Имеет ли право санитарный врач расширять список профессий для обязательной вакцинации

Обновлено: 14.05.2024

Обязательную иммунизацию персонала, работающего в отдельных сферах, в июне 2021 года ввели многие регионы. Выполнить новые требования работодателям нужно в июле – августе. В профессиональные группы, подверженные высокому риску заболевания коронавирусной инфекцией, вошли и работники государственных (муниципальных) учреждений. Что им надо делать в этом контексте? Расскажем в статье.

Где введено требование о вакцинации?

По данным на 1 июля 2021 года, нормативные акты об обязательной вакцинации работников, входящих в отдельные профессиональные группы, приняли 24 субъекта РФ. В документах, изданных правительствами или главными государственными санитарными врачами регионов, поименованы сферы деятельности, в которых функционируют в том числе государственные (муниципальные) учреждения. Но бывает и так, что новые требования напрямую адресованы всем учреждениям, работающим на конкретной территории, – независимо от их отраслевой принадлежности.

В данных регионах органы власти обязали работодателей вакцинировать основную часть своих работников (60% или более). Последние должны сделать профилактическую прививку в июле (первым компонентом или однокомпонентной вакциной) и августе (вторым компонентом вакцины) – точные даты отличаются в разных субъектах РФ.

Вот несколько примеров введения новых эпидемиологических требований.

Реквизиты нормативного акта

Сферы, на которые распространяется требование

Установленный процент привитых сотрудников

Постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 № 1

1) физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны;

2) многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);

3) культурные, выставочные, просветительские мероприятия (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов);

4) театры, кинотеатры, концертные залы;

5) массовые физкультурные, спортивные мероприятия

Постановление Главного государственного санитарного врача по Московской области от 16.06.2021 № 3

Постановление Правительства г. Санкт-Петербурга от 19.06.2021 № 406

Государственные учреждения Санкт-Петербурга

Постановление правительства Ленинградской области от 13.08.2020 № 573 (с изменениями)

1) все государственные учреждения Ленинградской области;

2) не подведомственные субъекту РФ учреждения в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, а также МФЦ, музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, дома культуры, детские лагеря, осуществляющие деятельность на территории региона

Постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Бурятия от 26.06.2021 № 4

1) медицинские, образовательные организации;

2) социальная сфера (дома престарелых, дома ребенка, дома инвалидов, соцработники по обслуживанию на дому);

3) учреждения культуры, досуга и спорта (дома культуры, детские игровые, развлекательные центры, театры, кинотеатры, спортивные центры);

Постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 27.06.2021 № 3

1) физкультурно-оздоровительные комплексы;

3) образование, летний оздоровительный отдых, здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание;

4) культурные, выставочные, просветительские мероприятия (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек);

5) театры, кинотеатры, концертные залы;

6) массовые физкультурные, спортивные мероприятия

Постановление управления Роспотребнадзора по Нижегородской области от 20.06.2021 № 4091

Постановление Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27.06.2021 № 53

2) образование, включая летние оздоровительные учреждения стационарного типа;

3) социальная защита и соцобслуживание населения;

5) культура, досуг и спорт

Можно ли обязать работника вакцинироваться?

Кроме того, вакцинация от коронавируса включена в календарь профилактических прививок. Она обязательна, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача. Иными словами, если такое решение принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта РФ (его заместителя), для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Об этом сообщил Роструд в Информации от 24.06.2021.

Положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к прививке.

Таким образом, нормы об иммунизации работников работодателям исполнять необходимо. В силу ч. 2 ст. 25, ч. 1 и 3 ст. 29, ст. 35 Закона № 52-ФЗ последние обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, к которым относятся и профилактические прививки.

А вот работник вправе отказаться от вакцинации даже без уважительной причины. Но в этом случае будут свои последствия. Отказавшегося от прививки работодатель должен отстранить от работы (см., например, Письмо Роспотребнадзора от 01.03.2021 № 02/3835-2021-32). Зарплату за этот период начислять не требуется.

Как ясно из Информации от 24.06.2021, возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей предусмотрена ТК РФ. В частности, в абз. 8 ч. 1 его ст. 76 уточняется, что отстранение допускается в случаях, предусмотренных не только ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ.

Один из таких случаев – нарушение норм Закона № 157-ФЗ. В части 2 его ст. 5 указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Работник вправе отказаться от обязательной вакцинации даже без уважительной причины. Но тогда работодатель должен отстранить его от работы.

Работодатель вправе предложить сотруднику перейти на удаленный режим работы, однако этот вопрос надо решать индивидуально. Законом не предусмотрены такие гарантии работникам, отказавшимся от проведения профилактической прививки (Информация Департамента здравоохранения г. Москвы от 24.06.2021).

В свою очередь, уволить работника за то, что он не прошел обязательную вакцинацию, нельзя. Данного основания нет в Трудовом кодексе.

Как считать процент привитых сотрудников?

Для корректного расчета важен и второй показатель – общая численность работников. В ее состав, как пояснило Правительство Москвы[1], надо включать всех сотрудников, в частности тех, кто фактически работает, находится в командировке, на больничном, выполняет государственные или общественные обязанности, принят на работу на неполное рабочее время.

Если у учреждения есть подразделения в других регионах, эти подразделения при подсчете доли вакцинированных не учитываются. В расчете участвует только персонал, работающий в том регионе, в котором введено требование об обязательной вакцинации.

Дополнительные обязанности возникают как у работодателя (ему нужно обеспечить соблюдение эпидемиологических требований), так и у сотрудников (надо привиться). Невыполнение данных норм чревато последствиями. Для работодателей ответственность обычно установлена на региональном уровне, а сотрудникам грозит отстранение от работы.

Служащий крупной торговой компании отказался делать прививку. Он не смог объяснить свой отказ объективными причинами, и наниматель отстранил его от работы. Тем не менее этот служащий продолжает приходить в офис, выполнять свои обязанности, писать письма коллегам и т. д. Хотя по графику он должен находиться в ежегодном отпуске. Это лишь один из многих случаев, связанных с вакцинацией, которые могут поставить работодателей в тупик. Что делать работодателю и о чем он должен помнить, предлагая сотрудникам сделать прививку?

Отстранить от работы сотрудника означает не допускать его к ней. А значит, выполнение трудовых обязанностей в это время недопустимо и противоречит закону. Поэтому у компании есть несколько вариантов действий. Первый – не допускать человека в офис, используя законные меры: не пускать на территорию, исключить возможность выполнять обязанности – например, заблокировать компьютер, не платить за работу в эти дни и соответствующим образом отметить их в табеле учета. Еще лучше потребовать от сотрудника дополнительных объяснений, почему он не соблюдает приказ и ходит на работу. Другой вариант – оплатить отработанные дни, а затем не пускать в офис. Наконец, наниматель может перевести сотрудника на удаленный режим.

И тогда придется вспомнить об особых категориях персонала, для которых действуют отдельные правила при вакцинации.

Что ждет работодателей после 15-го августа

В одном из писем Роспотребнадзор рассматривал дистанционный режим как альтернативу отстранению при отказе от вакцинации. Тем не менее и это ведомство, и оперштаб Москвы еще 24 июня заявили, что сотрудники, работающие дистанционно, учитываются при определении тех самых 60% работников, подлежащих вакцинации. То есть перевод на удаленный режим не освобождает от прививки, а может быть альтернативой отстранению. Если дистанционный работник числится в штате филиала компании в Москве, он учитывается как работающий в столице, даже если в трудовом договоре в качестве места выполнения трудовых обязанностей указан другой регион. Другими словами, простой перевод его на дистанционный режим проблему не решает: он должен привиться или попасть в 40% сотрудников, для которых прививки необязательны.

Этот же документ позволяет отказаться от прививки и в других случаях, в том числе при гиперчувствительности к компонентам вакцины, тяжелых аллергических реакциях, ОРВИ и других имеющихся в конкретный момент заболеваниях, а также если сотруднику не исполнилось 18 лет. Сотрудники, которых это касается, попадают в те 40% персонала, кого прививать необязательно. Но чтобы не применять санкции, их также надо попросить предоставить справку или медицинский отвод. Лишь на этом основании можно не применять к ним отстранение.

Обязательная вакцинация: что делать работодателям

А вот с сотрудницами, находящимися в декретном отпуске, история иная. В указе мэра Москвы от 16.06.2021 № 32-УМ и постановлении главного санитарного врача по Москве от 15.06.2021 № 1 нет исключений для работников, находящихся в декрете. Поэтому наниматель может получить у них отказ от вакцинации (если они не хотят) и подготовить документы о том, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком. В спорных ситуациях это поможет доказать, что они не работали в тот период, когда появились требования об обязательной вакцинации, и их не надо было отстранять. Ровно так же нужно поступать и с сотрудниками, взявшими другие отпуска (ежегодный, за свой счет, учебный и т. д.), и даже с теми работниками, которые долго и по неизвестным причинам не появляются в офисе. Несмотря на отсутствие, сотрудник числится в штате, и требование о вакцинации на него распространяется в полной мере.

Наличие антител в крови также не повод отказываться от прививки. Его нет в списке медицинских противопоказаний, кроме того, сейчас нет единой методики измерения, доказывающей достаточный иммунитет у человека и необязательность вакцинации.

Так или иначе, вряд ли удастся просто поделить сотрудников на два эшелона: 60% подлежащих обязательной вакцинации и 40%, которых прививать необязательно. Фактически компаниям потребуется новая база данных по каждому эшелону, где будут указаны и статусы сотрудников, и медицинские отводы, и другая информация, необходимая для вакцинации. Значит, обязанности служб персонала пополнились новой задачей – создать и вести эту базу данных.


Минтруд и Роспотребнадзор подготовили совместные разъяснения по организации вакцинации в рабочих коллективах. Основные тезисы — отказавшиеся от прививок работники должны быть отстранены от работы, а для стабилизации ситуации необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад).

Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ сообщил о том, что Минтруд и Роспотребнадзор подготовили совместные разъяснения по организации вакцинации в рабочих коллективах. Основные тезисы — отказавшиеся от прививок работники должны быть отстранены от работы, а для стабилизации ситуации необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад). Приводятся рекомендации по расчету процента вакцинированных работников, а также о порядке действий работодателей при введении обязательной вакцинации в регионе.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение пункта 5 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 16 июля 2021 г. № ММ-П13-9509 по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 9 июля 2021 г. направляет разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных для доведения их до общероссийских объединений работодателей и полагает целесообразным информирование объединениями работодателей своих членов по данному вопросу.



РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАКЦИНАЦИИ В ОРГАНИЗОВАННЫХ РАБОЧИХ
КОЛЛЕКТИВАХ (ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ) И ПОРЯДКУ УЧЕТА
ПРОЦЕНТА ВАКЦИНИРОВАННЫХ

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее — COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее — постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 данные постановления приняты в 35 субъектах Российской Федерации.

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта Российской Федерации информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;

использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);
доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;
предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).





Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса Российской Федерации повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим в том числе могут относиться работники:

направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;

на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;

находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;

обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;

б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о свой вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.

Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может осуществляется различными способами.

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Кроме того, направляем для использования в работе рекомендации действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан).

Приложение: на 2 л.

Заместитель
Министра труда и
социальной защиты
Российской Федерации

Е.В. Мухтиярова

Заместитель Руководителя
Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителя и
благополучия человека

Е.Б. Ежлова

РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ ГЛАВНЫМИ САНИТАРНЫМИ ВРАЧАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (В ВИДЕ МОТИВИРОВАННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ГРАЖДАНАМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН)

1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации.

2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:

сведения о необходимости вакцинации;

сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;

порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;

порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;

информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 №157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации;

должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

постановление Главного государственного санитарного врача субъекта;





3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.

4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.

6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.

Вакцинация от коронавируса: ответы на основные вопросы работодателей

1. Как успеть провести вакцинацию 60 процентов сотрудников до 15 августа 2021 года?

5 июля в Гостином Дворе открылся новый центр вакцинации против COVID-19. Его пропускная способность составляет более семи тысяч человек в сутки. Режим работы с 08:30 до 22:00.

Сейчас до 40 процентов этих мощностей свободны.

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

2. Правда ли, что коммерческие медицинские организации приостановили работу по вакцинации?

Нет, вакцинация проводится в 116 частных медицинских учреждениях. Сама вакцина для жителей бесплатна, оплачивается только услуга клиники по введению инъекции. Также по соглашению с Правительством Москвы условием для проведения вакцинации частной организацией является наличие у нее необходимого морозильного оборудования, строгое соблюдение холодовой цепи и правильное хранение вакцины. Кроме этого, информация о привитых москвичах как в частных, так и в городских учреждениях, аккумулируется в единой системе.

3. Что делать, если у работодателя нет возможности собирать сведения о сотрудниках, которые вакцинированы или имеют медицинские отводы?

Информация о медицинских отводах, перенесенной болезни и других причинах отказа от прививки Правительством Москвы не запрашивается и не проверяется. Эти данные необходимы самому работодателю для понимания уровня защищенности его коллектива и клиентов.

Фото Ю. Иванко. mos.ru

4. Нужно ли подавать сведения о вакцинированных сотрудниках, если организация фактически не осуществляет деятельность в сферах, предусмотренных постановлением главного государственного санитарного врача Москвы, при этом имеется соответствующий ОКВЭД и (или) лицензия.

5. Как рассчитываются 60 процентов сотрудников, подлежащих вакцинации?

60 процентов рассчитываются от общего числа сотрудников организации (индивидуального предпринимателя), включая исполнителей по гражданско-правовым договорам, работающих в Москве. Работники региональных представительств (филиалов) организаций, ведущие деятельность в других субъектах Российской Федерации, при расчете процента вакцинированных не учитываются.

При этом не установлены какие-либо особенности вакцинации в связи с выполняемыми работниками трудовыми функциями и наименованием подразделения организации.

В оставшиеся 40 процентов включаются работники, которые имеют временные медицинские отводы, и другие лица — на усмотрение самих организаций.

6. Подлежат ли обязательной вакцинации ранее переболевшие COVID-19?

В перечне медицинских противопоказаний для вакцинации наличие антител не значится. Кроме того, в настоящее время не существует как единой отработанной методики измерения уровня антител, достаточного для создания у человека иммунитета, так и системы оценки эффективности и быстроты адаптации антител к мутирующим штаммам вируса. В условиях, когда набирает оборот распространение индийского штамма и резко выросла заболеваемость, врачи считают, что необходимо прививаться без оглядки на уровень антител через полгода после болезни.

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

7. Какой уровень антител приравнивается к прививке? Какие обследования необходимо пройти перед прививкой?

При оценке исполнения работодателем требований постановления главного государственного санитарного врача Москвы — никакие.

Проходить тест на наличие антител перед вакцинацией от COVID-19 не рекомендуется и не обязательно, как и перед другими прививками. Перед получением вакцины медицинский работник проводит стандартный осмотр, какие-либо специальные обследования проходить не требуется.

8. Каким образом могут пройти вакцинацию иностранные граждане?

Стоимость вакцинации для иностранных граждан — 1300 рублей.

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

9. Как вакцинировать сотрудников, находящихся в отпуске?

В 100 процентов (из которых надо вакцинировать 60 процентов) входят все сотрудники организации или индивидуального предпринимателя, включая исполнителей по гражданско-правовым договорам, сотрудников, находящихся в отпуске, командировке и декрете. При этом рекомендуется проинформировать таких сотрудников о необходимости получения профилактической прививки в установленные сроки.

10. Необходимо ли работодателю дополнительно получать информированное согласие сотрудника на обработку и предоставление персональных данных?

В соответствии с требованиями статьи 87 Трудового кодекса России порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований законодательства о персональных данных. С установленным порядком работник должен быть ознакомлен под роспись при приеме на работу.

При этом целью получения этой информации является обеспечение контроля соблюдения требований постановления главного государственного санитарного врача и направлено на снижение угрозы распространения в Москве коронавирусной инфекции и предотвращение возникновения необходимости введения более жестких ограничительных мер.

Фото Ю. Иванко. mos.ru

11. Какие основания предусмотрены законодательством для отстранения от работы сотрудника, отказавшегося от проведения профилактической прививки от COVID-19?

Статьей 76 Трудового кодекса России установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан отстранить сотрудника от работы. Требование о проведении профилактических прививок в эпидемиологически неблагополучной ситуации распространяется только на группы граждан и сферы услуг, указанные в постановлении главного государственного санитарного врача Москвы.

В постановлении уточняется, что граждане, отнесенные к группам населения, подлежащим обязательной вакцинации, могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от работы на период эпиднеблагополучия. Данная позиция отражена в письме Роспотребнадзора от 01.03.2021 № 02/3835-2021-32: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (статья 51 Федерального закона № 52-ФЗ, статья 10 Федерального закона № 157-ФЗ). И только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы.

На основании этого работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, отказавшегося от профилактической прививки от COVID-19 при отсутствии медицинских противопоказаний.

12. Как оформляется отказ работника от профилактической прививки?

Отказ от проведения профилактической прививки оформляется работником в письменной форме. В случае его уклонения от оформления письменного отказа от проведения прививки работодателю необходимо зафиксировать этот факт, составив соответствующий акт.

13. Как оформляется отстранение от работы сотрудника, отказавшегося от вакцинации?

Отстранение от работы оформляется приказом работодателя, и на это время заработная плата работнику не начисляется. Кроме того, время отсутствия сотрудника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, не включается в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Работодатель вправе предложить сотруднику перейти на удаленный режим работы, но этот вопрос должен решаться индивидуально. Законом не предусмотрены такие гарантии работникам, отказавшимся от проведения профилактической прививки.

14. Обязан ли работодатель отстранить от работы сотрудника, отказавшегося от прививки, в случае вакцинации не менее 60 процентов от общей численности сотрудников организации?

При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

При условии выполнения этого требования работодателю необходимо самостоятельно принимать решение в отношении работников, не имеющих медотвода от вакцинации и отказавшихся от профилактической прививки, в том числе с учетом уровня их эпидемиологических контактов и участия в цепочке передачи вируса.


15. Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение требования о вакцинации сотрудников?

При этом работодатели обязаны проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия. Это касается профилактической вакцинации, которая проводится для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 2 статьи 25, пункты 1 и 3 статьи 29, статья 35 Федерального закона № 52-ФЗ).

С учетом неблагоприятной эпидситуации по заболеваемости COVID-19 главным государственным санитарным врачом Москвы вынесено постановление об обязательной вакцинации отдельных категорий граждан, работающих в сферах с высоким уровнем эпидемиологических контактов.

Исполнение этого постановления является обязательным для всех работодателей, осуществляющих деятельность в установленных сферах на территории Москвы.

Невыполнение в установленный срок постановления органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 50 тысяч до 150 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 тысяч до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нет. При контроле соблюдения требования о вакцинировании не менее 60 процентов сотрудников организации учитываются только лица, получившие профилактическую прививку вакциной от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в России, информация о вакцинации которых внесена в регистр вакцинированных.

17. Какие права имеет работодатель?

Обязанность работодателя отстранить от работы сотрудника до прохождения вакцинации (либо подтверждения наличия у работника иммунитета к COVID-19) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (части 2, 3 статьи 76). В этот период заработная плата работнику не начисляется.

Работодатель имеет право предложить сотруднику перейти на удаленный режим работы, но этот вопрос, конечно, будет решаться индивидуально, законом такие гарантии работнику, отказавшемуся от прививки, не предусмотрены.

В условиях риска распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение от работы граждан, не имеющих прививок или иммунитета.

Читайте также: