Как и почему возникает право задания

Обновлено: 18.05.2024

Существуют моральные и правовые нормы поведения людей.

Моральные нормы обеспечены традициями и устоями, а правовые регламентируются законом.

В чём состоит основное значение нормы?

Норма необходима для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Нормы бывают разрешительные, ограничивающие и запретительные
Они устанавливают определенные порядки в обществе, которые необходимы для нормального функционирования всех институтов в обществе.

Для чего создаются нормы?

Нормы создаются для того, чтобы поддерживать порядок.

Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе? Почему право — это прежде всего ответственность?

Я считаю, что при соблюдении моральных правил и норм, закрепленных в законодательстве, можно добиться порядка в обществе.

Но для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конститутуции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Право — это ответственность. Ведь каждое право ограничено законодательными рамками и ответственностью, за нарушение законодательства.

Право каждого ограничивается там, где начинается право другого гражданина. Каждый человек несет ответственность за нарушение права другого гражданина.

Следует ли из документа, что право должно соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него?

Сущность права заключается в том, что право выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой стороны — в ограничении этой сферы.

1. Каковы основные назначения права в обществе?

Существуют моральные и правовые нормы поведения людей. Моральные нормы обеспечены традициями и устоями, а правовые регламентируются законом.

Норма необходима для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Нормы бывают разрешительные, ограничивающие и запретительные. Они устанавливают определенные порядки в обществе, которые необходимы для нормального функционирования всех институтов в обществе. Нормы создаются для того, чтобы поддерживать порядок.

2. В чём смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?

Для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конституции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Право — это ответственность. Ведь каждое право ограничено законодательными рамками и ответственностью, за нарушение законодательства.

Право каждого ограничивается там, где начинается право другого гражданина. Каждый человек несет ответственность за нарушение права другого гражданина.

3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?

Закон является нормативным актом высшей юридической силы, так как он регулирует общественные отношения в обществе, отношения между гражданином или обществом в целом и государством.

Высшая юридическая сила подлежит Конституции РФ, как основному закону Российской Федерации. А остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции. Это и обеспечивает ее статус, как закона высшей юридической силы.

4. Чем ты объяснишь потребность общества в чёткой упорядоченности деятельности людей?

Общество нуждается в четкой упорядоченности деятельности людей для обеспечения порядка. Законодательство помогает упорядочить отношения граждан друг с другом и государством, регламентирует порядок отдельных действий, прав и обязанностей.

Это необходимо для того, чтобы граждане не нарушали права друг друга, уважали государство и чтили закон. Деятельность будет упорядочена только тогда, когда все в равной мере будут соблюдать закон.

5. Сравни характеристики позитивного и естественного права: в чём их сходство и различие?
  • Естественное право – это совокупность норм, которые находятся в базе универсальных норм по всему миру.
  • Позитивное право – это правовые нормы, оформленные в систему законодательства, сила которого обеспечивается государством.

Естественное право отличается от позитивного потому, что естественное право существовало всегда, а позитивное прав создано искусственно, нормы позитивного права создаются и закрепляются в соответствии с основными принципами естественного права.

В классе и дома

  1. Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы — как говорят юристы, группировать по отраслям права. Отраслей права тоже получается много: есть гражданское право, трудовое право, семейное право, административное право и т. д. — по самому названию можно судить, какие стороны общественной жизни регулируют эти отрасли права.
Объясни, почему существует множество отраслей права. Как ты оцениваешь необходимость иметь их в таком количестве в одной стране?

В РФ существует множество отраслей права. Это связано с тем, что каждая отрасль права регулирует особую сферу общественных отношений.

Например: Уголовное право – это отрасль права, регулирующая правоотношения, возникающие в сфере совершения, предотвращения и защиты граждан от преступлений.

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере трудовых отношений между работником и работодателем.

Это необходимо для того, чтобы четко разграничить нормы и законодательство.

2. Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточни, как ты понимаешь это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чём состоит общечеловеческая ценность права?

Это значит то, что сама суть права заключается как раз в предоставлении гражданам свобод, что по своей сути и является демократией и гуманизмом по отношению к людям. В условиях демократии гражданам даруются права, которые они могут реализовать в рамках своих возможностей, не нарушая права других лиц.

Общечеловеческая ценность права заключается в том, что право ценно не только для конкретного человека, но и для общества в целом. Ведь каждому человеку даруется равный комплекс прав. Право ценно потому, что оно способствует реализации своих интересов и желаний.

3*. Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Раскрой эти позиции и выскажи своё отношение к ним. Как ты полагаешь, почему важно разобраться в этом вопросе?

Закон- это закрепленные в письменной и формальной форме нормы права, которые регламентируют права и обязанности в граждан, а также ответственность, за несоблюдение предписаний.

Право — это способность и возможность предполагаемого поведения граждан.

Закон дарует гражданам права, взамен ограничивая их ответственностью за нарушение свобод других граждан.

Закон является нормативным актом высшей юридической силы, так как он регулирует общественные отношения в обществе, отношения между гражданином или обществом в целом и государством.

Высшая юридическая сила подлежит Конституции РФ, как основному закону Российской Федерации. А остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции. Это и обеспечивает ее статус, как закона высшей юридической силы.

Соответственно, Конституция РФ – занимает самое высокое положение в иерархии НПА. Далее идут Федеральные Конституционные законы, затем Федеральные законы, затем Постановления,Указы…

menu

Права человека – это то, чем, согласно нормам морали, наделен каждый живущий в мире просто в силу того, что он - человек. Добиваясь реализации наших прав, мы обращаемся, как правило, к собственному правительству с позиций морали: так поступать нельзя, потому что это – вторжение в сферу моей морали и оскорбление моего личного достоинства. Никто, ни человек, ни правительство, никогда не может отобрать у нас наших прав человека.

Откуда они взялись?

Они возникли потому, что человек помимо физической, имеет также моральную и духовную сущность. Права человека нужны для того, чтобы защитить и сохранить человеческую сущность каждого, чтобы обеспечить каждому человеку достойную жизнь – жизнь, которую человек заслуживает.

Прежде всего потому, что человеческая сущность включает и нравственную составляющую. Большинство людей, если им указать на то, что они ущемляют чье-то личное достоинство, постараются этого не делать. Как правило, люди не хотят причинять зла другим. Однако теперь помимо моральных санкций собственной или чужой совести в большинстве стран мира существуют законы, которые обязывают правительства уважать основные права своих граждан, даже если им этого, может быть, и не хочется.

Кто обладает правами человека?

Абсолютно все. Преступники, главы государств, дети, мужчины, женщины, африканцы, американцы, европейцы, беженцы, лица без гражданства, безработные, работающие, банкиры, лица, обвиняемые в совершении террористических актов, работники благотворительных учреждений, учителя, танцоры балета, астронавты.

Даже преступники и главы государств?

Абсолютно все. Преступники и главы государств - тоже люди. Сила прав человека заключается в том, что они признают всех равными с точки зрения обладания человеческим достоинства. Кто-то порой может нарушить чьи-либо права или стать угрозой для общества, и поэтому может возникнуть необходимость тем или иным образом ограничить права таких людей, чтобы защитить права других, но только в определенных пределах. Эти пределы определяются как минимум, необходимый для сохранения человеческого достоинства.

Почему некоторым группам требуются особые права человека? Означает ли это, что у них больше прав, чем у других людей?

Нет, не означает, но некоторые группы, такие как цыгане-рома в Европе, далиты и определенные касты в Индии так долго подвергались дискриминации в том или ином обществе, что потребовались специальные меры, чтобы обеспечить им равный с другими людьми стандарт прав человека. Было бы смешно полагать, что после долгих лет укоренившейся дискриминации и стереотипов, откровенной ненависти и социальных барьеров будет достаточно просто предоставить им общеприменимые права, полагая, что этого будет достаточно для соблюдения равенства.

Почему речь идет о правах людей, а не об их ответственности?

Кто следит за соблюдением прав человека?

Все мы должны за этим следить. Существуют законы, как национальные, так и международные, которые ограничивают свободу действий правительств в отношении своих граждан, но если никто им не укажет на то, что своими действиями они нарушают международные нормы, правительства могут безнаказанно продолжать нарушения. Каждый из нас, как личность, должен в повседневной жизни не только уважать права других, но и внимательно следить за действиями наших и не наших правительств. Системы защиты прав существуют для того, чтобы все мы могли ими воспользоваться.

Как я могу защитить свои права?

Как мне обратиться в Европейский Суд?

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод определяет процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб. Однако принятие дел к рассмотрению регламентируется строгими требованиями. Например, до подачи дела в Европейский суд вы должны подтвердить, что ваша жалоба уже подавалась в национальные суды вашей страны (вплоть до самой высшей инстанции!). Если вы хотите попытаться, и полагаете, что ваша жалоба отвечает установленным требованиям, ее можно представить на официальном бланке, который можно получить в Секретариате. Однако вам настоятельно рекомендуется обратиться за советом к юристу или неправительственным организациям, действующим в этой области, и убедиться, действительно ли у вас есть реальный шанс на успех. Имейте в виду, что вынесению окончательного решения может предшествовать длительный и сложный процесс.

У кого мне требовать соблюдения моих прав?

Соблюдения почти всех основных прав человека, перечисленных в международных соглашениях, вы должны требовать от правительства вашей страны, или от официальных должностных лиц государства. Права человека защищают ваши интересы от посягательств государства, поэтому вы должны требовать их соблюдения от государства или от его представителей. Если вы считаете, что ваши права нарушаются, например, вашим работодателем или соседом, вы не можете напрямую ссылаться на международные законы о правах человека, за исключением тех случаев, когда правительство вашей страны было обязано принять меры, чтобы не допустить таких действий работодателей или соседей.

А лежит ли на ком-нибудь обязанность защищать мои права?

Да. Право не имеет смысла, если на кого-то не возложена соответствующая ответственность и обязанность. Моральная обязанность не посягать на ваше личное достоинство возложена на каждого человека, но правительство вашей страны, подписав международные соглашения, несет не только моральную, но и юридическую ответственность.

Права человека – это проблема только недемократических стран?

Даже сегодня в мире нет такой страны, где бы полностью были соблюдены все права человека. В одних странах нарушения могут происходить чаще, чем в других, затрагивать бóльшую или меньшую часть населения, но всякое, даже единичное нарушение представляет проблему, которая не должна возникать и которой надо заниматься. Человеку, чьи права были нарушены в стране с устоявшейся демократией, вряд ли будет легче от того, что в целом в его стране положение с соблюдением прав человека лучше, чем в других странах мира.

Добились ли мы прогресса в борьбе с нарушениями прав человека?

Большого прогресса - даже если порой он и кажется каплей в море. Вспомните об уничтожении рабства, о предоставлении женщинам права голоса, о странах, которые отменили смертную казнь, об освобождении узников совести в результате международного нажима, о крахе режима апартеида в Южной Африке, о делах, рассмотренных в Европейском суде и законах, измененных в результате этого. Задумайтесь над тем, что постепенное развитие культуры международного общения означает, что даже наиболее авторитарным режимам приходится сегодня считаться с правами человека, если они хотят быть принятыми на международной арене. Положительных результатов было достигнуто много, особенно за последние 50 лет, но гораздо больше еще предстоит сделать.

2) классифицируйте структурные элементы правовой нормы:

Гипотеза (абстрактная или казуистическая, простая, сложная или альтернативная; положительная или отрицательная);

Диспозиция (прямая, отсылочная или бланкетная; простая или описательная; простая, сложная или альтернативная);

Санкция (штрафная или правовосстановительная; абсолютно-определенная, относительно-определенная, альтернативная).

3) классифицируйте правовую норму: регулятивная или охранительная; императивная или диспозитивная; управомочивающая, запрещающая или обязывающая:

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Образец решения:

Гипотеза (условие) и санкция (неблагоприятные последствия) в указанной части статьи не сформулированы.

2) Указанная диспозиция является бланкетной поскольку содержит общую отсылку к российскому законодательству и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В связи с тем, что норма лишь называет правило (право производить досмотр, право изымать …), но не раскрывает технических особенностей их реализации норма является простой

Поскольку диспозиция содержит два правила поведения, она является сложной.

3) Указанная норма является охранительной, поскольку выполняет превентивно-охранительную роль по отношению к безопасности исправительного учреждения.

Норма является императивной, поскольку основывается на юридическом неравенстве сторон регулируемого отношения.

Норма является управомочивающей, поскольку предоставляет администрации исправительного учреждения юридическую возможность осуществить досмотр либо изъятие запрещенных предметов.

Задание 2

Определите в указанных ситуациях форму реализации права, обоснуйте свой ответ:

1) гражданин приобрел автомобиль;

2) суд вынес решение об аресте имущества;

3) в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать;

4) гражданин представил в налоговые органы декларацию о доходах;

5) гражданин не явился на избирательный участок в день выборов и не принял участия в голосовании;

6) супруги подписали брачный договор;

7) директор предприятия издал приказ об увольнении сотрудника;

8) водитель снизил скорость до 60 км/ч при въезде в населенный пункт;

9) судья спортивных соревнований потребовал снять спортсмена с дистанции за грубое нарушение правил;

10) гражданин направил жалобу на нарушение его трудовых прав в прокуратуру

Образец решения:

1) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

2) форма реализации – правоприменение, поскольку реализация связана с деятельностью властного субъекта – суда;

3) форма реализации – соблюдение, поскольку реализуется запреты;

4) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица;

5) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

6) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

7) форма реализации – правоприменение, поскольку деятельность директора по изданию приказа носит властный характер;

8) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица (водитель обязан снизить скорость при въезде в населенный пункт);

9) форма реализации – использование, поскольку полномочия судьи не носят государственно-властный характер, таким образом судья реализует свое субъективное право;

10) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право.

Задание 3

Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

Ситуация: в результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области.

Вопросы по ситуации:

Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).

Определите вид правоотношения: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).

Образец решения:

Субъектами правоотношения являются жители и губернатор. Объектом указанного правоотношения является оказание материальной помощи. Содержание правоотношения: жители имеют право обратиться к губернаторы, губернатор обязан ответить на обращение у установленные законодательством сроки.

По предмету правового регулирования правоотношения относится к сфере административного права; по специфике правового регулирования – материальное; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

Юридический факт в указном случае носит сложный характер, поскольку включает в себя два обстоятельства: во-первых, событие – наводнение; а, во-вторых, правомерное действие – письменное обращение к губернатору. Таким образом, имеет место фактический состав.

Задание 4

Докажите, что просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением. К какому виду правоотношений оно относится: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Образец решения:

1) Просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением, поскольку Трудовой кодекс РФ содержит норму, допускающую предоставление дополнительных отпусков работников. Следовательно, указанное отношение регламентировано нормами права и при наступлении соответствующих юридических фактов (обращение работника) возникает правоотношение.

2) Указанное правоотношение относится: по предмету правого регулирования – к трудовому праву; по специфике правового регулирования является материальным; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

Задание 5

А) Ст. 48 Конституции РФ:

Образец решения:

Задание 6

Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии:

Образец решения:

Объективная сторона выражается в противоправном деянии, наступивших общественно-опасных последствиях и причинно-следственной связи между ними.

Противоправное деяние выражается в бездействии руководства строительного объекта. Общественно-опасными последствиями являются загрязнение воздуха и угроза возникновения пожара. Причинно-следственная связь заключается в том, что бездействие руководства строительного объекта повлекло за собой ошибочные действия строителей, которые невиновно повредили газопровод.

В действиях руководства строительного объекта присутствует неосторожная вина в форме небрежности, то есть общественно-опасные последствия возникли в результате невнимательности и халатного отношения к должностным обязанностям.

Задание 7

Образец решения:

Причинение вреда при дорожно-транспортном происшествии регламентируется двумя нормативными правовыми актами: КоАП РФ и УК РФ. В связи с тем, что пешеход получил многочисленные переломы рук и ног имеет место тяжкий вред здоровью, а следовательно совершенное правонарушения является преступлением, за которое следует уголовная ответственность.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Объективная сторона выражается в противоправном действии – наезде на пешехода, общественно-опасные последствия - многочисленные переломы рук и ног, которые причинно обусловлены наездом автотранспорта. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо. Субъективная сторона выражается в неосторожной вине выраженной в форме легкомыслия, то есть лицо самонадеянно рассчитывало на предотвращение общественно-опасных последствий, прекрасно понимая, что нарушает правила дорожного движения управляя транспортным средством в состоянии опьянения.

Задание 8

Распределите по группам, обоснуйте свой ответ:

1) юридические поступки; 2) юридические акты.

решение суда об удалении гражданина из зала суда;

случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;

находка клада старинных монет;

заключение договора найма жилого помещения;

заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.

Образец решения:

1) юридические поступки:

случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;

находка клада старинных монет.

2) юридические акты:

решение суда об удалении гражданина из зала суда;

заключение договора найма жилого помещения;

заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.

Задание 9

Осуществите толкование предложенной правовой нормы и дайте ответ на вопросы:

А) Имеет ли право мать ребенка на оспаривание отцовства?

Б) Какие способы толкования Вы использовали? Поясните свой ответ.

Образец решения:

А) Матерью ребенка является женщина, записанная в качестве матери в книге записей рождений либо фактическая мать ребенка. Указанная норма закрепляет юридическое право обоих субъектов права на оспаривание отцовства, которое юридически закрепляется в книге записей рождений.

Задание 10

Расположите нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы, исключите из предложенного списка правовые акты, не содержащие нормы права (правоприменительные акты и акты толкования права), если таковые есть, обоснуйте свой ответ.

4. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г.

Образец решения:

Из представленного перечня следует исключить следующие правовые акты:

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г. – указанный правовой акт не является нормативным правовым.

Оставшиеся нормативные правовые акты следует выстроить исходя из следующего принципа. Высшей силой обладают законы, среди которых на первом месте должны стоять федеральные конституционные законы, потом федеральные законы. При этом кодифицированные законы обладают приоритетом и большей силой, чем некодифицированные законы. Далее следует располагать подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти. На последнем месте следует располагать региональные нормативные правовые акты.

Задание 11

Проанализируйте содержание ст. 120 УИК РФ и определите наличие факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции (коррупциогенные факторы). Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры иных коррупциогенных факторов.

«Статья 120. Исправительные колонии общего режима

1. В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

2. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия.

3. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

4. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания.

5. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

6. Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится в порядке, предусмотренном частями второй и пятой настоящей статьи.

Образец решения:

Потому что право, регулятор общественных отношений, право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого. Государство должно стремиться к полной реализации им же установленных норм.

Откуда право берёт силу?

Право берет силу из законодательных актов правительства, федеральных и региональных законов, Конституции, правоприменительной практики.

Почему право называют минимумом морали? Как устроено право?

Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей. Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность. Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

Ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Право, как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.

Вопросы и задания к документу

1. Какую идею (или идеи) стремится выразить автор этого фрагмента?

Автор выражает идею о том, что право должно являться границей свободы каждого человека, должно регулировать отношения между людьми.

По мнению автора, человеку присваивается право вследствие наличия у индивида свободы воли, которая определяет человека, как разумного существа.

4. Какими причинами обусловлено происхождение права?

Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров.

5. Какое определение автор даёт праву? Что лежит в основе этого определения?

Право – взаимное ограничение свободы под общим законом. В основе данного определения лежит правомерное взаимодействие индивидов и их стремление урегулировать свободу.

6. Сравните подход Чичерина к определению права с теми, что даны в предыдущем параграфе. Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните своё мнение.

Нормативный подход ближе к предложенному философом, т. к. право, как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ.

1. Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?

Право прежде всего есть система норм социального поведения. Все элементы внутренне взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели — правовое регулирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества — экономической, политической, социальной, культурной.

Право — это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.

Поскольку нормы права устанавливаются государством, они носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы, должностных лиц государственных органов.

Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их соблюдением, исполнением и применением, а в случае нарушения применять государственное принуждение.

Право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого.

2. Объясните, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.

Право есть вся совокупность, а точнее, система существующих в данном государстве законов. Право становится, властной общеобязательностью (т. е. общеобязательной системой норм, охраняемых силой государства) только в форме закона — позитивного права. Однако закон, как известно, есть творение власти. Он может соответствовать или противоречить праву. Правовым закон становится только тогда, когда целиком отвечает требованиям права, т. е. в том случае, когда естественные права человека получают официальное признание и защиту государства.

Большинство норм права, содержащих запреты, напрямую восходит к морали: не совершать насилия над личностью, не оскорблять человека, не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, не брать чужого, не нарушать правил общежития, общественного порядка и т. д.

У морали и права общая цель — способствовать общественному согласию, порядку, гармонизации отношений между людьми, а также между людьми по поводу окружающей среды.

Сближает их также духовная, идейная основа: и мораль, и право исходят из принципа справедливости, призваны проводить его в жизнь. Защищая интересы и права человека, призывая к гуманным взаимоотношениям, как мораль, так и право стремятся прежде всего обеспечить справедливость.

Есть основание говорить и о близости воспитательной роли морали и права. Их нормы, воздействуя на наше сознание, способствуют выработке внутреннего убеждения в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний.

Суверенность права проявляется в праве на жизнь, свободу и стремление к счастью.

4. Что такое система права?

Системой права можно назвать обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, включающее взаимосвязанные между собой части (элементы) — нормы, отрасли, институты.

Система права: выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права; предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей; показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

5. Охарактеризуйте основные признаки нормы права и дайте ей определение.

Норма права представляет собой установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государственного принуждения.

Правовые нормы имеют следующие признаки

• Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

• Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

• Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.

• Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права и обязанности.

• Микросистемность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу.

6. Как классифицируют нормы права?

Существуют различные классификации норм права. Наиболее типичная определяется характером предписаний, содержащихся в нормах

Выделяют: 1) нормы уполномочивающие — это труднопроизносимое словообразование имеет вполне ясный смысл и обозначает нормы-разрешения, дающие право на то, что можно делать; 2) нормы обязывающие, т. е. содержащие предписания, строго обязательные для исполнения; 3) нормы запрещающие — это нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя.

7. Дайте определение отрасли права. Как классифицируют отрасли российского права?

Отрасль права — это самая крупная часть системы права. Она представляет собой совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений. В системе права РФ насчитывается более 30 отраслей.

Дайте определение отрасли права. Как классифицируют отрасли российского права?

8. Что представляет собой правовой институт?

Институт права представляет собой объективно обособившуюся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.

В отличие от отрасли, охватывающей целую сферу однородных общественных отношений, институт права регулирует только отдельный участок (сторону) родственных общественных отношений внутри какой-нибудь сферы. Причём внутри отрасли права могут выделиться сразу несколько правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфера трудовой деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д.

1. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) любил говорить, что существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. Объясните, почему о законе можно так говорить, а о праве нельзя.

Закон - официальный письменный документ издаваемы, высшими органами государственной власти. Право - система общеобязательных норм поведения, выработанных в обществе или установленных органами государственной власти на основе общих принципов справедливости, санкционируемых государством, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность.

Из понятий выходит, что закон порой может быть использован с коварством, так как ничем не угрожает ему, а право же, в свою очередь, не допускает злоупотреблением своих возможностей, то есть влечет за свое нарушение неотвратимое наказание.

Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали.

Женщина неправа в данной ситуации. Она не имеет права требовать уступить место. Это только вопрос морали.

С точки зрения права – нигде такого закона нет, она имела право, если была бы инвалидом, беременной или с ребенком, а место было отмечено соответствующим знаком. С точки зрения морали – женщинам должны уступать места, это вопрос хорошего воспитания.

Читайте также: