Сколько уровней риска существует согласно регламенту

Обновлено: 07.07.2024

1. Контрольный (надзорный) орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

1) чрезвычайно высокий риск;

3) значительный риск;

5) умеренный риск;

2. Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.

3. Количество категорий риска и критерии отнесения объектов контроля к категориям риска (далее - критерии риска) формируются по результатам оценки риска причинения вреда (ущерба) и основываются на необходимости предупреждения и минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов контрольного (надзорного) органа таким образом, чтобы общее количество профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий по отношению к объектам контроля всех категорий риска причинения вреда (ущерба) соответствовало имеющимся ресурсам контрольного (надзорного) органа.

4. Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.

5. При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий.

6. При определении критериев риска оценка вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводится с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска причинения вреда (ущерба), по различным видам объектов контроля с выделением видов объектов контроля, характеризующихся схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда (ущерба).

7. При определении критериев риска оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом следующих сведений (при их наличии):

1) реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

3) предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;

4) независимая оценка соблюдения обязательных требований;

5) добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

6) заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

8. Критерии риска должны основываться на достоверных сведениях, характеризующих уровень риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере, а также практику соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля, и обеспечивать возможность контролируемому лицу самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности и (или) принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля к соответствующей категории риска.

9. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

10. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждается:

1) для вида федерального контроля - федеральным органом исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

2) для вида регионального контроля - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) для вида муниципального контроля - представительным органом муниципального образования.

Перечень опасностей на рабочем месте — это список возможных рисков, которые могут причинить вред жизни и здоровью сотрудника.

Виды опасных рабочих мест

Управление профессиональными рисками является одним из процессов управления охраной труда организации. Управление риском — это действия работодателя, по результатам которых оценивают уровень воздействия опасных факторов на работников.

Система оценки рисков

Профессиональный риск — это возможность причинить вред здоровью из-за вредных или опасных воздействий в процессе исполнения сотрудником трудовых обязанностей. Алгоритм оценки рисков определяет Минтруд РФ (см. приказ Минтруда №33н от 24.01.2014). К зоне ответственности работодателя с учетом отраслевой специфики относятся обязанности:

  • выявить опасность;
  • оценить уровень профриска;
  • снизить уровень профриска.

В методике, утвержденной приказом № 33н, Минтруд определяет перечень опасностей и рисков на рабочем месте, которые угрожают жизни и здоровью работника:

Наименование вредного и (или) опасного фактора производственной среды и трудового процесса

Относительная влажность воздуха

Скорость движения воздуха

Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)

Общая и локальная вибрация

Освещенность рабочей поверхности

Переменное электромагнитное поле (промышленная частота 50 Гц)

Переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона

Постоянное магнитное поле

Рентгеновское, гамма- и нейтронное излучение

Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работника

Химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа

Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах

Патогенные микроорганизмы — возбудители особо опасных инфекционных заболеваний

Патогенные микроорганизмы — возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека

Патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы

Условно-патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистических инфекций)

Тяжесть трудового процесса

Физическая динамическая нагрузка

Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную

Стереотипные рабочие движения

Наклоны корпуса тела работника

Перемещение в пространстве

Напряженность трудового процесса

Длительность сосредоточенного наблюдения

Число производственных объектов одновременного наблюдения

Нагрузка на слуховой анализатор

Активное наблюдение за ходом производственного процесса

Работа с оптическими приборами

Нагрузка на голосовой аппарат

Установленный действующим законодательством полный перечень рисков на производстве включает 45 позиций.

Карта оценки рисков

Карта риска — это перечень возможных опасностей на предприятии. Документ отражает характерные для учреждения опасные факторы, наглядно демонстрирует их вероятность, дает общую оценку, примеры рисков на предприятии и включает перечень мер по недопущению реализации рисков.

Законодатель не установил единое определение для термина. В итоге, карта представляется как совокупность отчетов о рисках:

предприятия в целом;

по направлениям и подразделениям;

Вот пример документа с анализом опасностей.


Разработка карты риска позволяет наглядно определить опасность и разработать перечни мер по ее уменьшению.

Процедура оценки

Процедура оценки состоит из ряда этапов. Алгоритм представлен в руководстве Р 2.2.1766-03.

Шаг 1. Провести оценку и определить класс условий работы. Идентифицировать опасности по имеющимся рабочим местам в соответствии со структурой учреждения. Для оценки привлечь специалистов экспертной спецорганизации.

Шаг 2. Провести анализ процессов, материалов. Сформировать перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями и оценить уровень опасности как предполагаемый (категория 1Б).

Шаг 3. Проанализировать уровень профзаболеваний.

Шаг 4. Изучить итоги периодических медосмотров.

Шаг 5. Провести с применением спецпрограмм исследование заболеваемости, вследствие которой наступили:

  • временная утрата способности работать;
  • инвалидность;
  • смерть.

Шаг 6. Определить, к какому классу вредности/опасности относятся условия работы. Включение опасности в конкретный класс основано на степени отклонения фактических результатов замеров от установленных норм.

Классы условий труда

Шаг 7. Рассчитать индекс профзаболеваемости.

Шаг 8. Провести анализ данных, полученных на шаге 5, применив шкалы для подсчета уровней.

Шаг 9. Определить уровень риска.

Шаг 10. Оценить уровень.

Шаг 11. Оформить результаты.

Шаг 12. Сформировать план действий по уменьшению или исключению профрисков. Документ содержит перечень профессиональных рисков на рабочих местах и алгоритмы их нейтрализации. План утверждает руководитель предприятия. В его зоне ответственности исполнение плана в полном объеме, контроль мероприятий и корректировки при необходимости.


С 1 марта 2022 года оценка рисков станет обязательной процедурой для работодателя. Вместе с нашими экспертами Марией Поповой и Константином Кирилловым разбираемся, что такое ОР и как поправки в законе повлияют на сферу охраны труда.

Что такое оценка рисков?

Оценка рисков – это система мероприятий, направленных на:

  • выявление опасностей, возникающих в ходе работы сотрудника;
  • определение их величины и тяжести потенциальных последствий.

При правильном применении оценка рисков – мощный инструмент в обеспечении безопасности труда в организации.

Управление рисками – это набор мероприятий, призванных выявить, оценить и снизить уровень профрисков.

Какие существуют методы оценки рисков?

Всего в мире существует более 70 методов анализа и оценки рисков. В ГОСТе РФ описаны же 31. Но все их можно разделить на прямые и косвенные:

  • чек-листов;
  • предварительного анализа опасностей;
  • метода Файна – Кинни, модифицированного нашими специалистами.

Это позволяет нам составлять подробную и программу мероприятий для эффективного уменьшения уровней рисков, снижению травматизма и минимизации возникновения профзаболеваний у работников.

Что именно подлежит оценке?

Оценка рисков – это комплексное мероприятие, цель которого обнаружить все потенциальные опасности, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия, оценить их уровень и разработать эффективные инструменты управления рисками.

Именно поэтому проверке подлежит весь технологический процесс:

  • рабочие места;
  • оборудование, инструменты и приспособления;
  • помещения (в том числе вспомогательные);
  • материалы и сырье;
  • рабочие зоны (например, путь, по которому сотрудник проходит к своему рабочему месту);
  • рабочие процессы и многое другое.

Может ли работодатель сам оценить риски?

«Стороннему лицу, проводящему оценку рисков, больше доверяют сотрудники, оно объективно. Это легко увидеть на примере, когда мы внедряем процедуру учета микротравм в организациях. На первых этапах нашей работы на предприятиях количество микротравм увеличивается. Дело в том, что сотрудникам требуется время, чтобы понять, о каких случаях следует сообщать, довериться проверяющему лицу и понять, что и мы, и работодатель действительно заинтересованы в обеспечении безопасных условий труда. Когда этот процесс запускается, работники начинают сообщать обо всех микротравмах, плохом самочувствии и опасностях – именно из-за этого статистика начинает расти. После сбора данных, их анализа и последующих мер по устранению потенциальных рисков количество обращений сотрудников снова падает – становится меньше, чем изначально.

Кроме того, мы всегда проводим расчет скорректированных уровней риска уже после проведения всех рекомендованных мероприятий. Это помогает быть на шаг впереди и понимать реальную эффективность предпринимаемых мер.

Что изменит обязательное проведение оценки рисков?

Можно сказать, что у поправки об обязательной оценке рисков две основные функции: практическая и идеологическая. С одной стороны, смысл в том, чтобы у работодателя не было другого варианта, кроме как определить потенциальные опасности на рабочих местах сотрудников и предупредить их. А также в том, чтобы окончательно закрепить порядок действий надзорных органов в случае отсутствия оценки рисков. Об этой задаче рассказал Константин Кириллов

«По сути оценка профессиональных рисков и на данный момент обязательная процедура. Каждый работодатель понимает: в компании должна быть эффективная система управления охраной труда (СУОТ). Но у нас на практике часто происходит так: в законе нет прямого указания на обязательность этих мероприятий – значит выполнять мы их не будем. Теперь необходимость проведения оценки рисков документально зафиксирована.

С другой стороны, раз оценка рисков – часть обязательной системы СУОТ, может возникнуть закономерный вопрос: зачем отдельно закреплять порядок и характер этой процедуры? Наш эксперт Мария Попова видит в этом еще одну цель – формирование культуры безопасности.

«Подход к безопасности на рабочих местах можно условно разделить на проактивный и реактивный. Сейчас наиболее распространен подход, когда мероприятия проводятся уже после того, как что-то произошло (несчастный случай). Такие мероприятия, как оценка рисков и учет с последующим анализом микротравм, направлены на предотвращение – их введение поможет сформировать культуру безопасности.

Готовы ли работодатели и что они могут сделать уже сейчас?

«Многие крупные компании, уже внедрили данные процедуры, они не будут испытывать особых проблем с выполнением новых предписаний. Но для малого и среднего бизнеса это станет дополнительной нагрузкой. В микроорганизациях, чаще всего мероприятия по охране труда находятся в лучшем случае на уровне разработки необходимой документации.

Мы рекомендуем начать подготовку уже сейчас – после 1 марта 2022 времени на адаптацию не будет. Даже если в принятых подзаконных актах будут нюансы в плане оформления документов или методологии – доработать это будет легко. Самое сложное – изменить отношение сотрудников, топ-менеджеров и специалистов по охране труда, на это действительно нужно много времени и сил.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году

Наступил 2021 год, которые уже принес и еще принесет нам много изменений в нормативные требования охраны труда.

Вступившие в силу новые правила по охране труда, в зависимости от уровня оценки профессиональных рисков, возлагают на работодателя права в обеспечении дополнительных мер по обеспечению безопасности при выполнении работ, а в целях дополнительного контроля за производством работ применять дополнительное оборудование, обеспечивающие фото, видео или аудио фиксацию.

Помимо новых правил по охране труда, обязанность по оценке и управлению профессиональными рисками в 2021 году предусмотрена ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Оценка профессиональных рисков в типовом положение по охране труда

В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.

Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:

Вырезка пункта 33 из типового положения по охране труда

В соответствии с пунктом 36 Положения N 438н работодатель самостоятельно устанавливает порядок выявления, оценки и управления профессиональными рисками.

При выявлении опасностей можно руководствоваться пунктом 35 Положения, в данном представлен типовой перечень опасностей, которые работодатель может использовать в зависимости от специфики своей деятельности.

Оценка профессиональных рисков в новых правилах по охране труда

Оценка рисков в новых правилах по охране труда

Новые правила по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда России № 782н от 16 ноября 2020 г.) прямо указывают на то, что работодатель должен провести оценку профессиональных рисков.

"Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее - СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил".

На основании результатов проведенной оценки профрисков работодателю необходимо будет разработать мероприятия, направленные на снижение уровня профессиональных рисков.

Проверочные листы Роструда

В утвержденных проверочных листах Приказа Роструда от 10.11.2017 N 655, которыми руководствуется государственная инспекция труда, при контроле за соблюдение трудового законодательства работодателям так же упоминается о проверке информирования работников и риске повреждения здоровья.

Вырезка изображения из проверочного листа ГИТ

При выполнении вышеуказанного требования информирования работников и риске повреждения здоровья рекомендуем проводить под подпись.

Как провести оценку профриска самостоятельно

Для проведения процедуры по выявлению опасностей и управление профессиональными рисками работодателю необходимо провести комплекс последовательных мероприятий:

Пример карты оценки риска:

Пример карты оценки профриска

Пример плана мероприятий:

Образец плана мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков

Какие нормативные документы использовать

Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:

    Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н "Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда".

Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.

В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.

Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.

Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.

Штрафные санкции за непроведение оценки профессиональных рисков

За непроведение оценки профессиональных рисков, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа:

  • На должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
  • На индивидуальных предпринимателей - от 2000 до 5000 рублей;
  • На юридические лица – от 50000 до 80000 рублей.

Оценка профессиональных рисков сторонней организацией

Наша компания является лидером на рынке услуг по оценке профессиональных рисков. Основное наше преимущество в том, что мы оцениваем риски не только по типовому положению системы управления охраны труда, но и в зависимости от деятельности организации и видов выполняемых работ.

Специалисты нашей компании:

  • Совершат выезд в Вашу организацию;
  • Обследую рабочие места и помещения на наличие потенциальных опасностей;
  • Оценят функционирование системы управления охраны труда;
  • Подготовят отчет и разработают мероприятия по управлению рисками;
  • Проведут консультации по применению результатов оценки;
  • Окажут консультации и поддержку в течение всего срока действия отчета.

Если у Вас остались вопросы Вы можете заполнить форму ниже или связаться с нами по телефону, указанному на сайте.

Читайте также: