Как вести себя с неадекватным начальником мужчиной

Обновлено: 28.06.2024

Руководители бывают разные: профессиональные и не очень, доброжелательные и агрессивные, умные и глупые. Попадаются, к сожалению, и такие, которые пользуются своим социальным статусом и унижают подчиненных без всяких причин. Использование власти для возвышения своего эго – сейчас не редкость. Для борьбы с начальниками самодурами существуют некоторые методики, которые позволяют сотрудникам сохранять чувство собственного достоинства. Если вы не хотите терпеть унижения и придирки, вам пригодятся наши советы.

Причины для унижения со стороны руководителя могут быть разными: ему может не понравиться ваш внешний вид, опоздание, неправильное понимание своих обязанностей, ошибки в работе и т.п. Чтобы избежать конфликтов, в первую очередь исключите опоздания на работу, старайтесь выглядеть соответствующе правилам вашей компании и делайте свою работу качественно. Таким образом, количество причин для придирок уменьшится. Однако, не всегда обстоятельства могут зависеть от вас. В работе часто появляются непредвиденные случаи, способные обрушить очередную порцию гнева со стороны начальника. Непрофессиональные боссы очень любят отчитывать своего подчиненного в грубой и оскорбительной форме, чаще всего в присутствии других сотрудников.

В подобных случаях работники чаще всего выбирают следующие стратегии поведения:

Даже если вы выскажетесь в корректной форме, остается риск быть уволенным. Есть категория начальников с проявлением психопатических черт характера, они не терпят даже капли самоуважения в сотрудниках. Большая же часть руководителей проявляет уважение к работникам, которые уверенно и корректно могут за себя постоять.

В некоторых случаях начальник использует иронические замечания, сарказм, презрительный тон или неприятные шуточки для унижения своих сотрудников. Эти действия он выполняет завуалированно, с единственной целью – унизить. Если вы замечаете такое поведение по отношению к себе – молчать не стоит. В этом случае молчание говорит о согласии на унижение. Нужно напрямую корректно заявить начальнику, что вас беспокоят подобные намеки и вам совсем не нравятся его шуточки. Спросите, что это значит. Требование разъяснений поставит начальника в тупик, вы словили его на нечестной игре. Если все это вы проговорите спокойно и деликатно, у вас появится шанс наладить отношения с боссом.

Намного сложнее справится с начальником-психопатом. Такие руководители получают удовольствие от унижения сотрудников. Босс обычно выбирает в коллективе психологически слабых работников и начинает всеми способами над ними издеваться. Идеальный сотрудник фирмы во главе с психопатическим руководителем – это раб, который молча все терпит и жутко боится. Чтобы защитить себя от такого босса, мысленно поставьте стену между вами. Абстрагируйтесь и проявляйте безразличие к его нервным крикам. Когда он почувствует, что вы его не боитесь – интерес к вашей персоне пропадет.

Эти простые рекомендации могут стать мощным инструментом в борьбе с несправедливым отношением руководителя. Но если после длительных попыток избавиться от гнева и придирок не получается, возможно стоит задуматься о смене места работы. Ведь чувство собственного достоинства и крепкие нервы дороже денег.

Каждому из нас хотелось бы работать в дружном коллективе, которым руководит дальновидный начальник, умеющий своевременно принимать важные решения, за которым можно чувствовать себя, как за каменной стеной.

Такому начальнику можно довериться и в горе и в радости, да что там – в разведку с таким можно идти!

Но в жизни, как правило, все оказывается гораздо прозаичнее и менее радужно. Начальник перекладывает на вас груду работы, которая готова вас накрыть, словно девятый вал, а отдачи в виде уважения или роста зарплаты вы не видите.

Зато часто видите придирки по пустякам, и иногда кажется, что начальник уже так достал , что хочется плюнуть и уйти в другую организацию, на другую должность, да куда угодно, хоть на край вселенной, лишь бы отсюда подальше! Настолько все надоело !

Поверьте, это ощущение рано или поздно посещает едва ли не каждого работника. Но от умения найти правильный подход к начальнику зависит, сможете ли вы работать с ним дальше и строить карьеру или начнете поиск новой работы .

Итак, давайте разберемся, как научиться ладить с начальником, в зависимости от его личных особенностей.

Подружитесь с коллегами по работе

Начальник выживает из коллектива. Как бороться с боссингом?

На работе мы проводим большую часть своей жизни. Именно поэтому так важна атмосфера в коллективе.

Если верить статистике, 55 % случаев преследований на рабочем месте осуществляются по инициативе или даже при непосредственном участии руководителя. Если начальник однажды устроил тебе выволочку за не вовремя сданный отчет, поводов для волнения нет, это просто рабочие моменты.

На работе мы проводим большую часть своей жизни. Именно поэтому так важна атмосфера в коллективе. Согласитесь, когда отношения с коллегами ровные, а сплетни и слухи не сопровождают каждый рабочий день, то работается намного легче и приятнее. Но что делать, если ты стала жертвой травли на работе? Причем со стороны непосредственного начальника…

Предлагаем ознакомиться: Является ли страховым случаем наезд на препятствие по каско

Правило № 1: границы, границы и ещё раз границы

Самое главное и самое лучшее, что можно сделать при общении с токсичным человеком, – установить свои собственные границы и защищать их. Это будет сложно, потому что для токсичного человека независимо от характера его поведения (оно может быть агрессивным или плаксивым) границы других являются неприемлемым и очень раздражающим фактором.

Причины придирок по мелочам

Слабых и неуверенных в себе людей видно за версту: их легко запугать и заставить делать то, что не входит в их обязанности. И они никогда не будут сопротивляться, потому что в глубине души считают себя хуже всех. Жить с таким ярлыком очень сложно.

Выбор действий

Естественно, если каждую секунду к сотруднику придирается его начальство по всевозможным мелочам, самый легкий способ — начать поиск нового места трудоустройства. Этот метод идеально подойдет людям, в чьем характере нет склонности бороться за свои права, и тем, кто привык искать легкие решения проблем.


По теории вероятности, начальник-самодур останется в прошлом, а новое руководство будет значительно благосклоннее. Но если же это не так, то есть смысл выстроить грамотную стратегию действий. Первым делом нужно понять, по какому поводу он кричит чаще всего, а также определить, какие его придирки имеют почву, а какие нет. Проводя анализ, не стоит односторонне смотреть на вопрос, есть вероятность, что руководитель вполне оправданно возмущается по поводу некачественного выполнения сотрудником его прямых обязательств.

Что делать если начальник-мужчина цепляется к женщине?

Более сложный случай, когда директор-мужчина придирается к женщине. Рассмотрим его отдельно.

Чего не следует делать, когда руководитель разгневан

Унизить орущего – плохое решение.

Если сотрудника отчитали беспричинно, стоит соблюдать спокойствие. Никаких унижений, извинений и самоуничижения. Объясните шефу свою позицию, напомните о достоинствах.

Не стоит переходить на повышенные тона. Лучшая позиция нейтральная.

  • не переходите на личности;
  • не позволяйте кричать на себя без причин;
  • не хамите;
  • не угрожайте заявлением об увольнении по собственному желанию.

Не плачьте. Это проявление слабого характера и низкой стрессоустойчивости.

Не пытайтесь развеселить босса шуткой или веселой историей. Это может усугубить ситуацию. Внимательно выслушайте его и спокойно поговорите.

Если проявления агрессии редкие, то не стоит этому уделять много внимания.

Правило № 3: осознавайте и принимайте свои эмоции

Токсичные люди часто играют на определённой комбинации чувств: сначала они вызывают у людей бурю неприятных эмоций (например, гнева или страха), а потом, пока человек ещё не успел опомниться, обвиняют или высмеивают его за эти переживания и тем самым вызывают новую волну эмоций, теперь уже стыда и вины.

Помните, что невозможно заставить человека стыдиться того, чего он сам на самом деле не стыдится. Поэтому осознайте и примите те эмоции, которые вызывает у вас токсичный коллега, – такие эмоции абсолютно нормальны, и вы имеете полное право их испытывать. В этом случае вы не только сможете выйти из описанного выше порочного круга, но и сможете легче выдерживать дистанцию с токсичным коллегой.

Как реагировать и защищаться, что ответить боссу?

  1. Непрерывные выяснения отношений негативно сказываются на работе всего коллектива в целом: согласитесь, не очень приятно выполнять свои обязанности, когда все вокруг только и ждут очередного скандала. Поэтому первое, что нужно сделать — отгородить себя от происходящего, насколько это возможно. Решайте проблемы по мере их поступления: когда шеф начнет спорить в вами, тогда и включайтесь в процесс.
  2. Напомните себе, какие обязанности прописаны в вашем трудовом договоре. Постарайтесь выполнять то, что требуется, и тогда ваша совесть будет спокойна. Не прыгайте выше головы в надежде угодить руководителю. Если босс вечно критикует вас не по делу, он продолжит это делать.
  3. Не реагируйте слишком бурно: это радует директора и некоторых членов вашего коллектива тоже. Воспринимайте придирки как назойливую муху — да, мешает, но вовсе не отравляет жизнь.
    ВНИМАНИЕ! Если начальник вызывает вас в кабинет для отдельного разговора, ведите себя уверенно и естественно. Не кричите, не устраивайте шумных ссор.

Разговаривайте как обычно и всегда приводите аргументы, если спорите с шефом. Никогда не делайте это прилюдно — зачем устраивать шоу и отвлекать коллег от работы?

Увольнение беременной женщины по инициативе работодателя невозможно

Если начальник выживает с работы, что делать? Однозначно можно сказать, что нормально работать на фирме уже не удастся. Руководство будет делать все, чтобы сотрудник в конце концов сделал место вакантным. Единственный выход – уйти достойно. Все, что нужно сделать, это воспользоваться правом, которое предоставляет Трудовой кодекс.

Что делать, если начальник выживает с работы на госслужбе и не согласен на шаг, описанный выше? В этом случае можно прибегнуть к шантажу. Сотрудник может сообщить о том, что знает свои права. В случае неблагополучного исхода есть возможность написать жалобу в вышестоящие органы.

При вопросе, что делать, если начальник выживает с работы беременную женщину, любой юрист даст ссылку на статью 261 ТК РФ и негативную оценку неправомерной деятельности руководителя.

Законодательство не допускает расторжения трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной, за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

В России закон защищает будущих матерей от произвола чиновников, поэтому любое увольнение по инициативе работодателя будет рассмотрено в суде как нарушение прав работника с применением административного наказания к работодателю и восстановлением прав работницы в соответствии с законодательством.

Правило № 5: фокусируйтесь не на проблемах, а на решениях

Если вам пришлось выполнять какую-то работу вместе с таким коллегой, постарайтесь скорректировать своё поведение. Начиная фокусироваться на проблемных отношениях с токсичным коллегой, пытаясь его понять или найти к нему подход, вы попадёте в ловушку, потому что решить эти проблемы невозможно. Вместо этого фокусируйтесь на решении рабочих задач и подумайте над тем, как с наименьшими эмоциональными, физическими и временными потерями закончить тот проект, по которому вы вынуждены сотрудничать. Подобные размышления намного быстрее приведут вас к нужному результату.

Стоит изучить Трудовой кодекс

В большинстве случаев аргументом для увольнения служат результаты аттестации. Кроме того, сотрудник может руководствоваться должностной инструкцией. Не стоит бояться запугиваний начальства о том, что обязанности в инструкцию можно дописать. Документ подписывается сторонами в момент приема на работу.

Что делать, если начальник выживает с работы беременную женщину? Здесь снова на помощь придет Трудовой кодекс, который описывает ограничения по выполнению обязанностей женщинами в период вынашивания ребенка. Зная свои права, каждая представительница слабого пола сможет защитить себя перед работодателем.


Лишь небольшой процент сотрудников нашёл способ общения с ним, но большая часть боялись его. Те, кто научился нормально с ним взаимодействовать, позже не испытывали никаких трудностей, и мотивация страхом перестала действовать. В числе этого небольшого процента находилась и я. Я поняла, что человеком всегда движет определённое позитивное намерение. Если это намерение разглядеть, понять, почему он совершает определённые действия и какой хочет получить результат, то перестаёшь обращать внимание на негативные черты и начинаешь замечать хорошие стороны личности. Я перестала слышать нестандартные эмоциональные выплески руководителя, обращать внимание на его неадекватную манеру управления и увидела в нём много позитивных сторон. Более того, я приняла его таким, какой он есть, и относилась к нему с теплом и уважением, что он почувствовал. И когда он увидел, что я спокойно реагирую на его горячность и ругань, без осуждения и обид, он изменил ко мне своё отношение в некоторой степени. Я воспринимала его скорее как строгого отца, который иногда злится, он меня — как дочь, которой периодически следовало сделать выговор. Между нами установились действительно тёплые отношения.

И, кстати сказать, когда он ушёл из компании, начался настоящий бардак: нарушилась дисциплина и порядок, упала эффективность управления, делегирования полномочий, прибыльность и прочие показатели. А мы для себя поняли, что пусть его манера управления была слишком жестка и часто неадекватна, но в крупной компании, где надо продавать как можно больше и выигрывать у конкурентов, такой стиль управления просто необходим, и он здорово стимулирует, как бы это странно ни звучало.

Екатерина Русакова

исполнительный директор маркетингового агентства Tessa

На мой взгляд, лидерство, хорошие управленческие навыки, высокая степень ответственности никак не оправдывают и не обусловливают неадекватность высшего менеджмента. Конечно, люди, добившиеся многого в жизни, часто непросты в общении. Но сложносочинённый характер вовсе не означает неадекватный и невоспитанный, а вежливый и тактичный не говорит о слабости или мягкости человека.

На заре своей карьеры мне пришлось работать с человеком, у которого от рано свалившихся на него больших денег в сочетании с полным отсутствием воспитания, неприятной внешностью, детскими комплексами и проблемами в личной жизни поехала крыша (это был человек с высшим образованием, но из 90-х). Часто собрания менеджеров сопровождались криками и матом. Причём коронным приёмом этого руководителя было поймать человека на какой-то мелочи, вынуть из-за этого всю душу, унизить и заставить ещё отрабатывать. Как ни странно, больше всех страдали сотрудники, которые предпочитали не связываться. С теми, кто мог за себя постоять, он скандалил хоть и громко, но редко. Сейчас, когда я работаю на себя, держусь подальше от таких клиентов.

Надо заниматься собственным развитием и образованием, чтобы в любой ситуации ты мог встать и уйти, не боясь сделать выбор. Потому что никакие деньги не стоят того, чтобы постоянно сталкиваться с унижениями и оскорблениями.


Анна Каримова

директор по взаимодействию со СМИ СРО ЦРФИН

Первым желанием, не скрою, было уйти из кабинета и, естественно, из банка. Но верх взяло стремление понять, в чём причина такой бурной реакции. Ведь ещё неделю назад на собеседовании передо мной был интеллигентный образованный человек, свободно владевший шестью языками, а сейчас я вижу перед собой тривиального истерика. Я выслушала всю тираду, не оправдываясь и не перебивая. Когда шеф успокоился, мы с ним определили все темы, которые не должны комментироваться от имени банка, определили степень критики властей, которая допустима для спикеров разных уровней. В конце разговора шеф извинился, объяснив своё поведение вспыльчивым характером. Как выяснилось позднее, мне повезло: с сотрудниками-мужчинами владелец разговаривал гораздо жёстче.

В дальнейшем я отстроила свою работу так, что общалась с владельцем только по самым важным вопросам. Для того чтобы у него было понимание моей эффективности, я разработала чёткий и информативный шаблон отчёта. Ну и, конечно, твёрдо придерживалась оговорённых с ним условий. В итоге моя работа в этом банке была вполне интересной и комфортной.


По итогам последнего исследования онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников HeadHunter, 68% россиян утверждают, что они сталкивались на работе с эмоциональным абьюзом. И если раньше такие случаи часто считались нормой, замалчивались, оправдывались эффективностью, то сейчас отношение меняется. Что считать абьюзом на работе и как правильно себя вести в разных ситуациях — реальные истории и разбор экспертов.

Марина ( имя изменено ) два года возглавляла одну из районных библиотек Москвы. По рассказам девушки, ее начальница регулярно повышала голос на совещаниях, позволяла себе оскорбления в адрес Марины и других подчиненных, использовала нецензурную лексику, следила и проводила внезапные проверки, заставляла доносить на коллег, использовала угрозы понижения в должности и увольнения как мотивацию к работе.

— В какой-то момент со мной перестали здороваться сотрудники из ее ближайшего окружения, общались агрессивно, — рассказывает сотрудница.

Так сложилось и у Марины. Она была вынуждена уволиться. Через некоторое время девушка нашла работу с совершенно другой — более комфортной, здоровой атмосферой, и рада, что распрощалась с прежним коллективом.

Легко ли развернуться и уйти

Психолог, карьерный консультант Светлана Ленкова считает, что лучшее, что можно сделать в такой ситуации — это искать другую работу.


— Человек часто не понимает, как попадает в эмоциональный абьюз, и обнаруживает себя там слишком поздно: когда у него уже депрессии, нервные срывы, когда начинаются проблемы со здоровьем. Его самооценка и уверенность в себе и своих силах уже на таком уровне, что вернуть их очень сложно. Поэтому если человек вошел в это состояние, выбраться из него можно только со специалистом.


— Что делать? Постараться перевести в рациональную плоскость, там, где у начальника меньше ресурсов в силу привычки решать вопросы криком

  1. Не включать эмоции, не кричать в ответ.
  2. Не извиняться, опуская глаза и голову.
  3. Задавать вопросы, для ответа на которые необходимо привести факты. Что именно не так? В чем причина эмоционального разговора? Какая стоит задача и какие есть инструменты? Какие задачи стоят перед командой и в чем роль каждого?
  4. Нормально отказаться от дальнейшего диалога, пока он не перейдет из эмоционального в рациональное русло.
  5. Если вы сможете быть примером в сохранении личных границ, это может помочь всей команде отстроить внутренние правила коммуникации.

Но искать альтернативы внутри компании или на рынке стоит начинать сразу же, как только появился звоночек, считает эксперт.

— Часто сложностью становится неуверенность в себе и своих силах. Чтобы избежать этого, нужно знать свои сильные стороны, компетенции и уметь о них рассказывать, а еще следить за тем, что происходит за стенами компании — какие другие компании могут нуждаться в ваших навыках, кто те люди, которые будут вас поддерживать?

Как еще выглядит эмоциональный абьюз в офисе

Бывает, что руководитель видит в сотруднике потенциальную угрозу, опасаясь, что он может, например, занять его место. Тогда руководитель будет стараться обесценивать достижения сотрудника, внушать ему, что он недостаточно хорош.

— Вы будете виноваты во всех конфликтах, а он всегда будет прав.

Злые, унижающие шутки про вес, возраст, характер, интеллект — это тоже вид абьюза.

Если руководитель будет чувствовать, что вы сильнее его по компетенциям, навыкам, характеру, то он будет пытаться лишить вас уверенности в себе. Часто такой руководитель старается убедить сотрудника, что он никому не нужен, никогда не найдет работы лучше.


Если руководитель постоянно вас контролирует , заставляет отчитываться о каждом шаге, читает почту, слушает звонки — это тоже психологическое давление.

— Бывает, что в некоторых компаниях в силу их специфики есть оправданная необходимость поставить камеры. Сотрудники должны об этом знать и быть согласны. А бывает, что это только прихоть руководителя, чтобы потом была возможность манипулировать сотрудниками, даже шантажировать их, — считает Светлана Ленкова.

Еще один вывод исследования: враждебное поведение руководителей имеет разрушительные последствия как для самих работников, так и для организации в целом. Оно ухудшает самочувствие сотрудников, способствует падению трудовой мотивации. Сотрудники не могут работать в полную силу. Руководитель-абьюзер не осознает, что наносит вред репутации компании и тормозит ее развитие.

Елена устроилась начальником отдела в строительную фирму. Работы было много, директор требовал четкого выполнения в сроки, а ее сотрудники, как казалось Елене, привыкли работать довольно размеренно, часто тратили время на болтовню, перекуры, чаепития. Елена хотела, чтобы они больше отдавались работе, отчитывала за опоздания, не одобряла чаепития в рабочее время. При этом она предпочитала держать дистанцию и не поддерживала ни с кем особо дружеских отношений.

Иногда приходилось просить оставаться сотрудников после работы доделать отчеты или выйти в выходной день — Елена сочла это нормальным с учетом того, что сотрудники тратят много рабочего времени на личные дела. В коллективе все больше чувствовалось напряжение, она замечала, что ее обсуждают за глаза, саботируют ее приказы, дерзят.

— Однажды директор компании вызвал меня к себе и показал письмо, которое написали подчиненные. Они отказывались со мной работать, обвиняли в непрофессионализме, создании неблагоприятной обстановки, психологическом давлении и принуждению к работе в неурочное время. Но я же просто требовала от них выполнения обязанностей. Я была очень расстроена, ведь я ни на кого даже голоса не повышала, — рассказала Елена.

Я начальник и просто потребовал сделать работу. Теперь я — абьюзер?

— Исходя только из описания Елены, я бы не стала считать ее абьюзером, — комментирует ситуацию психолог Светлана Ленкова . — Но руководитель среднего звена должен быть гибким и действовать не ультимативно, а выстраивать цепь между высшим руководством и своими подчиненными. Лучшее, что можно было сделать в данной ситуации — это собрать всех работников и донести до них требования, а также обсудить с вышестоящим руководством схему действий при невыполнении задач сотрудниками.

Писать в чат в нерабочее время и требовать немедленно отвечать — такое может считаться абьюзом, если речь идет про нормированный график, который был прописан в трудовом договоре, и о подобных взаимоотношениях не было отдельных договоренностей.

— Эти вопросы нужно прояснять на собеседовании: есть ли практика работы в неурочное время, чаты, скорость реагирования на задачи в неурочное время? Как все это можно регулировать? Спокойно обсудить с руководством границы дозволенного рабочего времени. Важно понимать, что если вы при трудоустройстве узнали, что в компании практика внеурочной работы и приказов ночью в чате, то лучше сразу для себя решить, готовы вы это делать или нет.

Не нужно наивно полагать, что с вашим приходом что-то изменится и вас не будут беспокоить, и вы сможете переделать все устои компании, — поясняет психолог.

Повышение тона в общении с коллегами также может быть расценено как абьюз, но сотрудникам надо учитывать, что в некоторых компаниях шумное обсуждение — это обычный рабочий процесс, к которому все привыкли.

Большее влияние оказывает среда, в которой происходило становление руководителя. При этом нельзя не отметить, что есть индустриальные закономерности и, скажем, в девелопменте вы сможете работать успешно, только если вы готовы к диалогу на повышенных тонах на совещаниях. Но до тех пор, пока вы не начнете границы очерчивать, окружающие вас люди не будут знать границу, за которую нельзя переходить, — комментирует HR-специалист Алена Владимирская .


В марте, во время самоизоляции, большую часть коллектива отправили на удаленную работу, а затем некоторых начали приглашать в офис по одному и заставлять подписывать соглашение о расторжении трудового договора. На тех, кто не соглашался, давили, угрожали уволить по статье, воспрепятствовать дальнейшему трудоустройству в других компаниях. Когда пригласили Татьяну, она решила записать разговор на телефон и ничего не подписывать, несмотря на то, что ей обещали превратить ее работу в компании в ад.

— Это было в самый разгар самоизоляции, надо было на что-то жить и платить за съемную квартиру, а найти работу быстро в такое время достаточно сложно, — объясняет девушка.

Что делать, если вас хотят выжить — советы юриста

Юрист Анастасия Степанова считает, что если руководитель вынуждает уйти по собственному желанию и оказывает при этом психологическое давление, то такое заявление может быть оспорено в судебном порядке и признано недействительным.

— Юридическая практика говорит о том, что работодатели часто уходят безнаказанными. В основном потому, что работник не может доказать принуждение.

Если вы готовы уступить, можно рекомендовать максимально защитить свои интересы: решить с работодателем вопросы о сроке и условиях добровольного ухода и написать заявление по согласию сторон, оговорив выплату выходного пособия и компенсации.

Если же принято решение о борьбе, то советы будут следующими:

Если вы все-таки намерены подавать на работодателя в суд, придется позаботиться о доказательной базе:

Как предотвратить абьюз при устройстве на работу

Психолог и карьерный консультант Светлана Ленкова советует сначала понять, чего вы ждете от места работы, определить свои ценности и приоритеты и исходя из этого заранее составить вопросы будущему работодателю. А также обязательно смотреть на репутацию компании, например, поискать, что пишут о ней и о руководстве в сети.

— Определите, что для вас важно на будущем месте работы, а на что вы готовы закрыть глаза. На собеседовании стоит обращать внимание на то, как проходит интервью, какие вопросы задают. Если это вопросы личного характера, то в данной компании прямо на входе ломятся в ваши границы, что будет дальше — можно уже предположить. Если с вами проводят стресс-интервью, то искренне рекомендую бежать от этой компании. Вообще, если много задают вопросов про стрессоустойчивость и стрессовые ситуации, это должно насторожить.


Но не стоит расслабляться сразу после того, как вас пригласили на должность. Юрист Анастасия Степанова считает, что одна из основных и самых значимых ошибок при трудоустройстве — пренебрежительное отношение к заключению трудового договора. Важно сразу обговорить все спорные моменты, чтобы и у сотрудника, и у работодателя были одинаковые ожидания.

Испытательный срок не может превышать 3 месяцев (6 месяцев для руководящих позиций). В период испытания на работника распространяются все нормы трудового законодательства (запись в трудовой книжке, выплата пособий и так далее).

— Нередко, пройдя собеседование в офисе в центре Москвы, люди попадали на работу в подвал на окраине. Поэтому место работы лучше зафиксировать с указанием конкретного структурного подразделения.

Режим работы, обеденное время, нестандартный рабочий график — все это должно быть прописано в договоре подробно. Это оградит работника от неправомерных нагрузок.

— Речь идет не о том, что он не будет задерживаться из-за аврала или другой внештатной ситуации — как правило, при трудоустройстве о них предупреждают заранее. Но обязательно должно прописываться, если режим труда и отдыха для конкретного работника отличается от общих условий, — рекомендует юрист.

Люди жалуются на начальника в соцсетях — и уже неясно, кто жертва

То, что раньше считалось нормой, замалчивалось, сейчас чаще признается неуместным, неэтичным, оскорбительным. Сейчас появилась возможность сделать это публичным, запустить общественную дискуссию.

По словам Владимирской, крупные компании могут позволить себе комитет по этике, но ситуаций для разбора на таком комитете единицы. 99% таких ситуаций стараются решить тет-а-тет.

— Людей продолжают третировать и эксплуатировать, но с открытием новых каналов и обсуждения темы этики все больше шагов делается в сторону не просто урегулирования ситуаций, а их предотвращения. В цифровую эпоху к кодексу корпоративной этики добавляются правила поведения в сети и правила коммуникации команд на удаленке.

Социальные сети дают возможность рассказать свою историю и получить поддержку — это большой шаг, в том числе для привлечения внимания к проблеме. Компании тоже могут сделать выводы, проанализировать свою модель управления, осознаннее выстраивать корпоративную культуру. В конечном счете даже для самого абьюзера это возможность увидеть и признать проблему и начать работать над ней.

Однако есть и другая сторона. Социальные сети и публичные пространства в интернете — это не всегда дружелюбная, а часто довольно токсичная среда. И бывает так, что степень травли несопоставима с проступком, а иногда сами жертвы подвергаются новому буллингу после того, как доверились и откровенно рассказали свою историю.


Начальник самодур – это личность, занимающая руководящий пост, при этом отличающаяся крайней несдержанностью и требованиями, выбивающимися из реальности или возможностей человека. Такой человек отравляет собственную ежедневную жизнь и жизнь всего коллектива, способен придирками, упрёками и угрозами не только регулярно доводить подчинённых до истерик или слёз, но и стать причиной нервного срыва, развития тяжёлого невроза или депрессии.

Начальник самодур не способен воспринимать логические доводы и аргументы, на всё противостояние у него моментально образовывается аффективная, сильная эмоциональная реакция с негативным оттенком. По безобидному или неделовому поводу человек способен впадать в состояние неконтролируемое, поэтому противостоять начальнику самодуру бывает практически невозможно. Самодуры это люди, живущие либо в мире, где всё подчиняется их требованиям и желаниям, либо они впадают в эмоциональный транс.

Когда начальник самодур, то первое мнение, причём часто оказывающееся действенным и радикальным – немедленное увольнение, пока нервы ещё находятся в порядке, а профессионализм не заменили странное угодничество и выполнение требований личного характера. Понимая, что человек обманывается в собственных возможностях, не соотносит логические постановки задач, остаётся только его оставить в его выдуманном мире.

Действительно переделать другого невозможно, а если это начальник самодур, то механизмов даже временного воздействия мало. Радикальные перемены доступны не всем, например, когда зарплата очень привлекательная или когда работа имеет преимущества по перспективам. Возможно это старый коллектив, бросать который не хочется из-за пришедшего нового не совсем вменяемого шефа, тогда стоит разрабатывать собственную стратегию выживания. Даже рядом с психопатами и психически больными людьми можно организовать пространство для жизни, поэтому научиться взаимодействовать с неудобным начальником самодуром вполне возможно.

Признаки начальника самодура

Понять, что начальник самодур, как бороться с этим и стоит ли, зависит от количества признаков проявляющегося на практике самодурства. Важно отличать эту черту от простой строгости и необходимости введения особых правил и требований. Чаще всего проявляется именно в отношении к сотрудникам, например унижения или оскорбления говорят о недостаточной компетенции человека, тогда как тот, кто проявляет строгость для соблюдения правил проекта, будет это делать с уважением и привнося значимость других.


Разговаривать с начальником самодуром бывает практически невозможно, поскольку проекты, предложения, замечания и любые чужие мысли он будет отвергать не то, что без озвучивания причин, а даже без наличия таковых на логическом уровне. Конструктивная критика отсутствует, зато вместо этого звучат пространные замечания об умственных (или других проф.качествах) сотрудника. Никогда нет лестного отзыва, зато есть много злости и оскорблений, предложение может быть названо дурацким без прочтения единой строчки, а идея отклонена, как сумасшедшая ещё до озвучивания. Таким людям необходимо высказать своё недовольство, оскорбить других, слить негатив, а о качестве работы они не думают.

Косвенным признаком начальника самодура может являться общая атмосфера, когда вместо того, чтобы решать вопросы непосредственно с руководителем, подчинённые выбирают тактику, чтобы не попадаться ему на глаза. Вопросы максимально решаются на месте, самостоятельно, прикладывая дополнительные усилия или с затратами лишнего времени – что угодно, чтобы не обращаться к директору. Характерным может быть стремление уйти в обеденное время или попытки спрятаться за тонны бумаг, когда он проходит мимо.

Наслаждение начальнику самодуру приносит чувство власти над любыми сферами жизни подчинённых, поэтому он может устраивать внеурочные проверки, совещания или планёрки. Вполне характерно собрать какую-нибудь летучку перед концом рабочего дня и упиваться невозможностью людей воспользоваться своим свободным временем. Бывают те, кто оказывает сопротивление, но в итоге они либо увольняются, либо наказываются лишением премии, штрафами, увеличением нагрузки или просто моббингом. Мало кто может противостоять самостоятельно такому введённому режиму, всё, что можно сделать – это противиться всем коллективом, что чаще всего невозможно.

Начальник-самодур, как человек токсичен, основное внимание его обращено на недостатки. Если работа в целом выполнена хорошо, то больше всего он будет говорить о единственной недостойной мелочи, всё больше заостряя внимание. Критика постепенно переходит с рабочих моментов на личностные характеристики человека и его семьи, прошлого и перспектив. Тем, кто сумел всё сделать идеально поощрением будет только отсутствие нового скандала, возможно начальник-самодур промолчит или просто кивнёт. Т.е. там, где положена премия, публичная похвала, предоставление новой должности или свободный день, у самодура будет просто отсутствие унижений.

Вспыльчивость характера, хамовитость, низкая личная и профессиональная компетентность – удел людей среднего или низшего звена, вот если они каким-то образом стали руководителями, то весь их стиль будет самодурством. Адекватный человек признаёт ограниченность своей компетентности, советуется с другими людьми, назначает профессионалов на необходимые должности, а не надевает себе корону всеведения. Начальники самодуры всегда имеют свиту, поддакивающую их решениям, цель которых только в том, чтобы оставлять начальника эмоционально удовлетворённым, и таким образом обеспечивать себе благосклонность. Для всех остальных ощущение после работы сравнимо с каторгой, удовольствия от выполнения увлекательных задач нет, зато есть горькое послевкусие разочарования.

Советы психолога

Постоянная нервотрёпка из-за нестабильного характера руководства заставляет задуматься о том, что делать, если начальник самодур. Нельзя бросать ситуацию на самотёк и ждать пока эмоциональная атмосфера наладится или станет более стабильной – когда личность привыкла выгружать свои проблемы на других, когда не может отличить собственное плохое настроение от плохой работы ожидать изменений глупо.

Классических советов, срабатывающих на любом человеке нет, но есть методы поиска индивидуального подхода. Сначала придётся понаблюдать за начальником и выявить его слабые места – это те темы, затрагивая которые он теряется или у него портится настроение, там где он замолкает или ему становится неловко. После того, как подобрался набор хотя бы из нескольких подобных тематик необходимо вставлять их каждый раз, когда замечаете нарастание гнева.

Обязательно вовремя напомнить о том, что неприятно руководителю. Если от этих разговоров он теряется, то и агрессивная вспышка будет подавлена, а если испытывает негативные чувства, то выработается условная реакция, когда он кричит на вас – ему же самому становится плохо.

Необходимо выходит из стандартного обвинительного диалога, повторяющегося точно по одной схеме. Подойдут любые нелепые действия для того, чтобы переориентировать ситуацию – разлить воду, уронить вещи, споткнуться, закашляться и т.д. Чем ярче и неожиданней будет отвлекающее поведение, тем больше вероятность, что начальник самодур переключится с агрессии на недоумение. Разработайте несколько сбивающих с толку практик и действуйте каждый раз, когда вас начинают незаслуженно обвинять или высказывать лишние претензии.


Тем, кто ещё эмоционально стабилен, подойдет вариант игнора. Тут вся концентрация внимания и действий переключается на рабочий процесс, при этом важно качественно делать свою работу, не нарушать прописанных правил, игнорируя крики и придирки. Можно обходить кабинет начальника-самодура или выходить в середине предложения, если на вас кричат, оставаясь в контакте только при условии нормального делового взаимодействия.

Когда самодуром является не высшее руководство, а промежуточный начальник отдела, то можно использовать тактику открытого конфликта. При очередном неуместном заявлении вы прямо и спокойно заявляете, что больше не будете терпеть подобного отношения в свой адрес. Это вызов после которого начнётся серьёзное противостояние, выдержать которое поможет профессионализм и владение техниками абстрагирования от ситуации. Нельзя применять подобное к самому высшему руководству, если есть желание сохранить должность, т.к. это посягательство на установление правил. Для средних руководителей это подходит, т.к. даже при эскалации конфликта всегда вопрос будут решать конечные директора или владельцы бизнеса.

Как вести себя с начальником самодуром женщиной

Во многом самодурство женщин начальников обусловлено психологическими особенностями и другим стилем руководства, поняв которые можно легко ужиться и даже выиграть себе кучу бонусов. Важно помнить о том, что оценивая любой поступок женщины, больше внимания уделяют мотивам его совершения и личным симпатия к человеку. Таким образом отчёты одинакового качества от приятного сотрудника и того, кто раздражает, будут оценены по-разному. Это же касается личных ситуаций, например, понимания, что сотрудница живёт одна в чужом городе и ведёт важный проект, может привести к поблажкам, а вот девушка с очень обеспеченным мужем не удостоится лишнего часа отдыха. Если первоначально заслужить высокий кредит доверия или подружиться с начальницей, то вы не нарвётесь на самодурство, а наоборот будете премированы и прощены за ошибки.


Вступать в ответный конфликт не стоит, оптимально вообще не замечать её неадекватной критики или чрезмерной истеричности. Если эмоциональный посыл не встречает отклика, остаётся незамеченным, то нейтралитет приводит к женскому успокоению. С вами могут начинать дружить и мило просить поработать в выходные, давить на жалость и угрожать социальными мерами. Всё это исключительно феминные проявления, не имеющие отношения к профессиональной сфере, способ проверить ваши границы – необходимо чётко обозначить круг своей ответственности и не вовлекаться ни в какие дополнительные взаимодействия. Идея подружиться с начальницей чревата тем, что любое разногласие даже по заказу пиццы в кафе скажется на вашей карьере.

Выбирайте тактику конструктивного сотрудничества, где каждый из вас занимается своими обязанностями. Приспособление, постоянное выполнение просьб начальницы приводит к исчезновению личного времени и полному разрушению всех проектов. Ищите компромисс, где вы сможете реализовываться как профессионал.

Как вести себя с начальником самодуром мужчиной

Особенность мужской психики всё же опирается на логику, поэтому необходимо взывать к разуму, приводить доводы. Рекомендуется это делать не в тот момент, когда механизм аффективного реагирования уже запущен и мужчина себя не контролирует в крике, а потом, после того, как он успокоился. Долгие разговоры усложняют и тормозят рабочий процесс, поэтому ваша задача не обсудить всё на свете, а максимально кратко озвучить позитивные стороны своего решения или предложения. Критиковать замечания начальства лучше не стоит, чтобы претензии не пошли на второй круг, задевая уже личностные особенности.

Трепетное отношение к работе у мужчин заставляет их во всех видеть конкурентов, а значит, чем больше вы сможете показать, что не претендуете на его место, тем лояльнее будет отношение к вам. Рекомендуется советоваться, опираться на сказанное и предоставлять последнее слово руководителю.


Отстаивайте свои цели не рьяно, но упорно. Если после первой критики вы отпускаете проект, вносите правки, с которыми не согласны, то и ценность вашей работы автоматически падает. Потом всё сложнее будет заставить прислушиваться к вам. Продолжайте объяснять свою позицию, приносите новые доказательства, потихоньку внедряйте идею без вреда для общей производительности – и тогда показав реальную работу, вы сможете переубедить начальника принять вашу точку зрения аргументированно.

Проявляйте самостоятельность, т.к. постоянные вопросы и нерешительность – то, что быстрее всего выводит мужчин руководителей из спокойного состояния. Если идёте за советом, то вопрос должен быть максимально конкретизирован и иметь общее направление, а вот согласовывать каждый шаг и детали нет необходимости, так вы только снизите восприятие своей компетентности.

Когда все эти техники не помогают и мужчина продолжает вести себя как истеричка, то необходимо принять такое его поведение как неизменный факт и просто смириться. Больше крики и придирки не означают, что это какая-то ваша вина – это его выбранный способ взаимодействия с реальностью. Главное самому не находиться в стрессовом состоянии – помогают различные техники дистанцирования или если уже допекли, то можно применять экстренные психологические приёмы. Хорошо помогают физические нагрузки, короткие прогулки, перерыв, проведенный за стенами офиса и т.д.

Имейте страховочный вариант – новое место работы или подработки. Даже если вам удастся приспособиться к самодурству начальника, то такой руководитель всё равно не сможет удержать бизнес и вам придётся искать работу не сегодня из-за ссоры, так через год из-за банкротства фирмы.

Читайте также: