Как уже отмечалось становление и развитие больничного дела в западной европе

Обновлено: 08.07.2024

Задачи:1. Раскрыть объективные причины развития медицины на Востоке.

2. Какое влияние оказала культура и религия медицину Арабских

Основные понятия темы:религия ислам, медресе, офтальмология,

окулист, каутеризация, катаракта, малый круг

План:

1. Медицинское образование в Арабских халифатах.

2. Представление о болезни, лечение внутренних болезней.

3. Больничное дело, вклад Абу Бакр ал-Рази в его развитие.

4. Развитие хирургии в Арабских халифатах.

5. Учение о глазных болезнях.

6. Вклад Абу Али ибн Сины в развитие медицины Средней Азии.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Организация медицинского обслуживания населения в Арабских халифатах.

2. Методологическая основа понимания причин болезни в трудах ученых Средневекового Востока.

3. Развитие алхимии, аптеки, больницы, медицинские школы.

2. Культура и религия Арабских халифатов.

3. Ал – Бируни и его вклад в медицину Средней Азии.

5. Медицина Юго-Восточной Азии.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. –

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М.,

МПФ 1 курс

Семинарское занятие № 10

Тема: Медицина Западной Европы в период раннего и развитого Средневековья (V – XVвв). Эпидемии и борьба с ними.

Цель занятия:Показать средневековое научное знание. Вклад в становление

в высшего медицинского образования.

Задачи:1. Вскрыть особенности развития медицины Средневековья и ее

влияние на развитие мировой науки.

2. Определить влияние выдающихся ученых Средневековья на

развитие медицины и их вклад в становление отдельных

направлений этой наук

3. Показать влияние религии на медицину Средневековья.

Основные понятия темы:цивилизация, госпитали, университет, врачебная

практика, факультет, студент, бакалавр, магистр,

схоластика, инквизиция, внутренние болезни,

План

1. Образование и медицина. Первые медицинские факультеты в университетах Западной

2. Организация больничного дела в Западной Европе (V – XVвв).

3. Схоластика как метод средневекового образования.

4. Эпидемии повальных болезней и борьба с ними. Лазареты. Карантины.

5. Влияние церкви на развитие медицины.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Развитие медицинского образования в Средневековой Европе, Салернский

2. Становление университетов.

1. Галенизм в средневековой медицине.

3. Развитие фармации в средние века.

4. Церковь, наука и медицина в Западной Европе.

5. Развитие хирургии период средневековья.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. –

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М.,

МПФ 1 курс

Семинарское занятие № 11

Тема: Медицина Западной Европы в эпоху позднего Средневековья. Московское государство (XV – XVII). Учение о заразных болезнях. Санитария и гигиена.

Цель занятия:Показать основные этапы и закономерности становления

государственной медицины в России.

Задачи:1. Определить целесообразность формирования государственноймедицины в

Московском государстве, обозначить формы ее реализации.

2. Вскрыть взаимосвязь между государственной, народной и монастырской медициной.

3. Показать переход от схоластического мировоззрения к опытному методу в Западной

Основные понятия темы:аптекарский приказ, государственная,

монастырская медицина, гражданские

больницы, специальности народного

врачевания: кровопуски, повивальная бабка,

резальники, зубоволоки, гуманизм, ятрофизика,

План

1. Становление анатомии как науки:

а) Леонардо да Винчи в истории анатомии

б) Андреас Везалий – основоположник научной анатомии.

2. Физиология – как наука. Ятрофизика.

3. Ятрохимия и медицина.

4. Развитие хирургии. Вклад Амбруаза Паре.

5. Д. Фракастро и его учение о заразных болезнях

6. Народная медицина Московского государства.

7. Аптекарский приказ и его функции.

8. Зарождение и становление санитарии в странах Западной Европы.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Монастырские и гражданские больницы – сходство и отличия в

методах и методологии лечения.

2. Школа русских лекарей. Отличия в подготовке от ученичества.

1. Парацельс в истории медицины.

2. Амбруаз Паре, его вклад в развитие военной медицины, ортопедии и

3. Борьба с эпидемиями особо опасных инфекций в Московском

1. Медицина народов Американского континента.

2. Организация Медицинской службы в Московском государстве.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

МПФ 1 курс

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Появление первых больниц, как и развитие больничного дела в средневековой Европе, связано с монастырями. Обители возникли вследствие трудностей жизни египетских монахов-пустынников. Их родоначальник Антоний Великий (250–355 годы) в приступе религиозного фанатизма раздал все свое имущество и поселился в гробнице, а потом долго жил в пещере среди развалин, на берегу Нила. Пробыв около 20 лет в уединении, ушел еще дальше, обосновавшись на берегу Красного моря. Вокруг жилища отшельника постоянно толпились многочисленные подражатели.

Странноприимный дом-госпиталь в Средиземноморье. Гравюра 1496 года

Наиболее организованный лечебный комплекс работал в Константинополе, на территории монастыря Пантократора. Больница была учреждена в XII веке по желанию императора Иоанна II Комнина. Пациенты располагались в 5 отделениях, рассчитанных на 10 мест каждое. Многочисленный штат позволял обеспечить круглосуточный уход за роженицами, лежачими больными и принимать приходящих. Специалистов готовили на месте, обучая персонал в монастырской школе. Каждое стационарное отделение обслуживали два врача-хирурга и несколько помощников, работавших в две смены. Медики состояли на государственной службе, получая жалованье деньгами или продуктами. Кроме того, они имели льготы в виде бесплатного жилья и лошадей. Однако частное врачевание им запрещалось.

Госпитали утратили патриотический характер в 1070–1080 годах, когда итальянский торговец Панталеоне Мауро организовал в Антиохии и Иерусалиме приюты для своих соотечественников. После завоевания города крестоносцами этот дом присоединился к госпиталю Герарда, образовав огромный больничный комплекс. В конце XII века госпиталь обслуживал одновременно более 1500 больных; в нем имелось отделение для рожениц, приют для сирот. Благотворители поставляли в Иерусалимский дом одеяла, ткани, перевязочный материал, плащи, продукты.

С переходом резиденции ордена иоаннитов на Мальту, в 1573 году большой странноприимный дом начал действовать в Ла-Валлетте. Братья ежегодно принимали около 4000 человек, оказывая помощь нищим, душевнобольным и калекам. Мальтийские медики считались пионерами в психиатрии, в анатомии и в разработке способов изоляции инфекционных больных. По традиции пациенты госпитальеров получали отменную пищу, питаясь намного лучше, чем сами братья. Кто-либо из обслуживающего персонала мог получить сытную еду только в случае болезни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лечебные шлепки

Лечебные шлепки Оздоровительные шлепки безусловно показаны при нарушениях опорно-двигательного аппарата со стороны нервной системы. И являются неотъемлемой частью лечения психологических проблем. Однако, как и всякий интенсивный массаж, похлопывание имеет ряд

Лечебные ванны

Лечебные ванны Ванны оказывают хорошее лечебное воздействие на позвоночник. Их действие обусловлено термическими, химическими и механическими раздражениями организма.Общие правила приема лечебных ванн:• принимать ванну сидя или полулежа;• область сердца не должна

Лечебные ванны

Лечебные ванны • Свежесрубленные ветки ели залить кипятком, настоять. В остывший до 37–38 °C настой погрузить ноги или руки на 30 минут. Затем тепло укутать их и лечь в постель на 1 час. Лечение повторить через 2 дня. При ревматическом полиартрите курс лечения – 5–7

Лечебные ванны

Лечебные ванны Хорошие результаты при подагре дает лечение с помощью травяных ванн. Ванны можно приготовить с травой мыльнянки лекарственной, с отваром овсяной соломы, напаром корней крапивы жгучей, отваром соцветий ромашки, отваром шалфея лекарственного, настоем веток

Лечебные свойства изумруда

Лечебные свойства янтаря

Лечебные грязи

Лечебные грязи Давным-давно известно, что грязью лечатся животные. Вспомним хотя бы свинью. Любит она в грязи поваляться, в лужу пожирнее плюхнуться. И не потому, что грязнуля, а просто свинья умеет беречь свое здоровье. Кабаны и лоси тоже лечатся грязью. По только одним им

Лечебные компрессы

Лечебные компрессы Компресс с ромашкойТребуется: 1 ст. л. цветков ромашки, 150 мл кипятка.Приготовление: залить ромашку кипятком, настоять 1 ч, процедить.Применение. Смочить в настое салфетку, положить на лицо, накрыть полиэтиленовым пакетом, снять через 10 мин.Компресс с

Лечебные диеты

Лечебные диеты Диеты, показанные при гипертонической болезни, призваны противодействовать развитию атеросклероза, связанным с ним нарушениям обмена веществ, а также способствовать уменьшению массы тела при ожирении. Они характеризуются сниженным содержанием

Лекарства и лечебные процедуры

ЛЕЧЕБНЫЕ ВОДКИ

ЛЕЧЕБНЫЕ ВОДКИ СИНЯЯВзять 100 г корня травы тысячелистника, по 25 г трав бенедиктина и кудрявой мяты, по 12 г семян тмина, гвоздики и тимьяна, по 6 г апельсиновой корки, мелиссы, семян аниса, корня аира и семян фенхеля.Все измельчить, залить 3,5 л водки, настаивать 10 дней,

13.9. Лечебные свойства крыжовника

13.9. Лечебные свойства крыжовника Сходство сока ягод крыжовника и винограда указывает на то, что ягоды крыжовника могут служить также для лечебных целей, что очень важно в северной полосе и для недостаточных граждан, не располагающих средствами для путешествия на юг. До

Задачи:1. Раскрыть объективные причины развития медицины на Востоке.

2. Какое влияние оказала культура и религия медицину Арабских

Основные понятия темы:религия ислам, медресе, офтальмология,

окулист, каутеризация, катаракта, малый круг

План:

1. Медицинское образование в Арабских халифатах.

2. Представление о болезни, лечение внутренних болезней.

3. Больничное дело, вклад Абу Бакр ал-Рази в его развитие.

4. Развитие хирургии в Арабских халифатах.

5. Учение о глазных болезнях.

6. Вклад Абу Али ибн Сины в развитие медицины Средней Азии.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Организация медицинского обслуживания населения в Арабских халифатах.

2. Методологическая основа понимания причин болезни в трудах ученых Средневекового Востока.

3. Развитие алхимии, аптеки, больницы, медицинские школы.

2. Культура и религия Арабских халифатов.

3. Ал – Бируни и его вклад в медицину Средней Азии.

5. Медицина Юго-Восточной Азии.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. –

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М.,

МПФ 1 курс

Семинарское занятие № 10

Тема: Медицина Западной Европы в период раннего и развитого Средневековья (V – XVвв). Эпидемии и борьба с ними.

Цель занятия:Показать средневековое научное знание. Вклад в становление

в высшего медицинского образования.

Задачи:1. Вскрыть особенности развития медицины Средневековья и ее

влияние на развитие мировой науки.

2. Определить влияние выдающихся ученых Средневековья на

развитие медицины и их вклад в становление отдельных

направлений этой наук

3. Показать влияние религии на медицину Средневековья.

Основные понятия темы:цивилизация, госпитали, университет, врачебная

практика, факультет, студент, бакалавр, магистр,

схоластика, инквизиция, внутренние болезни,

План

1. Образование и медицина. Первые медицинские факультеты в университетах Западной

2. Организация больничного дела в Западной Европе (V – XVвв).

3. Схоластика как метод средневекового образования.

4. Эпидемии повальных болезней и борьба с ними. Лазареты. Карантины.

5. Влияние церкви на развитие медицины.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Развитие медицинского образования в Средневековой Европе, Салернский

2. Становление университетов.

1. Галенизм в средневековой медицине.

3. Развитие фармации в средние века.

4. Церковь, наука и медицина в Западной Европе.

5. Развитие хирургии период средневековья.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. –

5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М.,

МПФ 1 курс

Семинарское занятие № 11

Тема: Медицина Западной Европы в эпоху позднего Средневековья. Московское государство (XV – XVII). Учение о заразных болезнях. Санитария и гигиена.

Цель занятия:Показать основные этапы и закономерности становления

государственной медицины в России.

Задачи:1. Определить целесообразность формирования государственноймедицины в

Московском государстве, обозначить формы ее реализации.

2. Вскрыть взаимосвязь между государственной, народной и монастырской медициной.

3. Показать переход от схоластического мировоззрения к опытному методу в Западной

Основные понятия темы:аптекарский приказ, государственная,

монастырская медицина, гражданские

больницы, специальности народного

врачевания: кровопуски, повивальная бабка,

резальники, зубоволоки, гуманизм, ятрофизика,

План

1. Становление анатомии как науки:

а) Леонардо да Винчи в истории анатомии

б) Андреас Везалий – основоположник научной анатомии.

2. Физиология – как наука. Ятрофизика.

3. Ятрохимия и медицина.

4. Развитие хирургии. Вклад Амбруаза Паре.

5. Д. Фракастро и его учение о заразных болезнях

6. Народная медицина Московского государства.

7. Аптекарский приказ и его функции.

8. Зарождение и становление санитарии в странах Западной Европы.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Монастырские и гражданские больницы – сходство и отличия в

методах и методологии лечения.

2. Школа русских лекарей. Отличия в подготовке от ученичества.

1. Парацельс в истории медицины.

2. Амбруаз Паре, его вклад в развитие военной медицины, ортопедии и

3. Борьба с эпидемиями особо опасных инфекций в Московском

1. Медицина народов Американского континента.

2. Организация Медицинской службы в Московском государстве.

Литература:

1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.

3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.

4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.

МПФ 1 курс

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

В Средние века комплекс астрологических, алхимических и медицинских знаний был одним из важнейших направлений научного знания (наряду с физико-космологическим, оптическим, биологическим). Именно поэтому в распоряжении средневекового пациента были высококвалифицированные доктора, получившие образование в медицинских школах и университетах, и госпитали, где они могли получить уход и лечение (включая и хирургические операции).


На зарождение и развитие больничного дела в эпоху Раннего Средневековья во многом повлияла христианская идея благотворительности, которая реализовалась в заботе за старыми и больными членами общества. Здесь еще не преследовалась цель заниматься лечением недугов – целью было создание более комфортных условий жизни для неблагополучного населения.

Так появились первые госпитали (буквально – помещение для приезжих), которые не были госпиталями в современном понимании, а больше походили на приюты для оказания первой помощи бездомным больным. Зачастую это были специально отведенные помещения в соборах и монастырях.

В госпиталях не проводили лечение, а просто присматривали за людьми. Рост населения городов обусловил появление городских госпиталей, где забота о духовном здоровье сопрягалось уже с заботой и о физическом. Городские госпитали были похожи на современные больницы: они представляли собой общие палаты с кроватями, на которых размещались больные.

Потребность в медицинской помощи привела к открытию специальных рыцарских орденов с функцией медицинского обслуживания; например, орден Святого Лазаря занимался уходом за прокаженными, количество которых было довольно велико. Со временем лечебное дело стало светской практикой, а госпитали стали нуждаться в большем количестве специалистов. Подготовкой кадров занимались медицинские учебные заведения.


Благодаря деятельности представителей школы города Салерно европейская медицина объединила в себе античную и арабскую традиции врачевания. Именно Салернская школа стала выдавать первые лицензии на занятие врачебной практикой. Обучение в этой школе длилось 9 лет и состояло из подготовительного курса, изучения медицины и врачебной практики. Студенты изучали анатомию и хирургию, оттачивая навыки на животных и человеческих трупах.


Средневековый университет обязательно имел в своей структуре медицинский факультет. Медицинский факультет (наряду с юридическим и теологическим) был одним из высших факультетов, на которые студент имел право поступить только после окончания подготовительного факультета. Получить степень магистра медицины было очень непросто, и половина поступающих не справлялась с этой задачей (принимая во внимание, что абитуриентов было и так не очень много). Теория медицины преподавалась студентам на протяжении 7 лет.

Как правило, университет не зависел от Церкви, представляя собой автономную организацию, имеющую свои законы и особые права. Прежде всего, это отразилось на разрешении проводить вскрытие трупов, что с христианской точки зрения было тяжелым грехом. Однако университеты добились разрешения на анатомирование, результатом чего стало открытие в 1490 году в Падуе анатомического театра, где посетителям демонстрировалось устройство человеческого тела.


Самым большим минусом был, конечно же, теоретический характер медицины, не позволяющий применять знания на практике. Однако в некоторых университетах Европы врачебная практика была обязательным компонентом обучения. Образовательный процесс таких университетов и спровоцировал рост госпиталей, где студенты лечили людей в рамках практики.

Алхимические знания западноевропейских врачей послужили толчком к развитию фармацевтики, оперирующей огромным количеством ингредиентов. Через алхимию, которую часто называют лженаукой, медицина пришла к расширению знаний о химических процессах, необходимых для создания действенных лекарственных средств. Появились трактаты о свойствах растений, о ядах и т. п.


Хирургическая практика в период классического Средневековья в основном ограничивалась удалением мозолей, кровопусканиями, заживлением ран и другими незначительными вмешательствами, хотя имелись примеры ампутаций и трансплантаций. Хирургия не была основной дисциплиной в университетах, ей обучали непосредственно в госпиталях.

Потом хирурги, коих было немного, объединялись в своеобразные цеха для ведения врачебной деятельности. Актуальность хирургии позднее возросла в связи с переводом арабских текстов и многочисленными войнами, оставляющих множество людей искалеченными. В связи с этим стали практиковаться ампутации, лечение переломов, обработка ран.

Одной из самых печальных страниц в истории средневековой медицины, без сомнения, можно назвать ужасные по масштабу вспышки инфекционных болезней. На тот момент медицина оказалась недостаточно развитой, чтобы противостоять чуме и проказе, хотя определенные попытки были сделаны: в практику входит карантин, открываются лазареты и лепрозории.

С одной стороны, средневековая медицина развивалась в тяжелых условиях (эпидемии чумы, оспы, проказа и др.), с другой же – именно эти обстоятельства способствовали революционным изменениям и переходу от медицины Средневековья к медицине Возрождения.

Читайте также: