Почему потребность выбора профессии является первостепенной

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Творческий проект

по технологии на тему :

Ученица 9 А класса

1) Вступление

Определения

Классификация профессий

Характеристика типов профессий

Мой выбор профессии

2) Историческая справка

История данной профессии

Знаменитые личности

3) Современные особенности данной профессии

Плюсы и минусы

4) Заключение

6) Используемая литература

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования.

Классификация профессий – это распределение их в определенном порядке в зависимости от общих признаков.

бытовой микро-климат

по условиям труда (группы профессий)

открытый воздух

необычные условия

повышенная моральная ответственность

профессии ручного труда

по средствам (орудиям) труда (отделы профессий)

профессии механизированного труда

профессии автоматизированного труда

профессии с функциональными орудиями труда

гностические

по цели труда (классы профессий)

преобразующие

изыскательские

человек - природа

по предмету труда (типы профессий)

человек - техника

человек - человек

человек - знаковая система

человек - художественный образ

Классификация профессий по Е.А. Климову

Тип профессий

Характеристика

Человек - человек

социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.)

Человек - техника

техника или неживая природа (слесарь, техник, инженер и т.д.)

Человек – знаковая система

естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы (программист, переводчик, чертежник, лингвист и т.д.)

Человек - природа

растительные и животные организмы и условия их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог и т.д.)

Человек – художественный образ

явления, факты художественного отображения действительности (художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов и т.д.)

Человек - человек

Педагогика, медицина, музеи и экскурсии, библиотечное дело, журналистика, спорт, транспорт, общественное питание, юриспруденция и др.

Человек - техника

Транспорт, Строительство (стройматериалы и изделия), строительство, металлообработка, электроэнергетика, легкая промышленность, пищевая промышленность, металлургия и др.

Человек – знаковая система

Канцелярская работа, химия, филология, компьютерное обеспечение деятельности, кабинетная работа с информацией, топография, бухгалтерская деятельность, медицина и др.

Человек - природа

Растениеводство, животноводство, физиология и медицина, биология, лесное хозяйство, экология, механизация с/х и техническое обеспечение, биохимия и биотехнология и др.

Человек – художественный образ

Архитектура и монументальное искусство, художественная сфера, сфера классической музыки, литературное творчество, полиграфия, прикладное искусство, художественная керамика, галантерейное производство и др.

Основная направленность – воздействие на человека, группы и коллективы людей. Предрасположенность к работе с людьми просматривается уже в интересе к разбору характеристик литературных героев, исторических личностей, поведения окружающих, выполнении работ на уроках обслуживающего труда, шефской работе, участии в коллективных мероприятиях и др.

Этот тип профессии требует от человека коммуникабельности, эмпатии к людям (сопереживания), эмоциональной устойчивости, доброжелательности, такта, справедливости, чуткости, умения владеть собой, оперативной и долговременной памяти на лица и др.

Профессии, связанные с работой с людьми и коллективами, управлением производством;

Профессии, связанные с воспитанием и обучением людей, профессиональной подготовкой и организацией коллективов детей;

Профессии, связанные с торговым и материально-бытовым обслуживанием людей;

Профессии, связанные с руководством художественными коллективами и их информационным обслуживанием;

Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей;

Профессии, связанные с помощью людям и медицинским обслуживанием.

Исходя из полученных мною сведений я выбрала профессию адвокат.

Адвокат — это человек, профессиональная деятельность которого заключается в оказании юридической помощи гражданам и организациям. Адвокат должен выявлять и устранять нарушения законов, защищать права и законные интересы своих подзащитных, выполняя тем самым нравственный долг перед обществом. Адвокат должен быть независимым в своих оценках, при этом не забывая, что цель не должна оправдывать средства. По закону адвокат не может занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Это связано с тем, что работа на государственной службе может снизить качество оказания юридической помощи и утрату своей независимости.

Уже в III веке до н. э. первый понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал первым оказывать юридическую помощь всем гражданам без различия. Ему последовали многие известные римские граждане, и после этого юриспруденция становится светской, что благотворно сказывается на теории и практике права.

В Римской империи защитнику для выступления предоставлялось в два раза больше времени, чем обвинителю. Римляне считали, что обвинить человека гораздо легче, чем защитить, и таким образом соблюдали справедливость.

Профессия адвоката — одна из древних.

В дореволюционной России к адвокатам относились с призрением, их теснили, преследовали.

Однако Александр II в 1864 начал судебную реформу, и это стало начало адвокатуры в России. Именно с этого момента адвокаты начинают допускаться на судебные разбирательства, и зарождается институт адвокатуры. В настоящее время существует множество адвокатур. Все коллегии, гильдии, союзы адвокатов - это общественные организации, которые объединяют людей по профессиональному интересу.

После Февральской революции 1917 года появились первые женщины-адвокаты.

Михаил Федорович Громницкий знаменитый адвокат по уголовным делам. Пусть на первый взгляд Громницкий казался тихим и скованным. Но его речи всегда были логичными, обоснованными и весомыми. Ему удавалось найти те слова, которые действительно могли убедить присяжных.

Так однажды Громницкий защищал мужчину, которого пристав обнаружил после кражи неподалеку с разбитым носом. Мужчина утверждал, что просто бежал и упал, а прокурор на суде причиной назвал попытку сбежать с места преступления. Но украденный кошелек так обнаружен и не был. Громницкий сказал очень короткую защитную речь. Он заявил, что его подзащитный виновен. Но лишь в том, что спешил и упал. Мужчина в результате был оправдан.

Михаил Фёдорович Громницкий

Аналогичный случай произошел и у Федора Никифоровича Плевако. Он однажды поспорил с Саввой Морозовым, что произнесет самую короткую защитную речь, какую только слышал промышленник, и подзащитный будет оправдан. Случай представился достаточно быстро – в городе судили священника, который обвинялся в растрате денег прихожан. Множество зрителей собралось на это слушание, а Плевако всего лишь напомнил, что 20 лет священник отпускал грехи людям, так почему бы им не отпустить единожды грех ему. Присяжные оправдали священника, и Морозов проиграл пари.

Федор Викторович Плевако

Профессии юрист и адвокат очень похожи, но чем же они отличаются? Ответ – статусом. Юрист напрямую зависит от организации, предоставившей ему работу, и представляет интересы непосредственно своего работодателя. Адвокат же зависит только от законов, которыми он и руководствуется в своей трудовой деятельности.

Чтобы стать адвокатом, необходимо выполнить ряд условий. У вас должно быть высшее юридическое образование или же ученая степень по специальности юриста. Также вы должны иметь трудовой стаж по юридической деятельности не менее 2х лет, либо стажировку в адвокатском образовании год или более. Также вы должны сдать квалификационный экзамен. После его сдачи квалификационная комиссия адвокатской палаты должна принять решение о присвоении вам статуса адвоката.

Плюсы и минусы профессии адвокат

С точки зрения закона, адвокат не имеет права занимать должности государственных служащих, потому что такой вид работы влияет на качество оказания услуг по юридической помощи и независимость взглядов адвоката. Также он не может заниматься какого-либо рода коммерческой деятельностью. Разрешена только научная, преподавательская или другая творческая деятельность.

Стоит отметить, что этот вид деятельности требует от человека устойчивости к стрессам, постоянного самообразования и самосовершенствования. Но цель оправдывает средства. И в итоге всегда актуальная профессия будет достойно вознаграждена.

Главный долг адвоката — служить идее справедливости, защищая законные интересы своих клиентов.

Справедливость, законность и защита – вот основа работы адвоката.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений его жизни. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Выбор профессии (профессиональное самоопределение) – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

4. Самореализация в труде (частичная или полная) – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Далее в данном параграфе мы рассмотрим этапы профессионального самоопределения.

Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения – первый этап – с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения.

Второй этап – подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями.

Четвертый этап – практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента:

1) определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки;

2) выбор специальности.

Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения охватывает (пронизывает) весь жизненный путь человека. Однако, пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот момент связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс.

Существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы.

Объясняется это сложностью процесса профессионального самоопределения и двустронностью самой ситуации выбора профессии:

1. Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, Алишев, Широков). Этот взгляд недооценивает активное начало личности выбирающего профессию.




2. Следующая точка зрения: основная детерминанта правильного выбора профессии – профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход более продуктивен, т.к. утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

3. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности (Костенко, Оссовский, Михайлов). Т.Е. выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой – определяется прежде всего социальными характеристиками профессии.

В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например, в личной жизни (Кузнецова, Головаха). Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения приводит к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора.

Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся главными. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.

Традиционно общая схема описания профессий подразумевает 4 аспекта:

1. Социально-экономический – краткая история профессии, ее роль в системе экономики, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате.

2. Производственно-технический – данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда.

3. Санитарно-гигиенический – информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях.

4. Психофизиологический – требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.

Б.Г. Ананьев говорит о сложности такого образования как субъект деятельности. Исходными его характеристиками он называет сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Высшей интегрирующей субъективных свойств является творчество, наиболее обобщенными потенциалами – способности и талант.

К основным субъективным факторам выбора профессии обычно относят следующие:

- интересы (познавательный, профессиональный);

- мотивы выбора профессиональной деятельности;

- представления о будущем;

Ряд авторов дополняют этот ряд: общая активность, самооценка, уверенность в достижении успеха, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции.

Объективные факторы выбора профессии:

1) уровень подготовки (школьная успеваемость);

2) сосотяние здоровья;

3) информированность о мире профессий;

4) социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей.

Более подробно о некоторых факторах:

- Интересы. Всеми признанный фактор выбора профессии. Интересы считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других.

- Самооценка. Неадекватность самооценки часто связана со школьной успеваемостью. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной завышенной и заниженной самооценки, что влечет за собой неадекватный выбор профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, т.к. обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Ряд исследований доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение самостоятельно работать без систематического контроля, помощи, стимуляции; оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач.

Школьники с такими качествами характеризуются: осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, обоснованностью выбора, осознанием последствий выбора. Они менее подвержены влиянию случайных факторов.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних.

Можно сказать, что осознанная психическая саморегуляция, как фактор выбора, представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Она обусловливает: способность адекватно оценивать свои качества; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что только 30% учащихся 9 классов и 50% учащихся 11 классов в состоянии самостоятельно выбрать профессию.

По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы. Связано это с индивидуальными характеристиками.

Группы таковы:

Контрольные вопросы

1. Укажите основные причины возникновения профориентации.

2. Дайте краткую характеристику основных направлений профориентационной работы в зарубежной и отечественной истории психологии.

3. Перечислите факторы выбора профессии. Укажите наиболее важные с вашей точки зрения.

Шаг 1.выявление проблемы
Для человека, стоящего на пороге взрослой жизни, вопросы профессионального самоопределения и жизненной перспективы первостепенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специальность, зависит вся последующая жизнь.
Шаг 2.Осознание проблемной области.
Проблемной областью данного проекта является изучение алгоритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной деятельности.
Шаг 3.Технология выявления конкретной потребности.
Потребностью каждого является правильный профессиональный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями. Лично для меня главной потребностью является интерес, т.к. если не будет интереса, то и не будет желания работать, стараться для дальнейшего карьерного роста.
Шаг 4. Определение конкретной задачи и ее формулировка.
Задачей проекта является анализ конкретной профессии, определение основных её требований к человеку и выявления возможностей овладения профессией. Ведь, проанализировав какую-либо профессию, можно более подробно узнать о ней и определиться с выбором.
Шаг 5. Технология выявления основных параметров.
Для меня критерии выбора профессии могут быть следующими:
1) Совпадение с моими собственными желаниями и способностями
2) Доступность получения необходимого образования
3) Возможность трудоустройства
4) Материальные затраты должны совпадать с доходами семьи
5) Высокая зар-плата
6) Одобрение семьёй профессии.
Шаг 6. Технология выявления традиция, истории, тенденций.
Правильный выбор профессии основывается на сборе информации о различных профессиях.
Источники информации:
1) Родители
2) Центр занятости
3) Интернет
4) СМИ
5) Учителя

Шаг 7. Анализ деятельности.
Факторы, влияющие на выбор профессии:
1) Личное желание
2) Интересы
3) Оплата труда
4) Медицинские противопоказания
5) Возможность освоения профессии
6) Потребность общества в кадрах

Я обладаю склонностями к творчеству, исходя из тестов, но мне ближе профессии, связанные с работой с техникой или людьми.

Шаг 8. Выработка идей, вариантов, альтернативы.

Шаг11. Выявление индивидуальных характеристик.
Пройдя тесты, я выяснил, что мой тип темперамента – холерик.
Этот тип отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.Шаг 14. Профессиональная проба.
Выбрав профессию экономиста, я не могу провести пробу данной профессии, т.к. не имею в моем возрасте достаточно знаний для работы экономиста.
Шаг 13. Коррекция.
Так как профессиональную пробу пройти у меня нет возможности, мое мнение о профессии экономиста не изменилось.
Шаг 14. Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры.
Чтобы достичь хороших результатов в области экономике, по моему мнению, для начала нужно получить хорошие знания в школе, далее поступить в престижный ВУЗ, в котором хорошо получить основные знания в области экономики, после чего нужно стараться попасть в неплохую компанию, имеющую перспективы, но главное трудиться.

Чтобы вы могли глубже осмыслить теоретический материал по профессиональному самоопределению и уметь практически приме­нить полученные знания, ознакомьтесь с примерным проектом про­фессионального выбора. Он составлен из 20 последовательных опе­раций — шагов. Каждый шаг содержит описание действий по опре­делению профессиональной пригодности и рекомендации по их выполнению (курсивом). В качестве пробной в проекте выбрана профессия оператор ЭВМ.

Профессия оператор ЭВМ

Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профес­сионального самоопределения и жизненной перспективы первосте­пенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специ­альность, зависит вся последующая жизнь.

Определите проблемную область своего творческого проекта.

Проблемной областью данного проекта является изучение алго­ритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной дея­тельности (Схема 1).

Выделите подпроблемы своей проблемной области.

Потребностью каждого является правильный профессиональ­ный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.

Является ли данная потребность для вас первостепенной? Дайте своему ответу подробное обоснование.

Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выяв­ление основных её требований к человеку и выявление возможно­стей овладения данной профессией.

Сформулируйте основные задачи своего проекта.

Наша задача ограничивается анализом лишь одной сферы , мы должны проверить, соот­ветствуют ли параметры профессии личностным характеристи­кам её соискателя. Это поможет нам усвоить алгоритм анализа профессии.

Критерии выбора профессии должны быть следующими:

    выбираемая профессия должна соответствовать индивидуаль­ным личностным и психофизиологическим характеристикам; необходима доступность обучения профессии (наличие учеб­ного заведения, его территориальная досягаемость); материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи; востребованность профессии на рынке труда.

Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте?

Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, определении наиболее вос­требованных и перспективных в настоящее время, выяснении тра­диций народа, семьи, местности (Схема 2).

Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью средств массо­вой информации и Интернета надо узнать, какие новые спе­циальности появились в последние годы, в чём заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.

Ознакомившись с различными профессиями, необходимо разра­ботать опорную схему размышлений, последовательное продвиже­ние по которой поможет сделать правильный выбор.

Алгоритм профессионального самоопределения:

    определение интересов и склонностей; анализ профессиональной деятельности в соответствии с ин­тересами и склонностями; выявление индивидуальных личностных и психофизиологи­ческих характеристик; соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности; определение социально-экономических факторов выбора профессии: путей и условий получения профобразования, матери­альных затрат на обучение; профессиональная проба; профессиональные планы и перспектива; программа и развития.

Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализи­руйте свою опорную схему размышлений, согласно которой вы будете осуществлять выбор профессии. Она может иметь вид схемы (Схема 3).

Вначале определим сферу профессиональной деятельности, ко­торая наиболее предпочтительна. Это можно сделать, воспользовавшись методиками

Используя интернет-сайты, в которых приводятся описания и характеристики профессий, выпишем ряд специальностей, при­надлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это web-мастер, оператор ЭВМ, программист, системный админи­стратор, преподаватель информатики, диспетчер.

С помощью методик ДДО или ОПГ определите свою сферу профессиональной деятельности и ознакомьтесь с описания­ми профессий, относящихся к этой сфере. Проанализируйте полученные данные и выберите ряд специальностей, которые вас привлекают больше всего.

Работа должна быть:

    разнообразной; иметь преобразующий, творческий характер; стимулировать повышение уровня знаний и умений; соответствовать психофизиологическим и социальным по­требностям человека.

Выделите основные требования к своей будущей профессио­нальной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требо­ваниями, сделайте выводы.

Из всех перечисленных в предыдущем шаге профессий теперь нужно выбрать самую подходящую. Для этого нужно оценить их в баллах (от 1 до 5) по основным параметрам (см. шаг 5). Это удоб­нее сделать, работая с таблицей.

Мы проделали это и пришли к выводу, что наиболее приемле­мой для нас является профессия оператор ЭВМ.

Проанализируйте полученные в своей таблице результа­ты. Какая специальность набрала наибольшее количество баллов? Является ли этот вариант наилучшим?

Потребность в безопасности и защите — основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и про- гнозируемость своего окружения.

Потребность в безопасности и защите значительно влияет и на выбор профессии (Ма§1ото, 1987).

Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение — все это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Как показывают последние исследования, именно высокая доходность от работы является главным условием выбора профессии в настоящее время. Это связано с тем, что практические соображения обычно выступают доми­нирующим мотивом в выборе профессии среди молодежи. Именно в период экономического спада и массовой безработицы, каковым является насыщенный период развития в России. В это время часто отсутствует возможность посвятить себя любимому делу и приходится выбирать такую профессию, которая позволит найти работу, т. е. пользуется спросом, и даст средства к существованию.

Родительские установки. Дети, находящиеся в центре внимания семьи, могут вырасти зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других (Кое, 1957). В последующие годы они будут очень остро сознавать мнения и отношения окружающих. В результате их привлекают профессии, которые дают им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением.

Такие люди предпочитают работу, выполняя которую они смогут помогать окружающим, или же будут тяготеть к профессии, связанной с культурой, возможно, в сфере искусства или развлечений.

Кроме того, семья обычно служит моделью определенного образа жизни и является для человека источником важных жизненных ценностей и убеждений. Так, в западных странах дочерей работающих матерей отличает, как правило, более высокая мотивация достижения и большее стремление сделать карьеру, чем девушек, чьи матери не работают вне дома (Нойшап, 1989).

Необходимость реализовать собственные способности, т. е. добиться самоактуализации. Другими словами, человек делает то, что, как ему кажется, может принести наибольшее удовлетворение и максимально способствовать его личностному росту.

Общественный престиж. Профессия выбирается исходя из соображений ее престижности в обществе.

Полоролевые факторы. Например, женщины реже выбирают научную карьеру из-за сомнения в своих способностях в овладении науками (^аге, & §1еск1ег, 1983). Они предпочитают такие профессии, которые либо позволяют им уделять больше внимания семье (работа с неполным рабочим днем; не требующая много сил и времени, но связанная с ограниченными возможностями продвижения по службе и более низкими заработками), либо традиционно более свойственны женщинам: педагогика, здравоохранение (обычно предполагающие заботу о ком-либо).

Ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей, отражающая сознательность выбора профессионального пути. Так, согласно Г. 0л-порту (АПрой, 1961), человек, придающий особое значение теоретической

Женщины обычно предпочитают продЪессии, предполагающие заботу о ком-либо (педагог, врач).


ценности и заинтересованный в раскрытии истины, соответственно

избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии.

Человек, придающий особое значение экономической ценности и ценящий то, что полезно и выгодно, выбирает

Субъект, ценящий эстетику, то есть форму и гармонию, воспринимает любые жизненные события с точки зрения привлекательности и уместности и посвящает себя работе, требующей повышенного и активного интереса к эстетическим сторонам жизни.

Для человека с наивысшей социальной ценностью выбор профессии определяется любовью к людям, всяческой заботой о них. В чистом виде социальная установка предполагает альтруистический образ жизни.

Доминирующим интересом политической ценности выступает власть. Профессиональная активность в этом случае не обязательно будет ограничиваться сферой политики. Человек, основной ценностью которого является власть и влияние, будет стремиться к ней в любой сфере деятельности.

Религиозная ценность проявляется в понимании мира как единого целого. Люди, для которых религиозная ценность является ведущей, стремятся соединиться с высшей реальностью мироздания, находя в этом свой смысл существования.

Исследования, проведенные в 1999 г. А. А. Реаном, Т. В. Андреевой, Н. Л. Москвичевой и Н. Н. Киреевой среди студентов 6 факультетов СПбГУ (всего в них принимали участие 287 студентов факультетов журналистики, психологии, экономического, философского, механико-математического и медицинского), показали, что основной мотив, определивший их профессиональный выбор, был обусловлен соответствием специальности способностям и склонностям. Также в качестве основных были названы мотивы: возможность творческой работы и самовыражения и престижность университета (2-е и 3-е места соответственно). Предпочтение первых трех мотивов профессионального самоопределения характерно для всех факультетов без исключения.

Между тем существуют и характерные различия. Так, для студентов факультетов журналистики и экономики на первом месте стоит мотив возможности творческой работы и самовыражения. Кроме того, важным является мотив признания своей специальности современной и престижной.

На медицинском и психологическом факультетах предпочтение отдается мотиву полезности выбранной профессии для общества. Здесь же важна семейная традиция и крайне редко в качестве мотива выбора профессии называется престижность.

Для механико-математического факультета чаще других характерна случайность выбора профессии — 7% от числа опрошенных, в то время как на медицинском факультете таких студентов нет вообще.

Результаты исследования выявили определенную особенность: стремление выбора высокооплачиваемой профессии не проявилось в качестве ведущего мотива ни на одном факультете.

Этап начинаний — время поиска своего места в обществе взрослых и принятия на себя жизненных обязательств, предполагающих стабильное и предсказуемое будущее во всех сферах жизнедеятельности.

Этап упрочения карьеры — период ранней взрослости, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

Интересными также представляются данные о том, что для философского и психологического факультетов важен мотив познания себя, окружающего мира, самого процесса учебы, то есть ярко выражен познавательный мотив, а для философов- политологов — мотив большой перспективности выбранной профессии в будущем.

Период выбора профессии, когда молодые люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях, обычно к 25 годам заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения. С 25 лет начинается этап упрочения карьеры, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

Читайте также: