Порядок допуска к самостоятельной работе водителя электротележки

Обновлено: 04.05.2024

Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 1 января 1998 г.
Опубликован:

    Постановление Правительства РФ Приказ Госкомсвязи России

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОТЕЛЕЖЕК И ЭЛЕКТРОТЯГАЧЕЙ

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция устанавливает безопасные методы и приемы работ, а также технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда водителей электротележек, электротягачей.

1.2. При эксплуатации электротележек, электротягачей на водителей могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

1.2.1. движущиеся транспортные средства, их рабочие органы, а также перемещаемые прицепные устройства, грузы;

1.2.2. неблагоприятные метеорологические условия;

1.2.3. опасные уровни напряжения в электрической цепи;

1.2.4. недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.3. К управлению электротележкой, электротягачом допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний по результатам освидетельствований при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, прошедшие обучение и проверку знаний по устройству и эксплуатации электротележек, электротягачей, по Правилам дорожного движения, а также по охране труда, аттестованные в квалификационной комиссии и имеющие удостоверение на право управления указанными транспортными средствами.

1.4. Водитель электротележки, электротягача обязан:

1.4.1. соблюдать требования настоящей инструкции по охране труда;

1.4.2. правильно применять средства индивидуальной защиты:

  • костюм хлопчатобумажный;
  • рукавицы комбинированные;
  • жилет сигнальный;
  • плащ непромокаемый (дежурный);

постоянно занятым на наружных работах зимой дополнительно (по поясам):

  • куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;
  • брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;

1.4.3. владеть навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях;

1.4.4. немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;

1.4.5. знать схемы маршрутов, их особенности и состояние подъездных путей;

1.4.6. знать и выполнять требования инструкции по сигнализации на железных дорогах;

1.4.7. соблюдать правила пожарной безопасности.

1.5. За нарушение требований настоящей инструкции работники привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть и привести в порядок спецодежду: она должна быть подогнана, не стеснять движений водителя.

2.2. Проверить техническое состояние электротележки, электротягача, тормозов, рулевого управления, замка включения, сцепных устройств, звукового сигнала, наличие и состояние сигнальных устройств. При отсутствии неисправностей водитель должен расписаться в журнале о приеме транспортного средства в эксплуатацию.

2.3. В случае обнаружения неисправностей (тормозов, рулевого управления, замка включения, звукового сигнала и др.) водитель, не приступая к работе, должен доложить об этом лицу, ответственному за исправное состояние транспортных средств.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. К электротележке разрешается прицеплять не более 3 тележек или контейнеров, к электротягачу - не более 5, при этом последняя тележка (контейнер) должна быть в зоне видимости водителя на протяжении всего пути.

3.2. При управлении электротележкой, электротягачом водитель должен соблюдать Правила дорожного движения.

3.3. Перед началом движения следует дать сигнал о начале движения и перевести рычаг скорости из нейтрального положения на первую скорость.

3.4. Трогать с места электротележку, электротягач следует плавно. Прежде чем перейти на задний ход, необходимо электротележку, электротягач затормозить до полной их остановки.

3.5. Скорость движения не должна превышать 5 км/ч.

3.6. Проезд через железнодорожные пути разрешается только в установленных местах, оборудованных настилами. При переезде через железнодорожные пути следует остановиться, не доезжая 5 м до полотна железной дороги, убедиться в том. что опасности нет и путь свободен, и только после этого можно продолжать движение.

3.7. В местах пересечения пешеходных дорожек, а также у входов и выходов из помещений скорость электротележки, электротягача следует снизить до значения, обеспечивающего безопасность передвижения.

3.8. По пассажирским платформам электротележки, электротягачи должны двигаться на расстоянии не ближе 1 м от края платформы. Не следует въезжать на платформу с углом подъема более 15°.

3.9. Движение электротележек, электротягачей по платформе разрешается только в один ряд в каждом направлении.

3.10. При подходе поезда (локомотива) к платформе или его отправлении, электротележка, электротягач должны быть остановлены.

3.11. Во время массовой посадки и высадки пассажиров движение электротележек, электротягачей по платформе запрещается.

3.12. При встрече с пешеходами, при объезде движущегося транспорта, ручных тележек и т.п. необходимо подавать звуковой сигнал.

3.13. Движение электротележек, электротягачей запрещается в местах, где вследствие загромождения проездов создается угроза безопасности движения.

3.14. При погрузке и разгрузке почты электротележки, электротягачи должны устанавливаться не ближе 0,5 м от края платформы. Колеса транспортных средств должны быть заторможены. Стоянка на уклоне более 8 ° запрещается.

3.15. После обмена почты оставлять на пассажирской платформе порожние тележки и контейнеры не допускается.

3.16.1. допускать к работе посторонних лиц;

3.16.2. работать на неисправной электротележки, электротягаче;

3.16.3. самостоятельно производить ремонт, не предусмотренный должностными обязанностями;

3.16.4. допускать посторонних лиц к техническому обслуживанию и ремонту электротележек, электротягачей;

3.16.5. транспортировать одновременно более 3 тележек (контейнеров) сцепом с электротележкой и более 5 тележек (контейнеров) - с электротягачом.

3.16.6. транспортировать тележки при отсутствии сигнальных устройств.

3.17. Во время перерыва ключ от замка включения водитель должен хранить при себе. Передавать ключ другим лицам, а также оставлять электротележку, электротягач без надзора запрещается.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении аварий или ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, необходимо:

4.1.1. немедленно прекратить работу и известить непосредственного руководителя;

4.1.2. оперативно принять меры по устранению причины, которая может привести к аварии или несчастному случаю;

4.1.3. оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, поставить в известность непосредственного руководителя, обратиться в медицинское учреждение;

4.1.4. в том случае, если электротележка, электротягач при переезде через железнодорожные пути вследствие неисправности или других причин остановилась, немедленно предупредить об этом диспетчера станции (дежурного) и выслать на встречу приближающегося состава работника, сопровождающего почту, для подачи сигнала к его остановке.

4.2. При поломке электротележки (электротягача) во время работы водитель обязан прекратить работу.

4.3. При возникновении пожара - действовать согласно Инструкции по пожарной безопасности.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Поставить электротележку, электротягач в отведенное для стоянки место, вынуть ключ из замка.

5.2. Расписаться в журнале о сдаче транспортного средства.

5.3. Снять спецодежду, убрать ее в шкаф или повесить для просушки в сушилке.

5.4. О всех недостатках по охране труда, обнаруженных во время работы, необходимо сообщить своему непосредственному руководителю.

Текст документа сверен по:
официальное издание
Сборник типовых инструкций по охране труда
для предприятий и учреждений почтовой связи
/ Государственный комитет Российской Федерации
по связи и информации. - М., 1997


По данным проводимого министерством труда и социального развития Краснодарского края мониторинга состояния условий и охраны труда в последние годы в крае отмечается высокий уровень производственного травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. Анализ травматизма по видам происшествий, приведших к несчастным случаям со смертельным исходом показывает, что на протяжении последних трех лет, транспортные происшествия составляют более 35% от общего числа погибших, т.е. практически погибает каждый третий работник.
Исходя из выше перечисленного, работодателям необходимо усилить контроль по мероприятиям направленным на охрану труда водителей. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности.
К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.
К выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.
Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.
Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).
Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Требования к обучению водителей по охране труда

Предрейсовые медосмотры
Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.

Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя
Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
ПРИМЕР
Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.
Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха; повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
  • неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
  • вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата или подъемника) при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; физические перегрузки (например, при перемещении вручную тяжелых агрегатов, колес, аккумуляторов и т.п.);
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении работ под автомобилем).

Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.
Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.
Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.

Действия водителя в нештатных ситуациях

В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.
Водитель транспортного средства, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель трудовой дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

Трудовой договор заключите по тем же правилам, что и обычно, а именно включите информацию, в частности, о месте работы, оплате труда, условиях труда на рабочем месте, условие об обязательном социальном страховании и другие сведения и условия, указанные в ч. 1, 2 ст. 57 ТК РФ.

Особое внимание уделите трудовой функции, характеру работы, а также режиму труда и отдыха.

Поскольку с выполнением работы по должности водителя связаны некоторые ограничения (например, по режиму работы), то в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ опишите трудовую функцию следующим образом: водитель автомобиля. Так она определена, например, в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.

В качестве характера работы укажите разъездной характер работы или работу в пути (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Проверьте, прописано ли в вашем коллективном договоре (при наличии) или в локальном нормативном акте условие о возмещении расходов на служебные поездки таких работников. Если нет, то их можно указать в трудовом договоре. А именно пропишите размеры и порядок возмещения расходов по проезду, найму жилого помещения, суточных и иных расходов, которые водитель будет делать с вашего разрешения или ведома (ст. 168.1 ТК РФ).

Отметим, что по оформлению водителя на дистанционную работу специальные правила законом не предусмотрены — нет как прямого указания на возможность оформления водителя на такую работу, так и не установлен прямой запрет на это. Для оформления выполнения трудовой функции дистанционно нужно, чтобы такая работа отвечала всем обязательным условиям. Так, одно из них — использование в работе информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей связи общего пользования не только для взаимодействия между вами и работником, но и для выполнения его трудовой функции. При этом на дистанционного работника распространяется действие нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ. Например, вы не должны его допускать к управлению автомобилем, если у него прекращено действие права на его управление, что может быть проблематично при дистанционной работе. Учитывайте все это в вашем конкретном случае, оценивая возможность оформления водителя как дистанционного работника и соблюдения при этом требований закона. Дополнительно можете обратиться за разъяснениями по вашему случаю, в частности, в Роструд.

Указывая режим труда и отдыха водителя в трудовом договоре, учтите все нюансы, указанные ниже.

Что учитывать, устанавливая водителю испытание при приеме на работу

Водитель допускается к самостоятельной работе только после успешного прохождения испытания (п. 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

Испытание проводите на транспортном средстве того типа и модели, на том маршруте (при наличии), на котором водитель будет дальше самостоятельно работать. Возможно испытание с выездом на дороги общего пользования и без такого выезда (п. п. 8, 9 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения). Учтите, что для водителей маршрутных ТС испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами (п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

Назначьте водителя-наставника, который будет руководить испытанием. Он должен отвечать следующим требованиям (п. 10 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения):

  • отсутствие за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по его вине;
  • стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств (не менее трех лет — при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле; не менее пяти лет — при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Информацию об испытаниях вносите в листы испытаний, храните их не менее пяти лет (п. п. 11, 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

Утвержденной формы листа испытаний нет, поэтому разработайте ее самостоятельно.

В листе испытаний нужно указывать (п. 12 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения):

  • номер листа испытаний;
  • фамилию, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о ТС: тип, марка, модель;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дату и время прохождения, испытательный период; о допуске (недопуске) водителя к самостоятельной работе.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по охране труда необходимо провести проверку приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы. Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, после прохождения первичного инструктажа по охране труда должна быть проведена стажировка. После проверки знаний и прохождения стажировки оформляется приказ на допуск к самостоятельной работе.

Как оформить допуск к самостоятельной работе после прохождения первичного инструктажа по охране труда?


ОТВЕТ:

Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по охране труда необходимо провести проверку приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы. Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, после прохождения первичного инструктажа по охране труда должна быть проведена стажировка. После проверки знаний и прохождения стажировки оформляется приказ на допуск к самостоятельной работе.


ОБОСНОВАНИЕ:

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса РФ). Согласно абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работника необходимо обучить безопасным методам выполнения работ, провести инструктаж по охране труда и стажировку на рабочем месте.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда. При этом прохождение работниками обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда не заменяет прохождения работниками инструктажей по охране труда (Письмо Минтруда России от 27.07.2018 № 15-2/ООГ-1880).

В целях реализации требований ст. 212 ТК РФ проведение всех видов инструктажей по охране труда у работодателя регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях ― в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (абз. 5 п. 2.1.3 Порядка обучения).

Работники, поступающие на работу с вредными или опасными условиями труда, после прохождения первичного инструктажа по охране труда обязаны проходить стажировку на конкретном рабочем месте под руководством опытных работников, назначенных приказом по организации (ст. 225 ТК РФ, п. 2.2.2 Порядка обучения). Для остальных работников, не связанных с вредными условиями, работодатель вправе самостоятельно определять необходимость стажировки (абз. 1 п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015). Для этого в организации следует составить и утвердить перечень профессий и должностей работников, которые будут допускаться к самостоятельной работе без прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, без выдачи удостоверений (абз. 6 п. 2.1.4 Порядка обучения).

При удовлетворительных итогах стажировки руководитель подразделения (организации) издает распорядительный документ о допуске стажирующегося к самостоятельной работе (п. 9.6 ГОСТ 12.0.004-2015).

При этом следует иметь в виду, что ГОСТ 12.0.004-2015 применяется на добровольной основе (Письмо Минтруда России от 09.11.2018 № 15-2/ООГ-2749).

Минимально необходимый перечень документов для оформления стажировки может включать в себя: положение о стажировке; программу стажировки; приказ о стажировке; приказ о допуске к самостоятельной работе.

После окончания первичного инструктажа также проводится устная проверка приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (абз. 4 п. 2.1.3 Порядка обучения). При положительном результате проверки на основании служебной (докладной) записки лица, проводившего первичный инструктаж на рабочем месте, издается распорядительный документ о допуске к работе.


Таким образом, допуск к самостоятельной работе оформляется распорядительным документом руководителя организации или структурного подразделения, это может быть распоряжение либо приказ. В организации должен быть разработан документ, регламентирующий порядок оформления допуска работника к самостоятельной работе.

Таким образом, процедура оформления допуска к самостоятельной работе заключается в следующем:

1) перед допуском к самостоятельной работе должна быть проведена стажировка, регламентируемая требованиями трудового законодательства. Стажировка на рабочем месте после первичного инструктажа обязательна только для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Остальные работники освобождаются от стажировки приказом руководителя.

Для оформления стажировки необходимо издать приказ по подразделению о прохождении стажировки. В приказе указываются фамилия и инициалы стажирующегося работника, а также лица, который является его стажером, сроки прохождения стажировки;

2) проверка знаний работника в области охраны труда на его рабочем месте. Непосредственный руководитель должен проверить усвоение работником материала о регламенте работы организации, правил хождения по территории объекта и иных сведений, необходимых для обеспечения безопасной работы. После чего уполномоченное должностное лицо, проводившее инструктаж, делает соответствующую запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте;

3) издание приказа (распоряжения) руководителя о допуске работника к самостоятельной работе. Распорядительный документ издается при положительном результате проверки знаний. В данном документе указываются профессия, должность, Ф.И.О. работника, допущенного к выполнению работ, а также дата, начиная с которой можно работать самостоятельно. Приказ необходимо издать в двух экземплярах, один из которых подшивается в дело, а второй вклеивается в личную карточку работника.

Водитель электротележки должен иметь II группу по электробезопасности, а при обслуживании аккумуляторных батарей и их зарядке - III группу по электробезопасности

Это должно быть внешнее обучение или внутреннее? Если внутреннее, то какой должен быть состав комиссии?

Ответ:

1. Водитель электротележки должен иметь II группу по электробезопасности, а при обслуживании аккумуляторных батарей и их зарядке - III группу по электробезопасности.

Обоснование:

Глава XXXV "Охрана труда при выполнении работ с аккумуляторными батареями" "Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" от 15 декабря 2020 года. Согласно пункту 1.4.3 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" от 13 января 2003 года, обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал, он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки, электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому. Глава 2.10 "Аккумуляторные установки" "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" от 13 января 2003 года.

2. Водитель электротележки должен иметь удостоверение на право управления электротележкой или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с информационной отметкой на право управления электротележкой определенной категории. Удостоверение на право управления электротележкой может выдаваться организацией, в которой работает водитель после соответствующего обучения и проверки знаний, удостоверение ежегодно продлевается после проверки знаний в комиссии организации. Форма удостоверения на право управления электротележкой утверждается работодателем. Состав комиссии определяется работодателем и, как правило, в состав комиссии включаются технический руководитель организации, лица, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения и за техническое состояние транспортных средств, специалист по охране труда и другие руководители и специалисты. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается Гостехнадзором на 10 лет после обучения в лицензированной обучающей организации и сдачи экзамена в Гостехнадзоре.

Обоснование:

Согласно статье 212 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Трудовой кодекс), работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Согласно статье 328 Трудового кодекса, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2349 "Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств", профессия "Водитель электро- или автотележки" относится к профессии, непосредственно связанной с управлением транспортным средством. Согласно пунктам 5-7 "Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" от 12 июля 1999 года, в графе "Особые отметки" удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами производятся разрешительные, ограничительные и информационные отметки (наличие квалификации (квалификаций), ограничение квалификации, отметка об управлении в очках, стаж, группа крови и др.); при наличии в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) разрешающей отметки (отметок) в графах "В", "С", "D" и "Е" не требуется внесения дополнительных записей для выполнения работ, соответствующих квалификации тракториста; основанием для внесения в удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) ограничительной или разрешительной записи о наличии квалификации (квалификаций) служат документы об образовании и (или) о квалификации, а в отдельных случаях - специальное разрешение на допуск, выданное в установленном порядке. Согласно пункту 1.1 ТОИ Р-95120-006-95 от 03 октября 1995 года "Инструкция по охране труда для водителя электро- и автотележки", к работе в качестве водителя электро- и автотележки допускаются мужчины и женщины не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право управления электро- и автотележкой. Согласно пунктам 1, 3, 5 и 8 "Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта" от 18 ноября 2020 года, Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом напольного колесного промышленного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки), используемых при осуществлении технологических транспортных операций внутри и между производственными подразделениями организации как в составе единого технологического комплекса, так и при их отдельном применении (далее - промышленный транспорт), эксплуатация автомобильного транспорта, используемого при осуществлении транспортных операций между производственными подразделениями организации, должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения; на основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя промышленного транспорта и технологического оборудования, применяемого при его эксплуатации, работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя; работодатель обязан обеспечить безопасную эксплуатацию промышленного транспорта и технологического оборудования и их содержание в исправном состоянии в соответствии с требованиями настоящих Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя, обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда; работники, выполняющие работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, должны проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев - проверку знаний требований охраны труда, перечни профессий работников и видов работ, к выполнению которых предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждаются локальным нормативным актом работодателя и могут дополняться или изменяться в зависимости от условий осуществляемых производственных процессов.

3. Члены комиссии вашей организации должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц, проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

Обоснование:

Согласно статье 225 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации", все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке. "Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" от 13 января 2003 года. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"".

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Галка Евгений Владимирович

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Читайте также: