Исправление осужденных как основная категория пенитенциарной педагогики

Обновлено: 30.06.2024

Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки. Предмет, объект и задачи пенитенциарной педагогики. Исправление осужденных как основная категория пенитенциарной педагогики. Источники и связь пенитенциарной педагогики с другими науками.

Понятие методологии пенитенциарной педагогики. Методологические принципы пенитенциарно - педагогических исследований. Методы и методика исследования.

Место пенитенциарной педагогики в системе подготовки квалифицированных специалистов для органов, исполняющих наказания.

Используемая литература: [1, 2, 5-9].

Тема 2. Становление и развитие пенитенциарной педагогики

Возникновение и становление педагогических идей в работе с правонарушителями и беспризорниками в дореволюционной России.

Развитие теории и практики исправления осужденных в период 1917-1936 гг. Формирование прогрессивных форм и методов воздействия на осужденных. Формирование основ пенитенциарной педагогики в середине XIX–XX в. Вклад С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко и других в развитие пенитенциарной педагогики. Проблемы использования их наследия в деятельности исправительных учреждений.

Основные тенденции развития теории и практики перевоспитания осужденных в 20-50-е гг. XX в. Становление и развитие исправительной (пенитенциарной) педагогики как науки в 50-60-е гг. XX века. Экспериментальная и научно-исследовательская работа по проблемам исправления осужденных в 60-70-е гг. Положительный опыт исправления осужденных.

Влияние негативных явлений 70-80-х гг. на снижение эффективности воспитательной работы в исправительных учреждениях.

Тенденции и перспективы развития воспитательной системы исправительных учреждений. Развитие уголовно-исполнительной системы. Задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой России, и пути их решения. Система факторов, определяющих современное развитие уголовно-исполнительной политики.Формирование гуманной педагогической среды как оптимальное условие реализации цели наказания. Роль и задачи пенитенциарной науки на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы. Зарубежный опыт организации исправления заключенных. Опыт организации исправления осужденных.

Используемая литература: [1, 2, 5-9 ].

Тема 3. Особенности и закономерности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях

Понятие воспитательной системы. Факторы создания воспитательной системы. Движущие силы развития воспитательной системы. Этапы развития воспитательной системы. Специфика воспитательной системы исправительного учреждения. Структурные компоненты воспитательной системы.

Используемая литература: [1, 2, 3, 5-9].

Тема 4. Принципы исправления осужденных

Понятие принципов исправления осужденных и их систематизация. Характеристика принципов, определяющих содержание и направленность процесса исправления осужденных: целенаправленность процесса исправления осужденных; принцип соответствия средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса исправления; связь процесса исправления осужденных с жизнью; соблюдение законности в процессе исправления осужденных.

Характеристика принципов, определяющих педагогическую деятельность организаторов воспитательного процесса: включение осужденных в активную общественно полезную деятельность; принцип формирования в среде осужденных коллективистских отношений; принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; принцип опоры в воспитательной работе на положительные качества личности; принцип дифференцированного и индивидуального подхода; комплексный подход как методологический принцип воспитания и организации педагогических воздействий.

Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов воспитательной деятельности сотрудников исправительного учреждения. Дальнейшее развитие системы принципов воспитательной деятельности персонала исправительных учреждений.

Используемая литература: [1].

Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности.

ВложениеРазмер
osobennosti_uchebno_vospitatelnogo_protsessa.docx 19.16 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Особенности учебно-воспитательного процесса в школах пенитенциарной̆ системы

Пенитенциарная педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказаний.

Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности.

В наше время Россия уверенно занимает лидирующие позиции в мире по количеству лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. И не в этом ли одна из веских причин того грустного рекорда, который страна установила за эти же годы: по данным ЮНЕСКО, Россия по интеллектуальному потенциалу молодежи скатилась с третьего места в мире (1953г.) на сороковое. Вопреки устойчивому мнению, что среди населения России грамотность практически поголовная, 40% заключенных у нас безграмотны. То есть сложить буквы в слова могут, но при этом не понимают смысла прочитанного. Выходя на свободу из пенитенциарных учреждений, эти функционально неграмотные бывшие заключенные никак не способствуют повышению интеллектуального уровня российского общества.

Проблемы обучения и воспитания осужденных в колонии, лежащие в плоскости пенитенциарной педагогики, требуют совершенствования системы исполнения наказаний, главным образом – гуманизации и оптимизации условий отбывания наказания, педагогизации воспитательно-реабилитационного процесса.

Значение общеобразовательного обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК оно является одним из основных средств исправления осужденных.

Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции Российской Федерации права граждан на образование.

В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.

Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.

Получение осужденными среднего образования, как важный фактор позитивного развития личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Но есть причины, которые побуждают говорить о необходимости учитывать психологические особенности личности осужденных, особые условия их нахождения в исправительных колониях.

К таким особенностям относится следующее:

  • изоляция воспитанников от общества по решению суда, жесткие правовые предписания, предусматривающие особый режим работы с рядом ограничений, как для воспитанников, так и для педагогических работников;
  • жесткая регламентация режима отбывания наказания предусматривающая четыре его вида (обычные, облегченные, льготные и строгие);
  • психологическая неготовность воспитанников к обучению и адекватному восприятию воспитательного воздействия на них. Низкий стартовый познавательный уровень, несоответствие биологического возраста воспитанника классу обучения становятся серьезными препятствиями на пути его эффективного обучения и воспитания. Школа и происходящие в ней процессы вызывают у подсудимых только отрицательные эмоции, что является прямым следствием их глубокой десоциализации. Поэтому нежелание продолжать учебу в школе – характерное явление среди подавляющего большинства воспитанников в адаптационный период, особенно среди лиц, находящихся в карантинном отделении;
  • значительное отклонение в физическом и психическом развитии у большинства воспитанников. Все больше поступает в колонию нездоровых осужденных (алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ и т.д.);
  • возросла и продолжает расти доля осужденных, отбывающих наказание за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж, изнасилование;
  • частая сменяемость контингента воспитанников, связанная с незначительными сроками осуждения, условно-досрочным освобождением, уходом на пребывание в колонию поселение и другим обстоятельствам;
  • формирование классных коллективов из воспитанников разного возраста с различными условиями социальной дезадаптации;
  • система межличностных отношений воспитанников, основанная на уголовной субкультуре;
  • учебно-воспитательный процесс, который организован без учета особенностей развития сфер индивидуальности и личности воспитанника;
  • разработка теоретически обоснованных учебных программ по основным учебным дисциплинам, способствующим обучению осужденных, биологический возраст которых не соответствует уровню их образования. Эта проблема, хотя и обозначена в ведомственных изданиях, тем не менее, до настоящего времени никем не исследовалась, а, значит, и не решалась. Как не исследовалась и проблема создания теоретически обоснованных образовательных стандартов по всем учебным дисциплинам для школ воспитательных колоний с учетом особенностей контингента и особых условий обучения. Очевидно, этот пробел в педагогической науке вскоре все же найдет свое разрешение. При этом следует заметить, что данная проблема носит дискуссионный характер и может иметь разнонаправленные векторы решения, что делает ее еще более актуальной для будущих исследователей.

В воспитательных колониях в настоящее время сосредоточена значительная часть сотрудников различных служб, включенных в общий педагогический процесс: начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, оперативные работники, психологи, медицинские работники, администрация учреждения. Однако основная роль в педагогическом процессе принадлежит педагогическому коллективу школы. Организация эффективного учебно-воспитательного процесса в колониях является взаимодействие между школой и другими подразделениями с целью реального сотрудничества, которая диктует необходимость реформирования системы исполнения наказаний в отношении осужденных именно в направлении ее педагогизации и гуманизации.

Эффективный учебно-воспитательный процесс в современной школе воспитательной колонии невозможен без создания необходимой материально-технической базы. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок, лабораторного оборудования, делают процесс обучения более продуктивным. Учебники при исправительных колониях приобретаются на средства образовательной субвенции, которую выплачивает Управление Образования.

Школа обладает большим интеллектуальным и культурным потенциалам. Именно учителя, как никто другой, в исправительных учреждениях профессионально владеют средствами, методами и приемами воспитательного воздействия. Влияние школы на осужденных сказывается непосредственно в процессе обучения. Ведь каждый школьный урок представляет учителю возможность воздействовать на эмоционально-нравственную сферу учащихся, учить их диалектическому мышлению, разъяснять нормы этики и морали. Вопросы трудового и нравственного воспитания учащихся являются ведущими в процессе обучения.

Общеобразовательное обучение не только дает осужденным сумму определенных знаний, но и развивает интеллект, нравственность.

Благодаря наличию в исправительных учреждениях школы в коллектив сотрудников вливается значительный отряд педагогов-специалистов, использование которых в воспитательной работе способно намного повысить эффективность процесса перевоспитания, облегчить труд начальников отрядов.

Педагоги школы принимают участие: в составлении комплексных планов воспитательной работы с осужденными; проведение уроков города, тематических классных часов, конкурсах, подведений итогов соревнования, клубной работе, оформлении наглядной агитации. В организации и проведении индивидуальной работы с трудновоспитуемыми, работе советов воспитателей и методических советов.

Нельзя все общеобразовательное обучение сводить только к средней школе. Пути получения осужденными общего среднего образования могут быть различны: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; заочное обучение в средней школе; обучение с помощью учебно-консультационного пункта; обучение экстерном.

Каждая из вышеназванных форм получения общего среднего образования имеет право на существование. Но реализация некоторых из них возможна лишь при условии сохранения общеобразовательной школы, функции которой должны быть значительно изменены в сторону их расширения. В связи с этим необходимо пересмотреть учебные планы и программы, усилив прикладную направленность содержания естественно-технических учебных дисциплин и воспитательную роль гуманитарных предметов. С учетом специфики обучаемого контингента ввести в учебный план, например, курсы основ государства и права, этики и эстетики, психологии семейной жизни, проводить факультативные занятия по таким предметам, как иностранный язык, рисование, пение, физкультура и др. В рамках учебно-воспитательной работы школы организовать для осужденных предметные кружки и клубы по интересам. Занятия проводить как обычно, по расписанию, но по специальной программе.

И, наконец, школа на деле должна стать методическим центром воспитательной работы в исправительных учреждениях. Только гуманизация учебно – воспитательного процесса, широкое привлечение самих воспитанников к организации и управлению им, исключение из педагогической практики любых форм насилия могут привести к положительным результатам.


2. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. – Рязань: Академия права и управления Минюста России. 2003. – 320 с.

5. Юридический энциклопедический словарь /под ред. А.Я. Сухарева. – М.: Советская энциклопедия, Изд. 2-е доп. 1987. – 528 с.

Исправительная деятельность отличается комплексным характером, элементами которой выступают воспитание, образование, обучение, формирование, развитие и т.д. Пенитенциарная педагогика воспитание определяет как социальное целенаправленное создание условий (материальных духовных, организационных) для развития человека. Важное значение имеет совместная деятельность, взаимодействие воспитателя и воспитуемых, результатом чего должно быть изменение, формирование, развитие личности с учётом её способностей, интересов, направленности. А обучение как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества [2, с. 8–9]. Пенитенциарная педагогика тесно связана с уголовно-исполнительным правом, поскольку, с одной стороны, педагогические факты, механизмы и закономерности проявляются в правовом пространстве. С другой стороны, уголовно-исполнительное право не может не учитывать педагогические и психологические особенности лиц, отбывающих уголовные наказания, а также педагогическое и психологическое воздействие правовых норм на человека. Отсюда закрепление норм, связанных с воспитательным и исправительным процессом в уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативно-правовых актах.

Исправительный процесс основывается на общих началах общей, социальной, возрастной педагогики, а также других отраслями педагогической науки.

Реализация процесса гуманизации процесса исполнения наказаний и всё большее обращение в работе с осуждёнными к педагогическим методам воздействия на них как решающего условия достижения главной цели – их исправления – тесно связывает уголовно-исполнительное право и пенитенциарную педагогику.

Следовательно, пенитенциарная педагогика имеет двухсторонние связи с большинством пенитенциарных наук, таких как криминология, психология, андрология и т.д., она обогащается за счёт сведений, полученных от них, и, вместе с тем, сама поставляет им научные сведения, воздействует на нормы уголовно-исполнительного, других отраслей права, а также на практические результаты работы с осуждёнными.

Наиболее тесно взаимодействие исправительной педагогики и общественного воздействия проявляется в педагогическом принципе связи обучения осуждённого с жизнью, с практикой развития общества.

В связи с тем, что исправление осуждённого является одной из трёх целей уголовного наказания, а социальным заказчиком этого результата выступает государство и общество, то кто же, как ни они больше всего заинтересованы в его достижении. Необходимо понимать, что только усилий со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего уголовное наказание недостаточно. Поэтому привлечение к участию в этой работе общественности и институтов гражданского общества очень важно.

Содержание рассматриваемого нами принципа предусматривает обеспечение непрерывности процесса получения образования, обучения и применения его в практической деятельности (например, трудоустройства) осуждённого в период отбытия наказания и после освобождения, формирование правопослушного поведения и обеспечение условий для самостоятельного принятия решения осуждённым и понимания ответственности за его результаты. Следовательно, процесс обучения должен стимулировать обучающихся использовать полученные знания на практике, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывать собственные подходы и взгляды. Реализация данного принципа предполагает связь обучения с перспективами развития экономики, культуры, территорий своего города, села, области, государства, воспитание у осуждённых сознательного и положительного отношения к труду, государственной, коллективной и частной собственности, особенно важно, когда в основу воспитания положен личный пример. Такие возможности могут широко использовать общественные организации, объединения, реализующие социальные программы и взаимодействующие с учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания по вопросам профессионального обучения осуждённых, трудоустройства, восстановления и укрепления социальных связей, профилактики и предупреждения алкоголизма, наркомании и т.д.

Процесс исправления осуждённых имеет составные части: трудовое, нравственное, правовое, эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое воспитание. Анализ практики общественных организаций и граждан, участвующих в процессе исправления осуждённых, показывает, что все эти направления широко представлены в их деятельности.

1) профориентация различных групп и категорий молодежи в направлениях агро-бизнеса;

Итак, на приведённом примере видно, что при реализации педагогического принципа связи обучения осуждённого с жизнью, с практикой развития общества выстраивается следующая технологическая цепочка: обучение (образование, воспитание) – практика (трудоустройство, поступки (поведение)) – результат внутренний (осуждённый) (материальное обеспечение, изменение поведения (полное, частичное) на правопослушное) – результат внешний (экономический, социальный: создание новых рабочих мест, расширение производства, строительство жилья, воспитание личности). А всё это в совокупности оказывает преобразующее воздействие не только на осуждённого, а также на общество и государство. Большой труд? Безусловно. Нужный? Бесспорно. Сложно? Конечно.

Пример такой деятельности со стороны региональных организаций не единичный. В настоящее время налажено конструктивное взаимодействие с общественными и религиозными организациями, центрами социальной реабилитации по оказанию помощи освободившимся из мест лишения свободы. Функционирует порядка 90 таких центров, но этого катастрофически недостаточно. За последние годы пенитенциарная система России уделяет всё большее внимание взаимодействию с общественными организациями, становится всё более открытой для институтов гражданского общества, где осуществляется политика по выстраиванию чёткой и планомерной работы, направленной на обеспечение прозрачности деятельности уголовно-исполнительной системы.

Итак, анализ деятельности общественных организаций, частных фермеров свидетельствует, что это направление работы находит активное развитие и администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, высказывает большую заинтересованность в сотрудничестве и привлечении их к работе с осуждёнными. Исправительный процесс, основанный на применении педагогического принципа связи обучения осуждённого с жизнью, с практикой развития общества становится одним из важных принципов, реализуемых в современных сложных экономических условиях развития государства и обеспечивающих достаточный адаптационный потенциал личности после освобождения.

Рецензенты:

Иванцов С.В., д.ю.н., профессор, профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва;

Борисов С.В., д.ю.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, г. Москва.

Исправительно-трудовая педагогика – это одна из отраслей общей педагогики, которая занимается вопросами организации воспитания и обучения лиц, находящихся в местах лишения свободы, где они оказались в результате совершения противоправных действий.

Выделение исправительно-трудовой педагогики в самостоятельную научную отрасль обусловлено в первую очередь особенностями её объекта и предмета, а также условиями, в которых находятся осужденные.

Содержание исправительно-трудовой педагогики включает в себя теоретические и практические навыки перевоспитания лиц, которые находятся в заключении за совершение разнообразных преступлений. Кроме того, она находится в тесной взаимосвязи с юриспруденцией и правоведением.

Основная цель исправительно-трудовой педагогики – организация эффективного воспитательного процесса, направленного на перевоспитание заключенных, формирование у них устойчивой жизненной позиции, культурных и нравственных норм поведения.

Исправительно-трудовая педагогика, как самостоятельная научная область использует все основные понятия общей педагогики, а также включает в себя ряд специфических. Основными специфическими понятиями исправительно-трудовой педагогики являются понятия перевоспитания и исправления.

Перевоспитание – это двусторонний процесс, который включает в себя педагогическую работу реализуемую воспитателями и администрацией исправительного учреждения, и непосредственная деятельность самого осужденного, направленная на усвоение, оказываемого на него педагогического воздействия.

Готовые работы на аналогичную тему

Исправление является целью и конечным результатов перевоспитания, проявляется оно в стойком формировании таких навыков как самовоспитание и саморазвитие.

Объект и предмет исправительно-трудовой педагогики

Объект исправительно-трудовой (пенитенциарной) педагогики – воспитательная система исправительного учреждения.

В настоящее время к исправительным учреждениям относятся не только колонии и тюрьмы, но и различные лечебные исправительные учреждения. Соответственно объект исправительно-трудовой педагогики достаточно широк, в чем и проявляется его особенности.

В зависимости от вида исправительного учреждения, вокруг заключенного создаются определенные условия (правила, режим и т.д.), что требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае.

Например, в следственных изоляторах (СИЗО) подследственные не являются осужденными, так как они находятся в данном учреждении до вынесения приговора, соответственно воспитательное воздействие на них минимально, и они не могут являться объектом рассмотрения пенитенциарной педагогики, так как относятся к юрисдикции судебных и следственных органов.

Предмет исправительно-трудовой (пенитенциарной) педагогики – педагогические особенности и закономерности функционирования отечественной уголовно-исполнительной системы.

Основная задача, стоящая перед исправительно-трудовой педагогикой заключается в разрушении сложившихся стереотипов и привычек, формирование у осужденных общепринятой и одобряемой модели поведения.

Основные категории исправительно-трудовой педагогики

При организации педагогического процесса в уголовно-исправительном учреждении, его сотрудники гораздо чаще сталкиваются с таким явлением как девиантное поведение. Именно у осужденных противоречия в личностном развитии проявляются максимально ярко. Большинство осужденных проявляют такие черты личности как жестокость, эгоцентризм и т.д. В связи с чем, в практике исправительно-трудовой педагогики возникает потребность в выработке индивидуальных методов и средств с осужденными, с целью их исправления и перевоспитания.

Необходимо отметить, что используемые методы и средства так же имеют некоторые отличительные особенности. Наряду с общепризнанными и традиционными методами, средствами, приемами и формами коррекционно-педагогической работы, используются и карательно-воспитательные методы воздействия на осужденных.

Карательно-воспитательное воздействие – это мера воздействия, которая предусматривает определенные наказания для осужденного, с целью воспитательного воздействия на него.

Например, при нарушении режима или общего порядка, осужденного помещают в штрафной изолятор на определенное время. Пребывание в штрафном изоляторе – это кара, проводимые с ним воспитательные беседы, при нахождении в изоляторе – это воспитание.

Под ним в пенитенциарной педагогике понимается двусторонний педагогический процесс, включающий совместную целенаправленную деятельность субъекта (воспитателя, сотрудника) по организации своих собственных усилий и системы внешних воздействий, а также деятельность объекта (осужденного) по усвоению данных воздействий. Результатом такого взаимодействия выступает тот или иной уровень положительного изменения личности, т.е. ее исправление.

Читайте также: