Изменение потребностей уровня доходов информационного обеспечения влияют на что

Обновлено: 28.06.2024

Представление об информационных потребностях как особой разновидности потребностей человека. Место информационных потребностей в структуре потребностей личности.

Природа и сущность информационных потребностей. Виды и свойства информационных потребностей. Структура информационных потребностей.

Факторы, влияющие на содержание информационных потребностей. Зависимость информационных потребностей от возраста, сферы занятости, уровня образования и др.

Особенности информационных потребностей учителей и учащихся. Факторы, определяющие формирование информационных потребностей учителей и учащихся.

Семинарское занятие : Информационные потребности учителей и учащихся: общее и специфическое.

Самостоятельная работа : Сопоставительный анализ видов и свойств информационных потребностей (подготовка реферативного обзора).

Тема 5.3. Методы изучения информационных потребностей

Анализ информационных потребностей как важнейшее направление деятельности учителя по изучению личности учащихся и обеспечению дифференцированного подхода к формированию информационной культуры.

Классификация методов изучения информационных потребностей. Состав прямых методов изучения информационных потребностей. Состав косвенных методов изучения информационных потребностей.

Сопоставительный анализ эффективности различных методов изучения информационных потребностей. Достоинства и недостатки методов изучения информационных потребностей.

Необходимость комплексного использования методов изучения информационных потребностей.

Практическое занятие : Построение логической блок-схемы, отражающей многообразие методов изучения информационных потребностей.

Самостоятельная работа : Выявление информационных потребностей учащихся (на примере конкретной возрастной группы).

Тема 5.4. Проблемы адекватного отражения информационных потребностей в информационных запросах личности

Типы информационных запросов: адресные, тематические, фактографические, аналитические, запросы на библиографическое уточнение.

Факторы, влияющие на адекватность отражения информационных потребностей в информационных запросах личности (возраст, образование, уровень квалификации, стаж работы, уровень информацион-338

ной культуры, развитость ассоциативного мышления и др.). Причины неполноты запросов. Структурно-семантический анализ запросов как средство диагностики и обеспечения адекватности формулирования информационных запросов.

Зависимость результативности информационного поиска от степени адекватности формулирования информационных запросов.

Практическое занятие: Типология информационных запросов как способа выражения информационных потребностей.

Самостоятельная работа: Структурно-семантический анализ реальных запросов учащихся как средство диагностики и обеспечения их адекватности информационным потребностям (на примере конкретной возрастной группы).

Тема 5.5. Непотребление информации как социальная проблема

Сущность явления непотребления информации. Формы проявления непотребления информации. Объективные и субъективные причины непотребления информации.

Психологическое сопротивление как фактор непотребления информации.

Типы непотребителей информации. Социальные последствия непотребления информации. Повышение информационной культуры личности как важнейший фактор решения проблемы непотребления информации.

Семинарское занятие: Непотребление информации как социальная проблема.

Самостоятельная работа: Анализ причин непотребления информации (на примере конкретной возрастной группы).

Список литературы

Нормативные и правовые документы

ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения [Текст]. — Минск: Издательство стандартов, 1999. — 32 с.

Доктрина информационной безопасности РФ [Текст] // Российская газета. — 2000. — 28 сентября.

Концепция Российского законодательства в области Интернета: (о развитии глобальной сети Интернет в России) [Текст] // СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / автор-составитель В. Н. Монахов. — М.: ЭКОПРИНТ, 2003. — С. 215—228.

Об информации, информатизации и защите информации [Текст]: [федеральный закон от 25 февраля 1995 г. № 24-ФЗ] // Библиотека и закон: справочник. — М.,1997. — Вып. 2. — С. 103—114.

Окинавская хартия глобального информационного общества [Текст] // Дипломатический вестник. — 2000. — № 8. — С. 51—56.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы [Текст]: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. — М.: Книга-Сервис. — 2003. — 17 с.

Стандарты по издательскому делу [Текст] / сост.: А. А. Джиго, С. Ю. Калинина. — М.: Юристъ, 1998. — 376 с.

Федеральный закон об авторском праве и смежных правах [Текст] // Российская газета. — 1993. — 3 августа. — № 147.

Справочные документы

Кравченко, А. И. Культурология [Текст]: словарь / А. И. Кравченко. — М.: Академический Проект, 2000. — 671 с.

Культурология. ХХ век [Текст]: словарь / гл. ред. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 640 с.

Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкин. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Профессия, 2003. — 560 с.

Справочник информационного работника [Текст] / науч. ред. Р. С. Гилярев-ский, В. А. Минкина. — СПб.: Профессия, 2005. — 552 с.

Справочник школьного библиотекаря [Текст] / под ред. Ю. Н. Столярова. — М.: Школьная библиотека, 2006. — 448 с.

Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Баты-шева. — М.: АПО, 1999. — Т. 3. Р-Я. — 440 с.: ил.

Учебные и научные документы

Антонов, А. В. Информация: восприятие и понимание [Текст] / А. В. Антонов. — Киев: Наукова думка, 1988. — 184 с.

Антонова, С. Г. Информационное мировоззрение: (к вопросу об определении сущности понятия) [Текст] / С. Г. Антонова // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / науч. ред. Ю. С. Зубов и В. А. Фокеев. — М.: Изд-во Московского ун-та культуры, 1996. — Вып. 3. Информационное мировоззрение и информационная культура. — С. 25—32.

Готовность России к информационному обществу: Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития [Текст]: аналитический доклад / под ред. С. Б. Шапошника. — М.: Институт развития информационного общества, 2004. — 252 с.

Залесский, Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г. Е. Залесский. — М., 1994.

Залесский, Г. Е. Психодиагностика убеждений и ориентации личности [Текст] / Г. Е. Залесский, Е. Б. Редькина. — М., 1996.

Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс [Текст]: учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. — Краснодар, 1996. — 136 с.

Информатика [Текст]: учебник / под ред. Н. В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 768 с.

Коган, В. З. Человек в потоке информации [Текст] / В. З. Коган. — Новосибирск: Наука, 1989. — 138 с.

Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации [Текст]. — М.: Пресс-сервис, 1994. — 100 с.

Копылов, В. А. Информационное право [Текст]: учебник / В. А. Копылов. — М.: Юристъ, 2005. — 512 с.

Культура и образование в информационном обществе: материалы международной научной конференции, Краснодар 16—18 сентября 2003 г. [Текст]: тезисы докладов / науч. ред. И. И. Горлова, Ю. С. Зубов, И. И. Михлина. — Краснодар, 2003. — 436 с.

Михайлов, А. И. Научные коммуникации и информатика [Текст] / А. И. Михайлова, А. И. Черный, Р. С. Гиляревский. — М.: Наука, 1976. — 435 с.

Моргенштерн, И. Г. Информационное общество [Текст]: учебное пособие / И. Г. Моргенштерн. — 2-е изд., испр и доп. — Челябинск, 2000. — 128 с.

СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования [Текст] / автор-составитель В. Н. Монахов. — М.: ЭКОПРИНТ, 2003. — 320 с.

Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура [Текст]: материалы международной научной конференции, Краснодар 16—18 сентября 2002 г.: тезисы докладов / науч. ред. И. И. Горлова, Ю. С. Зубов, И. И. Михлина. — Краснодар, 2002. — 480 с.

Проблемы информационной культуры [Текст]: сб. ст. / ред. Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. — М.,1997. — Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований. — 183 с.

Проблемы информационной культуры [Текст]: сб. ст. / ред. И. И. Горлова, В. М. Петров. — М.,1995. — Вып. 2. Информационный подход и искусствознание. — 160 с.

Проблемы информационной культуры [Текст]: сб. ст. / ред. Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. — М.,1996. — Вып. 3. Информационное мировоззрение и информационная культура. — 199 с.

Проблемы информационной культуры [Текст]: [посвящ. 50-летию ООН] / науч. ред. И. И. Горлова, В. М. Петров, Ю. Н. Рагс; Краснодарская государственная академия культуры. — М. — Краснодар, 1995. — Вып. 2. Информационный подход и искусствознание. — 160 с.

Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы [Текст]: международная научная конференция, Краснодар-Норильск, 17— 19 сентября 1997 г.: тезисы докладов / науч. ред. И. И. Горлова, Ю. С. Зубов, И. И. Михлина. — Краснодар, 1997. — 478 с.

Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее [Текст]: международная научная конференция, Краснодар-Норильск, 11—14 сентября 1996 г.: тезисы докладов / науч. ред. И. И. Горлова, Ю. С. Зубов. — Краснодар, 1996. — 490 с.

Региональные аспекты информационно-культурологической деятельности [Текст]: международная научная конференция, Краснодар-Новороссийск, 16— 18 сентября 1998 г.: тезисы докладов / науч. ред. И. И. Горлова, Ю. С. Зубов, И. И. Михлина. — Краснодар, 1998. — 332 с.

Семенюк, Э. П. Информационный подход к познанию действительности [Текст] / Э. П. Семенюк. — Киев: Наукова думка, 1988. — 240 с.

Сметанникова, Н. Н. Стратегический подход к обучению чтению [Текст]: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н. Н. Сметанникова. — М.: Школьная библиотека, 2005. — 512 с.

СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования. Интернет и свобода массовой информации. Действующие нормативно-правовые акты. Проекты. Договоры [Текст] / автор-составитель В. Н. Монахов; Фонд защиты гласности. — М.: ЭКОПРИНТ, 2003. — 320 с.

Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации [Текст]: учебное пособие / А. В. Соколов. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 461 с.

Урсул, А. Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования [Текст] / А. Д. Урсул // НТИ. Сер. 1. — 1997. — № 2. — С. 1—11.

Федоров, А. В. Медиаобразование будущих педагогов [Текст]: монография / А. В. Федоров. — Таганрог, 2005. — 314 с.

Фокеев, В. А. Информация в контексте культуры: Информационная культура [Текст] / В. А. Фокеев // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / ред. Ю. С.Зубов, В. А.Фокеев. — М.,1997. — Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований. — С. 157—176.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности. В самом общем смысле под информационной потребностью (ИП) понимается необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе.

Возникновение информационных потребностей в той или иной форме связано с деятельностью человека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулируют новую деятельность. Это фундаментальное положение теории человеческих потребностей позволяет нам объяснить многие моменты, связанные с формированием и удовлетворением информационных потребностей.

Второй особенностью информационных потребностей является их неопределенность. Довольно часто, когда потребителю имеющихся знаний не хватает, бывает крайне трудно сформулировать направления поиска недостающей информации.

Для организации информационного обеспечения важно правильное установление категории новизны. Низкий уровень компетентности и недостаточный предшествующий опыт пользователя может привести к двум негативным последствиям. В первом случае человек осознает себя первооткрывателем, тогда как в действительности общество владеет способами решения проблемы (ситуация "изобретения велосипеда"). Во втором, сталкиваясь с проблемой, индивид диагностирует ее как новую именно и только для него и предпринимает тщетные попытки найти готовые варианты решения. Отсутствие нужных сведений эта группа пользователей, в роли которых могут выступать менеджеры, инженеры-проектировщики и производственники, связывает с низким уровнем информационного обеспечения, недостаточными возможностями справочно-поискового аппарата, неумением сотрудников служб информации ориентироваться в ресурсах Интернета и т.д.

Третья особенность информационных потребностей, вытекающая из двух предыдущих и ими обусловленная, проявляется в субъективности оценки пользователями качества информационных продуктов и услуг. Оценка любых услуг всегда субъективна по своей природе и зависит от "системы ожидания" потребителя, его установки. Установка и оценка являются как бы зеркальным отражением друг друга: оценка констатирует наличие или отсутствие у продукта или услуги ожидаемых свойств и качеств. Однако и потребности, и система ожидания потребителей во всех других сферах обслуживания являются значительно более определенными, а оценка продуктов и услуг - поддающейся независимой экспертизе [17; С.88].

Иначе говоря, существуют объективные показатели, по которым судят обоснованности претензий к работе ателье, туристического агентства или прачечной. Однако крайне сложно третьему лицу установить полноту предоставления информации и ее соответствие действительным потребностям пользователя. Именно поэтому только в практике информационной деятельности для оценки качества обслуживания используются два критерия - релевантность и пертинентность, из которых выполнение требований первого считается обязательным, а второго - желательным, определяющим направления развития и совершенствования служб информации.

Релевантность - это определенное содержательное соответствие между запросом и выданной в ответ на него информацией, устанавливаемое по таким формальным признакам, как совпадение или близость присутствующих в них понятий. Пертинентность - субъективно оцениваемое потребителем соответствие содержания информации его интересам.

Естественно, что пользователи всегда оценивают информационные услуги с точки зрения пертинентности полученных сведений. Нерелевантность выдачи может объясняться отсутствием искомой информации в документальном потоке в том виде, в каком ее ищет пользователь. В этом случае сотрудник службы информации начинает расширять границы поискового предписания. Иногда это приводит к нахождению ненужных материалов; в других случаях - к выдаче "неожиданно полезного", т.е. первоначально не запрошенных, но ценных с точки зрения пользователя документов или фактических данных.

Иногда релевантная выдача оценивается пользователем отрицательно, т.е. не считается им пертинентной. Причинами этого могут быть:

§ предоставление пользователю уже известных ему сведений;

§ неавторитетность, неубедительность информации для пользователя;

§ несовпадение характера представленных сведений и степени их подробности "системе ожидания" пользователя;

Эти причины объясняют третью особенность информационных потребностей - их индивидуальный характер.

Направленность деятельности и характер возникающих задач, мера ответственности за последствия принимаемых решений, возраст и образование, опыт предшествующей жизни и ценностные ориентации, лимит времени, которым располагает пользователь, индивидуальный стиль познавательной деятельности - вот далеко неполный перечень условий, влияющих на содержание информационных потребностей и приводящих к уникальности потребностей каждого потребителя.

Связь и обусловленность информационных потребностей повседневной жизнедеятельностью человека, быстрыми темпами изменения условий окружающей среды объясняют изменчивость, динамизм самих потребностей - пятую их особенность. Динамизм информационных потребностей приводит к невозможности ориентироваться только на собственные фонды и справочно-поисковый аппарат. Все большее значение приобретает кооперация, взаимоиспользование информационных ресурсов, умение выявить специализированные в данной области библиотеки или центры информации, определить целесообразность приобретения их продукции.

Шестой особенностью информационных потребностей является невозможность их полного удовлетворения. По мере углубления в проблематику, как правило, запросы пользователей все более усложняются, а приобретенная информация не столько снимает или уменьшает неопределенность, сколько расширяет границы непознанного.

информационная потребность россия издание

Все вышеперечисленные особенности информационных потребностей обусловлены социально-психологическими условиями жизнедеятельности человека. Но существует одна особенность, связанная с экономической ситуацией. По сравнению с базовыми потребностями людей в пище, жилище, безопасности, медицинской помощи, информационные потребности относятся к категории "отложенного спроса" [17; С.92].

\u0424\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u044b \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u2013 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f \u0438 \u043e\u0431\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043f\u043e\u0434 \u0432\u043b\u0438\u044f\u043d\u0438\u0435\u043c \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0441\u043a\u043b\u0430\u0434\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0438 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f.\n

\u042d\u0442\u0438 \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u044b \u043f\u043e\u0434\u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0442 \u043d\u0430 \u043e\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0438 \u0441\u0443\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435.\n

\u041a \u043e\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u043c \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430\u043c \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u044f\u0442\u0441\u044f \u0442\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442 \u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e \u043e\u0442 \u0432\u043e\u043b\u0438 \u0438 \u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u0438\u043c\u0438 \u043f\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a \u0441\u0430\u043c\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0443 \u043a\u0430\u043a \u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0435\u043b\u044e \u0438\u043b\u0438 \u0441\u0443\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0443 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439. \u041a \u043d\u0438\u043c \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u044f\u0442\u0441\u044f \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e- \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0438 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u043d\u043e-\u0431\u044b\u0442\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435, \u043e\u0442 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u043d\u0435\u043f\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u044f\u0442 \u0441\u0442\u0435\u043f\u0435\u043d\u044c \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0445 \u0443\u0434\u043e\u0432\u043b\u0435\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f; \u0443\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0438\u043b \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0439, \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f; \u0443\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0438 \u043d\u0430\u0443\u0447\u043d\u043e-\u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0435\u0441\u0441\u0430; \u0438\u043d\u0442\u0435\u043d\u0441\u0438\u0432\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u043d\u0438\u043a\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u0441\u0444\u0435\u0440\u0435 \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f; \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e-\u043a\u043b\u0438\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f; \u043f\u043e\u043b\u043e\u0432\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u0435\u043c\u0435\u0439, \u0438\u0445 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432 \u0438 \u0442. \u043f.\n

\u0421\u0443\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u044b \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u044f\u0442 \u043e\u0442 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0433\u043e \u0438\u043d\u0434\u0438\u0432\u0438\u0434\u0430, \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u0444\u0438\u0437\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438. \u042d\u0442\u043e \u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u0447\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0432\u043a\u0443\u0441\u044b \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430, \u0435\u0433\u043e \u043d\u0430\u043a\u043b\u043e\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u043f\u0440\u0438\u0432\u044b\u0447\u043a\u0438 \u0438 \u0442. \u043f. \u041e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e, \u043a\u0430\u043a \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e \u0438\u0437 \u0441\u043e\u0446\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438, \u0438 \u043e\u043d\u0438 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u0443\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u043d\u0430 \u043d\u0438\u0445 \u0432\u043b\u0438\u044f\u0435\u0442.




Современное общество все чаще называют информационным. Действительно, мы все более становимся зависимыми от различных источников сведений и новостей. Они влияют на наш образ жизни, привычки, отношения. И это воздействие только нарастает. Современный человек все больше своих ресурсов (денег, времени, энергии) тратит на то, чтобы удовлетворить информационные потребности, свои и чужие. Отношение к сведениям разного рода становится краеугольным камнем в разнице между поколениями. Расскажем о том, что такое информационные потребности, какие они бывают и как удовлетворяются.

информационные потребности

Понятие потребностей

У человека есть варианты снятия дискомфорта, он выстраивает нужды в иерархию по значимости, здесь и проявляются специфические личностные характеристики. В связи с этим процесс формирования потребностей поддается управлению. Социум формирует одобряемые и табуирует нежелательные желания. Так, до недавнего времени человек не задумываясь удовлетворял голод при помощи пшеничного хлеба. Но сегодня, когда ведется огромная пропагандистская работа по дискредитации быстрых углеводов, мы часто выбираем для снятия все той же нужды в еде не белый, а черный или цельнозерновой хлеб. В современном обществе это управление поведением зачастую осуществляется через информационные потребности. Человек получает сведения о том, как ему лучше удовлетворить свои желания.

Виды потребностей

В связи с тем, что потребности чрезвычайно разнообразны, существует несколько подходов к их классификации. Наиболее убедительными являются следующие. В первом случае потребности делят на три большие группы: биологические, социальные и идеальные. Биология человека связана со многими нуждами: ему необходимы еда, вода, сон, размножение, безопасность. Без этого жизнь человека подвергается большим рискам, поэтому физиологические потребности удовлетворяются в первую очередь. Хотя особенности человеческой личности состоят в том, что индивидуум волен выбирать, какую нужду снять сначала. Мы знаем, что зрелая личность может отказывать себе в биологически значимых вещах во имя духовных потребностей. Например, во время войны в блокадном Ленинграде люди сохраняли стратегический запас зерновых, хотя терпели страшные муки голода.

Социальные потребности связаны с существованием в обществе, к ним относятся принадлежность к какой-либо группе, признание, самоутверждение, лидерство, уважение, любовь, привязанности и т. п.

К третьей группе относятся так называемые потребности высшего порядка: самореализация, самоуважение, эстетические и познавательные потребности, смысл жизни. Данные желания, по мнению А. Маслоу, находятся на вершине пирамиды и удовлетворяются после того, как в целом сняты нужды первого и второго уровня. Хотя человек, безусловно, сложнее любых схем и в некоторых случаях он способен жертвовать биологией во имя идеалов. Собственно, в этом он и отличается от животного. Для удовлетворения каждого вида потребностей человеку нужны разнообразные сведения. Использование информации как инструмента для удовлетворения нужд – это специфический человеческий способ осуществления деятельности.

Второй подход делит потребности на те, что нужны для сохранения чего-либо и для роста.

дополнительная информация

Понятие информации

Специфика информации состоит в том, что она может быть представлена в самых разных формах. В том числе в виде текстов, схем, изображений, радиоволн, звуковых и световых сигналов, жестов и мимики, энергетических и нервных импульсов, запахов, вкуса, хромосом. И это только обнаруженные формы существования информации. Ученые предполагают, что в будущем, когда появится дополнительная информация, будут найдены и новые её формы.

Характеристика такого многообразного явления обычно дается через описание его свойств. К ним относятся:

2. Достоверность. Информация должна отражать истинное, а не надуманное или искаженное положение дел.

3. Объективность. Сведения не меняют своего смысла в зависимости от воспринимающего их индивида.

4. Точность. Информация должна отображать реальное состояние объектов и явлений.

5. Доступность. Она должна соответствовать уровню понимания адресата.

6. Краткость. Передавать информацию следует в максимально краткой форме, но без ущерба для понятности.

Есть и другие свойства, такие как ценность, актуальность и т. п.

секретная информация

Виды информации

В самом общем виде информацию можно разделить на две большие группы: объективную и субъективную. Первая группа связана со способностями объектов действительности транслировать сведения, которые не меняются в зависимости от восприятия субъектом. А вторая, напротив, меняет свои характеристики, в соответствии с воспринимающим или передающим человеком. Например, информация о химическом составе воды никак не варьируется, кто бы ее не рассматривал. А вот официальная информация партии о своей деятельности может изменять свое значение в зависимости от того, кто ее воспринимает.

Также информацию можно делить на аналоговую и дискретную. Первая – это непрерывная форма существования сведений. Например, температура тела человека постоянна (в здоровом состоянии) круглый год и из года в год. Второй вид, напротив, связан с прерывистостью, временной динамикой потока информации. Например, статистика урожая меняется ежегодно.

По форме представления принято выделять графическую, текстовую, визуальную, аудио- и видео-, числовую информацию.

По степени доступности широкому кругу лиц выделяется общая, ограниченного доступа и секретная информация. В этом ряду также существуют сведения, для которых пока нет формы хранения: тактильные, органолептические, вкусовые и т. п.

По месту происхождения сведений выделяют элементарную, биологическую и социальную информацию.

По предназначению ее можно классифицировать как личную, массовую и специальную, т. е. создаваемую для определенного круга лиц.

Также выделяется справочная информация как отдельный функциональный вид.

справочная информация

Понятие потребностей в информации

В общем виде под информационными потребностями понимают необходимость в сведениях об окружающей действительности, которые могут пригодиться для совершения каких-либо действий. С детства для принятия каких-то решений человеку требуются различные сведения. На начальных стадиях развития человека их предоставляют окружающие: семья, друзья, учителя. Но наступает момент, когда людям нужна информация, которую они не могут получить из привычных источников (из памяти, из близкого окружения), и тогда возникает то самое дефицитарное состояние, которое мотивирует к осознанию новой потребности – информационной. Люди ощущают несовпадение между имеющимися сведениями и необходимыми, и это подталкивает их к поисковому поведению. Именно из этого разрыва между знанием и незнанием вырастают научные информационные потребности. Когда-то люди задавались вопросом о том, откуда все появилось. В ответ на запрос сначала появляется мифология как объяснительная система, но постепенно знаний о мире становится больше, и в ответ на новые вопросы зарождалась наука, философия и т. п.

Свойства потребностей в информации

Журналист Роберт Тейлор говорит, что информационные потребности имеют целый ряд отличительных характеристик. Они всегда связаны с когнитивной деятельностью и с языком. Вне этих систем они не могут существовать. Свойства данных потребностей напрямую вытекают из свойств информации. Любые сведения, нужные для жизни людям, должны быть достоверными, полными, ценными и т. п. Люди, которым необходима справочная информация, испытывают собственные нужды, и в этом заключается первое свойство – они субъективны. Также они гибки: человек обычно не предъявляет очень жестких требований к источнику информации, если она соответствует главным критериям оценки качества получаемых сведений. Он готов принять любой доступный и подходящий способ удовлетворения своей потребности в информации. Также этим потребностям свойственна необратимость. Однажды появившись, они не исчезают, а только нарастают. Правда, на какое-то время человек может отложить удовлетворение данных потребностей, если актуализируются какие-то другие. Еще одно свойство – это потенциальная неудовлетворимость. Знания безграничны, узнав что-то новое об объекте, человек может начать испытывать необходимость в получении дополнительной информации, и этот процесс не имеет конца. Последнее свойство связано с мотивирующей функцией потребностей. Необходимость в информации всегда становится стимулом для какой-то деятельности человека.

процесс удовлетворения информационных потребностей

Классификации

Существует несколько подходов к выделению разновидностей нужды людей в дополнительных знаниях. Традиционно виды информационных потребностей определяют по их главным признакам. Существует подход, в рамках которого их подразделяют на объективные и субъективные. Первые существуют вне личностных нужд и желаний, а вторые – зависят от них. Но такой подход представляется некорректным. Так как информационные потребности всегда являются результатом личного переживания человека, они не могут продуцироваться объективной средой. Существует практика выделения коллективных, общественных и индивидуальных потребностей в сведениях и знаниях.

Общественные возникают как некий социальный запрос, у него нет конкретных групп-субъектов. Например, таковым можно назвать потребности в знании о состоянии окружающей среды, об обстановке в стране и мире и т. п.

Коллективные принадлежат конкретным целевым группам, объединенным по различным признакам. Например, врачи нуждаются в знании о новых заболеваниях, эпидемиях, методах лечения и т. п.

И индивидуальные, соответственно, возникают у отдельных личностей в результате их практической деятельности.

Также существуют попытки выделить такие виды информационных нужд человека, как реальные и потенциальные, выраженные и латентные, постоянные и временные, профессиональные и непрофессиональные. Некоторые исследователи предлагают делить потребности на группы в соответствии с видом информации: визуальные, текстовые, методические и т. д. Есть предложение классифицировать их, ориентируясь на профессию и род занятий субъекта: научные, справочные, образовательные, медицинские, педагогические и т. п.

научные информационные потребности

Этапы процесса удовлетворения потребностей в информации

Испытывая необходимость в информации, человек совершает определенные действия, которые могут укладываться в относительно типичный алгоритм. В целом процесс удовлетворения информационных потребностей делится на несколько этапов:

1. Возникновение мотива. Человек начинает испытывать дискомфорт от появления расхождений между имеющимися и нужными знаниями.

2. Осознание потребности. Субъект начинает формулировать вопрос, на который будет искать ответ. Информационные запросы могут различаться по четкости и определенности. Обычно выделяют слабооформленный запрос, когда человек не может вербализировать свою потребность; осознанный, но не оформленный - в этом случае человек понимает, что хочет узнать, но в вербализации запроса ему нужна помощь специалиста; сформулированный вопрос, когда человек может объяснить, что он хочет узнать.

4. Поисковое поведение. Человек обращается к избранному источнику информации, при необходимости – к нескольким, пока не снимет свое состояние когнитивного дефицита.

информационные запросы

Способы удовлетворения потребностей в сведениях

официальная информация

Поиск информации

- осознание проблемы и формулировка запроса;

- выбор источников информации, вызывающих доверие;

- извлечение нужной информации из найденных источников;

- использование информации и оценка результатов поиска.

поиск информации в сети

Пользователь интернета может воспользоваться разными видами поиска. Адресный предполагает знание точного адреса источника информации (например, электронный адрес сайта). Семантический поиск позволяет искать документы не по адресу или названию страницы, а по их содержанию. Машина ищет ключевые слова и выдает страницы с наибольшим их совпадением с поисковым запросом. Документальный поиск характерен для специальных систем, например каталогов библиотек или архивов.

Потребности в информации современного человека

Человечество сегодня все больше становится зависимым от информации. Для многих людей поиск информации в сети Интернет – это каждодневная деятельность. С такой тенденцией связано уменьшение влияния на социум традиционных СМИ – телевидения, радио, прессы. И возрастания роли электронных медиа. Возможности онлайн-поиска существенно упростили процесс получения информации, сделали многие источники более доступными. Но также появляются и проблемы достоверности и качества получаемых сведений. В Сети каждый пользователь может стать маленьким СМИ, но при этом выдавать проверенную и ценную информацию способны далеко не все блогеры или авторы. Сегодня общество спешно вырабатывает новые механизмы регуляции электронных источников информации, издаются новые законы, идет поиск специальных социальных регуляторов, которые бы позволили оградить приватность человека, соблюсти нормы общепринятой морали.

Читайте также: