Что понимается под системой обеспечения национальной безопасности

Обновлено: 04.07.2024

Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Безопасность государства включает в себя также укрепление экономического, политического, научно-технического, оборонного и т.п. потенциала и целенаправленную деятельность по обеспечению поступательного развития государства; безопасность общества в широком смысле тождественна безопасности страны, а в узком значении — безопасности гражданского общества и его институтов. Правоохранительный аспект безопасности общества предусматривает устранение угроз, с которыми сталкивается общество в целом и его отдельные субъекты (группы населения, индивиды): безопасность личности подразумевает как защиту конкретного человека, гражданина от противоправных насильственных посягательств, так и защиту неопределенного круга лиц от таких посягательств, а также от угроз природного и техногенного характера.

Система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства содержится в упомянутой Концепции национальной безопасности. В ней также сформулированы важнейшие направления государственной политики в этой области.

1. Концепция характеризует Россию как часть мирового сообщества, определяет ее место в деле укрепления экономических и политических позиций значительного числа государств, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. В перспективе отмечаются более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера.

2. Концепция содержит определение национальных интересов России, которые представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в самых разных областях: экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. Именно эти интересы определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в укреплении демократии и ее институтов, в создании правового и социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.

3. Концепция формулирует широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности, подчеркивая, что объяснение причин их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.

Что касается такой важной сферы, как экономика, угрозы национальной безопасности имеют здесь комплексный характер и обусловлены сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной и инновационной активности и научно- технического потенциала (сокращением исследований на стратегически важных направлениях науки, оттоком за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности), что в итоге может привести к утрате Россией передовых позиций в мире, усилением внешней технологической зависимости и как результат подрывом обороноспособности страны. Тенденции к преобладанию в экспорте топливно-сырьевой и энергетической составляющих давно вызывают опасения специалистов. Они наряду с другими негативными процессами в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России, к социальной дифференциации общества, что угрожает федеративному устройству и социально- экономическому укладу России.

Как известно, соблюдение верховенства Конституции РФ, федеральных правовых норм над нормами субъектов Федерации является одним из принципов конституционного строя. Размывание единого правового пространства вследствие несоблюдения этих принципов, просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в военной и правоохранительной областях, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социально-духовной сфере способствуют росту преступности и коррупции. Борьба с этими негативными проявлениями имеет не только правовой, но и политический характер, поскольку сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и т.д. представляют серьезную угрозу национальной безопасности. В Концепции особо подчеркивается, что масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. При этом степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство увеличивается за счет многих факторов, в числе которых: отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и др.

4. В Концепции определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности. Важнейшими среди них являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности России; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации этих угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, безопасности ее пограничного пространства; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства России, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями и т.д.

5. В Концепции также определены основные направления обеспечения национальной безопасности в экономической, политической, социально-духовной, экологической, информационной и военной областях. Осуществление конституционного принципа полновластия народа требует согласованного взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти, единства судебной системы. Особое внимание в Концепции уделяется основным направлениям защиты конституционного строя:

Каждому государству так или иначе угрожает множество самых разных опасностей. Они могут исходить от других представителей мирового сообщества (в настоящее время такое происходит неявно), террористов или из-за внутренних экстремистских движений. Каждая страна по-своему обеспечивает защиту интересов страны в целом и каждого индивидуума в частности.


Что это

Национальная безопасность – возможность государства решать задачи, которые требуются для самосохранения, самовосстановления и улучшения с минимальной вероятностью получить ущерб. Второе определение термина – комплекс всех взглядов на задачи и разработанную стратегию для защиты от самых разных угроз. При этом учитываются все имеющиеся возможности и ресурсы страны.

Специалист в сфере политологии Косолапов Н.А. говорит, что нацбезопасность – длительная возможность поддерживать стабильность и уверенно защищаться от существующих угроз.


В Конституции Российской Федерации и различных указах Президента написано, что нацбезопасность – состояние защищенности страны, социума и каждого индивидуума от всевозможных угроз. При этом особое внимание уделяется сохранности всех прав и свобод граждан и поддержание достойного уровня жизни.

Выделяется несколько видов национальной безопасности, зависящих от той сферы, в которую направлены силы:

  • Общественная – защита социума и его представителей для сохранности и поддержания стабильности.
  • Военная – защита всех представителей государства от опасностей, связанных с использованием военной силы или при угрозе их применения.
  • Политическая – сохранение конституционных основ и работы всех государственных структур.
  • Экономическая включает себя кроме защиты также обеспечение активного развития и независимости от государств-соперников.
  • Информационная – сохранение в целостности информационного пространства с параллельным его развитием.
  • Экологическая включает в себя предотвращение и ликвидацию возможных последствий от природных действий на экологию.


Структура

В состав нацбезопасности входят следующие части:

  • Государственная – оборона страны от различных опасностей.
  • Общественная касается оберегания социума и отдельных граждан.
  • Техногенная.
  • Экологическая.
  • Энергетическая.
  • Личности.
  • Информационная.
  • Гражданская.


Обеспечение нацбезопасноти – совокупность различных действий, цель которых – обеспечить нормальную жизнь и деятельность страны, а также предотвращение всевозможных опасностей. Данный термин включает в себя:

  • Создание и развитие комфортного финансового состояния жителей относительно друг друга.
  • Защита государства и общества.
  • Оборона государственных границ, а также политического и финансового суверенитета.
  • Борьба с преступностью.

Уровни системы

Система нацбезопасности в Российской Федерации состоит из пяти уровней, которые взаимодействуют друг с другом по строгой иерархии. Национальная безопасность может быть направлена на:

  • Государство в целом.
  • Отдельные регионы страны.
  • Конкретные субъекты.
  • Отдельные подсистемы.
  • Составляющие подсистемы


В управленческой системе имеется четыре уровня:

  • Включает в себя главу государства, совет нацбезопасности, правительство и госдуму.
  • Главы регионов.
  • Главы отдельных субъектов.
  • Должностные лица, обязанностью которых является работа в данной сфере.

Угрозы

Все опасности делятся на три вида:

  1. Внешние:
    • Размещение военнослужащих (людей и техники) рядом с государственными границами РФ и союзников.
    • Наличие претензии r целостности границы и возможные сепаратистские настроения.
    • Действия, направленные на внутреннюю политику со стороны представителей мирового сообщества.
    • Провокации с использованием военного вооружения и техники как рядом с границей, так и внутри иных стран (при наличии в них объектов, являющихся частью России).
    • Мероприятия, лишающие возможность РФ получить доступ к важным коммуникациям.
  2. Внутренние:
    • Изменение политического строя путем внешнего вмешательства.
    • Действия, направленные на изменение функционирования государственных органов и структур.
    • Поддержка незаконных вооруженных формирований.
    • Распространение вооружения внутри госграниц.
    • Создание системы организованной преступности.
  3. Трансграничные:
    • Подготовка боевых групп в других странах для последующей и транспортировки в Российскую Федерацию.
    • Мероприятия, направленные на поддержку экстремистских банд.
    • Организованная преступность, касающаяся интересов нескольких государств.
    • Информационная война.
    • Международный терроризм.

Вызовы и риски международной политики

Данная угроза в последнее время является наиболее актуальной в связи с активной деятельностью Российской Федерации на международной арене. Из-за этого все чаще наблюдаются различные провокации в тех странах, где действуют на законных основаниях российские военнослужащие. Также корпорации РФ встречают большое количество препятствий на пути развития различных стран.

Биотерроризм

Данный тип опасности остается актуальным в связи с возможным нанесением ущерба людям, продовольственным или природным ресурсам, а также взятием данных ресурсов под свой контроль. Биотерроризм можно разделить на следующие типы:

  • Экономический.
  • Продовольственный.
  • Природный.
  • Генетический.


Обеспечение

Для обеспечения нацбезопасности применяется система мероприятий в разных сферах для предотвращения опасностей и устранения последствий. Основная цель – обеспечить защищенность всех интересов социума и страны, а также каждого гражданина. Дополнительно производятся обеспечение подходящих условий для существования.


Стратегия

Стратегия национальной безопасности – специальный документ, в котором четко прописывается порядок действий, а также мероприятия для ее осуществления. Согласно Конституции, не реже каждых шести проводятся специальные собрания для ее пересмотра. После обсуждения выходит соответствующий указ, подписанный главой государства.

В стратегии, разработанной в данном году, был определен порядок развития, а также основные приоритеты работы. Обозначился механизм совместной работы правительства и социума, а также порядок их оценки. При этом был разработан ряд четких критериев и основная цель внешней политики. Последняя заключалась в возвращении Российской Федерации статуса мировой державы.


В конце 2015 года главой государства был подписан новый документ. Это был значимый шаг для укрепления целостности страны и переходу к новому этапу развития. Основную действующую роль заняли все элементы системы, контролировал их работу лично глава государства. Координацией работы занимался совет Нацбезопасности. Владимир Владимирович Путин лично отвечал за реализацию всех мероприятий.


Видоизмененный документ обозначил новые цели и задачи в данной сфере. Они касались защиты всех интересов страны и общества, а также мероприятия по их достижению. Результаты видно по активной внешней политике России, направленной на работу на территории различных государств.

В 2021 году вышла новая стратегия, в которой был обозначен новый порядок действий. Основной целью стало создание устойчивой системы отношения на международной арене в связи с большой геополитической напряженностью. При этом упор делается именно на внешнюю политику и взаимодействие совета безопасности с организацией объединенных наций.


Изменения

Оценить эффективность национальной безопасности измеряемыми величинами достаточно сложно. Намного легче выделить причины, по которым на данную сферу может уделяться меньше внимания. Среди них могут быть:

  • Небольшое количество агрессивных соседей (как на границах РФ).
  • Маленькое число организованных преступных группировок.
  • Развитая система по ликвидации последствий различных техногенных и экологических катастроф.
  • Отсутствие сепаратистских группировок и развитых бандитских формирований.

Измерить эффективность нацбезопасности можно, исходя из функций данной сферы деятельности. Критериями можно считать силу армии (количество кадровых военных, доступной техники и вооружения, а также их мощь), количество преступлений в государстве, уровень развития министерства чрезвычайных ситуаций (оснащенность кадрами и техникой) и так далее.

В настоящее время большее внимание уделяется информационной безопасности и защите важных государственных систем от посягательств извне.

Национальной безопасностью России является защищённость Российской Федерации, её населения и территорий от разнообразных угроз и опасностей, а также обеспечение потенциала развития Российской Федерации на продолжительный срок. Национальная безопасность РФ является составным элементом системы её национальных интересов.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации посредством совместной нацеленной деятельности общественных и государственных институтов, а также населения, принимающего участие в выявлении и превенции разнообразных угроз безопасности граждан, государства и общества и в деятельности по противодействию им, является непременным и обязательным условием эффективной защиты национальных интересов Российской Федерации.

Ключевой фигурой при формировании политики в области национальной безопасности в Российском государстве является президент, подчиняющий себе все вооруженные силы и силовые ведомства, при поддержке консультационного органа, называемого Советом безопасности.

Основные направления, цель и задачи национальной безопасности РФ

Основные направления деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности России:

  • всестороннее прогнозирование и объективный анализ угроз национальной безопасности во всех без исключения областях;
  • выделение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, разработка комплексных мер и механизмов по обеспечению национальной безопасности в области экономики, внутренней и внешней политики, безопасности и правопорядка в обществе, обороны, в духовной, информационной сферах и иных областях;
  • организация работы представительных (законодательных) и исполнительных органов власти государства в Российской Федерации по осуществлению комплексных мер, которые направлены на превенцию или послабление угроз национальным интересам;
  • поддержка на требуемом уровне мобилизационных и стратегических государственных ресурсов.

Готовые работы на аналогичную тему

Главная цель обеспечения национальной безопасности России заключается в создании и поддержании определенного политического, экономического, военно-стратегического и международного положения государства, которое бы позволяло создать благоприятные условия для развития общества, государства и личности, а так же исключило бы опасность ослабления значения и роли Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать собственные национальные интересы на международной сцене.

Главнейшими задачами по обеспечению национальной безопасности РФ являются:

  • поднятие государственной экономической сферы, произведение социально ориентированного и независимого экономического курса;
  • усовершенствование законодательной базы Российской Федерации, закрепление правового порядка, социальной, политической стабильности общества, государственности России, федерализма и местного самоуправления;
  • образование гармоничных межнациональных взаимоотношений;
  • обеспечение безопасности России на международной арене посредством наладки равного партнерства с лидирующими мировыми государствами;
  • закрепление государственной безопасности в информационной и оборонной сферах;
  • обеспечение жизнедеятельности населения в безопасном и чистом в экологическом плане мире.

Принципы и система национальной безопасности РФ

Главными принципами по обеспечению национальной безопасности России являются:

  • неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ при реализации деятельности обеспечения национальной безопасности;
  • взаимосвязь, единство и сбалансированность комплекса видов безопасности, изменение их приоритетностей, зависимо от ситуационных обстоятельств;
  • приоритет экономических, информационных, политических мер по обеспечению национальной безопасности;
  • реальность, при учете существующих сил, ресурсов, и средств, выдвигаемых задач;
  • соблюдение международного законодательства и российских законов при реализации мер принудительного характера, в их числе с применением военной силы;
  • лияние центрального управления средствами и силами по обеспечению безопасности с отдачей, по соответствию с федеративной устроенностью России части, группы полномочий в данной сфере органом власти субъектов РФ и органам МСУ.

Система обеспечения национальной безопасности России создается, получает развитие в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, распоряжениями и указами Президента РФ, решениями Совета Безопасности в РФ, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, федеральными программными документами в данной сфере.

Основа системы обеспечения национальной безопасности РФ состоит из органов, средств и сил по обеспечению национальной безопасности, которые осуществляют меры правового, политического, экономического, организационного, экономического, военного и другого характера, направляемые на обеспечение безопасности общества, государства, личности.

Полномочия сил и органовв обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их структурная схема и состав определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается формирование сил и органов обеспечения национальной безопасности РФ, которые не устанавливаются федеральными законами, а также использование противозаконных средств в обеспечении национальной безопасности.

Особенная значимость в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации состоит в организованности системы приготовления и утверждения упреждающих решений в области защиты в области национальных интересов государства.

Каждому государству так или иначе угрожает множество самых разных опасностей. Они могут исходить от других представителей мирового сообщества (в настоящее время такое происходит неявно), террористов или из-за внутренних экстремистских движений. Каждая страна по-своему обеспечивает защиту интересов страны в целом и каждого индивидуума в частности.


Что это

Национальная безопасность – возможность государства решать задачи, которые требуются для самосохранения, самовосстановления и улучшения с минимальной вероятностью получить ущерб. Второе определение термина – комплекс всех взглядов на задачи и разработанную стратегию для защиты от самых разных угроз. При этом учитываются все имеющиеся возможности и ресурсы страны.

Специалист в сфере политологии Косолапов Н.А. говорит, что нацбезопасность – длительная возможность поддерживать стабильность и уверенно защищаться от существующих угроз.


В Конституции Российской Федерации и различных указах Президента написано, что нацбезопасность – состояние защищенности страны, социума и каждого индивидуума от всевозможных угроз. При этом особое внимание уделяется сохранности всех прав и свобод граждан и поддержание достойного уровня жизни.

Выделяется несколько видов национальной безопасности, зависящих от той сферы, в которую направлены силы:

  • Общественная – защита социума и его представителей для сохранности и поддержания стабильности.
  • Военная – защита всех представителей государства от опасностей, связанных с использованием военной силы или при угрозе их применения.
  • Политическая – сохранение конституционных основ и работы всех государственных структур.
  • Экономическая включает себя кроме защиты также обеспечение активного развития и независимости от государств-соперников.
  • Информационная – сохранение в целостности информационного пространства с параллельным его развитием.
  • Экологическая включает в себя предотвращение и ликвидацию возможных последствий от природных действий на экологию.


Структура

В состав нацбезопасности входят следующие части:

  • Государственная – оборона страны от различных опасностей.
  • Общественная касается оберегания социума и отдельных граждан.
  • Техногенная.
  • Экологическая.
  • Энергетическая.
  • Личности.
  • Информационная.
  • Гражданская.


Обеспечение нацбезопасноти – совокупность различных действий, цель которых – обеспечить нормальную жизнь и деятельность страны, а также предотвращение всевозможных опасностей. Данный термин включает в себя:

  • Создание и развитие комфортного финансового состояния жителей относительно друг друга.
  • Защита государства и общества.
  • Оборона государственных границ, а также политического и финансового суверенитета.
  • Борьба с преступностью.

Уровни системы

Система нацбезопасности в Российской Федерации состоит из пяти уровней, которые взаимодействуют друг с другом по строгой иерархии. Национальная безопасность может быть направлена на:

  • Государство в целом.
  • Отдельные регионы страны.
  • Конкретные субъекты.
  • Отдельные подсистемы.
  • Составляющие подсистемы


В управленческой системе имеется четыре уровня:

  • Включает в себя главу государства, совет нацбезопасности, правительство и госдуму.
  • Главы регионов.
  • Главы отдельных субъектов.
  • Должностные лица, обязанностью которых является работа в данной сфере.

Угрозы

Все опасности делятся на три вида:

  1. Внешние:
    • Размещение военнослужащих (людей и техники) рядом с государственными границами РФ и союзников.
    • Наличие претензии r целостности границы и возможные сепаратистские настроения.
    • Действия, направленные на внутреннюю политику со стороны представителей мирового сообщества.
    • Провокации с использованием военного вооружения и техники как рядом с границей, так и внутри иных стран (при наличии в них объектов, являющихся частью России).
    • Мероприятия, лишающие возможность РФ получить доступ к важным коммуникациям.
  2. Внутренние:
    • Изменение политического строя путем внешнего вмешательства.
    • Действия, направленные на изменение функционирования государственных органов и структур.
    • Поддержка незаконных вооруженных формирований.
    • Распространение вооружения внутри госграниц.
    • Создание системы организованной преступности.
  3. Трансграничные:
    • Подготовка боевых групп в других странах для последующей и транспортировки в Российскую Федерацию.
    • Мероприятия, направленные на поддержку экстремистских банд.
    • Организованная преступность, касающаяся интересов нескольких государств.
    • Информационная война.
    • Международный терроризм.

Вызовы и риски международной политики

Данная угроза в последнее время является наиболее актуальной в связи с активной деятельностью Российской Федерации на международной арене. Из-за этого все чаще наблюдаются различные провокации в тех странах, где действуют на законных основаниях российские военнослужащие. Также корпорации РФ встречают большое количество препятствий на пути развития различных стран.

Биотерроризм

Данный тип опасности остается актуальным в связи с возможным нанесением ущерба людям, продовольственным или природным ресурсам, а также взятием данных ресурсов под свой контроль. Биотерроризм можно разделить на следующие типы:

  • Экономический.
  • Продовольственный.
  • Природный.
  • Генетический.


Обеспечение

Для обеспечения нацбезопасности применяется система мероприятий в разных сферах для предотвращения опасностей и устранения последствий. Основная цель – обеспечить защищенность всех интересов социума и страны, а также каждого гражданина. Дополнительно производятся обеспечение подходящих условий для существования.


Стратегия

Стратегия национальной безопасности – специальный документ, в котором четко прописывается порядок действий, а также мероприятия для ее осуществления. Согласно Конституции, не реже каждых шести проводятся специальные собрания для ее пересмотра. После обсуждения выходит соответствующий указ, подписанный главой государства.

В стратегии, разработанной в данном году, был определен порядок развития, а также основные приоритеты работы. Обозначился механизм совместной работы правительства и социума, а также порядок их оценки. При этом был разработан ряд четких критериев и основная цель внешней политики. Последняя заключалась в возвращении Российской Федерации статуса мировой державы.


В конце 2015 года главой государства был подписан новый документ. Это был значимый шаг для укрепления целостности страны и переходу к новому этапу развития. Основную действующую роль заняли все элементы системы, контролировал их работу лично глава государства. Координацией работы занимался совет Нацбезопасности. Владимир Владимирович Путин лично отвечал за реализацию всех мероприятий.


Видоизмененный документ обозначил новые цели и задачи в данной сфере. Они касались защиты всех интересов страны и общества, а также мероприятия по их достижению. Результаты видно по активной внешней политике России, направленной на работу на территории различных государств.

В 2021 году вышла новая стратегия, в которой был обозначен новый порядок действий. Основной целью стало создание устойчивой системы отношения на международной арене в связи с большой геополитической напряженностью. При этом упор делается именно на внешнюю политику и взаимодействие совета безопасности с организацией объединенных наций.


Изменения

Оценить эффективность национальной безопасности измеряемыми величинами достаточно сложно. Намного легче выделить причины, по которым на данную сферу может уделяться меньше внимания. Среди них могут быть:

  • Небольшое количество агрессивных соседей (как на границах РФ).
  • Маленькое число организованных преступных группировок.
  • Развитая система по ликвидации последствий различных техногенных и экологических катастроф.
  • Отсутствие сепаратистских группировок и развитых бандитских формирований.

Измерить эффективность нацбезопасности можно, исходя из функций данной сферы деятельности. Критериями можно считать силу армии (количество кадровых военных, доступной техники и вооружения, а также их мощь), количество преступлений в государстве, уровень развития министерства чрезвычайных ситуаций (оснащенность кадрами и техникой) и так далее.

В настоящее время большее внимание уделяется информационной безопасности и защите важных государственных систем от посягательств извне.

Читайте также: