Почему не поднимается оклад водителя скорой помощи

Обновлено: 02.07.2024

Ксения Сакурова: Здравствуйте. А как так получилось, что именно водители московских скорых оказались в такой ситуации? Вот в Московской области, я так понимаю.

Сергей Вострецов: Да, здравствуйте.

Ксения Сакурова: Да, здравствуйте. Слышно нас?

Петр Кузнецов: У нас задерживается связь, так мы понимаем? Давайте перенаберем Сергея Алексеевича.

Сергей Вострецов: К сожалению, зависает почему-то картинка, да. Сейчас нормально слышно?

Ксения Сакурова: А, вот.

Петр Кузнецов: Да, отлично.

Ксения Сакурова: Да, сейчас слышно.

Сергей Вострецов: Сейчас слышите меня?

Ксения Сакурова: Да-да-да.

Сергей Вострецов: Да, просто подвисает почему-то картинка иногда, непонятно. Может, по телефону проще будет переговорить, чем в Skype?

Петр Кузнецов: Пока все хорошо.

Ксения Сакурова: Пока все хорошо.

Петр Кузнецов: Не то что с выплатами.

Ксения Сакурова: Я повторю свой вопрос. Почему именно московские водители скорых.

Сергей Вострецов: Я услышал вопрос.

Ксения Сакурова: . оказались в такой ситуации?

Сергей Вострецов: Ну, вообще ситуация со скорой помощью в стране, вы знаете, непростая. Нам за последние 10 лет значительно удалось технически переоснастить скорые помощи, автопарк, но, к сожалению, вы правы, получился некий, можно сказать, пробел, потому что вообще у водителей скорой помощи зарплаты очень низкие. Если взять, к примеру, Владимирскую область, это оклад водителя скорой помощи 5 683 рубля, в Костроме 6 500 рублей, а все остальное идет через премиальные, компенсационные, другие выплаты, я не говорю уже здесь даже о ковидных каких-то.

Здесь для того, чтобы решить этот вопрос, нужно сделать несколько вещей. Первое: установить водителям скорой помощи 100%-й от средней заработной платы по региону по аналогии с младшим и средним персоналом. Вы знаете, что у врачей это 200%, но хотя бы 100%, как младший средний персонал. Потому что понятно, что водитель скорой помощи – это не водитель такси, это не дальнобойщик даже. Вы представляете, к примеру, в экипаже МВД водитель был бы таксист? Ну то есть смешно. Поэтому, конечно же, эти люди должны обладать и какими-то навыками, они и стресс испытывают, потому что вы везете человека, не дай бог у него какой-то смертельный исход, это все равно повышенная нагрузка, и эти люди, конечно, в зоне риска находятся, в том числе инфекционных заболеваний. И то, что этот вопрос нужно выносить и он выпал из поля зрения, это 100%.

Но главное, что нам необходимо сделать. в Российской Федерации поставил задачу перед министром здравоохранения сделать оклад в системе заработной платы.

Петр Кузнецов: Да, давайте все-таки. Вы были правы.

Ксения Сакурова: Перезваниваем.

Петр Кузнецов: Депутат Госдумы, как всегда, опережает наши идеи. Давайте все-таки по телефону, Сергей Алексеевич. Мы сейчас соединимся с Сергеем Вострецовым, депутатом Госдумы и председателем объединения профсоюзов России.

Ксения Сакурова: Ага.

Петр Кузнецов: Вот с таким цинизмом подходит наш телезритель.

Ксения Сакурова: Снова с нами на связи Сергей Вострецов. Слышно нас хорошо? По телефону он с нами на связи. Алло?

Сергей Вострецов: Да, я вас слышу. Я говорю, к нам очень много водителей с разных регионов обращаются, потому что вы правы, эпидемия эпидемией, она рано или поздно так или иначе закончится, и самое главное, чтобы выравнять зарплату врачам скорой помощи вообще по стране, чтобы как, к примеру, вы сотрудник МЧС или МВД или военнослужащий, в каком бы регионе вы ни служили, ну за исключением Севера или Дальнего Востока, к примеру, в Костроме, Владимире и так далее, а здесь получается, отличается в разы.

Для того чтобы этого перекоса не было, нужно произвести реформу системы заработных плат. Я уже коллег своих призываю пересмотреть оклад в системе заработной платы, не 20–30% сделать, а 70–80%, и тогда независимо, в Дагестане вы, в Забайкалье, в Москве, вы будете получать достойную заработную плату, и привязать ее к 100% от средней по региону, понимаете?

Петр Кузнецов: Но опять же.

Сергей Вострецов: А что касается COVID.

Петр Кузнецов: Просто опять же ваше предложение.

Сергей Вострецов: Ковидные выплаты, они федеральные, и, если их приравнять к работникам медицинской сферы, ну то есть что не просто они водители, как таксисты, тогда они автоматом хотя бы федеральные выплаты эти будут получать, потому что не все регионы платят ковидные выплаты.

Ксения Сакурова: Так подождите, они с весны прошлого года, их включили в список, собственно, медработников, которые должны получать вот эти 25 тысяч рублей. То есть они по идее должны их получать, но проблема.

Петр Кузнецов: Да-да, Минздрав разъяснил регионам порядок выплаты, это было еще в прошлом году.

Ксения Сакурова: Да.

Петр Кузнецов: Это работники стационаров, выездных бригад скорой помощи и их водители.

Сергей Вострецов: Абсолютно верно… Я, к сожалению, урывками вас слышу из-за плохой связи. Какой вопрос уточнить, скажите, я его уточню. Что нужно сделать или. ?

Петр Кузнецов: Давайте напоследок такой вопрос. Вот ваша инициатива разумна, но мы просто пытаемся понять, как разрешить вот эту правовую коллизию с тем, что работодатель, сейчас про водительскую.

Сергей Вострецов: А я вам объясняю.

Сергей Вострецов: Чтобы была решена эта проблема. Да, я понял. Для того чтобы. водителей скорых как работников среднего и младшего звена, как медсестры и так далее, грубо говоря, и платить им в среднем 100% по региону, как сегодня это и происходит. И тогда проблемы снимутся везде, во всех регионах. Я такую инициативу в ближайшее время от профсоюза направлю Мишустину.

Петр Кузнецов: Спасибо, будем ждать.

Ксения Сакурова: Да, спасибо.

Приветствуем в студии еще одного эксперта.

Ксения Сакурова: С нами на связи Алексей Куринный, член Комитета Государственной Думы по охране здоровья, кандидат медицинских наук. Алексей Владимирович, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Да, добрый день.

Алексей Куринный: Здравствуйте.

Ксения Сакурова: Вот мы пытаемся все разобраться с этой правовой коллизией: вроде бы на федеральном уровне водителей скорых приравняли к тем, кто может получать эти выплаты, и на федеральном уровне они эти выплаты вроде как должны получать, но почему-то некоторые регионы считают иначе. Вот мы никак не можем понять, можно ли как-то разобраться с этой правовой коллизией и могут ли сейчас водители московских скорых вернуть себе все то, что им недоплатили.

Петр Кузнецов: Да-да-да.

Ксения Сакурова: Потому что они уже.

Петр Кузнецов: Особенно удивляет, что это происходит с московскими водителями скорой.

Ксения Сакурова: Да, и это уже год.

Алексей Куринный: Ну, здесь надо разбираться, все-таки есть три вида выплат. Первая – это федеральные выплаты основные, которые получают в том числе и те, кто работают по аутсорсингу так называемому, мы говорим о водителях скорой, например, в Москве, еще в ряде регионов. Вторая – это региональная выплата, она действительно в большинстве регионов привязана к статусу медицинского работника, и вот по этим выплатам как раз и возникает вопросов больше всего, я думаю, про них и говорят. Ну, собственно, таких особых, скажем так, кроме Москвы, претензий ни у кого не возникало. Возникли они, видимо, вследствие того, что именно выплаты региональные, выплаты московские, выплаты подмосковные сегодня приличные; естественно, теряя их, водители скорой помощи, на мой взгляд, справедливо возмущены этой ситуацией.

Ксения Сакурова: Там еще вопрос в том, Алексей Владимирович, что, как утверждают сами сотрудники, сами водители скорых, чтобы получить эту федеральную выплату, нужно отработать полную смену, то есть ее выплачивают только посменно, а не по часам, как медикам, там еще в этом вопрос. Если человек не выходит на работу, например, по причине болезни или плохо себя чувствует, какие-то другие обстоятельства, все, он не получает. Они еще говорят о том, что в этом есть несправедливость, в этом есть неравенство.

Алексей Куринный: Только что изучил опыт подобный же в моей родной Ульяновской области, у нас тоже в городе Ульяновске скорая помощь отдана на аутсорсинг, то есть частный перевозчик занимается как раз предоставлением машин. Вот у них расчет идет исходя из времени, точно так же как у медиков, поэтому та же самая выплата по 484-му постановлению: при перевозке больных COVID часы берутся, вычисляется то время, когда водитель контактировал или вез соответствующего больного, и за это оплачивается независимо от того, сколько отработал водитель, ставку, меньше ставки, то есть оплачивается за конкретные часы, точно так же как у медиков. Почему в Москве или в Подмосковье по-другому, я, если честно.

Ксения Сакурова: В Москве, именно в Москве.

Алексей Куринный: В Москве. Надо будет выяснять, если с их стороны будет обращение соответствующее либо в мой адрес, либо в адрес Комитета по охране здоровья, мы обязательно разберемся.

Петр Кузнецов: Ну да, Москва всегда особый случай.

Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, напоследок: по-вашему, на что влияют в данном случае вот эти вот ковидные доплаты? Я поясню, разумеется, мы не против. Медик и так работает по максимуму, но если нет аппаратуры, инфраструктуры недостаточно, как это усилит борьбу с коронавирусом? Ведь, наверное, здесь задача, это мера по борьбе с дефицитом, тоже вопрос медиков, или все-таки с нежеланием медиков работать с коронавирусом?

Алексей Куринный: Это компенсационная мера, это плата фактически за риск работы с этими пациентами и водителям в данном случае, и медицинским работникам, если мы говорим в целом. Поэтому эта мера никакое. Естественно, она определенное значение имеет и в части привлечения дополнительных кадров. Вы знаете, что практически у нас, скажем так, ближнее Подмосковье было высосано, специалисты были высосаны в Москву в связи с этими оплатами, с региональными выплатами; то же самое случилось и в других регионах, когда из стационаров, скажем так, другого профиля пациенты уходили в стационары ковидные, для того чтобы получать эти выплаты. Но они имели исключительно компенсационный характер.

Петр Кузнецов: Да, понятно. Спасибо, Алексей Владимирович. Алексей Куринный был на связи.

Мы совсем скоро продолжим, у нас впереди большая тема.

Учет рабочего времени водителей скорой помощи

Согласно ст. 91 ТК РФ рабочим считаются время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Поскольку труд водителей скорой помощи специфичен, расскажем, какие режимы работы предполагаются для него.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (ч. 2 ст. 239 ТК РФ). В частности, Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение).

Как можно учитывать рабочее время?

Трудовым законодательством предусмотрены различные режимы рабочего времени: сменная работа, режим гибкого рабочего времени, неполное рабочее время и т. д. В одном учреждении работники могут работать по различным режимам. Поэтому очень важно вести точный учет рабочего времени. Варианты учета представлены в виде схемы.

Способы учета рабочего времени

Поденный учет применяется, когда ежедневная продолжительность работы одинакова, то есть установленная норма не может меняться в разные дни недели и время, отработанное сверх этой нормы, признается сверхурочным и подлежит компенсации

Недельный учет (учетный период составляет неделю) применяется, если в зависимости от специфики работы может быть соблюдена только ее еженедельная продолжительность, а время ежедневной работы или смены регулируется графиком

Суммированный учет (учетный период месяц, квартал, год) применяется в случае невозможности соблюдения ежедневной или еженедельной нормы рабочего времени

Поскольку для водителей скорой помощи соблюсти ежедневную продолжительность рабочего времени фактически проблематично, оптимальным вариантом является суммированный учет рабочего времени (подробно о нем чуть ниже).

Для учета рабочего времени применяются табели, в которых содержится информация о фактически отработанном времени каждым сотрудником, а также о времени отсутствия на работе (прогул, болезнь, отпуск или иные причины). Напомним, что Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н утвержден табель учета использования рабочего времени – форма 0504421.

Вопрос

Как должен вестись табель учета рабочего времени?

Приказом № 52н утверждена не только форма табеля, но и рекомендации по его заполнению.

Во-первых, табель учета использования рабочего времени ведется лицами, назначенными приказом по учреждению. Это нужно делать ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий и других структурных подразделений), обособленных подразделений (филиалов).

Во-вторых, табель открывается ежемесячно за 2-3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц и в нем регистрируются случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, или фактические затраты рабочего времени.

Медицинская организация может заполнять табель двумя способами:

  • путем сплошной регистрации;
  • путем регистрации случаев отклонений от нормального использования рабочего времени.

Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

Табель может заполняться так. В верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – их условные обозначения. В нижней части строки указываются также часы работы в ночное время.

Если у одного работника будет два вида отклонений в один день, данные в нижней части строки записываются в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. Например, если водитель отработал свою смену 10 часов и привлекался к сверхурочной работе в этот день, необходимо одновременно проставлять и код Ф (фактически отработанные часы), и код С(сверхурочные часы) – С. Следовательно, в нижней строке нужно указать 10/2, где перед косой чертой будет отражено количество отработанных часов в пределах нормы, а после – количество часов, отработанных сверхурочно.

При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется.

Заполненный табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов. Табель используется для составления расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401).

Вопрос

Как правильно производится корректировка табеля?

При обнаружении факта неотражения отклонений или неполноты сведений об учете рабочего времени лицо, ответственное за составление табеля, обязано учесть необходимые изменения и представить корректирующий табель, составленный с учетом изменений, в порядке и сроки, которые предусмотрены документооборотом учреждения.

При этом данные корректирующего табеля служат основанием для перерасчета заработной платы за календарные месяцы, предшествующие текущему месяцу ее начисления.

Отметим, что при заполнении табеля применяются условные обозначения. Учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Кроме того, отражать рабочее время водителей можно при помощи путевых листов, форма которых разрабатывается медицинским учреждением самостоятельно. Главное, чтобы в такой форме были предусмотрены обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, например сведения об автомобиле и водителе.

В путевой лист включаются, в частности, дата и время (до минут) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, дата и время (до минут) выезда автомобиля с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.

Такие сведения вносятся в путевой лист в обязательном порядке.

Графики работы водителя скорой помощи.

Чаще всего работники выездных бригад скорой медицинской помощи трудятся посменно или по скользящему графику в режиме гибкого рабочего времени. Согласно ст. 103 ТК РФ сменный режим работы вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы. Сменная работа осуществляется в соответствии с графиком сменности, который должен быть доведен до работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие.

С графиком работы в режиме гибкого рабочего времени все гораздо проще: он разрабатывается в учреждении с соблюдением нормы рабочего времени и доводится до сведения работников. Причем в данном случае никакие сроки по уведомлению работников соблюдать не надо.

В графике следует определить время начала и окончания работы, продолжительность смен и время междусменного отдыха.

График работы или сменности должен быть составлен и введен в действие приказом руководителя.

Составляя тот или иной график, нужно учитывать нормы Положения и помнить, что для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать:

  • 40 часов в неделю;
  • 8 часов в день (смену), а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

Водителям скорой помощи продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Согласно п. 15 Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

  • времени управления автомобилем;
  • времени специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения (послерейсового), а также времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • времени простоев не по вине водителя;
  • времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
  • иного времени, предусмотренного законодательством РФ.

Время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов. Однако, если в организации суммированный учет рабочего времени, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 20 Положения).

Составляя график, следует помнить и о времени отдыха. Так, водителям скорой помощи должен предоставляться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Такой перерыв обычно устанавливается в середине рабочей смены (ст. 108 ТК РФ, п. 24 Положения).

При определенной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

К сведению

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На регулярных перевозках продолжительность такого отдыха может быть сокращена до 9 часов с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены. Для этого необходимо письменное заявление работника, которое подлежит согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени.

Естественно, что при таких режимах работы соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени проблематично. Поэтому для водителей вводится суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

По общему правилу учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца. Водители – особая категория, поэтому в силу п. 8 Положения им устанавливается учетный период, длинною в месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии – с иным представительным органом работников.

В силу ст. 99 ТК РФ сверхурочными при суммированном учете будут часы, отработанные сверх нормы за учетный период.

Вопрос

Как определить норму рабочего времени в учетном периоде?

Поскольку при суммированном учете продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов, нужно организовать работу так, чтобы норма рабочего времени была отработана сотрудниками за установленный учетный период. При этом продолжительность работы может меняться как в каждом из дней, так и в каждой неделе учетного периода. Увеличение времени работы в какие-либо день или неделю компенсируется уменьшением рабочего времени в другие дни или недели учетного периода. Например, при учетном периоде один месяц и нормальной продолжительности рабочего времени сотрудник в апреле 2018 года должен отработать 167 часов. При суммированном учете неважно, отработал он в определенную неделю 40 часов или нет.

Для расчета нормы рабочего времени на месяц воспользуемся Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н [1] .

Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):

  • при 40-часовой рабочей неделе – 8 часов;
  • при продолжительности рабочей недели менее 40 часов – количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 час.

Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом. Продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и т. д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней. Например, норма рабочего времени на май 2018 года при нормальной продолжительности рабочей недели составит 159 часов (40 ч. / 5 дн. x 20 раб. дн. - 1 ч.). Отметим, что аналогичным образом рассчитывается норма рабочего времени на иной учетный период, например квартал или год.

При подсчете нормы рабочих часов за учетный период из него исключается время, в течение которого работник освобождается от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы, – ежегодный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы, период временной нетрудоспособности, учебный отпуск и т. д. В таких случаях норма рабочего времени уменьшается на количество часов отсутствия.

Как ввести суммированный учет рабочего времени?

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 104 ТК РФ). Этот локальный акт в силу ст. 190 ТК РФ утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, определенном ст. 372 ТК РФ. Именно в правилах следует указать продолжительность учетного периода, а также перечень должностей работников, в отношении которых возможно введение суммированного учета.

Если изначально суммированный учет установлен не был, в правила внутреннего трудового распорядка необходимо внести изменения на основании приказа руководителя и в порядке, предусмотренном для их утверждения, то есть с учетом мнения представительного органа работников. Кроме того, если суммированный учет определяется работнику в течение его трудовой деятельности, об этом работника следует уведомить за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ, так как внесение изменений связано со сменой режима работы.

Водители скорой медицинской помощи работают в сменном режиме или по скользящему графику. При этом для них вводится суммированный учет рабочего времени. Для того чтобы определить величину отработки нормы рабочего времени или переработки, применяют табель учета использования рабочего времени – форма 0504421 и путевой лист.

Машины скорой помощи на станции. Караганда, 9 февраля 2020 года.

В Карагандинской области водители машин скорой помощи потребовали увеличить заработную плату и улучшить условий труда. Они заявили, что повышение зарплат в структуре министерства здравоохранения обошло водителей стороной.

ЖАЛОБЫ НА УРОВЕНЬ ЗАРПЛАТ И УСЛОВИЯ ТРУДА

Асет Максутов, работающий водителем машины скорой помощи более 30 лет, говорит, что остался без средств к существованию. После дорожно-транспортного происшествия его отстранили от работы. Мужчина рассказывает, что в тот день мчался на срочный вызов.

— Я ехал с сиреной, с мигалкой на вызов и попал в аварию. Меня отстранили на четыре месяца от работы, пока я восстанавливал машину, причем за свой счет. За это время я ни копейки не получил, зарплаты не было. Вынужден был подрабатывать эти месяцы таксистом, чтобы кормить семью. Пока не восстановишь машину — на работу не допускаешься. Это ко всем такие требования, — сказал репортеру Азаттыка Асет Максутов. До выхода на пенсию ему осталось три года.

В Карагандинской области более 450 водителей скорой помощи. Почти у каждого из них есть претензии по поводу зарплаты и условий труда. 7 февраля десятки водителей из разных районов собрались на станции скорой помощи, выдвинув требования руководству и чиновникам департамента здравоохранения.

— У нас преследований не будет после этого собрания? Первое, почему мы собрались — это вопрос по заработной плате. Сколько стоит смена водителя первого класса? По какой сетке ее считают? Мы, подвергая опасности доктора, фельдшера, больного и себя, едем на запрещающий сигнал светофора. Это не наша прихоть так нарушать. Мы летим, спасаем, времени мало на поддержание жизнедеятельности больного. Почему у нас зарплата маленькая? — вопрошает водитель с 19-летним стажем работы Фарид Мичулин.

Водители скорой помощи поднимают вопрос повышения заработной платы и улучшения условий труда. Караганда, 7 февраля 2020 года.

Водители скорой помощи поднимают вопрос повышения заработной платы и улучшения условий труда. Караганда, 7 февраля 2020 года.


Водители говорят, что их зарплата — в пределах 80–85 тысяч тенге (около 210–220 долларов). Несколько человек сообщили, что их зарплата составляет 60 тысяч тенге. Заработать больше можно лишь при переработке. Некоторые водители сказали, что вынуждены выходить на смену сутки через двое из-за нехватки водителей, которые в этот момент, например, отстранены от работы.

Собравшиеся возмутились тем, что повышение с 1 января заработных плат в системе здравоохранения никак не коснулось водителей машин скорой помощи. Ранее министр Елжан Биртанов говорил, то повышение затронет около 215 тысяч человек, зарплаты врачей увеличатся на 30 процентов, медсестер — на 20 процентов.

УСЛЫШАЛИ ЛИ ВОДИТЕЛЕЙ СКОРОЙ ПОМОЩИ?

До начала собрания руководство станции скорой медицинской помощи попыталось журналистов вывести из зала, где собрались водители. Сотрудники станции настояли, чтобы репортеры остались, сказав, что они хотят быть услышанными общественностью. Через некоторое время собрание всё же состоялось: на встречу пришли представители управления здравоохранения и профсоюзной организации.

— Под повышение заработной платы не попали многие категории, в том числе и водители скорой помощи. Со всех сторон этот вопрос поднимается. Мы сейчас отрабатываем этот вопрос с министерством. Направлены обращения с нашей стороны и от профсоюзной организации. Надеемся, что вопрос решится положительно, ведь действительно, может быть, неправильно, что некоторые категории должностей выпали из этой системы, — сказала собравшимся Асель Туякова, заместитель руководителя управления здравоохранения Карагандинской области.

Представители областной станции скорой помощи, управления здравоохранения и отраслевого профсоюза работников здравоохранения отвечают на вопросы водителей машин скорой помощи. Караганда, 7 февраля 2020 года.

Представители областной станции скорой помощи, управления здравоохранения и отраслевого профсоюза работников здравоохранения отвечают на вопросы водителей машин скорой помощи. Караганда, 7 февраля 2020 года.

Руководство станции назвало вопрос о повышении зарплаты актуальным, признав, что водители и ранее его поднимали.

В ответ на возмущение водителей тем, что в случае ДТП их отстраняют от работы, оставляя без зарплаты и вынуждая ремонтировать машину за свой счет, директор областной станции скорой медицинской помощи сказал, что в большинстве случаев в ДТП виноваты сами водители скорой.

— Мы отстраняем водителей от работы, когда происходит ДТП, до вынесения решения суда. Если решением суда выносится, что вины водителя не усмотрено, то водитель допускается к работе, все часы дежурств, на которые он был отстранен, мы восполняем. Если судом установлена вина водителя в ДТП, то с водителем расторгается трудовой договор, — заявил на собрании директор областной станции скорой помощи Зульфикар Абилкасимов.

Здание областной станции скорой медицинской помощи. Караганда, 7 февраля 2020 года.

В конце прошлого года аналогичные требования — о повышении заработной платы и улучшении условий труда — выдвигали водители скорой помощи в Мангистауской области.

Названные водителями машин скорой помощи зарплаты — около 80 тысяч тенге — в два с половиной раза ниже средней зарплаты по стране. По данным комитета по статистике Казахстана, номинальная заработная плата по итогам четвертого квартала 2019 года составила 203,9 тысячи тенге.

Величайшее благо, дарованное человеку - это его жизнь. Не испытывая проблем со здоровьем, люди редко задумываются о ценности своего существования. Однако предугадать ухудшение самочувствия и необходимость получения квалифицированной помощи невозможно.

зарплата у водителя скорой помощи

Когда речь заходит о человеческой жизни, большое значение имеет оперативность прибытия медицинского персонала. За скорость приезда фельдшера к месту вызова, ответственен водитель скорой помощи. На плечах сотрудника лежит преодоление дорожных заторов и поездки по неблагоустроенной местности. Для человека этой профессии очень важно обладать хорошими картографическими знаниями, и уметь управлять вверенным ему транспортным средством.

Разберемся, как устроиться на работу водителем скорой помощи? Какие перспективы развития в данной области существуют, и на какой доход стоит рассчитывать при трудоустройстве?

Профессия или призвание?

Как стать водителем на скорой помощи? Часто такой вопрос возникает у соискателей, желающих сделать спасение людей частью собственной жизни. Познакомимся поближе с этой интересной и крайне важной работой.

Утверждение о том, что специфика деятельности водителя скорой медицинской помощи (СМП) окутана нотками романтизма - не верно. Каждый будний день специалиста, сопряжен с трудностями, что требует от кандидата на должность стрессоустойчивости и хорошей физической подготовки. Работа сотрудника регулируется Положением, утвержденным в рамках Приказа Минздрава РФ №100 от 26 марта 1999 года.

Важно! Зачастую жизнь пациента находится в прямой зависимости не только от действий врача, но и от безупречной работы шофера. Медработник, управляющий транспортным средством непременно должен обладать навыками оказания неотложной помощи.

Должностная инструкция водителя скорой помощи включает в себя:

  • исполнение указаний фельдшера;
  • контроль за техническим состоянием автомобиля, своевременную заправку машины топливом, поддержание чистоты в салоне;
  • подбор оптимального маршрута движения, для оперативного прибытия выездной бригады;
  • поддержание личной гигиены;
  • следование правилам внутреннего трудового распорядка Станции;
  • осуществление погрузки/выгрузки обездвиженных больных, наложение жгутов и повязок в случае необходимости;
  • помощь врачу при транспортировке людей с психическими отклонениями;
  • перенос и приведение приборов в рабочее состояние;
  • обеспечение сохранности вверенного имущества;
  • отслеживание функционального состояния охранной системы автомобиля, работы аварийного освещения, исправности инструментов для перевозки больных (ремней, носилок, замков).

Сотрудник, обеспечивающий своевременное прибытие бригады на место вызова, должен располагать знаниями о том:

  • как выглядит топографическая карта города;
  • где находятся учреждения здравоохранения;
  • каким образом осуществляется транспортировка пациентов;
  • чем следует руководствоваться при составлении маршрута движения.

Человек за рулем скорой помощи - не просто водитель. Это работник, для деятельности которого характерна высокая трудовая нагрузка. Ему приходится действовать в непростых условиях, поэтому водитель СМП должен обладать следующими качествами:

  • исполнительность;
  • ответственность;
  • порядочность;
  • выносливость;
  • доброта;
  • сдержанность;
  • хладнокровие;
  • рациональное мышление;
  • хорошая ориентация на местности;
  • отличная координация;
  • быстрота при принятии решений;
  • сохранение самообладания в стрессовой ситуации.

Шофер скорой помощи обязан знать устройство транспортного средства, а также при необходимости осуществить несложный ремонт автомашины.

Назначение и освобождение водителя от должности производится руководителем станции СМП.

Оплата труда водителей скорой медицинской помощи

Для того, чтобы понять, какая средняя зарплата у водителя скорой помощи в 2020 году, следует разобраться, как происходит ее начисление. Основным заработком медицинского сотрудника является ежемесячный оклад. Премиальные выплаты осуществляются по усмотрению руководства, поэтому шоферу скорой помощи не следует рассчитывать на регулярное поощрение. Как правило, премиальные выплачивают не чаще одного раза в три месяца.

как стать водителем на скорой помощи

Сколько зарабатывает водитель скорой помощи в России, если трудовой стаж специалиста был непрерывным в течение трех предыдущих лет?

В данном случае к окладу водителя скорой помощи может быть присоединена надбавка в размере 10%. В будущем, при продолжении трудовой деятельности, размер денежного вознаграждения от медицинской организации, будет расти. В то же время, сумма поощрения не сможет превышать 30 % от назначенного сотруднику оклада.

Кроме прочего, работнику предоставляется право на использования ежегодного оплачиваемого отпуска, в котором присутствует шесть дополнительных дней.

Стоит отметить, что исполнение водителем обязанностей санитара при транспортировке инфекционных пациентов, дает ему возможность увеличить продолжительность заслуженного отдыха на 12 календарных дней. Перевозка душевно больных, позволяет продлить отпуск еще на 30 дней.

Условия для досрочного выхода на пенсию для людей, задействованных в данной профессии - не предусмотрены.

Выплаты в Москве и в регионах

Зарплата у водителя скорой помощи в Москве и в регионах несколько отличается. В среднем выплаты по России работникам данной сферы не превышают 18 400 рублей. Наиболее востребованной, деятельность считается в Тамбовской области, за ней следует Москва и Краснодарский край.

Итак, сколько получает водитель скорой помощи в столице России?

Размер среднемесячной заработной платы для сотрудников Московской области равняется 39 160 рублям. Далее следует, Ленинградская область с выплатой около 32 500 рублей, и Башкортостан с возможностью заработать около 30 000 рублей.

Повышение зарплаты напрямую зависит от непрерывности стажа работы в медицинском учреждении.

Водитель автомобиля СМП - ответственная должность. Не многим по силу выдержать тяжелую нагрузку, возложенную на медицинского сотрудника.

Трудно предположить, в каком районе города бригада окажется в последующие полчаса. Изматывают задержки на работе, агрессия пациентов и высокий риск ДТП. Исходя из вышесказанного, главными факторами в стремлении работать на скорой, должны стать любовь к людям и желание прийти пострадавшим на помощь.

Главной проблемой скорой помощи остается низкая заработная плата членов бригад. Так считают в большинстве регионов, где корреспонденты "Российской газеты" изучили ситуацию.

Работники скорой помощи спасают людей иногда в ущерб собствен­ному здоровью. Кто позаботится о них? Фото: Владимир Веленгурин/

Работники скорой помощи спасают людей иногда в ущерб собствен­ному здоровью. Кто позаботится о них? Фото: Владимир Веленгурин/ "Комсомольская правда"

Самая низкая зарплата врача была обнаружена в Костроме - от 23 тысяч рублей в месяц. А в Мордовии врач получает в среднем 30 тысяч, сообщил заместитель главврача республиканской Станции скорой медицинской помощи Владимир Паршин. Далее пошли более щедрые заработные платы. От 46,7 тысячи рублей в Саратовской области до 74,5 тысячи рублей в Екатеринбурге. Разница между самой низкой и высокой зарплатой врача - более трех раз.

Многие медики трудятся на полторы-две ставки. Это 60-80 дополнительных рабочих часов в месяц, которые врач и фельдшер отрывают от своего отдыха

У фельдшеров разброс по регионам почти такой же - чуть меньше трех раз. От 16,8 тысячи в Костроме до 47,2 тысячи в Екатеринбурге.

У водителей "скорой", как правило, самая низкая заработные платы в бригаде: от 18 тысяч в Вологодской области до 37 тысяч рублей в месяц в Екатеринбурге. Но разрыв по регионам здесь укладывается в два раза.

400 рублей за шесть дней

Размер зарплат зависит от многих показателей - от категории специалиста, стажа работы на "скорой", коэффициента участия, который зависит от количества вызовов, качества обслуживания (поступают ли на бригаду жалобы или нет, вовремя ли обслужен вызов. Доплачивают за вредность, за праздничные дни, ночные дежурства, есть стимулирующая надбавка за качество работы, оплата по внутреннему совместительству.

Фото: Сергей Куксин/РГ

По информации Волгоградского облздрава, 55 процентов зарплаты на их "скорых" приходится на оклад, 30 процентов - это премия за достижение конкретных результатов и 15 процентов - компенсация в зависимости от условий труда. Эти принципы действует практически везде.

Но есть и местные особенности. С этого года в Пензе произошли изменения в структуре заработных плат членов бригад скорой помощи. Доля выплат по окладам выросла до 55-60 процентов за счет сокращения доли выплат компенсационного характера (минус 10-15 процентов) и стимулирующего (минус 30 процентов). В новой системе, например, не предусмотрена надбавка за непрерывный стаж.

Чтобы зарплата медработника была стабильной, гарантированная ее часть в виде оклада должна составлять не менее 55-60 процентов

Медики Кемеровской области в Яшкинском районе рассказали, что у них была шкала, по которой работники с большим стажем получали надбавку до 80 процентов. Теперь и фельдшер, отработавший 40 лет, и молодой специалист с трехлетним стажем абсолютно равны: у обоих по 30 процентов.А в Екатеринбурге люди недовольны неадекватной, на их взгляд, компенсацией сокращения отпуска. Раньше, по их словам, им давали шесть дополнительных дней к ежегодному отпуску "за вредность".


Отпуск у сотрудников "скорой" был 38 дней. Сейчас - 32 дня. По словам сотрудников, шесть дней отпуска были монетизированы ежемесячной добавкой к заработной плате в 400 рублей.

В Ульяновской области обратили внимание на значительную разницу оплаты труда сотрудников на "скорой" и "неотложной" помощи. Об этом "РГ" рассказали в одной из сельских "неотложек", с которой сняли статус "скорой" как раз после введения надбавок. Фельдшер в сельской "неотложке" зарабатывает около 30 тысяч рублей в месяц. А у некоторых водителей выплаты настолько маленькие, что их приходится "дотягивать" до уровня минимального размера оплаты труда.

К месяцу добавили 60 часов

Сотрудник ульяновской сельской "неотложки" в приватной беседе рассказал, что у них есть план по количеству вызовов. От его выполнения зависят стимулирующие выплаты. Наш собеседник уверял: чтобы выполнить план, фельдшерам иногда приходится заниматься приписками.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Зарплата у медиков на "скорой", добавили в Хабаровске, помимо всего прочего, зависит от количества отработанных смен. "Большинство медработников трудятся на полторы-две ставки. Одна ставка - 7-8 дежурных смен в месяц. Полторы - это 60 дополнительных рабочих часов, которые врач и фельдшер отрывает от своего времени отдыха", - рассказал замглавврача по медицинской части станции скорой медпомощи Хабаровска Андрей Духовный.

Этот труд на износ дает "возможность хабаровскому фельдшеру получить в среднем 60 тысяч в месяц, у врачей начисления несколько больше". Меньший "навар" при такой же ситуации - в Орловской области. "По статистике, на нашей станции средний медперсонал получает около 30 тысяч рублей в месяц, - рассказал фельдшер Дмитрий Серегин. - Но живем-то мы на "чистую" зарплату и таких сумм, как в отчетах, не видим. Молодые фельдшеры, работая на полторы ставки, получают на руки 20-22 тысячи рублей. Через пять лет прибавляется доплата за стаж. Плюсуем еще до тысячи рублей. Лично у меня за счет стажа и категории "чистыми" выходит за полторы ставки тысяч 25-26".

О том, что работают на износ, говорили и в Иркутской области. Многие медики совмещают работу на "скорой" с работой в больнице: "с суток - в смену".

В Кемеровской области члены бригады скорой помощи в Яшкинском районе тоже работают за двоих. Но не только потому, что хотят заработать побольше, а - по необходимости. Но тут с оплатой не все ладно. По факту бригада состоит из водителя и фельдшера. Зарплата первого - 16-18 тысяч рублей, второго - 25 тысяч. Поскольку второго фельдшера в бригаде нет (дефицит кадров), один работает за двоих, получая до 45-50 тысяч. Но! Стимулирующая надбавка полагается только на одну ставку, вторая - "голая".

Вернули 3,5 миллиона

Тем не менее в этом году зарплата у яшкинских работников "скорой" стабилизировалась. А до этого, после проведения спецоценки условий труда (не в пользу работников), ситуация была хуже. Молодые специалисты получали 15-16 тысяч рублей, а фельдшеры со стажем - по 20 тысяч. Пришлось судиться за право на стимулирующие выплаты за вредность (их свели к минимуму).

К слову, факты необоснованной отмены доплат в 2018 году выявили на станциях скорой медицинской помощи и в других кемеровских районных больницах. По требованию отраслевого профсоюза были восстановлены права около 2,7 тысячи работников, которым выплатили 3,5 миллиона рублей.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Пытаются изменить ситуацию в Мордовии. Вот что об этом рассказал "РГ" замглавврача республиканской Станции скорой медицинской помощи Владимир Паршин: "В последние годы зарплата наших сотрудников немного подросла, но несущественно. Базовые оклады остались низкими: у водителя - 2,5 тысячи рублей, к ним плюсуют все начисления. Понятно, что если в Москве, к примеру, базовая ставка 10 тысяч, то итоговая зарплата будет совсем другой, хотя работу они выполняют одну и ту же".

Медики несколько раз говорили, что надо пересмотреть систему оплаты. "Мы предлагали перейти на единую тарифную сетку, - пояснил Паршин. - Но все осталось по-прежнему". А нагрузка, по его словам, на "скорую" возросла. Население стареет, число амбулаторий после оптимизации сократилось, поэтому пенсионеры вместо ожидания в очереди предпочитают вызвать "скорую".

В салоне - 36 градусов жары

Конечно, в большинстве исследованных регионов - а их пятнадцать - зарплаты периодически повышают.

Главврач Саратовской городской станции "скорой" Олег Андрущенко сообщил, что с 2016 года идет прибавка, в результате зарплата выросла более чем в полтора раза - до 46,7 тысячи. За три года в Ростовской области зарплата врачей на "скорой" увеличилась на 40 процентов. В Екатеринбурге их подняли в июле 2018 года. С 1 января этого года на 5 процентов зарплаты поднялись и в Калмыкии.

А вот в Петрозаводске, по словам главного врача больницы скорой медицинской помощи Алексея Хейфеца, зарплата оставалась неизменной с 2012 года. Ее повысили, исполняя майские указы президента. В Вологодской области с 2013 года врачи стали получать почти на 80 процентов больше.

Но не всем так повезло. Фельдшер из Орловской области Дмитрий Серегин работает с 2012 года и уверяет, что не заметил рост окладов. "По-моему, - говорит он, - с учетом физического и психоэмоционального напряжения зарплата медиков на "скорой" должна быть более чем на 100 процентов больше средней по региону. Последний мой выезд перед отпуском был при температуре 36 градусов в салоне. В такой жаре ты еще тащишь носилки - бывает, вокруг пациента одни женщины…"

Халаты и запчасти: заплати сам

Помимо низких окладов работников "скорой" в некоторых регионах остро стоит вопрос безопасности, дефицита кадров, ремонта машин и одежды.

Лет пять назад, после вопиющих случаев нападения на бригады "скорой" в Кузбассе, им выдали электрошокеры. Но, как сказали медики из Яшкино, по совету прокуратуры их пришлось сдать. Если придется применять шокеры против буйного пациента с сердечным заболеванием, потом будет сложно что-либо доказать. Остро ощущается отсутствие медвытрезвителей и напарников (вдвоем фельдшерам иметь дело с проблемным контингентом было бы не так страшно).

Фото: Кемеровская областная организация профсоюза работников здравоохранения

Похожая ситуация в Ростове-на-Дону. По словам врачей "скорой", часто их пациентами становятся люди "с улицы" с сильным опьянением. Они дебоширят, набрасываются с кулаками. Примерно раз в сутки и хабаровским медикам приходится вызывать наряд полиции. В Екатеринбурге в прошлом году зафиксировано 28 случаев противоправных действий, после которых 9 докторам потребовалась медпомощь с оформлением больничных. За 5 месяцев этого года было уже 14 случаев нападения на "скорую".

Ростовские медики просят включить в состав бригады полицейского, хотя бы на ночные дежурства. А мордовские - приравнять их к госслужащим. Но и этого пока не произошло.

Еще одна проблема - дефицит кадров. О ней говорили в Хабаровске. В Саратовской области ее вообще считают одной их главных. Ведь врачами "скорая" обеспечена лишь на 40 процентов, средним медперсоналом на 50, водителями на 65 процентов. В Орловской области не хватает 30-40 процентов специалистов, по врачам - около 50 процентов, с водителями тоже проблемы… Весной провели реорганизацию: городской станции добавили сельский район - 70 тысяч пациентов. Зарплаты не подняли, хотя нагрузка на бригады выросла: "в город" перевелась лишь половина медиков из бывшей районной скорой, потеряв в итоге "сельские" и "чернобыльские" доплаты.

В Петрозаводске проблему нехватки врачей решают за счет специалистов из других регионов. Им компенсируют частично съем квартиры - 9 тысяч рублей в месяц. Но и здесь не так все просто. Чтобы получать северную надбавку и районный коэффициент (плюс 65 процентов к окладу), они должны отработать в Карелии несколько лет. Пока эта проблема не решена: приезжие получают меньше, чем местные медики.

Есть сложности с одеждой и ремонтом машин. В Кемеровской области жаловались, что бригадам не выдают форму. А по нормам нужно два летних костюма, теплые куртки, обувь. Покупают сами. Только летний комплект стоит от 1,5 тысячи рублей. В Иркутске вопрос журналиста про обеспечение одеждой вызвал недоумение. Здесь всегда обходятся своими силами. Многие даже белые халаты покупают за свой счет.

Иркутские водители также жаловались, что ремонт часто приходится делать своими силами. На него и запчасти средства не выделяют и в Яшкинском районе Кемеровской области. Рации в машинах тоже сломаны. Бригады пользуются личными мобильниками. Расходы на связь им не компенсируют.

Подготовили Виталий Ахмеров, Ирина Варламова, Валентина Зотикова, Андрей Куликов, Руслан Мельников, Роман Мерзляков, Сергей Панасенко, Юлия Потапова, Наталья Саванкова, Анна Скудаева, Татьяна Ткачёва, Александр Филимоненко, Светлана Цыганкова, Ирина Штерман

Доктор "скорой" в дефиците

На "Прямой линии" президент Владимир Путин поручил министру здравоохранения Веронике Скворцовой разобраться в ситуации со скорой помощью. Понятно, что для детального анализа нужно время, но, судя по ответу, полученному на запрос "РГ" из министерства, там хорошо знают о проблемах службы. И вместе с губернаторами стараются их решить.

"С 2005 года полномочия по формированию систем оплаты труда переданы регионам. Это закреплено в 144-й статье Трудового кодекса РФ, - сообщили "РГ" в министерстве. - В то же время Минздрав совместно с регионами постоянно мониторит среднемесячную зарплату по отдельным категориям медработников на основе данных Росстата, запрашивает нужную информацию у регионов. Министерство оказывает регионам методическую и консультативную поддержку в работе по совершенствованию систем оплаты труда с учетом региональной специфики".

Один из факторов, который напрямую влияет на уровень заработков и их стабильность, - это доля гарантированной части зарплаты. Речь идет прежде всего об окладе, а также "неуменьшаемых" выплатах - например, за категорию, стаж работы и т.д. Согласно рекомендациям минздрава, регионы должны заботиться об увеличении гарантированной доли зарплаты. Министерство провело несколько "пилотов" - в Брянской, Омской областях, Ставропольском крае - и определило, что при оптимальной структуре зарплаты выплаты по окладам должны составлять не менее 55-60 процентов заработка, а остальная часть - порядка 40 процентов - приходится на премии и прочие "необязательные" выплаты. Правда, до сих пор не все регионы навели здесь порядок, хотя соответствующие рекомендации были направлены им министерством еще в 2014 году.

"Жалобы медработников на низкую зарплату поступают преимущественно из регионов с низкой долей гарантированных выплат по окладам, - отметили в министерстве. - Повышение доли выплат по окладам позволяет также снизить внутрирегиональные различия в размерах зарплат специалистов одинаковой специальности и квалификации в однотипных учреждениях, в том числе из-за возможности принятия субъективных решений работодателем при назначении стимулирующих выплат".

Сложности с оплатой труда в службе скорой помощи возникают еще и потому, что специальность "скорая медицинская помощь" относится к одной из дефицитных, подчеркнули в министерстве. В настоящее время работают около 11 тысяч врачей скорой помощи. В службе сохраняется дефицит 6,5 тысячи врачей - то есть порядка тридцати процентов. Особенно остра нехватка специалистов в сельской местности.

Чтобы устранить кадровый дисбаланс, с 2012 года работает программа "Земский доктор", по которой прибывшие на работу в село, рабочий поселок либо поселок городского типа врачи получают денежную компенсацию - 1 миллиона рублей. С прошлого года эта программа была распространена также на фельдшеров, в нее включили и города с населением до 50 тысяч человек. Это помогает привлечь специалистов, в том числе и в службу скорой помощи. За семь лет программы на село приехали работать 34 309 медработников: 32 830 врачей, в том числе 55 врачей скорой помощи, и 1479 фельдшеров, в том числе 785 фельдшеров скорой помощи.

Подготовила Ирина Невинная.

О сложностях работы "скорой" "РГ" сказал президент Национальной медицинской палаты, детский хирург Леонид Рошаль.

"Проблемы скорой помощи общеизвестны. Это не только зарплаты, но также кадры и материально-техническое оснащение, - отметил Леонид Рошаль. - Если взять комплектацию машины скорой помощи на селе и в Москве - до сих пор это большая разница. На "скорой" работают в основном фельдшеры, врачей не хватает".

Озабочены в Национальной медицинской палате и вопросом безопасности медиков. В Госдуме подготовлен законопроект с поправками в КоАП, предусматривающими ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности медработника по оказанию медицинской помощи. При этом штраф составит от 4000 до 5000 рублей. При этом ответственность за причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью медработника, хотя нападения на бригады "скорой" и практикующих врачей случаются довольно часто, вообще не предусмотрена.

Фото: iStock

Изменения же в УК РФ предполагают новую статью - "Воспрепятствование оказанию медицинской помощи". По ней если врачу помешают работать и для пациента это обернется тяжким вредом здоровью или смертью, то нарушителя могут посадить в тюрьму или оштрафовать. Но врач снова оказывается незащищенным, так как нет ответственности за тот вред, который ему причинили в ходе нападения. Такая норма не защищает и других пациентов, которые оказались без медицинской помощи пострадавшего врача.

"Пакет законопроектов с изменениями в УК РФ и КоАП готовится ко второму чтению, - отметил Леонид Рошаль. - Но эти предложения не предполагают наказание за нападение и причинение вреда медицинским работникам во время исполнения ими своих профессиональных обязанностей. Уровень защиты врача законодатели связывают с вредом для пациента, а не врача, и мы считаем это неправильным".

Подготовила Ирина Невинная.

В Ростове-на-Дону у врача со стажем набегает 35 тысяч рублей в месяц, сообщили "РГ" на одной из подстанций (по официальным данным, средняя зарплата в регионе - 54,1 тысячи). В Костроме - от 23 тысяч. В Мордовии врач получает в среднем 30 тысяч рублей. В Саратовской области - 46,7 тысячи рублей. В Калмыкии - 49,6 тысячи. В Пензе - 54,5 тысячи. Среднемесячная заработная плата врача скорой медицинской помощи в Волгоградской области составляет 55,2 тысячи рублей. В Ульяновской области - 59,13 тысячи. По словам главного врача больницы скорой медицинской помощи Петрозаводска Алексея Хейфеца, средняя зарплата врача - 61 тысяча рублей. В Екатеринбурге зарплата врача самая щедрая - 74,542 тысячи рублей.Теперь посмотрим, сколько получают фельдшеры. В Костроме - 16,8 тысячи. В Калмыкии - 27,4 тысячи. В Саратовской области - 28,4 тысячи. В Волгоградской области - 29,7 тысячи. В Петрозаводске - 31 тысячу. В Ульяновской области - 34,146 тысячи. В Екатеринбурге - 47,156 тысячи. Водители в Вологодской области получают в среднем 18 тысяч в месяц. В Саратовской области - по 25 тысяч рублей. В Екатеринбурге - 37 тысяч.

Читайте также: