В чем состоит особенность оформления графического материала в научной работе

Обновлено: 08.05.2024

Студенты, аспиранты, соискатели и научные работники время от времени сталкиваются с необходимостью публикации научной статьи в печатных и электронных изданиях ВАК, РИНЦ. Обязательным условием публикации является соблюдение ГОСТов и требований журналов, предъявляемых к научным текстам. Неправильно оформленную статью редакция обязательно отправит на доработку или отклонит, независимо от ее научной ценности.

Требования к оформлению научной статьи по ГОСТу 2021

Если у издательства не указаны отдельные требования по оформлению материала, следует придерживаться установленных стандартов. Нужно отметить, что отдельного ГОСТа по оформлению научной статьи нет. Подготовка к публикации регламентируется стандартами, разработанными для библиотечной и издательской деятельности. В 2021 г. актуальны ГОСТы:

  • ГОСТ 7.32-2017;
  • ГОСТ 7.82-2001;
  • ГОСТ 8.417–2002;
  • ГОСТ 7.0.11-2011;
  • ГОСТ Р 7.05-2008;
  • ГОСТ Р 7.0.90-2016;
  • ГОСТ Р 7.0.100–2018.

Структура статьи

Структура научной статьи для большинства изданий, работающих по международным стандартам:

  1. УДК (система кодировки, позволяющая легко найти публикацию в любой базе, библиотеке)
  2. Заголовок.
  3. Информация об авторе (на русском и английском языках).
  4. Аннотация.
  5. Ключевые слова.
  6. Основная часть (введение, описание исследования, заключение).
  7. Список литературы.
  8. Приложения.

К элементам статьи относятся: таблицы, графические изображения, формулы, условные обозначения, ссылки и сноски, аббревиатуры, цитаты и эпиграф. Все они также имеют определенный порядок оформления.

Технические требования

Стандартные правила оформления текста научной статьи:

  • Текст набирается в редакторе Microsoft Word.
  • Используется шрифт Times New Roman, размер – 12 или 14, интервал – 1,5.
  • Допускаются параметры страницы: формат А4 с книжной ориентацией; размер полей: левое от 30 мм, правое от 10 мм, верхнее и нижнее — 20 мм.
  • Основной текст выравнивается по ширине листа, заголовок — по центру.
  • Для абзаца разрешен отступ от 12 до 15 мм.
  • Нумерация сквозная, арабскими цифрами, по центру в нижней части листа.
  • Для десятичного разделения используется точка.
  • Единицы измерения указываются в системе СИ.
  • Сокращения и аббревиатуры расшифровываются при их первом упоминании.

Правила оформления структурных элементов

Заголовок

Заголовок точно отражает содержание статьи и привлекает внимание читателя. Он отвечает параметрам:

  • Оптимальный размер — 10-12 слов.
  • Набирается полужирным шрифтом.
  • Выравнивается по центру листа.

Некоторые издания хотят видеть английский вариант названия статьи. Требования к заголовку прописываются отдельным пунктом.

Информация об авторе

Данные указываются без сокращений и включают: ФИО, ученое звание и степень, название учебного заведения, научной организации или должность и место работы, страна, город. Информация предоставляется на каждого автора отдельно, на русском и английском языках.

ФИО набирается строчными буквами, полужирным курсивом. Остальные данные — с новой строки, строчными буквами, курсивом. Выравниваются по левому краю.

Аннотация

Аннотация представляет собой сжатое изложение сути материала. Ее допустимый объем до 600 слов. Если аннотация написана на 2-х языках, то первым располагается русский вариант, за ним следует английский.

Ключевые слова

Рисунок

К рисункам относятся иллюстрации, фотографии, репродукции, а также чертежи, схемы, графики и диаграммы. Их задача — увеличить наглядность материала. При размещении рисунков необходимо соблюдать технические требования:

  • Рисунок располагается после текста, который он иллюстрирует.
  • Под ним обязательно размещается порядковый номер арабскими цифрами, название, которые не являются частью изображения.
  • Если рисунок единственный, то номер не нужен.
  • Название кратко отображает смысл.
  • Допускается использование черно-белых и цветных изображений.
  • Построение диаграмм, графиков производится в Microsoft Excel.
  • Ссылка на рисунок ставится в тексте до его размещения.

Если изображение не является авторским, нужно указать источник, откуда оно взято. Большинство изданий требуют присылать рисунки в отдельной папке, выполненные в форматах jpg, gif, bmp.

Формулы

В научных статьях часто есть формулы: математические, физические, химические и другие. Они выполняются в редакторе Microsoft Equation и вставляются в текст как рисунки. Все единицы измерения должны соответствовать ГОСТу 8.417–2002.

Таблицы

Таблица — элемент статьи, который используется для систематизации данных, придания материалу наглядности. Она оформляется по правилам:

  • Над таблицей указывается номер, название.
  • В номере используются только арабские цифры.
  • Название кратко отображает содержание.
  • Размер и структура зависят от представленных в ней данных.
  • Ссылка на таблицу размещается в тексте перед ней.

Данные в таблице не должны повторять те, которые уже имеются в тексте. Некоторые издания вводят ограничения по ширине, количеству столбцов, другим параметрам. Это связано с техническими возможностями полиграфического оборудования.

Ссылки и сноски

В научной статье ссылки и сноски оформляются по ГОСТу. Они нужны в тексте, чтобы расшифровать слово, выражение, цитату. Требования к их размещению:

  • Ссылка представляет собой цифру в квадратных скобках. Цифра — это номер источника, который расположен в списке ссылок в конце работы. Пример: [5].
  • Иногда автор ссылается на конкретную страницу источника. Тогда ее номер проставляется в скобках через запятую. Пример: [5, с.36].
  • Сноски обозначаются *.
  • На странице можно разместить не больше трех сносок.
  • Нумерация сносок (если больше одной) производится арабскими цифрами. Точка после цифры не ставится.
  • Текст сноски короткий и содержательный.

Ссылки и сноски размещаются сразу после выражений, которые они объясняют.

Список литературы по ГОСТу

Список используемых источников очень важен в любой научной работе. В его оформлении легко допустить ошибку, если не придерживаться правил:

  • Источники разделяются по видам: законы и нормативные акты, научные статьи, монографии, материалы конференций. Их расположение в списке идет по юридической силе.
  • Источники каждого вида располагаются в строго определенном порядке: по алфавиту, по фамилии автора, по названию сборника, альманаха, если автор не указан.
  • Инициалы и фамилия всегда разделяются пробелом.
  • Обязательна сквозная нумерация.
  • Порядок расположения различных источников: российские издания, зарубежные, электронные.

Каждый источник из списка должен упоминаться и иметь ссылку в тексте статьи.

Приложения

К приложениям относятся справочные, статистические материалы, на которые указывают ссылки в основном тексте статьи. Правила оформления:

  • Каждый материал готовится на отдельной странице.
  • Нумерация страниц приложений продолжает нумерацию остальной работы.
  • Каждое приложение имеет номер. Нумерация разрешается: арабскими цифрами, буквами латинского алфавита (кроме I,O), кириллицы (кроме Й, Ы, Ю, Ъ, Ь).

В научной статье приложения необязательны. Однако их наличие помогает систематизировать материал, сделать его более понятным и глубоким.

Объем публикации в изданиях ВАК

Нужно понимать, что площади научных изданий ограничены. Поэтому публикация должна содержать только первостепенные данные, суть научных изысканий. Рекомендуемый объем статьи от 5 до 10 листов печатного текста.

Распространенные требования к оформлению статьи в журналы ВАК

Журналы ВАК предъявляют самые жесткие требования к оформлению научной статьи. Их список легко найти на интернет-ресурсе издания. Правила могу различаться в зависимости от специфики формата журнала, его тематического направления, а также возможностей полиграфического производства. Большинство изданий требуют:

  • Каждой статье присваивается уникальный код УДК. Его можно получить самостоятельно на официальном сайте Информационно-интеллектуального центра Научной библиотеки.
  • Заголовок пишется на русском и английском языках, без сокращений и аббревиатур.
  • Аннотация составляется на русском и английском. Рекомендуемый объем 150-300 слов.
  • Ключевые слова пишутся на 2-х языках (русском, английском).
  • В библиографию нельзя включать источники без авторства. Ссылки на такие материалы размещаются в тексте статьи.
  • Некоторые издания требуют приложить к работе рецензии (научного руководителя, компетентного специалиста по теме исследования). В рецензии обязательно указывать ФИО рецензента, место работы, должность, научную степень и звание.

Публикации в изданиях, включенных в базу ВАК, помогают в будущем защитить диссертацию и получить ученую степень. Поэтому перед тем как размещать статью лучше проверить, есть ли данный журнал в списке ВАК. Сделать это можно на официальном сайте комиссии.

Советы по оформлению

Несколько рекомендаций начинающим авторам, которые решили подготовить статью к публикации самостоятельно.

  • Определить цель работы, которую нужно сформулировать во введении.
  • Выбрать методы исследования для решения проблемы (достижения цели): сравнение, эксперимент и другие.
  • Дополнительные сведения искать только в компетентных источниках (журналах, научных изданиях, статьях)
  • Все факты, данные, полученные в процессе исследования необходимо систематизировать и оформить в таблицах, графиках, диаграммах.
  • Текст основной части структурировать на абзацы, которые логически связаны между собой.
  • Обязательно проверить готовый текст на уникальность с помощью программных сервисов.

Перед подготовкой материала для конкретного издания будет полезно ознакомиться с уже опубликованными там работами. Они послужат хорошим примером при оформлении собственной статьи.

Что такое диссертация и как ее написать?

Оформление таблиц и рисунков в диссертации по ГОСТу

Полезное содержание и грамотное оформление научного труда – гарантия успешной защиты диссертации. При составлении таблиц, рисунков, библиографии, других приложений, соискатель должен учитывать требования Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) и ГОСТа.

Оформление таблиц в диссертации по ГОСТу

Общие указания по оформлению таблиц в диссертационной работе регламентируется требованиями ГОСТ 7.32 – 2017.

Месторасположение подписей, размер шрифта, параметры интервалов могут видоизменяться в соответствии с установленными стандартами конкретного учебного заведения, указанными в методических рекомендациях вуза.

Существует несколько способов нумерации таблиц в диссертации.

  • Нумерация в разделе. Номер таблицы здесь – это номер раздела научной работы и порядковый номер таблицы. Пример: Таблица 2.3.
  • По порядку размещения (сквозная нумерация). Каждая таблица имеет нумерацию по возрастанию с первого по последний раздел. Пример. Таблица 1, Таблица 2 и т.д.

Перед тем, как начертить таблицу, соискатель составляет к ним названия, отображающие их содержание. Располагаются без абзаца с соблюдением шрифта основного текста диссертации

Если в таблице содержится большой объем данных, допускается уменьшение основного шрифта на 1-2 кегля. Также разрешается использовать одинарный междустрочный интервал.

Названия строк располагаются в левой части, а заголовки столбцов – по центру каждого из них.

Если на одном листе расположено несколько таблиц, их следует разграничить линиями. Заголовки граф могут быть параллельными и перпендикулярными строкам. Высота каждой строки – не менее 8 мм.

Соискателю разрешается использовать вертикальное расположение таблицы (альбомный формат документа). Таблицы и иллюстрации могут располагаться на листах формата А3 – при составлении нумерации это учитывается, как 1 страница.

ТОП – 7 способов нарисовать таблицу в текстовом редакторе Microsoft Word

Чтобы нарисовать таблицу в нужном формате для диссертации, рекомендуем ознакомиться с самыми распространенными вариантами их создания в редакторе Microsoft Word.

Обычная

Большая

Собственноручная (произвольная)

С помощью произвольной функции создания таблицы, можно рисовать в любой части листа документа, располагая ячейки внутри существующих частей объекта или рядом с ними.

Добавление таблицы Excel и ее форматирование

таблица эксель

Копирование готовой таблицы из Excel

При переносе Excel-таблицы, функция редактирования сохраняется, так как данные переносятся не в формате картинки.

1

2

Работа с экспресс-таблицами

Экспресс – таблицы Microsoft Word – это стандартный набор разнообразных заготовок для внесения разных информационных данных (календари, расписания и т.д.).

экспресс таблица

Преобразование обычного текста в таблицу

Для преобразования текстового фрагмента в табличный вариант, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий.

таблица

Абзацный разделитель подходит для текстового фрагмента из одной строки, поэтому лучше выбирать пробел. Для подтверждения проделанных действий, — кнопка ОК.

Типовые ошибки оформления таблиц в диссертациях

Рекомендации по правильному оформлению таблиц, составленные по стандартным ошибкам диссертантов.

Пример оформления таблицы

Пример 1 оформления таблицы в диссертации
Пример 2 оформления таблицы в диссертации

Хорошие примеры разных видов таблиц для диссертации можно скачать ниже:

Требования к оформлению рисунков в диссертации

Как и таблицы, рисунки нумеруются арабскими цифрами. Различают сквозную/последовательную нумерацию (с момента появления иллюстраций в диссертации) и в пределах главы/раздела (Рис.1.3. и т.д).

Постоянное применение однотипных рисунков воспрещается – иллюстрация размещается один раз после соответствующего текста, потом указываются ссылки на нее.

Оформление пояснений к рисункам

Иллюстрация с буквенными/цифровыми данными обязывает соискателя на дополнительные пояснения рисунка. Четкие и лаконичные пояснения группируются и располагаются непосредственно под объектом.

Требования к рисункам в приложениях

Перечень особенностей оформления иллюстраций в приложениях:

Обратите внимание! Шрифт подписи приложений идентичен основному тексту диссертации. В некоторых случаях допускается использование курсива – они указаны в методических материалах.

Пример оформления рисунков в диссертации

Пример с оформлением рисунка в диссертации:

пример оформления рисунка в диссертации

Пример с оформлением рисунка-графика в диссертации:

Пример оформелния рисунка-графика в диссертации

Пример с оформлением рисунка-диаграммы в диссертации:

Пример оформления рисунка-диаграммы в диссертации

Типовые ошибки оформления рисунков

Рекомендации по оформлению иллюстраций, основанные на ошибках некоторых диссертантов.

Студенты, аспиранты, соискатели и научные работники время от времени сталкиваются с необходимостью публикации научной статьи в печатных и электронных изданиях ВАК, РИНЦ. Обязательным условием публикации является соблюдение ГОСТов и требований журналов, предъявляемых к научным текстам. Неправильно оформленную статью редакция обязательно отправит на доработку или отклонит, независимо от ее научной ценности.

Требования к оформлению научной статьи по ГОСТу 2021

Если у издательства не указаны отдельные требования по оформлению материала, следует придерживаться установленных стандартов. Нужно отметить, что отдельного ГОСТа по оформлению научной статьи нет. Подготовка к публикации регламентируется стандартами, разработанными для библиотечной и издательской деятельности. В 2021 г. актуальны ГОСТы:

  • ГОСТ 7.32-2017;
  • ГОСТ 7.82-2001;
  • ГОСТ 8.417–2002;
  • ГОСТ 7.0.11-2011;
  • ГОСТ Р 7.05-2008;
  • ГОСТ Р 7.0.90-2016;
  • ГОСТ Р 7.0.100–2018.

Структура статьи

Структура научной статьи для большинства изданий, работающих по международным стандартам:

  1. УДК (система кодировки, позволяющая легко найти публикацию в любой базе, библиотеке)
  2. Заголовок.
  3. Информация об авторе (на русском и английском языках).
  4. Аннотация.
  5. Ключевые слова.
  6. Основная часть (введение, описание исследования, заключение).
  7. Список литературы.
  8. Приложения.

К элементам статьи относятся: таблицы, графические изображения, формулы, условные обозначения, ссылки и сноски, аббревиатуры, цитаты и эпиграф. Все они также имеют определенный порядок оформления.

Технические требования

Стандартные правила оформления текста научной статьи:

  • Текст набирается в редакторе Microsoft Word.
  • Используется шрифт Times New Roman, размер – 12 или 14, интервал – 1,5.
  • Допускаются параметры страницы: формат А4 с книжной ориентацией; размер полей: левое от 30 мм, правое от 10 мм, верхнее и нижнее — 20 мм.
  • Основной текст выравнивается по ширине листа, заголовок — по центру.
  • Для абзаца разрешен отступ от 12 до 15 мм.
  • Нумерация сквозная, арабскими цифрами, по центру в нижней части листа.
  • Для десятичного разделения используется точка.
  • Единицы измерения указываются в системе СИ.
  • Сокращения и аббревиатуры расшифровываются при их первом упоминании.

Правила оформления структурных элементов

Заголовок

Заголовок точно отражает содержание статьи и привлекает внимание читателя. Он отвечает параметрам:

  • Оптимальный размер — 10-12 слов.
  • Набирается полужирным шрифтом.
  • Выравнивается по центру листа.

Некоторые издания хотят видеть английский вариант названия статьи. Требования к заголовку прописываются отдельным пунктом.

Информация об авторе

Данные указываются без сокращений и включают: ФИО, ученое звание и степень, название учебного заведения, научной организации или должность и место работы, страна, город. Информация предоставляется на каждого автора отдельно, на русском и английском языках.

ФИО набирается строчными буквами, полужирным курсивом. Остальные данные — с новой строки, строчными буквами, курсивом. Выравниваются по левому краю.

Аннотация

Аннотация представляет собой сжатое изложение сути материала. Ее допустимый объем до 600 слов. Если аннотация написана на 2-х языках, то первым располагается русский вариант, за ним следует английский.

Ключевые слова

Рисунок

К рисункам относятся иллюстрации, фотографии, репродукции, а также чертежи, схемы, графики и диаграммы. Их задача — увеличить наглядность материала. При размещении рисунков необходимо соблюдать технические требования:

  • Рисунок располагается после текста, который он иллюстрирует.
  • Под ним обязательно размещается порядковый номер арабскими цифрами, название, которые не являются частью изображения.
  • Если рисунок единственный, то номер не нужен.
  • Название кратко отображает смысл.
  • Допускается использование черно-белых и цветных изображений.
  • Построение диаграмм, графиков производится в Microsoft Excel.
  • Ссылка на рисунок ставится в тексте до его размещения.

Если изображение не является авторским, нужно указать источник, откуда оно взято. Большинство изданий требуют присылать рисунки в отдельной папке, выполненные в форматах jpg, gif, bmp.

Формулы

В научных статьях часто есть формулы: математические, физические, химические и другие. Они выполняются в редакторе Microsoft Equation и вставляются в текст как рисунки. Все единицы измерения должны соответствовать ГОСТу 8.417–2002.

Таблицы

Таблица — элемент статьи, который используется для систематизации данных, придания материалу наглядности. Она оформляется по правилам:

  • Над таблицей указывается номер, название.
  • В номере используются только арабские цифры.
  • Название кратко отображает содержание.
  • Размер и структура зависят от представленных в ней данных.
  • Ссылка на таблицу размещается в тексте перед ней.

Данные в таблице не должны повторять те, которые уже имеются в тексте. Некоторые издания вводят ограничения по ширине, количеству столбцов, другим параметрам. Это связано с техническими возможностями полиграфического оборудования.

Ссылки и сноски

В научной статье ссылки и сноски оформляются по ГОСТу. Они нужны в тексте, чтобы расшифровать слово, выражение, цитату. Требования к их размещению:

  • Ссылка представляет собой цифру в квадратных скобках. Цифра — это номер источника, который расположен в списке ссылок в конце работы. Пример: [5].
  • Иногда автор ссылается на конкретную страницу источника. Тогда ее номер проставляется в скобках через запятую. Пример: [5, с.36].
  • Сноски обозначаются *.
  • На странице можно разместить не больше трех сносок.
  • Нумерация сносок (если больше одной) производится арабскими цифрами. Точка после цифры не ставится.
  • Текст сноски короткий и содержательный.

Ссылки и сноски размещаются сразу после выражений, которые они объясняют.

Список литературы по ГОСТу

Список используемых источников очень важен в любой научной работе. В его оформлении легко допустить ошибку, если не придерживаться правил:

  • Источники разделяются по видам: законы и нормативные акты, научные статьи, монографии, материалы конференций. Их расположение в списке идет по юридической силе.
  • Источники каждого вида располагаются в строго определенном порядке: по алфавиту, по фамилии автора, по названию сборника, альманаха, если автор не указан.
  • Инициалы и фамилия всегда разделяются пробелом.
  • Обязательна сквозная нумерация.
  • Порядок расположения различных источников: российские издания, зарубежные, электронные.

Каждый источник из списка должен упоминаться и иметь ссылку в тексте статьи.

Приложения

К приложениям относятся справочные, статистические материалы, на которые указывают ссылки в основном тексте статьи. Правила оформления:

  • Каждый материал готовится на отдельной странице.
  • Нумерация страниц приложений продолжает нумерацию остальной работы.
  • Каждое приложение имеет номер. Нумерация разрешается: арабскими цифрами, буквами латинского алфавита (кроме I,O), кириллицы (кроме Й, Ы, Ю, Ъ, Ь).

В научной статье приложения необязательны. Однако их наличие помогает систематизировать материал, сделать его более понятным и глубоким.

Объем публикации в изданиях ВАК

Нужно понимать, что площади научных изданий ограничены. Поэтому публикация должна содержать только первостепенные данные, суть научных изысканий. Рекомендуемый объем статьи от 5 до 10 листов печатного текста.

Распространенные требования к оформлению статьи в журналы ВАК

Журналы ВАК предъявляют самые жесткие требования к оформлению научной статьи. Их список легко найти на интернет-ресурсе издания. Правила могу различаться в зависимости от специфики формата журнала, его тематического направления, а также возможностей полиграфического производства. Большинство изданий требуют:

  • Каждой статье присваивается уникальный код УДК. Его можно получить самостоятельно на официальном сайте Информационно-интеллектуального центра Научной библиотеки.
  • Заголовок пишется на русском и английском языках, без сокращений и аббревиатур.
  • Аннотация составляется на русском и английском. Рекомендуемый объем 150-300 слов.
  • Ключевые слова пишутся на 2-х языках (русском, английском).
  • В библиографию нельзя включать источники без авторства. Ссылки на такие материалы размещаются в тексте статьи.
  • Некоторые издания требуют приложить к работе рецензии (научного руководителя, компетентного специалиста по теме исследования). В рецензии обязательно указывать ФИО рецензента, место работы, должность, научную степень и звание.

Публикации в изданиях, включенных в базу ВАК, помогают в будущем защитить диссертацию и получить ученую степень. Поэтому перед тем как размещать статью лучше проверить, есть ли данный журнал в списке ВАК. Сделать это можно на официальном сайте комиссии.

Советы по оформлению

Несколько рекомендаций начинающим авторам, которые решили подготовить статью к публикации самостоятельно.

  • Определить цель работы, которую нужно сформулировать во введении.
  • Выбрать методы исследования для решения проблемы (достижения цели): сравнение, эксперимент и другие.
  • Дополнительные сведения искать только в компетентных источниках (журналах, научных изданиях, статьях)
  • Все факты, данные, полученные в процессе исследования необходимо систематизировать и оформить в таблицах, графиках, диаграммах.
  • Текст основной части структурировать на абзацы, которые логически связаны между собой.
  • Обязательно проверить готовый текст на уникальность с помощью программных сервисов.

Перед подготовкой материала для конкретного издания будет полезно ознакомиться с уже опубликованными там работами. Они послужат хорошим примером при оформлении собственной статьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Задачами научно – исследовательской работы являются:

-развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

-проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

-проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;

-демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

-привитие интереса к научной деятельности.

2. Организация выполнения работы

2.1. Выдвижение проблемы исследования

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.

В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

Выдвижение обучающимся проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой,

информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.

2.2. Алгоритм работы над научной проблемой

Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня:выбор проблемы;

сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изу­чаемой проблематике;

анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;

разработка концепции и планирование исследования;

подбор методов и методик осуществления исследования;

обработка полученных данных;

письменное оформление теоретического и эмпирического ма­териала в виде целостного текста;

представление работы на рецензирование;

представление к защите и защита работы.

2.3.Структурные компоненты научно-исследовательской работы

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

главы основной части;

Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.

Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

не включает в себя слишком много положений;

не содержит не однозначных понятий;

выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их

объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;

проверяема и приложима к широкому кругу явлений;

не включает в себя ценностных суждений;

имеет правильное стилистическое оформление.

Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке,

а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;

перечислить особенности формирования (факторы, условия,

механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.

В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы обучающегося.

В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.

При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.

Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.

Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:

выводы должны являться следствием данного исследования

и не требовать дополнительных измерений;

выводы должны соответствовать поставленным задачам;

выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;

выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.

В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно - исследовательской работы.

В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: справочники, нормативно-правовая документация и т.д.

3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы

3.1. Общие требования к оформлению

Научно- исследовательская работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.

Текст представляется на белой бумаге форматом А4 (297*210) на одной стороне листа.

При написании и печати следует соблюдать следующие правила:

Размер полей: левое — 3 см, правое — 1 см, верхнее — 2 см,

Нумерация страниц—по центру внизу страницы;

Текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков);

На листе 29—30 строк;

Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы;

Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку,

Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов — прописными, выделение глав и параграфов из текста осуществляется за счет пропуска дополнительного интервала;

Заголовки следует располагать по середине строки симметрично к тексту, между заголовком и текстом пропуск в 3 интервала.

Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа;

Для компьютерного набора размер шрифта —14;

Порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1,2,3), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к

главе, вторая — на собственную нумерацию.

3.2. Требования к оформлению цитат и ссылок

Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:

При дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в

первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [4. С. 123] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке литературы.

При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер

источника в списке литературы без указания конкретных страниц, на­

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому

Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она

начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата,

включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, по­

тому что) заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже

если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в

тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.

В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.

Если автор в приведенной цитате выделяет в ней некоторые

слова, то он должен это специально оговорить в скобках, например:

(подчеркнуто мною — О. К. или (курсив наш — О. К.).

В современной научной литературе используются внутри текстовые ссылки. Их оформление возможно в двух вариантах. Первый: за упоминанием автора в квадратных скобках указывают­сяпорядковые номера тех источников, на которые идет ссылка в тексте. Например: В трудах С. Л. Рубинштейна [4; 5; 7] раскрываются… Второй вариант: вслед за упоминанием автора, указывается год издания монографии, статьи в соответствии со списком использованной в работе литературы. Пример: В ряде работ С. Л. Рубинштейна (1957), А. Н. Леонтьева (1965), Б. М. Теплова (1956), А. А. Смирнова (1966) сформулированы новые подходы к изучению сознания.

Когда на одну страницу попадает две-три ссылки на один и тот

же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в квадратных скобках принято писать [Там же]

или при цитировании [Там же. С. 309].

3.3. Требования к оформлению таблиц

Цифровые данные исследования группируются в таблицы, оформление которых должно соответствовать следующим требованиям:

Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной по всему

тексту работы или самостоятельной в каждом разделе. Тогда она представляется по уровням подобно главам и параграфам. Например: в главе 2 таблицы будут иметь номера 2.1, 2.2 и т. д. Первый вариант нумерации обычно применяют в небольших по объему и структуре работах.

Второй — предпочтителен при наличии развернутой структуры работы

и большого количества наглядного материала.

Название таблицы располагается между ее нумерацией и собственным содержанием. Пишется с прописной буквы без точки в

При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных граф следует пронумеровать и повторять только их номер.

Предварительно над таблицей поместить слова «Продолжение таблицы

При фиксации сырых баллов в таблицах, если для этого нет

прямой необходимости, не принято писать фамилии, имена респондентов. Это профессионально неэтично.

Название таблицы, ее отдельных строк не должно содержать

сокращений, аббревиатур, не оговоренных ранее в тексте работы.

3.4. Требования к оформлению иллюстраций

В качестве иллюстраций в исследовательских работах могут быть использованы рисунки, схемы, графики, диаграммы, которые обсуждаются в тексте. При оформлении иллюстраций следует помнить:

Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Если в работе представлены различные виды иллюстраций, то нумерация отдельно для каждого вида.

Остальной иллюстрационный материал располагают в приложениях.

На самой иллюстрации допускаются различные надписи, если

этому позволяет место. Однако чаще используются условные обозначения, которые расшифровываются ниже изображения.

На схемах всех видов должны быть выражены особенности

основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей, связей

изображаемых предметов или процесса.

При построении линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладываются независимые факторные признаки, на оси ординат – показатели на определенный момент или период времени или измененные размеры какого-либо признака. Вершины ординат обычно соединяются штрихом, в результате чего получается ломанная прерывистая линия. На координатное поле можно наносить несколько линейных диаграмм для

наглядного сравнения результатов. На столбиковых и секторных диаграммах размер прямоугольников или секторов должен быть пропорционален изображаемым ими величинам.

3.5. Требования к оформлению приложений

Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении следует учитывать общие правила оформления.

Приложения оформляются как продолжения основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или

формате приложения оформляются в виде самостоятельного блока в

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу, например: Приложение 1.

Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения.

При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами по порядку без знака номер и точки в конце.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна

быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного

3.6. Требования к оформлению библиографического списка

Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.

Читайте также: