Должны ли граждане декларировать крупные доходы мировой опыт и его уроки эссе

Обновлено: 02.07.2024

Многие российские граждане имеют зарубежный доход. В сентябре 2018 года состоялся первый автоматический обмен налоговой информацией. Неизвестно, как он прошел на практике, однако, многие иностранные государства (в частности Кипр) заявили о полной передаче сведений о счетах российских налоговых резидентов в Россию. Вопрос о самостоятельном декларировании дохода, получаемого на зарубежные счета, становится все более актуальным. В настоящей статье будут рассмотрены основные вопросы, затрагивающие налоговые и валютные обязательства лиц, получающих доходы от источников за пределами РФ.

Зарубежный доход - основные виды

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

  • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
  • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
  • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
  • доход в виде нераспределенной прибыли КИК при превышении 10 млн руб.
  • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
  • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
  • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
  • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
  • доход от оказания услуг нерезиденту;
  • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;

Налоговые последствия

В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог - НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов - 13%.

Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало "набирать" указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое чаще всего происходит, например, при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%. Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога - также не предусмотрено), в случае же, если сумма уплаченного за рубежом налога - меньше 13%, то в РФ необходимо доплатить до 13%. В ФНС, при этом, необходимо предоставить документ из компетентного органа иностранного государства (иностранная ФНС), подтверждающий факт и размер уплаченного в иностранном государстве налога.

Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы - например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы - сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве - и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то формально в РФ необходимо заполнить и подать 3-НДФЛ, с указанием в ней суммы дохода и суммы налога, уплаченных в иностранном государстве и кода, указывающего на отсутствие налога к уплате. Однако, за непредставление такой декларации возможно применение штрафа только в размере 1 000 руб. - ст.119 НК РФ (ввиду отсутствия неплаченного налога).

Место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды - в стране - источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

Ответственность за неуплату налога

1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ - Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога (40% - если будет доказан умысле на неуплату налога)

Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2021 г. будет проводиться камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2018, 2019, 2020. Если прибыль была получена налогоплательщиком, например, в 2017 г., то срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога с этого дохода истекает: 01.01.2021 г

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности - 2 года

Валютное регулирование и валютный контроль

Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом , то он обязан:

  • уведомить ФНС РФ об открытии счета в банке за пределами территории РФ;
  • ежегодно представлять в ФНС РФ отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету;
  • соблюдать порядок проведения валютных операций по счету;

При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

  • налоговые резиденты - п.2 ст.207 НК РФ - лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
  • валютные резиденты - ст.1 ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - граждане РФ.

Валютное законодательство РФ - ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС - п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 "О валютном регулировании и валютном контроле" .

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции - ст.15.25 КоАП РФ.

Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией , который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год

Федеральная налоговая служба проверяет декларируемые доходы физических лиц, в том числе для того, чтобы определить, имеет ли место укрывательство каких-то сумм, с которых должна быть совершена уплата налога, или такого укрывательства нет.

💰 Почему доходы могут интересовать налоговую

Проверка доходов физического лица со стороны Федеральной налоговой службы может быть осуществлена:

  • если расходы человека превышают его официально задекларированные доходы;
  • если человек совершает на протяжении определенного периода времени однотипные операции, или суммарный объем этих операций превышает 600 тысяч рублей, а о проведении таких операций банк уведомил налоговые органы, так как эти операции могут вызывать подозрение;
  • если у человека зафиксированы однотипные операции, после которых он снимает деньги в течение одного операционного дня после того, как они поступили на счет. Исключение составляют те платежи, которые расцениваются, как зарплатные, так как осуществляются юридическим лицом и проводятся по специальным кодам оборота средств.



💵 Доходы, подлежащие обязательному декларированию

Обязательному декларированию подлежат следующие виды доходов:

  • от сдачи внаем своего движимого или недвижимого имущества;
  • от продажи своего недвижимого имущества, которое находилось в собственности менее пяти лет (для некоторых видов имущества – менее трех лет);
  • от продажи движимого имущества вне зависимости от сроков владения;
  • от выигрыша в лотерею или в других мероприятиях, в том числе рекламного типа, если сумма выигрыша больше трех тысяч рублей;
  • от полученного вознаграждения за какие-либо оказанные услуги, если такие услуги были оказаны не по трудовому договору, а по какому-либо другому;
  • от продажи иностранной валюты или ценных бумаг вне зависимости от того, была ли совершена продажа по стоимости меньше, чем ранее проведена покупка;
  • от функционирования различных инвестиционных пакетов, в ходе которого лицам, принявшим участие в создании таких инвестиционных пакетов, перечисляются дивиденды в качестве вознаграждения от их деятельности;
  • от получения различных подарков от лиц, не являющихся близкими родственниками, если стоимость такого подарка более четырех тысяч рублей.

О необходимости декларировать тот или иной доход физическое лицо может получить более точную информацию при обращении в налоговые органы по месту своего проживания.

📝 Кто должен подавать декларацию

На основании положений Налогового кодекса подавать декларацию о своих доходах должны:

  • любые индивидуальные предприниматели, которые занимаются какой-либо экономической деятельностью, в том числе, если они относятся к главам крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • нотариусы, открывшие частную практику;
  • адвокаты, у которых имеются свои адвокатские кабинеты;
  • граждане, которые занимаются частной практикой по своему образованию или профилю деятельности (юристы, репетиторы и т. д.);
  • физические лица, которые выполняли какие-либо действия по договору гражданско-правового характера, заключенного с другим физическим лицом (если вторая сторона договора не является налоговым агентом): например, если доход получен от сдачи внаем своего недвижимого имущества или аренды движимого, например, автомобиля;
  • физические лица, доход которых появился от продажи любого вида имущества, если оно принадлежало им на праве собственности;
  • граждане Российской Федерации, которые получили свои доходы за границами государства, например, при выполнении каких-либо работ в другом государстве или при оказании услуг любого рода;
  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, если они получили вознаграждение за выполненную работу или оказанную услугу по договору гражданско-правового характера от налогового агента в натуральном виде, что исключило возможность налогового агента удержать налог;
  • физические лица, которые получили доход от выигрыша в лотерею или игры, которые основаны на определенном риске, например, если речь идет об использовании различных тотализаторов;
  • физические лица, которые получили в порядке дарения доход в денежной или натуральной форме от лица, которое не может быть признано близким родственником;
  • физическое лицо, которое получило вознаграждение по авторскому договору.

В обязательном порядке – мне проблемы с законом не нужны Нет – сижу на зарплате Нет – я не являюсь налоговым резидентом Не скажу

А кто не должен?

Исключена обязанность предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах:

  • у физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации (то есть проводят на территории государства менее 180 дней в год) и получают доход за пределами государства;
  • у физических лиц, за которых налог платит налоговый агент (если речь идет о выплате заработной платы, являющейся единственным источником дохода).

В остальных случаях, даже если с дохода не должен уплачиваться налог, декларация должна быть подана человеком самостоятельно.



❗ Причины, по которым стоит декларировать свои доходы, и что будет, если этого не сделать

Необходимость декларировать любой полученный доход является требованием Налогового кодекса ко всем физическим лицам, которые получают доход на территории России, даже если такой человек не является гражданином государства, но проживает на его территории более шести месяцев в году.

Если декларация не была подана своевременно, то в соответствии с положениями статьи 119 Налогового кодекса на человека может быть наложен штраф в размере 5% от той суммы, которая должна быть уплачена в качестве налога в установленный законом срок (сумма в 5% назначается за каждый неполный и полный месяц, который прошел со дня, когда декларация должна была быть подана). Сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30% от той суммы налога, которая должна быть уплачена.

Если, кроме неподачи декларации, имеет место также и уклонение от уплаты налогов, то наказание будет уже уголовным, а его назначение будет происходить в соответствии с положениями статьи 198 Уголовного кодекса РФ.


ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2019 года опубликованы декларации о доходах президента, премьера, а также членов правительства и Администрации главы государства. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о правилах декларирования доходов, расходов и имущества государственными служащими РФ.

Кто подает декларации

Декларации о доходах и имуществе ежегодно, не позднее 1 апреля, предоставляются государственными служащими и прочими публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции. Сведения подаются также в отношении членов их семей: супруга(-и) и несовершеннолетних детей. В декларациях указываются данные за предшествующий год: информация о доходах, о владении транспортом и недвижимостью, акциях и обязательствах имущественного характера.

Первые антикоррупционные законы в РФ

Впервые требование предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении госслужащих в России было введено в 1995 году. Согласно ст. 12 федерального закона от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации", госслужащие должны были предоставлять соответствующие данные в органы налоговой службы. Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. В статье 8 документа говорится, что государства - участники Конвенции должны "устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов".

Правила подачи деклараций

Требование к должностным лицам и членам их семей декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера было установлено федеральным законом от 25 декабря 2008 года. "О противодействии коррупции". 29 декабря того же года в статью 10 федерального конституционного закона "О правительстве РФ" были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

18 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которыми, в частности, регламентирован круг чиновников и членов их семей, подающих декларации. В него попали не только президент, сотрудники его администрации, члены правительства, но и парламентарии, судьи, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие, занимающие командные и управленческие должности в российской армии. С 2012 года отчитываться стали руководители Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, их супруги и несовершеннолетние дети.

В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции" и указом президента от 8 июля 2013 года "Вопросы противодействия коррупции", список лиц, обязанных обнародовать сведения о своих доходах и имуществе, был расширен. В него включены руководители госкомпаний и госкорпораций. В марте 2015 г. правительство РФ освободило руководство ряда компаний с госучастием от публикации таких сведений (ОАО "РЖД", ПАО "Роснефть" и др.). Требование публичной декларации касается лишь сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, фондов, корпораций и компаний, которые на 100% принадлежат государству и руководители которых назначаются правительством РФ. Коммерческие компании (акционерные общества) должны предоставлять сведения о декларациях своих руководителей в правительство, но не обязаны их публиковать.

С 1 января 2013 года российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен (мужей) и детей. Проверке подлежат сделки по приобретению земельного участка, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход за последние три года. К декларированию также обязательны источники средств, за счет которых были заключены сделки. 19 августа 2013 года вступил в силу запрет для чиновников иметь счета в зарубежных банках. За невыполнение приведенных выше требований предусматривается административное наказание, вплоть до увольнения с формулировкой "в связи с утратой доверия". Государственные служащие, согласно законодательству, не имеют права заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью.

4 ноября 2015 года вступил в силу закон, который предусматривает возможность досрочного лишения мандатов парламентариев, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах. Ранее ответственность за непредставление или несвоевременное представление деклараций в законодательстве отсутствовала.

В мае 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательство, согласно которым временно исполняющие обязанности глав регионов и атаманы войсковых казачьих обществ также обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

4 августа 2018 года президент подписал закон о контроле за соответствием расходов бывших чиновников их доходам, полученным во время работы на государственных постах. Документом установлено, что такой контроль осуществляется в течение 6 месяцев со дня освобождения от должности или увольнения лиц, "замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей". Речь идет о сделках по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и др.

Публикация деклараций

Сведения о доходах и имуществе публикуются на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 года. Однако публичная версия деклараций чиновников значительно отличается от той, которую должностное лицо подает в кадровую службу. В "открытой" версии отсутствует информация о счетах и долговых обязательствах, не сообщается точное местонахождение декларируемой недвижимости и год выпуска автомобиля, нет информации о расходах, не сообщаются имена и фамилии супругов и несовершеннолетних детей. При наличии недвижимости за рубежом указывается только страна, где она находится.

Проверки деклараций

Декларации о доходах ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих. Полученные сведения проходят проверку в Управлении по вопросам противодействия коррупции Администрации президента РФ. В 2016 году, по словам начальника управления Олега Плохого (ныне - замминистра юстиции), было выявлено около 70 тыс. преступлений коррупционной направленности (в 2015 году - 32 тыс.). 16 тыс. должностных лиц различного ровня (в 2015 году - 18 тыс.) были привлечены к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов. Более поздние данные об итогах проверки деклараций Администрацией президента РФ не обнародовались.

Всего с формулировкой "в связи с утратой доверия" в России в 2018 году, по словам начальника управления по взаимодействию со СМИ Генпрокуратуры РФ Александра Куренного, были уволены более 1,3 тыс. чиновников (в 2016 году - порядка 400 человек, из них 177 - по итогам проверок деклараций; в 2017 году - 1 тыс. 250 человек).

С 1 января 2018 года вступил в силу закон, согласно которому создан публичный реестр лиц, уволенных с госслужбы в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. В открытом доступе сроком на 5 лет публикуются ФИО чиновников, сведения о госоргане, откуда они были уволены, дата внесения сведений в реестр и реквизиты правового акта об увольнении.

Вебинар о декларировании доходов граждан в 2020 году с представителями УФНС России по г. Москве состоялся 19 июня. Компания Такском организовала техническую поддержку онлайн-трансляции. На мероприятии рассмотрены вопросы уплаты НДФЛ, порядок получения налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации 3-НДФЛ в личном кабинете налогоплательщика для физических лиц, а также рассказано об электронных сервисах ФНС для граждан. В вебинаре участвовало более 500 человек.

С вступительным словом выступила заместитель руководителя УФНС России по г. Москве Юлия Шилова.

Несмотря на то, что самый популярный способ сдать отчётность по 3-НДФЛ – это ЛК физлица, эксперт также обратила внимание на удобство использования многофункциональных центров (МФЦ), которых в Москве на данный момент начитывается уже 133. Они также принимают данный вид отчётности.

Далее Юлия передала слово Светлане Хромовой, начальнику отдела налогообложения доходов физических лиц. Спикер назвала тех граждан, кто обязан подать налоговую декларацию согласно статьям 227 и 228 НК РФ:

— физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
— нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся частной практикой;
— лица, получившие доход от продажи имущества, от сдачи имущества в аренду, налоговые резиденты, получившие доход от источников за пределами РФ, лица, получившие выигрыш в лотерею и от участия в азартных играх.

Из-за ограничительных мер, введённых для противодействия распространению коронавирусной инфекции, были перенесены сроки сдачи налоговых деклараций. Крайняя дата представления декларации за 2019 год – 30.07.2020. При этом срок уплаты налога остался прежним – не позднее 15.07.2020.

Для ИП, занятых в наиболее пострадавших от COVID-19 отраслях и внесенных на 1.03.2020 в реестр субъектов малого и среднего бизнеса, срок уплаты НДФЛ перенесен на 3 месяца, то есть до 15.10.2020 (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).

Право на налоговые вычеты имеют налогоплательщики, получающие доходы, облагаемые по налоговой ставке 13 %. Для получения налогового вычета налогоплательщику необходимо предоставить документы, подтверждающие право на получение вычета. Смысл предоставления налогового вычета – в возврате излишне уплаченной суммы налога.
Налогоплательщики могут претендовать на такие виды вычетов, как социальный, имущественный, стандартный, профессиональный, инвестиционный. Спикер подробно рассказала о самых распространённых из них.

Социальные налоговые вычеты на образование. Предоставляются, когда налогоплательщик производил расходы на своё обучение и на обучение своих детей в возрасте до 24 лет. Обязательно наличие у образовательной организации лицензии на ведение деятельности, в том числе и у иностранных организаций. К налоговой декларации надо приложить в виде договор на обучение и платёжные документы, подтверждающие расходы. При обучении ребёнка – копию свидетельства о рождении.

Социальный налоговый вычет в связи с расходами на лечение. Сюда входит как собственное лечение, так и членов семьи: родителей, супругов, детей в возрасте до 18 лет. Лечение должно проходить в лечебных учреждениях РФ при наличии у них лицензии. В Постановлении Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 201 есть перечень медицинских услуг, суммы оплаты которых за счёт средств налогоплательщика учитываются при определении социального налогового вычета.

Социальные вычеты производятся также в связи с расходами на добровольное пенсионное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное страхование жизни, в связи с расходами на оплату дополнительных взносов на накопительную пенсию и в связи с расходами на прохождение независимой оценки своей квалификации. Во всех этих случаях нужны подтверждающие расходы платёжные документы.

Имущественные налоговые вычеты. Предоставляются в двух случаях:

— При получении доходов от продажи имущества. Необходимость подачи налоговой декларации и уплата налога зависит от срока нахождения имущества в собственности. Если срок менее минимального предельного срока нахождения в собственности, налоговую декларацию подавать не надо, как и уплачивать налог. Этот срок для объектов недвижимости составляет 5 лет. Однако он может быть сокращён до 3 лет в случаях, указанных в пункте 3 статьи 217.1 НК РФ.

— При получении доходов от приобретения имущества. За вычетом можно обратиться, когда у налогоплательщика имеются документы, свидетельствующие о праве собственности на приобретённое недвижимое имущество. В случае приобретения земельного участка – право на вычет возникнет после того, как будет построен жилой дом. К декларации также прилагаются договор купли-продажи и иные документы, относящиеся к сделке. Также право на вычет возникает, если налогоплательщики получили целевые кредиты, которые были израсходованы на приобретения объектов недвижимого имущества. В размер вычета включается сумма уплаченных процентов по таким кредитам.

Третьим спикером УФНС стал заместитель начальника отдела работы с налогоплательщиками Александр Каширин. Он рассказал о самых востребованных для граждан сервисах ФНС.

Все сервисы находятся на единственном официальном сайте ФНС. Они разделены на блоки: личные кабинеты для физлиц и для самозанятых, сервисы для регистрации бизнеса, сведения об ИНН, уплата налогов и пошлин, сведения из реестров и налоговые калькуляторы.

Спикер остановился на аспектах использования личного кабинета налогоплательщика. Доступ к сервису осуществляется одним из трёх способов:

— С помощью квалифицированной электронной подписи. Сертификат ключа квалифицированной электронной подписи необходимо получить в Удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России. Одним из таких является УЦ Такском, предоставляющийлинейки электронных подписей для физлиц для различных целей, в том числе для получения госуслуг, подачи документов в суд, регистрации сделок с недвижимостью, подачи документов в приемную комиссию вуза, ссуза, регистрации ИП/ООО и других.

— С помощью учётной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) – реквизитов доступа, используемых для авторизации на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Для направления деклараций и заявлений из ЛК необходимо получить неквалифицированную электронную подпись. Такая подпись выдаётся бесплатно удостоверяющим центром ФНС России и действует только в ЛК. При направлении запроса необходимо выбрать вариант хранения электронной подписи (в защищённой системе ФНС / на рабочей станции налогоплательщика / регистрация уже имеющейся КЭП) и задать пароль для доступа к сертификату. Пароль потребуется в дальнейшем при направлении документов в налоговые органы.

В завершении мероприятия представители УНФС ответили на вопросы налогоплательщиков.

Должны ли граждане декларировать крупные доходы мировой опыт и его уроки

Право. 10–11 класс. Профильный уровень

Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.

Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.

Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. Однако очень важны дополнительные и методические материалы, помещенные после параграфов, объединенные в рубрики.

Вопросы для самоконтроля помогут проверить, насколько глубоко вы усвоили содержание параграфа.

Это интересно. Цель рубрики – побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда совпадают с точкой зрения автора.

В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права.

Темы для рефератов и обсуждения завершают каждый параграф.

В конце учебника помещен краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, выполнить творческие задания, тесты, написать реферат.

Из истории государства и права

§ 1. Происхождение государства и права

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Прочитайте онлайн Право. 10–11 класс. Профильный уровень | § 50. Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Давно замечено, что люди не любят платить налоги. Некоторые идут на совершение правонарушений: занижают сумму доходов, не указывают некоторые из них, не являются в налоговую инспекцию. Словом, уклоняются от уплаты налогов.

Стоит ли это делать? Практика и здравый смысл свидетельствуют: не стоит. Сокрытие доходов от налогов, в сущности, не отличается от кражи государственного имущества. Так обязательно ли незаметно для самого себя становиться вором?

Но нарушения в налоговой сфере происходят сплошь и рядом. Они распространены во всех странах, с рыночной экономикой в том числе. Скажем, в США, где ежегодно обрабатывается около 1 млрд деклараций фирм и свыше 100 млн деклараций граждан, бюджет недополучает налогов на сумму 100 млрд долларов. Недоплата составляет 15 % всех налоговых платежей. Не одна карьера была сломана из-за попыток сэкономить на уплате налогов.

По российскому законодательству должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к финансовой (налоговой), административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные меры ответственности (разные суммы штрафов) налогоплательщиков, совершающих отдельные налоговые правонарушения. Например, за:

• уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

• нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов в налоговую инспекцию;

• нарушение организацией учета доходов и расходов объектов налогообложения, т. е. неотражение или неполное отражение доходов, в течение одного или более налоговых периодов;

• неумышленную неуплату или неполную уплату сумм налога;

• те же действия, совершенные умышленно и т. д.

Особенно серьезны санкции, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Так, уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб. (ст. 199).

Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет (ст. 198). Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 100 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб., а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.

К дисциплинарной ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки, не предусматривающие уголовную ответственность.

Вопросы для самоконтроля

1. К каким видам правовой ответственности привлекаются должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства?

2. Какую ответственность несет налогоплательщик в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации?

3. Какая ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов уголовным правом России?

4. К какой ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки?

Мы предложили нестандартный ход: разрешить облагать налогом нелегальные доходы. Если доказано, что у человека были нелегальные доходы, разрешите взять с них налоги. Это будет гораздо страшнее, чем любое другое наказание. Суммы, которые человек в этом случае должен заплатить, поистине огромные. Забирается доход, укрытый от налогов, плюс штраф в таком же или вдвое-втрое большем размере, плюс сам налог. В итоге мы наказываем страшнее, чем Уголовный кодекс РФ.

Это с нашим правовым нигилизмом многие поехали в Испанию и на Кипр покупать недвижимость и думали, что она потом будет обходиться бесплатно. Сейчас уже пошел плач горькими слезами. Вдруг обнаруживается, что там-то налог на недвижимость есть, а они по российской привычке забывают его платить.

В Европейском Сообществе введена система полного информирования о неуплате налогов во всех странах сообщества. Если вы не заплатили хоть какую-то мелочь в любой из этих стран, вам не дадут визу никуда в Европе, о вас везде будет известно, что вы неплательщик налогов. И мы будем присоединяться к этому. Со всеми вытекающими последствиями (А. Починок, государственный деятель).

Следует помнить, что пока налогоплательщик на Западе не в пример нашему. В Швеции, например, налоги платят 99,99 % от общего числа деловых людей. Оставшиеся сотые доли процента– это внезапно умершие или заболевшие. Да и декларации о совокупном годовом доходе там не заполняют, а только подписывают. Все расчеты производятся в налоговых органах, от которых скрыть лишнюю крону дохода весьма проблематично (А. Комардина, работник Федеральной налоговой службы РФ).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Рэкетир не придет к тому, у кого нет неучтенных денег. Мафия уже давно вычислила потенциальную доходность предпринимателей и берет один вид налога, в точном проценте с того, что человек зарабатывает. Без институтов, без чиновников, без налоговых инспекторов. Сосчитали и берут (А. Починок).

Темы для рефератов и обсуждения

1. Ответственность за уклонение от уплаты налогов по НК РФ.

2. Должны ли граждане декларировать крупные доходы: мировой опыт и его уроки.

Читайте также: