Какой тезис относится к правовому государству основные права определяются и устанавливаются

Обновлено: 25.06.2024

В ходе предшествующей исследовательской работы на международном уровне, связанной с взаимоопределением международных доктрин Верховенства права (Rule of Law) и Правового государства (Legal State, Rechtsstaat) было установлено, что практически не выработано единообразных позиций в отношении самого понятия Правового государства. В связи с этим представляется необходимым определить некоторые ключевые признаки Правового государства, реперные точки в этой области, от которых можно бы было отталкиваться в дальнейшей исследовательской работе. Ряд из них уже выделялся ранее теми или иными исследователями, но некоторые артикулируются впервые.

Кроме того, важно отметить, что классификация признаков Правового государства является достаточно условной. Многие из них могут в определенные моменты времени вытекать из других или обосновываться через них, в чем-то пересекаться. Их выделение осуществляется исходя из их самостоятельной роли и значимости.

Основываясь на данных посылках, мы можем определять следующие основные признаки Правового государства.

1. Всеобщая подчиненность праву и формальное равенство. Эти достаточно очевидные критерии неоднократно выделялись многими исследователями права и закрепляются непосредственно в Конституции России. Они означают недопустимость дискриминации, запрет непроцессуального воздействия исполнительной власти на судебную, равную защиту всех форм собственности и т.п.

2. Правовая законность при возможности оспаривания законов. Правовое государство предполагает установление правил законодательствования и системы законодательства, необходимых для конкретного регулирования повседневной жизни. Без соблюдения законов в обществе существовал бы хаос. До момента утраты законом силы необходимо его всеобщее исполнение. Правовой характер закона презюмируется.

Законы должны соответствовать правовым принципам, заложенным в Конституции. Кроме того, нормативные правовые акты должны отвечать принципу системности. Каждый, кто считает, что тот или иной закон или другой нормативный правовой акт нарушает Конституцию или вышестоящий нормативный правовой акт применительно к правоотношениям, участником которых он является, должен иметь возможность оспаривания этого закона или другого нормативного правового акта по этому основанию.

Законы должны быть понятными лицам, которым они адресованы. Законы должны публиковаться способом, соответствующим современному развитию технологий и связи (в том числе в форме, доступной для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями).

3. Правовая определенность и стабильность правопорядка.

Эти критерии уже неоднократно приводились Конституционным Судом Российской Федерации и исследователями.

Предсказуемость законодательства обеспечивается концептуальной законодательной стратегией, которая может быть выражена в той или иной форме. Это позволяет адресатам законов понимать вектор законодательной политики.

В структуре судебной власти должны быть приняты инструменты обеспечения единообразия судебной практики. В этом смысле решения высшего суда по любому делу должно иметь прецедентный характер.

Частные лица вправе ожидать неизменности своего правового статуса, признанного в официальном порядке. При формировании прав и обязанностей, участии в правоотношениях они вправе руководствоваться разумными правовыми ожиданиями.

5. Обоснованность правотворчества.

Законодательные и иные акты с учетом необходимости надлежащего обеспечения и защиты конституционных прав граждан и поддержания конституционных принципов должны, особенно если они ограничивают права и свободы, иметь достаточное конституционное обоснование, т.е. проходить в той или иной форме предварительный конституционный контроль.

Помимо этого, разработка нормативной правовой базы должна сопровождаться необходимыми научными и экспертными исследованиями.

6. Ответственность государства. В данном случае под ответственностью государства подразумевается не имущественная ответственность, а ответственное поведение. Это означает недопустимость возложения на частных лиц бремени последствий ошибок государства. Таким образом, граждане могут добросовестно извлекать преимущества из государственных ошибок.

7. Поддержание доверия населения к власти и праву. При отсутствии такого доверия нормальное развитие государства невозможно. Ключевыми условиями поддержания доверия с правовой точки зрения являются, в том числе:

исключение принятия заведомо неисполнимых законов и учет объективной действительности при законотворчестве.

8. Текущая конституционная эффективность государственных институтов. Этот признак связан с поддержанием доверия к власти, но имеет самостоятельное значение. Он означает, что государственные институты могут работать только и исключительно в целях обеспечения и защиты конституционных и иных прав, свобод и интересов населения. Любое действие или решение органа власти или должностного лица должно согласовываться с указанной целью.

Принципом работы органов власти и должностных лиц должно быть максимальное содействие гражданам и организациям, институтам гражданского общества в решении их проблем. Органы власти и должностные лица должны осуществлять максимальную помощь и поддержку гражданам и организациям, институтам гражданского общества в рамках оказания государственных услуг и реализации государственных функций. Не допускается какое-либо необоснованное усложнение административных процедур, возложение на граждан и организации обязанностей по сбору документов и сведений, которые могут быть получены органами власти и должностными лицами самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия. Не допускается требование документов и сведений, выдаваемых государственным же органом, если другой орган их не выдал.

Применительно к частным лицам государственные институты воспринимаются как представители одного лица – государства. В этом смысле государственные институты должны решать проблемы межведомственного взаимодействия самостоятельно и не вправе ссылаться в обоснование отказа в реализации своей функции на недоработки другого государственного института.

Должностные лица и органы власти должны не только не запрещать, но и поощрять все правомерные виды активности граждан, организаций и институтов гражданского общества, в том числе предпринимательство, общественную и политическую деятельность, создание объединений граждан и организаций, обеспечивать необходимые и разумные условия для соответствующих видов активности.

Содействие граждан, организаций, институтов гражданского общества осуществлению функций должностных лиц, органов власти не может быть основанием для устранения указанных должностных лиц и органов власти от эффективного осуществления соответствующих функций.

Этот признак также означает приоритет расходов на культуру, образование и здравоохранение над другими, недопустимость их финансирования по остаточному признаку.

11. Конституционная экономика и публичные принципы использования публичной собственности.

Конституционная экономика как критерий экономической политики государства и инструмент участия гражданского общества в определении приоритетов этой политики предполагает в том числе, что при решении ключевых конституционных вопросов необходимо исходить из конституционных требований и ценностей. Экономическая политика должна быть направлена на долгосрочное поддержание и повышение качества жизни людей и обеспечение защиты их конституционных прав.

Публичная собственность должна использоваться исключительно в публичных целях. Использование публичной собственности не может иметь основной целью извлечение прибыли.

12. Исключение частного регулирования публично-правовыми методами. Приоритет экономического и социального стимулирования перед ограничениями и запретами.

13. Конституционная дисциплина, которая предполагает немедленное изменение и отмену законов, признанных неконституционными.

14. Стремление к миру. Приоритет защиты культурного, исторического и иного наследия человечества в случае войны.

15. Доверие государства к гражданам. Недопустимость чрезмерного императивного вмешательства в частную жизнь и гражданский оборот.

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С - 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

1. Гражданское общество и правовое государство

2. Правовое государство

Правовое государство – это организация политической
власти, которая создает условия для наиболее
полного осуществления прав и свобод человека и
наиболее последовательного связывания с помощью
права механизма государства в целях ограждения его
от злоупотреблений со стороны власть имущих.

3. Правовое государство

Главная цель:
Обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.
Признаки:
Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в
том числе и по отношению к самому государству.
Реальное разделение властей.
Взаимная ответственность личности и государства.
Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и
социальная защищенность.
Политический и идеологический плюрализм.
Стабильность законности и правопорядка в обществе.
Подчинение национальных правовых систем международному
праву.

4. Правовое государство.

Пути формирования
Превращение
закона в
решающее
средство
управления
всеми сторонами
жизни общества,
для чего
необходимо
изменение
соотношения
закона с
подзаконными
актами в пользу
первого
Достижение
такого
состояние
общества, при
котором
соблюдение
закона
выгоднее его
нарушения, что
предполагает
высокий
уровень
правовой
культуры
Превращение
правоохраните
льных органов
в рабочий
механизм,
активно
содействующий
становлению
правопорядка
Децентрализац
ия управления,
расширение
компетенций
местных
органов власти

5. Стр. 31-33 – составить схему власти РФ

Власть
Законодательная
Исполнительная
Федеральн
ое
собрание:
Совет
Федерации
Государств
енная
Дума
Правительст
во
Судебная
Конституцио
нные суды
(Конституци
онный Суд
РФ,
конституцио
нные суды
субъектов
Федерации)
Суды общей
юрисдикции
(Верховный
Суд РФ,
верховные
суды
субъектов
Федерации,
районные и
мировые
суды)
Арбитражны
е суды

6. Гражданское общество

Гражданское общество - совокупность
негосударственных общественных отношений,
выражающих разнообразные частные интересы и
потребности граждан в различных сферах жизни. В
нем преобладают не вертикальные (соподчиненные),
а горизонтальные связи и отношения между людьми.

7. Гражданское общество

Основные черты:
Верховенство закона
Создание условий для саморазвития граждан в сфере
экономики, политики, культуры
Доступность образования
Деятельность политических организаций во благо всех
членов общества
Наличие сильной системы СМИ

8. Органы местного самоуправления - это органы демократической самоорганизации граждан

Муниципальное образование (город, район, село)
Население управляет посредством:
Схода, т.е. общего собрания жителей;
Референдума;
Прямых выборов органов самоуправления
Представительный орган
Выборный орган
Выборное собрание
Глава муниципального образования –
мэр, староста, глава администрации
(Дума, комитет и т.д.)
Назначаемый главой муниципального
образования аппарат управления администрация

9. Задание №1. Какой тезис относится к правовому государству?

Происхождение прав человека.
Главное предназначение права.
Основные права определяются и устанавливаются
государственной властью.
Основные права имеют естественное происхождение (т.е.
присущи человеку от рождения) и закрепляются
государственной властью.
Право призвано выражать и защищать интересы государства и
является средством подчинения людей государственной воле.
Право призвано утверждать и защищать права человека,
поскольку свободная личность является высшей ценностью
общества.
Соотношение государства и права.
Право рождается в “коридорах” государственной власти и
полностью подчинено ей.
Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни,
оно выше государства.

10. Задание №2

Назовите принцип, который лежит в основе данной
конституционной нормы. Соблюдение этого принципа
признается одним из признаков правового
государства. Назовите еще три. “Государственная
власть в Российской Федерации осуществляется на
основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти
самостоятельны” Конституция РФ.

11. Задание №3

В приведенном перечне выделите элементы сдержек
и противовесов между ветвями власти в правовом
государстве.
Институт уполномоченного по правам человека.
Отлагательное вето президента.
Экспертиза законов и подзаконных актов на их
соответствие конституции Конституционным судом.
Свободные средства массовой информации.
Конфедерация обществ защиты прав потребителей.
Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

Читайте также: