Что из представленного является минимальной единицей речи оформленной грамматически и интонационно

Обновлено: 18.05.2024

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

123. Разряд служебных слов, соответствующих по значению предлогу, но занимающих постпозитивное положение, – это

124. Служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова, – это

125. Грамматический элемент, выступающий в языке в виде служебного слова или аффикса и служащий для выражения определенности/неопределенности категории, – это

126. Раздел грамматики, изучающий словосочетание, предложение, текст, – это

127. Основные синтаксические конструкции —

128. Синтаксемами первого порядка являются

129. Синтаксемами второго порядка являются

130. Синтаксемами третьего порядка являются

131. Типовое соединение словоформ, характерное для того или иного языка, – это

1) сочетание слов

132. Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово получает те же категории, что и главное слово, – это

133. Согласование может быть

1) предложным и беспредложным

2) союзным и бессоюзным

3) полным и неполным

134. Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово имеет зависимую форму: она не повторяет категорий главного слова, а вызывается его грамматическими и лексико-грамматическими свойствами, – это

135. Управление может быть

1) предложным и беспредложным

2) союзным и бессоюзным

3) полным и неполным

136. Вид подчинительной связи, представляющий собой конструкцию из двух существительных, из которых одно определяет другое, – это

137. Вид подчинительной связи, состоящий в том, что суффикс или служебное слово, семантически относясь к стержневому слову, ставится при первом слове словосочетания, объединяя тем самым в единое целое как простые, так и сложные словосочетания, – это

138. Вид подчинительной связи, при котором основы, снабженные аффиксами, оформляют как словосочетания и предложения, так и слова; происходит объединение основ слов в единое морфологическое целое, – это

139. Вид подчинительной связи, при котором не используется специальных средств подчинения, – это

140. Минимальная коммуникативная единица речи – это

141. Важнейшими признаками предложения как синтаксической единицы являются следующие:

1) структурность и значимость

2) предикативность и модальность

3) парадигматичность и синтагматичность

142. Предикативность – это

1) оценка высказывания с точки зрения реальности/нереальности

2) отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим

3) соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами

143. Модальность – это

1) оценка высказывания с точки зрения реальности/нереальности

2) отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим

3) соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами

144. Реальность – это

1) оценка высказывания с точки зрения реальности/нереальности

2) отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим

3) соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами

145. Конститутивный член суждения – то, что высказывается (утверждается или отрицается) о субъекте, – это

146. Предикаты, указывающие на вхождение предмета в класс, – это

147. Предикаты, указывающие на устойчивые или преходящие, собственные или несобственные, динамичные или статичные признаки субъекта, – это

3) временные и пространственные

148. Предикаты, указывающие на отношение одной субстанции к другой, – это

149. По количеству предикативных основ предложения делятся на

1) простые и сложные

2) сложносочиненные и сложноподчиненные

3) распространенные и нераспространенные

1) повествовательные, вопросительные и восклицательные

2) сложносочиненные, бессоюзные и сложноподчиненные

3) повествовательные, вопросительные и побудительные

152. Тип предложения, основной целью которого является волеизъявление, побуждение к действию, – это

153. Тип предложения, основной целью которого является выражение вопроса, обращенного к собеседнику, – это

154. Предложения, эмоционально окрашенные, – это

155. Эмоциональную окраску могут иметь

1) различные типы предложений

2) только побудительные предложения

3) только повествовательные

156. В зависимости от характера выражаемого в предложении отношения к действительности предложения делятся на

1) субстантивные и глагольные

2) утвердительные и отрицательные

3) союзные и бессоюзные

157. По наличию/отсутствию второстепенных членов предложения делятся на

1) субстантивные и глагольные

2) утвердительные и отрицательные

3) распространенные и нераспространенные

158. Предложение, имеющее только позиции главных членов – подлежащее и сказуемое, – это

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 51 синтагма

Словосочетание, представляющее собою цельную синтаксическую интонационно-смысловую конструкцию, в которой слова́ - главное и зависимое - сочетаются по определенным правилам.

СИНТА́ГМА, синтагмы, жен. (греч. syntagma, букв нечто соединенное) (линг.). Сочетание слов или частей слов, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого.

1. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях.

2. Ритмико-мелодическая единица слитной речи, грамматически оформленная и выражающая в пределах более сложного целого (предложения) относительно законченную мысль.

СИНТА́ГМА -ы; ж. [от греч. syntagma - соединённое] Лингв. Словосочетание, представляющее собой цельную синтаксическую интонационно-смысловую единицу. Типы синтагм. Элементы синтагмы сочетаются по определённым правилам. Учение о синтагме. С-ие отношения. С-ое членение. С. ряд. С-ие изменения.

синта́гма (греч. sýntagma, буквально - вместе построенное, соединённое), 1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

2) Сложный языковой знак, обычно двучленный, составленный из слов или морфем, соединённых определённым типом связи (например, определительной).

СИНТАГМА - СИНТА́ГМА (греч. syntagma, букв. - вместе построенное, соединенное),

1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

2) Сложный языковой знак, обычно двучленный, составленный из слов или морфем, соединенных определенным типом связи (напр., определительный).

СИНТАГМА (греч. syntagma - букв. - вместе построенное, соединенное),1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.2) Сложный языковой знак, обычно двучленный, составленный из слов или морфем, соединенных определенным типом связи (напр., определительный).

Словосочетание, представляющее собой цельную синтаксическую интонационно-смысловую единицу.

[От греч. σύνταγμα - нечто соединенное]

синта́гма, синта́гмы, синта́гм, синта́гме, синта́гмам, синта́гму, синта́гмой, синта́гмою, синта́гмами, синта́гмах

сущ., кол-во синонимов: 3

(от греч. σύνταγμα, букв. - вместе построенное,

соединённое) - 1) интонационно-смысловое

единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может

состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Л. В. Щерба определил синтагму как фонетическое единство, выражающее единое смысловое

целое в процессе речи-мысли. В решении вопроса о членении речевого

потока он исходил из единства смысловой и звуковой сторон языка при

доминирующей роли первой. Поскольку синтагму составляют слова, тесно

связанные по смыслу, она обычно представляет собой и синтаксическое единство. Так, в отдельные синтагмы

выделяются обособленные члены предложения, вводные и вставные конструкции и т. п. Однако

совпадение синтаксического и синтагматического членения

необязательно. Разное синтагматическое членение одного предложения

передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к

различения смысла внешне омонимичных, но

различных по синтаксической структуре предложений, например: «Как

Синтагма является речевой единицей, в рамках

которой реализуются правила коартикуляции и

варьирования звуков, в частности позиционно обусловленные изменения

звуков на стыке слов (сандхи). Будучи

минимальной интонационной единицей, в которой реализуются

интонационные конструкции данного языка, синтагма структурно членится на

ритмические группы, объединённые словесным

С фонетической стороны членение потока речи на синтагмы достигается

как особым оформлением границ между синтагмами, так и объединением

слов внутри синтагм. Основное средство членения на синтагмы - пауза, которая обычно выступает в

интенсивностью и темпом речи и может

замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Целостность синтагмы

достигается прежде всего невозможностью пауз внутри синтагмы и

определённой акцентной структурой, придающей каждому слову синтагмы ту

или иную степень ударенности. Одно из слов синтагмы (обычно последнее)

характеризуется наиболее сильным ударением (так называемым

синтагматическим). В случае особого выделения одного из слов

(например, при противопоставлении) главное ударение может падать на

любое слово синтагмы (так называемое логическое ударение). Главноударный

слог синтагмы образует её интонационный центр. Другие средства

объединения слов в синтагмы - единый мелодический рисунок того или иного

вида (так называемый интонационный контур), а также характерное для

данного типа синтагмы изменение значений интенсивности и

Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них

слов (например, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в

высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их

интонационного контура (синтагмы завершённые, незавершённые, вводные,

противительные, изъяснительные и др.).

2) Последовательность двух (или более) языковых

Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация

русского языка, М., 1963;

Щерба Л. В., Фонетика французского языка, М., 1963;

Буланин Л. Л., Фонетика современного русского языка, М.,

Гордина М. В., Фонетика французского языка, Л., 1973;

Виноградов В. В., Понятие синтагмы в синтаксисе русского

языка, в его кн.: Избранные труды. Исследования по русской грамматике,

Соссюр Ф. де, Курс общей лингвистики, в его кн.: Труды по

языкознанию, [пер. с франц.], М., 1977.

Н. Д. Светозарова.

синтагма (др.-греч. σύνταγμα нечто соединенное, строй, войско)

Одна из основных интонационных единиц. Ее называют также тактом. Синтагма, по Л.В. Щербе, создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее.

Синтагма выполняет две функции:

1) фонетическую (синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку);

2) семантическую (семантическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания).

Зачастую термин "синтагма" употребляется в следующих значениях:

1) цельная синтаксическая интонационно - смысловая единица (слово или группа слов): Три девицы |под окном| пряли| поздно вечерком. (П.). Строчка делится на четыре синтагмы;

2) сочетание слов или частей слова, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого: везущий молоко - молоковоз;

3) основная синтаксическая единица, выступающая во многих вариантах, обусловленных синтаксическим контекстом.

синтагма (греч. syntagma - нечто соединенное).

1) По теории Ф. де Соссюра, двучленная структура, члены которой соотносятся как определяемый и определяющий. Такими членами, по мнению некоторых исследователей, могут быть:

а) морфемы в производном слове. Стол-ик (стол- определяемое, -ук - определяющее; общее значение синтагмы - "маленький стол"). Такую синтагму называют "внутренней", так как оба ее члена заключены в одном слове, рассматриваемом как соположение морфем;

б) составные части сложного слова, из которых одна определяет другую. Водо-воз (общее значение данной "внутренней синтагмы" - "возящий воду");

в) компоненты подчинительного словосочетания. Новый учебник, читать книгу, быстро бежать. Такие синтагмы называют "внешними", составляющими синтаксическое единство;

г) целые словосочетания, например обособленные члены предложения. Дети, играющие во дворе. Шел, не глядя по сторонам;

д) предикативные части сложного предложения Необходимо выяснить ошибки, которые являются типичными для всего класса.

2) Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься - / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым "строительным материалом" для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.

Единица измерения — это стандарт, который принимается за исходную величину при сопоставлении с однородными. Например, длина измеряется в сантиметрах и т. д.

В языкознании выделяются основные единицы языка для каждого уровня системы: фонетика — звук, словообразование — морфема, морфология и лексика — слово, синтаксис — словосочетание и предложение.

Что такое синтаксис?

Основные единицы языка

Синтаксис — термин в языкознании, имеет две трактовки:

  1. Строй языка, связанный с выражением мысли, высший уровень системы.
  2. Научная теория, изучающая строение и использование в речи синтаксических единиц.

Пунктуация — подраздел синтаксиса.

Что такое пунктуация?

Свод правил, регламентирующих расстановку знаков препинания в предложениях различной структуры, определяет содержание данного термина. Правила пунктуации касаются условий разделения запятой однородных членов, частей высказывания, выделения прямой речи и цитат, выбора двоеточия и тире в бессоюзных конструкциях.

Что такое синтаксические единицы? Примеры

Традиционно в языкознании выделяются две синтаксические единицы— словосочетание и предложение. Кроме того, самой крупной формой является текст как единица языка и речи.

Словосочетание — синтаксическая единица, строение которой оформлено взаимозависимыми знаменательными словами. Эти лексемы объединены семантически и грамматически и выражают развернутое наименование явлений действительности: добрый человек, шагать по тротуару, дымящаяся пашня, здание справа.

Словосочетание выступает как элемент структуры предложения.

Предложение — это синтаксическая единица, главная функция которой — выражение мысли, побуждения и чувства, оформленное грамматически и интонационно. От словосочетания отличается наличием грамматической основы (подлежащего и сказуемого) как концентрированного оформления ключевого содержания: Наступила поздняя осень. Дети побежали к реке. Ученик решил уравнение.

Какой основной объект изучения синтаксиса?

Синтаксис — раздел языкознания, предмет его внимания — синтаксический код языка, строение его элементов, их взаимосвязь и условия сочетаемости.

Синтаксические единицы — это синтагмы, составные части которых объединяются на основе устоявшихся в языке связей: сочинения и подчинения.

Сочинительный тип присутствует в равноправных элементах: однородные члены, подлежащее и сказуемое, сложносочиненная структура.

В подчинительные отношения синтаксические единицы языка вступают в рамках конструкций, имеющих главные и зависимые элементы. Имеется ряд грамматических средств выражения подчинительной связи:

  • Окончания и предлоги в словосочетаниях. Встать в ряд; мечтать об отдыхе.
  • Союзы как соединительный элемент предложений и способ выражения значения времени (Когда дождь пройдет, станет веселее), причины (Он ушел, потому что испугался), цели (Альпинисты встали рано, чтобы подготовиться к восхождению) и другие.
  • Порядок слов, который диктуется семантикой и структурой фразы.
  • Интонация как знак завершенности предложения.

Основные объекты изучения синтаксиса — словосочетание и предложение. Отношения, выявляемые в них, делятся на непредикативные и предикативные.

Словосочетанию свойственны непредикативные отношения, так как его функция — номинация явления действительности без выражения отношения к нему.

Основные синтаксические единицы: характеристики

Словосочетание противопоставлено предложению отсутствием предикативности и интонационной и смысловой завершенности. Предложение выполняет коммуникативную функцию, словосочетание — номинативную.

Основные типы словосочетаний:

  1. По морфологической принадлежности главного слова:
    • Именные — строящийся дом, красный от стыда, пять копеек.
    • Глагольные — прыгать от радости, читая книгу.
    • Наречные — очень быстро, недалеко от дороги.
  2. По составу:
    • Простые — точный ответ, гулять по парку.
    • Сложные (комбинации простых конструкций) — книга с яркими картинками.
  3. По уровню единства элементов:
    • Свободные (членимые на слова, сохраняющие самостоятельность) — ночная звезда, сражаться за свободу.
    • Несвободные (спаянные, целиком выполняющие синтаксическую функцию) — стал героем, дать возможность. К нечленимым конструкциям относятся фразеологизмы — спустя рукава, сломя голову.
  4. По типу синтаксической связи:
    • Согласование — долгий путь, металлический прут.
    • Управление — лист березы, поставить на стол.
    • Примыкание — быстро написать, грустить по-детски.

Лингвистика отмечает, что такая синтаксическая единица, как предложение, выделяется категорией предикативности — отношением описываемого действия к реальности. Это выражается в системе временных форм глагола и выбором наклонения.

Классификация предложений на основании:

    — повествовательные, вопросительные, побудительные
    — восклицательные, невосклицательные
  1. Структуры — простые, сложные
  2. Полноты выражения главных членов — двусоставные, односоставные
  3. Наличия второстепенных членов — распространенные, нераспространенные
  4. Достаточности структурно и семантически необходимых лексем — полные, неполные

Текст как единица языка и речи

Лингвистика утверждает, что текст также является единицей синтаксического кода языка.

Текст как единица языка — это совокупность синтагм, сформированная в определенной последовательности, объединенная выражаемым смыслом.

В тексте как наиболее сложной и объемной форме выделяется синтаксическое целое (сверхфразовое единство) — структура из нескольких предложений, связанных семантически и грамматически.

Сверхфразовое единство — единица синтаксического кода языка, которой свойственны логические связи:

  • Цепная — оформляет последовательный ход мыслей в речи. Выражается с помощью синонимов, повторов, местоименных замен: Лунный луч выхватил из темноты группу рыбаков. Они несли сети.
  • Параллельная — группа синтаксических единиц языка, построенных по одинаковой модели: Зашли в дом. Открыли дверь в комнату. Зажгли свет. Увидели за столом участников спиритического сеанса.
  • Присоединительная. Предложения разных типов по структуре. Идет дождь. По стеклу сбегают крупные капли, барабанят по крыше. Уютный огонь в камине согревает душу и тело осенней ночью.

Синтаксические единицы языка и правила их употребления в речи образуют код языка — свод грамматических правил объединения слов в суждение.

Глава 1. Уровни и единицы языка. Общие понятия, без которых не обойтись

§1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика

Устная речь – это поток звуков, но поток, организованный по особым законам. Минимальные единицы устной речи – звуки.
Звуки можно произнести.
Звуки можно услышать.
Для этого у человека есть специальные органы: речевой аппарат и органы слуха.

r k19

Звуки образуют звуковую оболочку слова, которая воспринимается слушающим.То, как слово звучит, обозначает транскрипция: специальные условные значки. Чтобы правильно передать звучание, нужно знать правила транскрипции. Они несложные: слово записывается символам: печатными кириллическими буквами в прямых квадратных скобках. Но не так, как оно пишется, а так, как произносится и слышится.
Слово дуб в фонетической транскрипции выглядит так: [дуп].
Транскрипция отражает характер звучания, который помогают передать дополнительные значки. Например, для того чтобы передать мягкость согласного в слове соль (на письме эту задачу решает мягкий знак после буквы л), используется особый знак: [сол‘] Подробнее см. Правила фонетической транскрипции.

Слова можно записать буквами. Буквы русского алфавита. Говори правильно: алфави ´ т.
Звуков и букв неодинаковое количество. Ударных гласных в русском языке 6 (есть и безударные) и 36 согласных звуков. 33 буквы передают на письме все звуки и их всевозможные сочетания тоже. Понятно, что однозначных соответствий между буквами и звуками нет. Поэтому у нас так много правил орфографии.

Звуковой состав языка, характеристики звуков, то, как они ведут себя, оказавшись рядом друг с другом и в разных позициях в слове, изучает фонетика. Буквенный состав слов, правила написания слов, их частей и форм изучает орфография. Правила русской орфографии см. Орфография.

§2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология

Каждое слово имеет свою звуковую оболочку. У каждого своя морфемная структура (о строении слова см. ниже). В отличие от звуков и морфем слова выражают значение. Роль слова – называть предметы, признаки, действия и другие реалии действительности. Поэтому слово считают зна ´ чимой, т.е. имеющей значение, единицей языка. Важно, что в слове обобщаются представления людей. Дом это не только конкретный дом, в котором, к примеру, живёшь ты, а все дома. Также важно, что слово способно передать эмоцию, оценку, оттенки значения. Дом – это одно, а домище – другое. Слова хибара, хоромы, домище, дворец могут использоваться вместо слова дом людьми, которые хотят выразить свое отношение к предмету.

Слово как единицу лексического состава языка изучает лексикология.

§3. Состав слова. Морфемика

Слово состоит из частей. Эти части называются морфемами. Морфемы – строительный материал для слов.

Морфемы: корень, приставка, су ´ ффикс, интерфи ´ кс, окончание.

У разных слов разный морфемный состав. Морфемную структуру слов, т.е. состав слов, изучает морфемика.

§4. Производство слов. Словообразование

От чего, какой основы, и как, каким способом, а также с помощью каких средств образована основа нового слова, изучает словообразование.

§5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология

Классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при их изменении и роль в предложении, называют частями речи.
Части речи, их значения и роль, а также их постоянные и изменяемые признаки изучает морфология.

§6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис

Мы не говорим словами. Мы разговариваем предложениями. Предложение – это единица общения более высокого уровня.

Слово называет.
Но оно не выражает законченную мысль и не является единицей общения.
Слово не является самостоятельной единицей языка.

Предложение выражает мысль и является единицей общения.
Кроме того, предложение в отличие от слова высказывается с определённой целью, которая может быть различной.
Предложение грамматически и интонационно оформлено.
Предложение – это самостоятельная единица языка.

Слова входят в предложение как строительный материал. Это возможно благодаря механизму изменения слов и специальным синтаксическим связям, свойственным словосочетанию и предложению.

Словосочетания и предложения: простые и сложные, их структура и виды связи изучаются синтаксисом.

§7. Уровни языка и языковые единицы

В языке единицы более низких уровней служат строительным материалом для создания единиц более высокого уровня. Морфемы состоят из звуков. В русском возможны морфемы, состоящие только из одного звука, например:

Слова состоят из морфем. В русском возможны слова, состоящие только из одной морфемы: как – корень, врозь – корень, жаль корень.

§8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса

a05

У слов есть звуковой состав.
У слов есть лексическое значение.
У слов есть морфемная структура: части, из которых оно состоит.
У слов есть возможность быть основой для производства других слов.
У слова есть грамматическое значение и грамматическая форма.
У слова есть роль в предложении.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

1. Какие факторы способствуют формированию курса русского языка? Предмет обучения. Цели обучения.

2. Какая из разделов лексикологии занимается вопросами составления и изучения словарей? Лексикография.

3. Какому из предложенных терминов принадлежит данная характеристика: это семантически несвободное сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто единое с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава. Фразеологизм.

4. Какая из предложенных вариантов морфем образует новые слова или их формы, стоит в слове перед корнем? Приставка.

5. Что из представленного является минимальной единицей речи, оформленной грамматически и интонационно, практически, основная грамматическая категория синтаксиса? Предложение.

7. Какой части речи принадлежит: категория вида, времени, залога, наклонения? Глаголу.

8. Что является минимальной значимой частью слова? Морфема.

9. Какие разделы из представленных содержит русская орфография? Правила употребления прописных и строчных букв. Правила о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов.

10. Какой из представленных разделов лексикологии изучает словарный состав языка, его номинативные средства, типы словарных единиц языка, способы номинации? Ономасиология.

11. Что в переводе с греческого означает этнос? Народ.

12. Формирование какой лингвистической дисциплины пришлось на 40–50-е годы XX века? Фразеология.

15. Какой из представленных принципов не является базовым для объяснения расстановки знаков препинания? Тематика высказывания.

LiveInternetLiveInternet

—Поиск по дневнику

—Статистика

9. Язык и речь. Основные единицы языка и речи

Основные функции языка следующие:

Язык, таким образом, определяется как система элементов (языковых единиц) и система правил функционирования этих единиц, общая для всех говорящих на данном языке. В свою очередь речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Язык – достояние всего речевого коллектива. Будучи орудием общения, он может выполнять эту функцию только тогда, когда он находится в относительной статике, то есть не подвергается кардинальным изменениям. Язык отличает системность, то есть организованность его единиц.

Основные единицы языка и речи. Традиционно выделяют 4 основных единицы языка: предложение, слово (лексема), морфема, фонема. Каждая яз. единица обладает своей особой функцией, имеет особые качеств. характеристики, то каждая единица с точки зрения этого качества явл. минимальной (предельной). Представляет собой обобщеение (абстракцию) от множества языковых факторов. Фонема – мельчайшая ед. звукового строя языка, к-я сама не имеет значения, но исп. для образования, опознанния и различения значимых единиц. языка: морфем и слов. Гл. ф-я фонемы – смыслоразличит. Морфема – минимальная значимая еди. языка, выделяемая в составе слова, т.е несамостоятельная, и исп. для словообр-я или словоизм-я (формообр-я). Лексема – мельчайшая самостоятельная значимая ед. языка с номинативной (назывной) функцией и имеющ. лексич. и грамматич. зн-е. Предложение – минимальная коммуникативная ед-ца, к-я строится по грам. законам данного языка и выражает относит. законченную мысль. Языковая единица соотносится с единицей речи как инвариант (объед. вариантов) и вариант. Речевая единица – реализация языковой единицы в конкретных условиях речи. Фонема соотв в речи аллофону (варианту фонемы). Морфема выступает в речи в виде алломорфов (морфем в их конкретном варианте в конкретном слове). Лексема – слово во всех совокупностях своих значений и форм. В речи слово существет как словоформа.

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.

Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Морфема – минимальная значимая единица языка.

Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.

Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.

Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.

Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.

Литература по теме

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.

Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.

1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.

Материал для самостоятельного изучения

На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.

Когда судов широкий вес

Был пролит на груди,

Мы говорили: видишь, лямка

Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Найдите соответствия между двумя множествами:

На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Какая единица языка грамматически и интонационно оформлена

Литературный язык представляет собой систему, в которой тесно взаимосвязаны звуковой, лексический и грамматический строй.

Звуковой строй языка образуют звуки и их обобщенные типы, служащие для различения звуковых видов словоформ (фонемы), а также акцентные средства (ударение) и интонация.

Лексический строй языка образуют слова и устойчивые идиоматические выражения (фразеологизмы), группирующиеся на основе своих лексических значений в многоступенчатые взаимосвязанные множества и подмножества.

Грамматический строй языка образуют абстрактные единицы (формы, конструкции), группирующиеся во взаимосвязанные классы и подклассы и отражающие законы и правила образования и изменения слов, соединения слов в словосочетания и построения предложений.

Грамматическая сторона языка представлена в его грамматических категориях, грамматических формах, грамматических значениях (см. § 3, § 4). Все эти данности предстают в отдельных грамматических единицах, которые соответствующим образом оформлены.

Грамматический строй языка

Грамматический строй языка охватывает собою:

Грамматическая единица и грамматическая форма

Грамматические единицы объединяются в классы. В соответствии с двойственным характером грамматических единиц двойствен и характер их классов: это или части речи, т.е. классы, объединяющие слова как совокупности форм, или классы форм, объединяющие те или иные словоформы (например, класс инфинитива, класс родительного падежа, класс сравнительной степени и т. д.). Так же двойствен и характер предложения как грамматической единицы: это или предложение во всей системе своих изменений (в этом случае оно представляет какой-то определенный класс, тип предложений, например, глагольные подлежащно-сказуемостные предложения, однокомпонентные предложения), или отдельно взятое предложение (в этом случае оно входит в определенный класс форм предложения, например, предложение в форме синтаксического настоящего времени, в форме побудительного наклонения).

Грамматическое значение по своей природе неоднородно: заключенное в одной и той же материальной оболочке, оно может быть более абстрактным или менее абстрактным. Так, в форме шёл (пел, читал, гулял и под.) наиболее абстрактным является значение процесса: оно присуще всем глаголам и всем его формам; за ним следует значение прошедшего времени: оно присуще всем глаголам в форме прошедшего времени; значение мужского рода является у глагола еще более узким, определенным: оно присуще только форме, сочетающейся с он и противостоящей формам женского и среднего родов. Каждая грамматическая единица имеет грамматическую форму со своим грамматическим значением. Класс грамматических единиц объединяет формы с общими грамматическими значениями. В нашем примере соответственно выделяются классы: глаголы; глаголы в форме прошедшего времени; глаголы в форме прошедшего времени мужского рода.

Классами грамматических форм с их грамматическими значениями образуются грамматические категории.

Грамматическая категория

Противопоставление рядов форм в пределах грамматических категорий осуществляется на основе наличия или отсутствия у противопоставляемых форм одного из формально выраженных значений. Так, мужской и женский род имен существительных вместе противопоставлены среднему роду по признаку неспособности последнего обозначать особей мужского или женского пола и наличия такой способности у первых двух; подлежащее противопоставлено сказуемому-глаголу по признаку отсутствия у первого временного значения и наличия этого значения у второго члена противопоставления.

Отношения грамматических единиц

Как синтагматические, так и парадигматические отношения принадлежат системе языка, организуют ее.

Типы грамматических единиц

Понятие непродуктивности грамматического образца не равно понятию нерегулярности употребления соответствующих образований: грамматические единицы, построенные по непродуктивным образцам, могут иметь в языке регулярное и достаточно частое употребление, и, напротив, единицы, построенные по продуктивному образцу, могут по тем или иным причинам употребляться редко, нерегулярно и принадлежать какой-либо узкой, специальной языковой сфере.

Звуковое оформление грамматических единиц

Все грамматические единицы существуют в определенном звуковом оформлении: его создают звуки языка (принадлежащие к определенным фонемам), акцентные средства (ударение) и интонация.

Звук сам по себе не является значимой единицей языка, но он участвует в образовании материальной стороны таких единиц. В определенных позициях в слове и в сочетаниях слов звук (или сочетание звуков) может реагировать на соседство морфем и слов и в свою очередь влиять на их материальный облик. Все соответствующие явления относятся к области морфонологии.

Ударение является важным средством в образовании слов и форм слов: оно принадлежит слову и словоформе как одна из его неотъемлемых характеристик. В системе словообразования и словоизменения действуют акцентные закономерности, которыми определяется ударение в словах и словоформах. Ударение участвует в формообразовании, в ряде случаев выступая в качестве единственного средства, различающего разные формы одного слова: рýки и рукú, окнá и óкна; при помощи ударения во многих случаях различаются разные слова: дóма (нареч.) и домá (им. п. мн. ч. существительного дом).

Таким образом, грамматический строй языка неотделим от его звукового строя, взаимодействует с разными его средствами и пользуется этими средствами при построении своих единиц и при реализации их значений.

Взаимосвязь грамматического строя и лексического строя

Грамматический строй языка тесно связан с его лексическим строем. Их взаимодействие осуществляется по разным направлениям.

Читайте также: