Если начальник не дает поручений

Обновлено: 28.06.2024

The Village с помощью экспертов продолжает находить ответы на рабочие вопросы. На этот раз узнали, как лучше поступить, если начальник просит вас сделать не вашу работу, и что про это говорится в Трудовом кодексе.

Как реагировать на предложение?

Ольга Позднякова

Вероятные действия зависят от того, что и почему вас просят сделать. Если вы не знаете, как реагировать, ответьте на следующие вопросы.

Чья это работа?

Если речь идет о новых обязанностях, то имеет смысл обговорить оплату и дополнительные привилегии. То же нужно сделать, если у новых задач нет определенного срока, то есть вас просят временно их выполнять. Помните, нет ничего более постоянного, чем временное, — оговаривайте оплату.

Зачем ее нужно выполнять?

Этот вопрос часто помогает при возникновении таких ситуаций. Проясните для себя цель, которую преследует руководитель. Нередко он преследует неочевидные цели, давая задание, например, хочет, чтобы сотрудник получил опыт проектной работы. Или у него есть потребность, чтобы вы сработались с определенными людьми. Иногда управленцы так готовят себе замов.

Почему вы?

Итак, мы выяснили, что эти обязанности не ваши, не интересны, не развивают и за них доплаты не будет. Сразу возмущаться не стоит: выясните, почему для выполнения этой работы выбрали вас.

Бывает, что задача неприятная, не имеет к вам отношения, и вы не хотите ее выполнять. Но вероятные последствия могут быть катастрофическими. В таком случае выполнить задачу надо. Как и поговорить с шефом после завершения работы о том, что вам не хотелось бы повторения подобных ситуаций.

Обсудите с начальником тот факт, что вы перегружены. Торгуйтесь. Просите расставить приоритеты в вашей работе.

Наталья Жарова

директор по персоналу логистической компании V.I.G.Trans

В этот самый момент сотруднику необходимо понять, в связи с чем его обязанности увеличиваются, и реагировать по ситуации. На самом деле вариантов может быть несколько:

1) Его хотят повысить и проверяют, насколько он готов к работе в нестандартной ситуации.

2) Ему хотят увеличить функционал, потому что со своим он справляется безупречно, и видят в нем ответственного и исполнительного работника.

3) Сотрудник не справляется со своей работой, и его проверяют на профессиональную пригодность в другой области.

Как должен реагировать сотрудник: сразу же после получения новой задачи вступить в диалог с руководителем и выяснить, с чем связаны новые обязанности. Лучше узнать все сразу, а не молчать и тихо злиться на весь мир.

Законно ли это?

Кристина Лапшина

С точки зрения трудового законодательства в нормальных трудовых условиях работник должен выполнять только те функции, которые прописаны в его трудовом договоре и должностной инструкции. Требования работодателя о выполнении чужой работы незаконны. Трудовой кодекс четко регламентирует, что требование заниматься дополнительной работой, не прописанной в трудовом договоре или должностной инструкции, это злоупотребление правами работодателя.

Ваша должность указана в трудовом договоре — это обязательное требование. А весь функционал должен быть прописан в должностной инструкции, с которой работника должны ознакомить при приеме на работу. Советую обязательно снять копию инструкции, чтобы в случае спора она у вас была на руках.

К сожалению, у многих работодателей сейчас нет должностных инструкций. В этом случае сотрудник может сам подготовить проект инструкции и предложить ее начальнику.

Напишите письмо своему работодателю с отказом от исполнения дополнительной работы и отправьте его заказным письмом с уведомлением. Это может помочь в случае судебного разбирательства с работодателем.

Но в случае, если вы все же готовы выполнять чужую работу, вы имеете полное право потребовать за нее доплату, оформив это либо дополнительным соглашением к трудовому договору, либо оформлением внутреннего совмещения должностей.

Максимилиан Гришин

Трудовой кодекс полностью запрещает работодателю заставлять работника делать то, что не прописано в его трудовом договоре. Здесь есть только два исключения. В случае катастрофы (пожара, землетрясения и так далее) работника можно без его согласия перевести на работы по устранению последствий сроком до одного месяца. Также в чрезвычайных обстоятельствах можно перебросить сотрудника на другой фронт в случае простоя. Во всех остальных ситуациях для выполнения чужой работы требуется согласие работника и/или заключение дополнительного соглашения к трудовому договору, заключенному с ним.

Если работодатель заставляет сотрудника делать то, что не входит в его обязанности, разрешить эту ситуацию без конфликта очень сложно. Тут надо либо договариваться и просить дополнительную оплату, либо, к несчастью, увольняться. Новый работодатель должен с пониманием отнестись к такой причине смены работы.

Редко кто хвалит свое начальство — такова человеческая психология. Но часто для недовольства есть серьезные основания. Так, многие на удаленке столкнулись с ситуацией, когда босс пишет или звонит в нерабочее время и даже в выходные дни. Как мирным путем решить эту проблему?

Испытание для нервов: к чему приводит внеплановая работа

Практически любому сотруднику знакома ситуация, когда по текущему проекту или задаче возникает неотложный вопрос, который без его участия решить невозможно. Но это единичный случай. А что, если вас дергают по рабочим делам постоянно?

Первая, и вполне естественная реакция на это — недовольство. Потому что подобное отношение:

  • Является вмешательством в личное время. Начальник звонит, как всегда, не вовремя — когда вы уже переключились с офисных задач на свои заботы и интересы, и отдыхаете после напряженного дня.
  • Мешает отдохнуть. Возникает ощущение, что вы постоянно находитесь на работе, не принадлежите самому себе. Это приводит к снижению работоспособности, появлению хронической усталости, возникает риск эмоционального и профессионального выгорания. Кроме того, портятся отношения с домашними, которые не могут рассчитывать на ваше внимание и участие — в то время, которое должно быть посвящено семье.
  • Не приносит дополнительной прибыли. Чаще всего консультации вне рабочего времени не оплачиваются дополнительно. Начальство не воспринимает такие звонки и письма как сверхурочные, а вот у вас ощущение присутствия на работе есть.
  • Нивелирует ощущение вашей собственной значимости как профессионала. Появляется ощущение несвободы и недовольства: вы подходите к работе ответственно, быстро реагируете, а в ответ не слышите даже благодарности.

Давайте разберемся в причинах такого поведения вашего босса и в возможных решениях этой проблемы.

Ситуация 1. Начальник хочет, чтобы вы больше работали

Неважно, какой объем работы на вас возложен в данный момент и какую зарплату вы нее получаете. Такой руководитель считает, что все должны трудиться, как будто это их собственный бизнес. Он может звонить в любое время дня и ночи и обижаться, что вы не ответили. И будет манипулировать вами, используя чувство вины или чувство ответственности.

Варианты решения

Изначально поставьте рамки — оговорите, что вы не отвечаете на звонки в нерабочее время и не выходите на связь в выходные дни.

Даже если вы только устроились на новую должность, не старайтесь показать себя отличным работником в ущерб личному времени на отдых. Потому что начальник воспримет ваше старание как должное, и если вы перестанете придерживаться такой модели поведения, у него возникнет недовольство.

Но если ситуация уже вышла за рамки, важно поговорить о ней, иначе дальнейшее сотрудничество ни к чему хорошему не приведет. В случае, когда договориться никак не получается, выход один — искать другую работу.

Ситуация 2. Руководитель не умеет планировать и контролировать работу вовремя

Из-за отсутствия у босса навыков планирования у подчиненных размывается ощущение четкого рабочего графика. У него постоянно какие-то форс-мажоры или авралы, нет представления о вашем объеме работ и о текущем положении дел. Особенно сложно такому начальнику понять, чем вы занимались целый день, если отсутствует система контроля, а работа ведется удаленно.

Варианты решения

Если вы отвечаете за определенный участок работ, то заранее знаете, когда и что необходимо будет делать. Поэтому имеет смысл раз в неделю доносить до начальника свои рабочие планы, делая упор на особенно важные задачи. А также отчитываться о том, что было выполнено за предыдущую 5-дневку. Тогда ваш босс будет понимать, что за ваш участок работ он может быть спокоен, и что вы и так загружены по полной программе.

Выполняйте только свою работу! Не беритесь за чужую. А если все-таки решите взять дополнительную нагрузку, то спрашивайте, какова цена вопроса. Если же начальство просит вас сделать то, что не входит в круг ваших профессиональных обязанностей, стоит сразу сообщить, что вы не компетентны в этом вопросе.

Ситуация 3. Босс экономит свое время

Варианты решения

Чаще всего руководители такого типа — трудоголики. Ответственные, но не очень терпеливые люди. Они вполне адекватно воспримут открытый и доброжелательный разговор, в котором вы обозначите свое желание работать, понимание мотивов поведения босса, но оговорите определенные правила, по которым будете работать вместе дальше. Возможно, придется первое время эти правила напоминать, но ситуация быстро придет в норму.

Важно понимать, что начальник не умеет читать ваши мысли. Поэтому, если вы чем-то недовольны, не стоит копить в себе негатив и раздражение. Просто организуйте спокойный конструктивный разговор с глазу на глаз.

Ситуация 4. Вы не выполняете какие-то договоренности/обязательства

Например, вы должны были сдать отчет, но забыли. В этом случае начальник будет звонить и узнавать, где обещанный документ. И если это повторяется систематически — то поведение руководителя вполне понятно.

Варианты решения

Выполняйте свою работу точно в срок. Если вы постоянно пренебрегаете своими обязанностями, то звонки начальника — это наименьшая из бед. Чаще всего работодатели не заинтересованы в безответственных сотрудниках.

Не стоит забывать, что взрослые люди должны уметь договариваться. Если вы хороший специалист, то босс будет идти вам навстречу. Ну, а если работодатель продолжает звонить и писать, несмотря на договоренности, то решите для себя, нужна ли вам такая работа.

АКЦИЯ ГОДА

Споры на работе неприятны, но неизбежны: только 8% сотрудников ни разу не сталкивались с конфликтами в коллективе. Возможно, это фрилансеры. Четверть опрошенных конфликтует ежемесячно, а 16% – ежедневно. Все это ухудшает работу организации, снижает ее эффективность, может привести к потере прибыли или текучке кадров.

Конфликт сотрудников. Что делать руководителю - Частота конфликтов в коллективе


Опрос с кем чаще возникают конфликтные ситуации

Как вести себя руководителю, чтобы помочь сотрудникам выйти из конфликта?

Причины конфликтов между сотрудниками

1. Несовершенная организация работы

Рабочие процессы должны быть прозрачны и понятны для сотрудников. Если бизнес-процессы четко прописаны, для неразберихи нет места – организация работает слаженно. 44% респондентов в исследовании HeadHunter признали, что неправильно построенная работа и система коммуникации становятся причинами конфликтов.

2. Неясный круг обязанностей

Каждый работник должен понимать, за решение каких задач он отвечает, а что находится вне его компетенции. Если руководитель не может распределить обязанности между сотрудниками, определить зону ответственности, формулирует задачу расплывчато – это дает повод для конфликтов.

3. Отношения между сотрудниками

От работников ждут, прежде всего, выполнения своих функций, но невозможно запретить им общаться на личные темы или составлять мнение друг о друге. Бывает, что люди не сходятся в оценке каких-то событий, увлечениях, образе жизни. Это ведет к возникновению напряженности.

Нельзя требовать от подчиненных, чтобы они общались исключительно тепло и по-дружески, но задача руководителя – сделать так, чтобы эти различия не мешали работе. Нужно делать упор на сплочение коллектива разными способами. Например, исследование Buffett National Wellness Survey показало, что в компаниях, где внедрен корпоративный спорт, сотрудники брали меньше больничных, доходы стали в среднем на 11% выше, а прибыль акционеров выросла на 28%.

4. Особенности поведения сотрудников

Оскорбления, переход на личности, скандалы – все это недопустимо в рабочей обстановке. Даже если человек прав в оценке ситуации, ее слишком эмоциональное изложение может спровоцировать еще больший конфликт.

5. Ограниченность ресурсов

Конфликты возникают в точке соприкосновения интересов. Нехватка материальных, финансовых ресурсов ведет к столкновениям и борьбе за них.

6. Недостаток информации

Скрывая важную информацию от сотрудников, руководство может спровоцировать возникновение слухов. В кризисных условиях, когда обстановка в коллективе напряжена, неосторожное слово может повлечь за собой череду сплетен и домыслов, провоцируя конфликты.

По статистике – 86% руководителей и сотрудников называют причиной сбоя в работе именно неэффективное общение и отсутствие сотрудничества.

7. Излишнее давление

Невозможно работать в состоянии постоянного аврала. Стресс сказывается на эмоциональном состоянии сотрудников, может привести к скандалам и выяснению отношений.

Это основные причины рабочих конфликтов, но поводов для них намного больше. Эффективнее предупреждать конфликты между сотрудниками, чем постоянно тушить возникающие пожары. Основные направления работы руководителя в этом вопросе:

  • оптимизация работы организации – выстраивание логичных вертикальных и горизонтальных связей, разделение ответственности;
  • создание комфортных условий работы;
  • устранение психологических причин конфликтов – улучшение отношений в коллективе, снижение стресса, нейтрализация раздражающих факторов;
  • справедливая и гласная система поощрений и наказаний.

Этапы работы с конфликтом

Конфликт сотрудников руководитель должен решать с нейтральной позиции. Его основная функция – роль арбитра, управление эмоциями всех участников процесса, в том числе и своими. Методы решения могут быть педагогические (убеждение, разъяснение, просьба, разговор) и административные (увольнение, выговор, наказание).

HR-специалисты из Великобритании проводили исследование в ходе которого следующие проценты респондентов заявили , что неправильное урегулирование конфликтов привело к таким последствиям:

  • 27%: личные нападки и оскорбления;
  • 25%: отсутствие на работе и больничные;
  • 18%: конфликт между отделами;
  • 18%: издевательства;
  • 18%: увольнение сотрудников;
  • 16%: увольняют коллег;
  • 13%: члены команды перемещаются между отделами;
  • 9%: провал проектов.

Чтобы понять, как разрешить конфликт, выясните причины его возникновения. Лучше всего это сделать в процессе беседы с участниками конфликта.

Этап 1 – Прояснение ситуации

Беседу лучше начать со вступления, в котором можно выразить надежду на разрешение конфликта для общей пользы. Нужно выслушать всех сотрудников, имеющих отношение к конфликтной ситуации. Только так можно рассмотреть проблему со всех сторон. Скорее всего, это будут взаимные претензии и эмоциональные высказывания. Это необходимо, чтобы оппоненты могли выпустить пар. Начальник не должен занимать чью-то сторону и демонстрировать поддержку определенной точки зрения. Его задача – оставаться максимально объективным, выяснить цели, мотивы поступков сотрудников, изучить отношения участников до конфликта.

На этом этапе переговоров узнайте, какое видение результата у каждой из сторон конфликта. Есть вероятность, что это будет что-то невыполнимое, но только так можно понять, чего хочет каждый участник. Важно продолжать общение, даже если есть ощущение, что переговоры зашли в тупик. Главное, не отклоняться от сути проблемы и поощрять движение к примирению.

Этап 3 – Переход к конструктиву

Для снижения эмоционального напряжения важно демонстрировать желание выслушать партнера, проявить искренний интерес к позиции оппонента, сфокусироваться на общих интересах и целях. Свою позицию нужно доказывать фактами, говорить спокойно, без лишних эмоций.
Используя информацию, полученную ранее, следует кратко обрисовать суть конфликта, определить намерения участников спора в отношении способов примирения и перейти к следующему этапу. Важно не давить авторитетом, используя угрозы и ультиматумы.

Этап 4 – Поиск решения

На этом этапе подберите выход, который устроит всех участников. Часто, посмотрев на ситуацию со стороны, можно увидеть простое решение, которое не приходило в голову из-за бушующих эмоций. Если руководитель понимает, что сотрудники способны договориться самостоятельно, он может предоставить им эту возможность. В противном случае, стоит обратить внимание участников на то, что без взаимных уступок конфликт не разрешится, поэтому необходимо выбрать такой вариант, который устроит всех.

Этап 5 – Фиксация примирения

Найденное решение нужно проговорить, чтобы обратить на него дополнительное внимание. Подчиненные должны понять, что их мнения были услышаны, а интересы соблюдены. Конфликт сотрудников – это болевая точка, которая может сигнализировать, что в организации что-то не так. Наладив отношения между работниками, руководитель должен проанализировать общую картину, чтобы уменьшить конфликты между сотрудниками.

Михаил Михайлов, основатель консалт-бюро MIKHAILOV CONSULTING:

Конфликт сотрудников. Что делать руководителю - Стратегии выхода из конфликта

Стратегии решения конфликта между сотрудниками

1. Конкуренция – оппоненты ориентированы только на свои цели, готовы к открытой борьбе, навязыванию своей точки зрения другой стороне. Уступка в конфликте воспринимается как проигрыш.
Когда такая позиция оправдана? В случаях, если ситуация опасная и нет времени на переговоры. Выбранное решение должно быть конструктивно, выгодно для всей организации, а не для конкретного человека. В остальных случаях эта стратегия носит разрушительный характер, ведет к ухудшению отношений.

2. Уступка – отказ от борьбы, добровольный или под влиянием обстоятельств. Выбирая эту стратегию, участник конфликта стремится сохранить хорошие отношения, уклоняясь от открытого противостояния. Уход от конфликта необходим в случаях осознания неправильности своей позиции, зависимости от оппонента, когда ущерб, полученный в ходе противостояния больше, чем возможная выгода. В этой стратегии конфликт между сотрудниками очевиден, но одна из сторон сознательно от него уходит.

3. Компромисс – каждый оппонент в чем-то уступает, чтобы прийти к общему решению. Используется при равных возможностях, но взаимоисключающих интересах участников конфликта. Для выбора этой стратегии нужно желание идти навстречу друг другу. Несмотря не то, что это конструктивный подход, сотрудники могут быть удовлетворены решением, так как вынуждены в чем-то поступиться.

4. Избегание конфликта – отрицание, стремление закрыть глаза на возникающее напряжение. Эта стратегия используется для того, чтобы выиграть время, определиться с линией поведения перед тем, как конфликт перейдет в открытую фазу. Также конфликт избегают, если его предмет не важен для сотрудника, он надеется, что ситуация решится сама.

5. Сотрудничество – поиск такого решения, которое устроит всех. Для поиска решения нужен полный и открытый анализ, обсуждения разногласий, желание решить конфликт с выгодой для всех коллег. Это наиболее эффективное поведение, но и самое сложное.

Рассмотрим эти стратегии на примере:

Если в этой ситуации выбрать стратегию конкуренции, менеджер и дизайнер могут потратить немало времени на выяснение, чья позиция правильная, привлечение коллег, обсуждение ситуации с руководителем. Время будет упущено, отношения испорчены.

Дизайнер может поработать в выходные или задержаться подольше, чтобы не обострять ситуацию. В конце концов, зачем портить отношения с менеджером, можно и уступить, пожертвовав своим свободным временем. Этот способ решения конфликта между сотрудниками не может считаться выигрышным, так как дизайнер вынужден перерабатывать из-за чужой ошибки.

Менеджер может проигнорировать слова дизайнера и надеяться, что все само как-нибудь решится – клиент забудет об установленном сроке или работа потребует меньше времени. Он избежит конфликта, но последствием может стать потеря заказчика.

В случае выбора компромиссного решения стороны идут на взаимные уступки: менеджер просит заказчика немного подождать, а дизайнер пару раз задерживается на работе или передвигает некритичные задачи в пользу требуемого проекта. В итоге – все соглашения выполнены, но остается некоторая напряженность.

Выбирая стратегию сотрудничества, менеджер и дизайнер могут проанализировать загруженность дизайнера, возможность подвинуть какие-то заказы или делегировать их другим исполнителям, а также рассматривают увеличение срока выполнения для крупного заказа. Это анализ позволит выбрать оптимальное решение, устраивающее все стороны. Чтобы предупредить конфликт сотрудников в дальнейшем, руководитель может оптимизировать процесс работы, например, обязать менеджера уточнять сроки выполнения заказа у дизайнера до того, как озвучить их заказчику.

«Задача руководителя – выявлять и пресекать конфликты в организации. Проводить справедливую политику и не нарушать правил закона и морали самому.

Для руководителя важно примирить стороны конфликта, выяснить повод, проанализировать объяснения, определить настоящую причину и устранить источник конфликтов.

Причина столкновений зачастую скрыта от наблюдателя. В моей практике, за конфликтующими часто прячется организатор противостояния. Особенно, если спор сопровождается негативными эмоциями: злостью, ненавистью, обидой. В первую очередь, нужно найти того, кому это выгодно.

Конфликт сотрудников. Что делать руководителю - Травля в коллективе

Не просто конфликт сотрудников: травля в коллективе

Жертвой моббинга может стать кто угодно:

Травля показывает, что в коллективе сложилась нездоровая атмосфера, поэтому важно предупреждать подобные явления. Но сделать это бывает очень сложно – провокаторы на разборе конфликта выходят сухими из воды, перекладывая ответственность на других коллег. Моббинг сложно распознать и прекратить – помощь жертве может быть воспринята как попытка ее выделить, что приведет к эскалации конфликта.

Часто травля имеет скрытые мотивы, и для ее преодоления лучше обратиться к специалисту. Он поможет найти зачинщиков конфликта, определить, что стало его причиной, наладить отношения в коллективе. Если речь идет о конкретном провокаторе, который из-за особенностей характера, отсутствия такта, конфликтности, сталкивает между собой других сотрудников, стоит задуматься, насколько ценен этот человек для организации. Решением в этой ситуации может стать увольнение такого работника, перевод жертвы травли в другое подразделение, расформирование отдела либо мероприятия по улучшению взаимоотношений, поощрение командной работы, работа с психологом.

Какое-то время руководитель закрывал на это глаза, считая это проявлениями здоровой конкуренции. Но однажды в отсутствие одной из сотрудниц в офисе, ее клиенту сказали, что она уволена в связи с утратой доверия со стороны руководства. Это привело к потере крупного заказа, и чаша терпения руководителя переполнилась.

Чтобы преодолеть конфликтность и вредительство в коллективе, он пересмотрел систему мотивации отдела и добавил к персональным премиям командный бонус, мотивирующий людей сотрудничать, обмениваться опытом, помогать друг другу в получении заказов и развитии работы с клиентами. Также он согласовал для отдела проведение нескольких тренингов по тимбилдингу, чтобы снизить уровень агрессии и помочь людям перейти от противостояния к взаимовыручке.

Конфликт сотрудников. Что делать руководителю - Успешное решение конфликта

Резюмируем

Отдельно от рабочих конфликтов стоит явление травли в коллективе – психологическое давление, направленное на конкретного человека. Руководитель должен быть в курсе проблем коллектива и не допускать подобных явлений.

Конфликты отрицательно влияют на работу – возрастает напряжение, вместо работы сотрудники выясняют кто прав, кто виноват, теряются заказы, падает прибыль. Если коллектив конфликтный, возникает текучка кадров, много ресурсов тратится на то, чтобы обучить новых сотрудников, ввести их в курс дела.

Вместе с тем, часть споров может улучшить работу компании. Если существуют конфликты по поводу разделения обязанностей – это повод доработать бизнес-процессы и составить четкий алгоритм действий сотрудников. Если негатив вызывает несправедливая оплата труда – нужно создать систему критериев оценки, премий и штрафов. Если споры возникают из-за перегруженности работников, можно установить систему учета рабочего времени, чтобы проанализировать ситуацию.

Часто конфликты – результат роста организации, лучше преодолеть их, пока организация небольшая, чтобы при масштабировании бизнеса эти проблемы уже не мешали.


Доверие - это хорошо, но контроль лучше. Это также может быть девизом в многих начальников, задействованных в микроуправлении. Такие микро-менеджеры, к сожалению, находятся в каждой компании. Поначалу он кажется особенно преданным и заботливым руководителем. Но с течением времени становится ясно, что это паразитический человек. Многие микро-менеджеры даже не знают, что их мания контроля и стиль руководства приводят к серьезным проблемам в рабочей силе. Что такое микро-менеджмент, как определить, являетесь ли вы сами микро-менеджером, и что вы можете с этим сделать, узнаем в статье.

Что отличает микроуправление?


Прежде всего, микроуправление проявляется по характерному критерию: босс вмешивается всегда и везде. Каждое задание объясняется в двух словах, каждый метод работы и решение точно прописаны. И это огромная проблема.

Если босс вмешивается слишком много, наше рвение внезапно исчезает. Наша страсть становится грузом.

Если когда-то маленькая, креативная игровая площадка вдохновляла нас на стремление создать что-то новое, то сейчас проект превращается в утомительное занятие, в котором мы работаем друг с другом.

Последствия микроуправления


Любой, кто больше доверяет своей команде и позволяет ей делать больше, имеет больший успех. Однако это требует доверия и мужества. К сожалению, оба эти явления не слишком распространены.

Таким образом, контрольная мания и микроуправление становятся серьезной проблемой для сотрудников сегодня, с многочисленными негативными последствиями для трудовой жизни.

Микроуправление выходит за рамки задач

Микро-менеджеры хотят позаботиться о каждой детали, но они часто выходят за пределы своих собственных зон ответственности и, следовательно, важных ограничений. Так что может случиться так, что начальник предпочитает брать на себя задачу, а не делегировать ее сотруднику, хотя на самом деле ему придется заниматься другими делами.

Кроме того, сотрудники часто имеют больший опыт работы с задачами и могут добиться лучших результатов.

Микроуправление использует каждую возможность

Опасаясь, что сотрудники могут совершить ошибку, за которую сам босс должен будет нести ответственность, микро-менеджеры очень серьезно относятся к распределению задач. Рабочие инструкции настолько мелочны и подробны, что не оставляют места для персонала и мешают самостоятельному мышлению и действиям.

Микроуправление разрушает мотивацию

Босс контролирует каждую отдельную задачу, в любом случае ответственность не передается сотрудникам, и, похоже, не имеет значения, насколько усердно человек работает. Таким образом, микроуправление сводит на нет любую мотивацию и препятствует творчеству.

Советы по работе с микро-менеджерами


Но давайте будем честными: это очень сомнительно, что вы будете счастливы в долгосрочной перспективе.

Многие микро-менеджеры просто не осознают последствия своих действий для сотрудников. Вместо этого они думают, что это нормально и даже абсолютно уместно продолжать так вести себя.

Лучше не просто соглашаться на ситуацию, но и искать решения! Мы покажем вам, что вы можете сделать, чтобы избежать микроуправления.

Встретьте его с пониманием


Первый шаг в правильном обращении с микро-менеджером - немного понимания. Да, работать под таким боссом может быть утомительно, но не вменяйте ему намерения делать это только для того, чтобы причинить вам боль.

Он также находится под большим давлением и, вероятно, он просто пытается выполнить свои обязанности. Если вы примете это, вы будете чувствовать меньше нападок и лучше справляться с ситуацией.

Поиск прямого разговора

Ваш руководитель не всегда осознает, что его стиль руководства мешает работе его сотрудников. Даже если это нелегко, вам следует искать способ открыто пообщаться с ним. Конечно, вы не должны просто бросаться на него с критикой и обвинениями.

Вместо этого расскажите, как вы относитесь к ситуации и что вы хотели бы получить от своего босса. Например, больше ответственности или меньше контроля над своими задачами. У вас больше шансов на успех, если вы сразу представите возможные решения.

Активно берите на себя ответственность


Если боссу трудно делегировать задачи по собственной инициативе, вы должны проявить инициативу и сознательно продолжать требовать большей ответственности. Если есть новый клиент или крупный проект, лично предложите взять на себя работу.

Вы можете увеличить свои шансы на успех, если уже можете представить план успешной реализации выбранного проекта. Микро-менеджер понимает, что вы действительно хорошо подготовлены, и он может рассчитывать на вас.

Постройте доверие

Дайте своему боссу ощущение, что ему не о чем беспокоиться. Тем не менее, вы можете улучшить ситуацию на своем рабочем месте. Это достигается, в частности, хорошими решениями, которые показывают боссу, что постоянный контроль вообще не нужен.

Это облегчит вашему руководителю задачу по выполнению важных задач, при этом ему не нужно будет постоянно следить за вами.

Решения для самих микро-менеджеров

Научитесь доверять! Микро-менеджерам трудно доверять своим сотрудникам. Помните, что все ваши подчиненные находятся здесь не просто так, они тоже выполняют работу, то есть вы с ними в одной лодке, поэтому доверие необходимо. Дайте другим возможность доказать, что они могут выполнить задачу так же, как это сделали бы вы, даже без вашего постоянного контроля.

Откажитесь от ответственности. Это не легко, но чтобы уменьшить микроуправление, нужно научиться не брать на себя всю ответственность. Предоставьте сотрудникам больше свободы выбора и дайте им возможность нести ответственность за свои задачи. Вам не нужно беспокоиться о деталях, и ваша команда будет более мотивированной.

Проясните цели. Одной из причин микроуправления является страх, что цели неясны, и поэтому не могут быть достигнуты. Вы можете обойти это, четко сформулировав распределение задач, а также ваше мнение насчет того, какие у вас ожидания относительно результата.

Не каждому человеку сразу везет и выпадает в жизни шанс найти хорошую работу , где дружный коллектив и отличный понимающий начальник, абсолютно также, как и далеко не каждому получается попасть и устроиться на работу в компанию своей мечты . Поэтому, многим людям приходится буквально выживать на работе, особенно, когда их непосредственный начальник слишком наглый и совершенно не дает работать, при этом постоянно придирается буквально к каждой мелочи или незначительной детали. Рассмотрим подробно, что нужно делать в таких ситуациях.

1. Вы должны определить точную причину того, из-за чего начальник себя так ведет по отношению к Вам

В первую очередь, Вы должны определить максимально точную причину, из-за которой Ваш начальник ведет себя нагло и постоянно к Вам придирается. Если Вы не смогли сразу определить, почему он ведет себя именно так, то в случае следующего конфликта или придирки, можете у него поинтересоваться, что именно вызвало у него негативную реакцию. Только после того, как Вы определили точную причину, можно приступать к решению Вашей ситуации.

2. Начните выполнять свою работу идеально

Вполне возможно, к Вам придирается начальник именно потому, что Вы постоянно делаете в процессе работы какие-либо ошибки, даже незначительные. В этом случае, Вам необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы начать выполнять все буквально идеально, тем самым, повысить эффективность работы и довести ее просто до совершенства. В результате, через некоторое время, Ваш начальник, увидев Ваше стремление хорошо выполнять работу, изменит к Вам отношение в лучшую сторону.

3. Станьте пунктуальным и дисциплинированным человеком

Иногда, Вашего руководителя могут раздражать даже Ваши незначительные опоздания и задержки на работе. Поэтому, чтобы он перестал к Вам придираться, Вам необходимо стать пунктуальным и дисциплинированным человеком . Таким образом, со временем, Вы заметите, что он поменяет к Вам отношение и перестанет придираться по мелочам.

4. Станьте позитивным человеком

Вероятно, раздражение и наглость у начальника вызывает Ваше негативное настроение и поведение, а также вполне возможно, Вы общаетесь с ним исключительно в негативной манере. В таких случаях, Вам необходимо избавиться от негативных мыслей и начать мыслить позитивно , чтобы стать позитивным человеком и перестать раздражать своего начальника. Таким образом, Вы сможете изменить отношение начальника к себе и со временем, он поменяет отношение к Вам и перестанет придираться.

5. Подружитесь с коллегами по работе

6. Серьезно поговорите со своим начальником

Если же Вы идеально выполняете всю свою работу, отлично справляетесь со всеми своими должностными обязанностями, постоянно приходите и уходите с работы вовремя, и отношения с коллегами по работе у Вас дружеские, но Ваш начальник все равно ведет себя нагло и продолжает придираться к Вам, то Вам необходимо серьезно с ним поговорить, чтобы выяснить что именно его не устраивает. В таких случаях не нужно бояться серьезно разговаривать со своим руководителем! Вы можете прямо его спросить, что именно его не устраивает в Вас и Вашей работе. Всегда помните, что у Вас на работе есть не только должностные обязанности, но и права, которые Вам нужно уметь отстаивать и защищать. Как правило, после серьезного разговора, в большинстве случаях, руководители понимают, что их претензии к сотруднику совершенно ничем не обоснованные, соответственно, перестают придираться на пустом месте к такому работнику. Конечно, в некоторых случаях, приходится несколько раз поднимать такой разговор, чтобы Ваш руководитель понял, что ему не удастся каким-то образом самоутвердиться за счет Вас. Таким образом, руководитель не только изменит к Вам отношения в лучшую сторону, но и начнет Вас уважать как работника и как личность. В результате, Вы сможете не только изменить отношение к себе, но и завоевать уважение у своего руководителя , что поможет Вам в дальнейшем сделать успешную карьеру .

В заключении стоит добавить, что если Вам совершенно ничего не помогает или Вы, не можете наладить отношение со своим непосредственным начальником, то Вам нужно найти хорошую работу , на которой Вы сможете выстроить дружеские отношения со своим руководителем.

Читайте также: