Участие вс рф в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности россии

Обновлено: 25.06.2024

В основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов входит участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями.

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооружённые Силы Российской Федерации должны обеспечивать надёжную защиту страны. Одновременно Вооружённые Силы должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и во взаимодействии с международными организациями.

В Военной доктрине Российской Федерации (2010), указывается, что в задачи военно-политического сотрудничества Российской Федерации входит развитие отношений с международными организациями по предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в различных регионах, в том числе с участием российских воинских контингентов в миротворческих операциях.

Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингента в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время Вооружённые Силы руководством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооружённых Сил по поддержанию мира.

В последние годы военнослужащие из миротворческих подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в нескольких регионах, в том числе в Сьерра-Леоне, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Абхазии и Южной Осетии. Например, на территории Абхазии российские миротворцы проводили разминирование территории, восстанавливали объекты жизнеобеспечения населения, проверяли техническое состояние железной дороги, а также ремонтировали автомобильные дороги. Российские медики-миротворцы оказывали неоднократную существенную помощь представителям местного населения.

В настоящее время воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации принимают участие в миротворческих операциях ООН в Либерии и Бурунди.

В целях подготовки военнослужащих Российской армии к участию в операциях по поддержанию международного мира и безопасности сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада. Её бойцы могут входить в состав миротворческих контингентов по решению Президента Российской Федерации и в интересах Содружества Независимых Государств, ООН, ОБСЕ, Совета Россия-НАТО и, при необходимости, Шанхайской организации сотрудничества.

Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производится за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.

Международная деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации включает в себя также проведение совместных учений, дружественные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимания.

В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединённых Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г.. Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.

Государствами — участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определён порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

При выполнении задач на территориях стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооружённых Силах Российской Федерации.

В маневрах было задействовано более 200 танков, более 100 единиц самолетов и вертолетов и более 12 тыс. военнослужащих. С российской стороны приняли участие подразделения и части Московского военного округа. Балтийского флота, командование ВВС и ПВО. С белорусской стороны были задействованы как военнослужащие, так и сотрудники других силовых ведомств.

По сценарию учений, на Белоруссию нападал некий условный противник, а Россия помогала отразить нападение.

  1. Благодаря своему участию в миротворческих операциях Российская Федерация способствует предотвращению кризисных ситуаций на стадии их зарождения.
  2. В Российской Федерации сформирован специальный воинский контингент миротворцев.
  3. Международная деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации включает мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимания.
  1. Каковы значение и роль международной деятельности Вооружённых Сил России?
  2. Какая существует правовая база для проведения миротворческой деятельности Вооружённых Сил России?

Дополнительные материалы к § 26

Использование российских миротворцев

Воинский контингент российских миротворцев в зону конфликта в Южной Осетии был введён 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Российской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек.

В августе 2008 г. российские миротворцы участвовали в отражении незаконного вторжения на территорию Южной Осетии вооружённых сил Грузии.

Вторжение на территорию Южной Осетии началось утром 9 августа. По местам дислокации наших миротворцев были нанесены прицельные бомбовые авиаудары. На улицы административного центра Южной Осетии - города Цхинвал - ворвались грузинские танки и мотопехота. Силами российских миротворцев и югоосетинских частей было отражено несколько атак агрессора.

В этот же день было принято решение об оказании помощи миротворцам и гражданам России, проживающим в Южной Осетии, которые подвергались фактическому уничтожению. Силы и средства российских миротворцев были усилены. Миротворческая группировка российских войск провела операцию по пресечению агрессии Грузии против Южной Осетии. Поставленная задача - обеспечить мир в этом регионе — была успешно выполнена.

Российская Федерация несёт особую ответственность за сохранение безопасности на пространстве СНГ. В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооружённых Сил Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более б тыс. человек. Российские миротворцы также принимали участие на основании соответствующего соглашения в мирном урегулировании вооружённого конфликта на территории Приднестровской Молдавской республики.

С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьёзное вооружённое противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Российские миротворцы находились в Косово до 1 августа 2003 г. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия).

В африканской республике Сьерра-Леоне в 2000-2005 гг. находился российский миротворческий контингент для авиационного обеспечения миссии ООН. Численность контингента составляла 115 человек.

Урок ОБЖ. Миротворческая деятельность ВС РФ.

ЦЕЛЬ : Изучить с учащимися назначение и задачи миротворческой деятельности ВС РФ.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ : Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ .

ВРЕМЯ : 45 минут.

МЕСТО : Кабинет ОБЖ.

Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной реформы и реформированием Вооруженных Сил.

Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов в РФ отдается предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. В то же время учитывается, что неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной для обороны военной силы.

В этой связи важнейшей задачей ВС является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной военной угрозы.

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту страны. Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечивать осуществление РФ миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России определяют также необходимость участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на стадии их зарождения.

Вооруженные Силы рассматриваются как фактор сдерживания, крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам страны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Вооруженных Сил по поддержанию мира за пределами страны.

С 1945 г. до начала 2010 г. по официальным данным Департамента миротворческих операций ООН в мире было проведено 64 операции по мандатам ООН. Из них 77000 составляли военные (в том числе военные наблюдатели), 11000 полицейский персонал, 5000 международный гражданский персонал, 15000 местный гражданский персонал и 2000 – добровольцы.

Военная операция – участие Вооружённых Cил Российской Федерации в боевых действиях на стороне правительственных войск и проправительственных военизированных формирований за пределами РФ.

Всего до апреля 2002г. одна тысяча военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в двух регионах – Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии.

Воинский контингент в зону конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова был введен 23 июня 1992г. на основании Соглашения между Республикой Молдова и Российской Федерацией о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Общая численность миротворческого контингента составляла около 500 человек. 20 марта 1998г. в Одессе прошли переговоры по урегулированию приднестровского конфликта при участии российской, украинской, молдавской и приднестровской делегаций.

Воинский контингент в зону конфликта в Южной Осетии (Грузия) был введен 9 июля 1992г. на основании Дагомысского соглашения между Российской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек.

В зону конфликта в Абхазии воинский контингент был введен 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединении сил. Общая численность данного контингента составляла около 1600 человек.

В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ в соответствии с Договором между Российской федерацией и Республикой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более 6 тыс. человек (вклейка, фото 36).

С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьезное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).

Комплектование органов управления, воинских частей и подразделений специального воинского контингента осуществляется на добровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.

В период прохождения службы в составе специального воинского контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безопасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992г.

Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольствия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ.

Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подготовки и обучения и утверждены программы подготовки всех категорий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

Международная деятельность Вооруженных Сил РФ включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и другие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаимопонимание.

К началу 2018 года стало понятно, что коалиция сил, ведомая Россией (Сирия, Иран и разнообразные местные ополчения), в общем уже близка к выполнению своих главных военно-стратегических задач. Этот военный успех привёл к достижению политических преимуществ и установлению политического соглашения на российских условиях. В дополнение к этому, Турция и Саудовская Аравия убедились в бесперспективности участия в войне спонсируемых ими группировок, а США были вынуждены забыть о своем намерении сменить власть президента Башара Асада.

Боевые действия российской армии в Сирии были активно использованы как полигон для испытания новых боевых платформ и систем вооружений. Благодаря частым ротациям, сирийская операция оказала огромное влияние на повышение опытности личного состава российских вооруженных сил.

Полные данные о силах, привлекаемых для ведения боевых действий в Сирии, руководством ВС РФ не раскрываются.

28 декабря 2017 года президент России Владимир Путин сообщил, что за всё время проведения военной операции в ней приняло участие более 48 тысяч солдат и офицеров. Это представители практически всех воинских профессий: лётчики и моряки, военнослужащие спецподразделений и военной полиции, сапёры, разведчики, связисты, специалисты медицинской службы и тылового обеспечения, офицеры органов управления и военные советники.

Возможно сформулировать следующие перспективные направления реформирования российского миротворчества:

-Формирование механизма консультаций в составе квинтета Россия–США–НАТО–ЕС–ООН при возникновении конфликтных ситуаций и необходимости реагирования в евразийском регионе.

-Создание евразийского Координационного совета региональных международных организаций в составе НАТО, ЕС, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ с участием ООН для согласования распределения функций и ответственности между организациями в решении кризисных проблем международной безопасности.

-Инициирование Россией как членом СБ ООН формулирования мандата СБ ООН для ОДКБ на стабилизацию ситуации на афгано-таджикской и афгано-узбекской границе и к северу от нее, при соотнесении параметров этого мандата с уже существующими резолюциями, закрепляющими за НАТО координацию действий международной коалиции к югу от этой границы на афганской территории.

-Гораздо более тесное и масштабное сотрудничество России с евроатлантическим сообществом в проведении на основе общего мандата СБ ООН реконструкции в Афганистане (со своей территории и с территории стран Центральной Азии, без направления российских контингентов в состав коалиции в самом Афганистане).

-Разработка и принятие комплекса соглашений по совместному кризисному реагированию Москва–Брюссель плюс, которые, развивая опыт взаимодействия ЕС с НАТО по соглашениям Берлин-плюс, закрепили бы принципы и механизмы взаимодействия России и НАТО (с элементами взаимодействия ОДКБ–НАТО) в ходе возможных совместных действий в кризисных ситуациях и совместных операциях по поддержанию и установлению мира.

-Взаимная координация программ подготовки, а затем и собственно совместная подготовка военных миротворцев в рамках специальных контингентов России и НАТО, предназначенных для оперативного взаимодействия в ходе совместных операций Россия–НАТО в конфликтных регионах.

-В целях отработки политического взаимодействия и оперативной совместимости российских и западных военных расширение практики направления российских контингентов (смешанных многофункциональных бригад) в состав международных сил по поддержанию или установлению мира по мандатам ООН в разных регионах, включая африканский континент, в перспективе Ближний Восток, иные регионы.

Задание для самостоятельной подготовки:

1. Правовая база проведения миротворческой деятельности ВС РФ.
2. Статус военнослужащего контингента миротворческих сил РФ.

Под влиянием происшедших на международной арене кардинальных перемен в мире сложилась геополитическая обстановка, характеризующаяся значительным снижением угрозы развязывания крупномасштабных войн. В то же время локальная напряженность в отдельных регионах мира возросла. Более высокой стала вероятность перерастания кризисных ситуаций в открытые вооруженные конфликты на Африканском континенте, Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и др.

Новые угрозы и вызовы последнего десятилетия XX–начала XXI века заставили пересмотреть и дополнить многие концепции применения сил и средств силовых структур государств в кризисных ситуациях, включая реагирование на военно-политические кризисы и урегулирование военных конфликтов. Свидетельством этого является все более широкое использование в подобных ситуациях международных и национальных воинских контингентов по поддержанию мира.

Под миротворческой деятельностью в международном праве понимают действия государств по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, предпринимаемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), региональными органами (в рамках региональных соглашений, либо на основании двусторонних и многосторонних международных договоров) и не являющиеся (согласно Уставу ООН) принудительными.

В качестве возможных целей миротворческой деятельности вооруженных сил при этом могут выступать:

принуждение одной или нескольких противоборствующих сторон к прекращению насильственных действий, заключению мирного соглашения между собой или с действующим правительством;

защита территории и (или) населения от агрессии;

изоляция территории или группы людей и ограничение их контактов с внешним миром;

наблюдение (слежение, мониторинг) за развитием ситуации, сбор, обработка и доведение информации;

обеспечение или оказание помощи в обеспечении основных нужд сторон, вовлеченных в конфликт.

Выделяются пять основных типов миротворческой деятельности: превентивная дипломатия; установление мира; способствование миру; поддержание мира; принуждение к миру.

Превентивная дипломатия — это действия, направленные на ослабление напряженности до того, как она перерастет в конфликт, или, если конфликт начался, принятие незамедлительных мер по его сдерживанию и устранению причин, лежащих в его основе. В деятельности по превентивной дипломатии могут участвовать и вооруженные силы. Эта концепция предусматривает возможность превентивного развертывания сил ООН и в ряде случаев создание демилитаризованных зон.

Установление мира предполагает действия, способствующие восстановлению национальных институтов и инфраструктуры, разрушенных в ходе гражданской войны, или созданию взаимовыгодных связей между странами, которые участвовали в войне, с целью избежать возобновления конфликта.

Способствование миру — это процесс урегулирования разногласий и разрешения проблем, которые ведут к конфликту, главным образом путем дипломатии, посреднической деятельности, переговоров или других форм мирного урегулирования.

Поддержание мира предполагает ведение небоевых военных операций (кроме случаев, когда необходима самооборона), которые предпринимаются с согласия воюющих сторон внешними силами и предназначены для контроля и содействия заключению перемирия. Такие операции способствуют дипломатическим усилиям по урегулированию разногласий политическими средствами.

Принуждение к миру является формой боевого вооруженного вмешательства или его физической угрозы. Оно может проводиться с целью заставить участников конфликта согласиться с международными санкциям и (или) резолюциями.

Миротворческие операции в целом — это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению.

Основными задачами, выполнение которых в рамках миротворческих операций может быть поручено контингентам вооруженных сил, являются: наблюдение и контроль за соблюдением условий перемирия и прекращения огня; превентивный ввод войск в район потенциального конфликта; разведение сил противоборствующих сторон и контроль за соблюдением условий перемирия; поддержание и восстановление порядка и стабильности; охрана гуманитарной помощи и т. д.

Историю участия военнослужащих нашей страны в миротворческих операциях можно исчислять с 1973 г., когда группа офицеров была включена в качестве наблюдателей в состав Чрезвычайных сил ООН на Синайском полуострове (направление в миссии ООН военных наблюдателей и сегодня является важным аспектом участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности).

Позже принципы использования российских миротворцев за рубежом были прописаны в Военной доктрине Российской Федерации и Концепции внешней политики Российской Федерации.

В разные годы российские военнослужащие привлекались к миротворческим миссиям как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья (на территории Анголы, Демократической Республики Конго, Сьерра-Леоне, Бурунди, Судана, Чада и других стран).

Ярким примером выполнения миротворцами своих функций в зоне вооруженного конфликта может служить опыт действий российского миротворческого контингента на территории бывшей Югославии (в частности, в Боснии и Герцеговине).

Далее последовала вторая миротворческая операция — по восстановлению доверия. Активное участие в ней принял российский воинский контингент — 629-й отдельный пехотный батальон. В течение двух лет он находился в г. Сараево.

Следующим крупным актом российского миротворчества в международном масштабе стало участие российских подразделений в миротворческой операции многонациональных сил в Боснии и Герцеговине. Для участия в операции многонациональных сил в зону конфликта была введена отдельная воздушно-десантная бригада миротворческих сил с оперативной группой. Основными задачами контингента являлись предотвращение возобновления военных действий, обеспечение безопасной обстановки и осуществление поддержки международных организаций при реализации гражданских положений Дейтонского соглашения.

Российский воинский контингент обеспечивал безопасность в Косово с июля 1999 по август 2003 года. Выполнение задач осуществлялось стандартными для миротворческих операций способами: несением службы в базовых районах и на постах контроля и наблюдения, патрулированием маршрутов в зоне ответственности, ведением разведки, проверкой объектов.

Учитывая сложившуюся обстановку на территории бывшей Югославии и общее сокращение многонациональных сил в регионе, а также переход миротворческих операций из военной фазы к полицейской и расширение деятельности международных гражданских организаций, военно-политическое руководство России решило завершить участие российских воинских контингентов в международном присутствии по безопасности в Косово и миротворческой операции в Боснии и Герцеговине. Российские воинские контингенты в июне-августе 2003 года были выведены на территорию Российской Федерации.

Россия стала фактически единственным государством СНГ, добровольно взявшим на себя сложные миротворческие функции, осуществляя не только разъединение сторон, но и стабилизацию обстановки в районах конфликтов на территории бывшего СССР.

В период с 15 октября 1993 по 1 сентября 2000 года под эгидой СНГ Коллективными миротворческими силами проводилась миротворческая операция на территории Таджикистана. Главным ее результатом стало прекращение боевых действий и создание условий для достижения мирных договоренностей между правительством и объединенной таджикской оппозицией. Действия российских миротворцев способствовали заключению межтаджикского соглашения от 27 июня 1997 года, сыгравшего ключевую роль в дальнейшем урегулировании конфликта.

Эта операция стала первой миротворческой операцией России на территории СНГ. Практически все вопросы ее подготовки и проведения приходилось решать в очень короткие сроки. Отсутствие необходимой нормативно-правовой базы существенно затрудняло процесс подготовки и проведения операции. Другой ее особенностью явилось то, что подразделения миротворческих сил в случае необходимости прибегали к поддержке пограничных войск России в Таджикистане. Операция проводилась в условиях отсутствия прямого противостояния конфликтующих сторон и назначения зоны разъединения (буферной зоны). Серьезные трудности при выполнении миротворцами задач создавала таджикская оппозиция, действовавшая в течение всего конфликта как из-за границы Таджикистана, так и внутри государства. Но, несмотря на это, операция была успешно завершена.

Приднестровская Республика Молдова является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не во-
зобновлялись.

В июле 1992 года на основании грузино-российского Дагомысского соглашения и распоряжения Правительства Российской Федерации российский воинский контингент в составе Смешанных сил по поддержанию мира был введен в зону грузино-южноосетинского конфликта для контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля.

Миротворческим силам удалось довольно быстро ликвидировать вооруженное противостояние и добиться свободного перемещения людей по всей территории, активизации торговли и хозяйственной деятельности.

23 июня 1994 года для выполнения соглашения о прекращении огня и разъединения противоборствующих сторон решением Совета глав государств СНГ в зону грузино-абхазского конфликта были введены Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ). Российский воинский контингент входил их в состав. За время выполнения им миротворческих задач в зоне вооруженного конфликта проделана большая работа по недопущению его эскалации, частичному разминированию местности, оказанию помощи местному населению в налаживании жизни и быта после окончания боевых действий.

С 10 ноября 2020 года в соответствии с трехсторонними договоренностями российским воинским контингентом успешно проводится миротворческая операция на территории Нагорного Карабаха. В кратчайшие сроки группировка российских войск развернута в назначенных районах и приступила к выполнению задач на 23-х наблюдательных постах.

В настоящее время российские военнослужащие входят в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Он сформирован в октябре 2007 года и предназначен, прежде всего, для участия в операциях по поддержанию мира на территориях государств-членов ОДКБ (по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ), а также за пределами этих государств (на основании мандата, выдаваемого Советом Безопасности ООН).

Ежегодно 25 ноября в Вооруженных Силах РФ отмечается День российского военного миротворца. Он установлен указом Президента России от 1 августа 2016 года.

Российские миротворцы в Косово, 1999 год Сергей Метелица/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 ноября 2020 года президент РФ Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян подписали совместное заявление о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне конфликта вокруг Нагорного Карабаха с 00:00 мск 10 ноября 2020 года. В частности, достигнута договоренность о размещении в регионе российских миротворцев. Ведется переброска из РФ в зону конфликта миротворческого контингента (1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 единиц другой техники).

ТАСС подготовил материал о российском военном миротворчестве.

После распада СССР Российская Федерация на правах государства-правопреемника продолжила участие в миссиях Организации Объединенных Наций (ООН) по поддержанию мира. На момент распада СССР представители России находились в составе групп военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке (Египет, Израиль, Сирия, Ливан, граница Ирака и Кувейта), в Западной Сахаре, Камбодже и Югославии. Кроме того, РФ включилась в миротворческий процесс на территории Содружества Независимых Государств (СНГ).

С 1992 года российские военнослужащие входят в Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ, с 2007 года - в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В настоящее время россияне участвуют в миротворческих миссиях ООН преимущественно в роли военных наблюдателей и полицейских (последние - от МВД РФ). По состоянию на конец августа 2020 года в состав миротворческих сил ООН входили 70 россиян: 26 военных наблюдателей, 25 участников полицейских миссий и 19 штабных офицеров. Россия занимала 70-е место из 120 по общему вкладу в состав сил (с учетом предоставленных полицейских). В 2020 году военнослужащие и полицейские из РФ участвуют в девяти миротворческих миссиях ООН: на Ближнем Востоке, в Южном Судане, ЦАР, Западной Сахаре, ДР Конго, Судане, Косово, Колумбии и на Кипре.

Законодательная база

Создание миротворческих контингентов РФ, принципы их применения и порядок использования определяет подписанный президентом РФ Борисом Ельциным 23 июня 1995 года закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" (последние изменения внесены 4 июня 2014 года). Принципы использования российских миротворцев за рубежом прописаны в Военной доктрине РФ и Концепции внешней политики РФ.

Миротворцы в Югославии

В 1992-1995 годах более 1 тыс. российских миротворцев представляли ВС РФ в составе миротворческих сил ООН на территории бывшей Югославии, где шла гражданская война. В 1995-1997 годах российский 629-й отдельный батальон ООН принимал участие в миротворческой операции в Сараеве. В ноябре 1995 года была сформирована российская отдельная воздушно-десантная бригада миротворческих сил в Боснии и Герцеговине численностью 1340 человек, которая в составе международных сил под руководством НАТО участвовала в прекращении вооруженного конфликта в бывших югославских республиках. 25 июня 1999 года по решению Совета Федерации РФ в Косово и Метохию были направлены 3600 российских миротворцев (выведены 24 июля 2003 года).

Миротворцы в бывшем СССР

9 июля 1992 года в зону грузино-югоосетинского конфликта были введены смешанные российско-грузинско-североосетинские миротворческие силы, что привело к прекращению боевых действий. Миссия продлилась вплоть до вторжения Грузии в Южную Осетию в 2008 году.

21 июля 1992 года РФ и Молдавия подписали соглашение об урегулировании вооруженного конфликта в Приднестровье. В соответствии с документом в зону конфликта были введены шесть батальонов российских миротворцев (не входили в состав дислоцированной в Приднестровье российской 14-й гвардейской армии). После 1996 года число миротворцев сокращалось. В составе контингента находится 441 военнослужащий РФ.

24 сентября 1993 года по решению Совета глав государств СНГ были созданы коалиционные миротворческие силы СНГ, задачей которых стала нормализация обстановки в Таджикистане, где шла гражданская война. Вошедшая в состав сил 201-я мотострелковая дивизия ВС РФ численностью около 6000 человек развернула миротворческую деятельность на таджикско-афганской границе. По договору, заключенному между РФ и Таджикистаном в 1999 году, на основе дивизии в 2004 году создана российская военная база (в настоящее время численность личного состава превышает 6000 человек).

13 июня 1994 года по решению Совета глав государств СНГ более 1800 российских миротворцев были введены в зону грузино-абхазского конфликта. Контингент стабилизировал обстановку в Абхазии. Миссия продлилась вплоть до октября 2008 года.

Миротворцы в Африке

В 1995-1996 годах российские военные вертолетчики входили в состав персонала Контрольной миссии ООН в Анголе, где продолжалась гражданская война. С июня 2000 года по сентябрь 2005 года в Сьерра-Леоне более 100 российских военных летчиков занимались авиационным обеспечением миссии ООН.

С июня 2004 года по декабрь 2006 года военнослужащие ВС РФ участвовали в операции ООН по поддержанию мира в Бурунди. С апреля 2006 года по март 2012 года в состав миротворческих сил ООН в Судане и Южном Судане входила российская авиационная группа численностью порядка 120 человек с четырьмя вертолетами Ми-8.

С сентября 2008 года по декабрь 2010 года воинское формирование ВС РФ численностью до 100 военнослужащих участвовало в операции Евросоюза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР.

В разные годы российские офицеры входили в группы военных наблюдателей ООН в Руанде, Грузии, Гватемале, Сьерра-Леоне, Восточном Тиморе, ДР Конго и других странах. В отличие от участников воинских контингентов ООН, военные наблюдатели ООН не имеют оружия, но при этом пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью.

Подготовка миротворцев

Подготовка офицеров-миротворцев для участия в операциях ООН началась в СССР в 1974 году на Высших офицерских орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменных курсах "Выстрел" им. Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова (Солнечногорск, Московская область; курсы расформированы в 2009 году). С 2005 года военнослужащих ВС РФ готовят к участию в миротворческих операциях в 15-й отдельной гвардейской мотострелковой миротворческой бригаде Центрального военного округа (поселок Рощинское, Самарская область).

Читайте также: