Какую категорию граждан можно отнести к люмпенам молодежь интеллигенция

Обновлено: 30.06.2024

Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.

Деклассированные элементы в советской и постсоветской социологии — члены общества, которые не принадлежат ни к какому социальному классу.

Связанные понятия

Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

Низший класс (англ. underclass) — наименование социальной группы населения, к которой различные исследователи относят.

Сре́дний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.

Плутократия (др.-греч. πλοῦτος — богатство, κράτος — правление) — политический режим, где решения государственных органов определяются мнением не народа, а группировками богатых людей.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Беспреде́л — действия, переходящие любые рамки писаных и неписаных законов; крайняя степень беззакония, беспорядка.

Социа́льное дно́, низы́ о́бщества (англ. Underworld), опа́сный кла́сс (англ. Dangerous class) — нижний слой низшего класса, состоящий из люмпенизированных людей, оказавшихся за пределами условий и норм жизни, принятых в современном обществе; является питательной средой для преступного мира.

Рабо́чий класс — социальный класс, все наёмные работники, не владеющие средствами производства, живущие продажей своей рабочей силы.

Социа́льные кла́ссы (общественные классы) — выделение в обществе по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда; большая группа людей, различающихся по отношению к собственности на средства производства и роду деятельности.

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. По состоянию на 2006 год 1 % самых богатых людей владеют более чем 40 % богатств.

Инакомы́слие — суждение в области морали или общественной жизни, отличающееся от принятого в обществе или коллективе или насаждаемого государством, а также открытое отстаивание данного суждения. Люди, выражающие подобного рода мнения, называются инакомыслящими.

Наёмное, или зарплатное, рабство — свойственное капитализму положение, при котором работник теоретически (de jure) работает по собственной воле, а на практике (de facto) вынужден торговать собственной рабочей силой, зачастую подчиняясь условиям работодателя ради того, чтобы выжить.

Антираси́зм — движение, противодействующее расизму, ксенофобии, антисемитизму, апартеиду и этнической дискриминации. Активисты движения выступают за свободу и равноправие всех людей, независимо от их расы.

Социа́льная иера́рхия — иерархическая структура отношений по поводу распределения в обществе власти, собственности, доходов, престижа и других ценностей.

Меща́нство — определение типа характера и личности человека. По одному определению, мещанин — это человек, для которого характерны такие черты, как мелочность, скупость, отсутствие твёрдых убеждений, чувства ответственности перед обществом.

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.

Асоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.

Престу́пность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.

Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Общечелове́ческие це́нности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологии, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. (см. также моральный абсолютизм).

Эгалитари́зм (фр. égalitarisme, от égalité — равенство) — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества. Противоположность элитаризма.

Антимилитаризм — учение и политическое движение, обращённое против милитаризма. Антимилитаристскую идеологию исповедуют многие социалисты, анархисты, либертарианцы, социальные либералы и экологические активисты.

Эмансипа́ция (лат. emancipatio) — отказ от различного рода социальных зависимостей, в том числе детей от родителей, женщин от мужчин, мужчин от женщин, прекращение дейтвия ограничений, приобретение адекватных прав и обязанностей.

Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.

Массы (также народные массы или народ) — политическое клише, применяемое некоторыми авторами для обозначения малообразованной части населения, состоящей, как правило, из работников физического труда и членов их семей.

Коллективи́зм (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива.

Бюрократи́зм представляет собой отдельно взятые проявления бюрократии, которые в организации управления и власти (причём, как в частных, так в государственных органах управления) выражаются в следующих аспектах: взяточничество, казнокрадство, канцелярщина, местничество, волокита, протекционизм, отписки и некоторые другие, делающие работу соответствующей организации в большей или меньшей степени неэффективной с точки зрения целей и задач этой организации.

Попрошайничество — активное прошение у прохожих людей денег и других материальных ценностей, являющееся для просящего основным средством дохода. Часто сочетается с бродяжничеством. Согласно толковому словарю Ушакова, попрошайничество — это занятие нищенством, либо постоянное, нудное приставание с просьбами о чем-нибудь.

Нищета или крайняя бедность, абсолютная бедность — состояние, которое характеризуется тяжелой нехваткой основных потребностей человека, таких как потребности в продовольствии, питьевой воде, санитарии, охране здоровья, жилья, образования и информации. Это состояние зависит не только от дохода, но и от доступа к услугам.

Солидарность — это единство (группы или класса), которое порождает единство интересов, задач, стандартов и взаимопонимание, или же основывается на них. Данное понятие отсылает к таким связям в обществе, которые объединяют людей в единое целое. Оно используется преимущественно в социологии, а также в иных общественных (социальных) науках или философии.

Социальная поляризация — усиление различия в положении общественных групп, доходящее до их противостояния друг другу (полярности). Социальная поляризация может возникать как форма проявления внутриклассовых, межслоевых социальных различий (например, работников неквалифицированного и высококвалифицированного, умственного и физического труда, у руководителей и подчиненных). Ускоренное изменение облика одних слоев при относительной устойчивости облика других могут усиливать социальную поляризацию. Одна.

Гетеросексизм (англ. Heterosexism) — система взглядов и убеждений, основанная на идеях о гетеронормативности и предполагающая гетеросексуальность единственно естественной и морально и социально приемлемой формой сексуальности человека. Следует отметить, что не все гетеросексуалы разделяют такую идеологию, поэтому гетеросексуальность сама по себе не предполагает гетеросексизм.

Несправедливость относится к отсутствию или противоположности справедливости. Термин может быть применён относительно отдельного случая или ситуации. Термин обычно соотносится с плохим обращением, злоупотреблением, пренебрежением или должностным преступлением, которое осталось безнаказанным либо санкционированным правовой системой. Плохое обращение и злоупотребление в отдельном случае или контексте могут представлять системный отказ служить делу правосудия (правовой вакуум). Несправедливость означает.

Общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.

Реакция в политике, или политическая реакция, — общественное движение в направлении, резко противоположном предшествовавшему или современному общественному строю, если такой строй считается наиболее прогрессивным. Реакцией также называется движение за сохранение и укрепление существующих порядков и подавление любых революционных или оппозиционных сил.

Глобали́зм — целостная система взаимосвязанных идеологических, политических, экономических, социальных, военных, культурных и других мероприятий, направленных на утверждение в глобальном масштабе господства той или иной социально-экономической, политической, идеологической, религиозной доктрины. Как правило, источником глобализма становится универсальное государство. В человеческой истории имеется ряд примеров глобализма из разных эпох: глобализм империи Александра Македонского и Римской империи.

Во многих частях мира термин коммунализм используется для обозначения современной теории, которая описывает широкий диапазон социальных движений и социальных теорий, которые ориентируются на местное общинное самоуправление. Такая система самоуправления, по мнению её сторонников, должна исходить из принципов децентрализации и прямой демократии, опирающейся на местные муниципалитеты.

Прямое действие может включать как насильственные, так и ненасильственные действия по отношению к личностям, группам или имуществу, оцениваемые участниками прямого действия как действенные.

слово люмпен

Обобщая известные определения, можно сказать, что слово люмпен теперь объединяет класс людей, лишенных личной собственности и перебивающихся случайными заработками, предпочитающих жить на те или иные социальные пособия.

Народное творчество

В современном языке, активно пополняемом молодежным слэнгом, это понятие еще больше расширилось. Теперь при произнесении слова люмпен, значение его может пониматься, по крайней мере, трояко:

• человек из низов (бомж, алкоголик, наркоман);

• человек вне общества (маргинал);

• беспринципный человек, не соблюдающий нормы общественной морали (подонок).

Кто такие люмпены: корни жизненной философии

Историки определили, что первые люмпены появились еще во времена античности, и породило этот класс рабовладельческое государство. В древнеримском обществе экономика строилась на использовании труда многочисленных рабов, и мелкие землевладельцы, не в силах конкурировать с большими хозяйствами, быстро разорялись. Это породило массовое переселение потерявших землю крестьян в город.

кто такие люмпены

Римское правительство решило оказывать материальную помощь этим людям в виде увесистой меры зерна (примерно полтора кг в день), которую они получали по особым спискам.

В одном только Риме люмпен-пролетариат к началу первого тысячелетия насчитывал около 300 тысяч. Он стал принимать активное участие во всех политических и военных потасовках. Не имея собственных конструктивных интересов, эти люди готовы были служить любому – лишь бы обеспечить себе пропитание и получение нехитрых удовольствий.

В России этот процесс начался с правления Александра II и продолжился усилиями Витте и Столыпина. К началу ХХ века наша страна уже имела значительную прослойку маргиналов самого разного толка.

След в русской литературе

люмпен пролетариат

люмпены и маргиналы это

Савва Морозов – маргинал из подполья

История легендарного фабриканта Саввы Морозова вполне в духе горьковского Булычева: он, как положено, эксплуатировал собственных рабочих, а вырученные деньги тратил на поддержку революционно-анархистских группировок, то есть сам себе копал яму. Но при этом еще и меценатствовал.

Подобная жизнь не могла не завершиться трагически – не выдержав внутреннего разлада, он, в конце концов, застрелился.

Люмпены и маргиналы: отличия

В толковых словарях отмечается, что люмпены и маргиналы – это общая характеристика людей, потерявших связь со своим социальным окружением, ставших изгоями в обществе. Но в чем же состоит их отличие?

Уточним, кто такие люмпены. По определению, это люди, утратившие связь не только со своей социальной группой, но и потерявшие средства зарабатывания на жизнь, не имеющие источника дохода. Маргиналы же всегда с краю: от своих отбились, а к кому пристать – не нашли. При этом они могут иметь смешанные черты двух граничащих между собой субкультур.

Другими словами, люмпены не имеют постоянной работы, а живут на случайные заработки, социальные пособия или преступают закон. Маргиналы – люди в пограничном состоянии, не адаптировавшиеся к изменившейся реальности.

люмпен значение

Выходит, что люмпены и маргиналы – это две отдельные группы современного общества. Маргинальность – это скорее, инакомыслие, присущее человеку, потерявшемуся в мире, не соответствующем его ожиданиям.

С другой стороны, кто такие люмпены – это группа населения, не связанная никакими социальными факторами, не созидающая ценностей, паразитирующая на теле общества.

Маргинал – не очень лестная характеристика. Назвать люмпеном, значит, оскорбить.

г) отказ от ежедневного применения гигиенических процедур.

14. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения:

а) следование моде;

в) правонарушение;

г) политическая активность.

15. Отклоняющееся поведение имеет:

а) только позитивные последствия;

б) только негативные последствия;

в) позитивные и негативные последствия;

г) последствия, не влияющие на развитие общества.

16. Примером негативного отклоняющегося поведения является:

а) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний;

б) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы;

в) применение криминальных методов для решения личных проблем;

г) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами.

17. Переход человека из одной социальной группы в другую называется:

а) социальным неравенством;

б) социальной мобильностью;

г) социальной адаптацией.

18. Вертикальная социальная мобильность проявляется при:

а) перемене места жительства;

б) переходе с военной службы на гражданскую;

в) понижении по службе;

г) переходе с одного места работы на другое на такую же должность.

19. Горизонтальную социальную мобильность характеризует:

а) повышение по службе;

б) разжалование офицера в солдаты;

в) получение второй рабочей специальности

г) понижение в должности.

20. Социальная мобильность возрастает:

а) в периоды эволюционного развития общества;

б) в эпохи социальных потрясений;

в) с развитием индустрии туризма;

г) с приходом к власти консервативных партий.

21. Разделение общества на различные группы – это:

а) социальная стратификация;

б) социальная мобильность;

в) социальная интеграция;

г) социальная дискриминация.

22. Социальное неравенство проявляется в:

а) различиях между людьми по природным способностям и склонностям;

б) отсутствии разделения труда;

в) принципе распределения материальных благ поровну;

г) наличии привилегий для отдельных групп.

23. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

в) мужчины;

24. Верны ли следующие суждения о социальной дифференциации?

А. Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.

Б. Социальная дифференциация – это переход с одной ступени социальной лестницы на другую.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

25. Любая социальная группа характеризуется:

а) малочисленностью состава;

б) родственными связями;

в) неформальным контролем за поведением;

г) общностью социального статуса.

26. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Социальная группа – это любая совокупность людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом.

Б. Социальная группа – это гpyппa, положение которой обязательно регламентируется нормативными документами.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

27. Маргиналами называются:

а) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

б) опустившиеся на социальное "дно" выходцы из разных классов;

в) представители малообеспеченных слоев населения.

г) разорившиеся предприниматели.

28. К признакам, которые могут характеризовать социальную группу, относится(-ятся)

а) физические данные;

б) особенности темперамента;

в) умственные способности;

г) профессия.

29. К социальным группам, выделяемым по поселенческому признаку, относится(-ятся)

в) горожане;

30. Какую категорию граждан социологи относят к люмпенам:

в) нищие;

г) малоквалифицированные работники.

Раздел VI
Политическая сфера жизни общества

6.1. Политика. Функции политики

Первоначальный смысл термина "политика" ввел в научный оборот еще древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Аристотель понимал под политикой цивилизованную форму общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой, где достигались "благо народа и государства", он считал античный полис (город-государство).

Политика, по замечанию немецкого социолога М. Вебера (1864–1920), "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству" (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644).

Немецкий философ Ф. Ницше (1844–1900) характеризовал мир политики как "слишком человеческое". Диаметрально противоположное мнение о политике высказал русский философ Н. А. Бердяев (1874–1958), который считал, что "политика… всегда основана на лжи…", что она "… в значительной степени есть фикция, владеющая людьми…", "паразитический нарост, высасывающий кровь из людей".

Наверное, можно согласиться с оценкой политики Н. А. Бердяевым, как, впрочем, и с другой ее оценкой, данной В. И. Лениным (1870–1924): политика – это "вообще грязное дело" и "высасывает кровь". Однако политика – реальность и без нее нет ни человека, ни общества, ни цивилизации, политика проявляется не только в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений, но и в идеалах, намерениях, страстях, мотивах и поведении людей.

Итак, как же все-таки определяется политика? Каковы ее сущность, содержание и структура?

Специфика политики заключается именно в ее способности обеспечивать целостность общества, согласовывать различные группы интересов, эффективно регулировать социальные взаимодействия.

Существуют различные подходы к вопросу о сущности политики, раскрытию ее содержания и, следовательно, к ее изучению.

Первый подход к объяснению сущности политики – директивный (от латинского dirigere – направлять). Согласно этому подходу политика есть деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Один из авторов данного подхода, М. Вебер, писал, что "политика… означает стремление к участию во власти".

Директивный подход имеет ряд недостатков.

Прежде всего, со временем власть перестает быть прерогативой государства. Кроме того, понимание содержания политики только как отношений по поводу государственной власти не раскрывает социального смысла политики: каким социальным группам служит политика, чьи интересы она выражает?

Второй подход к объяснению сущности политики – функциональный. При таком подходе ее сущность усматривается в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Идея о разделении людей на управляющих и управляемых принадлежит древнегреческому философу Платону (428–348 гг. до н. э.).

Однако функциональный подход акцентирует внимание на технологии политических взаимодействий, при этом не раскрывает социального смысла политики, природы тех интересов, которые она выражает и защищает.

С позиций этого подхода политика трактуется предельно широко – как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования социальных конфликтов.

lyumpen

Но при этом не стоит называть так любого человека, не имеющего своего жилья и/или не имеющего постоянного дохода.

Этот термин относится к:

Люмпенами могут назвать:

Значение этого слова стало довольно широко и охватывает многие низшие слои населения. Так называют людей, ведущих асоциальный образ жизни, не обязательно не имеющих квартиры, хотя в определении и указывается на принадлежность люмпенов к категории бомжей.

Люмпен: значение слова

У этих понятий есть только один схожий элемент. Представители обоих этих классов находятся внизу социальной лестницы, в некотором отдалении от остального общества.

Между социальными уровнями

Это люди, отошедшие от своей социальной группы, но не сумевшие примкнуть к другой. Это относится как к отдельно взятому индивидууму, так и к группе. Интенсивное появление и увеличение такого класса населения обычно происходит во время революций, когда ситуация в государстве нестабильная, и многие люди не могут решить для себя, какой путь избрать.

Разные категории люмпенов

opredelenie lyumpena

Но если углубиться в значение термина, то к маргиналам можно отнести тех людей, которые пришли в общество, отличное от их, от привычного им образа жизни.

Конечно, такие примеры единичны, и в современном обществе подобные отличия не ставят индивидуума против людей. Но, рассматривая определение слова, не стоит забывать о более глубоком значении термина.

Люмпен как низкий социальный статус

В сегодняшней терминологии маргиналов можно разделить на три подкатегории:

marginal

Часть маргиналов пытается выбраться обратно туда, откуда они попали в низшие слои населения, тогда как предыдущую категорию устраивает тот стиль жизни, которую они ведут. Различия между этими людьми достаточно большие и очевидные. Хотя маргиналы тоже оказались в стороне от общества, часть из них старается вернуться к более благополучной жизни.

Меня бесит, когда путают термины Маргинал и Люмпен.

Ужасно бомбит, когда люмпенов называют маргиналами..

например,выросший и живущий среди православных, но при этом буддист.

Либо, отличный пример, когда папа исламист иранец, а мама русская христианка и оба родителя навязывали ребенку принципы своих культур.

вот цитата википедии :

Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

В современном русском языке это слово ошибочно употребляется как синоним понятия люмпен (деклассированный элемент).

Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью[2].

Деклассированные элементы в советской и постсоветской социологии — члены общества, которые не принадлежат ни к какому социальному классу[3]. К ним относят безработных, заключённых, психически больных, нищих, бродяг, проституток и тому подобных.[3]

Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоёв в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального неравенства и кризиса.

Дубликаты не найдены

Маргинал – это человек, который по каким-либо причинам выпал из привычной для него среды, но не примкнул к новому слою общества. Мультикультурализмом здесь не пахнет.

Так шта, засунь википедию энциклонгам в жoпу, и пользуйся редактируемыми (а лучше, рецензируемыми) источниками. Убирай нахyй отсюда тег Grammar Nazi, бо не дорос еще.

Бесит меня, когда школота тупая жизни учит.

Ха, тупое школоло подтянулось, копипаста с остатками мозгов не совпадает! Это хорошо, что тупое. Мы ценнее будем. Всегда студентам так говорю, но не до всех доходит. А для нынешнего школия просто шансов нет.

А на самом деле маргинал человек между классами.

Тут не про культуру, а вернее не только про культуру. Я например считаю себя маргиналом потому что я не в бедных, но я и не средний класс.

А меня бесит, когда всякая школота прикрывается понятиями из Википедии, статьи в которой может написать любой дебил вообще непонятно о чем. Почитай Маркса, дорогая, может, ты хоть что-то поймешь, хотя я сомневаюсь.

Но ведь все правильно написано

как старательно википедия обходит смысл слова. Сказали многое, но саму суть старательно не сказали. Политкоректность))

Ну вот и все. Слово Lumpenproletariat въелось в мозг и теперь всех божей в метро я называю только так.

в каких же вы кругах крутитесь, где так часто путают эти слова?

1612588844232368140

Серые будни Миши Гуся с голубым отблеском прошлого

Но чаще всего сразу полтора стакана ему никто не давал, приходилось обходиться малым. И тогда Миша впадал в пограничное состояние. Забирался в чужие палисадники и скулил под окнами, скребя кривыми грязными пальцами по стеклу. Неслышно подкрадывался к отдыхающим на лавкам старухам и клянчил копейки на водку. Пытался безуспешно сшибать мелочь у местных пацанов.

Потом, как правило, находил какую-нибудь отраву, вроде боярышника или тройного одеколона, выпивал через фильтр — засаленную тельняшку, обязательный гусиный атрибут — и вырубался где-то под забором.

Несколько раз Мишу били. От пьяной злобы, от желания самоутвердиться, просто от плохого настроения. Тогда Гусь начинал махать руками, словно мельница, и верещать так истошно, что даже самые агрессивные обычно сдавали назад. Так он и жил на Крестах, обычный тощий и неопрятный алкоголик Миша Гусь. Возможно, и сейчас живет, но маловероятно — слишком уж давно я его не видел и слишком неразборчив он был в плане выпивки.

Конечно, никто не верил, что Миша служил в ВДВ. Нашел где-то берет, тельняшку спер. А что ходит и пыжится — да пусть себе. Будем считать, что день рождения у мужичка. Тем более, о настоящих именинах не помнил, кажется, даже сам Гусь.

Но он служил. Служил на самом деле, это записано даже в военном билете, который я случайно разок увидел. Более того, служил действительно в ВДВ и даже застал немного Афганистана. Во всяком случае, Гусь утверждает, что стоял в окружении при штурме дворца Амира. Скорее всего, не врет. Врал бы — сказал, что штурмовал. А так в окружении.

Даже упоминал о какой-то медали. Но показать, понятное дело, не мог. Пропил, видимо, уже давно. Если она вообще и была.

Такой вот он, Миша Гусь. Пропивший прошлое, настоящее и утопивший будущее в стакане бормотухи, где слабой искоркой нет-нет да и сверкнет его боевое прошлое.

Маргиналы vs люмпены. Кто есть кто.

Маргинал, маргинальный человек, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, не принадлежащий ни к какой социальной группе, высказывающий протест устойчивым социальным образованиям.

В современном русском языке это слово употребляется как синоним понятия люмпен (деклассированный элемент).

Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.

Найдены возможные дубликаты

Вы этой обобщающей цитатой, назвали людей нравственно неполноценными, по социальному признаку.

1612588844232368140

Серые будни Миши Гуся с голубым отблеском прошлого

Но чаще всего сразу полтора стакана ему никто не давал, приходилось обходиться малым. И тогда Миша впадал в пограничное состояние. Забирался в чужие палисадники и скулил под окнами, скребя кривыми грязными пальцами по стеклу. Неслышно подкрадывался к отдыхающим на лавкам старухам и клянчил копейки на водку. Пытался безуспешно сшибать мелочь у местных пацанов.

Потом, как правило, находил какую-нибудь отраву, вроде боярышника или тройного одеколона, выпивал через фильтр — засаленную тельняшку, обязательный гусиный атрибут — и вырубался где-то под забором.

Несколько раз Мишу били. От пьяной злобы, от желания самоутвердиться, просто от плохого настроения. Тогда Гусь начинал махать руками, словно мельница, и верещать так истошно, что даже самые агрессивные обычно сдавали назад. Так он и жил на Крестах, обычный тощий и неопрятный алкоголик Миша Гусь. Возможно, и сейчас живет, но маловероятно — слишком уж давно я его не видел и слишком неразборчив он был в плане выпивки.

Конечно, никто не верил, что Миша служил в ВДВ. Нашел где-то берет, тельняшку спер. А что ходит и пыжится — да пусть себе. Будем считать, что день рождения у мужичка. Тем более, о настоящих именинах не помнил, кажется, даже сам Гусь.

Но он служил. Служил на самом деле, это записано даже в военном билете, который я случайно разок увидел. Более того, служил действительно в ВДВ и даже застал немного Афганистана. Во всяком случае, Гусь утверждает, что стоял в окружении при штурме дворца Амира. Скорее всего, не врет. Врал бы — сказал, что штурмовал. А так в окружении.

Даже упоминал о какой-то медали. Но показать, понятное дело, не мог. Пропил, видимо, уже давно. Если она вообще и была.

Такой вот он, Миша Гусь. Пропивший прошлое, настоящее и утопивший будущее в стакане бормотухи, где слабой искоркой нет-нет да и сверкнет его боевое прошлое.

Причины возникновения маргиналов и люмпенов. Их отличия

Маргинал и люмпен, в чём разница между ними

Понятие маргинал в 1972 году пришло из Франции. Так называли людей, которые отвергали общество, либо общество само отвергало их.

Но причин, по которым человек может стать маргиналом много: человек может выпасть из религиозной, этической, политической или социальной среды, по материальным проблемам, а также по причине инвалидности или болезни.

Маргиналы

С самого рождения каждого человека начинается его социализация в обществе. Это неизбежный процесс. Сначала ясли, потом школа, ВУЗ и наконец начало трудовой деятельности. Человек заводит семью, обрастает связями и друзьями по своим интересам.

Но иногда люди по различным причинам выпадают из общественного социума. Таких людей можно назвать маргинальными. Они не потеряны для общества, а иногда даже приносят ему больше пользы, чем другие люди.

Словари дают разные толкования понятия маргинал. Такие люди находятся в постоянном психологическом и эмоциональном напряжении. Они не могут определить, к какому слою общества они относятся. По этой причине они часто вступают в конфликты с другими людьми.

Можно назвать следующие признаки присущие маргиналам:

отсутствие финансовых социальных и духовных связей с обществом

отсутствие постоянного места жительства и каких-либо привязанностей

враждебное отношение к окружающему миру

наличие психологических проблем

Маргиналы не являются низшим слоем общества, просто они вступают в конфликт с общепринятыми нормами. Имеется много синонимов слова маргинал — деклассированный элемент, изгой, нигилист, неформал.

Большинство людей не остаются на всю жизнь маргиналами. Если их жизненная ситуация меняется в лучшую сторону (им удаётся социализироваться, они заводят семью и друзей или находят хорошую работу), то они перестают быть маргиналами.

Но есть и такие, которые сами не хотят терять статус маргинала и принимать обычную жизнь.

Плюсы и минусы маргинальности

Маргиналом считают и великого русского писателя Льва Толстого. Он не признавал дворянские привилегии, жил в деревне и понимал революционные идеи.

Маргиналом считают и великого ученого, академика Сахарова. Многие писатели, ученые, бизнесмены и государственные деятели достигли высот потому, что были маргиналами. Затем свои достижения они ставили на службу обществу.

К плюсам маргинальности можно отнести:

возможность проявить свою индивидуальность без воздействия различных социальных групп, что позволяет им добиться успеха в разных областях

их высокую мобильность, ведь они свободны от всяких обязательств и привязанностей

их желание социализироваться является дополнительным стимулом для достижения выдающихся результатов в бизнесе и науке.

К минусам маргинальности можно отнести:

это явление провоцируют тяжёлые общественные потрясения (смены государственного строя, войны и экономические кризисы)

маргиналу тяжело социализироваться

маргинальность часто толкает людей на крайности (на нарушение законности и порядка).

Считается, что маргиналы подразделяется на 6 типов

Они могут быть бедными или очень богатыми. И те и другие вступают в конфликт с окружающими людьми и обществом. Одни еле сводят концы с концами и поэтому всех ненавидят, а другие могут позволить себе всё и хотят показать свое превосходство. Наибольшее количество экономических маргиналов появляется во время финансовых потрясений.

Маргиналов этого типа не устраивает общественно-политический строй и связанные с ним законы. Они составляют активную оппозицию государственной власти и готовы способствовать любым политическим катаклизмам. По этим же причинам очень часто покидают страну или становятся беженцами.

Увеличение количества таких маргиналов происходит, опять-таки, при различных общественно-политических потрясениях. Очень часто, это бывают люди с высоким положением в каком-либо в социальном слое, и теряют его.

Бывает и наоборот — социальное положение повышается, но оно его не устраивает и он разочаровывается. Наглядный пример — революция 1917 года. Тогда большинство дворян стало социальными маргиналами.

Таким маргиналам приходится труднее всего. Ими становятся по разным причинам. Очень часто в результате эмиграции. Эмигранту очень трудно адаптироваться к образу жизни в другой стране. Ещё одну группу таких маргиналов составляют выходцы из межнациональных браков. Также, этническими маргиналами часто становятся представители национальных меньшинств — общество их отвергает.

Это касается людей, которые не признают традиционных религий или признают сомнительные религиозные течения.

Это люди, пораженные смертельными недугами или трансгендеры. Например, большинство людей враждебно относятся к ВИЧ-инфицированным.

Люмпены

Это слово появилось с лёгкой руки основоположника коммунизма — Карла Маркса. Он относил к ним нищих, бродяг, людей криминальной направленности и вообще всех людей, опустившихся на дно жизни по разным причинам.

Несмотря на то, что они находятся внизу социальной лестницы — не стремятся изменить своё положение. У таких людей нет дома, семей, никакой собственности, работы, да и профессии тоже. К сожалению, процесс появления люмпенов в рыночных условиях неизбежен.

Слишком велико социальное расслоение общества. В России это проблема очень сильно проявилась в девяностые годы прошлого столетия, при распаде Советского Союза.

Эта прослойка людей представляет потенциальную опасность для общества, так как она готова поддержать любые потрясения. Есть даже такое понятие в политологии — люмпен-пролетариат. Их вполне могут использовать в своей антигосударственной деятельности различные экстремистские и радикальные организации.

Основные признаки, характеризующие люмпенов:

не имеют постоянной работы

имеют беспрецедентно низкий уровень доходов или вообще их не имеют

имеют сильную социальную деградацию

не имеют профессии

подвержены вредным привычкам (алкоголизм, наркомания)

В чём заключается разница между маргиналами и люмпенами

Собственно, разница между ними кроется в их признаках. Маргинал не выходит из рамок правового поля. Имеет свою собственность, работает и зачастую достигает больших успехов, чем приносит большую пользу обществу. Да, маргинал сознательно пренебрегает общественными нормами, но противозаконной образ жизни не ведёт.

Люмпены является полной противоположностью маргиналам. Никакой собственности не имеют. У них нет постоянной работы и заработка. Они пренебрегают общественными нормами, безнравственны, зачастую неадекватны и подчиняются сильному. Легко идут на нарушение закона.

Вывод можно сделать один — между маргиналом и люмпеном нет ничего общего.

Деклассированные элементы

Деклассированные элементы в советской и постсоветской социологии — члены общества, которые не принадлежат ни к какому социальному классу [1]

См. также

Ссылки

Примечания

Полезное

Деклассированные элементы — (underclass), подчиненный социалъный класс, обычно низший. Как Д.э. рассматриваются рабочие иммигранты (иммиграция), иногда женщины рабочие, и те и др. нередко подвергаются эксплуатации и бывают вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую,… … Народы и культуры

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКЛАССИРОВАННЫЕ — лица, утратившие устойчивые связи с соц. группами, опустившиеся на дно обществ. жизни. Росту численности Э.д., включая люмпен пролетариат, способствуют экономич. кризисы, массовая безработица, обнищание низших в обществ. иерархии слоев населения … Российская социологическая энциклопедия

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание; от intelligens, intellegens умный, знающий, мыслящий, понимающий) в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей … Энциклопедия культурологии

ВЕНГРИЯ — (Magyarország), Венгерская Народная Республика (Magyar Népköztársaság), гос во в Центр. Европе, в середине Дунайского басс. Граничит с Чехословакией (на С.), Австрией (на З.), Югославией (на Ю.), Румынией (на В.) и СССР (на С. В.). Площ. 93 тыс.… … Советская историческая энциклопедия

Политические партии России в 1917 году — Политические партии России в 1917 году совокупность основных политических партий и организаций, существовавших в России в 1917 году. Сразу же после Февральской революции происходит разгром правомонархических партий и политических… … Википедия

Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора

Читайте также: