Письмо особенности графики аккуратность устойчивость почерка особенности оформления работ

Обновлено: 19.05.2024

Научно-исследовательская работа по теме "Ох уж эта каллиграфия!" может быть использована при подготовке к научно-практической конференции, классными руководителями при подготовке классных часов, родительских собраний. Результаты исследования могут быть использованы учителями и обучающимися в усовершенствовании своего почерка.

Оценить 228 0

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Секция: русский язык и литература

Колисниченко Иван Денисович

Скопа Алина Алексеевна

Шамова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.

ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Каллиграфия в русском языке…. 5

2.3.Применение каллиграфии в современном мире………………………. 7-8

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ОХ УЖ ЭТА КАЛЛИГРАФИЯ! ………………. 9

2.3.Каллиграфический эксперимент . 13-14

2.4.Рекомендации по улучшению почерка . 14-17

2.5.Анализ результатов исследовательской работы……………………. 17-18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИИ. 24

Потребность в общении появилась у людей ещё в глубокой древности. Однако речь слышна только на небольшом расстоянии. Вот эту естественную ограниченность звуковой речи с очень далеких времен люди научились преодолевать путем ее записи, графического изображения в различных системах письма.

Письму не помешают ни время, ни расстояние. Письмо – это мост между давно исчезнувшими народами, цивилизациями и нами, между сегодняшним и будущим.

Но искусством письма люди не всегда владели. История письменности — это история эволюции технических навыков, скорости передачи информации.

В начале появилось картинное письмо (пиктография): событие изображали в виде рисунка. Затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их название (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспроизводились, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикиян.

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Мы вступили в информационный век развития человечества, когда одной из значимых ценностей является информация. От гусиных перьев и чернильниц, шариковых авторучек и печатных машинок человечество шагнуло к новым средствам передачи информации. Учащиеся школы постоянно пользуются различной электроникой. Поэтому на почерк, на его каллиграфию большинство учеников и их родителей не обращают внимание.

Хороший почерк — это одна из самых важных и распространённых школьных проблем. Следует отметить, что неаккуратный почерк — это удел не только младших классов. Порой даже старшеклассники сами не в состоянии прочитать то, что написали. Между тем, освоение письма — это сложный, многоступенчатый процесс.

Актуальностьвыбранной нами темы несомненна. Вопрос о качестве почерка поднимается и в средствах массовой информации (например, беседы на эту тему неоднократно велись на радио). Это свидетельствует о том, что не только учёные и методисты, но и широкая общественность, действительно, обеспокоены этой насущной проблемой. Проблему почерка в современной школе эксперты выносят в разряд общепризнанной и наиболее актуальной.
На сегодняшний день существуют работы, посвященные каллиграфии вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере учеников и учителей своей школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Новизна нашей работы заключается еще и в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем до нас не было.

Объект исследования: школьники и учителя МКОУ Балтинская СОШ, почерк учеников 5-11 классов МКОУ Балтинская СОШ.

Предмет исследования: пути совершенствования работы по формированию каллиграфических навыков учеников 5-11 классов на современном этапе образования.

Цель работы: обосновать необходимость владения каллиграфическими навыками в современной школе.

Задачи и методы исследования: изучить литературу по теме, провести наблюдение над почерком учеников 5-11 классов, проанализировать и систематизировать полученные результаты, предложить конкретные приемы улучшения почерка.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, синтез и анализ полученных результатов,интервью, эксперимент.

Практическая значимость исследованиязаключается в возможности сформировать отношение к каллиграфии как к необходимому условию успешного обучения в современной школе, а также расширить кругозор в области искусства: узнать о влиянии каллиграфии на здоровье, и донести это знание до других.

Результаты исследования могут быть использованы учителями и обучающимися в усовершенствовании своего почерка.

Гипотеза: каллиграфия – это искусство, не потерявшее своей значимости в современной школе, обучение каллиграфии положительно влияет на здоровье и будущее школьника.

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Каллиграфия в русском языке

В настоящее время, в эпоху развития цифровых технологий, когда Интернет представляет собой кладезь различных знаний, развлечений и игр, у детей отсутствует мотивация к тому, чтобы в школе научится красиво и аккуратно писать. Ученик оказывается не заинтересованным каллиграфией, ему она кажется скучным и утомительным делом. Монотонность и однообразие в написании букв, их комбинаций быстро ведет к потере интереса к такому занятию. Зачем тратить время на развитие каллиграфических навыков, если в окружающем мире столько всего интересного?

2.2.О пользе каллиграфии

В России расцвет каллиграфии был в дореволюционное время. В лицеях, церковноприходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. Например, Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.

После революции этот вид искусства фактически исчез из школьной программы. Его заменили чистописанием. А 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии.

Известный эстонский педагог Пауль Лихтейн еще в 1970 году предупреждал о последствиях отказа от каллиграфии и о влиянии ее на культуру всего общества. По его мнению, и в букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции.

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент в поисках методик для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Теперь многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешевое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает еще более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией.

Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к различению и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.

Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Письмо – один из самых сложных видов деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление, внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность. При письме шариковой ручкой такого не происходит, что подтверждается научными исследованиями зарубежных и отечественных ученых.

Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О ее воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. Изучением влияния каллиграфии на человека занимались Н.Пирогов, Павлов и Бехтерев. Последний, к слову, проводил эксперимент с группой молодых ученых, заставляя их писать поочередно левой и правой рукой, двумя руками сразу.

В итоге, участники эксперимента Бехтерева стали известными специалистами в своих областях. Среди них лингвист Кнозорев, расшифровавший письмена майя, и психолог Выготский.

2.3.Применение каллиграфии в современном мире

Каллиграфия продолжает искать новое место в современном мире с момента появления книгопечатания и машинописного набора текста. Традиция использования рукописных надписей пока сохраняется в иконописи и оформлении интерьера храмов. Но в других сферах технологическая возможность нанесения наборного текста полностью вытеснила все надписи от руки.

Именно поэтому, красиво написанное слово приобрело особую ценность. Каллиграфию активно используют все, кто хочет выделить свое послание и индивидуализировать его. Предприниматели, в продуктах или услугах которых есть ручной труд или индивидуальный подход, премиальные марки, организаторы мероприятий и свадеб, оформители городской среды. И, конечно, дарители книг, открыток и другой печатной продукции.

Основные сферы, в которых на данный момент требуется работа каллиграфа:

— Свадебная и event-каллиграфия. Приглашения, карточки рассадки, навигация, подписи на конвертах. И другие надписи для оформления пространства мероприятия.

— Логотипы и прочие элементы фирменного стиля. Логотип только из надписи или надпись плюс иллюстрация. Рекламные и прочие надписи, используемые для оформления визуального представления бренда. Оформление сайтов и блогов (в зависимости от задачи, логотип может быть просто отсканированным рукописным словом, либо отчасти базироваться на буквах, написанных от руки).

— Принты. На одежде, кружках, канцелярии и прочей сувенирной продукции.

— Оформление книг, журналов, сайтов. Надписи для обложек и заголовков, различные выделения в тексте. Дополнение к иллюстрациям.

— Персонализация подарков. Подпись книг, альбомов, открыток, подарочных коробок, сертификатов и т. д.

—Оформление интерьеров, магазинов, городских пространств и праздников. Меловые доски, витрины, роспись стен, каллиграфити, создание арт-объектов, световые шоу с проецируемыми текстами.

Разнообразие задач, где необходима каллиграфия, не знает предела. Везде, где используется текст, может возникнуть работа для каллиграфа. Например, в создании генеалогического дерева, монограммы, экслибриса, рукописной книги, татуировки, надписи на одежде или интерьерного холста.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ОХ УЖ ЭТА КАЛЛИГРАФИЯ!

Нравится ли вам собственный почерк?

2. Есть ли у учителей замечания к вашему почерку?

Всегда ли вы понимаете, что сами написали?

4. С какими текстами предпочитаете работать: с печатными или рукописными? Почему? (нужное подчеркнуть)

5. Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?

Также нами был проведен опрос педагогов по следующим вопросам анкеты №2:

Довольны ли вы почерком своих учеников?

Снижаете ли Вы оценку за плохой почерк?

Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?

По данным анкеты №1 были выявлены следующие результаты:

Диаграмма 1.

Нравится ли вам собственный почерк?

Диаграмма 2.

Есть ли у учителей замечания к вашему почерку?

Диаграмма 3.

Всегда ли вы понимаете, что сами написали?

Диаграмма 4.

С какими текстами предпочитаете работать: с печатными или рукописными? Почему?

Диаграмма 5.

Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания?

Почему школьники предпочитают работать с печатными текстами?

(ответы учеников МКОУ Балтинская СОШ)

Работать могу и с тем, и с другим, но бывают случаи, когда непонятный почерк.

Особенности методики обучения письму в школьный период и общий уровень грамотности являются важными аспектами при проведении судебно-почерковедческих исследований, в том числе разработке методики проведения исследования. Методика почерковедческой экспертизы должна быть различной для стран, где большинство населения имеет образование в 2-4 класса, и для стран, чьи граждане в основном имеют среднее и высшее образование.

В настоящий момент, когда в повседневной жизни человек чаще печатает или вообще щелкает мышкой, или водит по экрану пальцем, необходимости что-то писать почти не возникает. Подавляющая часть документации составляется в электронном виде и переносится на бумажный носитель с помощью копировально-множительной техники.

Как сегодня обучают письму в школах?

Развитие техники и внедрение её в повседневную жизнь общества существенно повлияло на сферу образования, в частности, на прописи для обучения письму и специальные предметные тетради. Как правило, в них уже имеются готовые задания, и ученику остается лишь вписать несколько цифр и (или) букв. Конечно, такие рабочие тетради облегчают работу и учителя, и ученика.

Для обучения письму первоклассников используют рабочие тетради с несколькими уровнями сложности. Ученику легко зрительно запоминать и впоследствии воспроизвести материал. Например, при изучении печатных букв учащийся должен вырезать элементы буквы и составить их – так он проще запоминает конфигурацию элементов и частей букв, а также их количество.


Еще одна широко используемая методика – это использование наглядного материала, который ученика демонстрирует преподаватель. Ученик учится запоминать буквы на слух, проводя ассоциацию с животными, овощами, фруктами, с предметами, используемыми в быту. Эта методика способствует развитию у ученика мышления, фантазии, речи, и других практических навыков.

При всех плюсах наглядных материалов и рабочих тетрадей с простыми упражнениями учителя всё чаще сталкиваются с проблемой нехватки времени при обучении письму. Это связано с сокращением часов, отведенных на чистописание и каллиграфическое письмо, когда на начальном этапе обучения письму перед преподавателем стоит задача сформировать координацию движений, то есть согласованность движений пальцев и кисти руки.

На изучение 123 букв (прописные и печатные, строчные и заглавные: 120+3-ь, ъ, ы) отводится от 102 до 110 часов, то есть за один урок ребенку необходимо запомнить зрительно, опознавать при чтении и овладеть навыком написания сразу четырех букв – двух строчных и двух заглавных.

Эксперты, проводившие исследования на базе начальных и средних классов ряда общеобразовательных школ, выяснили, что время на письменную практику сократилось. Причина – в уменьшения часов чистописания и увеличения часов изучения иностранного языка. Эксперты пришли к выводу: не изучив досконально русский алфавит и не отработав выработанность и четкость написания букв родного языка, ученик переходит или параллельно изучает иностранный язык и алфавит. Поэтому нередко встречаются случаи написания детьми букв кириллицы в виде латинских букв или наоборот.

Что касается старших классов, то ученики хотя бы выполняют письменные работы. Однако вместе с тем, растут требования и учебная нагрузка. Ученики всё чаще выполняют работы с помощью электронной техники, к примеру, проекты и презентации. Кроме того, при проверке письменных работ (диктантов, изложений, сочинений) учитель, что понятно, больше обращает внимание на грамотность, нежели на каллиграфию и чистописание.

Обучение письму в школе является стадией активного формирования почерка. Как известно из экспериментальных исследований, проведенных в области физиологии движений, психологии и почерковедении:

  • обучение длится первые четыре года,
  • закрепление навыка, совершенствование техники письма – последующие три-пять лет.

Таким образом, к 15-17 годам у человека в основном заканчивается формирование письменно-двигательного навыка.


Структура прописей позволяет ученику придерживаться правильных размерных характеристик при письме, поскольку в тетрадях-практикумах предусмотрены графы для каждого элемента буквы, что способствует правильному формированию размера и разгона при написании заглавных и строчных букв и при написании слова целиком.

Несмотря на преимущества этих прописей, образовательная программа существенно сокращена, и как уже отмечалось ранее, количество часов и объем выполняемых рукописных записей в тетрадях ограничен. Уменьшилось число диктантов и письменных работ, которые помогли бы закрепить ученику знания и усовершенствовать письменно-двигательный навык скорописного, безотрывного письма.


По мнение экспертов, при такой методике обучения письму выработка письменно-двигательного навыка осложняется, отсутствием связанности движений (не более 2-3 букв подряд) и нарушением размерных характеристик, поскольку утрачивается плавность движений при переходе от одного элемента к другому, иначе говоря буквы приобретают квадратный вид.

Написание письменных знаков подобным образом, связано со снижением темпа, который является фактором, влияющим на формирование почерка, а также характеристикой графического навыка.

Что показало исследование почерка школьников?

Эксперты проанализировали почерк школьников 1-4 (39 почерковых реализаций), 7, 9 классов (36 реализаций), а также учащихся начальных курсов техникума (в количестве 15 реализаций). Испытуемые данного периода в возрасте от 17 до 21 года, обучались письму в начале 2000-х годов.

К какому выводу пришли эксперты? Большая часть исследуемых почерков 7-9 классов и учащихся в учреждении после школьного образования характеризуются:

  • средней степенью выработанности,
  • наличием признаков нарушения координации движений 2-й группы, а именно неравномерностью протяженности движений по вертикали и горизонтали,
  • размещением движения по вертикали и горизонтали,
  • нестабильным расположением относительно бланковой строки,
  • средним темпом.

Одной из ярких особенностей почерков более раннего периода и почерков учащихся 1-4 классов является преимущественно вертикальный наклон, а также левый наклон для пишущих правой рукой.




Несмотря на то, что данная категория лиц находится в процессе совершенствования качеств двигательного навыка и завершения его автоматизации, а также наличие на этом этапе относительной индивидуальности и устойчивости как отдельных признаков, так и почерка в целом – наблюдается некоторое отставание в совершенствовании двигательных характеристик от почерков аналогичной группы, но более раннего периода обучения (начало 2000-х годов).


Выводы

  • современные условия обучения письму минимизировали письменную практику, что не способствует формированию письменно-двигательного навыка на должном уровне и может способствовать превалированию средневыработанных почерковых реализаций над высоковыработанными;
  • в связи с уменьшением необходимости выполнения рукописей большого объема, обусловленной достижениями научно-технического прогресса, большую часть объектов судебно-почерковедческих исследований стали составлять удостоверительные записи и подписи;
  • указанные обстоятельства в будущем могут привести к необходимости пересмотра ряда методик, ориентированных на исследование высоковыработанных почерковых реализаций.

Материал написан по статье государственного судебного эксперта лаборатории судебно-почерковедческой экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ Е.Н. Беловой Современные проблемы обучения письму и их значение в судебно-почерковедческой практике// Теория и практика судебной экспертизы. 2015;(4(40)):60-69.

Формирование навыков графически правильного или четкого письма — длительный процесс, не всегда завершающийся успешно даже в старших классах средней школы. Между тем специальные графические упражнения учащихся заканчиваются в третьем классе вместе с окончанием уроков чистописания. В связи с этим актуальное значение приобретает вопрос об устойчивости или прочности графических навыков, приобретенных учащимися в первых трех классах школы, и об изменениях, которым подвергаются эти навыки в связи с усложнением содержания и условий письменных работ в старших классах.

В настоящем исследовании мы ограничиваем свою задачу выяснением особенностей графических навыков учеников IV класса, в котором уже отсутствуют уроки чистописания, а, следовательно, и специальные классные графические упражнения.

Основанием для постановки нашего исследования послужили частые высказывания учителей и методистов об ухудшении почерка учащихся в IV и следующих классах, затруднения учителей в изыскании методов борьбы с этим явлением и отсутствие психологических исследований по этому вопросу. Вопрос об устойчивости графических навыков учащихся представляет несомненный интерес также и с теоретической точки зрения. Проблема устойчивости навыков, несмотря на ее практическое значение, до сих пор принадлежит к числу наименее разработанных. Экспериментальные исследования навыков обычно ограничиваются сравнительно короткими сроками и относительно небольшим количеством упражнений. В данном же случае мы имеем продукт ежедневных и систематических упражнений, продолжавшихся в течение трех лет, и ежедневно используемый в весьма разнообразных условиях классных и домашних письменных работ.

Рассматривая навыки в свете учения академика И.П. Павлова как систему временных связей и исходя из известного его положения о динамичности стереотипа, психологи естественно должны поставить вопрос о закономерностях проявления стереотипа в практической деятельности человека, чтобы получить данные для построения общей теории навыка и для обобщений, имеющих более широкое практическое значение.

Наиболее ярким проявлением стереотипа временных связей в области письма является хорошо известная устойчивость, или постоянство графических особенностей почерка взрослых. Это постоянство настолько очевидно, что считается даже юридическим основанием для признания подлинности письменных документов. Другим ярким проявлением стереотипа в письме является хорошо известная трудность перестройки почерка при исправлении его недостатков.

Естественно, что подверженными колебаниям и требующими постоянной поддержки должны быть также и продолжающие формироваться у учеников IV класса системы временных связей, обеспечивающие в той или иной мере графическую правильность письма.

Ограничив свою задачу изучением особенностей графических навыков учащихся IV класса, мы и поставили перед собой задачу выяснить, при каких объективных условиях наблюдается у учащихся IV класса увеличение или уменьшение количества нарушений некоторых графических норм письма.

Исходя из этих предположений, мы поставили перед собой задачу выяснить, какое влияние оказывают на графику письма учащихся особенности содержания письменных работ в IV классе и насколько способствуют улучшению почерка учеников знание его недостатков и специальные индивидуальные упражнения, направленные на устранение этих недостатков.

Методика исследования

Испытуемыми служили учащиеся IV класса 525 мужской средней школы Кировского района г. Москвы (директор М.А. Перенкова). Опыты производились в классных условиях со всеми учащимися одновременно и в лабораторных условиях со специально выделенными отдельными учениками. В организации классных опытов активное участие принимали учителя А.В. Тихомирова, 3.С. Вишнякова и М.Н. Волкова.

При определении уровня графической правильности письма учеников в качестве образцов почерка были использованы классные письменные упражнения: списывание с печатного текста при выполнении грамматических упражнений, контрольные диктанты, изложения и сочинения. Для определения скорости письма применялось письмо наизусть хорошо знакомой фразы с установками на нормальный и ускоренный темп четкого письма. В индивидуальных опытах также производились списывание с печатного текста, орфографический диктант и письмо самостоятельно составляемых фраз по рисункам.

Графическая правильность письма учащихся обычно изменяется с помощью качественных, балловых оценок. Недостатком таких определений является их недифференцированный, суммарный характер, вследствие чего оказывается невозможным необходимое при объективном исследовании количественное определение изменений почерка в различных условиях письма.

В исследованиях Е.В. Гурьянова был использован подсчет количества отклонений или нарушений графических норм элементов и букв в их расстановке, наклоне, нажиме, высоте в положении относительно линии строки. Такая методика облегчает возможность объективного измерения особенностей почерка ученика, но практическое использование ее в нашем исследовании с анализом большого числа письменных работ класса оказалось невозможным вследствие трудоемкости этой методики.

Поэтому в настоящем исследовании мы ограничились количественной характеристикой только двух специальных графических навыков: умения соблюдать одинаковую высоту элементов и букв и умения сохранять одинаковое положение элементов и букв на нижней линии строки. Показателями уровня этих навыков в нашем исследовании служило количество элементов, в которых были допущены нарушения в отношении указанных графических норм. Общая сумма этих нарушений и процентное отношение их к числу учитывавшихся элементов и служили в нашем исследовании основными показателями графической правильности того или иного текста

Основанием в пользу применения указанных характеристик, кроме удобства их использования и возможности объективного количественного определения графической правильности письма, служили также специальное внимание, уделяемое формированию навыков соблюдения равномерности высоты и одинакового положения на линии строки во время обучения в первых трех классах, специальная разлиновка тетрадей, вплоть до третьего класса ограничивающая верхние и нижние линия строки с целью воспитания у учащихся навыков точного соблюдения указанных норм, и совпадение характеристик указанных двух навыков с другими графическими характеристиками почерка.

Основанием в пользу применения указанной методики явилась также и высокая надежность ее. Специальная проверка методики дала коэффициент корреляции двух повторных измерений с помощью одного и того же текста равный 0,85 при вероятной ошибке 0,003.

Показателем скорости письма в нашем исследовании служило число элементов, выписываемых в одну минуту при установках на нормальный и ускоренный темп четкого письма. Основными способами определения устойчивости графических навыков в исследовании служило сравнение средних величин отклонений в различных письменных работах и сопоставление средних квадратических отклонений или сигм.

В качестве других методов изучения графических навыков учащихся были использованы кимографическая запись процесса их письма в лабораторных условиях с определением силы нажима, его равномерности, связности и скорости письма, у наблюдения за процессом и техникой письма в классных условиях и при индивидуальных опытах и беседы с учителями и учащимися, направленные на выяснение индивидуальных особенностей в овладении графическими навыками

Основными вопросами, обсуждавшимися при анализе результатов исследования были: вопрос, насколько изменяется графическая правильность письма в период обучения в IV классе, какое влияние оказывает на графику письма различное содержание письменных упражнений, насколько изменяется графическая правильность письма при ускорениях, насколько эффективны индивидуальные упражнения учащихся, направленные на повышение графической правильности их письма, и какова связь между графикой письма и успешностью учащихся по орфографии и русскому языку.

Результаты исследования

Измерения графической правильности письма в различные моменты обучения в IV классе показали, что к концу учебного года количество графических отклонений в классных письменных работах учащихся увеличилось в среднем почти на 10%. Следовательно, усвоенные в III классе графические навыки оказались недостаточно устойчивыми. Наибольшим снижение графической правильности оказалось в списывании текста грамматических упражнений (14%), диктанты же и сочинения, несмотря на их большую трудность, дали меньший процент графических отклонений (диктанты — 6%, сочинения — 9%). Ознакомление с условиями выполнения указанных трех видов письменных работ показало, что существенное влияние на графическую правильность письма, наряду с содержанием, оказывали также особенности отношения к ней учащихся. В виду более строгих требований учителя к почерку в диктантах и сочинениях отношение учащихся к графике этих работ было более ответственным и графическая правильность их была большей, чем при списывании текста грамматических упражнений.

Сравнение индивидуальных показателей учеников жило, что снижение графической правильности письма происходит не у всех учеников и не в одинаковой степени. У одних оно значительно выше приведенных средних величин, а у других прежнее качество почерка не только сохраняется, но даже улучшается. Сопоставление разностей процентов отклонений в начале и в конце учения в IV классе у каждого ученика дало цифры, представленные в таблице 1.

Проценты учеников, улучшивших и снизивших графическую правильность письма.

Графические навыки письма, техника, скорость письма и культура оформления письменных работ проверяются путем списывания с печатного текста. В 1 классе списывание целесообразно проводить в конце учебного года, во 2-4 классах – воII и IVчетвертях.

За списанный текст рекомендуем выставлять две оценки: одну– за грамотность, вторую– за каллиграфию, скорость и культуру оформления письменной работы.

Грамотность оценивается по тем же критериям, что и диктант.

При оценке графических навыков (каллиграфии) в 1 классе учитывается: правильность написания букв, их соединений, аккуратность.

Во 2-4 классах рекомендуем оценивать графические навыки: форму, размер, наклон, соединения букв; культуру оформления письменной работы и скорость письма.

Соблюдение норм по каждому из указанных шести параметров целесообразно оценивать двумя баллами (в сумме – 12 баллов). За незначительное отклонение от нормы по тем или иным параметрам советуем снимать 1 балл, за значительное – 2 балла. Значительными считаются следующие отклонения: изменение форм букв до неузнаваемости; высота букв больше или меньше нормы, разносторонний наклон букв, неправильные соединения букв или их отсутствие, неопрятные исправления, отсутствие абзацев. При оценивании скорости письма учитываем, что значительным считается отклонение на 5 и более знаков от меньшего показателя нормы:

2 класс –16-25 знаков в минуту;

3 класс – 26-35 знаков в минуту;

4 класс – 36-45 знаков в минуту.

Таблица перевода тестового балла в оценку

Промежуточная аттестация по русскому языку проводится с целью определения степени освоения обучающимися содержания по предмету за год (полугодие) и проводится в форме административных контрольных работ.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2.2.1. Объектами проверки и оценивания по литературному чтению являются составляющие читательской компетентности:

• навык чтения вслух и молча;

• умение выразительно читать;

• опыт читательской деятельности обучающихся (элементарное знакомство с кругом детского чтения, практическое усвоение литературоведческих понятий, умение работать с текстами разных жанров, умение пересказывать содержание прочитанного произведения (3-4 классы), умение самостоятельно работать с детской книгой, справочной литературой).

Основной формой текущегоконтроля является фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Контрольрекомендуем проводить так:

· в 1классе в конце IV четверти осуществляется проверка навыков чтения вслух;

· во 2-4 классах в конце II и IV четвертей осуществляется контроль техники чтения вслух;

· в 3 классе во IIчетвертив учебных целях проводится письменная самостоятельная работа под руководством учителя, которая не оценивается в баллах;

· в 3 классе в конце IV четвертии в 4 классе в конце II четвертивпроводитсяписьменная контрольная работа, которая оценивается в баллах.

Основной целью проведения письменных самостоятельных и контрольных работ является проверка понимания обучающимися содержания прочитанного.

Чтение вслух

Проверку развития навыка чтения вслух во 2-4 классах рекомендуем осуществлять индивидуально в процессе текущего и четвертного контроля. Контроль навыка чтения вслух осуществляет учитель.

Проверяются все качества навыка чтения вслух (правильность, способ, понимание, выразительность, темп).

Чтение вслух обеспечивается более сложным психофизиологическим механизмом, чем чтение молча. В нем, кроме зрительного, активно действуют речедвигательный, слуховой каналы, которые имеют влияние на полноту восприятия, запоминания, усвоения содержания прочитанного.

Учитывая это, не рекомендуется осуществлять контроль понимания прочитанного вслух на незнакомых текстах.

Проверку пониманияобучающимися прочитанного вслух рекомендуется осуществлять в процессе текущего оценивания в течение года.

Контроль техники чтения вслух (правильность, способ, темп) проводится индивидуально. В зависимости от количества обучающихся в классе – в течение 2-х последних недель или одной предпоследней недели II четверти и IV четверти.

Для чтения ученику предлагают незнакомый художественный, научно-художественный текст, который в каждой возрастной группе отличается объемом, сложностью содержания, языком, построением предложений, шрифтом и т. д. В целях обеспечения равных условий проверки учитель выбирает для чтения один и тот же текст.

Особого внимания при проверке техники чтения требуют дети, которые имеют определенные психофизиологические особенности: естественную медлительность, заикание, плохое зрение. Данные психофизиологические особенности при осуществлении контроля не являются основанием для снижения балльной оценки.Контроль за качеством чтения у таких детей осуществляется при текущем опросе.

Итоговый балл за сформированность навыка чтения вслух выводится с учетом техники чтения и понимания содержания прочитанного.

Показатели скорости чтения вслух:

Класс І- ІІ четверть ІІІ -IV четверть
1 - 20-30 сл/мин
2 35-45 сл/мин 50-60 сл/мин
3 65-70 сл/мин 75-80 сл/мин
4 80-85 сл/мин 90-95 сл/мин

Меньший и больший числовые показатели для каждого класса являются нормативными. Больший числовой показатель соответствует критериям высокого уровня, если обучающийся полноценно овладел другими качествами чтения.

Сформированность навыка чтения вслух (правильность, способ, темп) в III- IVчетверти 2 класса определяется такими критериями:

Отметка Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
2 Обучающийся читает по слогам, допуская пропуск, перестановку букв и слогов, ошибки языкового характера, многочисленные ошибки в окончаниях, ударении слов. Темп чтения существенно ниже нормы (на 10 и более слов от меньшего нормативного числа).
3 Обучающийсячитает словами и слогами. Чтение монотонное в темпе ниже меньшего показателя нормы на 5-6 слов). Часто допускает ошибки в произношении, ударении слов.
4 Обучающийсячитает словами, плавно, правильно, в темпе незначительно меньше нормы. Возможны отдельные ошибки в ударении слов, несколько орфоэпических, речевых ошибок.
5 Обучающийсячитает словами и группами слов, правильно, плавно, в темпе,соответствующем большему показателю нормы, с соблюдением норм литературного произношения.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

В трудах психологов Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина можно найти ответ на вопрос: как научить детей писать быстро и красиво? Но эта проблема актуальна и в наши дни. Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднён? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Эти и ещё многие аналогичные вопросы неизбежно встают перед педагогом и родителями. Решая любой из них, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребёнок, можно ли начинать обучение письму или нужна дополнительная подготовительная работа.

Практика показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звуко-буквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

Каракули и небрежный почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму?

Безусловно, да. Но следует понимать, что это во многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Не менее важно и то, как и какую методику использовать.

Обучение письму должно вестись с учетом возрастных и функциональных возможностей каждого ребёнка.

Цель моего выступления – показать, каким образом можно достичь устойчивых каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста.

Формирование навыка письма

Для того, чтобы было понятно, как готовить ребёнка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть малыш.

Что же представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребёнка?

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках, научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений.

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребёнка, учитывая его возрастные возможности.

В формировании навыка выделяются три основных этапа.

· Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.

· Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

· Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная деятельность. Ребёнок должен знать и понимать, что нужно делать и как делать.

Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

Считается, ведущее значение имеет осознанность при обучении.

Формирование навыков письма при обучении – длительный процесс, сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Подготовка к письму

Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;

2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;

3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев коснуться виска;

4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до металлической части стержня – один пальчик;

5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.

Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма

В своей работе использую следующие приемы.

Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.

Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.

Списывание с готового образца

Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно-воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.

При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Этапы формирования навыка

Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

Развитие тактильной памяти

Следующий этап – рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.

Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения. Для выполнения полуовалов следует обратить внимание на положение руки, и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец).

Следует обратить внимание на различие овалов и кругов при их выполнении и способность ребёнка мысленно вписывать овал в прямоугольник. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль – закрути спираль. При выполнении этих заданий нужно попросить ребёнка держать руку свободно (на весу, без опоры на мизинец, что позволит почувствовать новые варианты свободных движений руки манипуляциях карандашом или ручкой.

Данный этап подготовки уже приближает ребёнка к письму как к таковому. Письмо букв связано с достаточно жёсткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, как. располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия рабочей строки и где нижняя.

Конечно, рисовать и писать просто вертикальные линии легче, чем расположить их на строке, соблюдая определённую высоту, протяжённость (ширину). Если дети уже научились начинать движения в определённой точке, им нужно научиться так же точно заканчивать его. Эта новая задача, поэтому следует объяснить, показать, уточнить, понял ли ученик, что он должен знать.

Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов письменных букв.

Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:

1. Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.

2. В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.

3. Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.

5. Повторение инструкции.

6. Самостоятельное выполнение действия.

Анализ психофизиологических особенностей формирования навыка письма показывает, что письмо, воспринимаемое со стороны как целое и связное, на самом деле является последовательностью дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что что-то не выполняется, что-то исполняется неправильно и т.п., то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение и результаты будут неудовлетворительными.

С первого дня обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Появляется новая систематическая деятельность – учёба. Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Преодоление затруднений чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение. Каллиграфическое письмо – это очень важный и нужный процесс.

Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.

Читайте также: