Что такое церковное право

Обновлено: 25.06.2024

Курс служит приобретению основных представлений в области церковного права, выявляет специфику норм церковного права в отличие от норм права светского, вводит в практический оборот основополагающие понятия церковного права, помогает ориентироваться в правовых нормах (правилах) Русской Православной Церкви.

Курс прежде всего нацелен на изучение современного этапа развития церковного права и помимо общепризнанных сборников церковного права охватывает современные акты Русской Православной Церкви, принятые с целью выработки основанной на христианском учении позиции по правовым вопросам современности, касающимся церковной жизни.

Курс также формирует правовую грамотность и компетентный подход к вопросам, возникающим в отношениях, регулируемых нормами церковного права, расширяет общий гуманитарный кругозор. Обучение включает обязательные семинары для обсуждения актуальных вопросов современного церковного права.

Материал подается в течение 5 и 6-го семестров, по окончании обучения проводится аттестационная проверка усвоенных знаний и навыков.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий.

Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

2. Цели освоения дисциплины

Дисциплина имеет целью знакомство слушателей с нормами церковного права – правилами, по которым живет Церковь.

Конкретными задачами изучения дисциплины являются:

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины, студент должен:

Знать:

  • Границы области применения церковного права.
  • Методы классификации актов церковного права.
  • Структуру и периодизацию истории церковного права.
  • Содержание основных нормативных актов, регулирующих жизнь Православной Церкви.

Уметь:

  • Самостоятельно изучать нормативные акты Русской Православной Церкви.
  • Пользоваться разработками исследователей в области церковного права.
  • Применять навыки изучения церковного права в жизни.

Владеть:

  • Правовым мышлением в области церковного права.

Демонстрировать способность и готовность:

  • К применению полученных знаний в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

  • Развернуто обсуждает актуальные проблемы, связанные с церковным правом.
  • Обосновывает аргументы из исторической практики.
  • Направляет вектор развития мысли в контексте церковного взгляда по вопросам церковного права.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина усиливает компетенции базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.

5. Тематический план учебной дисциплины

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Курс

Семестр

Параметры

7. Критерии оценки знаний, навыков

При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, понимание основ церковного права. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов церковного права, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.

8. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 8 часов.

9. Образовательные технологии

Курс изучается в течение 5 и 6-го семестров.

В течение срока обучения студент осваивает теоретический материал в форме лекций, демонстрирует степень владения теоретическим материалом и получает оценки знаний при сдаче экзамена.

В течение заключительного семестра студент осваивает теоретический материал в форме лекций и получает итоговую оценку при сдаче экзамена по окончании курса.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании 6-го семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций.

Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?


Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

А какие существуют каноны? И что они регулируют?

Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.

Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?

Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.

В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.

Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?

Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?

Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.

Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?

На западе церковное право, как наука, имело весьма продолжительную историю, начиная с XII в., когда преподавание канонического права отделилось от теологии, сначала в Болонье, последнее в Париже и в других европейских высших школах (studia generalia) или университетах, возникавших по болонскому или парижскому образцу.

Отделенное от теологии, каноническое право вступило в теснейшую связь с юриспруденцией, так что уже с конца XII в. стало обычным для юриста изучение канонического, а для канониста изучение римского права, для того и другого изучение utriusque juris, вследствие чего обычным же сделалось и возведение в ученую степень доктора utriusque juris.

Связь между каноническим и римским правом объясняется тем, что юристы, изучавшие римское право, находили между императорскими конституциями массу законов по делам церковным, которая, следовательно, требовала изучения, как составная часть римского права; а канонисты, изучая и объясняя юридическое положение церкви, встречались с тем любопытным явлением западной истории, что среди германских народов, живших по своим племенным правам (франки, лонгобарды и проч.), церковь и духовенство жили по римскому праву, которое сделалось правом церкви и духовенства даже и во многих гражданских отношениях.

Чрезвычайное расширение затем круга ведомства церковного суда в поздние средние века должно было привести к необходимости применять в церковных судах тоже римское право, причем римское право подвергалось некоторым модификациям, а эти модификации в свою очередь влияли и на светскую юриспруденцию легистов. С XVIII века и особенно в нынешнем столетии первое место в разработке науки церковного права принадлежит Германии с Австро-Венгрией.

Почетное имя в науке церковного права, как и в юриспруденции вообще, приобрели себе: Фердинанд Вальтер, Георг Филлипс, Фр. Шульте, Шерер, Маассен, Рихтер, Фридберг, О. Мейер, Гиншиус, Ленинг, Руд. Зом, Фил. Цорн и другие известные учеными трудами не только в области церковного, но и в области государственного права, а также в истории римского и германского права.

На востоке наука церковного права принадлежит к числу наименее разработанных. Византийские канонисты занимались составлением сборников и комментированием заключавшихся в этих сборниках канонов и законов, с теми же приемами, с которыми разрабатывали право западные средневековые глоссаторы, не доходя до систематического изложения общих начал церковного права.

Попытки же русских, а равно некоторых иностранных православных канонистов представить подобное систематическое изложение, предпринятые лишь в последнее время, не могли еще пока встать в уровень с научными требованиями, тем более что уровень этот должен быть весьма высок, в виду сложности задачи, подлежащей разрешению русской науки. Центральным пунктом научного изложения церковного права для русского ученого должно быть русское православное церковное право.

Но христианство и христианская церковь явились в мире гораздо раньше, чем явился на сцене истории русский народ, и в настоящее время русская церковь есть лишь одна из христианских церквей, и одна из частей восточной церкви. Следовательно, научное изучение русского церковного права невозможно, без приведения его в связь с древнехристианской историей и с общим ходом развития церкви на востоке и на западе.

Что касается в особенности исторического развития западного христианства, то западная церковная жизнь не только представляет массу материала, полезного для сравнения и объяснения соответствующих явлений в истории русского церковного права, и не только служит ключом к уразумению некоторых церковных институтов, явившихся в русской церкви путем заимствования, но и дает возможность сознательно отнестись к сложившейся на западе противоположности двух религиозных и церковно-правовых систем (католической и евангелической) и извлечь поучительные уроки из всего прошедшего христианской церкви, в сообразность слову апостола: “вся искушающе, добрая держите” (1 Фессал. V, 21).

Кроме того, русская наука церковного права не может обойтись без того, чтобы не воспользоваться выработанными на западе научными приемами, понятиями, категориями, классификациями. Итак, не теряя из вида, что центром для русской науки церковного права должно служить русское церковное право, русский канонист должен расширить свой горизонт гораздо дальше пределов русского православного церковного права, тем более что в русском государстве существуют и другие церкви, кроме православной, юридический порядок которых также не может быть обойден русской наукой.

Научное изложение церковного права было бы значительно облегчено, если бы у нас существовала хорошо разработанная церковноисторическая наука; в действительности мы еще не близки к тому времени, когда церковная история, особенно первых веков и периода вселенских соборов, будет разрабатываться с надлежащим историческим беспристрастием, а знание западной церковной истории считается даже и совсем излишним в русских духовных академиях. Т. н. “обзор” западных вероисповеданий не есть история христианской церкви на западе.

Наука церковного права есть юридическая, а не богословская. Но так как строй церковного организма, в основных его чертах, определяется догматическим вероисповедным учением, составляющим предмет богословия, то указание на догматическое учение церкви необходимо для понимания, как целой системы устройства, так и отдельных институтов. При этом опять нельзя не указать с сожалением на неудовлетворительную разработку у нас догматического богословия, как раз именно в той его части, которая содержит в себе учение о церкви.

Несмотря на целый ряд пунктов, которые в течение многих лет указывались мной с желанием получить от специалистов богословия изложение “православного” взгляда, богословская “наука” молчит. Что касается научной системы изложения, то в настоящее время признаны неудовлетворительными как средневековая декретальная система в виде пяти рублик: judex, judicium, clerus, connubia, crimen, так и позднейшая институционная система по схеме: personae, res, actiones.

Составители учебников и руководств по церковному праву, при более или менее значительных уклонениях друг от друга, соображают систему науки с природой изучаемого предмета, т. е. церковного организма, говоря особо об устройстве, об управлении, о внешних отношениях церкви, и присоединяя сюда учение об источниках.

Изложение материала, по соображениям отчасти принципиальным, отчасти практическим, будет содержать в себе следующие части: 1) исторический очерк развития церковного устройства, 2) исторический очерк развития источников церковного права, 3) догматическое изложение церковного устройства, 4) церковное управление и 5) внешние отношения церкви.

В XVI-XVII веке церковь как социально-политический институт достигла своего полного расцвета.

Система церковных органов:

1. Патриарх (с 1589 г.).

2. Освященный собор - - собрание высших иерархов Русской православной церкви в XV - XVII в

3. Епископы в епархиях.

4. Священники в приходах и игумены в монастырях.

5. ! С 1649 г. создан Монастырский приказ - государственный орган с административными и судебными функциями в отношении церкви.

Основные направления в церковной жизни:

1) Политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе).

2) Государство пытается установить ограничить политическую независимость Церкви.Соборным уложением был учрежден монастырский приказ. Монастырский приказ – государственный орган с административными и судебными функциями в отношении церкви. Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение государством власти церкви.

3) Государство пытается церковные землевладения.Церковь в XV—XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограни­чить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей (дворян), принимать их в заклад и на "помин души''. Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация "белых" монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах.

4) Проводится реформа религиозного культа – церковная реформа патриарха Никона. Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в России обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленныхстарообрядческих течений.

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

1. Редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг

3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца).

5. Изменено число просфор на проскомидии .

ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО:

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

Церковью регламентировалось: церковное право, преступления против церкви, жизнь духовенства, семейное право.

Стоглав 1551 года

Стоглав – сборник решений Собора 1551 г. по церковным вопросам. Стоглав в XVI-XVII вв. был основным кодексом, определявшим жизнь представителей духовенства и их взаимоотношения с обществом и государством.

Стоглав был принят на соборе, созванном по инициативе правительства. В состав Собора вошли: представители церкви: митрополит Макарий, игумены, весь Освященный собор, и представители государства: Царь Иван IV, члены боярской думы. Собор был созван с целью проведения церковной реформы. Царь стремился подчинить себе церковь, посредством секуляризации церковных земель и распространения светской судебной власти на духовенство. Эти цели не были достигнуты. Собор заседал с февраля по май 1551 г. В результате был принят Стоглав.

Ø Церковные уставы.

Ø Кормчая книга.

Ø Византийское каноническое право.

1) Нормы религиозные; гл. 1-17, 25-36, 39-52, 70-74, 77-91, 95-100.

2) Нормы государственного права: гл. 53-69.

3) Нормы гражданского права: гл. 75-76.

5) Нормы уголовного права: гл. 37, 38, 92,93,94.

Семейно-брачное право по Стоглаву и другим источникам того времени: обычное право, домострой.

1) Вступление в брак только с согласия родителей;

2) Брачный возраст: 15/12 лет;

3) Заключение брака только в церкви с разрешения епархиального архиерея;

4) Допущение максимум трех браков;

5) Основания для развода: прелюбодеяние, длительное отсутствие супруга, неспособность супруга к исполнению супружеских обязанностей, пострижение в монахи.

6) Устанавливалась власть мужа над женой и детьми: право закладывать жену, право наказывать жену, обязанность жены следовать за мужем, то же самое в отношении детей.

7) Имущество супругов считалось общим, супруг не вправе без согласия жены пользоваться приданным.

Право в XVI-XVII вв.

Общая характеристика права Московской Руси: XV-XVII вв..

Особенности развития права в периоды централизации и в период сословно-представительной монархии:

1) Большое разнообразие источников права;

2) Приоритет частных актов над общими;

3) Появление сборников права: Судебник 1497, Судебник 1550, Стоглав 1551, Соборное уложение 1649 г.

4) Стремление законодателя урегулировать как можно больше сфер общественных отношений;

5) Преимущественное регулирование в уголовной сфере.

6) Выделение норм гражданского права в самостоятельную отрасль.

Основные источники права в этот период:

Ø Княжеское (царское) законодательство (грамоты и указы);

Ø Приговоры Боярской Думы

Ø Отраслевые распоряжения приказов: Указная книга поместного приказа, Указная книга земского приказа.

Ø Общерусские кодексы: Судебник 1497, Судебник 1550, Соборное уложение 1649 г.

Ø Сборники законов по общей тематике – уставы. Устав о таможенных пошлинах, Новоторговый устав 1667 г.

Ø Частные акты: духовные грамоты, жалованные грамоты, уставные грамоты.

29. Судебник 1550 года


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: