Как открыть частный центр занятости

Обновлено: 07.07.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Граждане, которые на текущий момент не имеют работы, могут встать на учет по безработице и получать от государства пособие. Ранее постановка на учет выполнялась только путем личного посещения ЦЗН. Теперь же граждане могут встать на биржу труда через портал Госуслуг. Это полностью дистанционный процесс.

Встать на биржу труда через Госуслуги может любой авторизованный на портале пользователь (с подтвержденной личностью). И это на самом деле — возможность дистанционно оформить пособие по безработице. По итогу гражданин будет получать 1500 — 12 130 рублей в месяц. На Бробанк.ру — пошаговая инструкция.

Ограничения по срокам

Обратите внимание, что встать на биржу через Госуслуги, то есть удаленно, можно только до 31 марта 2021 года. По крайней мере, на момент подготовки материала действуют именно такие сроки.

Ранее безработный гражданин должен был лично посетить Центр Занятости, принести необходимый пакет документов, подать заявление и ждать решение. Но в связи с пандемией коронавируса правительство пересмотрело процедуру и перевело ее в дистанционный формат, как и многие другие государственные услуги.

Изменение условий подачи заявления связано с пандемией

Но ситуация с эпидемией носит динамичный характер, поэтому не исключено, что сроки возможного дистанционного получения статуса безработного будут продлены согласно Постановлению Правительства.

Если на момент обращения удаленная подача заявления возможна, вы увидите это на портале Госуслуг. Если сервис позволяет это сделать, значит, на сегодня действие возможно. Если нет, тогда придется идти в ЦЗН.

Размеры пособий

2020 год перевернут все с ног на голову. Это касается не только процедуры постановки на учет как безработного, но и размера пособий. В связи с пандемией коронавируса многие граждане остались без работы. Чтобы поддержать их, правительство приняло решение увеличить размеры назначенных ранее пособий.

До коронавируса граждане не получали более 8000 рублей в месяц в качестве пособия. Но в марте 2020 года вышло Постановление Правительства №346, которое указывало на повышение предельной суммы до 12 130 рублей.

Но не нужно думать, что вы встанете на биржу труда через Госуслуги и начнете получать эти максимальные 12 130 рублей. Они положены далеко не всем. Минимальный размер пособия — 1500 рублей.

Минимальное пособие в 1500 рублей назначат, если гражданин:

  • за последний год отработал официально менее 26 недель;
  • уволился с работы более 1 года назад и не вставал на учет по безработице;
  • был направлен на курсы от ЦЗН и был снят с них по причине прогулов;
  • впервые ищет работу, но детей-сирот это не касается.

Повышение минимального пособия до 4500 рублей было только в мае-августе 2020 года как экстренная мера в связи со сложной ситуацией с пандемией. После все вернулось обратно.

Если вы не относитесь к указанным выше категориям, то применяется схема расчета пособия. Берется средний заработок гражданина за последние 3 месяца по последнему месту трудоустройства. И:

  • в первые 3 месяца безработный будет получать 75% от среднего заработка;
  • в последующие — 60%.

Но при этом есть определенный потолок в 12 130 рублей. Даже если расчеты показали, что вам положено 20 000, вы все равно получите 12 130. И если с момента постановки на учет прошло 3 месяца, а гражданин так и не устроился на работу, с четвертого пособие снижается до максимальных 5000 рублей.

Как встать на биржу через Госуслуги

Теперь рассмотрим сам процесс дистанционной постановки на учет на биржу труда. Обратите внимание, что для подачи онлайн-заявления гражданину нужны реквизиты банковского счета, куда ЦЗН будет перечислять деньги. Это не номер карты, а именно полные реквизиты расчетного счета.

Для подачи заявления нужно иметь расчетный счет

С 1 июля 2020 года пособия можно будет получать только на счета, к которым привязана карта МИР, или на счет без карты. Реквизиты можно взять в онлайн-банке, банкомате обслуживающего банка или в его отделении.

Как встать на биржу труда дистанционно:

Зайти в свой аккаунт на Госуслугах. На главной странице в поисковую строку ввести “Постановка на учет в центре занятости”. Система выдаст подходящие разделы и статьи, выбираете нужный:

постановка на учет в центр занятости

Изучить представленную информацию и нажать синюю кнопку “Подать заявление”. Гражданин переадресовывается на страницу услуги, где вся процедура подробно пошагово расписана. Нужно нажать кнопку “Получить услугу”:

регистрация в центре занятости

Так как заявление подается с подтвержденного аккаунта, основные данные заявителя уже будут внесены в форму. Это ФИО, ИНН, паспортные данные, номер телефона для связи и адрес электронной почты. После начинаются поля, которые нужно заполнить вручную:

заполнение заявления

Что нужно внести:

  • регион своей постоянной или временной регистрации;
  • образование. При этом указывается образовательное учреждение, серия и номер документа на образование, год выпуска;
  • информация о наличии несовершеннолетних детей. Если есть, нужно указать их ФИО, дату рождения, данные свидетельства о рождении или паспорта;
  • социальный статус заявителя;
  • информация по последнему месту работы, если оно было. Здесь же указывается основание для увольнения;
  • как заявителю удобно получать пособие. Можно выбрать получение наличными через Почту или зачислением на банковский счет.

После заполнения онлайн-заявления гражданин нажимает кнопку “Подать заявление”.

Если вы направляете заявление в выходной или праздничный день, датой обращения будет считаться следующий рабочий день.

После подачи заявления

В течение 11 календарных дней вся представленная заявителем информация будет проверяться. Обратите внимание, что в течение этого срока представители Центра Занятости могут звонить заявителю для уточнения данных, получения каких-то сведений. Нужно обязательно быть на связи.

Если все в порядке, сведения не вызывают нареканий, гражданин действительно может получить статус безработного, ему назначают выплату. Уточнить сроки зачисления пособия можно по телефону своего территориального Центра Занятости.

Представители Центра Занятости проверяют информацию около 11 дней

Несмотря на то, что гражданин встал на биржу труда удаленно через Госуслуги, он также как и при стандартной схеме будет получать предложения от потенциальных работодателей. И в течение трех календарных дней безработный должен пройти собеседование. Если он этого не делает или устраивается на работу, пособие могут отменить.

Кто не может встать на учет по безработице

Заявление о постановке на учет принимаются от граждан старше 16 лет, которые не имеют официальной работы, не работают в текущий момент по трудовым договорам, не являются индивидуальными предпринимателями, самозанятыми и учредителями компаний. То есть никаких трудовых доходов у заявителя быть не должно, все будет проверяться.

Есть еще некоторые исключения по категориям граждан. Не могут встать на учет граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, обучающиеся на очной форме, проходящие военную службу, получающие пенсию по старости или выслуге. Все остальные граждане могут встать на учет как безработные на Госуслугах и получать положенное им пособие.


Несколько лет назад государство выделяло предпринимателям субсидии на начало своего дела в размере пособия по безработице за год. Выходила сумма около 60 000 рублей, и на первых порах это было хоть каким-то подспорьем. Сейчас такая программа работает только в отдельных регионах. Однако можно добиться возврата средств, потраченных на регистрацию бизнеса. Расскажем, как открыть ИП через Центр занятости и получить компенсацию организационных затрат. А также о том, какие иные виды поддержки доступны предпринимателям.

Чем поможет ЦЗН

Через Центр занятости населения (ЦЗН) государство реализует программу поддержки начинающих предпринимателей. К сожалению, в последние годы она сократилась до минимума. Хотя ещё 5 лет назад можно было получить небольшую субсидию на развитие, если государственной комиссии понравится бизнес-план.

Сейчас в большинстве случаев ЦЗН может лишь компенсировать расходы за регистрацию ИП или ООО. Но в отдельных регионах субсидии по-прежнему выделяются. Например, в Тюменской области в 2020 году максимальная сумма выплаты составляет 192 000 рублей (постановление Правительства Тюменской области от 10 апреля 2012 года № 126-п). Рекомендуем проконсультироваться в районном отделении ЦЗН — возможно, программа действует и в вашем регионе.

Помимо субсидии и компенсации затрат на регистрацию, Центр занятости оказывает информационную помощь, консультирует по организации бизнеса, проводит тестирование для определения предпочтительной сферы деятельности и может помочь в составлении бизнес-плана. Всё это делается в рамках содействия самостоятельной занятости безработных граждан.

Алгоритм получения компенсации или субсидии

Как же получить субсидию и/или компенсацию на открытие ИП через Центр занятости? Алгоритм примерно одинаков для всех регионов, но возможно, что в вашем есть какие-то особенности.

Шаг 1. Получаем информацию

Перед тем как начинать процесс, разумно узнать из первых уст, на что же можно рассчитывать. Получить информацию лучше непосредственно в офисе или на сайте ЦЗН своего региона. Как мы уже отметили, в большинстве случаев это лишь компенсация затрат на открытие бизнеса. Например, в Москве максимальная выплата, которая может быть получена при открытии ИП, составляет 10 200 рублей.

Однако это не значит, что все деньги выдадут на руки. Государство только компенсирует подтверждённые документами расходы, а именно:

  • на оплату госпошлины (800 рублей за регистрацию ИП или 4 000 рублей — за открытие ООО);
  • на оплату услуг нотариуса (например, на заверение заявления на регистрацию, на оформление доверенности);
  • на изготовление печати;
  • на закупку необходимых бланков.

Но если всё делать самому, затраты на организацию ИП состоят из уплаты пошлины и составляют только 800 рублей. Стоит ли из-за такой компенсации вставать на учёт в ЦЗН или нет, решать будущему предпринимателю.

Шаг 2. Проверяем себя по критериям

Помощь в открытии ИП от Центра занятости оказывается лишь тем, кто в ней нуждается. Поэтому перед обращением в ЦЗН нужно проверить, можете ли вы рассчитывать на деньги из бюджета. Условия такие:

  • заявитель старше 16 лет;
  • он является трудоспособным;
  • у него нет заработной платы или иного дохода;
  • он не является пенсионером;
  • он не является учащимся по очной форме, в том числе по направлению ЦЗН.

Шаг 3. Становимся безработным

Перед тем как получить субсидию или компенсацию для ИП, нужно встать на учёт в Центр занятости в качестве безработного. Для этого в местное отделение следует принести такие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку (для тех, кто уже начал трудовую деятельность);
  • диплом или иной документ, подтверждающий образование;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
  • если заявитель относится к маломобильной категории граждан - программу реабилитации инвалида.

ЦЗН будет рассматривать заявку не более 10 дней. После этого будущий предприниматель получит статус безработного.

Шаг 4. Учимся основам бизнеса

Центр занятости может предложить будущему ИП пройти обучение на кратких курсах предпринимательства. На них будет дана базовая информация, которая должна помочь составить бизнес-план. За курсы может взиматься небольшая плата. Однако обязательны они только для тех, кто рассчитывает на субсидию (если она выделяется в вашем регионе).

Шаг 5. Составляем и защищаем бизнес-план

Для получения субсидии на развитие своего дела нужно подготовить и защитить бизнес-план. Он должен подробно описывать бизнес-модель, содержать расчёт показателей прибыли, окупаемости и других. Хорошо, если дело будет приносить пользу обществу, а не только доход предпринимателю — так чиновники охотнее выделят деньги. Важно обдумать предстоящие затраты и выделить те, на которые планируется пустить средства, полученные из бюджета.

Бизнес-план сдаётся в ЦЗН, после чего чиновники будут изучать его в течение 10 дней. В итоге бизнесмена пригласят на комиссию, где он должен будет защитить свой проект и показать, что достоин государственных денег. При хорошем исходе комиссия примет решение о выделении субсидии.

Отказы также бывают, и на это есть свои причины. Многое зависит от конкуренции между соискателями бюджетных средств, общественной полезности проекта, качества бизнес-плана.Если в вашем регионе субсидия на развитие бизнеса больше не выделяется, скорее всего, бизнес-план не понадобится. Однако точно это можно узнать в своем Центре занятости.


Шаг 6. Заключаем договор с ЦЗН

До этого момента всё взаимодействие с Центром занятости вёл гражданин без статуса ИП. Это принципиально важно, поскольку если сначала встать на учёт, как предприниматель, а потом обратиться за помощью с ЦЗН, компенсации расходов не будет.

Теперь же пришла пора зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Для этого сначала нужно заключить договор с Центром занятости. Далее следует обычный процесс постановки на учёт ИП. В регистрирующую ИФНС гражданин приносит:

  • паспорт;
  • заполненное, но не подписанное заявление по форме Р21001;
  • квитанцию на уплату пошлины 800 рублей.

Всего через 3 рабочих дня с даты приёма документов будет получен статус ИП. Затем можно заказывать печать, если она нужна, и открывать расчётный счёт.

Шаг 7. Получаем деньги

В ходе постановки ИП на учёт нужно собирать все документы, которые бы подтвердили расходы. Это, как минимум, квитанция на уплату пошлины. Если заказывалась печать, должен быть чек и акт об оказании услуги. Эти документы нужны для того, чтобы ЦЗН компенсировал ИП затраты.

Шаг 8. Используем средства и отчитываемся

Субсидию, полученную при открытии ИП, нужно потратить в течение 90 дней и в тот же срок отчитаться об этом. Менять направление финансирования недопустимо! То есть, если деньги были получены на закупку оборудования, приобрести на них материалы нельзя. Нужно сохранять все документы (договоры, акты, чеки, платёжки), подтверждающие целевое расходование средств. В указанный срок они предоставляются в ЦЗН.

Специалисты центра будут проверять, на что потрачены средства. Если документального подтверждения затрат нет, либо деньги пошли не на выделенные цели, расходы могут не признать. Тогда деньги придётся вернуть в бюджет.

Другие источники финансирования

Органы региональной власти реализуют на своих территориях и другие программы субсидирования бизнеса. Они созданы для тех, кто уже успешно работает и хотел бы получить средства для развития. Набор таких мер поддержки в каждом субъекте РФ свой. Но во многих регионах выделяются субсидии для возмещения части затрат, связанных:

  • с заключением договоров лизинга;
  • с уплатой процентов по кредитным договорам;
  • с приобретением оборудования в целях создания, развития и модернизации производства;
  • с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
  • с экспортными сделками;
  • с социальным предпринимательством.

Средства на субсидии выделяются в конце текущего года на следующий. Но узнавать про существующие программы и условия участия в них нужно заранее. К концу осени заявки на следующий год могут уже не принимать. Все зависит от количества выделенных средств и желающих их получить.

Помимо субсидий, существуют гранты. Выдает их как государство через специальные фонды, так и отдельные компании и корпорации. В России действует несколько таких проектов, в том числе:

Гранты обычно выделяются в определённых сферах. Популярные направления - сельское хозяйство и высокие технологии. Их суммы могут составлять от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей.

Подведём итоги

Надо признать, что ощутимой помощи при открытии ИП от государства сейчас немного. Существующие программы в основном ориентированы на действующий бизнес, а не на тех, кто делает первые шаги. Реально предприниматель может рассчитывать лишь на то, что вернёт деньги, потраченные на оформление ИП.

Но в отдельных регионах власти всё же продолжают программу субсидирования через Центры занятости. Чтобы рассчитывать на государственные деньги, необходимо представить хороший бизнес-план. Мы привели общие правила, по которым реализуется такая поддержка. Подробности программ нужно узнавать в региональных отделениях ЦЗН.


Ситуация на рынке труда в Республике Коми
Изменение в Республике Коми, как и в стране в целом, санитарно-эпидемиологической обстановки, произошедшее в середине марта 2020 года, введение режима самоизоляции, ограничительных мероприятий (карантина) ввиду распространения коронавирусной инфекции COVID-19, упрощение процесса признания граждан безработными существенно изменили ситуацию на рынке труда в текущем году.

Структура предлагаемых вакансий не всегда соответствует профессионально-квалификационному составу граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве. Спрос на специалистов высокого уровня квалификации, а также квалифицированных рабочих превышает предложение в несколько раз, в то время как неквалифицированные работники, работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности не обеспечены работой.

Специальный налоговый режим для самозанятых граждан
С экономической точки зрения деятельность самозанятых лиц порой является единственным либо основным источником существования как их самих, так и их семей. Но такие лица не исполняют одну из немногих конституционных обязанностей: по уплате налогов.
С 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года проходит эксперимент по выводу из тени самозанятых. Для этого придумалиновый спецрежим - налог на профессиональный доход.
Прежде новый спецрежим был введен на территории 23 регионов, а с 1-го июля 2020 года применяется и в Республике Коми. Действовать спецрежим режим будет 10 лет. Переход на него осуществляется добровольно.
Статус самозанятого могут получить люди, которые не имеют наемных сотрудников, а доход от их профессиональной деятельности не превышает 2,4 млн. рублей в год.

Вместо таких платежей надо вносить в бюджет:
- 4% с дохода от реализации физлицам;
- 6% с дохода от реализации ИП для использования в предпринимательской деятельности и юрлицам.

Дополнительным преимуществом нового спецрежима является то, что не требуется сдавать налоговую декларацию, а также не надо применять контрольно-кассовую технику, правда, для предпринимателей есть уточнение: касса не нужна только для доходов, которые облагаются налогом на профдоход.

Кроме того, значительным преимуществом нового спецрежима является возможность совмещения с работой по трудовому договору. Доход от этой трудовой деятельности облагается так же, как у несамозанятого гражданина, так как данный доход не подпадает под спецрежим.

Поддержка самозанятости безработных граждан – обучение, финансовая помощь.

  • Содействие самозанятости является одной из государственных услуг для безработных граждан на рынке труда. Обратившимся гражданам предоставляются рекомендации по выбору вида предпринимательской деятельности с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития города или района, информационная и консультационная помощь в подготовке технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана). Получатели государственной услуги, желающие организовать собственное дело, проходят тестирование, направленное на выявление способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности.

В 2020 году при поддержке органов службы занятости собственное дело организовали 94 безработных гражданина республики (21 человек – в городах, 73 человека – в районах), им была оказана единовременная финансовая помощь в размере 145,6 тыс. рублей. Кроме того, консультационные услуги по содействию самозанятости за указанный период получили более 600 безработных граждан.
Собственное дело граждане открыли в различных сферах деятельности: розничная торговля, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, деятельность такси, разведение крупного рогатого скота, пчеловодство, производство хлеба и пр.

  • В рамках реализации мероприятия государственной социальной помощи на основе социального контракта в части осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или организации крестьянского (фермерского) хозяйства, а также организации самозанятости, гражданам предоставляется выплата денежных средств в размере 250,0 тыс. рублей. В 2020 году республике заключено более 300 социальных контрактов с малоимущими гражданами по указанному направлению.

Марина Крицкая

Негативные последствия ограничительных мер по борьбе с коронавирусной инфекцией привели к тому, что до 20 % предприятий малого и среднего бизнеса, по данным EY, уже находятся на грани закрытия. Еще хуже обстоят дела у ИП. И у некоторых предпринимателей возникает вопрос — могут ли они рассчитывать на пособие по безработице, если временно не ведут деятельность?

Поэтому, если вы рассчитываете на пособие по безработице, то для начала вам нужно закрыть ИП. В период пандемии прекратить деятельности ИП можно по упрощенной схеме.

Как закрыть ИП в период карантина

С 30 марта ФНС приостановила личный прием и обслуживание налогоплательщиков в налоговых инспекциях до особого распоряжения.

При этом важно соблюсти ряд условий:

Ответ придет на указанный в заявлении адрес электронной почты в течение пяти рабочих дней.

Нужно понимать, что упрощенный порядок закрытия ИП не освобождает вас от уплаты страховых взносов. Сумма будет рассчитываться с учетом срока пребывания в статусе ИП.

ИП на УСН придется сдать декларацию, это нужно сделать не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем закрытия ИП.

Как закрыть ИП в Эльбе

Если вы используете онлайн-бухгалтерию Эльба, то сервис поможет со сдачей декларации по УСН или ЕНВД и посчитает страховые взносы после закрытия ИП.

Какие варианты можно выбрать вместо закрытия ИП

Для начала проверьте, на какую помощь может рассчитывать ваш бизнес — узнайте о мерах поддержки по ИНН. Это нужно сделать в любом случае. Может оказаться, что вашему бизнесу полагается специальная мера поддержки, если по основному коду ОКВЭД он имеет отношение к отраслям экономики, которые пострадали из-за пандемии коронавируса.

По ИНН можно также узнать дополнительную информацию о полном списке мер, которыми могут воспользоваться все организации и ИП: приостановка проверок, приостановка мер взыскания и др.

Возможно, что предложенные меры позволят переждать кризис. Есть бизнесы, которые уже сейчас адаптируют работу с клиентами под новые условия и охотно делятся идеями, кейсами и советами. Многие также думают о том, как оптимизировать расходы.

О налоге на профессиональный доход вы можете прочитать наши статьи:

Имеет ли смысл ИП становиться безработным?

Весной, в условиях пандемии коронавируса, было принято несколько документов, которые коснулись безработных:

    установило размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год. ввело временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных.
  • Позже Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 634 внесло поправки в Постановление № 460.

Согласно Постановлению № 346, на 2020 год правительство установило сумму 12 130 руб. как максимальную величину пособия по безработице. Таким образом, сумма была дотянута до отметки МРОТ. Ранее максимальный размер пособия составлял 8 000 руб.

Многие, кого заинтересовала эта информация, почему-то обратили внимание только на максимальную сумму, посчитав, что все без исключения безработные, в том числе предприниматели, закрывшие ИП из-за кризиса, могут рассчитывать на 12 130 руб.

Однако в небольшом Постановлении № 346 имеется несколько уточнений:

  • Указан минимальный размер пособия — 1 500 руб.
  • Максимальная сумма 12 130 руб. положена в апреле — июне 2020 года тем, кто уволен и признан в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 года. В связи с этим в конце апреля комитете Госдумы по труду и соцполитике выступил с инициативой, что пособие по безработице нужно увеличить для всех граждан, в том числе, для тех, кто потерял работу до 1 марта.

Согласно ст. 34 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, тем, кто прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность, пособие по безработице положено в размере минимальной величины, увеличенной на размер районного коэффициента. То есть речь идет о сумме 1 500 руб. Но финальная сумма определяется путем увеличения на районный коэффициент, если он установлен для конкретного региона.

Временное повышение пособия по безработице для закрывшихся ИП

11 июня премьер-министр России Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства РФ от 10.06.2020 № 844, которое устанавливает для ИП, прекративших свою деятельность после 1 марта 2020 года, пособие по безработице в максимальном размере — 12 130 руб. Но такая сумма бывшим ИП будет выплачиваться только три месяца.

Минимальное пособие по безработице за май — июль тоже увеличено — с 1 500 до 4 500 руб. Из этого следует, что, если ИП закрылось до 1 марта 2020 года, то ему положена минималка в размере 4 500 руб.

Стоит обратить внимание на то, что и увеличение минимального размера пособия по безработице в три раза, и выплата пособия по безработице в максимальном размере для бывших ИП, — это временные меры на период пандемии.

Минимальное пособие в размере 4 500 руб. положено за май — июль 2020 года. Пособие в размере 12 130 руб. для ИП, закрывшихся после 1 марта 2020 года, будет назначаться до 1 октября 2020 года.

Пособие по безработице для ИП, прекративших деятельность в Москве

На сайте Центра занятости населения города Москвы опубликована информация о размерах пособия и компенсационных выплатах для бывших столичных ИП.

В частности, говорится о том, что бывший ИП может претендовать на выплату в размере 19 500 руб., если он осуществлял деятельность не менее 60 календарных дней в 2020 году.

Чтобы ИП признали безработным, ему нужно официально прекратить деятельность и при подаче заявления в службу занятости приложить следующие документы:

  • первую страницу трудовой книжки и страницу с записью о последнем месте работы;
  • документ об образовании (если ранее не работал по трудовой); .

Калькулятор пособий по безработице

Рекомендуем уточнять информацию о размерах пособий на сайтах региональных департаментов труда и занятости населения. Как правило, там есть калькулятор пособий по безработице, с помощью которого можно произвести предварительный расчет размера и сроков выплаты пособия.

Мы попробовали ввести данные в калькулятор пособий по безработице на московском сайте и вот какой результат получили:


Как встать на учет в качестве безработного

Как заполнить заявление

После входа выберите возможность заполнения заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

В заявлении необходимо указать следующую информацию:

К заявлению прикрепляется выписка из ЕГРИП.

Признание безработным возможно только по адресу регистрации, указанному в паспорте.

И все же — стоит ли вставать на учет в качестве безработного?

Регистрироваться в качестве безработного или нет — решать вам. Но, вероятно, в текущей ситуации, это все же лучше сделать. Хотя бы для того, чтобы воспользоваться дополнительными услугами ЦЗН, которые направлены на помощь безработным: обучение, переквалификация и др. По всем этим услугами обычно дается развернутая информация на региональных сайтах ЦЗН.

Кроме того, справка о постановке на учет в службе занятости сейчас, в условиях кризиса из-за пандемии коронавируса, служит одним из документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию, а следовательно дает право на оформление ипотечных и кредитных каникул.

Если вы уже встали на учет в качестве безработного, поделитесь, пожалуйста, своим опытом. Долго ли рассматривали ваше заявление? Получили ли вы ту сумму, на которую рассчитывали? Помог ли статус безработного хотя бы частично решить проблемы, с которыми вы столкнулись?

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Предприниматель Александр из Ульяновской области искал нового сотрудника и опубликовал вакансию в интернете. Через два месяца он узнал, что его оштрафовали. Бизнесмен даже не знал о существовании закона, который он нарушил. Другой предприниматель, чтобы сократить время на поиск сотрудника, честно рассказал в объявлении: ищу человека со своим автомобилем — и заплатил штраф. Мы разобрались, за что ещё вас могут оштрафовать, если вы просто хотите дать людям работу.

  • Автор: Ольга Фёдорова
  • Редактор: Ирина Ситникова
  • Иллюстратор: Ivan Might

Не притесняйте соискателей

Соискателей нельзя ограничивать в правах — это называется дискриминацией. Принимая на работу сотрудника, предприниматель должен оценивать только его профессионализм и деловые качества. Нельзя устанавливать ограничения, которые не касаются работы.

Нарушителям грозит штраф (ст. 13.11.1 КоАП РФ):

  • для ИП 3000–5000 ₽,
  • для компаний 10 000–15 000 ₽.

В законе нет закрытого списка ограничений. Например, для работодателя не должны иметь значения религия сотрудника или его политические взгляды. Нельзя отказывать соискателям из-за внешнего вида или наличия вредных привычек. Запрещено всё, что не имеет отношения к профессиональным навыкам.

Судя по судебным решениям, чаще всего в объявлениях встречаются такие ограничения: пол и возраст, национальность и язык, регистрация, наличие автомобиля, семейное и социальное положение.

Пол и возраст. Не обязательно указывать конкретный возраст, чтобы получить штраф. Например, предлагать работу только пенсионерам — это нарушение закона. Предприниматели часто допускают такие ошибки по незнанию и оказываются в суде.

Примеры дискриминации из объявлений:

  • работа пенсионерам,
  • продавец в цветочный магазин, желательно молодая пенсионерка,
  • администратор спа-салона, желательно от 18 до 30 лет,
  • высокооплачиваемая работа для девушек.

Когда можно указывать пол и возраст

2. Если на должность запрещено нанимать несовершеннолетних. Таких профессий — больше двух тысяч. Если ваша вакансия есть в этом списке, в объявлении можно указать возраст соискателя.

Национальность и язык. Ограничения по национальному признаку остались только в объявлениях о сдаче квартир в аренду — работодателя за такое оштрафуют. Национальность и гражданство — не одно и то же: в некоторых регионах трудовых мигрантов нельзя нанимать на определённые должности.

Примеры дискриминации из объявлений:

  • только славяне,
  • грамотная речь (без дефектов).

Когда можно требовать прописку
Если нанимаете на работу иностранца: для них есть свои правила, им нельзя работать без регистрации по месту жительства.

Наличие автомобиля. Искать сотрудника с автомобилем — это дискриминация по имущественному признаку. Чтобы избежать проблем, не пишите про личный автомобиль, а решайте это на собеседовании.

Предприниматель дважды попыталась обжаловать постановление, но безуспешно — суд не поменял своего мнения.

Семейное положение. Не отказывайте женщине, потому что боитесь частых больничных из-за ребёнка — это тоже дискриминация. Если для работы важно семейное положение кандидата, спросите об этом на собеседовании.

Пример дискриминации из объявлений:

  • женщина без детей;
  • замужняя женщина без детей.

Примеры дискриминации из объявлений:

  • наличие ИП,
  • предпочтение бывшим сотрудникам МВД, ФСБ или бывшим военнослужащим,
  • очная форма обучения, желательно государственные вузы (приоритет УлГУ).

Чтобы избежать проблем, в тексте объявления пишите только о деловых качествах и профессиональных навыках кандидата. Если сомневаетесь, публикуйте вакансии в СМИ и на крупных сайтах — часто они сами проверяют, всё ли в объявлении законно. Если соискатель посчитает себя жертвой дискриминации, он может потребовать письменно объяснить причину отказа и пойти с ней в суд.

Сообщите о вакансии в центр занятости

  • потребность в работниках,
  • условия работы,
  • наличие рабочих мест.

Нарушителям грозит штраф: для ИП 300–500 ₽, для юридических лиц 3000–5000 ₽ за каждую вакансию (ст. 19.7 КоАП РФ).


В соцсетях многие предприниматели поддержали бизнесмена из Ульяновской области, о котором рассказал Камиль. Источник: Фейсбук


В соцсетях многие предприниматели поддержали бизнесмена из Ульяновской области, о котором рассказал Камиль. Источник: Фейсбук

Есть два способа выполнить требования закона:

1. Размещать вакансии через Центр занятости, МФЦ или частное кадровое агентство. Вам придётся каждый месяц передавать актуальную информацию о вакансиях. Если свободных мест нет, так и говорите.

Памятка

Прежде чем опубликовать объявление о работе, проверьте текст: в нём не должно быть требований, которые не связаны с деловыми и профессиональными качествами работника. Нельзя указывать в объявлении пол, возраст, национальность, язык, регистрацию, наличие автомобиля, семейное и социальное положение — это дискриминация. За такое могут оштрафовать.

Читайте также: