Коррупция как социально политическое явление отличие коррупции от иных преступлений

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Коррупция как социальное явление.docx

Специальное занятие поможет ученикам лучше понять причины данного явления, глубже осознать его пагубность для общества.

Занятие проводится в старших классах как междисциплинарное — в форме сдвоенного урока либо внеклассного мероприятия.

Рассмотрим возможную методику изучения данной темы.

Цели занятия: способствовать формированию знаний о корнях, причинах коррупции, основных направлениях борьбы с ней; выработке у учащихся негативного отношения к данному явлению.

Коррупция — это:подкуп должностных лиц (Словарь РАН, Л.П.Крысин);

продажность политических деятелей и чиновников (Большой толковый словарь современного русского языка, Д.И.Ушаков);совращение, подкуп; порча, повреждение; упадок (Словарь латинских слов и выражений);гниение, искажение, извращение; продажность (Словарь Мюллера);

взяточничество, т.е. противозаконная передача денежных или других средств от одного лица другому с целью получения льгот, привилегий, протекции и т.п. (Словарь современных заимствований);злоупотребление государственной властью в личных целях, т.е. продажность государственных служащих (от лат. corruptio — подкуп);

преступная деятельность в сфере политики, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения (Политология. Энциклопедический словарь);преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (Советский энциклопедический словарь).

Приводятся также русские синонимы слова — лихоимство, мздоимство, поборы.

Учащимся предлагается выбрать из всех определений наиболее существенные признаки данного.

Затем рассматриваются исторические корни коррупции в России.

В Соборном уложении (1649) названы должностные преступления и преступления против порядка управления: взятка, вынесение ложных приговоров, подделка документов, лжеприсяга, нарушение порядка судопроизводства и т.д. За них предусматривались штрафы, телесные наказания и тюремное заключение.

К борьбе с коррупцией Петр I пытался привлечь все население страны. Разрешалось доносить лично ему о лихоимстве, за что доносчик получал вознаграждение. Были учреждены Майорские розыскные канцелярии, формировавшиеся из лично известных Петру I боевых офицеров. Но их работа не являлась стабильной, так как офицеры не были освобождены от службы в церкви.

В целях предупреждения взяточничестве Петр I ввел новый порядок прохождения; государственной службы для воевод: они не могли находиться на данной службе более двух лет, если не было письменной просьбы | жителей города о том, чтобы это должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности.

2. Учащимся предлагается высказать самостоятельно суждения о причинах коррупции в наши дни

Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся. Затем список при- i чин коррупции выводят на интерактивную доску, ученики записывают их в тетради.

На экране появляется текст — высказывания современных руководителей Российского государства:

Предлагается вопрос для обсуждения. почему в наши дни так выросло внимание к этой проблеме?

Важно в ходе обсуждения акцентировать внимание учащихся на двух аспектах:

1)рост коррумпированности чиновников;

2)тяжелые последствия этого явления.

Первый аспект можно проиллюстрировать материалами из СМИ. Последствия коррупции могут быть представлены в виде схемы.

Экономические

Расширяется теневая экономика; нарушается рыночная конкуренция; неэффективно используется бюджет; теряется доверие к властям

Уменьшается возможность решать социальные проблемы; растет бедность; увеличивается имущественное неравенство; укрепляется организованная преступность

Политические

Уменьшается доверие к власти; падает престиж страны на международной арене; возникает угроза разложения демократических институтов

Задача учителя — формировать личностное негативное отношение учащихся к данному явлению.

Можно использовать следующее проблемное задание: объясните, как вы понимаете слова Солона.

Задача учителя — формировать способность учащихся не только иметь свою точку зрения, но и уметь ее аргументировать.

При изучении темы уместно обратиться к пословицам. На экране появляются пословицы;

Не подмажешь, не поедешь.

Сухая ложка — рот дерет.

У него руки с ящичком.

Речист, да на руку нечист.

У него карманы больно емки.

Приказчик — грош в яшик. пятак в сапог.

Краденая кобыла не в пример дешевле купленной обойдется.

Учащимся предлагается объяснить их смысл и показать связь с изучаемой темой.

Можно использовать также высказывания известных людей. (Тексты следует распечатать на отдельных листах и положить на каждую парту.)

Ученикам предлагается выбрать те высказывания, которые могут послужить эпиграфом к занятию.

Каждому школьнику вручается памятка с таким текстом:

Какою мерою даете, такой воздастся вам.

Чувство благодарности приносит благодать.

Мудрость рождается из ошибок: смотрите на свои ошибки и учитесь.

Хорошая репутация дороже денег.

Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя.

Честность — лучшая политика.

Прощение полезно и дающему, и получающему.

Кто творит добро, тот процветает.

Благодарение открывает дверь духовному росту.

Дома ребята могут поработать с приведенной ниже анкетой. Результаты анкетирования обсуждаются на следующем уроке.

1. Коррупция — создание противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц в целях незаконного получения материальных благ. А как вы относитесь к коррупции?

б) иногда вынужден участвовать сам

в) не вижу ничего плохого

2. По каким причинам чиновники берут взятки? (не более трех вариантов)

а) взяточничество остается безнаказанным

б) вынуждены брать, так как у них самая низкая зарплата

в) низкий моральный уровень

г) снисходительное отношение общества к фактам взяточничества

д) это всех устраивает

е) круговая порука взяточников

3. Как вы думаете, кто более опасен для нашего общества — взяткодатель или взяткополучатель?

а) тот, кто дает взятку, более опасен

б) тот, кто получает взятку, более опасен

в) одинаково опасны

г) вообще не представляют опасности

4. Что вы знаете о фактах проявления коррупции?

а) я и члены моей семьи лично сталкиваются с такими фактами

б) знаю о таких фактах из рассказов людей, заслуживающих доверие

г) ничего не знаю о таких фактах

5. Как, на ваш взгляд, большинство граждан относятся к коррупции?

б) иногда вынуждены участвовать сами

в) не видят в этом ничего плохого

6. Скажите, что вы думаете о коррупции в России?

а) коррупция — острая проблема, и меня это очень беспокоит

б) коррупция — острая проблема, но мен [ лично это не касается

в) коррупция вообще не является острой проблемой

7. Как вы думаете, какое место занимает Россия по масштабам коррупции?

а) среди самых коррумпированных стран

б) в середине списка всех стран

в) одна из наименее коррумпированных I стран

8. Какие виды коррупции имеют у нас наибольшее распространение?

в) подчиненные делятся доходами с начальниками

г) начальники делятся доходами с подчинёнными

9. Каковы, на ваш взгляд, причины коррупции в России? (не более 5 вариантов)

а) коррумпированность руководителей центре и на местах

б) низкая заработная плата чиновником всех уровней

в) зависимость судебных органов о:] исполнительной власти

г) несовершенство законов

д) отсутствие общественного контроля

е) неразвитость института частной собственности

ж) неэффективность механизма государственной власти

з) моральная деградация

и) круговая порука взяткодателей и взяткополучателей

к) другие (укажите какие)

10. Какие чувства вызывают у вас произведения современной литературы, кино. публикации в СМИ на тему борьбы с коррупцией?

а) создают ощущение безнадежности (бороться бесполезно, преступный миг сильнее)

б) порождают оптимизм (зло всегда буде-наказано, органы правопорядка вызываю: уважение)

в) никаких чувств не вызывают

11. Как относятся органы государственной власти к коррупции?

а) борются с коррупцией

б) мирятся с коррупцией

в) создают условия для коррупции

12. Какие уголовные меры могли бы повлиять на коррупционеров? (не более двух вариантов)


Сегодня проблема коррупции, подавления различных её проявлений и противодействия её распространению, выработки и практической реализации эффективной антикоррупционной политики является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации.

Коррупция – очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть. Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей. Противодействие этой крайней форме проявления коррупции становится важнейшим направлением формирования устойчивого развития системы социального управления.

Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера формирует средства противодействия коррупции и апробирует их на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном.

Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Выделяют следующие причины коррупционного поведения:

- толерантность населения к проявлениям коррупции;

- слабое правосознание граждан;

- отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

- наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

- психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

- незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

- отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

Выделяют следующие виды коррупции:

1). В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

- государственная коррупция (коррупция госчиновников);

- коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм);

- политическая коррупцию (коррупция политических деятелей).

2). В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица;

- подкуп по инициативе просителя.

3). В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

- предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);

- криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4). В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

- обмен услугами (патронаж, непотизм).

5). В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

- децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);

6). В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

- низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти);

- верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);

- международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7). В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

- систематическая (институциональная) коррупция;

- клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм.

Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12).

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г. Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических особенностей.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример – более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе – и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень – горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

- стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;

- отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;

- распад партийной системы контроля.

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

Коррупционная преступностью является одним из самых распространенных видов корыстных преступлений. Подобного рода преступления в большей мере характерны для стран с отсутствующими демократическими традициями и слабо развитой экономикой.

Коррупция – это уголовно наказуемое преступление, представляющее собой действие или ряд действий, совершаемых гос. служащими, должностными лицами, служащими частных учреждений, общественными и политическими деятелями на основе незаконного вознаграждения в пользу лиц, предлагающих или вынужденных его предложить.

В качестве вознаграждения могут быть расценены: денежные средства, услуга, в том числе сексуального характера, имущество или права на него, либо нечто иное, что подлежит оценке.

Совершенные за вознаграждение действия могут носить правомерный характер, но не производится с целью получения взяток.

Важным моментом является то, что лицо, получающее незаконное вознаграждение, не должно напрямую угрожать жизни или здоровью, а также распространять порочащие сведения, в противном случае это преступление будет относится к категории вымогательства и разбоя. При этом коррупционная преступность несет угрозу безопасности государства и всех его граждан. Коррупция может приводить к военной, экономической или иной угрозе вплоть до гибели населения. Согласно теории С.В. Максимова выделяется три вида коррупционных нарушений:

  • Гражданско-правовой деликт:
    • получение в качестве подарка работником государственного и муниципального уровня имущественных прав или имущества от граждан проходящих лечение, воспитание или находящихся на содержании из рук их родственника, супруга и пр.;
    • получение подарков, стоимость которых превышает эквивалент 3000 руб. гос. служащим или служащим муниципалитета.
    • непосредственно административный проступок;
    • дисциплинарный проступок, основанный на нарушении гос. служащим или служащим муниципалитета законов и/или нормативных актов в сфере государственной службы.
    • злоупотребление своими полномочиями со стороны должностного лица;
    • незаконное занятие должностным лицом предпринимательской деятельностью;
    • получение или дача гос. служащим или иным должностным лицом взяток;
    • совершение служебного подлога;
    • совершение преступления против интересов службы в коммерческой или иной организации;
    • совершение подкупа организатора и/или участника коммерческого конкурса или спортивного соревнования.

    Коррупционная составляющая в действиях должностных лиц на гос. службе или, коммерческой или иной законной структуре направлены на:

    • получение подношений денежными средствами или подарками в качестве условий для выполнения своих должностных обязанностей;

    Гос. служащий получает денежное вознаграждение от частного предпринимателя за оформление необходимых документов или разрешений в установленный срок без проволочек, основанных на мелких придирках и искусственном затягивании сроков оформления.

    • получение вознаграждений за нарушения действующих процедур с целью их ускорения или облегчения при наличии законного основания, или же нарушения законных оснований принятий решений;
    • получение вознаграждений в качестве условий надлежащего рассмотрения дел;

    В процессе оценивания судьями фактов, характеризующих личность подсудимых с целью оценки их опасности для общества полученная или не полученная взятка может оказывать прямое влияние на принятое решение и тяжесть наказания.

    • получение вознаграждения от заинтересованного лица за принятое незаконное решение в его пользу;
    • получение вознаграждения за допущение попустительства, терпимого отношения, то есть ненадлежащего выполнения служебных обязанностей;
    • создание условий, обеспечивающих благоприятное для себя решение в процессе голосования;
    • умышленное использование служебного положения с целью получения личных выгод.

    Виды коррупционной деятельности

    Виды коррупционной деятельности, существующие в качестве общественной проблемы, представляют собой социальные конструкции, определяющие с помощью неформальных конструкций, предмет, время, место, условия и последствия произведения незаконных действия за вознаграждение. Коррупционная деятельность характеризуется:

    • рядом функций социального характера, выражающихся в упрощении части связей административного характера, ускорении и/или упрощении принятия решений в сфере управления, консолидации и реструктуризации межгрупповых социальных отношений, содействии в развитии экономики через снижение количества препятствий бюрократического характера и пр.;
    • наличием четко определяющихся субъектов с распределенными социальными ролями;
    • фактом наличия прописных правил и норм, которыми руководствуются субъекты коррупционной деятельности;
    • наличием сленга и символики;

    Всем хорошо известен жест, который заключается в потирании указательного и среднего пальца руки большим пальцем.

    • установленным и известным субъектам коррупционных действий размер вознаграждения (такса).

    Под коррупцией понимается наличие факта девиантного поведения публичного должностного лица по нелегитимному использованию полномочий, возможностей, какого-либо общественного ресурса, к которому у него есть доступ, а также статуса и фактического положения вразрез с общественными и/или частными интересами с целью получения личной, групповой или корпоративной выгоды.

    Определение коррупционных действий достаточно широкое и из него можно выделить ряд отдельных составляющих. Одной из основных целей коррупции является получение выгоды, блага или преимущества большинство из которых материально измеримы. При этом нематериальная цель, к примеру захват или удержание власти все равно опирается на материальное ресурсное обеспечение. Исходя из этого основным аспектом коррупционной деятельности можно считать отношение к собственности в любой форме, в том числе в виде общественных или государственных ресурсов. При этом процесс овладения собственностью или ресурсами может быть формально правомерным и идущим в разрез з законодательством.

    Преступление не является коррупционным, в случае присвоения и растраты, при вымогательстве, хищении, легализации (отмывании) незаконно полученных денег или имущества или другом корыстном действии, отдаленно напоминающем коррупционное деяние. Это не исключает наличие коррупционной составляющей в процессе совершения такого рода преступлений. Однако к числу коррупционных относятся все преступления, перечисляемые в 23 главе Уголовного кодекса РФ. В этом случае тот факт, что такие деяние не причиняют вред гос. службе или службе в гос. органах самоуправления, не имеет никакого значения. Вред наносится интересам коммерческих и частных организаций, а значит и обществу в целом. По сути взятки должностным лицам коммерческих и государственных организаций мало чем отличаются.

    Типология коррупции преступности и ее связь с другими видами преступной деятельности

    За год на территории Российской Федерации фиксируется в среднем около 15 тыс. фактов получения взяток. Меньше 5-ти процентов из числа такого рода преступлений припадает на крупные и особо крупные. Коррупционная связь с ОПГ и другими преступными сообществами выявлена в около 4% случаев. Общий размер незаконного вознаграждения такого рода составил около 7000000 рублей, из них большая часть выпадает на долю организованной преступности. По существу, такая статистика отражает лишь маленькую часть проблемы, поскольку взяточничество выявляется лишь в 15-20% процентах случаев, а процент осужденных по данным фактам не превышает 50%. Россия находится в числе стран с самым высоким уровнем коррупции. Наименее коррумпированными являются Финляндия и Швейцария. По данным статистики наиболее распространенными видами коррупции являются:

    • взяточничество и совершения служебного подлога – около 40%;
    • факты злоупотребления властью и/или служебным положением – около 20%.

    Большую часть коррупционеров составляют лица старшего возраста. Средний возраст коррупционеров составляет около 37-ми лет. Около 30% лиц, совершающих такого рода преступления – это женщины. В основном женщины попадаются на мелких поборах. Более 50% процентов коррупционеров имеют оконченное или неоконченное высшее образование.

    Типология коррупционной преступности состоит из:

    • коррупции в местных и государственных органах власти;
    • мелких поборов с населения;
    • коррупции в органах охраны правопорядка;
    • коммерческого подкупа организаторов соревнований, мероприятий и разного рода конкурсов;
    • коррупции в низших и средних эшелонах законодательной и исполнительной власти;
    • коррупции в СМИ;
    • коррупции в образовательной сфере.

    Конечно же такой список не является исчерпывающим. Коррупция существует во всех сферах общественной жизни и на всех ее уровнях. Именно поэтому важно понимать ее связь с другими явлениями, в том числе и с несущим опасность обществу.

    Коррупция тесно связана с другими видами преступной деятельности несмотря на то, что не все коррупционные деяния являются преступными. Эта связь не ограничивается взаимным влиянием поскольку коррупция способствует развитию других видов преступной деятельности. Связь коррупционной преступности с другими видами незаконной деятельности прослеживается через взаимодействия:

    • с организованной преступностью в части помощи через взятки, подкупы и запугивание с легализацией и проникновением в политику и избегания уголовной ответственности за совершаемые преступления;
    • с экономической преступностью в части получения разрешений на деятельность, которая может приводить к негативным последствиям для окружающей среды;
    • с налоговой преступностью в части не взыскания или взыскание в меньших объемах налоговых платежей за взятку;
    • с таможенной преступностью в части снижения таможенных сборов за взятку;
    • с преступностью, связанной с присвоениями и растратами в части заимствования необходимых денежных средств, находящихся в распоряжении в связи со служебным положением;
    • с неосторожной преступностью в части, к примеру, использования материалов, не подходящих по нормативам;
    • с иными видами преступной деятельности, например, экономическими.

    Процветание экономики невозможно при господстве коррупции, сопряженным с бедностью. Усугубляет положение сочетание коррупции в экономической и налоговой сфере. Плохое пополнение бюджета ведет к снижению уровня социального обеспечения наиболее незащищенных слоев населения. Коррупционная деятельность в экономической сфере стимулирует отток капитала в теневую сферу и препятствует вхождению иностранных инвестиций. Коррупция выступает в качестве главной причины низкой эффективности экономики. Коррупционные действия неизменно ведут к порождению новых случаев коррупции. Коррупция в государственном аппарате приводит к увеличению расходов и негативному влиянию на уровень жизни граждан. Не всегда ключевым моментом являются размеры взяток. Иногда большее значение имеет цель, преследуемая коррупционерами и взяточниками.

    Отношение к данному явлению и непосредственно к коррупционерам разное в разных странах. Там, где коррупция распространена повсеместно, присутствует даже уважительное отношение со стороны населения и правоохранительных органов. В основной массе западных стран отношение к этому явлению резко негативное, но при этом предприниматель, который не при каких обстоятельствах не пойдет на коррупционное деяние в своей стране, может с легкостью совершить нечто подобное в Азии или Африке.

    В экономической сфере с помощью взяток создаются лучшие условия хозяйственной деятельности, получаются незаконные конкурентные преимущества, в результате чего происходит вытеснение ценового механизма производственного регулирования. Самым распространенным механизмом подобных деяний является закупка по заниженным гос. ценам продукции с целью ее перепродажи по рыночной цене.

    В процессе распределения чиновниками льгот и разного рода разрешений и лицензий последними определяются получатели и стоимость подобных льгот и разрешений. Взятки могут приводить к получению лицензий лицами, не способными на надлежащем уровне выполнить возложенные на них при этом задачи. Большой объем правил и малое количество рычагов экономического влияния порождает огромное количество возможностей для коррупционной деятельности.

    Коррупция, характерная для тоталитарного общества отличается от коррупции в демократических государствах. Цены в тоталитарных странах отсутствуют, а номенклатура тоже имеет собственность. Существуют полностью коррумпированные тоталитарные государства, в которых уровни жизни представителей элит и простых граждан существенно разнятся.

    Может производиться искусственное сдерживание уровня производства с целью поддержания завышенных монопольных цен или поддержание экономической системы, которая способствует личному обогащению главы государства и/или элиты.

    Высокий уровень налогообложения является одним из самых распространенных видов вымогательства. Большое количество налогов и высокие ставки налогообложения приводят к высокому уровню взяточничества с целью неуплаты налогов, потому как это значительно сокращает производственные расходы. Отсутствие эффективных контролирующих органов в тоталитарных странах приводит к появлению все большего количества новых правил, стимулирующих предпринимателей к нарушениям. Чтобы поддерживать свое производство на плаву последние просто вынуждены прибегать к взяткам.

    В России и во многих других странах наблюдается особое положение коррумпированного мелкого чиновничества. В случае изобличения мелкого чиновника чаще всего происходит привлечение к админ. ответственности, а нередко они и вовсе избегает какой-либо ответственности, поскольку переводятся или уходят с должности по собственному желанию. Такого рода чиновники занимаются взяточничеством с целью улучшения материального положения, поскольку абсолютное большинство признает, что даже в случае полной отдаче на работе не могут удовлетворять свои базовые потребности материального характера. Также наблюдается тенденция по росту коррупции в учебных заведениях. Это связано с тем, что деятельность научного характера не способна обеспечивать материальные потребности учителей, преподавателей и научных работников.

    Слайды и текст этой презентации



    Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации

    В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча.

    С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.


    Два основных подхода к определению коррупции


    Основные смысловые нагрузки

    Коррупция как отклонение от норм;
    Коррупция как реализация интересов;
    Коррупция как стратегия группового поведения;
    Коррупция как системная неэффективность.


    Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти
    Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах


    Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию

    Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.


    Сущность коррупции как социального явления заключается:
    в разложении структуры власти;
    перераспределении ресурсов в пользу тех или групп;
    использовании механизмов институционализации в групповых (клановых) и личных интересах.


    Выделяются три основных вида коррупции


    Причины возникновения коррупции

    экономический упадок;
    политическая нестабильность;
    несовершенство законодательства;
    неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества;
    слабость демократических традиций;
    непрозрачность власти;
    неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.


    Причины возникновения коррупции

    Риск возникновения коррупции возникает при использовании слабостей административной системы.
    Факторы культурологического характера способствуют либо препятствуют коррупции.


    Административные причины возникновения коррупции

    - Высокая степень свободы в принятии управленческих решений;
    - Возможность монополизировать общественные материальные ценности;
    - Низкий уровень подочетности органов государственной власти.


    Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства



    Социальные последствия:
    Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития
    Закрепление и увеличение имущественного неравенства
    Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей
    Укрепление оргпреступности
    Рост социальной напряженности


    Политические:
    Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов
    Деградация доверия к власти
    Падает престиж страны
    Профанируется политическая конкуренция
    Дискредитируется политический режим



    Мероприятия в сфере противодействия коррупции:

    - Реализация норм международного права.
    - Законодательное регулирование процесса лоббирования.
    - Антикоррупционная экспертиза.
    - Ужесточение санкций за преступления против государственной службы.
    - Профилактика коррупции в системе государственной службы.
    - Отказ от расширительного толкования презумпции невиновности должностных лиц.
    - Форсирование разработки и введения в действие административных регламентов.
    - Разработка и введение в действие Кодекса этики государственных служащих.


    Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации, которые нарушают принцип меритократии.


    Следует отличать коррупцию от лоббизма. При лоббировании должностное лицо также использует свои властные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения по должностной лестнице в обмен на действия в интересах определённой группы.


    Отличие состоит в том, что лоббизм удовлетворяет трём условиям:
    процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которые известны всем участникам;


    отсутствуют секретные или побочные платежи;
    клиенты и агенты независимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю от прибыли, заработанной другой группой.


    Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью.


    Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т. д. Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому.

    Читайте также: