Имеет ли право незрячий студент ли студентам заходить в учебную аудиторию с собакой проводником

Обновлено: 30.06.2024

1. Выберите наиболее корректную формулировку для использования в общении.

2. Если человек с инвалидностью заметил, что Вы наблюдаете за ним, как лучше поступить?

3. Как лучше построить общение с человеком, у которого выраженные нарушения речи?

4. Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении?

Человек с ментальными нарушениями

5. Какая формулировка наиболее корректная?

Человек с расстройствами аутистического спектра

6. Что из предложенного не относится к дискриминации людей с инвалидностью?

Проведение различий между людьми при оказании мер защиты и помощи

7. Допустимо ли дотронуться до слепоглухого собеседника при общении?

Нет, недопустимо ни при каких обстоятельствах

8. Как наиболее корректно назвать человека с инвалидностью по слуху?

9. Какие действия допустимы при знакомстве с человеком, использующим протез руки?

Протянуть руку для приветствия и не акцентировать внимание на протезе

10. Какие особенности характерны для людей с расстройствами аутистического спектра?

Все вышеперечисленные варианты

11. Как построить общение с человеком, передвигающимся на кресле-коляске?

12. Как поздороваться с человеком с нарушением слуха?

Установить зрительный контакт, говорить повернувшись лицом к собеседнику

13. Если во время общения с незрячим собеседником Вам необходимо отлучиться, как правильнее поступить?

Предупредить незрячего человека о необходимости отлучиться, а вернувшись, сообщить о своем присутствии

14. При знакомстве с человеком с инвалидностью допустимо ли спрашивать о заболевании или травме?

15. Какую формулировку выбрать при общении с человеком с нарушением зрения?

Незрячему человеку неуместно предлагать подобное

16. Как построить общение с неслышащим человеком в сопровождении переводчика жестового языка?

Следует обращаться непосредственно к человеку с нарушением слуха

17. Чего НЕ следует делать, если человек с инвалидностью поставил костыли в проходе и они мешают окружающим?

Обратиться к человеку с инвалидностью с просьбой переставить костыли

18. Как начать общение с человеком с нарушением зрения?

Дотронуться до плеча и представиться

19. В коллективе новый сотрудник с инвалидностью. Укажите наиболее корректные действия со стороны работодателя.

Работодателю необходимо заранее адаптировать рабочее место и определить трудового наставника

20. Если в письме или обращении человек оставил комментарий, что у него есть нарушение слуха. Как лучше ответить на запрос?

21. При общении с человеком с нарушением слуха, корректно ли переспрашивать суть вопроса, если вы не поняли друг друга?

22. Что допустимо при сопровождении человека на кресле-коляске?

Задать вопрос, нужна ли человеку помощь и чем Вы можете помочь.

23. Человек с нарушением зрения заходит перед Вами в помещение и, очевидно, испытывает трудности с открытием двери. Какие действия допустимы?

Инициативно предложить помощь, но сперва уточнить, какая помощь нужна.

25. Какой формат оказания услуги лучше предложить человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, если Ваш кабинет на втором этаже, а в здании нет лифта?

Предложить посетителю, который передвигается на коляске, получить услугу в помещении на первом этаже.

26. Как поступить при сопровождении незрячего человека, если перед вами узкая дверь?

27. При общении с человеком с ментальными нарушениями желательно:

Использовать короткие и простые фразы и вопросы. Постараться не перебивать и не договаривать фразы за собеседника.

28. Вы предложили человеку с инвалидностью свою помощь. Он отказался. Ваши действия?

Не навязываться и не предлагать помощь повторно.

29. Кто НЕ входит в число маломобильных групп населения (МГН)?

30. Как помочь незрячему человеку сесть на стул?

Подвести поближе к стулу и положить руку незрячего на спинку стула.

31. Оказывая помощь в сопровождении человека, использующего кресло-коляску, Вы заметили препятствие на пути движения. Как лучше поступить?

Предупредить о препятствии и поинтересоваться, что необходимо сделать.

32. Чего не следует делать при взаимодействии с человеком с расстройствами аутистического спектра?

Прикасаться к человеку, держать человека за руки.

33. Какая просьба по отношению к человеку, использующему кресло-коляску, будет корректной?

34. Как построить общение с человеком с расстройством аутистического спектра?

35. Какая помощь незрячему человеку будет излишней при посещении кафе?

Помощь с приемом пищи — разрезать мясо, полить блюдо соусом, поднести бокал.

36. Как правильно называется собака, которая помогает людям с нарушением зрения передвигаться и ориентироваться в пространстве?

37. Какие технические средства НЕ предназначены для помощи в общении с окружающими?

38. Какой вид пешеходных светофоров наиболее доступен для незрячих людей?

Светофор с голосовой озвучкой улицы перехода.

39. Считается ли несоблюдение правил по обеспечению Доступной среды нарушением закона?

Является административным правонарушением.

40. Что такое шрифт Брайля?

Рельефно-точечный тактильный шрифт.

41. Что НЕ относится к созданию доступной среды на объекте социальной инфраструктуры?

Стойка с информацией о правах потребителя и жалобной книгой.

42. Какие технические средства реабилитации помогают людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в передвижении?

Незрячий человек с собакой-проводником может находиться в любом общественном месте или в транспорте.

44. Как правильно называется переводчик, помогающий общаться людям с ограничением слуха?

45. Какой альтернативный формат представления текстовой информации наиболее удобен для людей с ментальными нарушениями?

46. Как можно оценить информационный ресурс (веб-сайт или приложение для смартфона) на соответствие требованиям доступности для людей с инвалидностью по зрению?

47. Какие инструменты обеспечения доступности зданий НЕ предназначены для незрячих?

48. Какой вариант посадки в транспорт безопасен для незрячего человека?

С помощью сигнала звукового маяка.

49. Какие средства адаптации объекта необходимы людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

К началу и концу длины перил добавляется 30 см.

50. Допустимо ли человеку без инвалидности оставлять свой автомобиль на специальном парковочном месте, предназначенном для людей с инвалидностью?

Допустимо, если пассажиром является ребенок или взрослый человек с инвалидностью, а на машину установлен опознавательный знак.

ВВЕДЕНИЕ
В социальной политике государства по отношении к инвалидам приоритетное значение имеют разносторонние меры по их медико-социальной реабилитации.
Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, его способности к взаимодействию с окружающей средой в бытовой, общественной и профессионально-производственной сфере.
Слепота является одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальной недостаточности.
Отсутствие зрения значительно затрудняет ориентацию, общение, способность к самостоятельному передвижению инвалида, что в свою очередь снижает возможность реализации и других социально значимых категорий жизнедеятельности.
Организация реабилитационного процесса у слепых обуславливает в большинстве случаев необходимость использования технических средств реабилитации, которые способствуют эффективности реабилитации и повышают степень автономной жизнедеятельности инвалида.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Перечень предусматривает, помимо средств тифлотехники, обеспечение слепого инвалида собакой - проводником с комплектом снаряжения, в который входит специальный ошейник, поводок, намордник, шлейка, щетка, гребешок.
Использование собаки в качестве поводыря слепого человека имеет многолетнюю историю и широко применяется во многих странах мира.
В России первая группа собак-поводырей была подготовлена для слепых инвалидов Великой Отечественной войны в Центральной школе военного собаководства.
В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР была создана Республиканская школа подготовки собак – проводников в г. Капотня Московской области. За годы своего существования эта школа подготовила свыше 3,5 тысяч собак-проводников для слепых граждан, что в значительной степени способствовало их реабилитации и явилось важным фактором в комплексе реабилитационных мер для незрячих инвалидов. В настоящее время ежегодно школа подготавливает около 60 собак.
Обеспечение слепых инвалидов собакой-проводником в подавляющем большинстве служит улучшению ориентации, общения, мобильности и, опосредованно, других категорий жизнедеятельности, способствует социальной интеграции незрячих, что определяет значительный реабилитационный эффект данного вида помощи.

ПОКАЗАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ СОБАКОЙ-ПРОВОДНИКОМ
Обеспечение инвалида по зрению собакой-проводником осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида, разрабатываемой офтальмологическим бюро - филиалом Главного бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (бюро МСЭ).
Собака-проводник предоставляется инвалидам по зрению I группы при достижении 18 лет и старше с некурабельной слепотой (IV степень нарушения зрительных функций) вследствие различных видов офтальмологической патологии.
Решение о предоставлении инвалиду собаки-проводника принимается бюро МСЭ на основании результатов экспертно-реабилитационной диагностики с учетом следующих сведений о состоянии органа зрения и здоровья инвалида, которые должны быть указаны в направительных документах лечебно-профилактических учреждений:
- офтальмологический диагноз;
- показатели основных зрительных функций единственного или обоих глаз:
1. остроты зрения с оптимальной коррекцией;
2. периферических границ и центрального поля зрения;
- сопутствующие заболевания;
- наличие и степень выраженности нарушений функций: стато-динамических, кровообращения, дыхания, внутренней секреции, психических и слуховой;
- клинический прогноз.
Для объективизации клинико-функциональных данных о состоянии органа зрения требуется офтальмологическое обследование с использованием офтальмобиомикроскопии, визометрии, периметрии и, при необходимости, других специальных методик

Медицинские противопоказания к обеспечению инвалидов по зрению
собакой-проводником
- Выраженные и значительно выраженные нарушения стато-динамической функции вследствие заболеваний нижних конечностей, таза или позвоночника любого генеза, заболеваний центральной и периферической нервной системы, сопровождающихся пароксизмальными состояниями.
- Выраженные и значительно выраженные нарушения функций кровообращения и дыхания, обусловленные заболеваниями, сопровождающиеся нарушением кровообращения 2- 3 и 3 степени, стенокардией напряжения 3 - 4 и 4 степени, выраженной артериальной гипертензией, дыхательной недостаточностью 2 – 3 степени.
- Выраженные и значительно выраженные нарушения внутренней секреции в связи с патологией эндокринной системы при возможности развития синдрома коматозного состояния.
- Умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения психических функций в виде когнитивных, аффективных, эмоционально-волевых расстройств, нарушений мышления, критики, изменений личности, проявляющихся расстройством поведения.
- Глухота.

Социальные факторы, являющиеся приоритетными при обеспечении инвалидов 1 группы по зрению собакой-проводником.
При анализе социальных факторов, которые следует учитывать при решении вопроса об обеспечении слепого инвалида собакой-проводником, приоритетными являются следующие:
- наличие трудовой занятости, профессиональной деятельности инвалида, возможность которой увеличивается при наличии собаки-проводника, сопровождающей инвалида к месту работы;
- у неработающего инвалида – участие, возможность выполнения и стремление к общественной деятельности, мероприятиям социокультурной реабилитации;
- отсутствие помощников как со стороны семьи, так и учреждений социальной инфраструктуры;
- уровень социальной адаптации инвалида, с учетом особенностей городской и сельской инфраструктуры и степени адаптации к ней инвалида;
- наличие психологического дискомфорта, обусловленного дефицитом общения, особенно у одиноких слепых инвалидов;
- благоприятный реабилитационный прогноз, возможность уменьшения степени ограничения отдельных категорий жизнедеятельности инвалида при наличии собаки.

Следует также учитывать:
- согласие членов семьи на содержание собаки;
- жилищно-бытовые условия, возможность надлежащего содержания собаки;
- наличие будки для собаки или возможность ее установления по месту работы.
Комплексный анализ медицинских и социальных факторов позволяет оценить реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз инвалида по зрению 1 группы, определить его потребность в обеспечении собакой–проводником. Предоставление незрячему инвалиду собаки-проводника частично компенсирует ограничения способности к ориентации, общению, передвижению и, опосредованно, к выполнению других категорий жизнедеятельности, способствует улучшению качества жизни, социальной адаптации и интеграции инвалидов с утратой зрения, что и определяет значительный социальный эффект данного вида реабилитационной помощи.

Дрессура о двух концах

Анастасия и лабрадор-ретривер Дарли неразлучны уже четыре года. К девушке Дарли попала уже во взрослом возрасте — щенком она прошла серьезную подготовку в одной из специализированных школ России. Всего в нашей стране два таких учреждения (оба находятся в Подмосковье), в которых кинологи дрессируют собак для работы проводниками.

— Каждый незрячий человек имеет право на бесплатное получение хвостатого помощника, — рассказывает Анастасия. — Всего в Краснодаре я знаю не больше десяти человек с собаками-проводниками. Для города-миллионника это небольшая цифра. Дело в том, что многие незрячие просто-напросто не в курсе, что есть такая возможность. Я тоже никогда не задумывалась о том, чтобы впустить в свою жизнь собаку, идею мне подсказала мама.

Это оказалось гораздо проще, чем Настя ожидала. Достаточно отослать необходимые документы в электронном виде на адрес школы (их список нужно уточнить на сайте), и тебя поставят на очередь. Девушка ждала всего год, некоторым везет больше, и они забирают собаку еще быстрее.

— Как бы грамотно ни была выдрессирована собака, ей необходимо время, чтобы привыкнуть к новому хозяину, поэтому каждому будущему владельцу необходимо приехать в школу и пройти экспресс-обучение, которое длится две недели. Дарли была уже всему обучена, так что скорее она меня дрессировала, чем я ее, — смеется Анастасия. — Мне нужно было научиться подавать команды, вовремя поощрять и порой ругать ее. С каждым днем она понимала меня все лучше, но я все равно боялась, что возвращаться домой на поезде нам придется самостоятельно, без помощи кинологов и людей, которых Дарли знала куда дольше, чем меня. А если она не будет слушаться и убежит? Как я ее найду?

Оказывается, зря волновалась — поездка прошла замечательно. Ощущение безопасности — вот главное чувство, испытанное от первого самостоятельного похода с собакой. Забыть его невозможно! И так девушка чувствует себя каждый раз, отправляясь в путь с Дарли, — под защитой.

— На вокзале меня встречала сестра. Несмотря на то что человек перехватил инициативу (она взяла меня под руку), Дарли все равно страховала меня. Она замедлялась перед бордюром, дорогой, показывая, что контролирует ситуацию. Именно тогда я окончательно убедилась в том, что теперь все будет хорошо.

Дарли, покажи!

Из-за случайных проделок навигатора или отсутствия Сети Настя и Дарли много раз сбивались с пути.


Так-то, нет у вас такта

Анастасия привыкла к такому отношению, поэтому, в отличие от меня, реагировала безмятежно на подобные выходки. Хотя, призналась девушка, иногда люди ужасно раздражают своей невоспитанностью.

— Сейчас будний день, поэтому мы с вами гуляем более или менее спокойно. Но я терпеть не могу появляться там, где толпится народ. Нас с Дарли тут же воспринимают как бесплатное цирковое зрелище. Люди подходят недопустимо близко, начинают рассматривать нас, громко обсуждать, будто я — пустое место. Иногда я переживаю перед выходом на улицу, особенно если приходится ехать в такси или общественном транспорте. Как правило, сначала разговор с незнакомцами начинается в приятном ключе (спрашивают, как зовут собачку), а потом плавно перетекает на мою личную жизнь. Это ужасно, когда посторонний человек начинает интересоваться, с кем я живу и как себя обслуживаю.

Инклюзия — это пока что не про нашу жизнь. Да, город делает первые шаги по направлению к подобной модели жизни, но пока люди с инвалидностью ежедневно терпят неудобства и даже унижения. Как вам такое: сотрудники торговых центров почему-то до сих пор не в курсе, что человек в сопровождении собаки-поводыря по закону имеет право на беспрепятственный доступ ко всем общественным местам,

Кстати, будучи юристом с красным дипломом, Анастасия до сих пор не может устроиться на работу. Хотя проблем с обучением у девушки никогда не возникало: пока не появилась Дарли, однокурсники провожали Анастасию из института до дома, помогали перемещаться по аудиториям между парами и читали вслух. Когда на третьем курсе у нее появилась Дарли, построили вольер для собаки, чтобы девушка оставляла там лабрадора на время пар.

— Но эта затея оказалась неудобной. Дарли встречала меня в перевозбужденном, неадекватном состоянии. Она так радовалась спустя несколько часов одиночества в незнакомой обстановке, что я боялась идти с ней по маршруту в таком состоянии. Поэтому я настояла на том, чтобы ходить с Дарли на пары. Три недели решался этот вопрос, но в итоге мне разрешили. И знаете, когда я первый раз добралась до нужной аудитории сама — без помощи сестры и не вызванивая однокурсников — я почувствовала себя Человеком.

Шпаргалка хорошего тона

Анастасия подсказала несколько простых правил, как общаться с незрячим человеком (особенно незнакомым!) и при этом не показаться бестактным:

Эксперт — о тонкостях подготовки собак для слепых

Фото: Михаил Ковалев

— Какие собаки могут служить поводырями? Можно ли подготовить проводника из собаки, которая уже есть у незрячего человека?

— Классикой жанра среди пород собак-поводырей считаются лабрадоры и немецкие овчарки. Но вообще пригодны большинство пород, тут все достаточно гибко. Исключается лишь незначительное количество пород с капризным характером — шарпей, к примеру, чау-чау, ну и миниатюрные собачки, поскольку с ними просто неудобно. Дворняги отлично дрессируются в качестве поводыря, у них есть лишь единственный минус: если собака берется щенком, то трудно предугадать размеры взрослой особи — собака может вырасти низкорослой и некрупной.

Подготовить собственную собаку клиента — без проблем. Главное, чтобы она была не слишком маленькой, не имела неустойчивого характера и была не слишком возрастной. Для обучения годятся собаки с 8 месяцев до двухлетнего возраста.

— Что должна уметь собака-поводырь?

— Знать маршруты, держать направление, поворачивать в ту или иную сторону и останавливаться по приказу хозяина, быть спокойной, не лаять без причины. Собака должна входить без опасения в двери, в транспорт, в лифты и т.д. Главные навыки собаки заключаются в умении замечать и обходить любые препятствия — нижние и верхние, останавливаться, когда перед ней препятствие, которое она может преодолеть, а человек — нет.

— Может ли собака быть еще и защитником для незрячего человека, если ее дополнительно натаскать на функции охранника?

— При необходимости совместить навыки поводыря и защитника в одной собаке несложно, технических препятствий к этому нет. Можно выучить на поводыря питбуля или бультерьера или даже натренировать на защиту добряка лабрадора. В принципе, если такое потребуется, я могу это сделать, но предпочитаю работать все же с дружелюбными собаками и не учить их навыкам охранника. Дело в том, что собака-защитник — палка о двух концах. Специально подготовленное для охраны животное смотрит на мир иными глазами, нежели обычное, не имеющее таких навыков, и везде видит опасность для своего владельца. Поэтому такая собака требует от своего хозяина повышенного контроля и сдерживания, если она проявляет агрессию в ситуации, когда опасности для владельца нет. Незрячему же человеку сделать это весьма сложно. Скажем, дети подбежали погладить собаку, а она восприняла это как посягательство на владельца и атаковала. Человек, который видит, что происходит, придержит собаку, отдаст команду, да и детям крикнет, чтобы не лезли. Но если этого не видеть, может произойти беда.

— После того как я вижу, что собака правильно выполняет все команды и понимает, что от нее требуется, я разучиваю с ней несколько базовых маршрутов по городу. Когда собака готовится для конкретного человека, целесообразно эти маршруты выбирать исходя из его местожительства — в магазин, аптеку, поликлинику, к родственнику. Маршруты, как правило, берутся вполне реальные — километра по два, с подъемами-спусками, с транспортом. Собака готова после того, как я убеждаюсь, что по этим маршрутам она может без труда вести меня самого — я завязываю глаза (со мной рядом идет коллега на всякий случай!) и прохожу этот маршрут как незрячий — только так можно по-настоящему убедиться в результате.

В некоторых других собаководческих питомниках, насколько мне известно, разучивают тестовые маршруты по своим внутренним тренировочным площадкам. Это мне кажется не совсем правильным: маршрут по реальному городу более объективно показывает, насколько готово животное.

— Собака — не машина, которая одинаково едет в руках любого водителя. Как сделать так, чтобы нового хозяина она слушалась, как инструктора, да и хозяин смог ею управлять?

Передача собаки происходит на тех самых маршрутах, которые я с ней разучил. Вместе с незрячим владельцем мы ходим по ним. За это время он приноравливается к животному, а собака понимает, кого она теперь ведет и кто ее новый напарник.

Забавный эпизод, к слову, имел место при одном из таких выходов в свет, когда собака передавалась будущему владельцу. Маршрут был от дома до продуктового рынка — собака доводит, а там хозяин уже должен был посредством вопросов найти нужный павильон. Дошли, владелец обращается к первому попавшемуся человеку, спрашивая, где павильон с молочными продуктами, — тот что-то мямлит невнятно. Он его переспрашивает, долго и упорно, — я стою в стороне и не вмешиваюсь: в целом ситуация рядовая, и человек сам должен справляться в таких случаях. В результате хозяин собаки так ничего и не добился от того человека, и ему помог кто-то другой. Но он меня потом спрашивает: а почему он мне ничего не сказал?! Да дело в том, говорю ему я, что случайно из массы людей на рынке ты выбрал самого нерусского, какого только можно было найти…

— А сколько стоит подготовка собак и кто за это платит? Выгодно ли питомникам заниматься такой деятельностью?

— Упрощенно вся система выглядит так: незрячий человек обращается в социальную службу (как правило, через общественную организацию — общество слепых), пишет заявление о том, что нуждается в собаке-поводыре как в реабилитационном средстве, прикладывает справки от врачей, подтверждающие, что ему показано такое реабилитационное средство, поскольку он является инвалидом по зрению 1-й группы. После чего соцзащита делает заказ на покупку и подготовку — есть ряд питомников, которые предлагают такие услуги, — и перечисляет деньги. Незрячий же человек получает собаку бесплатно.

При этом в России официальной структурой, занимающейся исключительно подготовкой животных для незрячих, является Купавинская республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников. Но у организации ограниченные возможности, они выпускают около 60–70 собак в год, при том, что в стране около 300 000 слепых. Поэтому органы соцзащиты могут заказывать тренировку собак в регионах у местных питомников и школ. В том числе и у нас: у нас частный питомник, с 1995 года мы занимаемся самими разными направлениями — и общий курс дрессировки, и подготовка к защитно-караульной службе, дрессировка по индивидуальному заказу, для полиции и МЧС. За подготовку собак-поводырей мы получаем совершенно неадекватные трудозатратам суммы, нам это невыгодно, но мы все же сохранили у себя это направление, поскольку заявок на собак в регионе приходит немного, и мы можем позволить себе заниматься этим чисто с социальной точки зрения.

Читайте также: