Как соотносятся понятия дисциплина и законность в деятельности органов исполнительной власти

Обновлено: 13.05.2024

1. Понятие и виды способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
2. Государственный контроль.
3. Административный и прокурорский надзор.

1 вопрос
Законность – это важнейший общеправовой принцип, предполагающий строгое и точное соблюдение и исполнение законов всеми государственными и негосударственными органами, а также физическими и юридическими лицами.

В сфере исполнительной власти законность имеет особое значение – это связано с тем, что:
Во-первых, исполнительная власть в своей деятельности охватывает все сферы жизни общества и тем или иным способом воздействует на законные права и интересы каждого члена общества. Законность в этом случае обеспечивает защиту данных прав и интересов от возможного негативного воздействия со стороны государства.
Во-вторых, исполнительная власть осуществляется широким кругом уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Законность обеспечивает унификацию деятельности всех названных субъектов, сохраняя тем самым единство системы исполнительной власти.
В-третьих, названные государственные органы и должностные лица осуществляют правотворческую деятельность, самостоятельно устанавливая новые правовые нормы. Законность обеспечивает соответствие данных норм действующему законодательству и тем самым обуславливает единство системы законодательства в РФ.
В-четвертых, исполнительная власть является административно-распорядительной деятельностью с правом применения мер государственного принуждения. Законность ограничивает возможный произвол со стороны государственных органов и должностных лиц, применяющих такое принуждение.
В исполнительной власти законность может обеспечиваться двумя основными способами: путем осуществления контроля или надзора.
Контроль – это особый вид деятельности, предполагающий систематическое наблюдение за деятельностью отдельных субъектов, с целью выявления, предотвращения и пресечения возможных негативных отклонений от заранее заданных параметров. Контроль как вид деятельности характеризуется следующими признаками:
а) контроль осуществляется преимущественно в отношении подчиненных объектов.
б) порядок осуществления контроля устанавливается органами, его осуществляющими.
в) контроль осуществляется не только за соблюдением законности, но и за целесообразностью осуществляемых действий объектом контроля, т.е. орган контроля может отменить решение объекта.
г) по результатам осуществления контроля к объектам могут применяться меры дисциплинарной, а в отдельных случаях административной и уголовной ответственности.
Контроль делится на следующие виды:
1. В зависимости от времени проведения на:
а) Предварительный контроль осуществляется с целью предотвращения условий, способствующих совершению правонарушений.
б) Текущий контроль осуществляется непосредственно в процессе осуществления деятельности с целью пресечения совершаемых правонарушений.
в) Последующий контроль или проверка исполнения. На данном этапе устанавливается соответствие достигнутых результатов деятельности заранее установленным параметрам.
2. В зависимости от субъекта осуществляющего контроль:
а) государственный (контроль Президента РФ, контроль законодательных, исполнительных и судебных органов власти)
б) общественный
в) аудиторский
3. В зависимости об организации контроля:
а) внутренний
б) внешний
4. В зависимочти от причин организации контроля:
а) обязательный, т.е. в силу требования законодательства
б) инициативный.
Методами контроля являются: проверки, ревизии, наблюдения, обследования, анализ и др.
Второй способ обеспечения законности – это надзор, который является разновидностью контроля, однако обладает рядом отличительных признаков:
а) надзор осуществляется только специально уполномоченными государственными органами. Орган надзора не может отменить решение объекта, т.е. не вмешивается в текущую деятельность объекта.
б) надзор осуществляется за соблюдением специальных правил, обычно установленных этими органами.
в) надзор осуществляется только в отношении неподчиненных лиц.
г) по результатам надзора применяется меры административной и уголовной ответственности.
Выделяют 2 вида надзора:
- общий – осуществляется прокуратурой РФ
- специальный – осуществляется органами исполнительной власти.

3 вопрос
Административный надзор представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами специальных норм и правил, закрепленных в законах или подзаконных актах.
Субъектами административного надзора являются:
- федеральные службы;
- государственные инспекции (ГИБДД);
- структурные подразделения государственных органов.
Административный надзор обладает следующими признаками:
- отсутствие организационной подчиненности объекта субъекту;
- надзор осуществляется за соблюдением специальных правил, норм, стандартов;
- субъект не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объекта;
- субъекты вправе применять меры административного принуждения;
- надзор осуществляется как за юридическими, так и за физическими лицами;
- наличие у субъекта юрисдикционных полномочий, т.е. по рассмотрению дел о правонарушениях;
- формами административного надзора является проверка выданных лицензий, разрешений, документов.
Для выполнения своих задач органы административного надзора наделены полномочиями:
1. По предупреждению правонарушений: вправе запрашивать и требовать сведения, информацию, документы, беспрепятственно обследовать территории объектов, проводить проверки.
2. По пресечению правонарушений; дача предписаний об устранении выявленных нарушений, о приостановке работ, ведущихся с нарушением установленных требований, приостанавливать или аннулировать лицензии и т.д.
3. По применению мер ответственности: назначать наказания, проводить производство по делам об административных правонарушениях.
4. По нормотворчеству: устанавливают и разрабатывают правила, нормы, требования, стандарты при осуществлении той или иной деятельности.

Прокурорский надзор
Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах областных или районных прокуратур.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением на территории РФ всех законов, обеспечением их верховенства, единства и укреплением законности, защитой прав и свобод человека и гражданина.
Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями.
Объектами прокурорского надзора являются:
- федеральные органы исполнительной власти;
- представительные и исполнительные органы субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- органы военного управления;
- органы управления;
- органы контроля;
- коммерческие и некоммерческие организации;
- учреждения и организации исполнения наказания.
Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ. В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.
Методами прокурорского надзора являются:
1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Осуществляется на основании поступившей информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Для осуществления своих полномочий прокурор наделяется следующими правами: беспрепятственно входить на территорию объекта, иметь доступ к документам, проводить проверки, требовать материалы и документы, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений, надзор за соблюдением прав и свобод граждан.
2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами. Критериями установления несоответствия актов закону являются:
- несоблюдение правил, сроков, формы, процедуры издания норм, актов;
- отсутствие основания для издания актов;
- произвольное толкование или умышленное искажение положений закона и т.д.
3. Участие прокурора в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности и принятие по ним мер.
В случаях нарушений законов и иных актов прокурор может отреагировать в следующих формах:
1. Протест приносится на противоречащий закону акт и направляется органу или должностному лицу, издавшему неправомерный акт. Протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней и о результатах рассмотрения прокурор уведомляется в письменной форме.
2. Представление – форма реагирования на факты нарушения закона, причины и условия им способствующие. Оно вносится в органы, должностным лицам, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца и о результатах рассмотрения прокурор извещается в письменной форме.
3. Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный орган, который в письменной форме должен сообщить прокурору о результатах рассмотрения.
4. Предостережение о недопустимости нарушения законодательства объявляется должностному лицу с целью предупреждения готовящегося правонарушения.

Направлениями деятельности соответствующих государственных формирований, обеспечивающей законность и дисциплину в управлении, являются:

1) недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц требований законов и подзаконных актов, которыми они руководствуются в своей работе;

2) своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

3) установление причин и условий нарушений;

4) восстановление нарушенных прав и законных интересов;

5) привлечение к ответственности виновных в нарушении дисциплины и законности;

6) разработка и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности и дисциплины.

Этот комплекс действий предполагает использование полномочий юридически властного характера, которыми обладают соответствующие государственные органы (должностные лица): это придает их деятельности государственно – правовой характер. Такая деятельность является способом обеспечения законности и дисциплины; ее осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Только от них зависит состояние режима законности в сфере государственного управления.

Для одних органов обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом, при этом деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется такими органами в пределах их основной деятельности, которая в целом не связана с институтом законности и дисциплины.

Деятельность другой группы государственных органов непосредственно направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе в сфере управления (это суды, прокуратура, государственные инспекции, федеральные надзоры и т. д.).

В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины в сфере управления эти органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль, его разновидность – проверку исполнения и надзор.

Контроль представляет собой наблюдение за правомерностью деятельности соответствующего подконтрольного объекта, проверку фактического соответствия тех или иных действий требованиям закона, принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины, выявление причин и условий, способствующих правонарушениям, принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины. Отношения между контролером и контролируемым в системе исполнительной власти строятся на началах организационной или ведомственной соподчиненности. Вместе с тем, контролю подлежат и действия граждан и их общественных объединений. Итак, контроль призван обеспечивать строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

Проверка исполнения – составная часть контроля, являющаяся деятельностью, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, решения. Проверка исполнения – необходимый элемент оперативной управленческой деятельности руководителей различного уровня, т. к. одной из их обязанностей является наблюдение за своевременным и правильным исполнением возглавляемыми ими или подведомственными им органами, предприятиями, организациями, работниками различных решений, указаний, распоряжений, мероприятий, служебных и трудовых обязанностей.

Надзор осуществляется в отношении тех объектов, которые организационно не подчинены органам надзора. Органы административного надзора применяют меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам, проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах (например, противопожарных, санитарных и т. п.).

Однако различия между контролем и надзором в действующих нормах права четко не проводятся. Надзор – это суженный контроль.

Обжалование не является самостоятельным способом обеспечения законности. Роль жалоб граждан или заявлений общественных объединений – информация о тех или иных нарушениях законности в деятельности исполнительных органов или должностных лиц. Они могут возбудить обеспечительное производство, но сами его осуществить не в состоянии. Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд: Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. (В ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим. (части 2 - 3 введены Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ).

16.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Законность — это конституционный принцип функционирования всех ветвей государственной власти Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Законность — это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями.

Законность основывается на следующих принципах.

1. Верховенство Конституции РФ и законов (ст. 4 Конституции РФ), то есть обязательное исполнение и соблюдение на территории РФ Конституции и законов.

2. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

3. Гарантированность прав и свобод личности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

4. Создание обстановки неотвратимости ответственности в случае нарушений.

Государственная дисциплина — это сознательное соблюдение законов и иных правовых актов субъектами права. При этом законность выступает основой дисциплины.

Обеспечение законности в управлении есть совместная деятельность лиц и организаций по точному и неуклонному исполнению, использованию, соблюдению и применению законов и подзаконных актов в сфере управления. Такая деятельность направлена:

· на недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

· на своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

· на установление причин и условий, им способствующих;

· на разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности и дисциплины;

· на привлечение к юридической ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины.

16.3. Контроль в государственном управлении.

16.4. Общий административный надзор.

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

1) является особой разновидностью государственного контроля;

2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3) деятельность по надзору осуществляется систематически;

4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7) осуществляется при помощи определенных методов;

8) оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;

2) периодические проверки;

3) обследование поднадзорного объекта;

4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

• специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);

• государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1) органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2) объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

3) контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4) контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5) контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1) за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1) протест прокурора;

2) представление прокурора;

3) постановление прокурора;

4) предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

16.5. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти.

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется:

• при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

• рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);

• рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

1. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

2. Осуществление контроля органами государственной власти.

3. Общий административный надзор.

4. Основные направления развития административного надзора.

5. Административные и технические регламенты – как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти.

Изучив данную тему учебного курса Вы должны знать:

1. Значение законности и дисциплины в государственном управлении;

2. Принципы законности в государственном управлении;

3. Содержание контрольных и надзорных полномочий различных органов государственного управления;

4. Сущность общего и специального административного надзора;

5. Роль и место административных и технических регламентов в процессе обеспечения законности в государственном управлении.

Основные понятия к теме № 9: законность; дисциплина; принципы законности; специальные юридические средства обеспечения законности; гарантии законности; контроль; государственный контроль; административный надзор; административный регламент; технический регламент; общий административный надзор; специальный административный надзор; аудит эффективности; стратегический аудит; форма парламентского контроля; депутатский запрос; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1.Сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: определение понятия законности и дисциплины; их соотношение.

2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

3. Сущность контроля в государственном управлении.

4. Основные черты административного надзора.

5. Особенности прокурорского надзора за законностью действий органов исполнительной власти.

6. В чём заключается особенность судебного контроля за законностью деятельности органов исполнительной власти?

7. В чем состоит отличие административного надзора от иных видов контроля.

8. Какими факторами обусловлена необходимость соблюдения законности и дисциплины в деятельности правоохранительных органов.

9.Роль и местоадминистративных регламентов – как способ унификации и законности действий органов исполнительной власти.

Тестовые задания по теме

1. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзорные функции является:

а) федеральный надзор;

б) государственный комитет РФ;

в) федеральное министерство;

г) федеральная служба,

д) федеральное агентство.

2. Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти обеспечиваются:

а) ведомственным и межотраслевым контролем;

б) контролем законодательных органов и Президента РФ;

в) прокурорским надзором и судебным контролем;

г) финансовым контролем.

4. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) выполняет следующие задачи:

а) участие в формировании правовых основ системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

б) возбуждение в установленном порядке уголовных дел в отношении виновных лиц;

в) государственное управление в вопросах использования атомной энергии;

г) все перечисленное.

5. Административный надзор представляет собой:

а) разновидность государственного надзора, включающий в себя конституционный и прокурорский надзор;

б) надзор федеральных органов исполнительной власти за соблюдением законности в субъектах РФ;

в) особая мера принуждения, которая применяется к лицам, освобожденным из мест лишения свободы;

г) надведомственный контроль органов исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами разнообразных норм, правил (пожарной безопасности, торговли и др.).

Задача

Вопросы: Прокомментируйте ситуацию. Какие действия могут быть предприняты гражданином Иващенко?

2. Работники полиции задержали гражданина Садыкова в состоянии опьянения и доставили в РОВД. Выслушав их рапорт, дежурный РОВД начал составлять протокол. По требованию дежурного Садыков предъявил паспорт и сказал, что плохо зная русский язык и не может понять, за что его задержали. Он просил вызвать его друга Аметина, который хорошо знает оба языка - русский и татарский. Дежурный записал в протокол данные паспорта, сделал отметку об отказе в даче показаний и подписи протокола. Затем попросил двух работников полиции заверить этот акт и направил Садыкова в вытрезвитель. Гражданин Садыков возмущался и требовал адвоката. Утром с него взыскали стоимость услуг вытрезвителя и оштрафовали на 500 рублей.

Вопрос: Какие допущены нарушения со стороны участников данных правоотношений?

Выводы по теме № 9

1.Законность представляет собой точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями.

Законность является обязательным атрибутом существования и развития любого организованного общества. Онарассматривается как: принцип государственной деятельности; метод государственного руководства обществом; режим системы взаимоотношений населения с государственными органами.

2. Контроль как управленческая функция носит властный характер и оказывает регулирующее воздействие, влияющая на поступки и действия подконтрольных объектов. Президент России в соответствии с Конституцией РФ обладает широким кругом властных полномочий по контролю за исполнительными органами государственной власти.

Государственный контроль (надзор) включает в себя: федеральный государственный контроль (надзор); региональный государственный контроль (надзор); муниципальный контроль.

Федеральное Собрание РФ вправе контролировать законность действий федеральных органов исполнительной власти. Законодательные органы субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством обладают контрольными полномочиями в отношении исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ. Такие полномочия законодательных органов закреплены соответствующими конституциями (уставами).

Формой парламентского контроля за правительственными учреждениями является деятельность Уполномоченного по правам человека, уполномоченного проверять реализацию конституционных норм о правах и свободах личности.

3. Административный надзор - это надведомственный специализированный систематический контроль (или наблюдение) органов исполнительной власти (их структурных подразделений) за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм.

Общий административный надзор – это наблюдение органов исполнительной власти, наделенных специальными полномочиями, за точным исполнением гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.

4. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.

Технический регламент предназначен обеспечивать меры по поддержанию устанавливаемого уровня предоставляемых услуг или качества определенного вида продукции.

Законность – это атрибут существования и развития демократически организованного общества.

Законность можно рассматривать:

- как метод деятельности всех субъектов и, в первую очередь, государственных органов и их должностных лиц;

- как режим жизни во всех сферах общества и, в первую очередь, в государстве.

Поэтому под законностью следует также понимать особое состояние общества, в котором не только провозглашаются, но и реально соблюдаются и исполняются правовые нормы.

В то же время законность – это принцип, метод и режим деятельности всех субъектов права, получающие конкретное выражение в точном, неуклонном соблюдении и исполнении законов и подзаконных актов государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Полная законность – это идеальная модель, к которой общество стремится, а в реальной жизни следует говорить об условной законности, т.е. ее определенный уровень.

Особое значение законность приобретает в сфере государственного управления, ее исполнительной власти, так как исполнительная власть:

- носит исключительно многообразный характер, охватывая экономическую, социально-политическую сферы жизни государства;

- представляет самое большое число государственных органов и их должностных лиц;

- основная цель исполнительной власти – это исполнять законы, т.е. претворять их в жизни;

- органы и должностные лица системы исполнительной власти издают подзаконные правовые акты, которые должны соответствовать Конституции РФ и др.

Законность в управлении основывается на принципах: верховенства закона, единства законности; не противопоставление законности, а целесообразности; справедливости; неотвратимости ответственности за правонарушения.

В нашем обществе, в котором утверждается современная либеральная цивилизация, должно воцариться неуклонное и жесткое господство закона. Противозаконность недопустима, так как сам закон уже не продукт власти, ее произвола и своеволия, а выражение великих ценностей возрожденного естественного права, прежде всего, неотъемлемых прав человека, основанных на высоком достоинстве каждой личности.

Уровень законности в государстве зависит, прежде всего, от состояния исполнительно-распорядительной деятельности. Когда уровень законности низок, то даже если ряд ветвей власти государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, то есть основания говорить о кризисе режима законности.

Следует также остановиться на элементах законности. Они следующие:

- наличие закона как основной правовой формы регулирования главных общественных отношений, определяющих жизнь общества и государства;

- демократический характер закона и всех основанных на нем предписаний, и прежде всего обеспечение прав и свобод личности;

- обеспечение соблюдения и применения закона и всех основанных на нем предписаний, предупреждение и пресечение правонарушений, от кого бы они не исходили, всеми имеющимися в распоряжении государства мерами.

Завершая изложение вопроса, следует отметить, что законность является неотъемлемой основой построения и функционирования демократического правового государства, а также деятельности всех его звеньев. Именно на основе законности должна осуществляться жизнь и деятельность всех членов общества – граждан, различных объединений и в первую очередь государственных органов власти всех уровней, ее исполнительных органов, органов местного самоуправления.

В понятие дисциплины входят два взаимосвязанных элемента:

- наличие определенной системы правил и норм поведения граждан, а так же служащих различных систем управления;

- практическое непреложное (обязательное) соблюдение этих правил всеми обязанными субъектами административно-правовых отношений, которым они адресованы.

Дисциплина тесно связана с законностью, и по существу, нарушению законности в большинстве случаев предшествуют дисциплинарные проступки.

Существуют два понятия дисциплины в государственном управлении:

А. Дисциплина – связи, отношения субъектов (сторон) управления, регулируемые совокупностью норм, правил, алгоритмов, процедур и операций, выработанные в процессе рационального управления и утвержденные в виде определенных требований.

Б. Дисциплина – фактическое поведение государственных служащих, которое отражается в управленческих решениях и действиях, а также в служебном общении.

Дисциплина является важнейшим компонентом не только обеспечения системности организации деятельности органа исполнительной власти, государственного управления, но и гарантией обеспечения единства и целостности системы функционирования этой формы.

В современный период дисциплина существенно влияет на эффективность управленческой деятельности. Это особенно важно, когда государственные органы оснащаются компьютерной техникой и информационными технологиями.

Соблюдение дисциплины, повышение личной ответственности, стимулирование исполнительской дисциплины должностными лицами различного уровня одна из задач руководителей органов государственного управления.

Дисциплинарная ответственность – это установленные законом меры принудительного воздействия, применяемые к государственным служащим в порядке служебной соподчиненности, за виновное нарушение норм и правил осуществления государственной службы.

Дисциплинарное взыскание накладывается только за дисциплинарный проступок.

Каждый госслужащий отвечает только за свои неправомерные действия.

Дисциплинарное взыскание может наложить только уполномоченное должностное лицо, имеющее право назначать госслужащего на должность.

- предупреждение о неполном должностном соответствии;

- освобождение от занимаемой должности;

- увольнение с гражданской службы.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения или обнаружения проступка. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Руководитель, наложивший взыскание на госслужащего, объявляет об этом в приказе и сообщает о наказании под расписку.

Дисциплинарное взыскание через 1 год снимается автоматически, если не будет совершен другой дисциплинарный проступок.

Служащий может обжаловать правомерность наложенного взыскания в административном порядке (вышестоящему руководителю) или в судебном порядке.

Дисциплина формируется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, которые закреплены в законах и подзаконных актах.

С законностью тесно взаимодействуют:

- дисциплина – всегда связана с законностью, которая является способом защиты дисциплины, ибо основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в правовых актах.

Связь законности и дисциплины проявляется и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины.

- целесообразность, т.е. соответствие действий органов исполнительной власти и должностных лиц органов государственной власти. Законы и подзаконные акты не всегда в полной мере определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. В силу этого у них есть возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути, конкретные меры по решению поставленных перед ним задач. Но целесообразность может приносить пользу гражданам, обществу, государству, когда она не противоречит законности. Она допустима и возможна только в рамках законности.

Читайте также: