Как открыть нотариальную контору в россии

Обновлено: 30.06.2024

В последнее время всё чаще можно услышать миф о том, что "нотариус только ставит печать и берёт за это деньги". Данный миф сформировался не случайно, а именно благодаря тому, что для общественности "видимым" аспектом деятельности нотариуса остаётся лишь "приём граждан" как таковой, который и выражается в том, что "нотариус поговорил, напечатал документ и поставил свою печать и подпись". Однако помимо "видимого" аспекта деятельности нотариуса, существует ещё, так называемое "закулисье", которое остаётся за кадром внимания граждан и иных лиц и которое не является столь очевидным, однако занимает не мало времени в работе любого нотариуса.

"Закулисье" - ч.2

Что же делает нотариус, когда к нему обращается человек за оформлением наследственного дела и за выдачей "Свидетельства о праве на наследство"? Какие действия и услуги им оказываются?

1. Первое с чего начинается любое нотариальное действие - это установление личности обратившегося лица. Данная функция реализуется нотариусами следующим образом:

а. Сопоставление личности обратившегося к нотариусу человека с фотографией в предоставленном паспорте.

б. Проверка указанных в предъявленном паспорте личных данных обратившегося к нотариусу лица с целью их уточнения, подтверждения.

Затем, после того как личность обратившегося лица установлена, нотариус переходит к установлению воли лица (т.е его желания оформить конкретный документ).

2. Установление воли лица. Данная функция реализуется нотариусами следующим образом:

а. В процессе беседы нотариус выясняется за документом какого содержания обратилось физическое лицо.

б. Добровольно ли физическое лицо желает оформить указанный им документ, не заблуждается ли в своем желании, соответствует ли воля лица его действительным намерениям или необходимости в сложившейся для него ситуации.

в. В процессе беседы нотариус дает правовую оценку соответствия воли обратившегося за нотариальным действием лица требованиям закона и на отсутствие противоправных целей.

После установления личности и воли обратившегося к нотариусу лица, следует следующий этап - разъяснение правовых последствий требуемого нотариального действия.

3. Разъяснения правовых последствий оформляемого документа (нотариального действия). Данная функция реализуется нотариусами следующим образом:

а. Нотариус разъясняет правовое значение данного документа (нотариального действия) и все его правовые последствия, которые могут быть в будущем, после оформления документа (как в случае принятия наследства, так и в случае отказа от его принятия).

б. Нотариус дает консультацию по вопросам совершения конкретного нотариального действия, оформления конкретного документа, в отношении которого обратилось физическое лицо.

в. Разъясняет требования, предъявляемые законом по порядку оформления конкретного документа и истребует от обратившегося лица все необходимые сведения (данные) для внесения их в текст документа.

После этого нотариус производит проверку на наличие/отсутствие факторов, влияющих на возможность совершения в отношении обратившегося лица данного нотариального действия

4. Проверка на наличие/отсутствие факторов, влияющих на возможность совершения нотариального действия. Данная функция реализуется нотариусам следующим образом:

а. Нотариус осуществляет электронный запрос на проверку дееспособности обратившегося лица (на наличие/отсутствие процедуры признания гражданина недееспособным/не полностью дееспособным).

б. Нотариус осуществляет электронный запрос на проверку наличия отсутствия возбуждённой процедуры банкротства в отношении обратившегося лица.

в. Нотариус производит проверку на наличие/отсутствия угрозы/обмана введения в заблуждение/давления и прочих обстоятельств, влияющих на свободное формирование воли обратившегося лица.

г. Нотариус производит проверку на причастность к террористической и экстремистской деятельности.

д. В случае предоставление готового проекта документа – нотариус производит правовую экспертизу представленного проекта документа и устанавливает его соответствие требованиям действующего законодательства и действительным намерениям обратившегося лица.

Е. При оформлении отдельных нотариальных документов нотариус осуществляет проверку факта родственных отношений посредством направления электронного запроса в органы ЗАГСа, в государственные органы, учреждения, в кредитные и иные организации.

Следующим этапом при принятии заявления о принятии/об отказе в принятии наследства является истребования всех необходимых сведений и документов, необходимых для формирования наследственного дела.

5. Истребование сведений и документов, необходимых для формирования наследственного дела. Данная функция реализуется нотариусами следующим образом:

а. Нотариус истребует от наследников документы, содержащие сведения, необходимые для формирования наследственного дела, а именно:

* Паспорт, снилс - наследника

* Свидетельство о смерти - наследодателя

* Справка о месте регистрации (прописки) - наследодателя

* Документ, подтверждающий родственные отношения (свидетельство о рождении/свидетельство о браке/свидетельство об установлении отцовства и проч.)

* Завещание (при наличии)

* Документы на имущество, принадлежащее умершему:

- По банкам - сберегательные книжки, карты, договоры, акции,

- По оружию - разрешение РОХа

- По автотранспорту - паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт самоходной машины, акт/отчёт об оценке

- По недвижимости - правоустанавливающий документ (договор/справка/постановление/гос.акт/свидетельство о праве на наследство) + правоподтверждающий (Свидетельство о гос.регистрации права БТИ/Свидетельство о гос.регистрации права Росреестр/Выписка из ЕГРН)

б. Проводит правовую экспертизу предоставленных документов и изучает их.

в. В случае если в представленных документах выявлены какие-либо несоответствия/недочёты/неточности - проводит консультацию и разъясняет возможный порядок их устранения.

г. Делает копии представленных документов для помещения их в оформленное наследственное дело.

Следующим этапом при совершении конкретного нотариального действия (удостоверения сделок) является составление текста документа и его изготовление на бумажных и /или электронных носителях.

6. Набор необходимого текста запрашиваемого документа и его дальнейшее распечатывание.

7. После распечатывания документа нотариус зачитывает вслух изготовленный документ обратившемуся лицу и предоставляет возможность лично ознакомиться с содержанием изготовленного документа для последующего его подписания обратившимся лицом.

8. Следующим этапом является удостоверение изготовленного документа нотариусом посредством проставления на нем подписи нотариуса и заверения гербовой печатью.

9. После этого нотариус производит регистрацию совершённого нотариального действия в реестре регистрации нотариальных действий, в котором обратившееся лицо расписывается в получении оформленного документа и оплате тарифа.

10. Следующим этапом являются действия нотариуса, направленные на занесение в единые базы нотариуса в российской Федерации.

Следующим этапом при совершении конкретного нотариального действия является формирование наследственного дела и занесения данных по нему в реестры.

11. Формирование наследственного дела и занесение данных по нему в реестры. Данная функция реализуется следующим образом:

а. Данные о лицах принявших наследство или отказавшихся от наследства заносятся в Реестровую книгу учёта наследственных дел.

б. Данные о заведённом наследственном деле и об умершем заносятся в Алфавитную книгу наследственных дел.

в. Формирование наследственного дела в единой базе наследственных дел и его регистрация.

Следующим этапом при совершении конкретного нотариального действия является
осуществление необходимых проверочных запросов в рамках наследственного дела.

12. Осуществление необходимых проверочных запросов. Данная функция реазилуется следующим образом:

а.Нотариус осуществляет необходимые запросы в Росреестр, направленные на проверку принадлежности недвижимого имущества умершему и на установление соответствия представленных документов данным Росреестра.

б. Нотариус осуществляет запрос в Сбербанк, направленный на проверку наличия/отсутствия каких-либо счетов/вкладов умершего и на наличие на них денежных средств, подлежащих наследованию.

в. Нотариус осуществляет необходимые запросы в иные учреждения (Пенсионный Фонд, Соц.защита, иные банки (кроме Сб), Регистраторские службы (по поводу акций/облигаций) посредством их почтового отправления.

г. В необходимых случаях нотариус осуществляет розыск/извещение иные наследников, путём размещения соответствующего объявления на сайте ФНП.

14. Подготовка на основании имеющейся в материалах наследственного дела информации - "Свидетельств о праве на наследство"

15. Извещение всех наследников, принявших наследство о времени, дате и месте выдачи "Свидетельства о праве на наследство" и о необходимой цене, подлежащей оплате за проделанную работу над наследственным делом.

16. Выдача "Свидетельств о праве на наследство" наследникам с одновременным созданием электронного скан-образа документа и отправление его в Росреестр на регистрацию права.

17. Получение ответа из Росреестра о регистрации/о приостановке/об отказе в регистрации и урегулирование данного вопроса.

18. Заверение и выдача "Выписки из ЕГРН" всем наследникам, принявшим наследство.

19. После этого нотариус производит регистрацию совершённого нотариального действия в реестре регистрации нотариальных действий, в котором обратившееся лицо расписывается в получении оформленного документа и оплате тарифа.

20. Следующим этапом являются действия нотариуса, направленные на занесение в единые базы нотариуса в российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

Как открыть нотариальную контору

Стабильный спрос на услуги нотариуса и возможность зарабатывать 150-300 тыс. рублей в месяц - вот два фактора, которые побуждают людей открывать нотариальные конторы. Что нужно для старта этого бизнеса?

Бизнес в сфере юридических услуг существенно отличается от других видов деятельности. Если вы приняли решение открыть нотариальную контору, то следует понимать, что у процедуры запуска этого бизнеса есть некоторые особенности, касающиеся регистрации и прочего. Вы должны понимать все тонкости юридической деятельности и ведения бизнеса в данном направлении.

В этой статье мы предлагаем общее пошаговое руководство, которое ответит на ключевые вопросы о том как открыть нотариальную контору, сколько денег нужно для старта, с какими сложностями может столкнуться начинающий предприниматель и сколько может заработать нотариус.

Востребованность нотариальных услуг сегодня

Услуги нотариуса актуальны для каждого гражданина и всегда пользуются спросом. Рано или поздно у человека возникает ситуация, когда без квалифицированной консультации нотариуса не обойтись. Без законного оформления и освидетельствования подлинности копии невозможно вступить в наследство, продать недвижимое, движимое имущество и т.д. Право на получение качественной юридической помощи закреплено в ст. 48 Конституции Российской Федерации. Нотариат призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан от имени государства, совершая нотариальные действия, предусмотренные законодательством.

Одним из индикаторов, косвенно подтверждающих стабильность спроса на услуги нотариусов, может служить динамика популярности запросов в Google Trends. Как видим, график достаточно ровный с небольшой позитивной динамикой в последние два года. Снижение же популярности темы наблюдается в один и тот же период в конце декабря и начале января, что, очевидно, связано с новогодними праздниками.

Динамика популярности поискового запроса “нотариус” 2013-2018 гг.



*по данным Google Trends на 05.07.2018

Если грамотно подойти к организации бизнеса и обеспечить высокое качество услуг, то открыть успешную нотариальную контору можно практически везде. При наличии опыта это может стать очень прибыльным делом.

Требования к опыту нотариуса

Прежде чем задумываться об открытии нотариальной конторы, необходимо получить не только соответствующее образование, но и опыт в юридической сфере. Специалист должен соответствовать следующим требованиям:

оконченное высшее образование в юридическом ВУЗе;

стаж работы не менее двух лет в юридической компании после окончания обучения в высшем учебном заведении;

стажировка не менее года у действующего нотариуса. Для стажировки можно выбрать частное или государственное учреждение;

нотариусом может стать лицо в возрасте от 25 до 75 лет;

документ, подтверждающий, что экзамен на квалификацию был сдан успешно. Если нотариусу не удастся сдать тестирование – как по практике, так и по теории – следующая пересдача будет назначена на следующий год;

иметь на руках разрешающий документ, который выписывается органами юстиции или нотариальной палатой.

Получение лицензии нотариуса и стажировка

Получение лицензии является одним из самых важных этапов открытия данного бизнеса. В лицензии указано, что гражданин РФ имеет законное право на ведение и исполнение юридической деятельности, а также вправе открывать собственную контору, где будет вестись частная практика. Оформлением и выдачей лицензии занимаются уполномоченные государственные органы. Чтобы ее получить, необходимо пройти стажировку в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса в течение минимум одного года и сдать квалификационный экзамен. В определенных случаях (например, если у вас большой стаж работы по юридической специальности) сроки стажировки могут быть сокращены, но максимум до шести месяцев.

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Однако для этого необходимо получить особое разрешение от органа юстиции и нотариальной палаты. Сама по себе стажировка не представляет проблемы. Намного сложнее устроиться в нотариальную контору в качестве стажера – количество контор ограничено, а желающих очень много. После прохождения стажировки будущий нотариус должен сдать экзамен квалификационной комиссии, которая образуется при органах юстиции субъектов Российской Федерации. Однако следует понимать, что даже успешная сдача экзамена не гарантирует, что нужная вакансия будет получена своевременно. Места нотариусов весьма ограничены.



Помимо требований к предварительной годичной стажировке у нотариуса и сдаче экзамена, процесс приобретения статуса нотариуса осложняет система квотирования: количество нотариусов в каждом нотариальном округе ограничено и определяется органом юстиции и нотариальной палатой. Хотя для действующих нотариусов это ограничение является преимуществом, так как у них не будет недостатка в клиентах из-за высокой конкуренции.

Обратите внимание: если в течение трех лет после получения лицензии вы не работаете по каким-либо причинам в должности помощника нотариуса (например, не смогли устроиться на работу), лицензия признается недействительной и для ее продления необходимо повторно сдавать квалификационный экзамен.

Повторим: несмотря на то, что по закону нотариальная деятельность не рассматривается как предпринимательство, нотариус имеет право открывать в банках расчетные и иные счета (в том числе и валютные), нанимать и увольнять работников, распоряжаться полученной прибылью.

Услуги, предоставляемые нотариальной конторой

Нотариусы предоставляют широкий спектр услуг. Выделим из них те, что предоставляются клиентам разово:

Оформление договоров дарения и ренты;

Заключение брачных договоров;

Ведение дел, связанных с наследством;

Составление договоров купли-продажи;

Подготовка заверенных копий документов;

Согласие на выезд ребенка.

Некоторые нотариальные конторы предоставляют услуги корпоративного обслуживания юридических лиц. В таком случае нотариус индивидуально работает с каждой компанией.

Сколько стоит открыть нотариальную контору

Это один из самых важных вопросов, которые возникают у желающих открыть нотариальную контору. Однако назвать точную сумму достаточно сложно. Все зависит от региона, в котором планируется открыть нотариальную контору. В среднем, в бизнес придется вложить 150-200 тыс. рублей. Рассмотрим подробнее статьи расходов.

Помещение для офиса

Чтобы открыть нотариальную контору, необходимо арендовать помещение для офиса. Для такого заведения не нужен огромный офис – подойдет небольшое помещение на пару комнат общей площадь 20 кв.м. Стоимость аренды такого офиса в центре города составит около 20 тыс. руб.

Средняя стоимость аренды офисных помещений в городах России

Средняя стоимость аренды (тыс. руб.)

Москва (12,5 млн. жителей)

Санкт-Петербург (5,4 млн. жителей)

Ростов-на-Дону (1,1 млн. жителей)

Липецк (510 тыс. жителей)

Самое главное, выбрать подходящее расположение офиса. Рекомендуется открывать контору в центре города, чтобы обеспечить постоянный поток клиентов. Приведем советы, которые помогут правильно подобрать место:

улица, на которой будет располагаться нотариальная контора, должна быть оживленной и проходимой;

позаботьтесь об удобном соседстве: хорошо, если нотариальная контора будет находиться рядом с риэлторскими и адвокатскими компаниями, агентство по переводам, юридическая фирма;

по возможности, арендованное помещение нужно выкупить и оформить в качестве собственности.

Подготовленный офис должен соответствовать всем нормам безопасности, а также противопожарным и санитарным стандартам. Имейте ввиду, что если нотариус решает изменить свое местоположение, он обязан уведомить об этом территориальные органы, а также Нотариальную палату в течение трех дней.

Оборудование

Для нотариальной конторы потребуется приобрести мебель, компьютер, различные бланки, канцелярию и прочие расходные материалы. Советуем рассмотреть возможность размещения конторы в офисном центре – очень часто такие арендаторы предоставляют помещение с офисной мебелью.

Также следует обратить внимание, чтобы в помещении, где расположена нотариальная контора, была установлена надежная сигнализация. Нередки случаи, когда такие организации грабят и забирают печати и бланки, на которых впоследствии делают поддельные доверенности и завещания.

Реклама

Без рекламы не обойдется ни один бизнес. И нотариальная контора не исключение. Во-первых, следует разместить наружную рекламу на здании, в котором расположен офис. Баннер или вывеска позволит привлечь дополнительных клиентов. Стоимость баннера, включая его монтаж, составит 10-15 тыс. рублей.



Во-вторых, хорошей рекламой нотариальной конторы станут визитки, которые можно распространять по ближайшим учреждениям. Разработка визиток, включая создание макета и печать, составит 5 тыс. рублей. В будущем можно создать одностраничный интернет-сайт, где будут указаны контакты, основной перечень услуг и их стоимость, а также сведения о специалистах. Это повысит доверие клиентов.

Также эффективным методом продвижения своих услуг может стать создание активной площадки, где размещают полезную информацию и рекомендации, отвечают на вопросы пользователей. Безусловно, этот вариант требует вложений – как финансовых, так и временных. Но именно такой формат может стать одним из лучших видов рекламы для нотариальной конторы, который выделит его на фоне конкурентов.

Персонал

На первоначальном этапе вы сможете осуществлять деятельность без помощников. Но все же лучше нанять секретаря. Требования, предъявляемые к кандидату - это знание:

законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных документов, регулирующих нотариальную деятельность;

постановлений, распоряжений, приказов и других руководящих материалов и нормативных документов, касающихся деятельности нотариусов и ведения делопроизводства;

методов оформления и обработки документов;

стандартов унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

правил печатания деловых писем с использованием типовых форм;

правила делового общения; правила эксплуатации ПК.

Также работник нотариальной конторы должен уметь работать в программах MS Word, MS Excel, Fine Reader, быть грамотным, иметь хороший почерк.

В обязанности секретаря нотариальной конторы входит проведение телефонных переговоров; контроль за своевременным рассмотрением и представлением документов, поступивших на исполнение; проверка правильности оформления подготовленных проектов документов, передаваемых нотариусу на подпись; составление писем, запросов и других документов по поручению нотариуса.

Важно! Сотрудники, которых нанимают на работу в нотариальную контору, должны повышать эффективность делопроизводства. Они должны уметь общаться с людьми, поскольку очень часто именно после общения с помощниками нотариуса клиенты решают, стоит ли им обращаться к данному специалисту.

Страхование

Еще один важный нюанс, который существует в работе нотариальной конторы. Для защиты от возможных ошибок потребуется оформить страхование профессиональной ответственности. Тариф при этом будет зависеть от нескольких факторов: стаж работы нотариуса, срок страховки, размер страховой выплаты и т.д. В среднем, страхование профессиональной ответственности нотариуса обойдется примерно в 5 тыс. рублей.

Итого начало собственного дела обойдется в 110 000 руб. Такая сумма потребуется на первых этапах работы.

Стартовые вложения в открытие нотариальной конторы

Аренда офиса нотариальной конторы

Мебель и оборудование

Канцелярия и бланки

Оформление лицензии на нотариальную деятельность, изготовление печати

Страховка профессиональной ответственности

Кроме того, не стоит забывать про ежемесячные расходы нотариальной конторы: ФОТ сотрудникам, коммунальные платежи (в т.ч. оплата связи и Интернета), уплата налогов.

Особенности налогообложения нотариальной деятельности

Частные нотариусы являются особым субъектом общественных правоотношений: с одной стороны, они не занимаются коммерческой деятельностью и их деятельность нельзя приравнивать к деятельности индивидуальных предпринимателей, а с другой - у них особый налоговый статус, что делает их похожими на индивидуальных предпринимателей.

Нотариусы обязаны применять общую (классическую) систему налогообложения и являются плательщиками следующих налогов:

Налога на добавленную стоимость.

Налога на имущество физических лиц.

Страховых взносов (это хоть и не налог, но по сути являющийся им) + социальное страхование от несчастных случаев.

Налога на доходы физических лиц.

Обращаем внимание, что нотариусы не должны платить налог на прибыль, поскольку для них он заменен налогом на доходы физических лиц! Пункт 2 ст. 54 НК РФ определяет, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. По умолчанию на все доходы адвокатов и нотариусов будет начисляться НДФЛ по ставке 13%.

Сколько зарабатывает нотариус

В ценообразовании на услуги нотариальной конторы также имеются свои нюансы. Цена за услуги нотариальной конторы состоит из двух частей: тарифа, который установлен законодательством, и суммы за вознаграждение услуги нотариуса. Благодаря законодательно закрепленным тарифам за совершение нотариальных действий цены у всех нотариусов одинаковы. Однако оплата услуг нотариуса всегда выше тарифного размера стоимости нотариальных действий, поскольку у нотариуса есть возможность выставлять клиенту счет за оказание услуг, не являющихся нотариальными действиями.

Представить ценообразование услуг нотариальной конторы можно в виде простой формулы: Стоимость услуг = Тарифы + Услуги правового и технического характера. Определить расценки на свои услуги нотариус должен самостоятельно. Рекомендуется делать это при составлении бизнес-плана, в рамках которого будет проведен анализ локального рынка и рассмотрены расценки, действующие в конкретном регионе.



По данным Федеральной нотариальной палаты, средняя зарплата российского нотариуса составляет 60% от гонорара за предоставленные услуги. Стоит также учитывать, что доход частного нотариуса снижается из-за следующих расходов: зарплата сотрудников нотариальной конторы, аренда за пользование помещением и коммунальные услуги, налоги и обязательный членский взнос в нотариальную палату, который составляет не менее 5% от сумму годового дохода.

Назвать конкретные суммы дохода нотариальной конторы сложно, поскольку это зависит от многих факторов. Тем не менее, средний доход нередко составляет 150-300 тыс. рублей в месяц. Для развития дела потребуется 2-6 месяцев, в течение которых нотариус сможет заявить о своих услугах и собрать клиентскую базу. Окупиться такой бизнес может за 4-8 месяцев. Самый важный фактор в достижении успеха – это квалификация, благодаря которой дело будет оставаться конкурентоспособным. Открытие нотариальной конторы – это ответственный шаг, требующий от предпринимателя определенных усилий и знаний.

Риски работы нотариусом

Основные риски в работе нотариальная контора связаны с двумя факторами – это люди и бумаги. Нотариальная деятельность связана с большим объемом документации, которые требуют тщательной проверки. Кроме того, специалист должен хорошо разбираться в психологии клиентов, ведь каждый день к нему обращаются совершенно разные люди, к каждому из которых следует найти индивидуальный подход. В случае, если клиент будет недоволен работой нотариальная контора, он может написать жалобу в Нотариальную палату. В таком случае нотариус может даже потерять свою работу.

Кратко перечислим риски нотариальной конторы:

высокая профессиональная ответственность;

жесткий контроль над деятельностью от Нотариальной палаты;

уголовная ответственность для частных нотариусов (ст. 202 УК) при злоупотреблении полномочиями;

ограниченное число нотариальных контор, что может осложнить трудоустройства;

Деятельность нотариальная контора сопряжена с целым перечнем рисков, наступление которых влечет за собой серьезные последствия. Тем не менее, высокий уровень доходов делает эту деятельность весьма привлекательной.

Как открыть нотариальную контору: имеете юридическое образование и хотите работать на себя? 5 шагов для решению вопроса + 4 подводных камня этого дела.

kak-otkryt-notarialnuju-kontoru

► Капитальные инвестиции: 150 тыс. рублей.
► Срок окупаемости: 12 месяцев.

Нотариальная контора – это не креативная бизнес-идея, требующая фантазии и творческого подхода, а скорее точная сфера деятельности, приносящая весьма хороший доход.

Но прежде чем думать о том, как открыть нотариальную контору, следует знать обязательные условия для этого.

Именно об этих условиях и прочих нюансах вашей идеи мы расскажем в этой статье.

Что нужно чтобы открыть нотариальную контору?


Прежде чем думать о том, где арендовать помещение, из какого дерева будет стол в кабинете и организаторских моментах — следует узнать обо всех нюансах данного вида бизнеса.

3 обязательные условия для открытия нотариальной конторы:

Высшее образование – прежде всего, вам нужно отучиться 5 лет на юридическом факультете.

Там вы узнаете все, что нужно знать каждому, кто желает и планирует занимать должность, связанную с юриспруденцией.

Данная сфера бизнеса не терпит дилетантов.

Попытавшись организовать дело без должных знаний, вы гарантированно потерпите крах.

Ведь даже имея штат профессионалов, вы не будете понимать, какие цели ставить сотрудникам и не сможете проконтролировать качество работы.

Стажировка – получив высшее образование в области юриспруденции, вам следует отработать год в любой нотариальной конторе (не важно, государственная она или частная).

Если вы проявили упорство или вам просто повезло и все же место ваше, то, написав заявление о возможности прохождения стажировки и отработав год, вы должны будете сдать экзамен.

Человек, не прошедший стажировку, не имея опыта работы, на вопросы ответить не сможет.

Причина простая: они основаны на практических ситуациях и отработанных навыках.

Если экзамен провален, пересдать его можно только спустя один год.

Вышеупомянутую лицензию вы сможете получить через месяц, после того как успешно сдадите соответствующий экзамен.

Получив заветную лицензию, вы открываете себе путь к самостоятельной деятельности.

Запомните, ваша рабочая деятельность в должности нотариуса должна быть начата не позднее, чем в течение трех лет после получения лицензии.

Как выбрать помещение для нотариальной конторы?

Лучше всего арендовать офис в центральной части города, или же в местах, где есть посольства, юридические организации, агентства недвижимости.

Также рассматривайте любые другие агентства, услуги которых требуют заверенных нотариусом документов.

Такое расположение нотариальной конторы способствует большому потоку клиентов, следовательно, и большей прибыли.

Правильно обустраиваем помещение

Интерьер играет немаловажную роль в привлечении клиентов.

Хороший дизайн, комфортная мебель и уютная обстановка всегда положительно влияют на клиентов и их отзывы.

Экономить на оформлении не стоит.

Качественный и продуманный декор, выбор мебели, создают ощущение респектабельности и надежности.

Какое оборудование нужно для уютного и комфортного интерьера?

НаименованиеКол-во
Стол
1-2 шт.
Стул
6-8 шт.
Шкаф

1-2 шт.
Компьютер (+принтер)
1 шт.
Принтер
1 шт.

Оборудование для кабинета в среднем стоит 120 000 рублей.

Как рекламировать нотариальную контору?

И нотариальная контора тому не исключение.

Хорошая реклама позволяет не только успешно открыть деятельность, но и изначально привлечь определенное количество клиентов.

Как и где правильнее всего рекламировать свою контору, чтоб заинтересовать наибольшее количество клиентов?

Данная диаграмма отображает, какие виды рекламы считаются наиболее эффективными в этой отрасли бизнеса.

kak-reklamirovat-notarialnuju-kontoru

Сколько стоит открыть нотариальную контору?

В среднем сумма вклада для открытия нужно – 200 тыс. рублей.

Рассмотрим вопрос, куда же требуются финансовые вложения.

Статья расходовСтоимость
Итого:185 000 руб.
Аренда помещенияот 25 000 руб./мес
Открытие банковского счетаот 5000 руб.
Зарплата сотрудникамот 15 000 руб./мес
Оборудование офисаот 110 000 руб.
Реклама30 000 руб.

Сравнительно небольшой начальный вклад, короткий срок окупаемости и высокие доходы делают эту сферу бизнеса привлекательной для многих людей.

Несмотря на это, конкуренция небольшая, ведь спрос на услуги нотариуса достаточно большой.

Это дает возможность новичкам занять свое место и получать достойную прибыль, если они достаточно серьезно подошли к решению открыть свою контору.

Как быстро окупится нотариальный бизнес?


Многих новичков в нотариальном деле интересуют не только вопросы, как открыть нотариальную контору и сколько это будет стоит, а также, как быстро окупятся расходы и появится прибыль.

Правда, здесь все зависит от типа населенного пункта, количества населения, расположения конторы и многих других факторов.

В небольших городах спрос на нотариальные услуги немного меньше, потому и срок окупаемости увеличится до 12-18 месяцев.

В больших городах сроки окупаемости зависят от расположения конторы и рекламы.

В случае удачного выбора местоположения и правильной рекламы, срок окупаемости может сократиться до 4-6 месяцев.

Окупаемость и дальнейшая прибыльность нотариальной конторы зависит так же от расценок и тарифов на услуги нотариуса.

Тарифы на услуги нотариуса

Чтоб определиться с расценками, нужно знать стандартные цены на каждый вид деятельности нотариуса.

Наименование услугиТарифСтоимость услуг технического характера
Удостоверение договора без аванса500 руб.1000-5000 руб.
Подписание брачного договора нотариусом500 руб.3000-5000 руб.
Приобретение части уставного капитала (сумма сделки меньше 1 млн. рублей)0,5% суммы сделки, но не меньше 1500 руб.5000 руб.
Приобретение части уставного капитала (сумма сделки больше 10 млн. рублей)32 000 руб. + 0,15% суммы сделки.5000 руб.

Ознакомившись со стандартными расценками, можно сделать вывод, что работа нотариусом – дело весьма выгодное и прибыльное, несмотря на все трудности трудоустройства, и тем более открытия собственного бизнеса.

Статистика услуг, предоставляемых нотариальной конторой


Важно кроме расценок на услуги нотариальной деятельности знать статистику спроса на эти самые услуги.

Это поможет ориентироваться, на чем акцентировать стоимость, акции и прочие моменты для привлечения клиентов.

Наименование услуги (заверка/удостоверение определенного документа)Спрос (частота обращений)
Завещаний, страховок60-70%
Договоров40-50%
Подлинности документов, переведенных с других языков30%
Документов, относящихся к передаче наследства70-80%
Подписей и копий документов80%
Сопровождение сделок, требующих присутствия нотариуса20-30%

Следует помнить, что услуги, при которых нотариус выезжает на дом к клиенту, чаще всего оплачиваются по двойному тарифу.

Второй вариант – стоимость обсуждается непосредственно с нотариусом.

Из видео ниже вы узнаете, что входит в обязанности нотариуса:

Мысленно подсчитав доходы, а также, скорее всего, представив собственную нотариальную контору с яркой вывеской и разрывающимися телефонами от звонков клиентов, вам стоит немного отвлечься от приятного.

Стоит в них разобраться, чтоб в последующем не появилось проблем.

  1. Если вы работаете нотариусом, вам стоит забыть о руководящих должностях, любой другой деятельности, а также о занятии предпринимательством.
  2. В случае если в вашем населенном пункте достаточно нотариальных контор (по мнению органов юстиции и нотариальной палаты), вы не сможете открыть нотариальную контору в вашем городе.
  3. Чтобы стать нотариусом, нужно еще суметь получить место в своем округе, что не всегда легко (особенно для новичков) из-за установленной квоты.
  4. Еще один интересный нюанс в работе: хоть и нотариальная деятельность не является предпринимательством, нотариус может открывать различные банковские счета, нанимать помощников (чем поможет новичкам в этой сфере), а также распоряжаться заработком.

Если Вас не испугали трудности предстоящие в продвижении в выбранной сфере деятельности, Вы имеете высшее юридическое образование, а возможно и лицензию, после успешной сдачи экзамена, а также есть разрешение органов юстиции и нотариальной палаты на открытие нотариальной конторы – Вы счастливчик и смело занимайтесь выбранным делом, к которому стремились.

Профессия нотариуса всегда будет находиться на пике популярности. Независимо от перемен в жизни людей, им приходится обращаться за помощью к данного вида конторам. Поэтому бизнес в этой области может стать неплохим решением. Давайте разберемся как открыть нотариальную контору.

Концепция бизнеса

Основными клиентами нотариальной конторы будут физические или юридические лица, которым требуется помощь при решении следующих гражданско-правовых вопросов:

  • заверение копий документов;
  • оформление завещаний и наследства;
  • регистрация права собственности;
  • удостоверение сделок;
  • составление договоров дарения или купли-продажи;
  • оформление брачных договоров;
  • составление разных видов доверенностей;
  • хранение ценных бумаг.

Цель данной конторы — защита прав граждан и их интересов.


Что потребуется для реализации?

Для открытия нотариальной конторы необходимо иметь высшее юридическое образование, так как без специальных знаний вы в любом случае потерпите крах. Даже если наймете квалифицированных специалистов, поставить перед ними задачи и цели, а также просто проконтролировать работу не сможете.

Затем необходимо получить лицензию, без нее вести такой вид деятельности не разрешено. Для этого после обучения в высшем учебном заведении и получении соответствующего диплома потребуется пройти стажировку не меньше одного года у работающего нотариуса. Стажировка может длиться полгода, но в том случае, если у кандидата имеется опыт работы по специальности на получение лицензии.

Стажировка может быть дана не каждому. Так как в данной сфере имеется огромная конкуренция и найти практикующего нотариуса — сложная задача. Если у вас получилось, тогда между нотариусом и кандидатом заключается трудовой договор с выплатой заработной платы.


После того, как время стажировки закончится, руководитель должен написать характеристику и заключение о результатах обучения. Для получения разрешения потребуется посетить Министерство Юстиции и сдать квалификационный экзамен. Для этого заранее соберите следующие документы:

  • трудовой договор о прохождении стажировки;
  • паспорт;
  • диплом о высшем юридическом образовании;
  • рекомендации от нотариуса, где была пройдена стажировка.

При успешной сдаче экзамена можно приступать к получению лицензии. Государственный сбор оплачивается в течение пяти рабочих дней (5 минимальных окладов). Документы, которые потребуются для получения лицензии:

  • разрешение;
  • квитанция об уплате государственного сбора.

Важно! Если после получения лицензии вы не трудоустроились по специальности в течение 3 лет, то потребуется снова сдавать квалификационный экзамен.

Пошаговая инструкция запуска


Финансовые расчеты

Стартовый капитал

Начальные расходы, связанные с открытием бизнеса, будут включать затраты на:

  • оформление деятельности – 30 000 р. (с учетом необходимых разрешений);
  • аренду помещения – 20 000 р.;
  • приобретение мебели, оборудования – 150 000 р.;
  • рекламу – 20 000 р.

Общая сумма вложений составит примерно 220 000 рублей.

Ежемесячные расходы

К текущим ежемесячным расходам относятся:

  • аренда – 20 000 р.;
  • налоги – 10 000 р.;
  • коммунальные платежи – 7 000 р.;
  • зарплата сотрудникам – 50 000 р.;
  • реклама – 5 000 р.

Итого: 92 000 рублей.

Сколько можно заработать?

Чистая прибыль нотариальной конторы за первый год работы будет составлять около 20 000 – 30 000 рублей в месяц. Это примерно тот срок, который потребуется, чтобы предприятие, набрав обороты, вышло на постоянный стабильный доход.

Сроки окупаемости

Окупить вложенные инвестиции получится за 10-12 месяцев активной работы.

Риски и минусы бизнеса

Высокая конкуренция в этой области в населенном пункте, где планируется открыть контору, нередко становится первой причиной отказа в выдаче разрешения на оказание соответствующих нотариальных услуг.

Другая неприятность, которая может поджидать начинающего нотариуса – отсутствие вакантного места. Причем если по истечении трех лет с момента получения лицензии он так и не приступит к должностным обязанностям, то при возобновлении деятельности придется повторно сдать экзамен комиссии.

Если принято решение открыть нотариальную контору, вы должны знать, что пока работаете в сфере данных юридических услуг, не имеете права занимать руководящие должности в частных предприятиях или государственных учреждениях.

В заключение можно отметить, что организовать данный бизнес получится только у ответственного образованного человека, который не боится трудностей, умеет грамотно работать и нацелен на получение высокого результата.

Читайте также: