Николай учится в 5 классе какой вид деятельности позволяет осуществлять его дееспособность

Обновлено: 17.06.2024

Сделка с недвижимостью может быть отменена, даже если у квартиры идеальная история и все документы подписаны верно. Разбираемся, как можно лишиться права на владение из-за признания продавца недееспособным


Эксперт в этой статье

  • Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков

Что такое дееспособность

Дееспособность — это возможность распоряжаться своими правами и нести обязанности, совершать значимые действия с точки зрения закона (ст. 21 гл. 3 ГК РФ [1]). То есть осознавать свои поступки и их последствия.

Вряд ли вы будете покупать квартиру у ребенка, поэтому важно помнить, что взрослый человек также может оказаться недееспособным. Это происходит в том числе ввиду особенностей психического состояния. В одних случаях диагноз ставится в раннем возрасте и неоспорим, в других — может быть временным и появиться уже в зрелом возрасте.

Фото:Zahra Amiri/Unsplash

Правоспособность и дееспособность

Два схожих, но при этом очень разных понятия, в которых важно разобраться. Правоспособность — это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Она возникает с момента рождения человека и принадлежит ему в течение всей жизни независимо от состояния здоровья. Это гарантия того, что гражданину доступны равные с другими людьми права. Но их наличие не подразумевает умения ими распоряжаться. То же касается и обязанностей: в законе есть понятие деликтоспособности — возможности нести ответственность за правонарушения [2].

Например: 13-летний подросток правоспособен, но не дееспособен. Он имеет гражданские права, свободу вероисповедания, но при этом не может заключить сделку по покупке недвижимости.

Виды дееспособности

Дееспособность малолетних

Официальной дееспособностью не могут обладать дети до 18 лет, но здесь тоже есть градация. Например, дети до шести лет абсолютно недееспособны, за них полностью отвечают родители.

В возрасте 6–14 лет они считаются малолетними и уже наделяются некоторыми правами: могут заключать мелкие бытовые сделки (покупать продукты в магазине), распоряжаться деньгами по своему усмотрению и заключать договор на безвозмездной основе. При этом в случае нарушения закона отвечать будут родители и опекуны.

В период 14–18 лет человек может официально зарабатывать, оформлять авторские права на произведения, делать банковские вклады, а с 16 лет — быть полноправным членом кооператива.

Полноценная дееспособность наступает с 18 лет, но есть исключения. В том числе если человек вступил в брак или стал предпринимателем с 16 лет.

Фото:Andrea Piacquadio/Pexels

Кроме того, существует понятие эмансипации гражданина. Это процедура, по которой закон закрепляет за несовершеннолетним полную дееспособность. Эмансипацию подтверждают органы опеки и попечительства. Ее можно получить либо с согласия родителей, либо по решению суда в случаях, когда подросток уже работает. Отменить эмансипацию нельзя, ГК РФ такой возможности не предусматривает. Итак, дееспособность малолетних делится по возрасту:

  • с 6 лет (малолетние — ст. 28 ГК РФ);
  • с 14 лет (ст. 26 ГК РФ);
  • с 18 лет — совершеннолетие (ст. 21 ГК РФ);
  • досрочное достижение гражданской зрелости (реализуется путем эмансипации — ст. 27 ГК РФ, вступления в брак — ст. 21 ГК РФ).

Дееспособность малолетних ограничена до наступления совершеннолетия.

Частичная и ограниченная дееспособность

Дееспособность может быть полной, а может — частичной. Вторая относится к несовершеннолетним, у которых меньше прав и обязанностей в силу возраста. Ограниченная дееспособность по ГК РФ может быть назначена в случае, когда человек страдает от зависимостей: злоупотребляет алкоголем или пристрастен к азартным играм. Чтобы обезопасить родных и близких, закон лишает его возможности самостоятельно заключать сделки.

Иногда участник договора не может контролировать свои действия и не понимает последствий без помощи третьих лиц из-за психических отклонений. В таком случае у него должен быть попечитель, без которого невозможно провести сделку. Ограниченная дееспособность может возникнуть, если человек признан банкротом. До окончания процедуры подтверждения этого статуса распоряжаться имуществом могут только финансовые управляющие: если будущий банкрот заключит сделку лично, она будет признана ничтожной.

Лишение дееспособности

Бывают ситуации, когда человек признан дееспособным по закону, но по факту не был таковым в момент заключения сделки. Например, находился под действием алкогольных или наркотических веществ либо в состоянии аффекта, то есть не мог отвечать за свои решения в полной мере. Суд обязан учесть эти факторы. Их недостаточно для признания человека недееспособным, но сделка из-за них может быть отменена.

Фото:Dominika Roseclay/Pexels

Часто процедуру начинают по инициативе родственников, которые видят, что у члена семьи нарушено поведение и реакции. Например, престарелая бабушка страдает провалами в памяти, не отдает себе отчета в совершаемых поступках, но при этом решила продать или отписать дом под влиянием малознакомых людей.

Дееспособность в сделках с недвижимостью

Участник любого гражданского договора должен в полной мере осознавать, что он делает; в случае с недвижимостью дееспособный продавец может самостоятельно реализовать свои права. Если он недееспособен, то сделка будет признана недействительной даже постфактум. Этим критерием иногда пользуются мошенники: спустя какое-то время всплывают факты о психической несостоятельности продавца, а деньги уже получены и вернуть их назад будет довольно трудно.

Риелторы советуют удостовериться в адекватности второй стороны, прежде чем ставить подпись в документах. Подойдут справки из диспансеров. При этом даже если человек стоит на учете, это не подтверждает его неспособность заключить сделку.

Фото:Alex D

Как получить справку о дееспособности

Чтобы не возникло проблем с оспариванием сделки, юристы рекомендуют подстраховаться заранее. При наличии в пакете документов справки о здоровье из психоневрологического диспансера будет трудно доказать, что человек продавал квартиру, не осознавая последствий. Лучше, чтобы подтверждение было датировано как можно ближе к моменту заключения сделки. Помимо справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, продавцу стоит посетить участкового врача и взять выписку из медицинской карты.

Все эти меры не являются обязательными для заключения сделки с недвижимостью, но станут отличным подспорьем в случае, если придется доказывать свою позицию в суде. Чтобы дополнительно подстраховаться, можно провести видеозапись заключения сделки, на которой очевидно, что человек отдает себе отчет в совершаемом поступке, не находится в состоянии аффекта, трезв, адекватен и обосновывает решения.

Комментарий эксперта


Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков:

— Судебные дела о признании сделки недействительной под эгидой неспособности продавцом осознавать значение действий и руководить ими — не редкость. Любопытен случай, когда с таким иском обратилась прописанная в квартире мать продавца по истечении нескольких лет. Причем недвижимость к тому моменту была перепродана. Исковое заявление предъявлено к покупателю по первоначальной сделке и добросовестному приобретателю.

Требование обосновано тем, что продавец страдал алкогольной зависимостью и проходит периодическое лечение в психоневрологическом диспансере с детства. Причем сделка совершена нотариально, справка ПНД и НД предоставлялась, но без освидетельствования.

В суде допрошены свидетели, которые пояснили, что при оформлении продавец выглядела вменяемой, никаких признаков расстройства, запаха алкоголя, поведения, отклоняющегося от нормы, не прослеживалось. Нотариус против удовлетворения иска возражал.

По ходатайству истца назначена судебная психиатрическая экспертиза. Согласно выводам специалистов, на момент подписи договора купли-продажи квартиры продавец все же не осознавал значения действий и не мог руководить ими. Однако в удовлетворении требований отказано, поскольку иск заявлен с пропуском срока давности и ненадлежащим лицом.

В соответствии с п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на дом или квартиру к другому лицу — основание для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника.


Задание 3 № 129

По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) дополнительное образование

Основное общее образование — 1−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение в среднетехнических учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 3 № 346

Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?

1) начальное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) образование

4) среднее профессиональное образование

Начальное образование — 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 4 № 99

Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?

А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.

Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, в конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное. Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в ВУЗ.

Правильный ответ указан под номером 2.

при средней общем не поступишь в ВУЗЫ!

для этого нужно основное общее образование!

Основное общее образование заканчивается с окончанием 9 класса, для поступления в Вуз этого не достаточно.


Задание 4 № 595

Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Конституция РФ, Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Правильный ответ указан под номером 3.

В задании под А говорится только об основном общем образовании (5-9 кл.), т.е. получается среднее (полное) общее образование является платным?

Пока не является платным, но наша Конституция гарантирует бесплатность только основного общего образования.


Задание 3 № 253

Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1) среднее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) начальное общее образование

Среднее профессиональное образование после окончания 9 класса — получение образования в среднетехнических и средних профессиональных учебных заведений; основное общее образование — 5−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; начальное общее образование — 1−4 классы.

Правильный ответ указан под номером 2.

правильный ответ - 4, поскольку Виталий еще не закончил учиться в 9 классе.

Не какое есть у него образование, спрашивается, а на какой он ступени. Читайте вопросы внимательнее.


Задание 3 № 408

Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На каком уровне образования находится Анна?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Начальное образование — 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; полное среднее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Правильный ответ указан под номером 3.

Разве она имеет полное среднее образование, она же не закончила 11 класс, а лишь перешла туда

Спрашивается на какой она ступени находится


Задание 3 № 470

Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Начальное образование 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; полное среднее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение или среднего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 3 № 1836

Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

4) среднее профессиональное образование

Основное общее образование — 5−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; начальное общее образование — 1−4 классы; среднее профессиональное образование — колледж.

Правильный ответ указан под номером 1.


Задание 3 № 10738

Пятиклассница Ирина играет в школьном оркестре, увлекается конным спортом. На каком уровне образования находится Ирина?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) начальное общее образование

Обучение в 5 классе соответствует основному общему образованию.

Правильный ответ указан под номером 1.


Задание 3 № 15018

Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На каком уровне образования находится Виталий?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

4) среднее профессиональное образование

Речь идет об ученике 8 класса, следовательно, это основное общее образование (5-9 классы).

Правильный ответ указан под номером 1.


Задание 3 № 811

Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Начальное образование — 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; полное среднее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания 9 или 11 класса, обучение в среднетехническим учебных заведениях (колледжах и техникумах); дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Правильный ответ указан под номером 2.

В тексте не сказано что Иван закончил колледж. Там лишь написано, что он туда поступил. Он ещё не имеет среднего профессионального образования.

Спрашивается, на какой находится, а не что он уже имеет.


Задание 2 № 1301

Алексей посещает кружок экспериментальной физики в Доме творчества юных. Этот факт иллюстрирует получение Алексеем

1) основного общего образования

2) среднего (полного) образования

3) среднего профессионального образования

4) дополнительного образования

Основного общего образования — 1−9 классы; среднего (полного) образования 1−11 классы; среднего профессионального образования — получение и профессии и среднего образования одновременно; дополнительного образования — посещение учреждений дополнительного образования: кружков. секций, музыкальных школ и т. д. параллельно с обучением в основной школе.

Правильный ответ указан под номером 4.


Задание 3 № 9071

Володя учится в 9 классе математического лицея, а также посещает музыкальную школу по классу гитары. На какой образовательной ступени находится Володя?

1) среднее общее образование

2) начальное общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) основное общее образование

Обучение в 5-9 классе соответствует основному общему образованию.

Правильный ответ указан под номером 4.


Задание 3 № 632

Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?

1) начальное профессиональное образование

2) начальное общее образование

3) основное общее образование

4) полное общее образование

Начальное общее образование — это 1−4 классы.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 3 № 15042

5-летний Максим посещает детский сад. Бабушка водит Максима на занятия в хоровую студию. На каком уровне образования находится Максим?

1) дошкольное образование

2) начальное общее образование

3) основное общее образование

4) среднее общее образование

Речь идет о воспитание детского сада, следовательно, это дошкольное образование.

Правильный ответ указан под номером 1.


Задание 4 № 285

Верны ли следующие суждения о возможности получения образования в РФ?

А. Получение основного общего образования даёт возможность поступления в вуз.

Б. После окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А — неверно, в вуз можно поступить только после окончания средней школы; Б — верно, после окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования, но без изучения повторно учебных предметов общеобразовательной школы.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 3 № 1427

Николай учится в 10 классе общеобразовательной школы. Он увлекается музыкой и играет на бас-гитаре в кружке современной музыки. На какой ступени образования находится Николай?

1) начальное образование

2) среднее (полное) общее образование

3) общее основное образование

4) начальное профессиональное образование

Это среднее полное образование. Начальное — 1−4 классы, общее основное — 1−9 классы, начальное профессиональное после получения основного общего — обучение в училище, профессиональном лицее.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ученик, обучаясь в 9 классе, имеет оконченное образование-9 классов. Соответственно 9 классов-это общее основное образование. А Среднее(полное) общее, он получит после окончания 11 класса, а не обучаясь в 10.

Здесь спра­ши­ва­ет­ся на какой он сту­пе­ни он на­хо­дит­ся. а не какую за­кон­чил. Раз десятый класс, значит на уровне среднего полного.


Задание 3 № 1489

Николай учится в 10 классе общеобразовательной школы. Он увлекается музыкой и играет на бас-гитаре в кружке современной музыки. На какой ступени образования находится Николай?

1) начальное образование

2) среднее (полное) общее образование

3) общее основное образование

4) начальное профессиональное образование

Это среднее полное образование. Начальное — 1−4 классы, общее основное — 1−9 классы, начальное профессиональное после получения основного общего — обучение в училище, профессиональном лицее.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 3 № 36

Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На каком уровне образования находится Павел?

1) среднее профессиональное

2) высшее профессиональное

3) основное общее

4) среднее общее

Среднее профессиональное — после основной школы обучение профессии и получение среднего образования (техникум, колледж); высшее профессиональное после среднего общего обучение в высших учебных заведениях (институт, университет, академия); основное общее — 5−9 классы; среднее общее — 10−11 классы.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 21 № 972

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Лестница в небо

Сегодня мы поговорим о дееспособности, которая является одной из двух основных характеристик индивида как участника гражданско-правовых отношений (наряду с правоспособностью). По сути, она характеризует то, насколько человек способен контролировать собственные поступки и насколько хорошо осознаёт их возможные последствия (как позитивные, так и негативные). Мы рассмотрим, что представляет собой дееспособность с точки зрения права, как она связана с правоспособностью и какие её виды существуют.

Что такое дееспособность?

Дееспособность – это способность совершать юридически значимые действия, брать на себя обязательства, выполнять их и нести персональную ответственность за последствия собственных деяний. Дееспособному лицу в полной мере доступны такие возможности как совершение сделок, заключение договоров, распоряжение недвижимостью и иными видами имущества.

Согласно действующему законодательству РФ, лицо становится дееспособным после наступления совершеннолетия. При этом закон предусматривает возможность наделить несовершеннолетнего полной дееспособностью при наличии ряда оснований. Кроме того, гражданин может быть ограничен в своей дееспособности или даже полностью лишён её, но об этом позже.

Содержание дееспособности

Данное понятие охватывает 3 основных способности дееспособного гражданина:

  • Получать права и брать на себя обязательства.
  • Пользоваться правами и соблюдать обязательства.
  • Отвечать за собственные действия или неисполнение обязательств.

Способность нести персональную ответственность за действия или бездействие называется деликтоспособностью. Она является обязательным составным элементом полной дееспособности. Также существует такое понятие как сделкоспособность. Это способность личности самостоятельно совершать сделки с имуществом.

Полностью дееспособное лицо несёт персональную ответственность за ущерб, возникший по его вине. При этом возмещение ущерба производится за счёт имущества, находящегося в его собственности. Исключение составляет имущество, отчуждать которое запрещает действующее законодательство (согласно статье 446 ГПК РФ, в России данный запрет распространяется на ряд жизненно важных объектов, например, единственное жильё).

Виды дееспособности

Чтобы лучше понять, что такое дееспособность и какой она бывает, рассмотрим основные формы, которые она может принимать. Наличие этих форм обусловлено тем, что индивид становится дееспособным не мгновенно, а по мере взросления. При этом некоторые обстоятельства могут служить веским основанием для ограничения его дееспособности гражданина или даже признания его недееспособным.

1. Полная дееспособность

Как очевидно из названия, данная форма дееспособности включает все права и обязанности, которыми может обладать совершеннолетний гражданин государства. Граждане РФ, которым уже исполнилось 18 лет, обладают данной формой дееспособности, если суд по какой-то причине не ограничил их в этом. Кроме того, существует 2 исключительных ситуации, позволяющих получить полную дееспособность до исполнения 18 лет:

  • Раннее заключение брака (если это возможно по закону).
  • Ведение предпринимательской деятельности или трудоустройство по трудовому договору.

Семейный кодекс РФ допускает заключение брака между несовершеннолетними лицами, которым уже исполнилось по 16 лет. При этом на уровне субъектов федерации могут действовать собственные законы, которые могут разрешать вступление в брак и в более раннем возрасте.

Если такой брак будет расторгнут до наступления совершеннолетия гражданина, он останется дееспособным. Но если брак будет признан недействительным, суд может принять решение о лишении дееспособности.

Признание наличия у несовершеннолетнего полной дееспособности называется эмансипацией (от латинского слова emancipatio – освобождение от подчинения). Это подразумевает, что он становится полностью самостоятельным и может заключать любые сделки без чьего-либо формального согласия.

2. Частичная (неполная) дееспособность

Частичная (неполная) дееспособность относится к двум категориям лиц: в возрасте от 14 до 18 лет и в возрасте от 6 до 14 лет. Рассмотрим, какие права возникают у этих категорий при достижении указанного возраста:

2.1. Частичная дееспособность детей от 6 до 14 лет

Как мы уже выяснили выше, по своей сути дееспособность – это показатель того, насколько человек отдаёт себе отчёт в своих действиях. Она подразумевает осознанность, ответственность, моральную и психическую зрелость. Соответственно, маленький ребёнок дееспособным считаться не может, а первую частичную дееспособность он получает в 6 лет.

Эта форма дееспособности позволяет совершать 3 типа действий:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, подразумевающие безвозмездное получение выгоды (дети могут получать относительно дорогостоящие подарки от родственников);
  • распоряжение деньгами, выданными для какой-то конкретной цели или свободного распоряжения.

Несмотря на то, что в законе прямо не указано, что дети младше 6 лет являются недееспособными, их принято считать таковыми. Однако если 5-летний ребёнок захочет самостоятельно купить мороженое, вряд ли кто-то станет требовать у него документы, подтверждающие возраст.

2.2. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет

В 14 лет перечень действий, которые подросток может совершать самостоятельно, пополняется ещё тремя пунктами. Он получает право:

  • распоряжаться собственными доходами;
  • иметь права на интеллектуальную собственность;
  • вносить вклады в кредитные учреждения.

К первому пункту этого списка могут применяться ограничения, если родители или опекуны подростка посчитают, что он недостаточно ответственен (для этого они должны обратиться с соответствующим ходатайством в суд).

Несовершеннолетние, которым уже исполнилось 14, способны самостоятельно отвечать по обязательствам, однако их представители несут за них субсидиарную ответственность (то есть, отвечают собственным имуществом, если имущества подростка недостаточно). При достижении 16-летнего возраста подросток также получает право вступать в кооперативы.

3. Ограниченная дееспособность

Даже если гражданин соответствует возрастным требованиям для обладания частичной или полной дееспособностью, при наличии определённых обстоятельств суд может её ограничить. Здесь важно отметить, что никакой другой орган не имеет таких полномочий, да и суд может принимать такие решения только при наличии предусмотренных законом причин.

3.1. Ограниченная дееспособность несовершеннолетних

Выше, разбираясь, что такое дееспособность, мы уже выяснили, что она появляется у гражданина постепенно. Это логично, поскольку ребёнок накапливает опыт, становится более сознательным и ответственным, узнаёт цену своих поступков и учится отвечать за последствия. А поскольку все дети в подростковом возрасте ведут себя по-разному и обладают разной степенью ответственности, в некоторых случаях имеет смысл ограничивать их дееспособность.

Принять решение о таком ограничении может только суд при наличии веских оснований. В качестве подобных оснований чаще всего выступает неразумное расходование денег или поведение, нарушающее нормы морали (употребление алкоголя и прочих психоактивных веществ, игромания и иные формы аддиктивного поведения).

Изучив все обстоятельства, суд может ограничить право несовершеннолетнего на самостоятельное распоряжение собственными доходами. В ГК не указывается, на какой срок накладывается данное ограничение. Таким образом, суд может самостоятельно определить этот срок либо не указывать его вовсе. В таком случае ограничение будет действовать вплоть до момента, когда гражданин достигнет совершеннолетия. Также суд может в любой момент снять ограничение по ходатайству лиц, которые прежде ходатайствовали о его наложении.

3.2. Ограниченная дееспособность совершеннолетних

Взрослые люди в некоторых ситуациях также могут лишаться дееспособности по решению суда. Это возможно только при наличии таких оснований как:

    (алкоголизм, лудомания и прочие зависимости), ведущее к чрезмерным растратам и ухудшению материального положения его семьи;
  • психические расстройства, мешающие человеку адекватно оценивать последствия его действий.

Совершеннолетний гражданин с ограниченной дееспособностью может осуществлять только мелкие бытовые сделки (покупка продуктов в магазине). Для совершения более значимых сделок необходимо согласие попечителя.

4. Абсолютная недееспособность

При наличии психических расстройств, не позволяющих человеку действовать осознанно и с пониманием последствий, суд может признать его недееспособным. Предварительно должна быть проведена судебно-психиатрическая экспертиза (СПЭ), в рамках которой специалисты оценят степень контроля человека над собственным поведением. Комиссия не может признать его недееспособным, она только делает заключение о состоянии психического здоровья. Окончательное же решение принимает суд.

Недееспособному лицу назначается опекун, который впоследствии отвечает за все его действия. Если со временем его психическое здоровье улучшится, может быть проведена новая судебно-психиатрическая экспертиза. Положительные результаты такой экспертизы могут стать для суда основанием вернуть гражданину статус дееспособного лица.

Отличия правоспособности и дееспособности

Несмотря на некоторую схожесть данных понятий, путать или отождествлять их не следует. Правоспособность подразумевает безусловную и равную для всех граждан возможность иметь права и обязанности. Она возникает сразу после рождения и представляет собой гарантию, что права всех граждан равны.

Однако наличие прав не подразумевает, что человек способен адекватно ими распоряжаться. То же относится к обязанностям. Каждый гражданин правоспособен, но обладать дееспособностью он может, только если способен соблюдать свои обязательства и отвечать за деяния. Так ребёнок в 12 лет обладает правоспособностью, но является дееспособным, поскольку не может, например, купить или продать недвижимость.

Таким образом, правоспособность гарантирует лишь возможность участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако реализовать эту возможность гражданин сможет только при наличии дееспособности. И если правоспособность присутствует у него на протяжении всей жизни, то для наличия дееспособности должны соблюдаться определённые условия, которые мы детально разберём в следующем разделе.

Заключение

Дееспособность – это способность лица контролировать своё поведение и осознавать последствия своих поступков, которая позволяет ему совершать действия, имеющие правовое значение. Чтобы человек был признан дееспособным, он должен не только достичь предусмотренного законом возраста, но и быть психически здоровым и зрелым.

В отличие от правоспособности, дееспособность не возникает в момент рождения и не является неотчуждаемой. Индивид приобретает её поэтапно, постепенно получая возможность совершать всё больше различных сделок. При этом закон предусматривает ряд обстоятельств, в которых дееспособность может ограничиваться как для подростка, так и для совершеннолетнего гражданина.


Задание 3 № 129

По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) дополнительное образование

Основное общее образование — 1−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение в среднетехнических учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 3 № 346

Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?

1) начальное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) образование

4) среднее профессиональное образование

Начальное образование — 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 4 № 99

Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?

А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.

Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, в конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное. Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в ВУЗ.

Правильный ответ указан под номером 2.

при средней общем не поступишь в ВУЗЫ!

для этого нужно основное общее образование!

Основное общее образование заканчивается с окончанием 9 класса, для поступления в Вуз этого не достаточно.


Задание 4 № 595

Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Конституция РФ, Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Правильный ответ указан под номером 3.

В задании под А говорится только об основном общем образовании (5-9 кл.), т.е. получается среднее (полное) общее образование является платным?

Пока не является платным, но наша Конституция гарантирует бесплатность только основного общего образования.


Задание 3 № 253

Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1) среднее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) начальное общее образование

Среднее профессиональное образование после окончания 9 класса — получение образования в среднетехнических и средних профессиональных учебных заведений; основное общее образование — 5−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; начальное общее образование — 1−4 классы.

Правильный ответ указан под номером 2.

правильный ответ - 4, поскольку Виталий еще не закончил учиться в 9 классе.

Не какое есть у него образование, спрашивается, а на какой он ступени. Читайте вопросы внимательнее.


Задание 3 № 408

Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На каком уровне образования находится Анна?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Начальное образование — 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; полное среднее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Правильный ответ указан под номером 3.

Разве она имеет полное среднее образование, она же не закончила 11 класс, а лишь перешла туда

Спрашивается на какой она ступени находится


Задание 3 № 470

Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Начальное образование 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; полное среднее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания основного общего обучение или среднего обучение в среднетехническим учебных заведениях; дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 3 № 1836

Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

4) среднее профессиональное образование

Основное общее образование — 5−9 классы; среднее общее образование — 10−11 классы; начальное общее образование — 1−4 классы; среднее профессиональное образование — колледж.

Правильный ответ указан под номером 1.


Задание 3 № 10738

Пятиклассница Ирина играет в школьном оркестре, увлекается конным спортом. На каком уровне образования находится Ирина?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) начальное общее образование

Обучение в 5 классе соответствует основному общему образованию.

Правильный ответ указан под номером 1.


Задание 3 № 15018

Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На каком уровне образования находится Виталий?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

4) среднее профессиональное образование

Речь идет об ученике 8 класса, следовательно, это основное общее образование (5-9 классы).

Правильный ответ указан под номером 1.


Задание 3 № 811

Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Начальное образование — 1−4 классы; основное общее образование — 5−9 классы; полное среднее образование — 10−11 классы; среднее профессиональное образование — после окончания 9 или 11 класса, обучение в среднетехническим учебных заведениях (колледжах и техникумах); дополнительное образование — занятие в кружках, музыкальных школах параллельно с основным образованием.

Правильный ответ указан под номером 2.

В тексте не сказано что Иван закончил колледж. Там лишь написано, что он туда поступил. Он ещё не имеет среднего профессионального образования.

Спрашивается, на какой находится, а не что он уже имеет.


Задание 2 № 1301

Алексей посещает кружок экспериментальной физики в Доме творчества юных. Этот факт иллюстрирует получение Алексеем

1) основного общего образования

2) среднего (полного) образования

3) среднего профессионального образования

4) дополнительного образования

Основного общего образования — 1−9 классы; среднего (полного) образования 1−11 классы; среднего профессионального образования — получение и профессии и среднего образования одновременно; дополнительного образования — посещение учреждений дополнительного образования: кружков. секций, музыкальных школ и т. д. параллельно с обучением в основной школе.

Правильный ответ указан под номером 4.


Задание 3 № 9071

Володя учится в 9 классе математического лицея, а также посещает музыкальную школу по классу гитары. На какой образовательной ступени находится Володя?

1) среднее общее образование

2) начальное общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) основное общее образование

Обучение в 5-9 классе соответствует основному общему образованию.

Правильный ответ указан под номером 4.


Задание 3 № 632

Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?

1) начальное профессиональное образование

2) начальное общее образование

3) основное общее образование

4) полное общее образование

Начальное общее образование — это 1−4 классы.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 3 № 15042

5-летний Максим посещает детский сад. Бабушка водит Максима на занятия в хоровую студию. На каком уровне образования находится Максим?

1) дошкольное образование

2) начальное общее образование

3) основное общее образование

4) среднее общее образование

Речь идет о воспитание детского сада, следовательно, это дошкольное образование.

Правильный ответ указан под номером 1.


Задание 4 № 285

Верны ли следующие суждения о возможности получения образования в РФ?

А. Получение основного общего образования даёт возможность поступления в вуз.

Б. После окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А — неверно, в вуз можно поступить только после окончания средней школы; Б — верно, после окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования, но без изучения повторно учебных предметов общеобразовательной школы.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 3 № 1427

Николай учится в 10 классе общеобразовательной школы. Он увлекается музыкой и играет на бас-гитаре в кружке современной музыки. На какой ступени образования находится Николай?

1) начальное образование

2) среднее (полное) общее образование

3) общее основное образование

4) начальное профессиональное образование

Это среднее полное образование. Начальное — 1−4 классы, общее основное — 1−9 классы, начальное профессиональное после получения основного общего — обучение в училище, профессиональном лицее.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ученик, обучаясь в 9 классе, имеет оконченное образование-9 классов. Соответственно 9 классов-это общее основное образование. А Среднее(полное) общее, он получит после окончания 11 класса, а не обучаясь в 10.

Здесь спра­ши­ва­ет­ся на какой он сту­пе­ни он на­хо­дит­ся. а не какую за­кон­чил. Раз десятый класс, значит на уровне среднего полного.


Задание 3 № 1489

Николай учится в 10 классе общеобразовательной школы. Он увлекается музыкой и играет на бас-гитаре в кружке современной музыки. На какой ступени образования находится Николай?

1) начальное образование

2) среднее (полное) общее образование

3) общее основное образование

4) начальное профессиональное образование

Это среднее полное образование. Начальное — 1−4 классы, общее основное — 1−9 классы, начальное профессиональное после получения основного общего — обучение в училище, профессиональном лицее.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 3 № 36

Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На каком уровне образования находится Павел?

1) среднее профессиональное

2) высшее профессиональное

3) основное общее

4) среднее общее

Среднее профессиональное — после основной школы обучение профессии и получение среднего образования (техникум, колледж); высшее профессиональное после среднего общего обучение в высших учебных заведениях (институт, университет, академия); основное общее — 5−9 классы; среднее общее — 10−11 классы.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задание 21 № 972

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Читайте также: