Какой из органов или учреждений не входит в подсистему управления системы социального обеспечения рф

Обновлено: 30.06.2024

Органы, ответственные за управление социальным обеспечением

В юрисдикцию органов, чья деятельность нацелена на социальное обеспечение, входит несколько основных функций. Одна из них, наиболее значимая – это управленческая функция. Она подразумевает, что управление – это неотъемлемая часть осуществления социального обеспечения, и поэтому можно выделить несколько видов деятельности, которая осуществляется органами социального обеспечения:

  1. Общее управление социальным обеспечением;
  2. Оперативное управление социальным обеспечением населения.

Так, наиболее общее управление социальным обеспечением осуществляется в нашей стране Правительством, которое берет на себя ответственность за реализацию государственной социальной политики и ее принципов, которые определяют эффективность данной сферы и позволяют ей развиваться в различные временные периоды, учитывая специфику трансформаций окружающей действительности и сфер человеческой жизни. Также Правительство отвечает за реализацию непосредственных конституционных прав граждан, которые обозначены как часть социальной защиты и системы социального обеспечения населения.

К тому же, государство как орган, который является основным в государственной системе органов социального обеспечения, берет на себя всю ответственность за охрану здоровья населения, содействие в разрешении наиболее актуальных социальных проблем, с которыми сталкиваются отдельные категории граждан, в частности семьи, матери или дети, инвалиды и старики, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Правительство руководит деятельностью федеральных министерств, способно также контролировать иные федеральные органы исполнительной власти, которые обладают полномочиями в сфере социальной защиты или социального обеспечения.

Органы государственной власти в сфере социального обеспечения также обеспечивают оперативное управление. Здесь вся ответственность преимущественно возлагается на такие органы государственной исполнительной власти, как Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации. Сюда же относятся некоторые подведомственные им организации, которые так или иначе связаны с социальной защите и нацелены на реализацию поставленных целей в социальной государственной политике в Российской Федерации.

Готовые работы на аналогичную тему

Оперативное управление также может осуществляться благодаря некоторым органам, которые представлены внебюджетными фондами. Они не являются частью государственной исполнительной власти, относятся к иному крылу системы органов государственного обеспечения, но осуществляют особый вклад в развитие данной сферы. Так, к таким органам и организациям относятся следующие:

  • Пенсионный Фонд Российской Федерации;
  • Фонд Социального Страхования граждан;
  • Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

Фонды организованы в качестве внебюджетных учреждений, которые реализуют свою деятельность в соответствии с теми целями, которые определены федеральным законодательством. Это могут быть такие цели, как обеспечение прав застрахованных граждан на социальное страхование и социальные выплаты в случаях, которые определены законодательства, и считаются опасными для жизни или здоровья гражданина и членов его семьи. К тому же, эти случаи несут риски для дальнейшей жизни индивида, ухудшают его социальное и экономическое положение. Такие ситуации вынуждают гражданина обращаться к органам, которые имеют те или иные полномочия, и могут оказать ему квалифицированную помощь в реализации его интересов и потребностей.

Задачи государственной системы органов социального обеспечения

Безусловно, органы социального обеспечения образуют особую систему, которая следует свои принципам, а также реализует различные цели. Но не стоит забывать о том, что эти органы и их системный комплекс также реализует ряд определенных задач, которые могут помочь в оценке успешности деятельности и обеспечения в целом. Таким образом, необходимо разобрать данные задачи, чтобы более углубленно осознавать значимость системы социального обеспечения.

Во-первых, задача их заключается в том, чтобы обеспечить постоянное поддержание стабильного состояния финансовой системы, а также стабильной обеспеченности пенсионного фонда и бюджета государства. Важно грамотно распределять финансы и материальные средства для того, чтобы в дальнейшем при необходимости сформировать отдельный бюджет, который будет полностью или частично перенаправляться на нужды нуждающихся категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Во-вторых, важно обеспечение прав граждан на получение своевременной адресной помощи в виде социальных выплат. Это значит, что любой индивид вправе получить юридическую консультацию со стороны специалиста в отношении того, что ему необходимо для получения помощи со стороны государственных органов социального обеспечения, и какие трудности он может испытать при обращении в органы.

В-третьих, это своевременные выплаты, которые осуществляются, как правило, в виде пенсионных выплат, пособий, а также предоставляемых государством или отдельными внебюджетными организациями льгот и субсидий. На это имеют право отдельные категории граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и нуждаются в том, чтобы получить данную помощь, поскольку сами они не в состоянии обеспечить себя в силу тех или иных жизненных обстоятельств. Та5же стоит отметить, что задачей является финансирование целевых программ в отношении пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также сюда относятся такие категории, как многодетные семьи, дети-сироты, инвалиды, пенсионеры, матери-одиночки.

Таким образом, система органов всесторонне охватывает различные сферы жизни, позволяет получить достойную поддержку тем гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации, и нуждаются в разрешении подобных проблем.

Социальная защита - это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита - это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита - это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. средств, предназначенных на цели социальной защиты инвалидов и осуществление деятельности общественной . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Данные резервы могут создаваться . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, всю запланированную по программе . направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в . включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности .

. ). Основание : Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 20.11.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.11.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.10.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2018 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 9.11. 2018 . проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении порядка .

. 160 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2019 . времени продолжится Министерство труда и социальной защиты РФ направило в Правительство доклад . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.09. 2019 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3.10.2019 . . Основание: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.09.2019 . -6492. Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ: вправе ли работодатель самостоятельно .

. -инвалидом; 2) справка из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с . прочих документов, справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с . труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, она не .

. работой ( Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2020 . деятельности ( Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 . -150 , Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2020 . ; утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2020 .

. учреждения в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, а также МФЦ, музеи, библиотеки . ) образование, летний оздоровительный отдых, здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание; 4) культурные . оздоровительные учреждения стационарного типа; 3) социальная защита и соцобслуживание населения; 4) МФЦ .

. и органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения формируют бюджетную смету, в . и их оздоровления, осуществляемые органами социальной защиты (поддержки) населения в пользу граждан .

. . Согласно рекомендациям Министерства труда и социальной защиты, изложенных в письме от 26 . в рекомендациях Министерства труда и социальной защиты в эту группу также включены .

. , здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта . Наука, образование, здравоохранение, культура, СМИ, социальная защита, занятость населения, физкультура и спорт .

. , здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта .

. и автономных учреждениях в сфере социальной защиты населения, утвержденного правительством Архангельской области .

. образования; обновление кадрового резерва; обеспечение социальной защиты; медицинское страхование; распределение льгот; пенсионное .

. целом гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному .

Понятие системы социального обеспечения и ее структура

В философии системой называют взаимодействие элементов, взаимосвязь которых образует целостное единство. Социальное обеспечение тут идет в соответствии с признаками этой системы. Ведь это образование состоит из множества комплектов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Анализ системы социального обеспечение

Для того чтобы дать компонентный и структурный анализ системы, необходимо определиться с понятием социального обеспечения. Ведь каждая система включает в свой состав внутреннюю организацию, которая показывает нам всю совокупность устойчивых связей объекта, при этом обеспечивая его целостность.

В свое время социальное обеспечение является достаточно сложной структурой, состав которой может изменяться под влиянием ее основы.

Также стоит отметить, что на данный момент есть две структуры: структура общественных отношений и социального обеспечения.

Сутью структуры общественных отношений является построение системы социального обеспечения в России.

Но какие виды отношений тут нужно учесть? По сути своей, социальное обеспечение включает в себя различные виды общественных отношений, например: социальные, политические, экономические и правовые.

Социальное обеспечение в экономическом аспекте

Если рассмотреть отношения по социальному обеспечению, то они будут являться лишь частью распределения экономических отношений. Ведь экономическая категория занимается выражением отношений в создании, распределении, перераспределении, а также в потреблении обществом необходимых частей продукта.

Социальные отношения представляют из себя часть уже имеющихся общественных социальных отношений.

Исходя из этого они связываются с главной задачей людей: обеспечением жизненными средствами и расширением возможностей человека, как производственной силы. В это время институты социального обеспечения ставят в приоритет обеспечить определенные группы людей: пенсионеров, инвалидов, людей потерявших трудоспособность, безработных, многодетных семей, малообеспеченных и другие слои населения. В этом и заключается главная мысль социальных отношений, которые базируются на экономике.

Социальное обеспечение в политическом аспекте

Если же рассматривать политический аспект, то в нем социальное обеспечение занимается отражением целей политики государства в той или иной области.

Ведь все отношения политического характера и отношения социального обеспечения очень тесно связаны с экономическими и социальными отношениями. В данной структуре главными будут являться именно экономические отношения, ведь они осуществляют свою работу через механизмы интересов при этом оказывают значительное влияние на политические отношения. Что же касается политических и социальных отношений, то они проявляются в следующем:

  • Социальные отношения определяют из чего будут состоять политические отношения (что будут в себе содержать), а также в чем будет проявляться их направленность.
  • В политических рамках, в основном, решаются все текущие социальные проблемы, а в роли социальных отношений выступает именно социальная политика.

Социальное обеспечение в правовом аспекте

Не стоит забывать и о правовых отношениях, они являются важнейшим элементом социального обеспечения, как системы общественных отношений.

Значение этих отношений проявляется в достижении целей социального обеспечения. Правовые отношения в своей структуре определяются входящими в нее отношениями, такими как: социальные, экономические и политические.

При этом стоит отметить, что правовое воздействие по социальному обеспечению ограничено взаимоотношениями с экономикой, социальными сферами, политикой и правами. Ведь, как известно, право имеет вторичное отношение к экономике и поэтому в конечном счете оно зависит больше от базиса. Поэтому взаимоотношения экономики и права в первую очередь взаимодействуют с правовыми, и экономическими отношениями.

В системе правовых и идеологических отношений основой являются социальные отношения, которые занимаются развитием и взаимодействием этого процесса. Однако, все это очень посредственно связано с политическими отношениями. И именно поэтому право занимается регуляцией лишь тех процессов, которые получили отражение в политике на данном этапе развития общества.

Правовые и политические отношения в соц обеспечении

В области социального обеспечения тесно связаны между собой правовые и политические отношения. В то время, как правовые средства требуются государству для применения социальной политики. Сама социальная политика в это время занимается использованием правовых норм, как средства для реализации целей, и способствует совершенствованию права.

Структура социального обеспечения

Углубленного разъяснения требует система структуры социального обеспечения. Основываясь на предыдущих тезисах можно сделать вывод, что в эту системы входят денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее, та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение. Все это дает понимание системы социального обеспечения, как системы взаимодействующих и взаимосвязанных денежных потоков, а также субъектов обеспечения, учредительных органов, видов обеспечения и норм правовых актов.

В компоненты этой системы вводят ее основные части – государственная и негосударственная, и подсистемы: управление, финансирование, права и другие. Эти структуры направлены на реализацию прав граждан в социальной сфере. Каждая из вышеперечисленных сфер, образует относительно самостоятельную систему с внутренним составом, и поэтому в результате такого взаимодействия осуществляется функционирование системы в целом.


Целью толкования является правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в формулировку.

Толкование – это сложное, комплексное и многоаспектное явление. Рассмотрим такой аспект толкования, как разъяснение содержания нормы. Под ним понимается деятельность определенных органов, имеющая целью обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Такое толкование дается в форме официального акта. Такие акты издаются в виде разъяснения, рекомендации, письма, обзоров практики. Правом издания таких актов обладают Минтрудсоцзащиты России, ПФР, ФСС России, ФФОМС, Минобороны России и иные организации, осуществляющие социальное обеспечение.

Итак, в содержание осуществления социального обеспечения входит управление социальным обеспечением.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой управление социальным обеспечением?

2. Какие существуют виды администраций?

3. Перечислите признаки исполнительной власти.

5. Что представляет собой нормотворчество? Каковы его стадии?

6. На какие формы подразделяется применение норм права социального обеспечения?

7. Дайте определение правоприменения.

Глава 2
Общее понятие и характеристика государственной системы социального обеспечения

2.1. Общее понятие государственной системы социального обеспечения

При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов (частей), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное единство, целостность[9] 9
От греч. systema – целое, составленное из частей; соединение.

[Закрыть] . Следовательно, государственное социальное обеспечение можно представить в виде некой целостной системы, состоящей из множества элементов или нескольких подсистем (последние тоже могут делиться на части, элементы).

В основу определения системы социального обеспечения и выяснения отдельных ее элементов могут быть заложены различные системообразующие признаки (или критерии): формы организации; круг лиц, подлежащих обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; размеры обеспечения; органы, осуществляющие социальное обеспечение; разновидности социального риска; источники финансирования социального обеспечения и пр. Например, по формам организации структурно государственная система социального обеспечения может быть представлена так:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет бюджетных ассигнований[10] 10
Отдельные авторы, например Е.Е. Мачульская, в качестве самостоятельной формы социального обеспечения выделяют государственную социальную помощь. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М., 2006. С. 17.

В основу такого деления государственной системы социального обеспечения положены такие критерии, как, например, субъектный состав – граждане, получающие соответствующие виды социального обеспечения; органы, их предоставляющие; источники финансирования социального обеспечения – единый социальный налог, страховые взносы, средства государственного или муниципального бюджета и т. д. Наиболее популярна в научной литературе классификация государственной системы социального обеспечения по видам социального обеспечения[11] 11
Каждую подсистему можно рассматривать как относительно самостоятельную систему в рамках общей системы государственного социального обеспечения.

[Закрыть] , которую условно можно представить следующим образом:

– система социальных пособий и социальных компенсационных выплат;

– система социальных услуг (социального обслуживания);

– система социальной медицинской помощи и лечения;

– система государственной социальной помощи;

– система социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы находятся между собой в определенной связи, так как базируются на правовых принципах социального обеспечения и выполняют его общие функции, имеют общий отраслевой метод правового регулирования отношений и т. п.

Все названные системы, несмотря на свой относительно самостоятельный характер, подчинены главной цели – материальному обеспечению определенных законодательством категорий граждан при наступлении соответствующих социальных рисков, установленных законодательством.

2.2. Государственная пенсионная система

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем – это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в зависимости от финансовых источников – страховых платежей и средств государственного бюджета.

На наш взгляд, такое название пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе системы являются государственными, так как все пенсии в рамках этих систем устанавливаются законом. Финансовые средства, направляемые на пенсионное обеспечение граждан, являются государственной собственностью. Гарантом предоставления пенсий по данным системам является государство.

Было бы логичнее именовать пенсионные системы следующим образом:

а) пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования, или страховая пенсионная система;

б) пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных ассигнований, или бюджетная пенсионная система.

Для простоты в дальнейшем мы будем придерживаться этих наименований.

Страховая пенсионная система – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система – система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и др. Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения.

Источники финансовых средств. В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями.

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Различия в нормах предоставления пенсий по двум пенсионным системам зависят и от категории лиц, о чем сказано выше.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, различаются по некоторым критериям. Такими критериями могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты; организационно-правовые формы социального обеспечения; категории лиц, обеспечиваемых пенсиями; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения.

Наличие названных пенсионных систем вовсе не предполагает существование только каких-либо двух конкретных органов, осуществляющих выплаты пенсий. Органы разные, что свидетельствует об отсутствии в стране единой общефедеральной пенсионной системы населения.

2.3. Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат

Основаниями классификации социальных пособий и компенсационных выплат являются:

– целевое назначение (компенсация заработка, дополнение доходов семьи, охрана здоровья матери и ребенка, обеспечение средств к существованию на период отсутствия у кого-либо из членов семьи заработка или иного дохода);

– продолжительность выплаты (единовременные, ежемесячные и периодические пособия);

– финансовые источники (средства ПФР, ФСС России, средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ, субвенции);

– круг субъектов-получателей (пособия для всех и для работающих граждан);

– социально-правовые основания выплаты пособий (временная нетрудоспособность, деторождение, потребность охраны бюджета семьи при неординарных обстоятельствах, бедность);

– порядок определения размера пособий (пособия в размере, соотносимом с заработком родителя или с прожиточным минимумом в регионе; пособия в твердой денежной сумме);

– действие в пространстве (федеральные и региональные пособия);

– органы, предоставляющие пособия (работодатель и индивидуальный предприниматель, органы социальной защиты населения, ПФР и ФСС России, органы службы занятости и миграционной службы, органы субъектов РФ и муниципальных образований, выплачивающие пособия).

В целом структура государственной системы социальных пособий и компенсационных выплат может выглядеть следующим образом:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– единовременное пособие на погребение;

– единовременное пособие при возникновении поствакцинальных осложнений;

– единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека;

– единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком (на период отпуска до достижения им возраста полутора лет);

– ежемесячное пособие на ребенка[13] 13
С 1 января 2005 г. предоставление данного пособия осуществляется правовыми решениями субъектов РФ.

– ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

– единовременные пособия вынужденным переселенцам;

– единовременные пособия беженцам;

– пособия гражданам, проходившим военную службу и уволенным с военной службы;

– единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;

– пособия по безработице;

– единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот;

Наряду с названными социальными пособиями существуют также социальные компенсационные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством, вынужденным переселением, безработицей и пр. Эти выплаты тоже можно представить в виде системы, состоящей из следующих частей:

– ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

– ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска;

– ежемесячные компенсационные выплаты женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

– ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход.

Как видим, обе системы – социальных пособий и социальных компенсационных выплат – неоднородны. И той и другой свойственны те же классифицирующие признаки (критерии), которые присущи пенсионной системе. Хотя они не все и не всегда применимы по отношению к некоторым видам пособий и компенсаций.

Рассмотрим наиболее важные классифицирующие признаки.

С их помощью некоторые пособия могут быть сгруппированы на две относительно самостоятельные подсистемы – пособия в порядке обязательного социального страхования и пособия за счет ассигнований из государственного бюджета. Для ясности мы их назовем соответственно система социально-страховых пособий и система социальных бюджетных пособий.

В основу деления на две системы положены такие критерии, как источники финансирования выплат и круг лиц, подлежащих обеспечению социальными пособиями.

К системе страховых социальных пособий можно отнести следующие виды выплат:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– пособие при рождении ребенка;

– пособие по уходу за ребенком (на период до достижения им возраста полутора лет);

– пособие на погребение.

Большинство перечисленных социальных пособий выплачиваются застрахованным гражданам за счет средств ФСС России.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.


Целью толкования является правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в формулировку.

Толкование – это сложное, комплексное и многоаспектное явление. Рассмотрим такой аспект толкования, как разъяснение содержания нормы. Под ним понимается деятельность определенных органов, имеющая целью обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Такое толкование дается в форме официального акта. Такие акты издаются в виде разъяснения, рекомендации, письма, обзоров практики. Правом издания таких актов обладают Минтрудсоцзащиты России, ПФР, ФСС России, ФФОМС, Минобороны России и иные организации, осуществляющие социальное обеспечение.

Итак, в содержание осуществления социального обеспечения входит управление социальным обеспечением.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой управление социальным обеспечением?

2. Какие существуют виды администраций?

3. Перечислите признаки исполнительной власти.

5. Что представляет собой нормотворчество? Каковы его стадии?

6. На какие формы подразделяется применение норм права социального обеспечения?

7. Дайте определение правоприменения.

Глава 2
Общее понятие и характеристика государственной системы социального обеспечения

2.1. Общее понятие государственной системы социального обеспечения

При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов (частей), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное единство, целостность[9] 9
От греч. systema – целое, составленное из частей; соединение.

[Закрыть] . Следовательно, государственное социальное обеспечение можно представить в виде некой целостной системы, состоящей из множества элементов или нескольких подсистем (последние тоже могут делиться на части, элементы).

В основу определения системы социального обеспечения и выяснения отдельных ее элементов могут быть заложены различные системообразующие признаки (или критерии): формы организации; круг лиц, подлежащих обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; размеры обеспечения; органы, осуществляющие социальное обеспечение; разновидности социального риска; источники финансирования социального обеспечения и пр. Например, по формам организации структурно государственная система социального обеспечения может быть представлена так:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет бюджетных ассигнований[10] 10
Отдельные авторы, например Е.Е. Мачульская, в качестве самостоятельной формы социального обеспечения выделяют государственную социальную помощь. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М., 2006. С. 17.

В основу такого деления государственной системы социального обеспечения положены такие критерии, как, например, субъектный состав – граждане, получающие соответствующие виды социального обеспечения; органы, их предоставляющие; источники финансирования социального обеспечения – единый социальный налог, страховые взносы, средства государственного или муниципального бюджета и т. д. Наиболее популярна в научной литературе классификация государственной системы социального обеспечения по видам социального обеспечения[11] 11
Каждую подсистему можно рассматривать как относительно самостоятельную систему в рамках общей системы государственного социального обеспечения.

[Закрыть] , которую условно можно представить следующим образом:

– система социальных пособий и социальных компенсационных выплат;

– система социальных услуг (социального обслуживания);

– система социальной медицинской помощи и лечения;

– система государственной социальной помощи;

– система социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы находятся между собой в определенной связи, так как базируются на правовых принципах социального обеспечения и выполняют его общие функции, имеют общий отраслевой метод правового регулирования отношений и т. п.

Все названные системы, несмотря на свой относительно самостоятельный характер, подчинены главной цели – материальному обеспечению определенных законодательством категорий граждан при наступлении соответствующих социальных рисков, установленных законодательством.

2.2. Государственная пенсионная система

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем – это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в зависимости от финансовых источников – страховых платежей и средств государственного бюджета.

На наш взгляд, такое название пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе системы являются государственными, так как все пенсии в рамках этих систем устанавливаются законом. Финансовые средства, направляемые на пенсионное обеспечение граждан, являются государственной собственностью. Гарантом предоставления пенсий по данным системам является государство.

Было бы логичнее именовать пенсионные системы следующим образом:

а) пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования, или страховая пенсионная система;

б) пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных ассигнований, или бюджетная пенсионная система.

Для простоты в дальнейшем мы будем придерживаться этих наименований.

Страховая пенсионная система – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система – система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и др. Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения.

Источники финансовых средств. В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями.

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Различия в нормах предоставления пенсий по двум пенсионным системам зависят и от категории лиц, о чем сказано выше.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, различаются по некоторым критериям. Такими критериями могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты; организационно-правовые формы социального обеспечения; категории лиц, обеспечиваемых пенсиями; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения.

Наличие названных пенсионных систем вовсе не предполагает существование только каких-либо двух конкретных органов, осуществляющих выплаты пенсий. Органы разные, что свидетельствует об отсутствии в стране единой общефедеральной пенсионной системы населения.

2.3. Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат

Основаниями классификации социальных пособий и компенсационных выплат являются:

– целевое назначение (компенсация заработка, дополнение доходов семьи, охрана здоровья матери и ребенка, обеспечение средств к существованию на период отсутствия у кого-либо из членов семьи заработка или иного дохода);

– продолжительность выплаты (единовременные, ежемесячные и периодические пособия);

– финансовые источники (средства ПФР, ФСС России, средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ, субвенции);

– круг субъектов-получателей (пособия для всех и для работающих граждан);

– социально-правовые основания выплаты пособий (временная нетрудоспособность, деторождение, потребность охраны бюджета семьи при неординарных обстоятельствах, бедность);

– порядок определения размера пособий (пособия в размере, соотносимом с заработком родителя или с прожиточным минимумом в регионе; пособия в твердой денежной сумме);

– действие в пространстве (федеральные и региональные пособия);

– органы, предоставляющие пособия (работодатель и индивидуальный предприниматель, органы социальной защиты населения, ПФР и ФСС России, органы службы занятости и миграционной службы, органы субъектов РФ и муниципальных образований, выплачивающие пособия).

В целом структура государственной системы социальных пособий и компенсационных выплат может выглядеть следующим образом:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– единовременное пособие на погребение;

– единовременное пособие при возникновении поствакцинальных осложнений;

– единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека;

– единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком (на период отпуска до достижения им возраста полутора лет);

– ежемесячное пособие на ребенка[13] 13
С 1 января 2005 г. предоставление данного пособия осуществляется правовыми решениями субъектов РФ.

– ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

– единовременные пособия вынужденным переселенцам;

– единовременные пособия беженцам;

– пособия гражданам, проходившим военную службу и уволенным с военной службы;

– единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;

– пособия по безработице;

– единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот;

Наряду с названными социальными пособиями существуют также социальные компенсационные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством, вынужденным переселением, безработицей и пр. Эти выплаты тоже можно представить в виде системы, состоящей из следующих частей:

– ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

– ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска;

– ежемесячные компенсационные выплаты женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

– ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход.

Как видим, обе системы – социальных пособий и социальных компенсационных выплат – неоднородны. И той и другой свойственны те же классифицирующие признаки (критерии), которые присущи пенсионной системе. Хотя они не все и не всегда применимы по отношению к некоторым видам пособий и компенсаций.

Рассмотрим наиболее важные классифицирующие признаки.

С их помощью некоторые пособия могут быть сгруппированы на две относительно самостоятельные подсистемы – пособия в порядке обязательного социального страхования и пособия за счет ассигнований из государственного бюджета. Для ясности мы их назовем соответственно система социально-страховых пособий и система социальных бюджетных пособий.

В основу деления на две системы положены такие критерии, как источники финансирования выплат и круг лиц, подлежащих обеспечению социальными пособиями.

К системе страховых социальных пособий можно отнести следующие виды выплат:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– пособие при рождении ребенка;

– пособие по уходу за ребенком (на период до достижения им возраста полутора лет);

– пособие на погребение.

Большинство перечисленных социальных пособий выплачиваются застрахованным гражданам за счет средств ФСС России.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: