Какие услуги предоставляет фитнес клуб

Обновлено: 02.07.2024

ГОСТ Р 56644-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Services for people. Services of the fitnes. General requirements

Дата введения 2016-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") с участием Ассоциации "Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности", ООО "ЛАНТА ЦЕНТР", ООО "Мастера фитнеса", ООО "АКАДЕМИЯ БОКСА", НОУ "Национальный Университет Фитнеса", ООО "Компания А&А", ООО "Фитнес Дивижин"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 "Услуги населению"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к фитнес-услугам.

Положения настоящего стандарта распространяются на услуги фитнеса, предоставляемые организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями.

Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных документов на фитнес-услуги конкретных видов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ 32670 Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия

ГОСТ Р 50646 Услуги населению. Термины и определения

ГОСТ Р 51142 Услуги бытовые. Услуги парикмахерских и салонов красоты. Общие технические условия

ГОСТ Р 52024 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования

ГОСТ Р 52025 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей

ГОСТ Р 55321 Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50646, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 фитнес: Комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий и действий, направленных на формирование, поддержание и укрепление здоровья человека, его физическую реабилитацию, организацию и проведение физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга и достижения спортивных результатов.

3.2 фитнес-услуги: Деятельность исполнителя услуг по удовлетворению потребностей потребителя в формировании, поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, достижении спортивных результатов, услуги по организации и проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий.

3.3 потребитель фитнес-услуг: Физическое лицо, имеющее намерение заняться и/или занимающееся фитнесом для поддержания и укрепления здоровья, физической реабилитации, а также для проведения физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга и достижения спортивных результатов.

3.4 исполнитель фитнес-услуг: Организация, независимо от ее организационно-правовой формы, и индивидуальный предприниматель, предоставляющие фитнес-услуги.

3.5 процесс обслуживания при предоставлении фитнес-услуг: Совокупность действий и операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем в процессе предоставления фитнес-услуг.

3.6 условия обслуживания при предоставлении фитнес-услуг: Совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе предоставления фитнес-услуг.

4 Общие положения

4.1 Фитнес-услуги должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, требованиям ГОСТ Р 52024, ГОСТ Р 52025 и настоящего стандарта.

4.2 Фитнес-услуги предоставляют специализированные физкультурно-оздоровительные объекты, в т.ч.: фитнес-центры, фитнес-клубы, велнес-центры, оздоровительные студии и другие объекты фитнеса конкретных форматов.

4.3 Перечень предоставляемых фитнес-услуг устанавливает исполнитель услуг самостоятельно в зависимости от специфики обслуживаемых категорий населения, их возрастного (гендерного) состава и условий функционирования объекта фитнеса.

4.4 В своей деятельности исполнитель фитнес-услуг руководствуется следующими основными документами:

- действующими нормативными правовыми документами в сфере физкультуры и спорта [1]-[9];

- уставом организации и/или Положением об организации;

- договорами с потребителями фитнес-услуг;

- программами предоставления фитнес-услуг (групповыми и персональными программами).

4.5 Все объекты фитнеса должны обладать необходимой материально-технической базой, включая:

- приспособленные помещения и специализированное спортивно-оздоровительное оборудование, снаряжение и инвентарь;

- современные информационно-коммуникационные технологии (аудиовизуальные средства, Интернет-ресурсы), включая информационные и рекламные материалы для потребителей фитнес-услуг;

- методическое и программное обеспечение.

4.6 Фитнес-услуги должны предоставляться на основании договора (контракта) между исполнителем и потребителем услуг, в котором указываются весь перечень предоставляемых фитнес-услуг и требования к ним. Приложением к договору является добровольное информированное согласие потребителя на оказание фитнес-услуг. Исполнитель фитнес-услуг должен обеспечить сохранность персональных данных потребителей услуг.

Формой договора между исполнителями и потребителями фитнес-услуг могут быть клубные карты, абонементы, клип-карты на персональные тренировки и т.п.

4.7 Исполнителю фитнес-услуг рекомендуется разрабатывать, документально оформлять, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента безопасности и качества предоставляемых фитнес-услуг в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001.

4.8 Потребитель должен быть письменно проинформирован о медицинских противопоказаниях для фитнес-услуг соответствующих видов. На основании этой информации потребителю следует самостоятельно принимать решения о возможности получения фитнес-услуг или о необходимости дальнейшей консультации у сотрудника или медицинского персонала объекта фитнеса для определения соответствия состояния здоровья или текущего самочувствия по отношению к выбранному виду физической активности.

4.9 При оказании фитнес-услуг исполнитель услуг должен учитывать индивидуальные особенности и уровень физической подготовленности потребителей.

4.10 Потребитель должен быть письменно проинформирован о возможности получения травм во время тренировок и соблюдении всех мер предосторожности при работе с технически сложным оборудованием.

4.11 Исполнителю фитнес-услуг рекомендуется иметь и поддерживать в рабочем состоянии специализированную компьютерную информационную систему для обеспечения работы с потребителями при оказании фитнес-услуг.

5 Классификация фитнес-услуг

5.1 Различают основные фитнес-услуги и дополнительные (сопутствующие) услуги.

5.2 К основным фитнес-услугам относят:

- организацию и проведение физкультурно-оздоровительных занятий и тренингов;

- организацию и проведение спортивно-зрелищных мероприятий;

- игровые виды спорта;

- информационно-консультативные и образовательные услуги в сфере фитнеса;

- фитнес-услуги для детей.

5.3 Организация и проведение физкультурно-оздоровительных занятий и тренингов

5.3.1 Занятия и тренинги включают в себя фитнес-тренировки, занятия по спортивным и танцевальным направлениям.

5.3.2 Организация и проведение занятий и тренингов предусматривает:

- самостоятельные и персональные (с тренером) занятия в тренажерных залах;

- групповые занятия по расписанию в зонах групповых программ и в фитнес-студиях;

- индивидуальные занятия в залах по предварительной записи по индивидуальным программам;

- групповые занятия в аква-зоне по расписанию;

- индивидуальное обучение плаванию;

- фитнес-тренировки и занятия на открытом воздухе.

5.4 Организация и проведение спортивно-зрелищных мероприятий

Организация и проведение спортивно-зрелищных мероприятий включает в себя:

- организацию фитнес-соревнований в группах;

- спортивные, развлекательные и оздоровительные мероприятия для потребителей фитнес-услуг, в т.ч. фитнес-конвенции, фитнес-саммиты, кроссы, марафоны, турниры по спортивным видам спорта, состязания по единоборствам, танцевальные конкурсы;

- показательные выступления ведущих спортсменов и представителей спортивных организаций;

- организацию досуга различных видов с учетом особенностей предоставляемых фитнес-услуг, в т.ч. культурно-массовые мероприятия, детские и взрослые спортивные праздники, развлекательно-игровые занятия.

5.5 Игровые виды спорта

Игровые виды спорта организуют и предоставляют в специально оборудованных помещениях объекта фитнеса, отвечающих избранному виду спорта, или на открытом воздухе на специально оборудованных или приспособленных площадках.

5.6 Предоставление фитнес-помещений

Предоставление специально приспособленных и оборудованных фитнес-помещений включает в себя:

- использование тренажерных залов, оборудованных для проведения фитнес-занятий соответствующих видов;

Чем отличаются фитнес-клубы разной категории кроме цены?

  1. Количество посетителей на единицу площади клуба. Коэффициент соотношения клиентской базы (количества активных владельцев карт) и площади в фитнес-клубе эконом-класса может составлять до 2,5. Например, если площадь клуба 4000 м2, у него может быть до 10.000 активных посетителей. Тот же коэффициент в клубе бизнес-класса должен быть равен 1, то есть, если площадь клуба 4000 м2, то при достижении 4000 активных посетителей клуб должен перестать продавать карты. В клубе премиум-класса этот коэффициент еще меньше — 0,7-0,8.
  2. Качество оборудования и инвентаря. Немногие клубы эконом-класса могут позволить себе самые современные тренажеры, обычно в них установлены простые модели. Коврики для занятий, степы и гантели в эконом-клубе могут быть изношенными, а вот для бизнес, и тем более, для премиум-класса это недопустимо.
  3. Дизайн, концепт и сервис. В клубах разных категорий разный набор услуг — как включенных в стоимость карты, так и дополнительных.

Эконом-класс — на чем бы сэкономить?

Доступная цена

Многие считают, что это главное отличие клубов эконом-класса от других категорий. Однако бывает и так, что клубы более высокого уровня проводят акции и снижают стоимость годовой карты, поэтому цена — не единственный и не главный показатель.

Большое количество посетителей

В клубах эконом-класса допускается максимальное количество посетителей на единицу площади. Поэтому высока вероятность, что в пиковые часы вам будет тесно в зале для групповых занятий или придется постоять в очереди на беговую дорожку. Здесь многое зависит от того, насколько грамотно менеджмент клуба организует потоки посетителей.

Среднее качество оборудования и инвентаря

Чем отличаются фитнес-клубы разной категории кроме цены? рис-2

Размер раздевалок

Если театр начинается с вешалки, то фитнес-клуб — с раздевалки. Обязательно зайдите в раздевалку перед покупкой карты клуба эконом-класса. Большое количество шкафчиков ни о чем не говорит: если их много, а проходы между ними слишком узкие, представьте, как вы будете чувствовать себя в толпе переодевающихся.

Минимальный набор дополнительных услуг

Такие услуги, как фитнес-тестирование, врачебное консультирование, салон красоты и SPA-процедуры, являются необязательными для клубов эконом-класса. Практически никогда в эконом-клубе вам не будут предоставляться бесплатные полотенца и халаты, а в душевых не ждите шампуня и геля. Обычно максимум, на что можно рассчитывать, — это массаж и финская сауна.

Бизнес-класс — только ли для бизнесменов?

Целевая аудитория и расположение

Клубы бизнес-класса часто находятся в бизнес-центрах и предназначены для конкретной целевой аудитории — занятых людей, которым важно получить высокий уровень сервиса за короткое время. Фитнес-центры бизнес-класса можно найти также в спальных районах, в этом случае они, как правило, ориентированы на жителей окрестных домов с детьми, и в них предусмотрено большое количество детских секций.

Среднее количество посетителей

Оборудование на уровне

В клубе бизнес-класса оборудование и инвентарь должны быть высокого качества, это обязательное требование, и здесь уже вы не увидите потертых скамей для жима. В сетевых клубах тренажерный зал оформляется, как правило, в едином корпоративном стиле, например, в клубах сети все скамьи и тренажеры могут быть в зеленых тонах, в другой сети — в оранжевых. Бывают дополнительные популярные опции — например, отдельные студии для занятий йогой или пилатесом, или закупаются беговые дорожки последних моделей с мониторами, имеющими не только выход в интернет и возможность просмотра телевизора, но и программу, ведущую запись данных о ваших тренировках.

Чем отличаются фитнес-клубы разной категории кроме цены? рис-3

Дополнительные услуги

В клубах данной категории посетителям, как правило, предоставляются бесплатные полотенца, вода в кулерах, имеется салон красоты и набор SPA-процедур на выбор. Как правило, около бассейна есть хотя бы небольшая релакс-зона с шезлонгами, иногда даже с библиотекой, где вы можете взять книгу и почитать ее, лежа в мягком кресле.

Медицинские услуги

Часто в клубах бизнес-класса в штате есть один или несколько врачей — терапевтов и/или диетологов, которые оценивают состояние посетителей перед началом тренировок, составляют диету, проводят различные обследования.

Какие клубы имеют право называться премиальными?

Минимальное количество посетителей

Каждый владелец карты премиального клуба должен быть окружен комфортом и чувствовать свою уникальность. Поэтому в таком клубе по определению не может быть много посетителей.

Безупречное качество и сервис

В настоящем премиум-клубе не может быть потертых ковриков и разбросанного как попало инвентаря. За всем следит вышколенный персонал — коврики ежедневно дезинфицируют, гантели регулярно покупают, а тренажеры поддерживают в идеальном состоянии. Клубы предоставляют не только полотенца, но часто и халаты, а также тапочки для посетителей. В душевых есть шампуни и гели, в раздевалках — сушилки для купальников, качественные фены, а в тренажерных залах — антибактериальный гель для обработки рук.

Бассейны и СПА

Часто аква-комплекс премиального клуба представлен не только несколькими бассейнами и джакузи (иногда даже с морской водой), но и саунами различного вида начиная от русской бани и заканчивая хамамом и римским терпидарием. Обязательно наличие салона красоты и SPA-центра, предоставляющих широкий спектр услуг: массаж, обертывания, косметологические процедуры, маникюр, педикюр, уход за волосами — здесь все сделано для того, чтобы вы не покидали клуб как можно дольше.

Чем отличаются фитнес-клубы разной категории кроме цены? рис-4

Оригинальный дизайн

Дизайн клуба премиум-класса также имеет большое значение. Часто проект такого фитнес-центра разрабатывается иностранными специалистами. Картины на стенах и цветы в коридорах — неотъемлемые атрибуты, добавляющие необходимые штрихи к общей атмосфере комфорта и роскоши. У некоторых клубов премиум-класса есть также площадки на открытом воздухе с релакс-зоной, бассейном или альпийской горкой.

Росконтроль в ближайшее время опубликует итоги проверки фитнес-центров города Москвы. В обзор вошли клубы и эконом, и бизнес, и премиум-класса. Эксперты определили, какие клубы действительно борются за качество сервиса, где качество оказания услуг оставляет желать лучшего, а где лучшее соотношение цена-качество.


При старте любого бизнеса важно удостовериться в рентабельности конкретной идеи и только после этого браться за ее воплощение. Грамотно составленный готовый бизнес-план должен быть первым шагом любого предпринимателя, намеревающегося открыть собственный фитнес-проект.

С помощью него вы сможете просчитать риски, последовательность и сроки действий и мероприятий, а также избежать неожиданностей и подводных камней. Более того, бизнес-план является необходимой составляющей при привлечении инвестиций.

Содержание

1. Перспективность бизнеса в фитнес-индустрии

В современном обществе ЗОЖ стал всемирным трендом, а востребованность фитнес-клубов неустанно растет. в России всего 3% граждан становятся посетителями тренажерных центров. Если в столице этот показатель равен 7%, то в регионах едва достигает 1-2%. Для сравнения: в США охват населения спорт-услугами уже превысил 17%!

При впечатляющем отставании от лидера фитнес-индустрии, российский рынок более 20 лет динамично развивается. Это позволяет экспертам прогнозировать его рост и в дальнейшем, причем как в мегаполисах, так и в небольших поселках.

Несомненным доказательством перспективности проекта в фитнес-индустрии в России является ежегодный рост объема рынка на 8%, при чем данный показатель стабилен даже в текущей кризисной ситуации. Этот аргумент не оставляет никаких сомнений в целесообразности фитнес-клуба как бизнес-направления.

2. Исследование рынка

Несмотря на обширность и активное развитие отечественного фитнес-рынка, потребность в фитнес-клубах среднего и средне-низкого ценового сегмента остается неудовлетворенной . Даже в условиях высокой конкуренции регулярно появляются новые успешные заведения данного формата.

Основной объем российского фитнес-сервиса сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге. Ситуация в остальных мегаполисах оставляет желать лучшего, не говоря уже о населенных пунктах, где проживает менее полумиллиона человек. Примерно 35% столичных фитнес-учреждений работают под сетевыми брендами.

Сетевые фитнес-центры часто относятся к уровню премиум или бизнес, обладают площадью более 1 000 м² и имеют бассейн, сауны и пр. допуслуги. Размещаются они либо в собственных зданиях, либо в больших ТЦ и бизнес-кластерах.

На долю несетевых спортивных спорт-центров приходится 65%. Они не могут похвастаться масштабом и многочисленностью услуг, но обладают рядом важных преимуществ:

  1. Располагаются ближе к целевой аудитории, поскольку находятся в жилых районах;
  2. Более низкие издержки на арендной плате благодаря использованию компактных площадей;
  3. Лояльной ценовой политикой, т.к. рассчитаны на пользователей с невысокими доходами;
  4. Отсутствием проблем с комплектованием штата, т.к. персоналу малых клубов достаточно иметь базовую квалификацию.

Анализируя современный фитнес-рынок, можно выделить эконом-сегмент как наиболее перспективный. Его насыщенность не превышает 12%, в сравнении с достаточно наполненным бизнес (28%) и перенасыщенным премиум секторами (60 %).

3. Формат и концепция

Мы рассмотрим вариант с максимально широким охватом без ярко выраженной специализации, т.к. по понятным причинам этот вариант наименее рискованный с коммерческой точки зрения. Далее, после открытия и выхода на стабильные показатели, владелец клуба может разбавить ассортимент услуг более специализированными направлениями без финансовых рисков.

4. Портрет целевой аудитории

В прежние времена основной сегмент целевого рынка был представлен молодыми людьми 25-30 лет. В основном это была женская аудитория.

Сегодня демографический портрет клиентуры спортзалов выглядит иначе:


При этом 70 % клиентов принадлежат к возрастной категории от 20 до 50 лет.

Учитывая эти данные, а также выбранные бизнес-концепцию и формат заведения, мы определяем нашу целевую аудиторию как основной контингент спальных районов с достатком, не превышающим средний и средне-низкий уровнь дохода.

5. Выбор локации и помещения

Требования к помещению определяются в первую очередь форматом центра. Для эконом-уровня наиболее рациональным будет площадь 400 м² — такой метраж позволит оптимально использовать пространство и получить максимум прибыли с каждого квадратного метра.

Для максимальной загрузки заведения >2% ЦА должно проживать в радиусе 20-мин. пешей или 5-мин. транспортной доступности. Разумно подыскивать здание под клуб в спальных районах. В радиусе 1-3 км. от спорт-клуба будет проживать примерно 50 000 человек, что делает возможным запуск такого фитнес-бизнеса даже в маленьком городке.

Важно учесть, что свободная планировка помещения потребует возведения стеновых конструкций, что увеличит стартовые расходы. Выбор здания с готовой планировкой, которая не отвечает зонированию, сопряжен с еще большими расходами на перепланировку.

Эффективная арендная ставка будет сильно зависеть от региона, при наших расчетах мы возьмем ставку 6 000 р./м² в год.

6. Изучение конкурентной среды

Заключению договора аренды должен предшествовать конкурентный анализ. Следует оценивать их по ключевым показателям:

Чересчур опасаться конкурентов не стоит, если эти клубы другого уровня и ценового сегмента. К примеру, если в районе до 3 км. от вас будет расположен фитнес-центр премиум или бизнес класса — вы можете переманить часть клиентуры , если будете выгодно выделяться на их фоне:

7. Планировка и зонирование помещения

Основной критерий грамотного зонирования и планировки пространства в фитнес-центре – полное отсутствие площади, не приносящий прибыль . А также потоки клиентов распределены таким образом, что все посетители чувствуют себя комфортно и нестесненно. Вот почему важно поручить зонирование квалифицированному проектировщику, имеющему опыт в обустройстве рентабельных фитнес-залов.

На арендную плату придется отвести наибольшую долю регулярных расходов. Поэтому от зонирования помещения напрямую зависит эффективность использования площади и окупаемость клуба.

Следует продумать расположение ключевых зон фитнес-центра. Если в вашем распоряжении 400 м², целесообразно разбить эту площадь следующим образом:

  • 40 м² (10%) — имидж-зоны (вестибюль, ресепшн, бар, торговый отдел);
  • 190/50 м² (60%) — тренажерный зал /для групповых занятий;
  • 100 м² (25%) — раздевалки и санузлы;
  • 20 м² (5%) — подсобные комнаты.


Зонирование и планировка проводятся для каждого фитнес-клуба отдельно. Общие рекомендации здесь недопустимы.

8. Ремонт помещения

Исходя из зонирования и планировки арендуемого пространства разрабатывается инженерный проект. Вместе с тем, перед началом ремонта или стройки важно иметь готовый дизайн-проект и соответствующий фирменный стиль. Примерная стоимость дизайн-проекта обойдется не менее в чем 150 000 р. (в зависимости от объема работ), стоимость ремонтных работ от 7 000 р./м² вместе с материалами.

9. Выбор оборудования

Тренажеры — лицо любого фитнес-центра и одна из ключевых статей начальных расходов . Оборудование должно иметь презентабельный вид и быть удобным в использовании клиентами с разной физической подготовкой. Такой подход обеспечит постоянный приток клиентов. И наоборот, старомодные тренажеры, постоянно выходящие из строя, могут оттолкнуть посетителей от вашего заведения и привести к бизнес-фиаско.

Для текущего формата проекта стоит выбирать оборудование средней стоимости: оно окупает себя довольно быстро. Оснащать центр дешевыми тренажерами — плохая идея, так как их качество и срок службы оставляют желать лучшего. Однако раскошеливаться на дорогие premium машины и переплачивать за бренд тоже нерационально.

Корректная комплектация зала исключает наличие простаивающего и не пользующегося спросом оборудования. В то же время количество востребованных тренировочных станков должно быть достаточным, иначе возникнут очереди.

Помощь в комплектации спортклуба должен оказывать специалист, имеющий за плечами запуск нескольких успешных фитнес-учреждений различного формата. Полагаться на собственные силы или советы даже опытных тренеров в этом вопросе не стоит.

10. Штат предприятия

Грамотные инструкторы и квалифицированные тренеры — бесценный ресурс фитнес-бизнеса. Следует обеспечить постоянное присутствие хотя бы одного из этих специалистов для бесплатного консультирования посетителей.


Услуги фитнес-клубов последние годы пользуются все большим спросом, поскольку население стало отдавать предпочтение здоровому образу жизни. Правильно организованный фитнес-клуб достаточно быстро окупит вложенные деньги и начнет приносить владельцу солидную прибыль.


Еще на этапе обдумывания идеи открытия фитнес-клуба стоит оценить свои финансовые возможности (вложений потребуется немало) и способность противостоять нарастающей с каждым годом конкуренции. Итак, как открыть фитнес-клуб с нуля?

Открытие спортивного комплекса должно быть детально продумано — от этого зависит получение дохода от предприятия.

Алгоритм доведения клуба от идеи к действующему заведению такой:

  1. Документальное оформление, получение разрешающих документов.
  2. Выбор подходящего помещения, планировка отдельных зон в нем.
  3. Покупка тренажерного оборудования, его компактная и удобная установка.
  4. Составление подробного бизнес-плана, учитывающего затраты и предполагаемую прибыль.

Оформление ООО на первых порах нецелесообразно и невыгодно. При регистрации указывается код экономической деятельности (ОКВЭД):

  • 92.61 Деятельность спортивных объектов;
  • 93.04 Физкультурно-оздоровительная деятельность;
  • 92.62 Прочая деятельность в области спорта.


Если в фитнес-центре планируется оказание дополнительных услуг (парикмахерских, массажных, косметических и так далее), это также необходимо отразить в заявлении, указав дополнительные коды классификации деятельности.

Предприниматель регистрирует себя и своих работников в:

Далее надо получить разрешение в Роспотребнадзоре (СЭС). Для этого потребуется предъявить договоры:

  • на утилизацию ламп;
  • на обслуживание вентиляции, вытяжек, кондиционеров и прочих систем;
  • на обслуживание помещение ЖЭКом;

и

  • программу производственного контроля;
  • паспорт учреждения;
  • медицинские книжки сотрудников с неистекшим сроком медосмотра.

Заключительным этапом является получение допуска на ввод заведения в эксплуатацию от Госпожнадзора.

Выбор определенной площади для фитнес-клуба напрямую зависит от предполагаемой пропускной способности спортивного заведения.

Минимальный размер площади клуба – 150 квадратных метров, там размещаются необходимые тренажеры и помещения. Если в проекте расширение клуба, то разу выбирайте вариант с возможностью пристройки или аренды дополнительной площади.

Владелец фитнес-клуба должен обеспечить для своих клиентов комфорт при занятиях спортом и проведении прочих процедур. Для этого:

  • надо оборудовать резиновым покрытием зал, где проводятся тренировки;
  • требуется обеспечить воздухообмен согласно строительным нормативам.

Если планируется открытие небольшого фитнес-клуба, то площади в 150 кв м вполне хватит. Но и тут есть особенность — небольшое помещение для фитнеса арендовать нерентабельно, желательно иметь его в собственности.

Небольшие залы для тренировок можно открывать в спальных густонаселенных районах, на улицах, ведущих к транспортным остановкам — там наибольший поток людей.

Владельцы больших фитнес-клубов могут как выкупить помещение или арендовать. В данном случае действует закономерность: чем массивнее фитнес-центр, тем большую прибыль он дает.

Крупные клубы отличаются:

  1. возможностью приема множества людей одновременно;
  2. наличием оснащенных современным оборудованием помещений;
  3. предоставлением разноплановых услуг своим клиентам.


Такие фитнес-клубы стоит размещать в современных густонаселенных районах, в бизнес-центре города, в крупных ТЦ. Минимальный срок договора аренды — 5–9 лет, за это время полностью окупятся все вложенные в клуб средства.

Зонирование площадей в клубе — один из важнейших моментов. Обязательно должны быть:

  • тренировочный зал — на клиента выделяется не менее 5 квадратных метров;
  • женская и мужская раздевалки;
  • танцевальный зал — от 2 квадратных метров на клиента и от 3 – для инструктора;
  • комната для персонала фитнес-центра;
  • ресепшен;
  • душевые и туалет.

Старайтесь так спланировать помещения так, чтобы не было и единого пустого, не имеющего определенной функции, метра. Каждая зона фитнес-клуба должна быть и красиво оформленной, и иметь определенный функционал.

Приобретение оборудования для проведения тренировок в клубе зависит от направления занятий. У всех людей разный уровень физической силы и различные цели похода на фитнес, поэтому оптимальным является гармоничное сочетание в одном спортивном центре нескольких видов занятий.

Наибольшую популярность сегодня имеют:

  1. пилатес;
  2. кардио- и силовые тренировки;
  3. танцы;
  4. йога.

Полноценно проводить тренировки позволит приобретение:

  • нескольких кардио тренажеров (они стоят достаточно дорого, поэтому при ограниченном бюджете будет достаточно 2–5 единиц);
  • лавок для пресса;
  • нескольких штанг, подставок под них и свободного веса;
  • 15–20 силовых тренажеров;
  • нескольких фитболов, 3–4 набора гантелей.

Для экономии необязательно приобретать дорогостоящую тренировочную аппаратуру, достаточно купить ту, что рассчитана на коммерческую эксплуатацию и имеет сертификат.

Размещать оборудование следует компактно, но не слишком близко, чтобы при занятиях тренер мог свободно подойти к клиенту не мешая заниматься другим.

В сервисном сегменте бизнеса персонал играет ключевую роль, поэтому нельзя экономить на нем. Для обеспечения работы фитнес-клуба требуется масса народа: от технического персонала до инструкторов.


Если вы открываете большой фитнес-центр, то целесообразно организовать при нем учебный центр для персонала. Это позволит проводить системные занятия с работниками и разрабатывать новые программы тренировок для клиентов.

Стоит позволить инструкторам подниматься по карьерной лестнице, повышая квалификацию и зарабатывая стаж. Таким образом у работника будет желание выполнять обязанности качественно и зарабатывать больше.

Обычно многоступенчатая карьерная лестница для фитнес-персонала выглядит так:

  1. инструктор;
  2. персональный инструктор;
  3. мастер-тренер;
  4. супервайзер определенного направления;
  5. менеджер программ.

Маленький фитнес-клуб может обойтись небольшим количеством персонала:

  • уборщица;
  • администратор-кассир;
  • тренер.

Не каждый бизнесмен сможет позволить себе открытие огромного фитнес-центра ввиду отсутствия достаточного капитала. Но небольшое предприятие способен открыть каждый, кто желает испробовать силы в сервисном бизнесе.

При составлении бизнес-плана фитнес-клуба площадью 200 квадратных метров следует учесть такие траты:

Первоначальные:

  • приобретение оборудования, тренажеров — от 380 000 рублей;
  • ремонт помещения, установка сантехники — от 150 000 рублей;
  • закупка мебели — от 50 000 рублей;
  • документальное оформление бизнеса — от 15 000 рублей.

Ежемесячные:

  • оплата аренды — индивидуально (обычно от 1000 рублей за квадратный метр);
  • оплата коммунальных услуг — от 20 000 рублей; — от 15 000 на каждого работника;
  • оплата налогов — от 6 000.

Отдельно стоит выделить затраты на рекламную кампанию. За некоторое время до открытия фитнес-клуба обязательно нужно оповестить о событии население, поэтому без пиара не обойтись.

Для рассматриваемого варианта фитнес-центра подойдут такие варианты продвижения:

  • реклама в СМИ;
  • уличная реклама — раздача листовок, флаеров;


Обязательно изготовление вывески для клуба — она притянет взгляды потенциальных клиентов и заставит заинтересоваться. Затраты на изначальную рекламу составляют порядка 20 000 рублей, а на ежемесячную (для поддержания спроса на предоставляемые услуги) — от 5 000 рублей.

Итоговые затраты на первый месяц работы фитнес-клуба составляют от 750 000 рублей. К этой сумме желательно добавить еще четверть, поскольку при вводе помещения в эксплуатацию может возникнуть необходимость срочной дозакупки чего-либо.

Рентабельность фитнес-клуба

Основной заработок фитнес-клуба — продажа абонементов на тренировочные занятия в течение месяца, его средняя стоимость – 3 500 рублей. Соответственно, при продаже 100 абонементов в месяц прибыль составит 350 000 рублей.

Вычитая из данной суммы обязательные ежемесячные траты, получается весьма неплохая сумма. При правильной организации фитнес-клуб окупит себя в течение 2 лет.

За это время владелец клуба станет получать стабильную прибыль и сможет подумать о расширении бизнеса.

Как открыть фитнес-клуб? Смотрите следующее подробное видео:

Как обычно люди выбирают, в какой фитнес-клуб купить абонемент? Смотрят на цену, удобно ли добираться, ну и внешне – по фото или личному визиту на пару минут.

  • в цену абонемента не входят групповые занятия, или входят, но их очень мало, а большинство платные;
  • клуб смотрели в выходной или днем, а вечером в будние дни, как раз когда вы ходите, он оказывается ужасно переполнен;
  • в самом зале все нормально, но раздевалка и душ, которые не стали смотреть, очень старые и тесные.

И так далее, достаточно почитать любые недовольные отзывы о фитнес-клубах. Клубы не портятся резко, сервис и количество услуг в них всегда примерно одинаково с открытия. Просто при покупке абонемента у многих почему-то будто закрыты глаза.

Как выглядит фитнес-клуб по фото до покупки абонемента

Так выглядит фитнес-клуб по фото на своем сайте

Поэтому ниже мы накидаем побольше разных моментов, которые стоит учесть при покупке абонемента. Многое очевидно, но часто забывается. А в конце приведем короткий чек-лист из основных пунктов, которые нужно не забыть спросить у менеджеров по продажам в фитнес-клубе.

Цели занятий фитнесом


Определите свои приоритеты и цели. Например:
- привести себя в тонус;
- похудеть;
- набрать мышечную массу, накачаться;
- освоить или улучшить навыки в каком-то направлении (например, бокс, кроссфит или теннис);
- поиграть в удовольствие: в волейбол, футбол, баскетбол, водное поло и др.;
- просто поплавать и т.д.

Важный вопрос: будете ли вы заниматься в фитнес-клубе самостоятельно, на индивидуальных занятиях с тренером или конкретных групповых занятиях? Чаще всего люди совмещают, но при этом выделяется что-то одно.

Удобство местоположения фитнес-клуба


Большинство людей ходят в фитнес-клуб рядом с домом, работой или по пути между ними. Тратить лишнее время на дорогу – редко оправданно, ведь рядом с вами наверняка есть клубы со схожим уровнем услуг и ценой.

Поэтому обратите внимание на транспортную доступность при выборе фитнес-центра или спортивного клуба. Если вы на автомобиле – время в пути, удобны ли подъезды, есть ли парковка. Если на общественном транспорте – расстояние от метро или остановок. Даже если пешком – сколько минут идти и точно ли вы готовы постоянно ходить этим маршрутом.
.
Также немного может влиять сама локация, где расположен клуб. Гораздо приятнее ходить в него, если он находится в хорошем районе, чем в промышленной зоне.

Влияет и само здание. Если клуб расположен в торговом комплексе, это скорее маленький плюс. После тренировки можно поесть, купить продуктов домой, отдохнуть. Хотя может быть и минус, если прозрачное остекление выходит, например, на фудкорт.

Фитнес-клуб с прозрачными окнами

А вы с какой стороны окна хотели бы быть?

Время работы фитнес-клуба


Идеально, если фитнес-клуб работает 24 часа 7 дней в неделю. Но такое бывает очень редко. Да и не так много кому нужно.
Хороший и самый часто встречающийся вариант – с 7 до 23 часов по будням, с 9 до 22 часов по выходным и праздникам.
Иногда бывает чуть лучше – до 24 часов в будни или в выходные режим работы как в будни. Иногда бывает и хуже – скажем, вариант с 9 до 22 часов в будни уже менее удобен. Но опять же всё зависит от вашего графика. Некоторые ходят заниматься в фитнес только днем.

Звонок в фитнес-клуб

Цены они не указывают специально, чтобы стимулировать клиентов на звонок. А там уже менеджер постарается убедить вас прийти в клуб, где также настойчиво будет продавать абонемент. Даже если вы зададите в их соцсетях простой вопрос о цене занятий, в большинстве случаев вас попросят оставить номер телефона или напишут свой. Странная и приставучая техника продаж, но она применяется во всех фитнес-клубах.

Вместо звонков или параллельно с ними может начаться смс-спам. На ваш телефон будут сыпаться разные акции, причем это может продолжаться годами. Можно конечно написать им с требованием исключить ваш номер из рассылки, но не всем везёт. Лучше просто заблокировать получение смс от этого фитнес-клуба. Это легко сделать, если виден номер отправителя. Но даже если вместо номера название – можно за несколько секунд блокировать через оператора, параллельно еще и пожаловавшись тому на спам. Гуглите короткие номера, как это делать – у каждого сотового оператора свои процедуры (например, у МТС 6333 и 4424).

Поэтому резюме – лучше не оставляйте свой номер телефона!:) Хотя это и не гарантия, увы, если вы позвонили им сами.

Создаётся искусственный ажиотаж, ощущение их якобы занятости. На самом деле в почти любое время можно прийти и спокойно осмотреть клуб и заключить договор (кроме разве что часов пик в больших клубах в период акций).

Визит в фитнес-клуб


Просмотра фото и чтения отзывов хватит только для решения, стоит ли вообще рассматривать этот фитнес-клуб для себя. А решение о покупке стоит принимать только после личного визита. Особенно если берете годовой абонемент, причем не самый дешевый. В половине фитнес-клубов, даже дорогих, есть пробный бесплатный визит (смотрите в фильтре дополнительных услуг на FitnessTop). Иногда о нём можно договориться индивидуально, даже если такой опции нет.

Советы, как выбрать фитнес-клуб

Так выглядит фитнес-клуб при первом визите

Общая площадь и количество залов


Чем больше квадратных метров, залов и их визуального разделения – тем свободнее потом будет заниматься. В больших клубах несколько залов. Могут быть даже игровые залы или для большого тенниса.

Конечно, представление, какой должен быть фитнес-клуб, у всех своё. Но даже в маленьких фитнес-клубах в любом случае должен быть стандарт: тренажерный зал с отдельно расположенной кардиозоной и минимум один, а лучше два зала для групповых занятий. А также мужские и женские раздевалки с душем и желательно сауной.

Качество и количество оборудования


Стоит пройти по залу и посмотреть на нужное вам: силовые тренажеры (грузоблочные, рычажные, тросовые, с электронным управлением), кардиотренажеры, свободные веса, дополнительное оборудование для аэробики и других занятий (коврики, степ-платформы, бодибары, скакалки, гири, фитболы, резинки).

Оцените гантельный ряд: в идеале от 1 до 10 кг с шагом в 1 кг, и потом с шагом в 2-2,5 кг до хотя бы 50 кг. Сколько штанг, какие грифы. Есть олимпийские с гладким стаканом диаметром 5 см, есть любительские 3 см и навинчивающейся гайкой.

Посмотрите, сколько в зале блинов. Много ли стоек. Есть ли скамьи с регулируемым углом наклона. Есть ли тяжелоатлетический помост (пригодится как минимум для становой тяги).

В старых залах оборудование часто сварено вручную, склёпано из болтов и гаек. И гантели сборные. Конечно, главное, чтоб работало, но кому-то это не понравится, да и риски при работе выше.

Не должно быть большой плотности тренажеров. Беговые тренажеры, велотренажеры, эллипсоиды должны быть как минимум на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

Расписание групповых занятий


Узнайте про виды и количество групповых программ в фитнес-клубе. Посмотрите, удобен ли их график для вас.

Часто бывает, что в цену абонемента включены не все такие занятия. И если платных групп много, менеджеры при покупке абонемента постараются скрыть этот момент. Поэтому лучше сразу попросить ознакомиться с расписанием занятий в клубе и прочими условиями. Например, могут быть лимиты записи в группы.

Состояние основных и дополнительных помещений


Комфортность тренажерного зала и качество ремонта вы заметите сразу. Но также отдельно сразу обратите внимание на системы вентиляции, особенно летом. Лучше если потолки высокие – только так и возможна качественная вентиляция такого большого и сложного помещения, как фитнес-центры.

Должно быть чуть прохладно и свежо, особенно в кардиозоне. Отметьте, хорошее ли освещение. Слишком яркое утомляет, но слабое хуже и опаснее.

Пройдите в раздевалку, загляните в душ или сауну. Очень многие в отзывах потом жалуются на отсутствие там чистоты.

Если в зале есть бассейн – это плюс. Наличие гидромассажа, турецкого хаммама – тоже только в плюс. Хотя если именно вам бассейн не нужен, то это скорее минус, так как он уже входит в цену.
Желательно, чтобы бассейн был 25 м в длину – минимально допустимая длина для профессиональных бассейнов. Очень часто дорожек всего 3-4, а не 6.
Многие в отзывах жалуются на наполненность бассейна. Если он вам важен, проверьте сразу в нужное вам время, сколько там человек.

Дополнительные услуги


Индивидуальные занятия есть везде, вопрос в качестве тренеров и цене. Если вы точно не готовы заниматься самостоятельно – заранее посмотрите, что за тренеры тут работают, их квалификация. Есть ли медицинское или спортивное образование, сертификаты, опыт работы.

Кому-то нужен фитнес-бар, солярий или массаж. Это всё есть далеко не во всех фитнес-клубах. Но обычно в клубах от среднего уровня и выше уже есть. В дорогих клубах может еще быть врач или диетолог, и тестирование клиентов.

Родителям будет актуальна работающая детская комната. Бывают платные и с ограниченным временем работы.

Очень удобно, когда в фитнес-центре выдают бесплатные полотенца и есть кулеры с водой и стаканчиками.

В некоторых клубах клиентам дают несколько бесплатных гостевых посещений для их друзей, что бывает удобно.

Дополнительным плюсом будет, если у фитнес-клуба есть удобный сайт или приложение. У всех известных сетевых клубов есть свои приложения. Там можно смотреть расписание групповых программ, записываться на занятия, замораживать абонемент.

Даже такая вроде бы мелочь, как играет ли в зале музыка, может быть важна. Лучше, если играет, но фоном – негромкая, ненавязчивая и активная. И ни в коем случае не радио.

Можете попробовать оценить вежливость персонала. В Интернете много отзывов содержат негатив именно на это. Впрочем, вы пока общаетесь только с менеджерами по продажам, а уж они до покупки точно будут максимально обходительны.:)

Как правильно выбрать фитнес-клуб

А так выглядит фитнес-клуб спустя месяц после начала в нём

Стоимость абонемента


Есть условное деление фитнес-клубов на эконом, бизнес, премиум и люкс. Но оно не всегда соответствует действительности. Нередко клуб в рекламе заявляет одно, а по факту всё иначе. Проще смотреть на цену – и сравнивать её с качеством и объемом услуг.

Годовой абонемент на год в дешевые фитнес-клубы стоит до 10 тыс. руб. в Санкт-Петербурге и до 15 тыс. руб. в Москве. Это будет стандартная качалка, несколько кардиотренажеров плюс несколько групповых занятий в день. Обычно это аэробика, йога, растяжка, пилатес, иногда бокс. Общая площадь клуба чаще в районе 500-2000 м2.

В таких фитнес-клубах практически никогда не бывает бесплатной воды и полотенец, детской комнаты, услуг массажа. Не всегда есть сауна, солярий и фитнес-бар.

Часто в таких клубах часть занятий не входит в стоимость абонемента и оплачивается отдельно. Если ходить в такую платную группу (3-4 тыс. руб. в месяц), то логично, что выгоднее сразу купить абонемент в более дорогой фитнес-клуб, где все занятия включены в цену.

Средняя ценовая категория – 20-30 тыс. руб. за год. Здесь больше площадь (обычно от 1500 до 4000 м2, хотя бывает и больше), лучше оборудование и сервис. Почти всегда есть сауна, солярий и фитнес-бар.

У половины клубов будет бассейн, обычно даже спортивный на 25 метров, чаще с 3-4 дорожками. Также больше групповых занятий – и по количеству, и по направлениям. Хотя также часть из них может быть платной.

Безлимитные абонементы на год в дорогие фитнес-клубы стоят 40-50 тыс. руб. в Санкт-Петербурге и 50-100 тыс. руб. в Москве. Вообще, в Москве ценник на фитнес выше, особенно это заметно в дорогих сегментах, там разница может быть в 3-4 раза за одинаковый по уровню клуб одной и той же сети.

В таких клубах по 15-20 видов фитнес-направлений и столько же тренировок в день. Обычно все входят в цену. Помимо множества дополнительных услуг, часто при таком фитнес-центре есть салон красоты или кабинет услуг по уходу за телом.

Такие цены справедливы для Москвы и Санкт-Петербурга. В городах-миллионниках цены будут чуть ниже, в небольших городах – тем более. Там лучший фитнес-клуб в городе может стоить 15-20 тыс. руб. в год (и при этом быть средним по качеству на фоне столицы).

Золотые унитазы и сверхмодный, но часто не самый полезный тренажер не помогут вам привести себя в форму.

Виды абонементов


Абонемент может быть:

  • на определенное время: год, несколько месяцев (обычно 3 и 6), месяц;
  • на определенное количество занятий (например, на 100 занятий в течение года).

Стоит узнать, что входит в цену. В недорогих клубах очень часто групповые занятия, все или только некоторые, не входят в цену и оплачиваются отдельно. И тогда цена абонемента в 5 тыс. руб. окажется красивой заманухой, если вы обязательно хотите посещать классы йоги или бокса.

Поэтому заранее узнайте этот момент и посчитайте. Возможно, только ради йоги стоит ходить в профильную йога-студию. А если вам важны несколько направлений – купить абонемент в более дорогой фитнес-клуб. Там все это будет входить в цену, а бонусом получите больший уровень сервиса.

Типы карты: полная, дневная, семейная, корпоративная, молодежная, пенсионная.

Абонемент может быть с заморозкой или без. Чем лучше условия заморозки, тем дешевле вам обойдется фитнес. Условия – это не только срок заморозки (обычно около месяца), но и возможность разбивать заморозку (например, по 7 дней – а не только сразу на 30 дней), и можно ли это делать дистанционно или задним числом.

Стоит заранее узнать, будут ли скидки при продлении. Обычно чем дольше клиент ходит в зал, тем дешевле ему обходится абонемент (до 15-20%).

Никто не обращает внимание на условия расторжения договора в фитнес-клуб. А потом выясняется, что вам вернут не ту часть, что вы не отходили (например, 50% за полгода), а намного меньше, так как в договоре прописано удержание большой части вашего платежа. Вероятно, это противоречит Закону о защите прав потребителей, но много кто потом пойдет с этим в суд?

Экономия на абонементе


Снизить цену за абонемент можно следующими способами:

Дневная карта ограничивает посещения в будние дни – обычно до 17 часов, реже встречается до 16 (в выходные ограничений обычно нет). Если вы ходите почти всегда только днём, то зачем переплачивать? Тем более днём меньше людей в зале.

Если вы молодежь или пенсионер, и продаются соответствующие абонементы – то всё понятно.:) Корпоративные (приобретаются от лица фирмы) и семейные абонементы дают скидку за опт. Хотя в Интернете можно встретить предложения о покупке корпоративных карт на фитнес. Только стоит убедиться, что это не мошенники.

Больше всего скидки летом. Иногда цена может быть в 2 раза меньше.

Некоторые работодатели компенсируют своим работникам затраты на фитнес. Следует узнать, в любой фитнес-клуб или только определенные, и в каком размере.

  1. Можно поискать предложения по перепродаже абонементов в Интернете.

Люди продают их дешевле, чем они стоят. Обычно они уже открыты и по ним остается меньше года (естественно, цена пропорционально уменьшается). Если вы хотите заниматься дольше, стоит узнать, есть ли возможность продления такого абонемента по той же цене именно вами. Иногда берут плату за переоформление.

Читайте также: