Граждане как субъекты политических отношений в россии и китае

Обновлено: 02.07.2024

Можно констатировать, что в 2009 г. двусторонние отношения КНР и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе подверглись серьезным испытаниям, но ранее созданный фундамент сотрудничества двух стран оказался достаточно прочным, существует много хороших моментов в развитии. Например, улучшается торговая структура, объем импорта машиностроительной продукции Китая из России уже растет третий год подряд. Китай занял первое место среди импортеров России. Прямые инвестиции (вне финансов) Китая в Россию выросли на 73,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Беспрецедентный масштаб финансового сотрудничества наблюдается в двусторонних отношениях, быстро развивается торговое финансирование.

В массовом сознании опрошенных отчетливо отражается наличие общности интересов своих стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что нашло отражение в положительном ответе 79,3% респондентов (См.: Прил.2,Табл.12.1).

Переговорный процесс КНР и РФ

Хотелось бы отметить основные преимущества китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. Главное – это то, что между нашими странами созданы благоприятные политические отношения и совершенный механизм сотрудничества. Так, в рамках формата регулярных встреч глав правительств создано 11 подкомиссий по ведущим отраслям и направлениям китайско-российского сотрудничества. Кроме того нашими странами создан механизм консультаций по разнообразным направлениям сотрудничества, в таких сферах, как, например, инвестиции, по упорядочению торговли, по порядку разрешения торговых споров, а также – крайне важно – в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества. Этот постоянно совершенствующийся механизм консультаций должен стать важной гарантией углубления двустороннего сотрудничества.

56% опрошенных характеризуют отношения России и Китая как грамотно построенные и соответствующие необходимому уровню развития и международной обстановке (См.: Прил.2, Табл.11.1).

Таким образом, массовом сознании населения государств переговорный процесс воспринимается как сбалансированный механизм, отработанный и показавший нужные результаты за последние годы взаимного сотрудничества.

Выводы

Всемерное развитие китайско-российского экономического сотрудничества является одним из ключевых факторов укрепления и обогащения отношений партнёрства и стратегического взаимодействия между Китаем и Россией. Как в России, так и в Китае хорошо понимают необходимость резкого укрепления материальной основы российско-китайского стратегического партнерства.

Огромный потенциал китайско-российского экономического сотрудничества общепризнан. Для его освоения создана мощная организационная структура в виде механизма регулярных встреч глав государств и правительств России и Китая, подписаны десятки договоров и соглашений различного уровня.

Из всех направлений сотрудничества между Китаем и Россией энергетические проблемы постепенно выходят на первый план в российско-китайских отношениях. Энергетика является одним из самых перспективных направлений сотрудничества России и Китая. В результате проводимых экономических реформ Китаю удалось добиться высоких темпов роста экономики и повышения жизненного уровня населения. Быстрые экономические преобразования уже значительно увеличили спрос на энергию, а выполнение поставленных руководством КНР новых масштабных задач по экономическому развитию страны на период до 2020 г. потребует дальнейшего существенного наращивания объемов энергопотребления. Китай нуждается в стабильных поставках энергоносителей, и Россия готова к кооперации в этой сфере.

Как ведущие мировые экономические субъекты, как ответственные державы Китай и Россия должны совместно отвечать рискам и вызовам, появлению которых способствовал кризис, выявлять резервы и максимально использовать все возможности для сотрудничества в целях развития. Среди инструментов преодоления кризиса на первом месте стоят инвестиции и торговля, всемерная поддержка ведущих секторов экономики и диверсификация производств, обеспечение высокого качества и экологичности выпускаемой продукции. Все это, безусловно, будет содействовать взаимовыгодному развитию китайской и российской экономики.

Рекомендации

Рассматривая все вышесказанное, можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Для лучшего понимания гражданами России специфику китайско-российских отношений, их историческую значимость необходимо повысить информированность о долгосрочных целях развития Российского государства путем увеличения количества сведений о различных проектах в СМИ. Рекомендуется проводить объяснение гражданам принципы построения либерального общества в развитых демократических странах с целью преодоления атмосферы неприязни и недоверия ко всем восточным политическим ценностям и идеалам;

2. Властная элита всех уровней должна понимать, что все большая дистанцированность от народа способна привести к массовым всплескам недовольства к представителям населения других стран, поэтому ей рекомендуется расширить свою деятельность в разных сферах жизни общества, активизировать информационную поддержку своей деятельности, налаживать контакт с населением (личные встречи депутатов с гражданами, дебаты, акции, и т.д.);

3. Необходимо вести политику разъяснения населению ценностей социальной самодеятельности и приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека, представляющие различные страны, способствовать развитию критического анализа общественностью деятельности властей. Необходимо повышать образовательный уровень населения.

4. Следует расширить инвестиционное и технико-экономическое сотрудничество. У сторон существует большой потенциал в области инвестиции вне финансов. Так, сегодня российская сторона усилила работу по освоению Дальнего Востока и Сибири, Китай также реализует план возрождения старой промышленной базы своих северо-восточных провинций. В сентябре прошлого года главы наших государств утвердили Программу сотрудничества между peгионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китая, а это принесет новые возможности для взаимных инвестиций и технико-экономического сотрудничества. Совсем недавно, во время визита Заместителя председателя Китая Си Диньпина в Россию, предприятия двух стран во Владивостоке и в Москве подписали более 20 соглашений и контрактов, касающихся сотрудничества в ряде областей – таких, как строительство электростанции, реконструкция морских портов, развитие сельского хозяйства и освоение минеральных ресурсов, сотрудничество в лесной и т.д.. Кроме того, китайская сторона желает развивать сотрудничество с Россией в области инфраструктуры, участвовать в строительстве объектов саммита АТЭС во Владивостоке 2010 г. и зимней Олимпиады в Сочи 2014 г.

5. Необходимо углубить финансовое сотрудничество. Коммерческие банки и политические финансовые институты сторон должны повышать уровень участия в двусторонней торговле. Одновременно необходимо непрерывно укреплять сотрудничество в области взаимного доверия, обеспечивать кредитование консорциумов, возможности использования банковской карточки и т.д. Необходимо держать на контроле вопросы обмена валют между нашими странами и создания биржи для китайских юаней и рублей, активно изучать возможность расширения расчетов национальных валют в обычной торговле. Нужно обеспечить более универсальное и высококачественное обслуживание торгово-экономического сотрудничества между нашими странами.

6. Важно укрепить сотрудничество между малым и средним бизнесом. Малые и средние предприятия являются важнейшим фактором развития экономики и внешней торговли любой страны ввиду их многочисленности, гибкости и мобильности. Компетентные органы правительств и торговые ассоциации наших стран должны поощрять и поддерживать их, способствовать укреплению двустороннего сотрудничества, предоставлять им услуги по политическому консалтингу, финансированию и т.д..

1. Для консолидации общества в сознании туляков необходимо повысить информированность граждан о деятельности политических партий в мероприятиях с представителями разных стран, в том числе и с представителями Китая, путём активизации их деятельности, независимо от срока выборов;

2. Для повышения политического участия жителей г. Тулы рекомендуется проводить международные массовые политические мероприятия и акции;

3. Политическим объединениям следовало бы не выдвигать популистские идеи в периоды предвыборной кампании, а четко разъяснить свою идеологическую направленность и позицию по отношению к представителям разных сран;

4. В целом в качестве основной рекомендации институтам политической власти, а также политическим партиям и движениям, хотелось бы отметить необходимость повышения эффективности использования СМИ, поскольку успех политики определяется, прежде всего, общественным мнением.

1. СМИ отводится ведущая роль в формировании общественного мнения, поэтому необходимо, чтобы центральные телерадиокомпании и печатные издания были более объективными в оценке тех или иных политических событий;

2. Необходимо увеличить количество всевозможных разъясняющих программ и статей о китайско-российских отношениях.

Институтам образовательной системы

1. В школах, вузах должны изучаться ценностная модель, иерархия ценностей, доминирующих в обществе, ценностные программы разных стран;

2. Рекомендуется проводить социальную работу с молодежью с целью формирования у них демократического сознания и соответствующей ему системы ценностей;

3. Необходимо приложить все усилия для формирования у молодежи современного, осмысленного, неидеологизированного представления об истории путем проведения внеучебных занятий, научных диспутов и семинаров;

Населению г. Тулы

1. Необходимо больше интересоваться реальной политической деятельностью, повышая, таким образом, уровень политического участия;

2. Рекомендуется четко определять свои политические интересы и руководствоваться не популярностью той или иной ценности или идеи во властных кругах, а собственным мнением.

Главная же рекомендация относится к сфере улучшения работы властных структур по разъяснению вопросов истории, и исторического становления китайско-российских отношений в системе мировой политики.

Список литературы

2. Кузина З. Внешнеполитические проблемы в зеркале общественного мнения в России (2000-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №10. С. 62 – 76.

3. Мочульский А. Об особенностях политики Китая в вопросах экономического сотрудничества в ШОС // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №10. С. 84 - 90.

4. Иванова А. Лунин А. Титаны АТР и стратегические интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №9 С. 101 - 111.

5. Елогов Н. Тихоокеанская Азия: перспективы трансформаций политических систем (окончание) // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №6. С.72 – 85

6. Елогов Н. Тихоокеанская Азия: перспективы трансформаций политических систем // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №5. С.83 – 95.

7. Канаев Е. Курилко А. Юго-Восточная Азия в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №2. С.38 - 46.

8. Федоровский А. Возможности и проблемы регионального сотрудничества в Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №1. С.82 - 91.

9. Потапов М. Мировой экономический кризис и Восточная Азия // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.19 - 25.

10. Брутенц К. О реструктуризации современных международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.26 - 37.

11. Мозиас П., Яковлева В. Внешнеторговая политика Китая после присоединения к ВТО // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.64 - 68.

12. Кульнева П. либерализация инвестиционного режима в Китае: новый этап // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.69 - 77.

13. Бергер Я. Китайская модель развития // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №9. С.73 - 81.

14. Таций В. Финансовые кризисы и накопление: опыт Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №9. С.82 - 89.

15. Загашвили В. Отношения России с лидерами мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №8. С.3 - 11.

16. Лабинская И., Островская Е. Китай: универсальная модель модернизации? (окончание) // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №8. С.69 - 81.

17. Лабинская И., Островская Е. Китай: универсальная модель модернизации? // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №7. С.43 - 55.

19. Козырев В. Китай в политике, культуре и менталитете России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №5. С.121 - 126.

20. Лавров С. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе // Международная жизнь. 2010. №10. С.4 – 14.

21. Сумский В. Модернизация России, геополитика Восточной Азии и фактор АСЕАН // Международная жизнь. 2010. №10. С.15 - 20.

22. Колдунова Е. Встречаемся в АСЕМ! Теория и практика трансрегиональных отношений: памятка для России // Международная жизнь. 2010. №10. С.21 - 27.

24. Мазырин В. Россия в Индокитае: назад в будущее? // Международная жизнь. 2010. №10. С.37 - 48.

25. Рогожин А. АСЕАН на пути к Экономическому сообществу // Международная жизнь. 2010. №10. С.56 – 63.

26. Урляпов В. Все выше и выше. Проекты России и стран ЮВА в аэрокосмической сфере // Международная жизнь. 2010. №10. С.69 - 72.

27. Лисоволик Я. В чем польза зоны свободной торговли России – АСЕАН? // Международная жизнь. 2010. №10. С.73 - 77.

28. Урляпов В. Расширение АСЕАН: мотивы, значение, последствия // Международная жизнь. 2010. №10. С.85 - 95.

30. Локшин Г. Путем АСЕАН // Международная жизнь. 2010. №10. С.125 – 128.

31. Бородавкин А. Азиатский вектор политики России и модернизация страны // Международная жизнь. 2010. №8. С.12 – 20.

32. Иванов А. Азиатско-Тихоокеанский регион и Россия: новая роль в глобальном развитии // Международная жизнь. 2010. №8. С.71 - 80.

33. Грациани Т. Россия – краеугольный камень системы многополярного мира // Международная жизнь. 2010. №7. С.93 – 104

34. Моисеев Л. Через ШОС снимается масса проблем // Международная жизнь. 2010. №6. С.14 - 21.

35. Николаев М. АТР и национальная безопасность России // Международная жизнь. 2010. №4. С.10 - 19.

36. Каменнов П. Китай: принципы активной обороны // Международная жизнь. 2010. №4. С.40 - 56.

37. Иваншевцов Г. Азиатский вектор российской энергетики // Международная жизнь. 2010. №3. С.62 - 72.

38. Бакишев Д. Диалог во имя безопасности и процветания в Азии и мире // Международная жизнь. 2010. №3. С.97 - 107.

39. Михеев В.В. Китай – Япония: стратегическое соперничество и партнерство в глобализируещемся мире. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 358с.

40. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. – М.: ИМЭПО РАН, 20009, 180с.

41. Россия в мировой экономике и международных отношениях / Отв.ред.Ф.Г. Войтоловский, А.В. Кузнецов. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 200с.

43. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 180с.

44. Россия и мир: 2010.Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз /Рук-ли проекта А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. – М.: 2009. 149с.

46. Итоги и перспективы реализации программы Глобального партнерства / Под ред. А.А. Пикаева. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 110с.

47. Россия и мир 2009: Экономика и внешняя политика / Рук-ли. Проекта А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. – М.: ИМЭПО РАН, 2008. 142.

Приложение 1

Лаборатория социально-политических исследований.

Китайско-российские отношения в системе мировой политики

В России происходят большие перемены. Мы хотели бы знать, как Вы к ним относитесь. С этой целью мы просим Вас ответить на ряд вопросов, которые в основном касаются участия граждан в политической жизни общества. Не сомневаемся, что Ваши заинтересованные и искренние ответы помогут разобраться в существе дела, наметить пути решения насущных проблем.

Материалы опроса будут использованы только в обобщенном виде.

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

1. Влияет ли политика на Вашу повседневную жизнь?

02 Скорее да, чем нет

03 Скорее нет, чем да

05 Затрудняюсь ответить

2. На Ваш взгляд, могут ли рядовые граждане оказывать влияние на политическую жизнь страны?

02 - Скорее да, чем нет

03 - Скорее нет, чем да

05 - Затрудняюсь ответить

3. В какой степени Вас затрагивают проблемы, обсуждаемые политиками федерального уровня (парламентские заседания, выступления президента)?

01 - В высокой степени

02 - Нейтральное отношение

03 - В низкой степени

04 - Затрудняюсь ответить

4. Как Вы оцениваете уровень развития китайско-российских отношений?

04– Затрудняюсь ответить

5.6. С чем у Вас ассоциируется образ России/Китая? (4 варианта ответа)

7. На Ваш взгляд, смог ли Китай эффективно преодолеть влияние мирового финансово-экономического кризиса на свою экономику?

03 – Другое: _____________________________________.

04 – Затрудняюсь ответить

8. На Ваш взгляд, смогла ли Россия эффективно преодолеть влияние мирового финансово-экономического кризиса на свою экономику?

03– Другое: _____________________________________.

04– Затрудняюсь ответить

9. Как Вы считаете, какое из приведенных направлений является приоритетным в китайско-российских отношениях?

02 – военная сфера

05 – Другое: _________________________________________.

06 – Затрудняюсь ответить

10. На Ваш взгляд, какое место занимает Китай среди торговых партнеров России?

03 – Другое: ______________________________________.

05 – Затрудняюсь ответить.

11. На Ваш взгляд, как можно охарактеризовать отношения между Китаем и Россией?

01 – взрослый - взрослый

02 – взрослый – ребенок

03 – взрослый - родитель

04 – Другое: __________________________________________.

05 – Затрудняюсь ответить

Обоснуйте Ваш ответ:

12. Есть ли общие интересы КНР и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

03 – Затрудняюсь ответить

13. Как Вы считаете, развитие экономики Сибири и Дальнего Востока должна происходить ________.

01 – при сотрудничестве КНР и РФ.

02 – только по средствам КНР

03 – только по средствам РФ

04 – Другое: _________________________________________.

05 – затрудняюсь ответить

14. Откуда Вы узнаете, по большей части, информацию о развитии китайско-российских отношений?

05 – Другое: __________________________________.

И в заключении, пожалуйста, сообщите некоторые сведения о себе:

Российско-китайские отношения — взаимоотношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а в исторической ретроспективе — между государствами, существовавшими соответственно на территории этих стран на протяжении последних 400 лет. На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.

Содержание

Экономическое сотрудничество



Все меморандумы предполагают подготовку долгосрочных контрактов по поставкам в КНР газа, нефти и электроэнергии, в результате чего в течение ближайших 15 лет Россия может стать крупнейшим поставщиком энергоносителей в Китай. До сих пор КНР основной упор делала на импорт нефти из стран Персидского залива (в основном из Ирана и Омана), однако в последние несколько лет здесь предпринимались попытки диверсификации источников энергоносителей — в частности, за счёт прокладки континентальных трубопроводов из России и Казахстана.

Подписанные документы предусматривают:

Пограничное урегулирование

В 2005 году состоялась ратификация Государственной думой РФ и Всекитайским собранием народных представителей дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в её восточной части. Этот процесс завершил урегулирование пограничных проблем в отношениях России и КНР — многолетний переговорный процесс, который был начат ещё СССР и КНР в 1964 и который, помимо переговоров дипломатов, сопровождался ещё и кровопролитием с обеих сторон.

Дополнительное соглашение определяет линию прохождения границы в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и территории островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре. Эти два участка составляют менее 2 % общей протяжённости границы в 4,3 тыс. км. Соглашение предусматривает равное распределение районов общей площадью 380 кв. км., не согласованных при заключении предыдущего соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на её восточной части от 16 мая 1991. Граница будет зафиксирована по фарватеру судоходных рек, а для несудоходных — по середине реки. Документ был подписан главами государств 14 октября 2004.

В августе 2005 года прошли первые совместные российско-китайские военные учения [8] .

В августе 2012 года в процессе демаркации между Россией и КНР возникли разногласия по линии прохождения государственной границы на западном участке российско-китайской границы [9] . Китай требует смещения линии государственной границы вглубь территории России [9] . Площадь территориальных претензий КНР к России достигает 17 гектар [9] [10] .

Проблемы территориальной целостности КНР

Тайваньская проблема

Экономические, научно-технические, культурные и другие неофициальные связи между Россией и Тайванем осуществляются отдельными гражданами и неправительственными организациями, при этом в российско-тайваньских контактах не могут использоваться государственная символика России и символика и название Китайской Республики. [11]

Тибет

Китай установил свою власть над Тибетом в 1950, и с тех пор Тибет для руководства СССР и России всегда представлял собой неотъемлемую часть КНР.

С 2001 по 2004 Россия отказывала в предоставлении въездной визы для Духовного главы буддистов мира и религиозного лидера Тибета Далай-ламы XIV Агвана Лобсана Тенцзина Гьяцо, почитаемого российскими гражданами, исповедующими буддизм (в основном в Калмыкии, Тыве, Бурятии и двух бурятских автономных округах).

До этого Далай-лама в течение 1979—1996 семь раз посещал российских буддистов. В 1994, находясь в Москве, он даже выступал в Госдуме. Однако чем более прочным становилось российско-китайское партнёрство, тем труднее было Далай-ламе попасть в Россию. Лишь в конце ноября 2004 ему вновь было разрешено побывать в Калмыкии с одним условием — отказа от каких-либо контактов с официальными лицами. С тех пор в визе вновь отказывают под разными предлогами.

Иммиграция китайских граждан в Россию

Одно из основных опасений на сегодняшний день — проблема стихийной и незаконной иммиграции китайских граждан на территорию России, особенно российского Дальнего Востока. Существует мнение, что если данная тенденция сохранится, то русские на дальнем востоке станут национальным меньшинством. Плотность населения и перенаселенность на китайской стороне границы являются сильной мотивацией для эмиграции: более ста миллионов человек живут в трех провинциях Северо-Восточного Китая, в то время как по другую сторону границы население 6,2 миллиона квадратных километров Дальневосточного федерального округа сократилось примерно с девяти миллионов в 1991 году до семи миллионов в 2002 году [12] .

Международное сотрудничество

Международные организации

Россия — КНР — Индия

Идею создания стратегического треугольника Россия — Индия — Китай первым из известных политических деятелей выдвинул ещё в 1998 году российский премьер-министр Евгений Примаков. Не в состоянии остановить готовившуюся операцию НАТО против Югославии, Примаков призвал к сотрудничеству трёх стран как своего рода противодействию однополярности в мире. Потребовалось, однако, несколько лет для того, чтобы это предложение было поддержано дипломатами.

Взаимодействие трёх государств, суммарное население которых составляет 40 % населения земного шара, позволяет повысить международный вес каждой из них. Судя по заявлениям лидеров трёх стран, их сотрудничество не направлено против кого бы то ни было, но в то же время оно призвано сделать мир многополярным и способствовать демократизации миропорядка.

Каждое из государств, по-видимому, преследует, помимо общих, ещё и индивидуальные интересы:

  • Индия и Китай рассчитывают получить доступ к российским энергоносителям — нефти и газу;
  • Россия подчёркивает важность практического сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и другими новыми угрозами (особенно в зоне, прилегающей к территории всех трёх стран, — в Центральной Азии, поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по каждому из трёх государств);
  • Индия рассчитывает на поддержку её стремления стать постоянным членом Совета Безопасности ООН; Россия и Китай согласны, что ООН нуждается в реформах; предполагается, что к сентябрьской сессии ООН три государства выйдут с совместными предложениями.
  • Индия стремится войти в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и играть более активную роль в Центральной Азии.

Наблюдатели указывают на то, что партнёрство трёх государств организационно пока никак не оформлено и, возможно, не примет чётких международно-правовых форм, поскольку это означало бы образование альтернативного США центра силы в Азии и неминуемо вызвало бы их негативную реакцию.

В настоящее время ни одному из трёх государств этого по разным причинам не хотелось бы. В частности, Россия рассматривает США как партнёра в борьбе с распространением ядерного оружия и за поддержание стратегической стабильности в мире.

История отношений

Русские и монгольская империя Юань

Первые достоверные данные о появлении русских на территории современной КНР относятся к 14 веку и связано со вторжением монголов на Русь, в результате которого какое-то количество плененных мужчин было отправлено в Китай, который тогда являлся частью Юаньской империи монголов.

Необходимо иметь в виду, что империя Юань — монгольское, а не китайское государство, и появление русских на территории Китая, в то время входившего в империю Юань, следует рассматривать в рамках российско-монгольских, а не российско-китайских отношений.

Российское государство и китайская империя Мин



После того, как монголы были изгнаны из Пекина, Китай вновь стал государством (империя Мин).

    — Первая попытка проникнуть в Китай. Царем Василием Шуйским подписывается указ об отправке посольства к Алтан-хану и в Китайское государство. Но из-за войны между Шолой Убаши-хунтайджи и черными калмыками посольство не доехало до места назначения. В 1616 году отправляется новое посольство во главе с атаманом Василием Тюменцем. Делегация была принята Шолой Убаши-хунтайджи, но далее в Китай посольство не поехало, возвратившись в Москву. В XIX веке считалось, что первая русская делегация отправилась в Китай при Иване Грозном в 1567 году во главе с атаманами Иваном Петровым и Бурнашом Елычевым, что якобы следовало из древнерусской рукописи. Но позднее рукопись была признана подделкой, а сам факт путешествия вымыслом. [20] — Тобольскийвоевода отправляет в Китай династии Мин посольство казака И. Петлина для установления отношений. —1642 — Поездка казака Е. Вершинина в Китай.

Российское государство и империя Цин

В результате завоевательных походов маньчжуров Китай вновь потерял независимость и стал частью маньчжурской империи Цин.



Необходимо иметь в виду, что после захвата Пекина маньчжурами последние постепенно присоединили к своей империи Цин весь Китай, который в результате утратил свою государственность. С тех пор Россия и другие страны официально поддерживали отношения с этой империей, а не с завоеванным ею Китаем. Отношения с Китаем как государством возобновились лишь 23 сентября 1913 г., когда Российская империя признала Китайскую республику.

СССР и Китай





Сами российско-китайские отношения имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.

Более динамичными и насыщенными важными событиями российско-китайские отношения стали примерно с конца 1850-х годов. Причем с данного момента времени и вплоть до распада СССР четко выделяются два этапа двустороннего сближения, когда Россия и Китай вплотную подходили к формированию чрезвычайно тесных, союзнических отношений. Однако после каждого из этих этапов происходило резкое ухудшение двусторонних отношений.

Конец 1850-х годов – 1890-е годы:

постепенное сближение и союзные отношения

Данный этап длился около четырех десятилетий. Россия и Китай прошли путь от сотрудничества по пограничным вопросам (в конце 1850-х – начале 1860-х годов) до создания оборонительного союза (в конце 1890-х годов).

Во второй половине XIX века территория России стремительно расширялась. Вхождение в состав Российской империи Туркестана (территории современных центральноазиатских государств), а также активное освоение русскими Сибири и дальневосточных земель привело к непосредственному соприкосновению территориальных владений России и Китая. Это вызвало необходимость развития дипломатических контактов для определения границы между двумя странами.

Вскоре после этого, в 1864 году, в г.Чугучак (западный Китай) Россия и Китай подписали Чугучакский Протокол, в котором зафиксировали основные географические ориентиры российско-китайской границы (горные хребты, вершины, а также реки) от Западных Саян до Памира. Помимо этого Протокол регламентировал торговый режим на участке границы, отделявшей китайский Синьцзян от Туркестана, входившего тогда в состав Российской империи.

Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам, в свою очередь, послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере. В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III (правил с 1881 года по 1893 год), а после его смерти (1893 год) – министра финансов России Сергея Витте (находился в должности в период 1892-1903 годов), которые были сторонниками российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом.

Начало 1900 год – середина 1920-ых годов:

охлаждение отношений

Данный этап длился примерно два с половиной десятилетия. Причем уже в начале 1900-ых годов практически все положительные результаты двустороннего сотрудничества, достигнутые Россией и Китаем за предыдущие четыре десятилетия, оказались перечеркнутыми. Главной причиной тому стало участие России на стороне ряда западных держав в военной интервенции против Китая.

Середина 1920-х годов – конец 1950-х годов:

потепление отношений и стратегическое сближение

Данный этап имел место преимущественно в сталинский период советской эпохи российской истории и длился около трех с половиной десятилетий. Советская Россия (позже в форме СССР) и Китай прошли путь от возобновления дипломатических отношений до формирования военно-политического союза.

В 1930-е годы советско-китайские отношения продолжали динамично развиваться. Особенно это было заметно в сфере военного сотрудничества. Как и ранее (в 1890-х годах) основой этого стала обоюдная заинтересованность в противодействии военным планам Японии на Дальнем Востоке. Япония тогда проводила агрессивную внешнюю политику и претендовала на ряд дальневосточных территорий СССР и Китая. В 1930 году Япония напала на Китай, которому пришлось вести освободительную войну. СССР, рассматривая милитаристскую Японию в качестве главной угрозы своей безопасности на Дальнем Востоке, оказывал Китаю значительную экономическую и военную помощь в отражении японской агрессии. Так в 1930-ых годах СССР предоставил Китаю целевые кредиты в размере 250 млн. долларов, за счет которых Китай осуществлял в Советском Союзе массовые закупки различных видов вооружений и военной техники. В 1945 году СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию на территории Маньчжурии (северный Китай).

Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации, мощная политическая, военная и финансовая поддержка сталинским руководством китайских коммунистов во многом обеспечили приход в 1949 году к власти в стране Коммунистической Партии Китая (КПК).

После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) процесс советско-китайского сближения резко интенсифицировался. В немалой степени этому способствовала деятельность лидеров двух стран Иосифа Сталина и Мао-Цзе-Дуна по созданию военно-политического союза социалистических держав, основанного на идентичных государственных идеологиях. В результате, начиная с 1949 года, сотрудничество в политической, экономической, военной и других сферах развивалось особенно интенсивно.

Китай осуществлял массовые поставки на советский рынок продукции текстильной и легкой промышленности, а также некоторых видов цветных металлов (которые в СССР в то время не производились в достаточных количествах), имевших важное значение для советской промышленности.

В свою очередь, Советский Союз оказывал Китаю всестороннюю помощь в возведении целого ряда крупных промышленных предприятий и объектов энергетики, в массовой подготовке научно-технических кадров для растущих потребностей китайской экономики. Более того, СССР предоставлял КНР значительную военно-техническую поддержку, что выражалось в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подготовке военных кадров, а также организации на территории Китая ряда военных производств.

Неким кульминационным моментом советско-китайского сближения того периода времени стало совместное участие СССР и КНР в войне на Корейском полуострове (1950-1953 годы) на стороне коммунистического правительства Северной Кореи против южно-корейской армии, поддерживаемой США и их союзниками.

Начало 1960-х – конец 1980-х годов:

острый кризис и охлаждение отношений

Данный этап длился примерно три десятилетия. Причем, также как и в начале ХХ века, отношения испортились практически моментально и многие результаты, достигнутые за предшествующий период, оказались практически перечеркнутыми. Ухудшение отношений началось еще в конце 1950-х годов, а в 1960-ых годах они перешли в стадию политической конфронтации. Особенно ярко это было заметно в идеологической сфере. Так, СССР обвинял правящую партию КНР – КПК в великодержавном шовинизме (китайском) и отходе от принципов интернационализма. Китай, в свою очередь, обвинял КПСС в ревизии марксизма и мелкобуржуазном вырождении. Отношения между КПК и КПСС были прерваны, а в конце 1960-х годов СССР и КНР стояли на грани масштабного вооруженного конфликта. Так в 1969 году развернулись локальные бои между подразделениями китайской и советской армий на острове Даманский. Данный конфликт был урегулирован срочным визитом в г.Пекин премьер-министра СССР А.Косыгина, а остров Даманский впоследствии был передан Китаю.

* * *

В целом, российско-китайские отношения имеют богатую, но крайне сложную и даже противоречивую историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с этапами резкого ухудшения взаимоотношений.

Как представляется, сближение России и Китая в те или иные периоды во многом определялось прагматичностью мышления российской и китайской правящих элит, осознававших важность расширения сотрудничества в политической, экономической и военной сферах для продвижения долгосрочных интересов своих стран.

В то же время, когда сиюминутные, узко-национальные интересы, либо амбиции лидеров двух стран и/или идеологизация внешней политики начинали превалировать над прагматизмом и стратегическим видением общности долгосрочных интересов, то отношения между Россией и Китаем существенно ухудшались:

- разрыв союзных отношений между Российской империей и Китаем на рубеже XIX – XX веков произошел во многом по вине российского императора Николая II (правил с 1894 по 1917 годы), который, по-видимому, исходя из ошибочного понимания долгосрочных интересов России, решился в 1900 году на военную интервенцию в Китай в союзе с западными державами;

Казалось бы, что крах коммунистической идеологии и распад СССР, процессы политической и экономической трансформации в России и Китае должны были бы подвести окончательную черту под периодами конфронтационных отношений двух стран. Но так ли это на самом деле? На сегодняшний день это не представляется очевидным. Отношения между Россией и Китаем в настоящее время и в будущем также будут нести на себе отпечаток исторического прошлого.

При этом, наиболее характерной особенностью истории российско-китайских отношений является чередование периодов сближения с периодами резких и практически моментальных разрывов связей. Особенно бросается в глаза тот факт, что все периоды китайско-российского сближения с какой-то трудно объяснимой регулярностью совпадали по времени со знаковой сменой эпох в российской истории. Данные периоды начинались тогда, когда Россия, преодолевая системный кризис, проводила глубокую реформу своей внутриполитической системы и существенно меняла внешнюю политику.

Так, первое российско-китайское сближение началось, когда Россия была абсолютной монархией (Российская империя) и выходила из политического и экономического кризиса 1850-ых годов. Этот кризис был во многом вызван экспансионистской политикой Николая I (правил с 1825 по 1855 годы) в Европе. Данная политика закончилась экономическим истощением Российской империи, обострением отношений с Англией, Францией и Турцией и последующим поражением России в Крымской войне (1853-1856 года) против коалиции вышеуказанных стран. Следствием этого стало общее ослабление позиций России в тогдашней системе международных отношений. Это вынудило наследника Николая I Александра II (1855-1881 года) приступить к широким внутренним реформам и к кардинальному пересмотру внешней политики.

Нынешнее, уже третье по счету российско-китайское сближение началось фактически после распада СССР (1991 год), когда Россия в очередной раз поменяла форму своей государственности, став буржуазной федеративной республикой (РФ).

Как представляется, именно неоднозначность/противоречивость исторического наследия китайско-российских отношений во многом определяет неоднозначность современных отношений между двумя державами (фактическое отсутствие общности долгосрочных государственных интересов, а также четкого понимания места и роли друг друга в системе национальных приоритетов) и их неопределенность в будущем.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Можно констатировать, что в 2009 г. двусторонние отношения КНР и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе подверглись серьезным испытаниям, но ранее созданный фундамент сотрудничества двух стран оказался достаточно прочным, существует много хороших моментов в развитии. Например, улучшается торговая структура, объем импорта машиностроительной продукции Китая из России уже растет третий год подряд. Китай занял первое место среди импортеров России. Прямые инвестиции (вне финансов) Китая в Россию выросли на 73,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Беспрецедентный масштаб финансового сотрудничества наблюдается в двусторонних отношениях, быстро развивается торговое финансирование.

В массовом сознании опрошенных отчетливо отражается наличие общности интересов своих стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что нашло отражение в положительном ответе 79,3% респондентов (См.: Прил.2,Табл.12.1).

Переговорный процесс КНР и РФ

Хотелось бы отметить основные преимущества китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. Главное – это то, что между нашими странами созданы благоприятные политические отношения и совершенный механизм сотрудничества. Так, в рамках формата регулярных встреч глав правительств создано 11 подкомиссий по ведущим отраслям и направлениям китайско-российского сотрудничества. Кроме того нашими странами создан механизм консультаций по разнообразным направлениям сотрудничества, в таких сферах, как, например, инвестиции, по упорядочению торговли, по порядку разрешения торговых споров, а также – крайне важно – в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества. Этот постоянно совершенствующийся механизм консультаций должен стать важной гарантией углубления двустороннего сотрудничества.

56% опрошенных характеризуют отношения России и Китая как грамотно построенные и соответствующие необходимому уровню развития и международной обстановке (См.: Прил.2, Табл.11.1).

Таким образом, массовом сознании населения государств переговорный процесс воспринимается как сбалансированный механизм, отработанный и показавший нужные результаты за последние годы взаимного сотрудничества.

Выводы

Всемерное развитие китайско-российского экономического сотрудничества является одним из ключевых факторов укрепления и обогащения отношений партнёрства и стратегического взаимодействия между Китаем и Россией. Как в России, так и в Китае хорошо понимают необходимость резкого укрепления материальной основы российско-китайского стратегического партнерства.

Огромный потенциал китайско-российского экономического сотрудничества общепризнан. Для его освоения создана мощная организационная структура в виде механизма регулярных встреч глав государств и правительств России и Китая, подписаны десятки договоров и соглашений различного уровня.

Из всех направлений сотрудничества между Китаем и Россией энергетические проблемы постепенно выходят на первый план в российско-китайских отношениях. Энергетика является одним из самых перспективных направлений сотрудничества России и Китая. В результате проводимых экономических реформ Китаю удалось добиться высоких темпов роста экономики и повышения жизненного уровня населения. Быстрые экономические преобразования уже значительно увеличили спрос на энергию, а выполнение поставленных руководством КНР новых масштабных задач по экономическому развитию страны на период до 2020 г. потребует дальнейшего существенного наращивания объемов энергопотребления. Китай нуждается в стабильных поставках энергоносителей, и Россия готова к кооперации в этой сфере.

Как ведущие мировые экономические субъекты, как ответственные державы Китай и Россия должны совместно отвечать рискам и вызовам, появлению которых способствовал кризис, выявлять резервы и максимально использовать все возможности для сотрудничества в целях развития. Среди инструментов преодоления кризиса на первом месте стоят инвестиции и торговля, всемерная поддержка ведущих секторов экономики и диверсификация производств, обеспечение высокого качества и экологичности выпускаемой продукции. Все это, безусловно, будет содействовать взаимовыгодному развитию китайской и российской экономики.

Рекомендации

Рассматривая все вышесказанное, можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Для лучшего понимания гражданами России специфику китайско-российских отношений, их историческую значимость необходимо повысить информированность о долгосрочных целях развития Российского государства путем увеличения количества сведений о различных проектах в СМИ. Рекомендуется проводить объяснение гражданам принципы построения либерального общества в развитых демократических странах с целью преодоления атмосферы неприязни и недоверия ко всем восточным политическим ценностям и идеалам;

2. Властная элита всех уровней должна понимать, что все большая дистанцированность от народа способна привести к массовым всплескам недовольства к представителям населения других стран, поэтому ей рекомендуется расширить свою деятельность в разных сферах жизни общества, активизировать информационную поддержку своей деятельности, налаживать контакт с населением (личные встречи депутатов с гражданами, дебаты, акции, и т.д.);

3. Необходимо вести политику разъяснения населению ценностей социальной самодеятельности и приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека, представляющие различные страны, способствовать развитию критического анализа общественностью деятельности властей. Необходимо повышать образовательный уровень населения.

4. Следует расширить инвестиционное и технико-экономическое сотрудничество. У сторон существует большой потенциал в области инвестиции вне финансов. Так, сегодня российская сторона усилила работу по освоению Дальнего Востока и Сибири, Китай также реализует план возрождения старой промышленной базы своих северо-восточных провинций. В сентябре прошлого года главы наших государств утвердили Программу сотрудничества между peгионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китая, а это принесет новые возможности для взаимных инвестиций и технико-экономического сотрудничества. Совсем недавно, во время визита Заместителя председателя Китая Си Диньпина в Россию, предприятия двух стран во Владивостоке и в Москве подписали более 20 соглашений и контрактов, касающихся сотрудничества в ряде областей – таких, как строительство электростанции, реконструкция морских портов, развитие сельского хозяйства и освоение минеральных ресурсов, сотрудничество в лесной и т.д.. Кроме того, китайская сторона желает развивать сотрудничество с Россией в области инфраструктуры, участвовать в строительстве объектов саммита АТЭС во Владивостоке 2010 г. и зимней Олимпиады в Сочи 2014 г.

5. Необходимо углубить финансовое сотрудничество. Коммерческие банки и политические финансовые институты сторон должны повышать уровень участия в двусторонней торговле. Одновременно необходимо непрерывно укреплять сотрудничество в области взаимного доверия, обеспечивать кредитование консорциумов, возможности использования банковской карточки и т.д. Необходимо держать на контроле вопросы обмена валют между нашими странами и создания биржи для китайских юаней и рублей, активно изучать возможность расширения расчетов национальных валют в обычной торговле. Нужно обеспечить более универсальное и высококачественное обслуживание торгово-экономического сотрудничества между нашими странами.

6. Важно укрепить сотрудничество между малым и средним бизнесом. Малые и средние предприятия являются важнейшим фактором развития экономики и внешней торговли любой страны ввиду их многочисленности, гибкости и мобильности. Компетентные органы правительств и торговые ассоциации наших стран должны поощрять и поддерживать их, способствовать укреплению двустороннего сотрудничества, предоставлять им услуги по политическому консалтингу, финансированию и т.д..

1. Для консолидации общества в сознании туляков необходимо повысить информированность граждан о деятельности политических партий в мероприятиях с представителями разных стран, в том числе и с представителями Китая, путём активизации их деятельности, независимо от срока выборов;

2. Для повышения политического участия жителей г. Тулы рекомендуется проводить международные массовые политические мероприятия и акции;

3. Политическим объединениям следовало бы не выдвигать популистские идеи в периоды предвыборной кампании, а четко разъяснить свою идеологическую направленность и позицию по отношению к представителям разных сран;

4. В целом в качестве основной рекомендации институтам политической власти, а также политическим партиям и движениям, хотелось бы отметить необходимость повышения эффективности использования СМИ, поскольку успех политики определяется, прежде всего, общественным мнением.

1. СМИ отводится ведущая роль в формировании общественного мнения, поэтому необходимо, чтобы центральные телерадиокомпании и печатные издания были более объективными в оценке тех или иных политических событий;

2. Необходимо увеличить количество всевозможных разъясняющих программ и статей о китайско-российских отношениях.

Институтам образовательной системы

1. В школах, вузах должны изучаться ценностная модель, иерархия ценностей, доминирующих в обществе, ценностные программы разных стран;

2. Рекомендуется проводить социальную работу с молодежью с целью формирования у них демократического сознания и соответствующей ему системы ценностей;

3. Необходимо приложить все усилия для формирования у молодежи современного, осмысленного, неидеологизированного представления об истории путем проведения внеучебных занятий, научных диспутов и семинаров;

Населению г. Тулы

1. Необходимо больше интересоваться реальной политической деятельностью, повышая, таким образом, уровень политического участия;

2. Рекомендуется четко определять свои политические интересы и руководствоваться не популярностью той или иной ценности или идеи во властных кругах, а собственным мнением.

Главная же рекомендация относится к сфере улучшения работы властных структур по разъяснению вопросов истории, и исторического становления китайско-российских отношений в системе мировой политики.

Список литературы

2. Кузина З. Внешнеполитические проблемы в зеркале общественного мнения в России (2000-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №10. С. 62 – 76.

3. Мочульский А. Об особенностях политики Китая в вопросах экономического сотрудничества в ШОС // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №10. С. 84 - 90.

4. Иванова А. Лунин А. Титаны АТР и стратегические интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №9 С. 101 - 111.

5. Елогов Н. Тихоокеанская Азия: перспективы трансформаций политических систем (окончание) // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №6. С.72 – 85

6. Елогов Н. Тихоокеанская Азия: перспективы трансформаций политических систем // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №5. С.83 – 95.

7. Канаев Е. Курилко А. Юго-Восточная Азия в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №2. С.38 - 46.

8. Федоровский А. Возможности и проблемы регионального сотрудничества в Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №1. С.82 - 91.

9. Потапов М. Мировой экономический кризис и Восточная Азия // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.19 - 25.

10. Брутенц К. О реструктуризации современных международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.26 - 37.

11. Мозиас П., Яковлева В. Внешнеторговая политика Китая после присоединения к ВТО // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.64 - 68.

12. Кульнева П. либерализация инвестиционного режима в Китае: новый этап // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.69 - 77.

13. Бергер Я. Китайская модель развития // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №9. С.73 - 81.

14. Таций В. Финансовые кризисы и накопление: опыт Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №9. С.82 - 89.

15. Загашвили В. Отношения России с лидерами мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №8. С.3 - 11.

16. Лабинская И., Островская Е. Китай: универсальная модель модернизации? (окончание) // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №8. С.69 - 81.

17. Лабинская И., Островская Е. Китай: универсальная модель модернизации? // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №7. С.43 - 55.

19. Козырев В. Китай в политике, культуре и менталитете России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №5. С.121 - 126.

20. Лавров С. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе // Международная жизнь. 2010. №10. С.4 – 14.

21. Сумский В. Модернизация России, геополитика Восточной Азии и фактор АСЕАН // Международная жизнь. 2010. №10. С.15 - 20.

22. Колдунова Е. Встречаемся в АСЕМ! Теория и практика трансрегиональных отношений: памятка для России // Международная жизнь. 2010. №10. С.21 - 27.

24. Мазырин В. Россия в Индокитае: назад в будущее? // Международная жизнь. 2010. №10. С.37 - 48.

25. Рогожин А. АСЕАН на пути к Экономическому сообществу // Международная жизнь. 2010. №10. С.56 – 63.

26. Урляпов В. Все выше и выше. Проекты России и стран ЮВА в аэрокосмической сфере // Международная жизнь. 2010. №10. С.69 - 72.

27. Лисоволик Я. В чем польза зоны свободной торговли России – АСЕАН? // Международная жизнь. 2010. №10. С.73 - 77.

28. Урляпов В. Расширение АСЕАН: мотивы, значение, последствия // Международная жизнь. 2010. №10. С.85 - 95.

30. Локшин Г. Путем АСЕАН // Международная жизнь. 2010. №10. С.125 – 128.

31. Бородавкин А. Азиатский вектор политики России и модернизация страны // Международная жизнь. 2010. №8. С.12 – 20.

32. Иванов А. Азиатско-Тихоокеанский регион и Россия: новая роль в глобальном развитии // Международная жизнь. 2010. №8. С.71 - 80.

33. Грациани Т. Россия – краеугольный камень системы многополярного мира // Международная жизнь. 2010. №7. С.93 – 104

34. Моисеев Л. Через ШОС снимается масса проблем // Международная жизнь. 2010. №6. С.14 - 21.

35. Николаев М. АТР и национальная безопасность России // Международная жизнь. 2010. №4. С.10 - 19.

36. Каменнов П. Китай: принципы активной обороны // Международная жизнь. 2010. №4. С.40 - 56.

37. Иваншевцов Г. Азиатский вектор российской энергетики // Международная жизнь. 2010. №3. С.62 - 72.

38. Бакишев Д. Диалог во имя безопасности и процветания в Азии и мире // Международная жизнь. 2010. №3. С.97 - 107.

39. Михеев В.В. Китай – Япония: стратегическое соперничество и партнерство в глобализируещемся мире. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 358с.

40. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. – М.: ИМЭПО РАН, 20009, 180с.

41. Россия в мировой экономике и международных отношениях / Отв.ред.Ф.Г. Войтоловский, А.В. Кузнецов. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 200с.

43. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 180с.

44. Россия и мир: 2010.Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз /Рук-ли проекта А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. – М.: 2009. 149с.

46. Итоги и перспективы реализации программы Глобального партнерства / Под ред. А.А. Пикаева. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 110с.

47. Россия и мир 2009: Экономика и внешняя политика / Рук-ли. Проекта А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. – М.: ИМЭПО РАН, 2008. 142.

Приложение 1

Лаборатория социально-политических исследований.

Китайско-российские отношения в системе мировой политики

В России происходят большие перемены. Мы хотели бы знать, как Вы к ним относитесь. С этой целью мы просим Вас ответить на ряд вопросов, которые в основном касаются участия граждан в политической жизни общества. Не сомневаемся, что Ваши заинтересованные и искренние ответы помогут разобраться в существе дела, наметить пути решения насущных проблем.

Материалы опроса будут использованы только в обобщенном виде.

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

1. Влияет ли политика на Вашу повседневную жизнь?

02 Скорее да, чем нет

03 Скорее нет, чем да

05 Затрудняюсь ответить

2. На Ваш взгляд, могут ли рядовые граждане оказывать влияние на политическую жизнь страны?

02 - Скорее да, чем нет

03 - Скорее нет, чем да

05 - Затрудняюсь ответить

3. В какой степени Вас затрагивают проблемы, обсуждаемые политиками федерального уровня (парламентские заседания, выступления президента)?

01 - В высокой степени

02 - Нейтральное отношение

03 - В низкой степени

04 - Затрудняюсь ответить

4. Как Вы оцениваете уровень развития китайско-российских отношений?

04– Затрудняюсь ответить

5.6. С чем у Вас ассоциируется образ России/Китая? (4 варианта ответа)

7. На Ваш взгляд, смог ли Китай эффективно преодолеть влияние мирового финансово-экономического кризиса на свою экономику?

03 – Другое: _____________________________________.

04 – Затрудняюсь ответить

8. На Ваш взгляд, смогла ли Россия эффективно преодолеть влияние мирового финансово-экономического кризиса на свою экономику?

03– Другое: _____________________________________.

04– Затрудняюсь ответить

9. Как Вы считаете, какое из приведенных направлений является приоритетным в китайско-российских отношениях?

02 – военная сфера

05 – Другое: _________________________________________.

06 – Затрудняюсь ответить

10. На Ваш взгляд, какое место занимает Китай среди торговых партнеров России?

03 – Другое: ______________________________________.

05 – Затрудняюсь ответить.

11. На Ваш взгляд, как можно охарактеризовать отношения между Китаем и Россией?

01 – взрослый - взрослый

02 – взрослый – ребенок

03 – взрослый - родитель

04 – Другое: __________________________________________.

05 – Затрудняюсь ответить

Обоснуйте Ваш ответ:

12. Есть ли общие интересы КНР и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

03 – Затрудняюсь ответить

13. Как Вы считаете, развитие экономики Сибири и Дальнего Востока должна происходить ________.

01 – при сотрудничестве КНР и РФ.

02 – только по средствам КНР

03 – только по средствам РФ

04 – Другое: _________________________________________.

05 – затрудняюсь ответить

14. Откуда Вы узнаете, по большей части, информацию о развитии китайско-российских отношений?

05 – Другое: __________________________________.

И в заключении, пожалуйста, сообщите некоторые сведения о себе:

Читайте также: