За что его уволили борется ли он за свои права почему котлован

Обновлено: 05.07.2024

2. За что его уволили ? Борется ли он за свои права? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Зачем рабочие роют котлован? Что будет построено? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чем является для Вощева новая работа:

- это рытье котлована

- это строительство коммунистического рая

- это способ занять себя хоть чем- нибудь

- это повод задуматься о смысле жизни? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Зачем Платонов ставит рядом образы кузнеца – работяги и инвалида Жачева? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто из них чувствует себя значимым и нужным и почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Зачем в романе появляется новое действующее лицо – Настя? Какова ее история? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как в романе отразилась эпоха раскулачивания? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. К каким выводам пришла комиссия, побывавшая на котловане? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Может ли увеличение котлована в 4 раза сделать людей счастливыми? ______________

10.Отчего умирает Настя? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Чем символично захоронение Насти? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Как Платонову удается показать, что у героев романа нет и не может быть счастливого будущего? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Понимают ли они сами это? Докажите. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова тема рассказа?

а) разрушение семьи как одно из страшных последствий войны

б) тема одиночества

в) взаимопонимание между близкими людьми




г) умение понять и простить близкого человека

Почему Иванов приехал в родной дом с опозданием?

а) его задержали сослуживцы

б) его поезд опоздал

в) он увлекся своей попутчицей Машей и сошел на ее станции

г) о причине опоздания автор не говорит в рассказе

Чьи волосы пахли лесною листвой?

Как встретила Настя отца?

а) очень обрадовалась, бросилась на шею

б) молча, стесняясь

в) заплакала, не узнала в нем отца

г) никак не отреагировала

1. Кто главный герой романа? ________________________________

2. За что его уволили ? Борется ли он за свои права? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Зачем рабочие роют котлован? Что будет построено? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чем является для Вощева новая работа:

- это рытье котлована

- это строительство коммунистического рая

- это способ занять себя хоть чем- нибудь

- это повод задуматься о смысле жизни? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Зачем Платонов ставит рядом образы кузнеца – работяги и инвалида Жачева? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто из них чувствует себя значимым и нужным и почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Зачем в романе появляется новое действующее лицо – Настя? Какова ее история? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как в романе отразилась эпоха раскулачивания? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. К каким выводам пришла комиссия, побывавшая на котловане? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Может ли увеличение котлована в 4 раза сделать людей счастливыми? ______________

10.Отчего умирает Настя? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Чем символично захоронение Насти? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Как Платонову удается показать, что у героев романа нет и не может быть счастливого будущего? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Понимают ли они сами это? Докажите. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова тема рассказа?

а) разрушение семьи как одно из страшных последствий войны

б) тема одиночества

в) взаимопонимание между близкими людьми

г) умение понять и простить близкого человека




Утром мастеровые просыпаются и предлагают Вощеву вместе позавтракать. Затем все идут на объект. Пустырь уже размечен под параметры котлована. Вощеву дают в руки лопату, и он вместе с другими строителями приступает к работе.

Среди его новых знакомых главным идейным вдохновителем оказывается профсоюзный активист Сафронов – человек искрений и добрый, но недалекий. Еще в бригаде выделяется сильный и трудолюбивый Чиклин, а больного и слабого Козлова мастеровые не любят.

Главный инженер и разработчик проекта Прушевский мечтает о том, что через несколько десятков лет в самой середине мира будет построена башня, в которой счастливо заживут трудящиеся со всего земного шара. Но, как и всех интеллигентов, Прушевского одолевают сомнения. Если увеличится рост производства, увеличится ли вместе с ним и рост души? Из-за ежедневных терзаний инженер перестает спать по ночам, его начинают посещать мысли о самоубийстве.

На следующее утро мастеровые продолжили копать котлован. Чтобы укрепить рабочий дух, приезжает председатель окрпрофсовета Пашкин. Он говорит копателям о том, что темп их работ пока низкий, не социалистический. Козлов оказывается первым доносчиком и бегает за председателем с кляузами.

Чиклин проводит обследование местности и убеждается, что котлован начали копать не там. Лучше было использовать под него природный овраг, а не начинать всю работу с нуля. Прушевский производит пробы грунта и убеждается, что Чиклин прав: лучше расширить соседний овраг и сделать из него котлован.

Инвалид Жачев приезжает на своей тележке к дому председателя Пашкина. Он сильно возмущен изобилием денег у председателя и своей мизерной пенсией. Пашкин не хочет портить отношения с рабочим классом, поэтому просит свою толстую жену дать инвалиду продуктов. Жачев берет еду, которую делит в бараке с Чиклиным и Сафроновым.

Вощев все еще надеется найти смысл жизни, но его попытки остаются безрезультатными. Даже такая тяжелая работа, как рытье котлована, не продвинула его в этих философских поисках. Весь вечер Вощев проводит в грусти.

В это же время Прушевский с Чилкиным предаются сладостным воспоминаниям юности. Чиклин любит вспоминать дореволюционное время, когда ему неожиданно подарила поцелуй дочь хозяина завода, на котором он трудился. Прушевский вспоминает прекрасную незнакомую девушку, которая как-то раз прошла возле его дома. Инженер уже забыл черты ее лица, но девушка так зацепила его сердце, что с той поры он всматривается в каждую незнакомку, пытаясь отыскать ту самую…

Чиклин в сладостных воспоминаниях о поцелуе красавицы приходит на тот самый завод, который находится теперь в разрушенном состоянии. Он бродит по заброшенным строениям и случайно натыкается на скрытую комнату. Там при смерти лежит женщина. Рядом с ней находится маленькая девочка, которая смазывает губы умирающей лимонной коркой. В несчастной Чиклин узнает дочь хозяина завода, которая подарила ему поцелуй. Женщина умирает у него на глазах, и Чиклин забирает ее дочку с собой.

Для рабочих в бараке проводят радио, по которому призывают всех мастеровых к полной мобилизации внутренних ресурсов для строительства главного объекта. Вощев и Жачев – противники радио, но Сафронов не позволяет его выключать. Он считает, что каждый сознательный гражданин должен слушать социалистические лозунги и проникаться правильными идеями. А капиталистические лозунги нужно навсегда выбросить из головы.

Девочка Настя, которую Чиклин забрал с собой, осваивается в рабочем бараке. Все мастеровые ее очень полюбили. Насте выделили два гроба из запаса. В одном она теперь спала, а в другом держала свои игрушки. Сафронов старается воспитывать девочку в духе коммунистической идеологии.

Трупы Козлова и Сафронова лежат в сельсовете, накрытые красным знаменем. Чиклин остается с покойными до утра. Среди ночи в сельсовет забрел какой-то деревенский мужик. Чиклин решает, что это убийца его друзей и сам лишает крестьянина жизни.

В деревне царит хаос. Селяне уже долго не кормят лошадей и забивают коров, объедаясь их мясом до смерти. Они это делают, чтобы не отдавать свой скот в общее пользование. На Организационном Дворе селяне прощаются друг с другом, словно перед смертью.

Оставшиеся на берегу крестьяне радостно топчутся по двору под марш великого похода. Это веселье продолжается до тех пор, пока Жачев не укладывает их спать.

Вощев собирает разбросанный по деревне бесхозный хлам. Он заносит все предметы в ведомость, а потом выдает маленькой Насте вместо игрушек. Медведь так воодушевляется перспективой новой жизни, что начинает работать с утроенной силой.

Утром все жители села собираются возле кузницы. Там медведь и Чиклин работали всю ночь и продолжают усердно ковать железо. Однако мужики замечают, что делают ковку неправильно. Но только угроза исключения из колхоза заставила Чиклина и медведя остановить работу.

Прушевский вместе с местной молодежью идет в избу-читальню делать культурную революцию.

Прушевский, Жачев, Чиклин и Настя возвращаются в город. Там котлован занесло снегом, а рабочий барак стоит пустой и заброшенный. Несмотря на все старания мужчин, девочку спасти не удается. Чиклин сам хоронит Настю. Пытаясь заглушить душевные страдания, он всю ночь роет котлован.

Читайте также: