Что значит виновен отвечай

Обновлено: 28.06.2024

Задачи урока:

образовательные ( достижение предметных результатов):

развивающие ( достижение метапредметных результатов):

    • Развитие логического мышления, памяти через выполнение проблемных и исследовательских заданий.
    • Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.
    • Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений на нём.
    • Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.

    воспитательные ( достижение личностных результатов):

      • Развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой и фронтальной работы на уроке.
      • Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде.
      • Формирование гражданско-правовой позиции и культуры общения при работе в группах.

      Планируемые результаты:

        • Личностные: осознать необходимость соблюдения правовых норм общества.
        • Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; умение организовывать свою деятельность.
        • Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; давать определения понятиям; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; выполнять познавательные и практические задания; выполнять познавательные и практические задания.
        • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы.
          • Овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог).
          • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
          • Формирование ответственности за свое поведение.
          • Осознание необходимости соблюдения правовых норм.

          Тип урока: урок открытия нового знания.

          Образовательные технологии, используемые на урок - создание проблемной ситуации, групповая работа, мозговой штурм, индивидуальная и фронтальная работа.

          Оборудование: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки для групповой работы.

          Этапы урока

          Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

          Организационный момент:

          - установление взаимодействия между участниками образовательных отношений на уроке;

          - мотивация учебной деятельности.

          Цели для учащихся:

          - настроиться на работу в рамках урока;

          - установить эмоциональный доверительный контакт с учителем и с друг другом;

          - успокоиться, снять статическое и эмоциональное напряжение;

          - внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех.

          Цели и задачи для учителя:

          - создать благоприятную психологическую атмосферу урока;

          - включить всех обучающихся в работу;

          - создать условия для мотивации каждого учащегося к работе на уроке.

          1. Приветствие. Здравствуйте, дети! Именно так обращался к своим любимым ученикам известный педагог, учёный, просто учитель, Шалва Александрович Амонашвили.

          - Здравствуйте, дети!- говорю я вам и желаю здравия, здоровья. Прошу вас про себя пожелать здоровья себе, своим близким, друзьям и одноклассникам.

          Проверка готовности к уроку. Приветствие учителя.

          Этап 2. Создание проблемной ситуации

          Цели для учащихся:

          - Включиться в решение проблемной ситуации.

          -Развитие логического мышления, памяти.

          - Замотивировать себя на активное восприятие нового материала.

          Цели и задачи для учителя:

          - Смотивировать на активное восприятие нового материала.

          - Обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала.

          Форма организации работы: фронтальная.

          Подводящий диалог для формулирования учениками темы и целей урока.

          - Как вы оцените поведение мальчика ?

          - Такое поведение в обществе приветствуется? Почему?

          - Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

          - В чем виновен мальчик?

          Вступают в диалог, проговаривают и осознают проблему.

          Этап 3. Целеполагание.

          Цели для учащихся:

          - Развитие рефлексивных умений.

          - Внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех.

          -Формирование цели при помощи опорных глаголов.

          Цели и задачи для учителя:

          - Обеспечение мотивации учения школьников, принятие ими целей урока.

          - Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.

          -Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика.

          Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

          Ребята, тему урока вы назвали. А на основе просмотренного фрагмента мультфильма и с помощью опорных глаголов сформулируйте цель нашего занятия.(Прием формирование цели при помощи опорных глаголов)

          Учащимся предлагается готовый набор глаголов, при помощи которых они определяют цель (Глаголы: Выяснить , Проанализировать , Доказать , Сделать вывод, Разобраться )

          Чтобы добиться цели спланируйте вашу деятельность на уроке в определенном порядке.

          Демонстрируются действия алгоритма в смешанном порядке:

          -работа с понятиями.

          - установление причинно-следственных связей.

          - проверка и оценка выводов.

          Определяют цели урока.

          Формулирование учащимися цели урока: сделать вывод, что каждый человек должен отвечать за свои плохие поступки.

          Учащиеся правильно выстраивают свою работу на уроке.

          Цели для учащихся:

          -Совершенствовать умение слушать и слышать одноклассников в процессе выполнения коллективного задания.

          - Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика.

          Цели и задачи для учителя:

          -Актуализация субъектного опыта учащихся.

          -Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащихся изучаемого материала.

          - Содействовать усвоению учащихся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению).

          - Развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию фронтальной работы на уроке.

          - Развитие у обучающихся гражданско-правовой позиции.

          Ребята, с точки зрения закона - как бы вы охарактеризовали поведение подростка из мультфильма. Для того, чтобы правильно оценить поведение персонажа, вы поработаете в группах.

          Заслушав ответы детей, выводится графическая модель.

          Область познания и изучения обществознания лежит в системе Человек-Государство – Общество.

          Те вопросы, которые мы будем изучать сегодня тоже делятся на 3 сектора или блока. Но мне важно, чтобы этот урок был личностно-значимым для вас, интересным, поэтому я прошу вас очертить важные, значимые проблемы для вас.

          Что для вас интересно с точки зрения человека? (Почему говорят «От тюрьмы и от сумы не зарекайся)

          Что для вас будет интересно с точки зрения государства?

          Мы с вами наметили круг проблем, интересных для вас для изучения на уроке. Решать их мы начнем после физкультминутки.

          Группы работают с карточками. Задания в карточках: Выберите из списка тот вариант поведения, который характеризует персонажа.

          Группа №1 и №2 работают с понятием противозаконное поведение. Формулируют его определение.

          Группа №3 и №4 работают с понятием законопослушное поведение. (Приложение №1)

          Ребята называют 1-2 проблемных вопроса?

          Физкультминутка 2 минуты

          Цели для учащихся:

          - снять статическое напряжение.

          Цели и задачи для учителя:

          - создать благоприятную психологическую атмосферу урока.

          - поддержать благоприятную психологическую атмосферу урока.

          Цели для учащихся:

          -Совершенствовать умение слушать и слышать одноклассников в процессе выполнения коллективного задания.

          - Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика.

          - Совершенствовать умение слушать и слышать одноклассников в процессе выполнения коллективного задания, умения договариваться и представлять результаты работы группы.

          Цели и задачи для учителя:

          -Актуализация субъектного опыта учащихся.

          -Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащихся изучаемого материала.

          - Содействовать усвоению учащихся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению).

          - Развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию фронтальной работы на уроке.

          - Развитие у обучающихся гражданско-правовой позиции.

          Методы организации работы: использование проблемных вопросов и заданий, эвристическая беседа, работа с учебником и источниками.

          Методы мотивирования учебной активности учащихся:

          смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации учащихся через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

          Для того, чтобы отвечать на наши проблемные вопросы я предлагаю вам проанализировать письмо подростка.

          Какое открытие сделал для себя подросток при разговоре со следователем?

          И я предлагаю вам взглянуть на это понятие системно.

          Что такое преступление с точки зрения закона?

          Что явилось причиной совершенного им преступления?

          То есть у подростка был мотив.

          А какие еще мотивы бывают у людей, толкающих их на преступление?

          Почему? Каким должно быть наказание?

          Почему преступление и наказание должны находиться в равновесии?

          Работа по группам. Приложение №2.

          Какое наказание считается справедливым? Почему все нарушения разделяются на разные группы? Какое должно быть наказание, чтобы его можно было назвать справедливым? За какие поступки человек может понести наказание?

          Этот круг вопросов на которые отвечает 1 группа.

          3-4 группе предложены жизненные истории. Ваша задача проанализировать их и определить какое наказание будет считаться справедливым.

          Время для работы-5 минут.


          Учитель демонстрирует схему и обобщает, что к правонарушениям относиться не только преступление но и проступок, менее тяжкое.

          Для того, чтобы искупить тяжкое преступление, что нужно положить на другую чашу весов?


          Заслушаем следующие группы, которые проиллюстрируют жизненные истории.

          Проанализируйте по нашей системе. Что является мотивом правонарушения мальчиков? Какую ответственность должны понести мальчики?

          Беседа со всеми группами.

          Как вы оцениваете поведение мальчиков? Ведь вы согласны, что курение мальчиков вредно не только им самим, но и другим людям. И окружающие люди могут вынести осуждение, порицание.


          Тема урока: Виновен — отвечай.

          Тип урока: урок изучения нового материала.

          Цели:

          Задачи:

          − развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

          − воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

          Технология: проблемно-поисковая.

          Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение, беседа с учащимися, иллюстрации); частично-поисковый (анализ учебной информации, умение делать сопоставления, выводы); метод критического мышления (составление кластера) и эвристической беседы.

          Планируемые образовательные результаты:

          −личностные УУД: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

          −познавательные УУД: поиск и выделение в учебнике необходимой информации; способность и умение учащихся производить анализ, сравнение, обобщать и классифицировать по признакам; способность воспроизводить полученную информацию;

          −коммуникативные УУД: умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; умение аргументировать свои выводы; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;

          регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение, прогнозировать работу, составлять план; контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание результата деятельности.

          ХОД УРОКА

          I. Организационный̆ этап.

          II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

          — По содержанию отрывка из письма понятно, что с человеком случилась беда. Почему это произошло?

          — Как он относится к произошедшему?

          — Знал ли он о последствиях совершенного деяния?

          — Нужно ли об этом знать? Для чего нам нужны эти знания?

          — Почему государству приходится привлекать к ответственности несовершеннолетних и даже наказывать их? (Если все будут нарушать закон, в обществе нарушится порядок.)

          III. Актуализация знаний ификсирование индивидуального затруднения.

          — Почему общество нуждается в порядке? (Чтобы люди чувствовали себя спокойно и комфортно.)

          Какова роль закона в обществе? (Сохранять установленный порядок.)

          Что такое противозаконное поведение? (Это действие, которое запрещено законом.)

          Почему государство наказывает всех за противозаконное поведение? (Длясохранения порядка.)

          Вопрос фиксируется в лекции: Всех ли государство наказывает одинаково за противозаконное действие? (Нет, всех по-разному.)

          — Почему возникает разница в наказании? Вы уверены, что ответили правильно? Почему обосновать не можете? Как мы сформулируем тему урока? (Противозаконное поведение и наказание за него; наказание за преступление.)

          IV. Постановка цели изадач урока.

          Выявление причин затруднения:

          Почему мы не можем сразу ответить на вопрос урока? Мы не знаем признаков противозаконного поведения, т. е. почему действие противозаконно. Почему за одни проступки судят строго, лишают свободы, а за другие выписывают штраф? Почему наказание несовершеннолетних отличается от наказания взрослых людей?

          Построение проекта выхода из ситуации:

          Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?(Составить план.)

          Учитель дает этапы выполнения плана, обучающийся определяет их правильную последовательность:

          V. Изучение нового материала.

          — Что нам поможет для достижения цели? (Учебная информация.)

          Задание 1. (Самостоятельная работа в тетради, составление схемы.) Составьте словесный портрет законопослушного человека. Результаты работы представьте графически, кластер в тетради (Приложение 1).

          Задание 2. (Работа с иллюстративным материалом, текстом.) Выделите из определения понятия признаки противозаконного поведения.

          Задание 3. (Самостоятельная работа со схемой, текстом.) Заполните таблицу (Приложение 2).

          — Используя новые слова, выскажи свое суждение о том, к чему призывал ученый?

          Задание 5. (Самостоятельная работа с текстом лекции.) Выделите особенности наказания несовершеннолетних за правонарушение.

          VI. Первичное закрепление спроговаривание во внешней речи. Включение всистему знаний иповторение.

          (Обучающийся работает с карточкой-заданием: Какие из перечисленных нарушений правил жизни общества можно отнести к преступлениям, а какие — к проступкам?)

          — Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания?

          VII. Рефлексия учебной деятельности.

          — Что нового вы узнали на уроке?

          — Какую цель вы ставили перед собой?

          — Вы достигли поставленной цели?

          — Как вы достигали цели?

          — С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

          — Как вы выходили из затруднений?

          VIII. Домашнее задание.

          Изучить §6 (электронный образовательный ресурс: учебная лекция в уроке 10); выполнить задание 3 (Приложение 3).

          Нажмите, чтобы узнать подробности

          - Развивающая - продолжать формировать умение работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать.

          - Воспитательная - воспитывать уважение к закону, законопослушность.

          Открытый урок по обществознанию 7 класс.

          ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

          Лопатинский Дмитрий Владимирович

          Место работы

          МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

          Учитель Истории и Обществознания

          Обществознание

          Конспект урока

          Тема урока: Виновен - отвечай.

          - Образовательная – дать представление об основных понятиях, способствовать формированию у учащихся навыка критического анализа сложных ситуаций

          - Развивающая - продолжать формировать умение работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать.

          - Воспитательная - воспитывать уважение к закону, законопослушность.

          Организационный момент. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок обществознания, думаю, что мы с вами хорошо поработаем: вы покажите свои знания и умения, продемонстрируете то, что вы уже усвоили. А я постараюсь вам дать новые, нужные знания. Желаю всем нам удачи!

          2. Актуализация знаний.

          Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание.

          Вам даются две минуты на повторение домашнего задания.

          Закрыли тетради и учебники и отложили их на край стола.

          Отвечая на вопросы не забываем о правилах поведения на уроке

          Итак, начинаем игру:

          1. Самым важным и неотъемлемым правом каждого человека с рождения является право на: жизнь.

          2. Права подростка гарантируются: государством.

          3. Гражданин не имеет права: нарушать закон.

          4. Право на труд входит в группу: экономических прав.

          5. Документ, дающий право продолжать образование после окончания школы, называется аттестат.

          6. По закону в случае рождения в семье ребёнка оплачиваемый отпуск получают: один из родителей.

          Молодцы ребята! А теперь ответьте мне на вопрос, чем еще помимо прав обладают граждане нашего государства? (обязанностями). Какие обязанности граждан закреплены в Конституции РФ? (ответ учащихся)

          В качестве дополнительного задания на дом, я просила каждого из вас изобразить одну из обязанностей граждан в виде рисунка. Давайте посмотрим, что у вас получилось? (Учащиеся по очереди выходят к доске, прикрепляют свой рисунок и обосновывают свой выбор). На рисунках изображены обязанности граждан:

          Беречь памятники культуры

          Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях

          А сейчас давайте поработаем в группах. Каждой группе я раздам карточки, с ситуациями, которые могут случиться с каждым из нас. Вы обсудите эту ситуацию в группе. Затем один представитель от группы выскажет совместную точку зрения.

          Приложение №1

          Заполнить таблицу

          Были соблюдены права или нет?

          Во время пожара дверь в квартиру была выбита, и подростка, находившего­ся в комнате без сознания, вынесли на улицу

          16-летний молодой человек не был принят на работу, так как у него не оказалось письменного

          разрешения от родителей

          Восьмилетняя девочка, у которой из-за болезни парализованы ноги, вы­нуждена была прекратить обучение в школе и, та­ким образом, осталась без среднего образования

          Родители семилетней Ка­ти развелись. У мамы и папы установились пло­хие отношения. Катя осталась жить с мамой. Она скучала по отцу, но мама решила, что им луч­ше не видеться

          Начинаем работать, на эту работу отводится пять минут.

          Подростковый возраст – самый активный период в жизни человека. Взрослеющему человеку, который чувствует приток физических сил, кажется, что он все может, и ни чего ему за это не будет. Однако недостаток жизненного опыта, незнание законов, а так же неумение себя контролировать приводит иногда к печальным последствиям.

          Что мы должны узнать на уроке? (Ответы ребят)

          Сегодня мы узнаем об ответственности подростков, что такое преступление, какие виды наказаний существуют.

          Прежде чем мы начнем искать ответы на поставленные вопросы, предлагаю вам вспомнить, что такое законопослушное и противозаконное поведение и снова поработать в группах.

          Первой группе предлагается подготовить ответ на вопрос – что такое законопослушное поведение, вторая группа отвечает на вопрос – противоправное поведение.

          Благодарю за ответы.

          3. Изучение нового материала.

          Сегодня мы должны с вами познакомиться с понятием и видами правонарушений, выявить причины и признаки преступлений, а так же рассмотреть 2 основных признака преступления: вина и наказание.

          - Вспомните кого закон относит к несовершеннолетним? ( лиц от 14 до 18 лет)

          Именно в возрасте от 14 до 18 лет по статистике отмечается высокий процент правонарушений. Как вы думаете почему? (ответы учащихся)

          Правонарушение – нарушение норм права.

          Выделяет два вида правонарушений: Проступок и преступление.

          Задание первой группе - пользуясь учебником дать раскрыть смысл понятия проступок, Вторая группа находит ответ на вопрос что такое преступление.

          1. Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Бывают административные, гражданские и дисциплинарные проступки. (Саша)

          2. Преступление - это виновное противоправное общественно опасное деяние ( действие или бездействие), наказуемое по УК РФ;

          - Подумайте в чем разница между проступком и преступлением? (степенью общественной опасности)

          Давайте попробуем разобрать конкретные правовые ситуации и выяснить где преступления, а где проступки:

          Неустановленное лицо избило гражданина Н. у подъезда дома № 25. (преступление)

          Школьник С. перешел дорогу в неположенном месте. (проступок)

          Гражданка В. не вышла на работу в понедельник 21 марта. (проступок)

          Гражданин Д. ворвался в магазин и угрожая пистолетом потребовал деньги. (преступление)

          Гражданин Р. управлял автомобилем в нетрезвом виде. (проступок)

          Гражданка Л. пообещав знакомым приобрести дорогостоящую бытовую технику, получила денежные средства и скрылась. (преступление)

          Вы успешно справились с заданием.

          Ребята, сейчас мы послушаем одну аудиозапись, и сделаем определенные выводы.

          (На аудиозаписи звучит голос подростка, совершившего преступление, получивший наказание, раскаивающийся в содеянном, призывающий ребят не совершать таких ошибок)

          Что произошло с подростком? Почему?

          О чем сегодня будем говорить?

          Почему об этом надо говорить?

          Что же толкает людей на совершение преступлений? Ответ на этот вопрос попытался найти Сибгатуллин Айназ. Давайте послушаем его выступление и выясним причины преступности в современной России.

          Экономические: - низкий уровень материального обеспечения;

          - огромный разрыв между богатыми и бедными;

          - огромное количество мигрантов.

          Депрессия и высокий уровень тревожности людей;

          Здоровый образ жизни семьи

          Алкоголизм, аморальный облик личности, безнаказанность

          Культура личности, правовая культура

          Правовая ответственность, здоровый образ жизни личности

          Нравственная деградация, месть

          Нарушение правил ДД

          Знание и соблюдение правил ДД

          Высокий уровень развития личности

          Давайте обратим свое внимание вновь на понятие преступления. Ст. 14 УК РФ гласит: Преступлением признается виновно совершенное общественно опас­ное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

          Исходя из этого определения назовите, мне, пожалуйста основные признаки преступления (1. Вина; 2.Противоправность; 3. Деяние; 4. Общественная опасность; 5. Наказуемость.)

          Остановимся больше на двух понятиях: вина и наказуемость.

          Вина -психическое отношение преступника к совершаемому деянию.

          Умысел и неосторожность - это две формы вины. Согласно закону РФ, чтобы человека наказать нужно доказать его виновность.

          1.Умысел- лицо осознает, предвидит, желает наступления общественно опасных последствий ( прямой умысел); виновный осознает, предвидит, но не желает наступления общественно опасных последствий ( косвенный умысел);

          2.Неосторожность- лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие ); виновный осознает, но не предвидит, хотя должен предвидеть отрицательные последствия ( небрежность )

          Сейчас на конкретных примерах постараемся рассмотреть эти формы вины. (Раздаются карточки с ситуациями)

          1. 14- летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на спусковой крючок, а ружье было заряжено. В результате его друг был ранен. (легкомыслие)

          2. Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом. (прямой умысел)
          3. Жарким летом под сухими елками подростки разожгли костер. Подул сильный ветер, пламя перескочило на сухой лапник и охватило большой участок леса. Нанесен был значительный ущерб. (неосторожность)
          4. Группа подростков ограбила магазин. Сторожу магазина были нанесены тяжкие телесные побои. (косвенный умысел)

          За совершение любого преступления полагается наказание. Что такое наказание?

          Наказание - это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление.

          Со скольки лет -наступает ответственность за совершение преступления? Ответ учащихся: согласно УК РФ уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления с 14 лет.

          К таким преступлениям относятся убийство, разбой, терроризм, угон автомобиля, насилие и т.д.

          Какие цели предусматривает наказание? (опираясь на уже имеющиеся у вас знания)

          Какие из перечисленных обстоятельств смягчают наказание, а какие
          ужесточают?
          1. Несовершеннолетие;
          2. Рецидив, т.е. повторное совершение преступления;
          3. Беременность;
          4. Явка с повинной, отказ от совершения преступления;
          5. Преступление, совершенное в составе преступной группы ( соучастие );
          6. Преступление, совершенное впервые;
          7. Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств;
          8. Добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда;
          9. Аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
          10. Наличие малолетних детей у виновного;
          11. Преступление, совершенное

          Смягчают наказание
          1, 3, 4, 6, 7, 8,10
          Ужесточают наказание
          2,5,9,11

          Предлагаю вашему вниманию набор видеороликов, демонстрирующих примеры общественно опасного деяния, влекущее за собой уголовное наказание. (Видеоролики содержат придуманные ситуации совершения правонарушений. Участники ситуаций – старшеклассники нашей школы.)

          Вывод – над своими поступками нужно думать, помнить, что нельзя совершать поступки, наносящие вред какому-то человеку или обществу, нужно уважать закон. Закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.

          Все мы знаем, что правоохранительные органы страны и нашего района призваны обеспечивать защиту права, порядка и безопасности в стране. Любой человек, в том числе и подросток, могут быть задержаны сотрудниками милиции для выяснения личности. Несмотря на то, что подобные встречи с милицией могут не произойти, нужно знать некоторые правила: (обучающийся зачитывает)

          При задержании несовершеннолетнего сотрудниками милиции надо знать, что:

          1. Следует немедленно сообщить родителям или родственникам, что произошло.

          2. Каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право на защиту.

          3. Несовершеннолетние дают объяснения только в присутствии родителей или законных представителей.

          4. При личном досмотре должны присутствовать посторонние люди – понятые.

          5. Нельзя подписывать незаполненный протокол задержания.

          6. Подросток имеет право подать жалобу на действия тех, кто провёл задержание.

          7. Вести себя вежливо при задержании.

          8. Носить с собой документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении, полис).

          Откройте учебник на странице 137-138 и составьте памятку, «Правила поведения несовершеннолетних при задержании сотрудниками милиции, это станет итогом урока.

          Правила поведения несовершеннолетних при задержании сотрудниками милиции.


          Урок разработан по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. Основные понятия урока: закон, преступление, наказание, воспитательно-трудовая колония, законопослушный человек, общественный порядок, противозаконное поведение, мораль, принцип талиона, грабеж, кража, ущерб, подстрекатель, соучастник.

          Описание разработки

          Цель: Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершённые преступления.

          Оборудование: карточки – задания с дополнительным материалом.

          Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (закон, преступление, наказание, воспитательно - трудовая колония, законопослушный человек, общественный порядок, справедливость, противозаконное поведение, проступок, мораль, табу, принцип талиона, грабёж, кража, ущерб, Гражданский кодекс РФ, несовершеннолетние, подстрекатель, соучастник, штраф), домашнее задание.

          Ход урока 1.

          Подготовка устного развёрнутого ответа по карточкам.

          1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развёрнутый ответ на него:

          - Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

          - Почему люди соблюдают дисциплину?

          - Как общество контролирует поведение человека?

          - Что такое внешняя дисциплина?

          - Приведите примеры проявления внешней дисциплины.

          - На чём основана внешняя дисциплина?

          - Почему человек предъявляет требования к самому себе?

          - Кто контролирует выполнение этих требований?

          - Чем внутренняя дисциплина отличается от внешней?

          - Как происходит формирование самодисциплины?

          1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развёрнутый ответ на него:

          - Как связаны между собой дисциплина, воля и самовоспитание?

          2. Для этого подумайте и поразмыслите:

          - Почему самовоспитание невозможно без внутренней дисциплины?

          - В чём трудность постоянного самовоспитания?

          - Что помогает человеку преодолевать слабость и дурные привычки?

          - Чего может добиться человек, обладающий высокой внутренней дисциплиной?

          - Что вы знаете о деятельности Антона Семёновича Макаренко?

          - Почему посмотреть на результаты его деятельности приезжали люди со всех частей света?

          - Пытались ли вы заниматься самовоспитанием?

          - Кто из людей, литературных героев, героев кинофильмов добился, по вашему мнению, наибольших успехов благодаря огромной воле и внутренней дисциплине?

          3. Сделайте вывод.

          Работа с классом. Фронтальный опрос.

          - Какие виды специальной дисциплины вы знаете? (Военная, трудовая, технологическая, школьная. )

          - Какие крупные аварии произошли по причине несоблюдения трудовой или технологической дисциплины человеком? (Например, авария на Чернобыльской АЭС, авария на химическом заводе в индийском городе Бхопале. )

          - Правильно ли будет говорить о человеческом факторе этих аварий? Можно ли избежать таких причин? (Человеческий фактор присутствует в большинстве случаев техногенных аварий. Избежать полностью этого не удаётся, так как нет производства абсолютно без участия человека. Можно говорить о снижении риска этого фактора. )

          - Что мешает способному ученику хорошо учиться? (Отсутствие силы воли и самоконтроля. )

          1. Устный развёрнутый ответ учащихся по карточкам №1 и №2, отзывы одноклассников.
          1. Изучение новой темы и беседа с элементами диспута.
          1. Знать закон смолоду.
          2. Законопослушный человек.

          Задача для учащихся: выяснить, почему знать закон нужно смолоду; почему законопослушный человек вызывает уважение.

          Каждая группа получает карточку – задание и дополнительную литературу либо работает только по учебнику.

          Задания для групп: нужно ли знание закона несовершеннолетним? Почему обществу нужны законопослушные граждане? Приведите аргументы за и против.

          Условия работы групп:

          а) знакомство с карточкой – заданием и источниками;

          б) работа группы с литературой – 7 мин. ;

          в) подготовка к выступлению - 5 мин. ;

          г) выступление групп - 3 - 7 мин.

          КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ для группы 1

          Внимательно изучите § 6 (с. 65 учебника) (распределите между собой работу над материалом).

          Объясните следующие понятия: закон, преступление, наказание, Уголовный кодекс.

          КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ для группы 2

          Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

          § 6 (с. 65 учебника);

          Весь материал - смотрите документ.

          Содержимое разработки

          Учитель истории и обществознания Грызлова Ольга Анатольевна

          Конспект урока по обществознанию. 7кл.

          Тема: Виновен – отвечай.

          Цель: Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершённые преступления.

          Оборудование: карточки – задания с дополнительным материалом.

          Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (закон, преступление, наказание, воспитательно-трудовая колония, законопослушный человек, общественный порядок, справедливость, противозаконное поведение, проступок, мораль, табу, принцип талиона, грабёж, кража, ущерб, Гражданский кодекс РФ, несовершеннолетние, подстрекатель, соучастник, штраф), домашнее задание.

          Ход урока 1.

          Подготовка устного развёрнутого ответа по карточкам.

          Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развёрнутый ответ на него:

          - Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

          Для этого подумайте и поразмыслите:

          - Почему люди соблюдают дисциплину?

          - Как общество контролирует поведение человека?

          - Что такое внешняя дисциплина?

          - Приведите примеры проявления внешней дисциплины.

          - На чём основана внешняя дисциплина?

          - Почему человек предъявляет требования к самому себе?

          - Кто контролирует выполнение этих требований?

          - Чем внутренняя дисциплина отличается от внешней?

          - Как происходит формирование самодисциплины?

          Сделайте вывод.

          1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развёрнутый ответ на него:

          - Как связаны между собой дисциплина, воля и самовоспитание?

          2. Для этого подумайте и поразмыслите:

          - Почему самовоспитание невозможно без внутренней дисциплины?

          - В чём трудность постоянного самовоспитания?

          - Что помогает человеку преодолевать слабость и дурные привычки?

          - Чего может добиться человек, обладающий высокой внутренней дисциплиной?

          - Что вы знаете о деятельности Антона Семёновича Макаренко?

          - Почему посмотреть на результаты его деятельности приезжали люди со всех частей света?

          - Пытались ли вы заниматься самовоспитанием?

          - Кто из людей, литературных героев, героев кинофильмов добился, по вашему мнению, наибольших успехов благодаря огромной воле и внутренней дисциплине?

          3. Сделайте вывод.

          2. Работа с классом. Фронтальный опрос.

          - Какие виды специальной дисциплины вы знаете? (Военная, трудовая, технологическая, школьная.)

          - Какие крупные аварии произошли по причине несоблюдения трудовой или технологической дисциплины человеком? (Например, авария на Чернобыльской АЭС, авария на химическом заводе в индийском городе Бхопале.)

          - Правильно ли будет говорить о человеческом факторе этих аварий? Можно ли избежать таких причин? (Человеческий фактор присутствует в большинстве случаев техногенных аварий. Избежать полностью этого не удаётся, так как нет производства абсолютно без участия человека. Можно говорить о снижении риска этого фактора.)

          - Что мешает способному ученику хорошо учиться? (Отсутствие силы воли и самоконтроля.)

          Устный развёрнутый ответ учащихся по карточкам №1 и №2, отзывы одноклассников.

          Изучение новой темы и беседа с элементами диспута.

          Знать закон смолоду.

          Задача для учащихся: выяснить, почему знать закон нужно смолоду; почему законопослушный человек вызывает уважение.

          Работа в группах.

          Каждая группа получает карточку – задание и дополнительную литературу либо работает только по учебнику.

          Задания для групп: нужно ли знание закона несовершеннолетним? Почему обществу нужны законопослушные граждане? Приведите аргументы за и против.

          Условия работы групп:

          а) знакомство с карточкой – заданием и источниками;

          б) работа группы с литературой – 7 мин.;

          в) подготовка к выступлению -5 мин.;

          г) выступление групп -3-7 мин.

          КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ для группы 1

          Внимательно изучите § 6 (с.65 учебника) (распределите между собой работу над материалом).

          Объясните следующие понятия: закон, преступление, наказание, Уголовный кодекс.

          КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ для группы 2

          Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

          Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам. (15 лет, осуждён на 3,5 года).

          Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили…

          Советую всем никуда не лезть. Все когда – нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждёт…

          КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ для группы 3

          Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

          Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам. (15 лет, осуждён на 3 года).

          Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал… Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь всё сам. И вообще всё делаешь сам.

          КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ для группы 4

          Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

          Из обращения воспитанника Жигулёвской ВТК Алексея Ш. к сверстникам. (15 лет, осужден на 4 года).

          Выступление групп и обсуждение поставленных вопросов.

          Причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются: незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера.

          Незнание законов и чувство безнаказанности оттого, что не попались на совершении первых преступлений или не были привлечены к ответственности в силу своего возраста.

          Дураками Георгий считает тех, кто соглашается пойти на преступление в надежде, что им за это ничего не будет. Умные, по его мнению, это те, кто подстрекал их на совершение преступления и остался безнаказанным.

          Алексей считает, что те, кто смог избежать попадания в ВТК после первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им всё равно не избежать.

          Знание закона необходимо несовершеннолетним, так как оно поможет им избежать неприятностей во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Законопослушное поведение предполагает активную, полезную для общества деятельность. Руками законопослушных граждан создаются основные богатства нашей страны.

          Закрепление изученного на уроке.

          1. Ответы на вопросы:

          - Что такое закон?

          - Что такое преступление?

          - Почему за совершённое преступление человек обязательно должен понести наказание?

          - Почему законопослушные люди составляют основную часть нашего общества?

          - Почему общество нуждается в законопослушных гражданах?

          Подумайте над ситуациями и выберите свой вариант оценки различных поступков. Постарайтесь раньше времени не заглядывать в ответы. Иначе никогда не узнаете о себе правду. Итак:

          Шофер на государственной автомашине всю ночь перевозил мебель в новую квартиру. Как можно оценить его действия?

          поступил неправильно – 1;

          все так делают – 3;

          поступил неправильно – 5.

          14 – летняя Р. в городском автобусе похитила у пассажира

          кошелёк с суммой денег, которых хватило бы на покупку трёх буханок хлеба. Следователь выяснил, что это была её пятая кража. Но возбуждать уголовное дело против Р. не стал. Он посчитал совершённое ею деяние не опасным для общества. Как вы оцениваете решение следователя?

          решение неправильное – 1;

          нельзя судить за три буханки -3;

          а) вы считаете, что :

          работники милиции поступили неправильно – 1;

          надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы Н. не пил -3;

          работники милиции поступили правильно – 5.

          б) правильно ли повели себя учителя?

          человеку нужно помогать в трудную минуту -3;

          В туалете одной из школ города девятиклассник подошёл к семикласснику и посоветовал завтра принести ему пачку сигарет. А тот недолго думая позвонил в милицию.

          а) вы считаете, что:

          девятиклассник обязан отвечать за вымогательство – 1;

          зря связался из-за пачки сигарет – 3;

          ничего особенного он не совершил – 5.

          б) вы считаете действия семиклассника:

          нужно было уладить всё без милиции – 3;

          Если вы набрали от 24 до 30 баллов, то дело плохо. У вас серьёзно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а правоохранительные органы (милиция, прокуратура, суд) только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живее честно, а ловчит, обходит закон, старается жить за чужой счёт. Это означает, что и вы можете двигаться по жизни той же дорогой, постепенно запутываясь в собственных проступках и правонарушениях, привыкая к общению с милицией и судами, постепенно утрачивая человеческие качества. Вам срочно нужно взять себя в руки и начать менять своё отношение к жизни. Она у вас одна!

          Подведение итогов урока.

          - Почему знать закон нужно смолоду?

          - Почему законопослушный человек вызывает уважение?

          VI. Рефлексия.

          Домашнее задание.

          Прочитать § 5 (с. 64 – 66 учебника).

          Подготовить устный ответ на вопросы:

          - Почему закон надо знать смолоду?

          - Кого можно считать законопослушным человеком?

          Выполнить в тетради задания 1, 2 и 3 на с. 74 учебника.


          -75%

          Читайте также: