Армяне граждане какой страны

Обновлено: 25.06.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

В книге отмечается: «Ныне миру известны армяне-хемшины – выходцы из Трабзона – османского вилайета в Малой Азии. Это – субэтническая группа, близкая к местным курдам-хемшинам. В начале XX века на Северном Кавказе отмечены армяне-черкесогаи, а также армяне, говорившие на адыгейском языке (то есть на языке кавказской семьи). Еще в конце XIX века в Армавире были известны армяне, жившие среди горцев-шапсугов и усвоившие их нравы, обычаи и говорящие по-шапсугски (то есть на языке кавказской семьи). В начале XX века в восточной части Малой Азии фиксированы хемшилы – армяно-мусульманское племя, состоящее из двух групп, резко разнящихся между собой: баш-хемшилы и хопе-хемшилы. Прозвание хемшилы эти армяне получили по селу Хемишин в Малой Азии. Причем хопе-хемшилы говорили также по-армянски, и в прошлом были христианами, а в начале XX века, когда их описали, являлись мусульманами и говорили по-турецки.

В конфессиональном отношении армяне также неоднородны. Не все они придерживаются григорианства: среди них известны католики, протестанты, православные. Начало армянскому католичеству положено в XIV веке. Полного отделения неофитов католицизма от армянской церкви не было, от них требовалось только принятие основных догматов католической религии, а главное – признание папы Римского. Лютеранство среди армян распространялось в XIX веке, в связи с деятельностью на Кавказе базельских миссионеров. Православие среди армян стало распространяться в 40-х годы XIX века, в частности в Нахчиванском и Эчмиадзинском уездах Иреванской губернии.

Таким образом, среди армян существует разница в наречиях и конфессии, и их можно разделить на несколько историко-культурных и территориальных общностей.

В этом исследовании Григорян рассмотрена, проанализирована и объяснена уже не одно столетие существующая армянская многоплановая этно-конфесионально-культурно-лингвистическая палитра, подтверждающая разнородность армян по многим признакам.

Григорьян описывает следующие субэтнические группы современных армян:

1. Хемшилы – самоназвание хемшин, хемшил, хемшинли, хемшильцы, турки; они представляют собой исламизированную и ассимилированную османами часть амшенских армян Черноморья. Этноним происходит от топонима Хемшин, Малая Азия. Исламизация способствовала переориентации этих армян на османо-мусульманскую культуру, вследствие чего произошла полная перемена их этнокультурного облика, вплоть до утраты этнического самосознания.

На Северном Кавказе и сегодня известны армяне-хемшины – выходцы из Трабзона, османского вилайета в Малой Азии; это – субэтническая группа, близкая к местным курдам-хемшинам. Они были зафиксированы там еще в начале ХХ века как хемшилы – армяно-мусульманское племя, состоящее из двух групп, резко разнящихся между собой: баш-хемшилы и хопе-хемшилы. Хопе-хемшилы говорили также по-армянски, и в прошлом являлись христианами, а в начале ХХ века, когда их описали, уже стали мусульманами и говорили по-турецки.

В связи с армянами-хемшинами, которые первоначально обитали только в Османской империи, Г.А.Шпажников отмечает, что они стали переходить в ислам на рубеже XVII-XVIII веков: «Хемшины – интересная религиозная община армян, исповедующих ислам…

2. Цыгане-армяне, или боша, самоназвание лом, – приверженцы армяно-григорианства, но есть среди них и мусульмане; говорят по-армянски.

4. Донские армяне – они переселились в XVIII веке из Крыма в область Великого войска Донского (ныне Ростовская область); сохранили язык, веру и самосознание.

5. Амшенские армяне - до сего дня они, вследствие исторических причин, проживают в Малой Азии, в изоляции от материнского этноса. Для них характерен амшенский диалект родного языка, который наиболее отклонился от литературной нормы.

7. Армяне-католики – говорят на западно-армянском варианте родного языка, но в Грузии пользуются в обиходе грузинским и тюркским. Влияние католицизма на армян этой зоны возросло на рубеже XIX-XX веков, тогда в Тифлисе имелось 35 армяно-католических храмов. До сего дня районом их компактного проживания остаётся грузинская губерния Самцхе-Джавахети. До сего дня с Иране, кроме прихожан армянской церкви, есть армяно-католики.

8.Армяне-греки – приверженцы православия греко-халкидонитского толка, то есть они являются диофизитами, в отличие от монофизитского армяно-григорианского христианства. Говорят на родном и грузинском языках.

9. Армяне-черкесогаи – самоназвание эрмелы. В этнографической литературе известны как черкесогаи, или горские армяне. Проживают на Северном Кавказе среди мусульманского населения, потому утратили свою традиционную культуру и родной язык, полностью заимствовали местные обычаи и языковые диалекты адыгов, но знают и русский. Черкесогаи остались григорианами. Тем не менее, они не всегда однозначно могут определить свою этническую идентичность: одни считают себя черкесогаями, другие – черкесами, третьи – армянами. Возможно, по этим причинам соседи именуют их по-разному: черкесогаи, армяне, черкесы, черкесские армяне. В начале ХХ века на Северном Кавказе были отмечены не только армяне-черкесогаи, но и армяне, говорившие на адыгейском языке (то есть на языке кавказской семьи). Ещё в конце XIX века в этом же субрегионе, конкретно в Армавире, были известны армяне, жившие среди горцев-шапсугов и усвоившие их нравы, обычаи и говорящие по-шапсугски (то есть на языке кавказской семьи).

10. Армяне-зоки – по традиционной культуре принадлежат к общеармянскому культурному массиву, тем не менее, их считают армянами еврейского происхождения (скорее – иудейского, то есть по вере, так как евреем можно быть только по рождению от матери-еврейки.- Р.Г.), что дает основание выделить зоков в отдельную группу.

11. Ираноязычные армяне неверно считаются частью татов, говорящих на одном из языков иранской семьи. Дисперсно проживают в Исламской Республике Иран, говорят на родном и персидском языках.

Дополнительно о том, что армяне – разные народы, свидетельствует и армянская ономастика согласно, которой наиболее распространенные фамилии армян, а их примерно 450 с лишним, происходят от мусульманского корня: тюркского, арабского, персидского.

По мнению современного российского политолога С.В.Лурье: «Наиболее характерная особенность политического сознания армян состоит в отличающем армян от других народов постоянном анализе всех внешних факторов своего существования и создания на их основе словно бы своей географической карты. Современная политическая мифология вписала в себя исторический опыт Армении последнего столетия, то есть периода постоянных для этого региона геополитических катаклизмов, выливавшихся для армян в колоссальные исторические трагедии.

Подведя итоги открытой нами темы об этнической, религиозной пестроте и маршрутах кочевания армянского народа, хочется отметить, что мы имели целью показать процесс становления этого народа, давно потерявшего свою государственность и обретшего ее только в 20 веке на Кавказе за счет азербайджанских и грузинских земель.

Однако длительное отсутствие у армян навыков построения государства, дурная привычка воровать культуру, историю и земли соседних народов в итоге оборачивалась бедствиями для самого же армянского народа, который прошел за века огромный маршрут от Балкан, Средиземноморья, Малой Азии и до Кавказа.

Неумение или нежелание строить нормальные отношения с соседними народами или же вероломное предательство их и является основной причиной бедствий и постоянного кочевого образа жизни армянского этноса.

Чтобы понять этнические особенности армян, давайте изучим, откуда и как возникли армяне. В древние и средние века был составлен ряд работ о происхождении армян. Но основой генеалогии армян принято считать труды Мовсеса Хоренаци. Согласно Мовсесу Хоренаци, происхождение армян приписывается Айку Наапету. Однако в то время Мовсес Хоренаци не знал об Урартском государстве и приписывал урартские памятники Ванской области Ара Прекрасному. Айк считался сыном богов. Согласно Мовсесу Хоренаци 11 августа 2492 года до нашей эры Айк победил правителя Месопотамии Бела, чем подтвердил свою независимость. Именно в этот день появился настоящий армянский календарь. Согласно армянской легенде, в честь Айка Наапета наш народ получил имя “Ай”, а страна — Айастан. А от имени одного из его наследников Арама Наапета были получены имена “Армения” и “Армен”.

Этнические особенности армян

Этнические особенности армян / Айк и Бел

Однако существует и арабская легенда о происхождении армян, согласно которой армяне произошли от сыновей Ноя после потопа. Согласно этой легенде, у сына Ноя Иафета был сын Гомер, а затем внук Фогарма. Один из сыновей Фогармы был предком армян. Грузины произошли от сыновей его брата. Согласно этой легенде, армяне, греки, славяне, франки и иранские племена считаются родственными․

Антропологическое описание

Первым, кто ответил на вопрос о том, как выглядят жители Армянского нагорья , был Мовсес Хоренаци. Затем мы получаем представление о внешнем виде армян по сохранившимся монетам Арташесидов, на которых внешние черты изображённых царей практически не отличаются от черт жителей современной Армении. Антропологию армян изучали многие антропологи, поскольку армяне были единственными в регионе со своими уникальными характеристиками.

Различные учёные и антропологи утверждают, что армяне, принадлежащие к арменоидной расе, пришли из древних и средних веков, когда появился человек разумный. В Армянском нагорье он сформировался как южная ветвь европеоидной расы и остался неизменным на территории своего происхождения. Арменоидный тип сохранился с момента своего образования, и сегодня его отличительные черты обнаруживаются преимущественно среди армян. Арменоидный антропологический тип сформировался и развивался именно на территории Армянского нагорья.

Этнические особенности армян

Этнические особенности армян / Арменоидный антропологический тип

В советские годы, согласно классификации этнической антропологии, армяне начали считаться переднеазиатским типом, а арменоидный тип считался высоко националистическим. Но следует отметить, что название арменоид относилось не к нации, а к географическому положению, Армянскому нагорью.

Армяне, по сравнению с кавказскими народами, имеют три отличительных признака. Это длинный профиль носа, густой третичный волосяной покров и плоский затылок. Ещё одна особенность связана с глазами. Глаза армян окружены густыми волосами: густыми бровями и ресницами. Еще одна особенность — низкое положение уголков глаз, что придает грустное выражение глаз армянам. Однако это очень распространённая переднеазиатская черта.

Этнические особенности армян

Этнические особенности армян

Особенности фигуры армян в основном обусловлены горным географическим положением. Это является причиной низкого роста армян, широкой спины и сильных мышц рук. Хеттские орлиные носы образовались в результате недостатка кислорода. Все это сформировалось в результате адаптации к горным условиям.

Географическое положение влияет не только на физические, но и на психологические особенности. Нервная система горных народов намного сильнее. Они всегда готовы противостоять трудностям.

Однако, помимо всего этого, стоит отметить, что так называемого армянского гена не существует. Так же, как не существует японского или шведского гена. Существует анализ частоты гена, который показывает, что у некоторых народов частота генов бывает в одной форме, а у других народов — в другой. У армян, конечно, есть некоторые национальные особенности, но они также имеют много общего с другими народами мира. Другое дело, что у каждой нации есть определённые группы генов, которые встречаются чаще.

Этнические символы

Любая этническая группа с самого начала своего формирования пытается выделиться из других этнических групп. А лучший способ сделать это — создать свои собственные этнические символы. Этнические символы в основном вдохновлены миром природы, прошлым, культурой, мифами и даже внешностью людей. По этой причине этнические символы считаются важной составляющей идентичности и характера каждой нации.

Почти все страны имеют символы своей этнической идентичности, такие как Статуя Свободы в Америке, Триумфальная арка и Эйфелева башня во Франции, Папа Римский в Италии, или Махатма Ганди в Индии. Для армян такими символами являются гора Арарат , Месроп Маштоц, как создатель армянского письма, Вардан Мамиконян, как военачальник, принесший победу в одном из важнейших сражений в жизни армянского народа, Давид Сасунский, как главный герой армянского эпоса и как воплощение собирательного образа армянина.

Этнические особенности армян

Изменение или замена всех этих этнических символов новыми значительно влияет на идентичность нации. Однако, если с годами эти этнические символы не заменяются новыми, это может привести к фрагментации нации.

Есть распространённое убеждение, что этнические символы представляют психологическую целостность нации. В этом контексте можно сказать, что это уникальные коды, расшифровав которые можно выявить ряд важных компонентов национальной идентичности, таких как характер, менталитет и восприятие мира.

Создание этнических символов — это постоянный и непрерывный процесс. Если нация, параллельно со своими древними символами, не может создавать или заимствовать другие этнические символы, то это влияет на существование этнической группы.

Нужно также отметить, что армяне считаются этнически однородной нацией, поскольку этнические меньшинства составляют всего 3% населения Армении.

Армянские имена

Имя — это не только способ обратиться к кому-то, но и способ подчеркнуть национальные особенности. Армянские имена были созданы из любви к природе, отношений между народами, освободительных движений и войн. Айк — это первое армянское имя. Именно в честь этого мифического героя позже армянское государство получило название Айк, Айастан.

Этнические особенности армян

Этнические особенности армян / Айк Наапет

Согласно Мовсесу Хоренаци, Айк был 5-ым поколением Ноя. Он победил Бела и заложил основы армянского государства. Родственные имена Айка — Арменак, Арамаис, Арам, Ара. В основном преобладали имена исторических и мифических героев. Однако после принятия христианства начали распространяться и новые библейские имена. С годами список имён пополнялся новыми, а многие из старых имён были забыты.

Армянские имена имели чёткое разделение на мужские и женские имена. Большинство мужчин называли в честь богов, победителей и королей, а женщин называли не только в честь богинь и христианских дев, но и в честь цветов, природных явлений, драгоценных камней.

Богиня Анаит

В жизни армян наряду с их именем большое значение имели фамилии. В древние времена фамилия была способом узнать сына или наследника какого-либо человека. Значение фамилий на протяжении веков оставалось неизменным, изменилось только их строение. 99% армянских фамилий состоят из сочетания патриархального имени и частицы -ян. Но не всегда к частице -ян были привязаны патриархальные имена. Часто фамилии были связаны с профессией (Неркарарян, Бжшкян, Дарбинян и т.д.). Очень редко можно встретить фамилии с частицей -уни, корни которой намного старше.

Национальные ценности

Зеркало каждой нации — это её ценности. Армяне, несмотря на многие войны, сохранили не только свои традиции, но и самобытность, культуру, религию и язык. В течение веков они передавали всё то, что называется национальной ценностью.

Изобретение алфавита сыграло важную роль в сохранении национальных ценностей. С 405 года у армян был свой уникальный алфавит, который стал одним из самых важных национальных ценностей армян. В Европе только грузины и армяне имеют свой собственный алфавит, остальные нации используют в своём письме либо латиницу, либо кириллицу. Именно создание алфавита придало ещё большую ценность сохранению армянского языка и культуры.

Месроп Маштоц и армянский алфавит

Армяне увековечили свои культурные ценности и на ковре . Почти во всех провинциях Исторической Армении ткали ковры. Известный путешественник 13-го века Марко Поло, после путешествия в Малую Армению, рассказывал, что когда-то армяне и греки создавали самые деликатные и изысканные ковры.

Армянский национальный костюм, тараз , занимает особое место в списке национальных ценностей. Он отражает мышление людей. Тараз не только выражал нашу идентичность, но и был одним из стимулов сохранить эту идентичность, имея многовековую историю и будучи таким же богатым и разнообразным, как наш язык.

Тараз Западной Армении

Говоря о национальных костюмах, мы должны также выделить национальную песню и танец. Национальный танец является, пожалуй, самым уникальным и отличительным культурным элементом нации, неотъемлемой частью повседневной жизни и торжеств. Танец — это важное средство для выражения характерных черт народа, их образа жизни и степени цивилизации.

Можно бесконечно пополнять этот список национальных ценностей, так как национальными ценностями армян являются их история и пройденный путь, верования, тысячелетнее материальное и нематериальное культурное наследие.

Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.

Туристический блог об Армении

7 дней в Армении

7 дней в Армении

Вода как достопримечательность Армении

Озеро Арпи

Горные озёра Армении

Топ-7 горных озёр Армении

Топ-5 водопадов в Армении

Артени

Азатское водохранилище

Азатское водохранилище

Треккинг по горам Армении

Лето в Армении

armenian_geographic

Explore Armenia with us
Hiking and trekking tours in Armenia ⛰️
All the photos on our page are from our trips
☎️ +37443 00 5165 (Viber, WhatsApp)

Кто есть Армянин

В сложнейший современный период развития Армении и армянства, проблема армянской идентичности представляет не только академический интерес, но и весьма серьезную практическую значимость. Сильная национальная идентичность является стратегическим ресурсом в процессе строительства и упрочения национального государства.

Наоборот, размытость национальной идентичности никак не способствует и, более того, препятствует консолидации общества и личности вокруг общенациональных целей и задач.

Кто же есть на сегодня армянин? Вопрос этот, безусловно, весьма деликатен и затрагивает чувства миллионов людей (особенно наших соотечественников за рубежом), с другой стороны поиск ответа на него – насущная необходимость.

Реальность 1. Армянство сможет выжить только лишь в том случае, если выживет Армения – как государство и проживающий в нем армянский народ.

Реальность 2. Без Армении армянский Спюрк не представляет и не может представлять из себя нацию, т.е. – полноценный организм, обеспечивающий элементарное сохранение армянского рода, не говоря уже о сохранении и развитии армянского языка и культуры.

Реальность 3. Постоянно и неумолимо протекающие процессы аккультурации и ассимиляции в Спюрке за последнее десятилетие резко ускорились, приобретя, фактически, беспрецедентные масштабы. В частности, с каждым годом, в результате эмиграции, редеют армянские общины на Ближнем Востоке, где до последнего времени процент смешанных браков был крайне низок, эффективно действовали армянские школы и другие общинные структуры. Через лет 20-30 лет от когда-то мощных общин в Ливане, Иране, Сирии останутся, в лучшем случае, лишь маленькие ячейки, как это уже случилось с армянами Ирака. Армяне же, проживающие в России и в развитых странах Запада, подвержены скоротечной аккультурации и ассимиляции.

Реальность 4. Без армянского языка нет армянской культуры, язык – фундамент и наиважнейшее средство сохранения армянского этноса наряду с государственностью и подконтрольной ей территорией. То, что многие наши соотечественники, в особенности в Спюрке, могут чувствовать и считать себя армянами без знания армянского языка, возможно лишь благодаря тому, что часть армянской нации, проживающая в Армении, все еще продолжает говорить, писать, создавать на армянском языке.

На минуту представим гипотетическую ситуацию: армяне в Армении забыли родной язык и общаются друг с другом, получают образование, пишут и создают на иностранном, неважно на каком – русском, английском или китайском. Это же будет означать не что иное как конец преемственности в армянской цивилизации, конец армянской культуры, конец армянского народа!

А ведь сегодня проблема сохранения и развития армянского языка (читай – армянской культуры) стоит во весь рост уже и в самой Армении! Это связано, как уже было сказано, с сокращением численности носителей армянского языка (в том числе потенциальных – детей, получивших и получающих за рубежом неармянское образование), за счет эмигрировавших за рубеж наших соотечественников, и отсутствием должной защиты армянского со стороны государства.

После 16 лет независимости пора бы уже по достоинству оценивать базисную роль и место языка в национальной жизни, чего пока не происходит ни на уровне политической элиты, ни на уровне довольно значительной части армянской интеллигенции. Наоборот, в вопросе языковой политики, как и в некоторых других вопросах, все еще делаются попытки повернуть вспять армянское политическое мышление.

Выводы

Вывод 1: армянский этнос находится в активной стадии борьбы за выживание на почти что чудом (вернее – ценой неимоверных жертв) сохраненном осколке собственной Родины. Другими словами, армянский этнос – это организм борющийся, основная жизненно важная функция этого организма – борьба за выживание.

Вывод 2: основные фронты борьбы за выживание проходят не только по линии границ Армении с Азербайджаном и Турцией, но уже явно и внутри страны: это и демография, и экономика, и социальная сфера, и наука, и образование, и т.д. Эмиграция армян, независимо от ее причин, полностью или частично выводит их за пределы центрального поля борьбы за выживание – из Армении. Их репатриация, наоборот, означает прибытие насущно необходимого резерва.

Именно исходя из вышеизложенной конкретной стратегической ситуации, сформи-руем ответ на вопрос: кто же сегодня армянин и в чем его отличие от армянина по проис-хождению.

Армянином является тот, кто:

1) считает своей единственной Родиной Армению, причем в двух временных и территориальных измерениях: в ее исторических и настоящих границах;

2) психологически сильно привязан к Армении — ее территории, народу, языку и культуре;

3) на личностном уровне чувствует ответственность за судьбу Армении и берет на себя политические обязательства по отношению к ней;

4) серьезным образом задумывается и рассматривает все возможности репатриации, своей собственной и своей семьи;

5) является или стремится сам стать носителем армянского языка и культуры;

6) стремится к сохранению своего потомства как армянского, в том числе, посредством передачи своим детям армянского языка и/или их введения в ареал национальной культуры.

Те же из наших соотечественников, кто уже считают своей Родиной не Армению, а страну своего рождения или же гражданства, не чувствуют по отношению к Армении каких-либо политических обязательств и психологических привязанностей, не желают думать о жизни на Родине, не стремятся стать носителями армянского языка, осознанно или бессознательно смирились с неизбежной аккультурацией и ассимиляцией своих детей – могут считаться армянами лишь по происхождению, поскольку на самом деле они либо космополиты, либо представители другой национальности.

И вовсе не важно – будут ли они при этом бить себя в грудь и кричать, что они и есть самые настоящие армяне (форменный самообман!). Главное – что такой индивид по тем или иным причинам оказался за пределами жизнедеятельности нации и не принимает в ее жизни какого-либо личного участия, причем – в критический и судьбоносный для нее момент.

В этой связи хотелось бы также отметить, что генетическая составляющая армянской, как и любой другой этнической идентичности является вторичной. Вопрос об истинной этнической принадлежности индивида решается его личной вовлеченностью и вкладом в жизнедеятельность общего организма той или иной нации.

Таким образом, нам следует различать, армянина, с одной стороны, а с другой – человека, имеющего армянское происхождение. Это вовсе не означает считать первого лучше, а второго хуже. Просто второй уже не может и не хочет жертвовать чем-либо ради Армении и, в принципе, имеет уже в корне отличающееся национальное самосознание.

Армянам по происхождению было бы полезно честно, без самообмана и лицемерия посмотреть на самих себя: в основном они уже вышли и находятся вне поля жизнедеятельности нации. Тем не менее дорога для них все еще открыта в обе стороны: полная и бесповоротная ассимиляция или же возврат к национальным корням, обретение армянского языка и культуры, участие в национальной жизни.

В этом смысле добрая половина Спюрка есть потенциальные армяне. К сожалению, в самой Армении тоже немало таких отчужденных, потенциальных армян, частично или полностью оторванных от армянского языка, культуры и политики, не осознающих общей для всех угрозы уничтожения.

Хочу повторить то, о чем писал не раз. Сохранение армянства за рубежом не может быть самоцелью. Истинная цель сохранения армян Спюрка – воссоединение на собственной земле, под сенью независимой государственности, пока что на той территории, которая находится под контролем армянских вооруженных сил. Считать сохранение армянства самоцелью (как это делает значительная часть армян зарубежья) – значит резко ослаблять важнейшие элементы того же “айапахпанума”.

Борьба за физическое выживание есть, к сожалению, стержневая функция жизнедеятельности армянского этноса. Именно эта функция диктует и фундаментальную составляющую армянской идентичности – непосредственную личную вовлеченность в борьбу за осуществление национальных чаяний, коими на сегодняшний день являются:

• сохранение любой ценой той минимально необходимой для безопасности Армении территории, на которой она существует во весь период своей независимости (РА и НКР вместе с освобожденной вокруг нее исконно армянской землей),

• увеличение численности армянского народа на своей родине,

• сохранение армянства Джавахка,

• построение правового национального государства, основанного на принципах социальной справедливости, демократии и защите национальных интересов и ценностей, включая развитие армянского языка и культуры.

На пути этой борьбы приходится преодолевать огромные препятствия, различные практические, идеологические и психологические табу, запреты и закостенелые стереотипы, исходящие в конечном счете из неармянских источников, хотя часто претворяемые в жизнь руками армянских же политических структур, которые давно или же недавно оказались в кабальной зависимости от внешних сил.

Вовлеченность армянина в борьбу с этими целями способна придать ему такое богатство укрепляющих этническую сопротивляемость эмоций, чувств и знаний, что у него/нее возникнет стремление и потребность усвоить и стать носителем базисных элементов национального самосознания – языка, культуры, традиционных нравов и обычаев.

Суммируя сказанное, можно заключить, что поскольку Армения как нация, как совокупная единица и целостный организм, вовлечены в длительную борьбу за выживание с превосходящими ее по численности, ресурсам и территории силами (Турция и Азербайджан), то этнически дифференцирующей самой естественной и функционально самой мощной характеристикой армянина является осознание и взятие им лично на себя, по мере его/ее сил и возможностей, отвественности за судьбу родины.

P.S. В конце предлагаю прочитать на армянском отрывок из стихотворения Рафаеля Патканяна “Армянин и армянство”, написанного еще в 1855 г., и одно высказывание Гарегина Нжде, которые как нельзя кстати подходят к нашей дискуссии.

Ո՞վ է հայը. միթե՞ նա է, որ խոսում է հայ լեզվով, Եվ կամ՝ որի մականունը հանգում է յան մասնիկով, Որ ուտում է ամենայն օր ճաշին տոլմա ու փըլավ, Կամ՝ պարծանոք միշտ հագնում է հայի գըդակ ու հալավ։ Ո՞վ է հայը. միթե՞ նա է, որ գընում է Հայի ժամ, Ու տարենը հաղորդվում է խիստ սակավից՝ չորս անգամ, Որ կյանքումը պաս չի կերել, ծոմ էլ պահում է նույնպես, Հորանջելիս խաչ է կնքում՝ բաց բերանն ու երես։ Չէ, սիրելիս, ազգությունը չէ արտաքին արարմունք, Հայ ծընելըդ անգամ չի տալ քեզ հայության իրավունք… Թե դու հայ ես՝ հայությունդ պիտի հարգես անպատճառ, Հայաստանը պիտի լինի հուսո աստղ քեզ համար… Սիրե ազգըդ ոչ լոկ խոսքով, սիրե ինչպես քու անձը, Նորա օգտին, թե պետք լինի, զոհե բոլոր քու գանձը։ Մի խնայիլ կյանքըդ անգամ, արյունըդ բեր նորան զոհ Ոչ այն հուսով, որ քու ազգը իսկույն լինի քեզնից գոհ։

Эти совпадения могут означать лишь одно: борьба за существование армянской нации продолжается уже более полутораста лет.

Армен Айвазян, док. пол. наук Директор Центра стратегческих исследований “Арарат”

"Греческая версия" этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского. По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов "царя мира" это предание и возникло. Более поздние историки - Евдокс и Геродот говорили о фригийском происхождении армян, находя схожесть двух племен в одежде и языке. Сегодня большинство ученых признают, что армяне с фригийцами - родственные нации, развивавшиеся параллельно.
По армянской версии происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное "отцом армянской историографии" и автором труда "История Армении" Мовсесом Хоренаци. Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сын Арай. В этой мифической версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.
В середине прошлого века в армянской историографии стали популярны так называемые "хайасские гипотезы", в которых первородиной армян становится Хайас - территория восточнее Хеттского царства. Собственно, в хеттских источниках Хайас и упоминается. Армянские учёные, такие как академик Яков Манандян (бывший приверженец миграционной теории), профессор Еремян и академик Бабкен Аракелян написали научные работы на тему новой "колыбели армян". Основная до этого времени миграционная теория была признана "буржуазной". Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике. В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу "Происхождение армянского народа". В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а "хайасские теории" называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.
Ани Липаритян в портале " Sputnik Армения" в статье "Кто такие армяне?" пишет: Преимущественно во всех крупных странах мира проживают представители армянских общин. Больше всего армян проживает в России, Франции и США. Самое интересное, что у армян порядка 50 диалектов, при этом, существуют западноармянский и восточноармянский языки, на которых говорит подавляющее большинство представителей этой нации. Что касается восточноармянского, то это один из современных вариантов армянского языка, на котором говорят в современной Армении.
Вторая разновидность армянского языка распространена среди армянской диаспоры. Эта группа армян преимущественно проживает в Северной и Южной Америке, Европе и Ближнем Востоке. Несмотря на то, что диалекты очень сильно отличаются, армяне могут спокойно общаться друг с другом, говоря на своем диалекте. Самые сложные для понимания армянские диалекты у жителей Зангезура и Карабаха. Именно по этой причине многие армяне не говорят на родном языке, но прекрасно владеют языком той страны, в которой проживают".
https://ru.armeniasputnik.am/analytics/20151022/924411.html
Госпожа Липаритян умалчивает известный факт о том, что армяне на Южном Кавказе появились два столетия назад, при содействии оккупационных войск России.
Армянский исследователь Филипп Экозьянц в интевью "Ни один из мифов об "истории" армян и Армении до XVIII века не создан армянами"(портал "Вестник Кавказа") на вопрос :
" Когда начинается армянское переселение на Кавказ?" ответил следующее:
- Были предки армян, которые проживали на Кавказе до XIX-XX веков. Большое количество армян, которые уже осознавали себя армянами, переселились на Кавказ в XIX-XX веках из Восточной Анатолии (или Большой Армении).
- Что можно сказать о современной армянской научной и научно-популярной литературе по истории, посвященной древности и средневековью? Какие из ставших привычными представлений об истории армян являются мифами, созданными не армянами, а от их имени?
- Это слишком обширная тема для одного интервью, но могу утверждать, что ни один из мифов, на которых базируется "история" армян и Армении до начала XVIII века, не создан армянами.
- Тогда в целом, что правда, а что ложь из сведений о ранней истории армян?
- В текстах, которые выдаются сегодня за армянскую историю, правдой может быть все, но нам неизвестно, откуда они появились, кем, где, когда и на каком языке изначально были написаны. Возможно, эти тексты отражают реальные события, произошедшие на нашей планете – но их правда не имеет прямого отношения к тем, кто сегодня называет себя армянами. Разве только в том смысле, что армяне – это тоже жители планеты Земля.
- Была ли Армения первым государством, принявшим христианство? Где находилось первое армянское епископство?
- Во-первых, Армения не была государством. Во-вторых, источники информации о событиях полуторатысячелетней давности крайне скудны, их авторство и время создания точно установить невозможно. В-третьих, до того, как образованность населения поднялась хотя бы на минимальный уровень, и до того, как появились механизмы опроса населения и получения статистических данных, "принятие" христианства на государственном уровне могло означать всего лишь обращение князя, короля или царя в христианство. Выискивать в этом событии какое-либо национальное "величие" – это обычное невежество, смешанное с гордыней.

Реальная история появления армян на Кавказе

В последнее время попытки присвоения армянской стороной исторических памятников и образцов азербайджанской культуры стали приобретать все больший размах. Воруют и присваивают наши бедовые соседи все - от истории до кулинарных рецептов.

С этой точки зрения очень интересно и показательно исследование, проведенное в книге "Армянские инородные сказки" главой Государственного агентства по авторским правам Камраном Имановым.

Ранее книга уже публиковалась, была выставлена и в Интернете, однако, учитывая, что информационная война против Азербайджана набирает обороты, мы посчитали нужным вновь представить ее вниманию читателей.

В книге обстоятельно и аргументированно исследуются корни, причины и последствия армянских фальсификаций и плагиата.

Предлагаем нашим читателям главы из указанной книги.

В "Истории армянского народа" утверждается, что ". колыбелью человечества, его прародиной является Армения". Армяне - самый древний народ и язык армян - древнейший из всех известных. Идея исключительности и особой миссии армянского этноса и сегодня продолжает оставаться маниакальной, несмотря на предупреждения некоторых реалистичных политических деятелей Армении о том, что раздувание исключительности и отверженности - тупиковый путь для армянского этноса. "Видеть во всех врагов - самому стать врагом для всех. Это не путь, это бездна" (Сурен Золян).

Одна из многих граней творимой легенды об армянской исключительности - повсеместное утверждение армянством мнения о том, что они являются аборигенами Кавказа, наследниками "Великой Армении от моря до моря". Пришлость же армян, их насельничество на сегодняшних и на предшествующих "транзитных" местах обитания давно доказана исторической наукой. Геродот - "отец истории народов" пишет: "Страну, располагающуюся у верхнего течения Ефрата, именовали Арменией". Армяне "проживали в западной части нагорья, именуемого Армянским" (Геродот, "История; Изд. "Наука", Ленин¬град, 1972). А вот мнение известного историка И Дьяконова, отраженное в его монографии, изданной в Армении: "Армянский этнос сформировался вне пределов Кавказа" (И.Дьяконов, "Предистория армянского народа", Ереван, 1958). Теперь уже общеизвестно, что Армения не является родиной армянского этноса. И с этим вынуждены считаться и сами армянские ученые.

Академик М.Абегян: ". где корни армянского народа, как, когда, в какое время, откуда и какими путями он пришел сюда. Мы не располагаем точными и ясными свидетельствами этого" ("История армянской литературы", Ереван, 1975).

"Предки армян пришли с Балкан" ("История армянского народа", Ереван, 1980).

Как и утверждают ныне сами армянские авторы, "древнейшим ядром армян было население северо-восточной части Малой Азии. Эта страна. именовалась Арма-тана, а позднее Хайаса. Уже оттуда предки армян перебрались к юго-востоку озера Ван (ХП в. до н.э).

Исторически известно, что в IX в. до н.э. в Восточной Анатолии, вблизи озера Ван сформировалось государство Урарту (Биани), которое в середине VIII века до н.э. присоединило к себе Хайасу под названием Арме. Тем самым "Арме", равно как и "Хайаса" - название и самоназнание сегодняшней Армении исходят именно из указанных географических областей.

Не случайно, Дьяконов считает, что "поскольку древне-армянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья, ясно, что он занесен сюда извне".

Более того, в раннем средневековье и в последующем, нахождение армян на земле, населенной тюркским этносом, позволило им выжить и, этнически сохраниться. Известный специалист Левон Дабегян: ". армяне своим национальным существованием и впрямь обязаны сельджукским и османским тюркам. Если бы мы остались среди византийцев или других европейцев, армянское имя всего-навсего могло сохраниться только в исторических книгах".

С подобным армянским откровением нельзя не согласиться, поскольку сами же армяне в своей книге "Армянская средневековая литература", подготовленной Институтом литературы им. М.Абегяна и изданной издательством "Советан грох" на русском языке в Ереване в 1986 г. со ссылкой на своего средневекового историка Себеоса, приводят исторический документ - письмо византийского императора Маврикия (582-602) царю Персии Хосрову: ". народ (армяне) . живет между нами и мутит. ". И далее говорится, что их нужно изгнать с земель Византии и Ирана. Комментарии здесь, как говорится, излишни.

Согласно историческим хроникам, после армянских погромов, учиненных Византией в конце первого тысячелетия, армянский католикос для спасения нации обращается к сельджукскому султану Арп-Аслану с мольбой о помощи, и султан берет армян под покровительство. Мы приводим мнение 26 армянского католикоса Барсеса о султане Мелик-шахе, улучшившим положение армянской церкви после обращения к нему: "Он всюду сумел создать мирное и справедливое правление. в силу своего величия, никому не причинил бед".

А вот цитата, взятая у армянского историка Матевоса о проживании армян на землях, населенных тюркским этносом, и отношении тюрков к ним. "Правление Мелик-шаха было угодно Богу. Его власть распространилась вплоть до дальних стран. Она принесла спокойствие армянам. Он был преисполнен милосердия к христианам, проявлял отеческую заботу к народам. ". И последнюю цитата, которую мы приводим, - это армянское свидетельство, характеризующее правление султана Фатеха: "Сказать, что с покорением султаном Фатехом Стамбула (Константинополя) для армянских судеб зажглась звезда, означает подчеркнуть историческую правду. ". Кончилось все это, как известно, тем, что армяне повсеместно пытаются навязать мировой общественности измышления о так называемом геноциде в Османской Турции.

Проникновение армян в области Южного Кавказа связано со значительно более поздними временами. Вместе с тем в советское время армянами был учинен фарс с 2750-летием крепости Эребуни, название которой было идентифицировано с Иреваном (Ереваном). Далекие годы расцвета Урарту эту закавказскую территорию, по сведению источников, урартийцы рассматривали как "землю вражескую" и которую впоследствии завоевали. Выходит, что Эребуни был заложен во вражеской стране армянами в те годы, когда они входили как область в состав государства Урарту.

Армяне, как пришлый этнос, расселяются на территории исторического Азербайджана, начиная с XV века, проникая сюда с территорий современного Ирака, Ирана, Турции и Сирии. В XVI веке процесс переселения армян на земли азербайджанских ханств активизировался, и особенно усилилось их проникновение на земли Иреванского ханства, территорию, которая, по существу, является сегодня территорией республики Армении. Именно в эти годы Реванхан - правитель ханства - написал знаменитому шаху Исмаилу Хатаи: ". из Месопотамии, на побережье озера Ван, а оттуда сюда, на Кавказ, на огузско-тюркские земли, переселяющиеся небольшими партиями по 5-10 человек, армяне вместо того, чтобы заниматься ремеслом, как было условлено, стремятся осесть, строят церкви и тем самым пытаются создать впечатление, что являются аборигенами Кавказа, а это принесет нам в будущем много неприятностей. Все это финансируется из размещенного в Аг Кился (Эчмиадзин) католикасата. ".

Действительно, это были пророческие слова, свидетельствующие об истоках заселения армянами земель: сначала отдельными семьями, затем небольшими группами и колониями, и тем самым создавались территориальные предпосылки для армянской государственности на исконных землях Иреванского ханства.

С целью создания армянской государственности на землях Азербайджана в Аг Кился (Эчмиадзин) в XV веке была переведена армянская церковь с патриаршим престолом, взявшая на себя политические и государственные функции в условиях отсутствия армянской государственности. С того времени история Иревана, Нахчывана и Зангезура представлялась армянами как история "Восточной Армении".

И, конечно, переселение армян на Кавказ, особенно на территории Нахичеванского, Иреванского и Карабахского ханств, на исконную азербайджанскую землю, получило мощные импульсы после Гюлистана и Туркменчая. Тем не менее, если в XVI веке в Иреванском ханстве проживало 15 тысяч пришлых армян, то, несмотря даже на резкое нарастание численности колонистов в момент создания в 1828 году царским правительством Эриванской области взамен ликвидированного Эриванского ханства, население ее на 80% все же состояло из азербайджанцев.

В годы советской власти наряду с выселением азербайджанцев из исторических мест проживания, территория Азербайджана последовательно присоединялась к Армении. Если до мая 1920 г. территория Азербайджана составляла 114 тыс. кв. км, то впоследствии она была урезана на 28 тыс. кв. км и стала равной 86 тыс. кв. км. Тем самым она была уменьшена в объеме, примерно равном территории Армении (29,8 тыс. кв. км).

Такова вкратце историческая хронология заселения армянами Южного Кавказа за счет азербайджанских земель, объявленных ныне армянством историческим местом проживания своего этноса. Процесс этот не мог протекать мирно, он инициировался армянским террором, гонениями против местного населения, принявшими характер геноцида. Он всегда прикрывался исторической ложью, подлогами и искажениями, фарисейством по отношению к тем, кто дал приют армянским переселенцам, и продолжает сопровождаться территориальными притязаниями к нашим землям параллельно с претензиями на наше культурное наследие.

Читайте также: