового принципа, общеправового принципа формального равенства.

Правовые явления

Таким образом, к правовым явлениям относятся все те реальные явления (официально установленное право, фактически существующее состояние, поведенческие акты различных субъектов общественной жизни, их взаимоотношения и т.д.), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и реализации требований этого принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не как эмпирические объекты, а только как правовые явления, как конкретизированные выражения формального равенства, то есть только в своих правовых измерениях и свойствах, в правовых (по своей сути и природе) формах права, государства, поведения, отношений и т.д.

Поэтому в предмет философии права входит, наряду с другими правовыми явлениями, государство как особый правовой феномен, а именно как институционально-авторитарная форма проявления, выражения и действия универсальной и унитарной правовой системы (принцип формального равенства, его свойства и требования).

В ходе освещения предмета философии права (правовое бытие и правовые явления, их различие и соотношение, формы их единства и др.), представлен предмет философии права (принцип формального равенства, его свойства и требования). Мы критически проанализируем с данных субъективно-правовых позиций соответствующие антиподы права, различные прошлые и настоящие теоретические и практические формы отрицания, игнорирования или искажения смысла, специфики и ценности права как сущности и как явления, подмена произвола правом, правовых норм и институтов государственной власти — антиправовыми формами организации чиновничьей власти и ее произвола, правовых форм жизни и отношений между свободными людьми — господством силы, насильственно навязанной людям сверху.

В этом смысле можно сказать, что любая философия права — это не только философское понимание и обоснование права, но и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических и практических проявлениях — в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и так далее. И чем глубже, яснее, точнее и адекватнее выявлен и определен объект философии права, тем выше, богаче и больше его теоретическое и практическое значение — как в позитивном смысле утверждения и освоения права, так и в критическом смысле разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола).

Основные положения либертарно-правовой концепции

Приведенные краткие определения содержат лишь наиболее важные и существенные признаки предмета философии права, полное освещение которых дано в общей концепции, представляющей собой форму систематического рассмотрения и раскрытия данного предмета. Далее нами рассматриваются основные положения данной либертарно-правовой концепции правовой философии — в общем контексте мировой и отечественной философии, в соотношении с другими философско-правовыми концепциями прошлого и настоящего.

Сформулированное нами понимание предмета правовой философии с либертарно-правовой точки зрения имеет также общее значение в плане выявления, уточнения и определения когнитивно-семантического момента, общего для различных правовых доктрин, выражения их профессионального единства как различных концепций такой общей и единой науки (научной и учебной дисциплины), как правовая философия. Таким общим моментом, имеющим субъектообразующее значение для всей философии права (для всех ее концепций, направлений, версий и вариантов), является понимание права в целом как сущности и как явления, т.е. теоретическое разграничение в праве конкретной правовой системы объективной природы (т.е. сущности права, независимой от воли законодателя и вообще от субъективного фактора) и явления права, зависимого от субъективного фактора (воли и мнения законодателя, усмотрения или произвола чиновничьей власти и т.п.).

Такое теоретическое различие между объективной правовой сущностью (право как сущность) и субъективным правовым явлением (право как явление) присуще в той или иной форме всем концепциям философии права. В общей формулировке мы формулируем это различие как различие между правом (правом как конкретным бытием) и законом (законом как конкретным явлением, как магистрально-авторитарным институтом) и их соотношением (совпадением или несовпадением). Более точный смысл такого различения и соотношения права и закона зависит от той конкретной концепции права (понимания правовой системы и правового явления, характера их взаимоотношений и т.д.), которая лежит в основе конкретной концепции философии права и определяет ее особенность.

Легизм

Противоположной позиции придерживаются представители легизма (от lex — закон). В своих позитивистских и неопозитивистских доктринах права они отрицают не только естественное право, но и объективный характер права вообще, который не зависит от воли законодателя, власти государства. Для легистов закон — это право (позитивное право), которое является реальным правом именно в силу своего официально-авторитарного, обязательного характера.

Поэтому для легизма философия права и любое теоретическое учение о природе права в его различии и соотношении с законом является метафизическим учением о нереальных (неположительных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизм и неопозитивизм) — это философия позитивного права, своего рода философское обоснование легизма и позитивистского правотворчества.

Легитимизм и юснатурализм выражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и по отношению к философии права. Односторонность антагонистических подходов, каждый из которых по-своему прерывает необходимые связи сущности и явления в праве, преодолевается в разработанной нами концепции понимания права и объекта философии права, в рамках которой связь сущности права и явления права необходима в рамках различения и соотношения права и закона и включает все юридически и логически возможные варианты соотношения права и закона.

Поэтому либертарно-правовая трактовка предмета юридической философии важна не только для данной концепции юридической философии, но и как общее определение предмета юридической философии в целом.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

субъективного фактора (от воли и мнения законодателя, усмотрений или произвола официальной власти и т.д.).

правового явления (права как явления) в том или ином виде присуще всем концепциям философии права. В общей

форме это различение мы формулируем как различение права (права как особой сущности) и закона (права как

особого явления, как офици ально-властного установления) и их соотношение (совпадение или несовпадение).

Более конкретный смысл такого различения и соотношения права и закона з ависит от того конкретного понятия

права (понимания правовой сущности и правового явления, характера их связей и т .д.), которое лежит в основе

определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права (сам термин "ius positivum" -

юснатурализма (от ius naturale 9- естественное право) естественное право - это единственное подлинное п раво,

право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право

(т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.

позитивистских и неопозитивистских учениях о праве они отрицают не т олько естественное право, но и вообще

объективную сущность права, н езависимую от воли законодателя, официальной власти. Право для легистов - это

закон (позитивное право), который именно в си лу его официально-властного, принудительно-обязательного

Максимум, что д опускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), - это философия

отношении к фи лософии права. Односторонний характер антагонистических подходов, к аждый из которых по-

учтены и в преобразованном виде присутствуют также и достижения ("резоны") предшествующих, т еоретически

менее развитых концепций и, следовательно, есть смысловое поле для и х надлежащего понимания и изложения,

тогда как в ограниченных рамках менее развитой к онцепции такой гносеологической возможности и такого

смыслового пространства для адекватного понимания и изложения более развитой концепции нет. Такая логика

определенная совокупность теоретических знаний о праве (как сущности и явления), которая представляет собой

раскрываемое в ней понятие права. В сжатом и концентрированном виде смысл такого понятия права выражается

характеристики един ой т еории, одн ого и того же теоретического образования, одной и той же системы знаний,

познавательном воз действии), а предмет - это системно-организованное выражение познавательного смысла и

исследования, как путь познания, ведущий от объекта к предмету, 9- это тоже теоретическая форма, сама т еория в

ее самопознании, развитии, углублении и обновлении, а не некий внетеоретический (внефилософский) инструмент

или феномен, который магическим образом превращает незнание в знание, обыденное представление и мнение - в

познавательные итоги действия метода в виде определенной системы полученных знаний об объекте, а метод в

прогностический и т.д.) статус, смысл и значение этого знания, его соотношение (п реемственность, новизна и т.д.)

взаимосвязей в структуре данной теории, методологическое значение самой этой философско-правовой теории в

методологически осмыслен, а метод (способ, форма познания, понимания, объяснения объекта) - предметно

выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и

выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно (как составной момент последующей философско-

(методологические компоненты) некоторых глубоких и оригинальных философско-правовых теорий приобретают

в последующем как бы самостоятельное (независимое от предмета соответствующих теорий) существование и

универсальное (общефилософское, общенаучное, общетеоретическое) методологическое значение. В качестве

подобных общефилософски х, общенаучных методов используются (также и в современных философско-правовых

теорий и находится с ними в необходимой преемственной связи. Это п роявляется также и в плане использования

исследования определенного объекта, ф орм организации и систематизации нового философско-правового знания

об объекте, принципов интерпретации и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной

современных) философско-правовых теорий - в том числе и методы, за которыми признается общефилософское,

общенаучное значение, - познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового

единства со своим предметом приобретают в других теориях иное п ознавательное значение и другое предметное

выражение. Так, у разных приверженцев диалектического метода (Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т.д.) -

Дело в том, что всякое н овое философско-правовое учени е - это (в меру своей познавательной новизны)

новая теория со своим новым предметом и новым методом, поэтому в таком новом познавательном контексте

положения прежних теорий (предметного и методологического характера) имеют познавательное значение лишь в

логике прогресса познания) моментов положений новой т еории (ее предмета и метода). Сохранение чего-то

познавательно-ценного из других (прошлых и современных) теорий 9- это не его повторение, а его развитие и

философии права содержится в последующих разделах учебника, где освещается соответствующая проблематика.

это понятийно-правовой метод философско-правового познания изучаемой действительности в качестве правовой

действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних

формального равенства - это метод ф ормально-логического понимания права и соответствующей юридической

способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ

познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально-равного)

понимания, выражения, и змерения, квалификации и оценки изучаемой действительности. Этому методу присущ

правовой взгляд на мир, правовое видение действительности. Такая философски познанная действительность

сущность мира есть число, с позиций либертарной философии права можно сказать, что сущность мира - это

формальное равенство. Каждый при эт ом имеет в виду т от мир, который он познает и знает: математик - мир

разными науками) выражают по существу нечто общее - всеобщие законы объективного мира (объект а всех наук),

т.е. правила упорядоченности этого мира и порядка в нем (математически-числового, правового, физического,

либертарный метод и в соответствии с которым им осуществляется юридизация познаваемой действит ельности, ее

либертарного понятия права и ограни чены его смысловыми рамками, границами его теоретических значений,

увеличение его объема и т.д.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права, которое

новому понятию права, с формированием новой философско-правовой теории с соответствующим новым методом

выражают к ачественный скачок в п роцессе развития философско- правового познания и в прогрессе философско-

самих эмпирических данных объ ектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. С

позиций н еологии (учения о новом) можно сказать, что история философии права - это и стория новых понятий

преемственности . Новое (новое понятие права, новая теория, новая к онцепция и т.д.) з десь, как и везде, возникает

лишь на основе старого (всей совокупности прежних знаний о праве) как п ознавательно более глубокая, более

содержательная и более адекватная форма постижения и понимания п рава и государства. И новое понятие права

теоретико-познавательный смысл и итоги. Тем самым новое понятие права сохраняет научно значимые результаты

предшествующей философско-правовой мысли и на новом, более высоком уровне п ознания развивает их дальше с

философско-правового профиля разрабатывалась в качестве фрагмента и аспекта более общей т емы, а с XVIII в. -

юрист Г. Гуго , предтеча и сторической школы права, пользовался этим термином для более краткого обозначения

"философии п озитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве" [

Hugo G. Beitrаge zur civilistischen Bucherkenntnis. Bd.I, Berlin, 1829. S. 372 (I Ausgabe - 1788). ] . Юриспруденция,

правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического зн ания [ Hugo

G. Lehrbuch eines civilistischen Cursus. Bd.I. Berlin, 1799. S. 15. ] . А философия права и история права составляют

соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию

апологетика позитивного права п о принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного

правоположения (оценка технической и прагматической ц елесообразности по эмпирическим данным юридической

Широкое распространение термина "философия права" связано с гегелевской "Философией права" (1820 г.).

Философия права, по Гегелю, - это п одлинно философское учение о естественном праве (или "философском

праве"). Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, которое принято кратко именовать

"Философией права", на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: "Естественное право и

Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а н е юридическая, как у Гуго. "Наука о

праве, - утверждал он, - есть часть философии . Поэтому она должна развить из п онятия идею, представляющую

разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета" [ Гегель .

Философия права. М., 1990. С. 60. ] . В соответствии с этим предмет фи лософии права Гегель формулирует

следующим образом: " Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его

Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это

возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. "В праве, - замечает Гегель, 9-

человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается

наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями" [Там же.

характера философии права в качестве юридической или ф илософской науки получили свое дальнейшее развитие

юридическая дисциплина и преподается в основном на юридических ф акультетах, хотя ее развитие всегда было и

встает вопрос о ди сциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех и ли иных конкретных

вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского

дисциплинами, к ак философия природы, философия религии, философия морали и т.д.) познавательный и нтерес и

концепции п рименительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в

правило, доминируют правовые моти вы, направления и ори ентиры исследования. Его философский профиль зд есь

не з адан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и

преимущественный инт ерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и правовой мысли в контексте

философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной

Современная философия представляет собой развитую систему знаний, частями которой выступают онтология, гносеология, ло­гика, философия природы, антропология, социальная филосо­фия, философия истории, этика, эстетика, философия науки и др. Не все составляющие философии выступают в качестве основания правовой науки. Наиболее широкое применение в познании госу­дарства и права находят онтология, гносеология, логика и соци­альная философия.

Онтология представляет собой философское учение об устрой­стве окружающего мира, соотношении материи и сознания, а так­же всеобщих законах функционирования и развития природы, об­щества и мышления. Гносеология, или теория познания, — это уче­ние об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержа­ния познания. Логика — учение о последовательном и упорядо­ченном мышлении, его элементах и общих методах познания. Со­циальная философия исследует структуру, функции и закономерно­сти развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реали­зующего свои способности и знания.

Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как со­циальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, крите­рии научности политико-правовых знаний. Правовая наука на­столько органично сливается со своим основанием, что некоторые правоведы признают возможным существование в ее системе осо­бой отрасли — философии правоведения.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюрали­стический характер. Философия не представляет собой какого- либо общепризнанного учения, подобно правилам арифметиче­ских действий, а существует как совокупность многих философ­ских доктрин, учений, поэтому ученые-правоведы философским основанием правовой науки признают разные философские уче­ния: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, ирра­ционализм, экзистенциализм и др., т. е. ту философскую доктри­ну, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспе­чить наиболее глубокое и объективно-истинное познание ее предмета.

Получается, что правоведы смотрят на один и тот же предмет с разных философских воззрений и потому приходят к принципи­ально противоположным результатам в понимании и объяснении государства и права. Все известные истории правовой науки и ны­не господствующие правовые доктрины отличаются друг от друга как своим философским основанием, так и непосредственным юридическим содержанием.




Современные российские правоведы, стоящие на позициях юридического позитивизма, теоретически не отрицают необходи­мости изучения процессов социального действия права, однако дальше абстрактных заявлений не идут. Они стойко сохраняют верность философским основам данной доктрины и по-прежнему основное внимание уделяют догматическому анализу норм дейст­вующего права.

С иных философских позиций интерпретирует государство и право материалистическая теория права. Руководствуясь положе­ниями диалектического материализма о первичности материи и вторичности сознания, о познаваемости реально существующего природного и социального мира, о закономерном, диалектически противоречивом характере развития природы, общества и госу­дарства, сторонники данной теории права рассматривают право как необходимый компонент классового общества, который имеет собственную логику и закономерности развития. В то же время эти ученые признают, что государство и право представляют со­бой явления субъективного порядка, содержание которых в ко­нечном счете зависит от экономического развития общества, и для познания причин возникновения и развития государства и права необходимо брать их в развитии, их конкретно-исторической обу­словленности другими социальными явлениями.

Особенности остальных правовых доктрин также во многом оп­ределяются их философскими основаниями, которыми выступают такие направления философии, как экзистенциализм, психологизм, прагматизм. Однако независимо от того, какое философское уче­ние лежит в основании правовой науки, его воздействие на про­цессы познания государства и права и их результаты проявляется через одни и те же функции. В их числе в философской литературе выделяют функции: мировоззренческую, онтологическую, гно­сеологическую, социально-гуманистическую, логико-методоло­гическую, эвристическую, критическую, культурно-воспитатель­ную, аксиологическую и др. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренче­ская, онтологическая, гносеологическая и логико-методологиче­ская функции философии.

5. Система правовой науки

Правовая наука представляет собой сложную и развитую систе­му многообразных знаний о государстве и праве, об их историче­ском развитии и современном состоянии, разделенных на отдель­ные обособленные массивы — отрасли правовой науки.

Отрасль правовой науки – это знания о законо­мерностях, действующих в обособленной сфере политико-право­вой практики, которые характеризуются логической непротиворе­чивостью и целостностью, как правило, на уровне теории, а также представляют устойчивый интерес для правовой науки и юриди­ческой практики.

Отрасли правовой науки по сфере действия закономерностей функционирования и развития государства и права, образующих их предмет, делятся на две группы: общие и специальные (конкретные).

В первую группу входят: общая теория права, история полити­ческих и правовых учений, история государства и права, методо­логия правовых исследований (метод правовой науки).

Вторую группу составляют все остальные отрасли правовой науки. Специальные отрасли права, в свою очередь, систематизи­руются на четыре группы:

1) отраслевые юридические науки;

2) науки об организации деятельности судов, правоохранительных органов и учреждений юстиции;

3) прикладные юридические нау­ки;

4) наука международного права.

Система отраслевых юридических наук соответствует совокуп­ности ныне действующих отраслей права и состоит из 11 элементов: 1) науки конституционного права; 2) науки граж­данского права; 3) науки административного права; 4) науки фи­нансового права; 5) науки экологического права; 6) науки трудо­вого права; 7) науки семейного права; 8) науки уголовного права; 9) науки уголовного процесса; 10) науки гражданского процесса; 11) науки земельного права. В настоящее время идет процесс ин­тенсивного формирования новой научной отрасли — науки обра­зовательного права.

Прикладные отрасли правовой науки возникают на стыке правовой науки и иных неюридических наук в целях использования достижений этих наук для решения соответствующих правовых задач. В числе этих наук чаще всего называют законодательную технику, правоприменительную тех­нику, криминалистику, технику толкования норм права, технику систематизации и учета законодательства, правовую информати­ку, юридическую психологию, юридическую педагогику, судеб­ную статистику, судебную медицину, судебную психиатрию.

Особую отрасль правовой науки составляет наука международ­ного права, в разработке которой принимают самое непосредст­венное участие правоведы многих, практически всех стран земно­го шара, а ее предметом являются закономерности формирования норм, призванных установить на земле единый правовой порядок, обеспечить реальное равноправие стран, рас, наций, народов и индивидов.

Отраслевые юридические науки призваны раскрывать законо­мерности функционирования и развития отдельных отраслей права и соответствующей отрасли законодательства. Отраслевые юридические науки подразделяется на три группы:

1) науку конституционного права;

2) науки частного права — гражданского, трудового и семей­ного;

3) науки публичного права — административного, финансо­вого, уголовного, экологического, земельного, уголовно-процессу­ального и гражданско-процессуального.

Наука международного права состоит из двух отраслей: науки международного публичного права и науки международного частного права.

Функции правовой науки.

Метод юриспруденции представляет собой способ юридического познания, создания и организации юридического знания. С помощью юридического метода предмет юриспруденции конкретизир>ется и оформляется в соответствующую юридическую теорию (юридическую науку) как единую систему знаний о государстве и праве, выраженную в понятиях.

Основной метод юридической науки — философская диалектика (материалистическая и идеалистическая).

Функции юридической науки — основные направления постижения и выражения юридического знания:

— онтологическая (познавательная) — изучение фундаментальных качеств материи права, наиболее общих сущностных явлений и процессов в государственной жизни, открытие ранее неизвестных закономерностей бытия государства и права;

— эвристическая — познание нового в государственно-правовой жизни, открытие ранее неизвестных закономерностей бытия государства и права;

— прогностическая — предвидение развития государственно-правовых процессов;

— практически-организационная — обслуживание практики;

— методологическая — исследование и разработка способов изучения правовой действительности;

— идеологическая — влияние на развитие правовой культуры общества и личности;

— политическая — помощь в формировании государственно-правовой политики, разъяснении политических и законодательных решений

7. Понятие и виды методов познания юридической науки ( объекта субъекта)

Методы юридической науки - применимые в юридических исследованиях средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверенных знаний о гос-правовых явлениях

Методы познания

Философские:

1. Метафизический( исходят из высших, постигаемых начал всего существование в мире)

2. Диалектно-материалистический( отр. истор путь по которому произошло гос и пр)

3. Идеалистический( обхъективный и субъективный идеологизм)

Общенаучный:

Частнонаучный:

6. Соц-прав экспиримент

Специальные:

1. сравнительно-правовой (сопоставление различных гос и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними)

2. формально-юридический (основан на различных классификациях, формулировании юридич понятий и категорий, установлении приемов толкования норм права. Предполагает исследование догмы права, означающ нормы права действующего права, рассматриваемые изолированно.)

Выбор метода юридического исследования во многом зависит от философских воззрений конкретного исследователя.

К числу философских (общих) методов можно отнести:

1. Диалектико-материалистический методстроится на признании материальности мира, взаимосвязи всех окружающих явлений и их взаимообусловленности. Все государственно-правовые явления рассматриваются в развитии: через переходит количества в качество, единства и борьбу противоположностей, отрицание отрицания. Признается первичность базиса (экономики), вторичность надстройки (в т.ч. государства и права), а ведущим является классовой подход (классовая борьба, как движущая сила развития). Следовательно, изучению подлежат, прежде всего, внешне выраженные, объективированные правовые явления, а при типологии правовых систем основным основанием разграничения служит тип экономики.

Формационный (лат. - образование) подход изложен в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина (1870- 1924) и их последователей. Под формацией подразумевается определенный тип общества, основанные на том или ином способе производства. Этот тип общества определяется производственными отношениями (базисом). Надстройка (в т.ч. право) является вторичной, производной от базиса. Следовательно, каков тип экономики, таково и право. При этом право является важнейшей частью надстройки, но его тип всецело определяется базисом. В соответствии с общественно-экономическими формациями выделяют следующие типы права (с учетом того, что при первобытно-общинной формации права, как и государства еще не существовало):

1) рабовладельческие право (с древнейших времен до Vв. н.э.); 2) феодальное право; 3) капиталистическое (буржуазное) право; 4) социалистическое право.

Это одна из типологий, в основе которой лежит экономический признак. В этом и ее сила и ее слабость. Очевидно, что тип права, как и государства, зависит от типа производственных отношений, но также очевидно, что на типологию права оказывает влияние еще целый ряд факторов (культура, религия, национальный состав населения, геополитические и природно-климатические факторы и др.). Они находятся между собой в сложном взаимодействии. Соответственно, об их преобладающем влиянии можно говорить только условно с привязкой конкретному историческому периоду. К тому же само учение о формациях представляет собой прекрасную социологическую схему, но слишком упрощенную и линейную. Она не отражает всего многообразия развития общества и права, а деление только на классы эксплуататоров и эксплуатируемых не отражает всей сложности социальной стратификации.

К позитивизму и прагматизму примыкает и утилитаризм, ставящий целью достижение наибольшего счастья или блага для максимального числа людей. Не случайно одним из его первых идеологов был позитивист И. Бентам.

При этом подходе в изучение права акцент делается на идеологию, духовный и культурный уровень народа, а экономика и политика играют подчиненную роль. Каждой цивилизации соответствует своя неповторимая форма права (напр. античная цивилизация – античное право, китайская цивилизация - китайское право, восточно-славянской (православной) цивилизации - российское право и др.). Следовательно, цивилизация первична и определяет тип права (и государства). Сложность заключается в том, что нет единого подхода к определению цивилизации и, соответствен, к выделению права. Так, английский исследователь А. Тойнби выделил сначала 100 цивилизаций, затем 36, а потом 21 и, наконец, 13.

Цивилизационный подход рассматривает право в полноте своего проявления, не предполагает формального, общепризнанного определения цивилизации. Отсюда размытость временных и пространственных границ цивилизаций, признаки которых, как правило, связываются с относительно замкнутого и локального состояния общества. Оно характеризующегося наличием общей территории проживания, языка, письменности, развитого религиозного культа (обычно единобожия), существованием городов (архитектуры), обычаев, относительно развитой материальной и духовной культуры, общими психологическими проявлениями и др. Очевидно, что это в значительной части оценочные признаки, открывающие простор для усмотрения исследователей. В самом общем смысле цивилизацию можно определить как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень идентичности людей, локализованный во временных и пространственных пределах. В философском смысле это следующая за варварством (дикостью) стадия развития общества, которая приспосабливает человека к совместным, упорядоченным, плановым действиям с себе подобными, что, в свою очередь, является предпосылкой дальнейшего развития государства и права.

4. Экзистенциализм делает основной акцент в исследованиях на вопросах человеческого бытия, свободы и выбора (право, как мерило свободы; право, как вариант выбора; правовые идеалы и их воплощение и др.). Однако бесконечная свобода выбора, на основе которой индивид усилием воли выбирает курс своей жизни, не всегда согласуется с правом. Исходным является положение о том, что человеческое существование не имеет предопределенной цели или причины (в крайнем варианте - бессмысленно), но человек сам должен создать свою жизнь. Во многом он основан на идеализме, на конструирование правовых явлений через абстрактные схемы.

5. Аксиологический метод выводит на первый план учение о ценностях правовых явлений. Правовая аксиология является частью общей теории ценностей, общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. При этом выделяют: 1) инструментальную ценность права (как средство выстраивания поведения людей); 2) социальную ценность права (как способность разрешать возникшие в обществе проблемы); 3) личную ценность права (как способ защиты субъективных прав, как источник свободы и стабильности поведения). Такой подход может быть плодотворен, но он достаточно односторонний.

В настоящее время выводят и иные всеобщие методы (феноменологический, синергетическийи др.), которые получили распространение в достаточно узком кругу исследователей.

В отношении права малопродуктивны постмодернизмипостструктурализм.

Применение всеобщих методов в значительной степени зависит не только от научной позиции исследователя, но от его идейной ориентации, религиозных и политических взглядов. В этой связи их можно именовать, как уже указывалось выше, философскими методами.

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 351 с.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.

Познание — один из видов человеческой деятельности, один из способов духовно-практического освоения человеком мира. Различают знание и познание. Если знание — адекватное представление людей о действительности, то познание — спо­соб получения знаний. С первобытных времен человек в борь­бе за выживание вынужден был добывать максимально полное и точное представление об окружающем мире, о свойствах ве­щей и об их отношениях. Добротность знаний о действитель­ности непосредственным образом влияла на уровень защи­щенности человека от неблагоприятного воздействия сил при­роды.

1. Природа философского познания

По мере усложнения социокультурных форм человеческого бытия развивалось сознание людей, совершенствовались средства познания мира. Уже на этапе неолита (8—4 тысячелетие до н. э.) оформились основные виды познания: обыденное, религиозно-мифологическое, художественное (эстетическое), научное, философское. Если в Древнем мире данные виды по­знания существовали, как правило, слитно, накладываясь одно на другое, то позднее (начиная с эпохи Возрождения) они за­метно дифференцировались.

На уровне обыденного познания постигаются очевидные, элементарные истины (например: власть предполагает подчи­нение, право есть регламентация поведения человека и т. п.). Не следует думать, что обыденное познание политико-право­вых явлений было свойственно людям только на ранних эта­пах исторического развития, в донаучную эпоху. Для человека современной культуры обыденное познание — также неотъем­лемый элемент процесса познания, создающий эмпирическую базу для более высоких форм познания.

Религиозно-мифологическое познание в основном было свойственно древним народам. Вместе с тем и мифология, и религия, давая свое, зачастую мистифицированное, объясне­ние политико-правовых явлений, стремились выявить в них рациональный компонент, найти в них логику и смысл. По­строенная на основе религиозно-мифологического познания картина мира нередко давала людям довольно точные ориен­тиры политического поведения.

Искусство предоставляет человеку (и в древности, и сей­час) дополнительную возможность с помощью конкретных об­разов литературных, музыкальных, архитектурных произведе­ний лучше понять специфику мира политики и права. Напри­мер, сочинения О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Л.Н. Толстого, Ф. Кафки способны сказать о бездушии государственной ма­шины больше, чем отдельные теоретические статьи.

Наука — наиболее важный вид познавательной деятельно­сти, направленный на выработку объективных, системно орга­низованных и обоснованных знаний о мире. Благодаря науке человечество смогло развить производительные силы до ги­гантских размеров, создав на этой основе высокий уровень материального благосостояния. Для научного познания харак­терно стремление к получению о свойствах вещей предельно точного, объективного знания (особенно для естественных и технических наук).

Философия — особый вид познания, в рамках которого ведется поиск предельных смысловых, ценностных и логиче­ских оснований вещей.

Вопрос об особенностях философского познания непосред­ственно связан с пониманием сути философии, причин, места и времени ее появления. Несмотря на всю дискуссионность /той темы, есть ряд положений, по которым имеется относи­тельное согласие.

Философию часто называют рационально-теоретической формой мировоззрения. Это означает, что человек, стремясь понять смысложизненные проблемы своего бытия, обращается не к постулатам мифа или религии, а к доводам разума. Логи­ка собственной мысли заставляла людей приходить к выводам, зачастую противоречащим религиозно-мифологической карти­не мира, традициям и обычаям. С самого начала философское познание означало свободу и творчество, не связанное с зара­нее установленными истинами. Философия стала проявлением самостоятельного мышления и самостоятельного поведения, формирующего в человеке чувство ответственности. Свобода философской мысли зачастую несла с собой критический пе­ресмотр устоявшихся взглядов на природу и общество, что де­лало философию и философов заметной социальной силой (пифагорейский союз, софисты). Казнь Сократа — пример влияния философии на консервативный быт древних греков, стремившихся оградить себя от сомнительных ценностей и идей.

Философия как сфера свободного обсуждения идей зачас­тую становится формой самосознания той или иной историче­ской эпохи. Философское познание, обобщая достижения раз­ных областей культуры, пытается привести их к некоему об­щему знаменателю, выразить их в универсальных категориях. Исторически-конкретная культура того или иного народа, его быт и формы жизни получают в философии предельно широ­кую и обобщенную оценку. В философии как форме самосоз­нания формируется ценностный идеал общества, который мо­жет быть консервативным, реакционным или революционным, ориентировать общество на прогрессивное развитие или на стагнацию. Так, в философии Просвещения XVII—XVIII вв. был сформулирован социальный идеал буржуазии, определив­ший на века вперед формы экономической, политической, ре­лигиозной, научной и культурной жизни стран Запада. Рыноч­ная экономика и правовое государство, идеологический и ре­лигиозный плюрализм, ставка на науку как производительную силу общества, социальный оптимизм и вера в лучшее буду­щее человечества — вот базовые ценности, выдвинутые евро­пейским рационализмом.

Европейская и русская культуры дали много произведений искусства, пронизанных философскими идеями. Драмы В. Шекспира, поэзия И.В. Еёте, Д.Н.Г. Байрона, Ф.И. Тютче­ва, романы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, оперы Р. Ваг­нера, живопись С. Дали, фильмы И. Бергмана или А.А. Тар­ковского представляют собой не просто явления эстетики, но зачастую — развернутые философские концепции. Для России XIX — начала XX в., когда, казалось бы, уже вполне встала на ноги профессиональная философия, выдающиеся философ­ские идеи зачастую высказывались именно в художественной форме. Например, для философского понимания русской ис­тории и русского правосознания романы Ф.М. Достоевского дали больше, чем тексты профессиональных философов.

Соединенность философии и религии также имеет давнюю и прочную традицию. Философский компонент у теологов — обычное дело. Накоплен огромный массив литературы, где в контексте какой-либо религиозной догматики ставятся и обсуждаются философские проблемы (Фома Аквинский, Ж. Маритен, В.С. Соловьев, НА. Бердяев, С.Л. Франк и др.).

Наука, эстетика и религия приобретают философский ас­пект, когда включают в себя мировоззренческий компонент, выраженный в рационально-теоретической форме. Без данного компонента любой из названных элементов культуры предста­ет перед нами исключительно с функциональной стороны: наука добывает знания, искусство дарит удовольствие, религия дает возможность отправлять культ. Философия в этом случае исчезает.

Философское осмысление государства и права также всегда предполагает мировоззренческий, смысложизненный аспект. Философскому анализу могут подвергаться самые разные сто­роны политико-правовой действительности (онтология, гно­сеология, аксиология, праксиология, эстетика, логика права), но все они должны быть подчинены главному — вопросу о смысле человеческого существования. Забвение этой глав­ной, конечной цели всякого философского исследования мо­жет заметно обеднить или даже исказить наше представление о государстве и праве.

Читайте также: