Как называется самое известное свидетельство о жизни восточных славян

Обновлено: 07.07.2024

По сравнению с оригиналом текст незначительно поправлен и дополнен. Рекомендую всем, интересующимся историей развития древних славян в "докрещенскую" эпоху и озабоченным отсутствием письменных источников по данной теме. Igrok

Когда начинаешь писать о славянстве, многие начинают говорить, что официальных источников нет.

Старая дилемма – выходит перед аудиторией священник в образе мудрого пастыря или безвестный блогер в засаленной футболке, и выдается “аксиома”: “славяне до крещения – мразь, варвары, люди второго сорта, скоты, темные, дикие и озлобленные язычники”. При попытке доказать что-либо этому фанатику от мракобесия или политпроститутке в рясе, с их стороны следует “убойный” аргумент: “нет источников, которые свидетельствовали бы о достижениях язычников”.

Все. Тупик. Причем – обусловленный тупостью головы, деформированной тяжестью христианского, али какого иного фанатизма. Дескать, “нет – и все”. Археологические находки игнорируются, или их происхождение приписывается другим народам (как правило – крестившимся раньше славян). Исследования лингвистов обзываются “спорными”. На фольклорные свидетельства вешается ярлык “сказки”. Т.е. требования дятлов от монотеизма сводятся к тому, что “подайте нам летописные свидетельства о славянах, но пусть они будут написаны современниками древних событий” или же “пусть будут хроники, которые написаны в христианнейшей Византии, просвещенной Европе или мудром Востоке”.

Люди, поверившие этой лжи и бессильно разводящие руки перед требованием таких критиков, зачастую сами становятся продолжателями их дела: в отчаянии создают собственные “исторические артефакты” и распространяют под видом наследия предков – Велесова книга, Славяно-арийские веды, Боянов гимн, “Родовая кладь Голяковых”… Будучи слепленными дилетантами, эти фальшивки легко разоблачаются, чем и пользуются церковники, противники славян вообще и "просто" русофобы, иже с ними, громогласно вопя: “вот ЭТО они называют своей историей! Подделка! Теперь вы убедились, что у язычников НЕТ истории?!”

Поскольку мракобесие должным образом подкармливается, а потому растет и набирает массу (как компенсацию отсутствующей силе), придется мне в очередной раз макнуть этих господ рылом в их собственную ложь.

Нужны хроники Византии, Западной Европы и арабского Востока, написанные современниками славянских достижений? НАТЕ! Проверяйте достоверность и считайте количество!

О славянах I – II веков.

Рим

  • Птолемей. I – II век н.э. Первое упоминание о славянах и ругах.
  • Публий Корнелий Тацит. I –II век н.э. Описывает славянские (или славянизированные позже) народы Венедов и Ругов.

О славянах V - VI веков.

Византия.

  • Приск. V век. Славянский этногенез.
  • Начало VI века – Прокопий Кесарийский (цикл "Войны" с 5 по 8 книги), славяно-ромейские отношения, обычаи славян, устройство их общества. ("О постройках") – дополнение. ("Тайная история") – о мощи славян.
  • Плиний Старший (VI век) "Естественная история". Описание антов.
  • Агафий Миринейский ("О царствовании Юстиниана") рассказывает о славянах V века на службе в войсках Византии.
  • "Ответы на вопросы" VI век (Псевдокесарий или Кесарий Назианзский). Описаны нравы славян.
  • VI век. Славянская история у Иоанна Масха ("Луг духовный").
  • Сведения о дунайских войнах славян есть в указах (Новеллах) Юстииана.
  • Менандр Протектор. (V век) "История". Славяно-аварские войны и "славянская политика" Константинополя.
  • "История" Феофилакта Симокатты (конец VI века) - славяно-ромейские войны.
  • Феофан Исповедник (IX век) "Хронография". Славяно-ромейские войны, описанные у Феофилакта, но дополненные из других источников.
  • Архиепископ Иоанн из Фессалоники. "Чудеса св.Дмитрия Солунского".(VII-VIII вв.) События во Фракии с участием славян.
  • "Анонимный военный трактат" (VI век) Описывает военное дело славян.
  • Маврикий. "Стратегикон". (VI век). Устройство славянского общества, обычаи, хозяйство, материальная культура.
  • "Именник болгарских ханов". (VIII век). Славянские имена болгарской аристократии.

Западная Европа

  • Остгот Иордан VI век. О расселении славян. ("О происхождении и деяниях гетов"). О славянах и антах ("О сумме времен" или "Романа").
  • Флавий Магн Аврелий Кассиодор (V – VI вв) так же упоминал славян.
  • Латинский хронист Марцеллин (V - VI века) поминает славян как гетов (скорректировано с учетом сведений Феофилакта Симокатты)
  • "Баварский географ" (источник IX века) повествует происхождении и расселении славянских племен в V – VII веках.
  • Мартин Бракарский в эпитафии св.Мартину Турскому (VI век) сообщает о случаях крещения славян.
  • Виктор Тонненский в "хронике" упоминает болгарское нашествие 559 года.
  • Иоанн Бикларский ("Хроника") рассказывал о набегах славян на Византию.
  • Лангобардский историк Павел Диакон (конец VIII века). "История лангобардов". Столкновения славян с баварами.
  • Фома Сплитский. (XIII век) О появлении славян в Далмации (6 в н э).
  • Письма папы Григория.
  • Саксон Грамматик. Его труд "Деяния данов" содержат предание о славянском князе Бое. ("Сага о Книтлингах") – описание культов балто-славянского этноса.
  • Балто-славянские культы XI- XIII веков описаны Адамом Бременским.
  • Герборг – то же самое.
  • Эббон – то же самое.
  • Гельмольд – то же самое.
  • Козьма Пражский (XII век). История чехов с языческих времен..
  • Далимин (XIV век). То же самое.
  • Пржибик Пулкава. То же самое.
  • Неплах из Оратовиц. То же самое.
  • Кутен из Шпринеберка (XVII в). Предания чехов.
  • Гаек из Либочан (XVII в) предания чехов, перечисление их богов.
  • Винцентий Кодлбук (XIII век). Языческая Польша.
  • Богухвал – то же самое.
  • Дежва – то же самое.
  • Ян Длугош (XV век) – хроники и устные предания о языческой Польше. Частично - история Руси.
  • М.Меховский (XVI век). Польские хроники и фольклор, боги.
  • М.Кромер (XVI век). То же самое.
  • М.Бельский (XVI век). То же самое.
  • М.Стрыйковский (XVI век). Тоже самое.
  • "Mater Verborum" описывает польское язычество.
  • Ткадлечек (XIV- XVI в) так же приводит сведенья о религии поляков.
  • Восточноевропейский перевод библейской книги Иисуса Сираха содержит вставку с именем Велеса.
  • "Армянская география" (источникVIII века) сообщает о действиях славян во Фракии и содержит сведенья о происхождении славян, перекликающиеся со славянскими средневековыми преданиями.
  • Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век) писал о происхождении славян, о рассвете и гибели Волынского союза (в 7 веке).
  • "История Табаристана" (XIII – XV вв) ибн Исфендийара. Описаны контакты Сасанидского Ирана со славянами в V-VI веках.
  • "История Табаристана" Захир-ад-дина Мараши (XIII – XV вв). То же самое.
  • Сириец Иоанн Малала (середина VI века) пишет о нашествии болгар и славян, упоминает славянских богов.
  • Сириец Иоанн Эфесский (середина VI века). То же самое.
  • Михаил Сириец (XII в). Болгаро-славянские нашествия VI века
  • Абу-ль-Фарадж ибн Гарун, он же Григорий Иоанн Бар-Эбрей. (XIII век) Тоже самое.
  • Индекс запрещенных книг (XI-XIII века). Языческие верования болгар.
  • Синодик царя Борила. То же самое..
  • Начальная летопись (XI – XII век). О появлении восточных славян и предыстория Руси, верования и религия.
  • Повесть Временных Лет – то же самое.
  • Устюжский летописный свод (XVI век) на основе древней смоленской летописи – то же самое.
  • "Житие равноапостольного князя Владимира" описывает языческую веру славян.
  • "Житие преп.Авраамия Ростовского" - то же самое.
  • "Слово о полку Игореве" (XII век) – то же самое.
  • "Беседа трех святителей" - то же самое.
  • "Хождение Богородицы по мукам" - то же самое.
  • Языческие культы из устных преданий ("Сказание о зачатии Новограда", историческое описание Т.Рвовский) – то же самое
  • "Сказание об основании Ярославля" - то же самое.
  • Послание патриарха Николая III (XI век).
  • "Петиции Исидора" XV век.
  • Малые хроники XVI-XVII вв.
  • Апокриф "Сказание о царе Волоте Волотовиче".
  • "Рукописание Адама".
  • "Об озере Тивериадском".
  • "Закон судный людем" (XI век). Право. Болгария и Великая Моравия.
  • "Русская Правда" на основе древнего "Русского закона".
  • Немецкое "Швабское зеркало". XIII век. Право карантанцев.
  • "Рожмбергская книга". Чехия. Право XIII- XIV веков.
  • "Эльблонгская книга". Право. Польша XIII- XIV веков.
  • "Винодольский закон". Право. Хорватия XIII- XIV веков.
  • "Закон общий черногорский и горский" XVIII век.

О славянах VII – VIII веков:

Вера, мировоззрение и обычаи славян хорошо описаны в следующих источниках:

  • Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век). Промывальни золота и копи драгоценных камней.
  • Георгий Младший. "Житие Георгия Святогорского".
  • "Об истории, что о начале Русской земли и создании Новгорода" (XVII век).
  • "Слово св.Григория, арскрытое в толкованиях о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали, что и ныне творят" (XI- XII века).
  • Слово некого христолюбца и ревнителя по правой вере (XI века).
  • Беседа св.Григория Феолога об избиении града. (XI века).
  • Слово Исайи-пророка, истолкованное св.Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и Рожаницам (XII века).
  • Вопрошение Кириково, который спрашивал епископа Новгородского Нифонта и других (XII век).
  • Слово, истолкованное мудростью от св.апостолов и пророков, и отцов о твари и о дне, называемом неделя. (XII- XIII века).
  • Слово св.отца нашего Иоанна Златоуста (XIII век).
  • Слово от Святого Евангелия (список XIV века).
  • Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV век).
  • Слово и откровение святых апостолов (конец XV начало XVI века).
  • Беседа трех святителей (XIV век).
  • О вдохновении духа в человеке (список конца XV начало XVI века).
  • Устав преподобного Саввы (XIV век).
  • Поучения духовным детям (XIV век).
  • Пустынская летопись (XIV век).
  • "Синопсис". И.Гизель (1674 г.).
  • "Поучение в понедельник святого духа" (XVII век).
  • Исповедь каждого чина по Десятисловие (XVIII век).
  • Румянцевский сборник (XVIII век).
  • Анания Федоров. Суздальский летописец (1754 г.).
  • Статут провинциальный вкратце (1420).
  • Ченстоховская рукопись Яна из Михочина (1423 г.)
  • Рукопись польского гусита (XV век).
  • Польская глосса в житии св.Войцеха.
  • Истинная повесть об основании монастыря на Лысой горе (XVI век).
  • Хроника венгерского короля Белы (XIII век).
  • Хроника Неплах (XIV век).
  • Немецкий перевод хроник Далимиоа и Неплахи (XIV век).
  • Иржи Стржедовский. Церковная история Моравии.
  • Видукинд Корвейский. Деяния саксов (Х век).
  • Письмо св. Бруно Кверфуртского к императору Генриху III
  • Титмор Мерзенбургский. Хроника. (XI век)
  • Монах Альберт из Трех источников. Хроника. (XI век)
  • Послание епископа Адельгота (1108 г.).
  • Монах Прифлингенский. Житие Оттона (XII век).
  • Страсти мучеников, погребенных в Эбсторфе (XIV век).
  • Хроника Пулкавы.
  • Николай Марешалк Турий. Анналы герулов и вандалов (XV век).
  • Конрад Бото. Саксонская хроника (1492 г.).
  • Захариус Гарцеус (бранденбургский хронист XVI века).
  • Давид Хитреус. Саксонская хроника (XVI век).
  • Адальберт Кранц. Вандалия (1572 г.).
  • Христофор Манлий. Записки о делах Лужиц (1580 г.).
  • Петр Альбин. Мейссенская хроника (1590 г.).
  • История Каменкой епархии (первая половина XVII века).
  • Валентин фон Эйхштедт.
  • Иеремия Симон. Эйленбургская хроника XVI- XVII века.
  • Будышинские анналы.
  • Церковная история Силезии.
  • Экхардт "Памятники Ютербога" (1732 г.).

И отдельно – о наличии у славян-язычников письма до миссии Кирилла:

  • Черноризец Храбр "О письменах" (X век)
  • "Толковая Палея" (XV в)

Итого - сто девяносто семь письменных источников. Учите матчасть!


В качестве постскриптума – обращение к родноверам:

Ваши лень и безграмотность привели конфессию к тем проблемам, с которыми сталкиваемся каждый день. Это полемики, проигранные заведомо лгущим клерикалам (а ведь многие из этих споров были публичными). Это и ваша неспособность аргументировать те или иные аспекты язычества лично себе. Это невозможность воссоздать обряды и мировоззрение предков в форме, наиболее близкой к оригиналу, на что жалуются ваши же “общины”. Это и политиканство, принятое вами для заполнения информационной пустоты. Это продажные самозванцы, объявившие себя “волхвами” и дорвавшиеся до руководящих постов внутри родноверия. Это многочисленные фальсификации, которые, будучи легко критикуемыми, как ничто другое дискредитируют родноверие.

Вы поверили клерикальной лжи и сами постарались развалить родноверие. Приняв за аксиому отсутствие источников, вы утратили возможность полемизировать, проводить обряды, располагать идеологической платформой; вы призвали политиканов и коммерсантов управлять вами, и теперь поддерживаете их начинания, чтобы хоть как-то оправдать собственную никчемность.

А ведь стоило бы вам просто озаботиться поиском первоисточников – за краткий отрезок времени вы нашли бы большую часть из перечисленного выше. И уже тогда вам было бы намного проще воссоздавать и отстаивать веру предков.

Однако, вы поленились. Или же просто не хватило мозгов. И вы пошли дальше в собственной безграмотности – поверив христианской пропаганде, вы стали реконструировать ложь, призванную еще в незапамятные времена похоронить язычество под кучей сторонней грязи. Пьянки вместо ритуала встречи, блядки вместо обрядов плодородия, разбой вместо защиты родичей и родины, некроатрибутизм вместо светлых обрядов, аборт вместо долга деторождения… Продолжать перечислять? И ведь внутри себя вы стараетесь оправдать эту ложь, искусственно подгоняя под нее выдуманный вами же вариант “языческой базы”.

А самые безграмотные из вас винят в придуманном отсутствии источников официальную науку. Мол, продалась, сердешная, на панель “иудейскую” пошла. А ведь именно современной науке мы обязаны нашими знаниями. И ЭТИ достижения язычников не способен толком оспорить ни один клерикал. Потому-то они и стараются умолчать об открытиях ученых и, явно или исподволь, натравить родноверов на науку, дабы те, вместо могучего союзника брали себе в качестве базы гнилые подделки.

Академику Б.А. Рыбакову мы обязаны знаниями о развитии славянского язычества от палеолита до наших дней. Именно он создал теорию эволюции богов и открыл иерографические вышивки-молитвы на национальной одежде.

Д. Дудко сумел донести до масс доказательства существования докирилловского славянского письма.

Институт Философии АН СССР опубликовал обширный и подробный список славянских достижений в сельхозотраслях, в ремеслах, в политике и архитектуре, проявленных еще ДО крещения Руси.

С. Алексеев на основе сотен летописей арабов, византийцев, хронистов Западной Европы и пр. реконструировал историю славянских государств с 3 в.н.э. до Рюрика.

Неоценимый фольклорный и этнографический материал преподнесли В. Даль, С. Максимов, М. Забылин, А. Афанасьев.

А вы поверили, что про славян никому ничего не известно, и прозвали науку продажной во все времена. Хотя стоило бы дать себе труд задуматься: если о язычестве ничего не известно ЛИЧНО ВАМ, это не значит, что всем остальным людям так же ничего не известно.
Учите матчасть, господа родноверы. А господам клерикалам (хотя, какие они господа?) я настоятельно рекомендую извиниться за ложь относительно первоисточников. Причем – сделать это так же публично, как до этого лгали.

По сравнению с оригиналом текст незначительно поправлен и дополнен. Рекомендую всем, интересующимся историей развития древних славян в "докрещенскую" эпоху и озабоченным отсутствием письменных источников по данной теме. Igrok

Когда начинаешь писать о славянстве, многие начинают говорить, что официальных источников нет.

Старая дилемма – выходит перед аудиторией священник в образе мудрого пастыря или безвестный блогер в засаленной футболке, и выдается “аксиома”: “славяне до крещения – мразь, варвары, люди второго сорта, скоты, темные, дикие и озлобленные язычники”. При попытке доказать что-либо этому фанатику от мракобесия или политпроститутке в рясе, с их стороны следует “убойный” аргумент: “нет источников, которые свидетельствовали бы о достижениях язычников”.

Все. Тупик. Причем – обусловленный тупостью головы, деформированной тяжестью христианского, али какого иного фанатизма. Дескать, “нет – и все”. Археологические находки игнорируются, или их происхождение приписывается другим народам (как правило – крестившимся раньше славян). Исследования лингвистов обзываются “спорными”. На фольклорные свидетельства вешается ярлык “сказки”. Т.е. требования дятлов от монотеизма сводятся к тому, что “подайте нам летописные свидетельства о славянах, но пусть они будут написаны современниками древних событий” или же “пусть будут хроники, которые написаны в христианнейшей Византии, просвещенной Европе или мудром Востоке”.

Люди, поверившие этой лжи и бессильно разводящие руки перед требованием таких критиков, зачастую сами становятся продолжателями их дела: в отчаянии создают собственные “исторические артефакты” и распространяют под видом наследия предков – Велесова книга, Славяно-арийские веды, Боянов гимн, “Родовая кладь Голяковых”… Будучи слепленными дилетантами, эти фальшивки легко разоблачаются, чем и пользуются церковники, противники славян вообще и "просто" русофобы, иже с ними, громогласно вопя: “вот ЭТО они называют своей историей! Подделка! Теперь вы убедились, что у язычников НЕТ истории?!”

Поскольку мракобесие должным образом подкармливается, а потому растет и набирает массу (как компенсацию отсутствующей силе), придется мне в очередной раз макнуть этих господ рылом в их собственную ложь.

Нужны хроники Византии, Западной Европы и арабского Востока, написанные современниками славянских достижений? НАТЕ! Проверяйте достоверность и считайте количество!

О славянах I – II веков.

Рим

  • Птолемей. I – II век н.э. Первое упоминание о славянах и ругах.
  • Публий Корнелий Тацит. I –II век н.э. Описывает славянские (или славянизированные позже) народы Венедов и Ругов.

О славянах V - VI веков.

Византия.

  • Приск. V век. Славянский этногенез.
  • Начало VI века – Прокопий Кесарийский (цикл "Войны" с 5 по 8 книги), славяно-ромейские отношения, обычаи славян, устройство их общества. ("О постройках") – дополнение. ("Тайная история") – о мощи славян.
  • Плиний Старший (VI век) "Естественная история". Описание антов.
  • Агафий Миринейский ("О царствовании Юстиниана") рассказывает о славянах V века на службе в войсках Византии.
  • "Ответы на вопросы" VI век (Псевдокесарий или Кесарий Назианзский). Описаны нравы славян.
  • VI век. Славянская история у Иоанна Масха ("Луг духовный").
  • Сведения о дунайских войнах славян есть в указах (Новеллах) Юстииана.
  • Менандр Протектор. (V век) "История". Славяно-аварские войны и "славянская политика" Константинополя.
  • "История" Феофилакта Симокатты (конец VI века) - славяно-ромейские войны.
  • Феофан Исповедник (IX век) "Хронография". Славяно-ромейские войны, описанные у Феофилакта, но дополненные из других источников.
  • Архиепископ Иоанн из Фессалоники. "Чудеса св.Дмитрия Солунского".(VII-VIII вв.) События во Фракии с участием славян.
  • "Анонимный военный трактат" (VI век) Описывает военное дело славян.
  • Маврикий. "Стратегикон". (VI век). Устройство славянского общества, обычаи, хозяйство, материальная культура.
  • "Именник болгарских ханов". (VIII век). Славянские имена болгарской аристократии.

Западная Европа

  • Остгот Иордан VI век. О расселении славян. ("О происхождении и деяниях гетов"). О славянах и антах ("О сумме времен" или "Романа").
  • Флавий Магн Аврелий Кассиодор (V – VI вв) так же упоминал славян.
  • Латинский хронист Марцеллин (V - VI века) поминает славян как гетов (скорректировано с учетом сведений Феофилакта Симокатты)
  • "Баварский географ" (источник IX века) повествует происхождении и расселении славянских племен в V – VII веках.
  • Мартин Бракарский в эпитафии св.Мартину Турскому (VI век) сообщает о случаях крещения славян.
  • Виктор Тонненский в "хронике" упоминает болгарское нашествие 559 года.
  • Иоанн Бикларский ("Хроника") рассказывал о набегах славян на Византию.
  • Лангобардский историк Павел Диакон (конец VIII века). "История лангобардов". Столкновения славян с баварами.
  • Фома Сплитский. (XIII век) О появлении славян в Далмации (6 в н э).
  • Письма папы Григория.
  • Саксон Грамматик. Его труд "Деяния данов" содержат предание о славянском князе Бое. ("Сага о Книтлингах") – описание культов балто-славянского этноса.
  • Балто-славянские культы XI- XIII веков описаны Адамом Бременским.
  • Герборг – то же самое.
  • Эббон – то же самое.
  • Гельмольд – то же самое.
  • Козьма Пражский (XII век). История чехов с языческих времен..
  • Далимин (XIV век). То же самое.
  • Пржибик Пулкава. То же самое.
  • Неплах из Оратовиц. То же самое.
  • Кутен из Шпринеберка (XVII в). Предания чехов.
  • Гаек из Либочан (XVII в) предания чехов, перечисление их богов.
  • Винцентий Кодлбук (XIII век). Языческая Польша.
  • Богухвал – то же самое.
  • Дежва – то же самое.
  • Ян Длугош (XV век) – хроники и устные предания о языческой Польше. Частично - история Руси.
  • М.Меховский (XVI век). Польские хроники и фольклор, боги.
  • М.Кромер (XVI век). То же самое.
  • М.Бельский (XVI век). То же самое.
  • М.Стрыйковский (XVI век). Тоже самое.
  • "Mater Verborum" описывает польское язычество.
  • Ткадлечек (XIV- XVI в) так же приводит сведенья о религии поляков.
  • Восточноевропейский перевод библейской книги Иисуса Сираха содержит вставку с именем Велеса.
  • "Армянская география" (источникVIII века) сообщает о действиях славян во Фракии и содержит сведенья о происхождении славян, перекликающиеся со славянскими средневековыми преданиями.
  • Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век) писал о происхождении славян, о рассвете и гибели Волынского союза (в 7 веке).
  • "История Табаристана" (XIII – XV вв) ибн Исфендийара. Описаны контакты Сасанидского Ирана со славянами в V-VI веках.
  • "История Табаристана" Захир-ад-дина Мараши (XIII – XV вв). То же самое.
  • Сириец Иоанн Малала (середина VI века) пишет о нашествии болгар и славян, упоминает славянских богов.
  • Сириец Иоанн Эфесский (середина VI века). То же самое.
  • Михаил Сириец (XII в). Болгаро-славянские нашествия VI века
  • Абу-ль-Фарадж ибн Гарун, он же Григорий Иоанн Бар-Эбрей. (XIII век) Тоже самое.
  • Индекс запрещенных книг (XI-XIII века). Языческие верования болгар.
  • Синодик царя Борила. То же самое..
  • Начальная летопись (XI – XII век). О появлении восточных славян и предыстория Руси, верования и религия.
  • Повесть Временных Лет – то же самое.
  • Устюжский летописный свод (XVI век) на основе древней смоленской летописи – то же самое.
  • "Житие равноапостольного князя Владимира" описывает языческую веру славян.
  • "Житие преп.Авраамия Ростовского" - то же самое.
  • "Слово о полку Игореве" (XII век) – то же самое.
  • "Беседа трех святителей" - то же самое.
  • "Хождение Богородицы по мукам" - то же самое.
  • Языческие культы из устных преданий ("Сказание о зачатии Новограда", историческое описание Т.Рвовский) – то же самое
  • "Сказание об основании Ярославля" - то же самое.
  • Послание патриарха Николая III (XI век).
  • "Петиции Исидора" XV век.
  • Малые хроники XVI-XVII вв.
  • Апокриф "Сказание о царе Волоте Волотовиче".
  • "Рукописание Адама".
  • "Об озере Тивериадском".
  • "Закон судный людем" (XI век). Право. Болгария и Великая Моравия.
  • "Русская Правда" на основе древнего "Русского закона".
  • Немецкое "Швабское зеркало". XIII век. Право карантанцев.
  • "Рожмбергская книга". Чехия. Право XIII- XIV веков.
  • "Эльблонгская книга". Право. Польша XIII- XIV веков.
  • "Винодольский закон". Право. Хорватия XIII- XIV веков.
  • "Закон общий черногорский и горский" XVIII век.

О славянах VII – VIII веков:

Вера, мировоззрение и обычаи славян хорошо описаны в следующих источниках:

  • Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век). Промывальни золота и копи драгоценных камней.
  • Георгий Младший. "Житие Георгия Святогорского".
  • "Об истории, что о начале Русской земли и создании Новгорода" (XVII век).
  • "Слово св.Григория, арскрытое в толкованиях о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали, что и ныне творят" (XI- XII века).
  • Слово некого христолюбца и ревнителя по правой вере (XI века).
  • Беседа св.Григория Феолога об избиении града. (XI века).
  • Слово Исайи-пророка, истолкованное св.Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и Рожаницам (XII века).
  • Вопрошение Кириково, который спрашивал епископа Новгородского Нифонта и других (XII век).
  • Слово, истолкованное мудростью от св.апостолов и пророков, и отцов о твари и о дне, называемом неделя. (XII- XIII века).
  • Слово св.отца нашего Иоанна Златоуста (XIII век).
  • Слово от Святого Евангелия (список XIV века).
  • Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV век).
  • Слово и откровение святых апостолов (конец XV начало XVI века).
  • Беседа трех святителей (XIV век).
  • О вдохновении духа в человеке (список конца XV начало XVI века).
  • Устав преподобного Саввы (XIV век).
  • Поучения духовным детям (XIV век).
  • Пустынская летопись (XIV век).
  • "Синопсис". И.Гизель (1674 г.).
  • "Поучение в понедельник святого духа" (XVII век).
  • Исповедь каждого чина по Десятисловие (XVIII век).
  • Румянцевский сборник (XVIII век).
  • Анания Федоров. Суздальский летописец (1754 г.).
  • Статут провинциальный вкратце (1420).
  • Ченстоховская рукопись Яна из Михочина (1423 г.)
  • Рукопись польского гусита (XV век).
  • Польская глосса в житии св.Войцеха.
  • Истинная повесть об основании монастыря на Лысой горе (XVI век).
  • Хроника венгерского короля Белы (XIII век).
  • Хроника Неплах (XIV век).
  • Немецкий перевод хроник Далимиоа и Неплахи (XIV век).
  • Иржи Стржедовский. Церковная история Моравии.
  • Видукинд Корвейский. Деяния саксов (Х век).
  • Письмо св. Бруно Кверфуртского к императору Генриху III
  • Титмор Мерзенбургский. Хроника. (XI век)
  • Монах Альберт из Трех источников. Хроника. (XI век)
  • Послание епископа Адельгота (1108 г.).
  • Монах Прифлингенский. Житие Оттона (XII век).
  • Страсти мучеников, погребенных в Эбсторфе (XIV век).
  • Хроника Пулкавы.
  • Николай Марешалк Турий. Анналы герулов и вандалов (XV век).
  • Конрад Бото. Саксонская хроника (1492 г.).
  • Захариус Гарцеус (бранденбургский хронист XVI века).
  • Давид Хитреус. Саксонская хроника (XVI век).
  • Адальберт Кранц. Вандалия (1572 г.).
  • Христофор Манлий. Записки о делах Лужиц (1580 г.).
  • Петр Альбин. Мейссенская хроника (1590 г.).
  • История Каменкой епархии (первая половина XVII века).
  • Валентин фон Эйхштедт.
  • Иеремия Симон. Эйленбургская хроника XVI- XVII века.
  • Будышинские анналы.
  • Церковная история Силезии.
  • Экхардт "Памятники Ютербога" (1732 г.).

И отдельно – о наличии у славян-язычников письма до миссии Кирилла:

  • Черноризец Храбр "О письменах" (X век)
  • "Толковая Палея" (XV в)

Итого - сто девяносто семь письменных источников. Учите матчасть!


В качестве постскриптума – обращение к родноверам:

Ваши лень и безграмотность привели конфессию к тем проблемам, с которыми сталкиваемся каждый день. Это полемики, проигранные заведомо лгущим клерикалам (а ведь многие из этих споров были публичными). Это и ваша неспособность аргументировать те или иные аспекты язычества лично себе. Это невозможность воссоздать обряды и мировоззрение предков в форме, наиболее близкой к оригиналу, на что жалуются ваши же “общины”. Это и политиканство, принятое вами для заполнения информационной пустоты. Это продажные самозванцы, объявившие себя “волхвами” и дорвавшиеся до руководящих постов внутри родноверия. Это многочисленные фальсификации, которые, будучи легко критикуемыми, как ничто другое дискредитируют родноверие.

Вы поверили клерикальной лжи и сами постарались развалить родноверие. Приняв за аксиому отсутствие источников, вы утратили возможность полемизировать, проводить обряды, располагать идеологической платформой; вы призвали политиканов и коммерсантов управлять вами, и теперь поддерживаете их начинания, чтобы хоть как-то оправдать собственную никчемность.

А ведь стоило бы вам просто озаботиться поиском первоисточников – за краткий отрезок времени вы нашли бы большую часть из перечисленного выше. И уже тогда вам было бы намного проще воссоздавать и отстаивать веру предков.

Однако, вы поленились. Или же просто не хватило мозгов. И вы пошли дальше в собственной безграмотности – поверив христианской пропаганде, вы стали реконструировать ложь, призванную еще в незапамятные времена похоронить язычество под кучей сторонней грязи. Пьянки вместо ритуала встречи, блядки вместо обрядов плодородия, разбой вместо защиты родичей и родины, некроатрибутизм вместо светлых обрядов, аборт вместо долга деторождения… Продолжать перечислять? И ведь внутри себя вы стараетесь оправдать эту ложь, искусственно подгоняя под нее выдуманный вами же вариант “языческой базы”.

А самые безграмотные из вас винят в придуманном отсутствии источников официальную науку. Мол, продалась, сердешная, на панель “иудейскую” пошла. А ведь именно современной науке мы обязаны нашими знаниями. И ЭТИ достижения язычников не способен толком оспорить ни один клерикал. Потому-то они и стараются умолчать об открытиях ученых и, явно или исподволь, натравить родноверов на науку, дабы те, вместо могучего союзника брали себе в качестве базы гнилые подделки.

Академику Б.А. Рыбакову мы обязаны знаниями о развитии славянского язычества от палеолита до наших дней. Именно он создал теорию эволюции богов и открыл иерографические вышивки-молитвы на национальной одежде.

Д. Дудко сумел донести до масс доказательства существования докирилловского славянского письма.

Институт Философии АН СССР опубликовал обширный и подробный список славянских достижений в сельхозотраслях, в ремеслах, в политике и архитектуре, проявленных еще ДО крещения Руси.

С. Алексеев на основе сотен летописей арабов, византийцев, хронистов Западной Европы и пр. реконструировал историю славянских государств с 3 в.н.э. до Рюрика.

Неоценимый фольклорный и этнографический материал преподнесли В. Даль, С. Максимов, М. Забылин, А. Афанасьев.

А вы поверили, что про славян никому ничего не известно, и прозвали науку продажной во все времена. Хотя стоило бы дать себе труд задуматься: если о язычестве ничего не известно ЛИЧНО ВАМ, это не значит, что всем остальным людям так же ничего не известно.
Учите матчасть, господа родноверы. А господам клерикалам (хотя, какие они господа?) я настоятельно рекомендую извиниться за ложь относительно первоисточников. Причем – сделать это так же публично, как до этого лгали.

В настоящее время не существует общепризнанной теории формирования славянского этноса. Официальная наука упорно старается не замечать целого ряда документов и фактов, на основании которых можно было бы создать хоть какие-нибудь правдоподобные версии относительно происхождения славян, деяния которых с глубокой древности описываются античными историками и подтверждаются археологическими находками и исследованиями последнего времени.

5.1. Прежде германцев на всем побережье Балтийского моря проживали славянские племена. И историки в средние века прекрасно об этом знали. Одним из доказательств может служить европейская карта XIX века, составленная до сочинения норманнской теории, на которой на территории Руси располагаются гунны, аланы и готы и показано как они перемещались на территорию Европы.

Многие источники (письменные документы, карты и древние хроники) говорят о том, что вплоть до XVI–XVII века Европа говорила и писала на русском языке.

А единый язык, предполагает и единое государство– например, Империю, по Фоменко. Как уже указывалось, в Западной Европе в XVI в. использовался прарусский язык. Значит, там в ту пору языком международного общения был русский язык, и только с XVII века таковым становится латинский. [37]

5.2. На карте Швеции 1632 года все названия стран пишутся латинскими буквами, но не так, как они называются местным населением и известны сейчас, а так, как принято в русском языке: SVECIA (не Sweden или Sverige), DАНИЯ (не Denmark), NОРВЕГИЯ (не Norway или Norge).

Согласно В. Чудинову определенная часть Скандинавии была заселена славянами и называлась Святска Русь. А русский звук Я шведы передавали как ЕН. Поэтому они называли страну СВЕНТСКА. Со временем звук Т в середине слова исчез, и получилась страна с названием СВЕНСКА, то есть, по-шведски – Швеция. Русские забыли, что СВЕНСКА – это русское слово, и переиначили его на слово ШВЕЦИЯ. И совершенно закономерно шведы воспринимают слово СВЕН не только как ШВЕД, но и как начало имени СВЯТОСЛАВ как СВЕН. Это – лишнее подтверждение родства слов СВЕН и СВЯТ. Почему-то многие забывают, что в германских языках окончание прилагательного будет – ЕН, а не – СКА, то есть, СВЕДЕН, как называют Швецию немцы. Следовательно, в самоназвании Швеции как СВЕНСКА сохранился реликт русского языка, окончание краткого прилагательного – СКА.

5.3. На считающейся самой древней карте Европы Геродота на Юге Европы показаны тиррены, на Апеннинах – этруски, а на севере – кельты. На месте Греции видим Элладу, дальше Тракия (Фракия) на месте Югославии, Венгрии и Румынии, еще севернее Скифы, Сарматы. Германцев в Европе не видно. Они по Геродоту живут далеко на юге современного Ирана рядом с Эфиопами. Таким образом теория норманнского завоевания и заселения Европы Геродотом не подтверждается.[20]

«Славяне всегда были во оружии храбры, и начальствовали над многими людьми прежде пришествия Христова за 1460 лет, в которое время вышли из Скандинавии Готфы под тем же именем, и Славяне покорили себе всю Сармацию Европскую, потом (этот народ) разделился в разные начальства, и тогда получил разные себе имена; сиречь: Венеды, Славяне, Анты, Верлы или Ерулы, Аланы или Массагеты, Гирры, Скирры, Сирбы, Эминклены, Даки, Шведы, Фенны или Финны, Прусы, Вандалы, Бургондионы, Готфы, Остроготфы, Визиготфы, Геты, Гепиды, Маркоманны, Квады, Авары, Певкины, Баштарны, Роксоляны или Руси, Ляхи, Боеми или Чехи, Шлёнцы, и Булгары, которые все были един той же род Славенской, который еще и ныне более всех есть иных народов. Сеи народ Славенской всегда показовался свиреп, храбровоенен, и всегда славожелателен. Древний обычай у Славян был, еже не жити никогда во едином месте, но по пристоиности попасов, или яко неприятелей отбегаше, или казалося им тесно, меняли жительство, и преносили своя стяжания, живуще всегда под шатрами, воевательны, вольны, и неукротимы.

То не обрящется в прошедших временах другой храбреиш; понеже сей со удобностью претерпевал стужу и жар, и вся протчие неспособности воинские. Всегда бесстрашен предстоял, воеже полагати жизнь свою в тысящь бедств.

Порода Венедов была, на иные три разделена, нареченные Венеда, Анта и Славенская, которые произошли все три от того ж единаго корене Скандинавского; Славяне еще в Сармации живуще, чинили непрестанные войны против разных народов, и всегда были славными победителми, от чего восприяли и имя сие, еже нарицатися Славянами.

Из других источников известно, что 23 августа 476 года пала Великая Римская Империя. Но пала она не под ударами германских племен, как принято считать, а была упразднена за ненадобностью славянским князем Одоакром, вождем ругов (по Иордану) или вождем русинов (у других историков). Он сместил с престола последнего римского императора Ромула Августула.[43]

Справка.

Одоакр (433–493) – предводитель племени герулов, ругиев или скиров, живших в долине Дуная. В X–XII веках ругами именовали в Западной Европе жителей Киевской Руси. Сообщая о свадьбе в 1051 г. короля Франции с дочерью Ярослава Мудрого Анной, Гийом Жюмьежский, автор истории норманнов, писал, что Генрих женился на дочери короля ругов. Иногда ругами называют также полабских славян, населявших в средние века остров Рюген и прибалтийское славянское Поморье от Эльбы до Одера.

Сегодняшние немецкие историки и ученые не стесняются писать, что до германских народов на территории Германии жили славяне – бодричи и лютичи, которые были вытеснены на восток. Конечно, в нацистской Германии не признавали своего родства со славянами. В 1930-е годы в Германии производились раскопки, чтобы найти древние германские поселения, а нашли славянские (на мысе Аркона, в Мекленбурге и в других местах).

Во многих из них можно узнать знакомые нам названия.

5.5. Мауро Орбини в своей книге ссылается на других современных ему историков (многие из них нам неизвестны):

Справка. В результате многочисленных исследований и дискуссий историки в конце концов сошлись на том, что Новиетун располагался на берегу Дуная в районе притока Савы недалеко от Любляны, а Мурсианское озеро это Балатон.

И вот только теперь, спустя 150 лет после смерти Егора Ивановича, самостоятельно выискивая истину по крупицам, начинаешь понимать то, в чём он был убеждён и пытался донести до сознания своих современников.

Что еще можно к этому добавить. Только недоумение.

Чем можно объяснить, что труды Классена не изучаются в школе на уроках истории и об этом истинном патриоте России профессиональные историки стараются не упоминать?

Если это не измена Родине, то как это можно еще классифицировать?

Помните откровение Аллена Даллеса?

Так на Памире ещё до Р.Х. было царство скифов Roxanake (ныне область Roshan); лет за 150 до Геродота скифы из этого царства приходили воевать с мидянами. Наконец, за много веков до Р.Х. в Италии процветало государство этрусков, созданное древним народом, пришедшим из Азии; одна ветвь его называла себя рушами, её путь проходил по Малой Азии в Лидию и дальше морем; другая ветвь называлась расами или расенами, покинув (в XII веке до Р.Х.) своё государство – Урарту (XIII–VI века до н. э.) в области озера Ван – расены жили некоторое время в долине Аракса, потом на Северном Кавказе, причём часть их двинулась дальше по северным берегам Чёрного моря на

И этих данных вы не найдёте в школьных учебниках!

5.15. В указанной книге Юрий Иванович Венелин (1802–1839), урожденный Георгий Гуца, русин с Карпат, несправедливо забытый выдающийся русский историк, один из основателей славяноведения, затрагивает многие вопросы славянской истории и на основе редких или не дошедших до наших дней источников приводит в своих исследованиях научную аргументацию, позволяющую понять многие проблемы искаженной истории славян и России.

Так же называли славян Геренгольд, аббат Арнольд, Георгий Веренгерий, Сигизмунд Герберштейн и др.

Иоанн Великий Готский (святой, епископ Готский в Крыму) пишет, что вандалы и славяне одной нации и отличаются только по названию.

Прокопий Кесарийский, находившийся в войсках византийского полководца Велизария во время его похода против готов и посетивший эти народы, также признает, что все они одной нации, имеют одно имя и говорят на одном языке, по его выражению – готском.

Блестящее опровержение этого мифа представил В. Чудинов.

Таким образом подтверждается гипотеза о происхождении слова СЛАВЯНЕ от слова СОКОЛОВЯНЕ через переходное СЪКЪЛОВЯНЕ. Теперь становится понятным и происхождение упоминаемого Иорданом и другими историками названия скифов СКОЛОТЫ. Оно близко к промежуточному СЪКОЛОВЫ. А это подтверждает мнение ряда историков, что скифы и славяне это один народ.

По вопросу происхождения славян и славяно-русов имеются данные и гипотезы многих российских и советских археологов, из анализа которых можно сделать вывод, что те стоянки, которые к настоящему времени открыты на территории русской равнины, являются местом формирования общности славянских народов.

Во времена В. Татищева предками русского народа было принято считать скифов, сарматов и славян. В настоящее время это определение следует расширить и в число предков русского народа включить и древних русичей, и выходцев из Вагрии, из Литвы, и местные фино-угорские племена, и хазар, и гуннов, и авар, и татар, и ордынцев Золотой Орды.[24]

О родстве большинства из них со славянами говорит и Нестор:

Какого мы племени-рода

Не знаем теперь, хоть убей.

Но ближе всего нам свобода,

Дух вольницы скифских степей.

Эти данные нам показывают просто географически территорию Восточной части Европы, занимаемую славянами. Хронологической привязки нет и надо понимать, Нестор представлял, что так было после Потопа и спасения Ноя. Далее он пишет:

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Можно ли верить историческим источникам?

Онисим Гольдовский ЕВРЕИ В МОСКВЕ (по неопубликованным документам)[561]

Онисим Гольдовский ЕВРЕИ В МОСКВЕ (по неопубликованным документам)[561] Массовые выселения евреев из Москвы, начавшиеся с первых дней 1891 г., с момента получения первоначальных известий о назначении в Москву нового генерал-губернатора — покойного великого князя Сергея

7. Применение методики к некоторым конкретным историческим текстам

VIII. По документам вермахта: сопротивление до конца

VIII. По документам вермахта: сопротивление до конца В главу вошло около двух десятков различных документов, объединяет которые то, что они были подготовлены в высших инстанциях погибающего рейха.Гитлер отдает приказы о применении на территории Германии тактики

Историческим миф: оружие националистов

Цветана Кьосева (Болгария) РУССКИЕ ЭМИГРАНТЫ ИЗ БОЛГАРИИ Б РУССКОМ ОХРАННОМ КОРПУСЕ В ЮГОСЛАВИИ (По документам болгарских архивов)

Цветана Кьосева (Болгария) РУССКИЕ ЭМИГРАНТЫ ИЗ БОЛГАРИИ Б РУССКОМ ОХРАННОМ КОРПУСЕ В ЮГОСЛАВИИ (По документам болгарских архивов) Первого марта 1941 г. Болгария присоединяется к Трехстороннему пакту. В стране дислоцировались немецкие войска, проводилась политика

4. Применение метода к некоторым конкретным историческим текстам

Происхождение восточных славян. Прародина славян. Занятия восточных славян. Религия восточных славян.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН
Проблема происхождения славян сложна и запутана по причине отсутствия письменных источников. Поэтому вопросы этнического происхождения славян, их прародины, места и время обособления языка остаются спорными и нерешенными до конца. Современным историкам приходиться решать эти проблемы с помощью вспомогательных исторических дисциплин, таких как археология, антропология, лингвистика, топонимика, этнография.

В разное время историки высказывали различные предположения о происхождении славян от скифов, сарматов, литовцев, финнов, хазар, евреев, египтян, этрусков, даже от атлантов и гипербореев. От кого же на самом деле произошли славяне?

Достоверно известно, что славяне принадлежат к составляющей 45% населения всего земного шара индоевропейской языковой семье, в которую входят англичане, немцы, французы, итальянцы, греки, армяне, индийцы, иранцы, все восточные, западные и южные славяне и многие другие народы. Первоначально индоевропейцы были единой общностью, но приблизительно с IVт. до н.э. начинается постепенный распад индоевропейской языковой семьи на различные языковые группы восточную, западноевропейскую и многие другие. Причины распада индоевропейской общности историки видят в открытии меди и бронзы, освоении металлических орудий труда, ускоривших общественное развитие индоевропейских племён и их обособление друг от друга. На рубеже III-II т. до н.э. из индоевропейской семьи выделяется и так называемая славянская языковая группа, в которую входят 1. Восточные славяне: русские, украинцы, белорусы; 2. Западные славяне: Поляки, Чехи, Болгары; 3. Южные славяне: Сербы, Словаки, Хорваты, Словенцы, Черногорцы.

Выделившихся из индоевропейской языковой семьи предков славян античные авторы знают под именами антов, венедов, склавинов, при этом современные историки отождествляют антов с этническими предками восточных славян, венедов с предками западных славян, а склавин с южными славянами. Но под собственным именем славяне появляются сравнительно поздно только в IV в. н.э.
В период раннего средневековья, славяне, уже вполне сформировавшись как самостоятельный этнос, расселяясь по Восточно-Европейской равнине, в какой-то степени смешивались с угро-финскими, литовскими и даже тюркскими племенами. Но судя по всему в незначительной степени, поскольку инородные примеси существенно не изменили антропологический тип восточных славян.

ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
С древних времён, главным занятием славян было земледелие. Это убедительно доказали советские археологи, находившие во время раскопок на территории России, Украины и Белоруссии многочисленные семена злаков: пшеницы, проса, ржи, овса, ячменя; огородных культур; моркови, свеклы, репы, редьки, чеснока. Орудиями сельскохозяйственного производства у славян были: рало с железным лемехом, плуг, железные серпы, мотыги из рога оленя, каменные зернотёрки, сосуды для хранения зерна.

Природно-климатический фактор, о котором мы уже говорили выше, оказал существенное влияние и на системы земледелия, которых у восточных славян было две. На севере господствовала подсечно-огневая система, суть которой состояла в том, что сначала деревья подрубались, а когда высыхали, сжигались, удобренная золой почва несколько лет давала высокие урожаи, а когда земля истощалась, приходилась расчищать новый участок. После восстановления плодородия заброшенного участка его использовали снова. На юге доминировала переложная система земледелия. Земельный участок просто использовался до истощения, потом его забрасывали и переходили (перекладывались) на новую, ещё не истощённую землю.

Следующим по значимости после земледелия у восточных славян тесно связанным с земледелием было скотоводство, разводили свиней, крупный и мелкий рогатый скот. Археологами было установлено, что доля разведения свиней в сельском хозяйстве славян составляла примерно 42%-46%, крупный рогатый скот 26%- 28%, мелкий рогатый скот 12%-14%[1]. Заметную роль играла у наших предков торговля. Торговали со странами Востока и Запада преимущественно с Хазарским каганатом. Арабским Халифатом, Византией, странами бывшей Западной Римской империи. На экспорт шли воск, зерно, меха, мёд. Внутренняя торговля между восточнославянскими племенами была развита слабо.

Обилие лесов и рек богатых разнообразной дичью и рыбой предопределило у славян широкое развитие промысловых занятий, таких как охота, рыбалка, бортничество (сбор мёда диких пчёл), собирательство.

Подытожив сказанное можно сделать вывод, что для экономики восточных славян было характерно сочетание производящих и присваивающих видов хозяйства, при доминировании первых.

Однако, несмотря на всю важность вопроса, о религии восточных славян, мы знаем сравнительно мало.Тем не менее, ряд сведений о религии восточных славян дошёл до нас в трудах византийских и арабских авторов, русском фольклоре, уцелела единственная дошедшая до наших дней языческая летопись дохристианских времён – Книга Велеса, сообщают кое, что и древнерусские летописи, но крайне скупо и неохотно. Из этих источников мы знаем, что главными богами славянского пантеона были: Род-творец вселенной, Сварог - бог неба, Перун - бог войны и грома, Велес-бог торговли и скотоводства, Симаргл бог подземного мира, Стрибог - бог ветра, Хорос - бог солнца, Мокошь - богиня плодородия и покровительница рукоделия, Среча-богиня удачи, Леля богиня любви. Каждому из этих богов поклонялась определённая категория населения, например, Перуна почитали в основном князья и их дружинники, Велеса купцы и скотоводы, Стрибога - мореплаватели, Мокошь-домохозяйки.

Кроме богов мир природы, по мнению славян, был наделён различными духами низшего порядка. В лесу обитал леший, в реках водяной и русалки, в болоте кикимора, в поле полевик, в доме домовой, в бане банник, в овине овинник.

У славян так – же были развиты культ природы и культ предков. Культ природы выражался в почитании земли, которая мыслилась славянами как живое существо, поэтому на землю запрещалось плевать, сморкаться и т.п.; поклонении воде и огню. Например, славяне считали, что нельзя купаться после заката, так как вода в это время спит. В огонь запрещалась плевать, бросать нечистоты, мочиться и т.п. Поклонялись и деревьям. Священными деревьями у славян считались Дуб и Берёза. Тотемным животным у славян был медведь.

Культ предков нашёл своё проявление в почитании умерших предков, которые считались у славян покровителями и защитниками рода.

Основными праздниками славян были Коляда – поворот солнца на весну, Масленица – проводы зимы, Радуница – весеннее поминание предков, Купала - проводы лета, Красная горка – день исхода с Карпат.

После крещения Руси Владимиром христианство стало вытеснять язычество. Однако полностью языческие представления христианству истребить не удалось. Перун громовержец стал отождествляться у христиан с Ильёй пророком, Велес со св. Василием, Ярила со св. Георгием. Языческие праздники были приурочены к праздникам христианским: Коляда к святкам, красная горка к святой, радуница к фоминой неделям, а Купала к Иванову дню. Дожила до наших дней и вера в домовых, лешиев, водяных и русалок.

Таким образом, современное православие является симбиозом византийского христианства и восточнославянского язычества.
[1]См. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: 2004. С. 83.
[2] См. Асов. А. И. Указ соч. С. 11.
[3] Лесной С. Я. Откуда ты Русь. М.: 1995. С. 239.
[4] См. Лесной С.Я. Указ соч. С. 242.
[5] Цит. По кн. Асова А.И. Указ соч. С. 393.
[6] См. Лесной С.Я. Указ соч. С. 14.

Читайте также: