Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

Обновлено: 28.04.2024


Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.

для контрольных работ

по математике

средней школы № 135

для контрольных работ

по русскому языку

средней школы № 135

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим почерком чернилами синего цвета шариковой ручкой (не использовать гелевую ручку).

Подчеркивания, построения (графические обозначения) в тетрадях необходимо выполнять простым карандашом.

Для самопроверки, взаимопроверки выполненного задания допускается использование зелёной ручки.

Букву, написанную неверно, необходимо аккуратно зачеркнуть косой линией слева направо и ручкой написать правильный вариант (а). Для исправления ошибок не допускается стирание ручки и использование корректора.

Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке. Проверка и возвращение учащимся рабочих и контрольных тетрадей по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку.

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Рекомендуется, как один из оптимальных вариантов, в ходе проверки работ учащихся 2-4 классов зачёркивать неправильный ответ или ошибку на изученное правило косой линией (неизученные орфограммы исправлять) и условное обозначение ошибки выносить на поля.


  • I – грамматическая ошибка;

  • V –пунктуационная ошибка;

  • Р – речевая ошибка.

В рабочих тетрадях выделяются следующие виды работ: классная, домашняя, работа над ошибками, работа по совершенствованию каллиграфического навыка. При выполнении работы над ошибками или работы по совершенствованию каллиграфического навыка запись числа не требуется (кроме контрольных тетрадей).


  1. Оформление письменных работ по русскому языку.

Верхняя строчка на странице не пропускается. Работу необходимо дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева, при оформлении каждой строки, отступается по единой вертикальной линии от края не более 5 мм.

Справа слова дописываются до конца строки, не допуская необоснованно пустых мест.

Запись даты написания работ по русскому языку ведётся по центру рабочей строки. Учащиеся записывают число и полное название месяца. (Например: 1 декабря.) В четвёртом классе в записи числа необходимо писать имена числительные прописью. (Например: Первое декабря.)

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке по центру и оформляется как предложение. (Например : Классная работа.) На следующей рабочей строке допускается запись темы урока. (Например: Прямая речь.)

В ходе всей работы не пропускается ни одной строки.

Текст каждого нового задания следует начинать писать с красной строки. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см ( 2 пальца).

Все подчёркивания и графические обозначения следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом.

Все буквенные обозначения выполняются ручкой синего цвета. Названия падежей пишутся с большой буквы (Например: П.п.), части речи, род, лицо, число и склонение обозначается маленькими буквами и арабскими цифрами (Например: сущ., м.р., 1 скл., ед.ч.), спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (Например: II)

В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся. Заголовок столбика подписывается с заглавной буквы.

При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему.

При синтаксическом разборе надлежит подчёркивать главные и второстепенные члены предложения согласно пройденному материалу.

Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом необходимо руководствоваться наличием у каждого ученика успешно сформированного навыка письма.

В тетрадях для контрольных работ по русскому языку следует записывать дату, вид работы и строкой ниже - её название.

Шестое ноября. Шестое ноября. Шестое ноября.

Диктант. Изложение. Списывание.


  1. Оформление письменных работ по математике.

При оформлении письменных работ по математике на новой странице следует отступать сверху 1 клетку. Работу необходимо дописывать до конца страницы, оставляя снизу 1 клетку.

Слева, при оформлении каждой строки, отступается по единой вертикальной линии от края 1 клетка. При построении геометрических фигур возможен отступ 2 клетки.

Все записи в тетради по математике ведутся через 1 клетку вниз.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств, неравенств и т.д. вправо необходимо отступать 3 клетки (пишем на 4), а вниз – 2 клетки.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учётом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов (каждой цифре - своя клетка). Особенно соблюдение этого правила требуется при работе с многозначными числами.

Все построения, подчёркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке.

В выражениях, содержащих несколько действий и предполагающих устные вычисления, рекомендуется подписывать промежуточные ответы ручкой, а порядок действий проставлять карандашом в клеточке над знаком действия.

Краткая запись задачи выполняется по усмотрению учителя. В контрольной работе краткая запись не рекомендуется.

При записи решения простой текстовой задачи № действия писать не требуется, а составной задачи - указывается порядок действий цифрой и круглой скобкой.
Например:

1) 5+ 6=11 (кг) – было во второй коробке.

2) 5 + 11 = 16 (кг)

Ответ: 16 кг яблок было в двух корзинах.

В ответе принятые международные единицы измерения записываются кратко: см, кг, дм

Образец записи решения уравнения:

5 +Х = 10 Х : 4 = 257 х257 1028 4__

Х = 10 – 5 Х= 257 * 4 4 8 257

Х = 5 Х =1028 1028 22

5 +5 = 10 1028 : 4 = 257 20

10 =10 257= 257 28

0
В целях соблюдения принципа преемственности рекомендуется в 4 классе записывать ответ после решения уравнения или примера на порядок действий.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, на наш взгляд, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы мы убрали.

При составлении данных рекомендаций мы учитывали:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;

б) рекомендации методистов;

в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;

д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.

Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.

Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:

а) отсутствие на местах всяких требований;

б) отсутствие системы требований;

в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;

д) наличие разумных требований вне системы.

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;

б) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;

г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

Количество и назначение ученических тетрадей Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета.

Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.

Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.

Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

III. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители.

Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком.

Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.

Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).

IV. Оформление письменных работ по математике и русскому языку Общие положения Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.

Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:

а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;

б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;

в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;

г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.

Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.

Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.

Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

V. Оформление письменных работ по русскому языку После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).

Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.

В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы.

Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.

Например:

В 4-м классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

Например:

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например:

Работа над ошибками.

Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).

Например:

Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать.

Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи) либо на полях (краткая форма записи).

Например:Упражнение 14.Упр. 14.Упражнение 173.Упр. 173.

Переход в 1-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.

При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.

В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

Например (вид):

Учащимся 1–4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.

VI. Оформление письменных работ по математике Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.

Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь.

Мы рекомендуем писать номер задания по середине строки либо на полях, так как это:

а) экономит место;

Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.

В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее в тетрадь.

Например:

Необходимо с самого начала 1-го класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки, проводить их простым карандашом.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

Требования к ведению классного журнала

1. Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета (лучше синей шариковой).

2. Названия предметов записываются с маленькой буквы.

3. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью.

4. Записи делаются четко и аккуратно (исключая карандаш, а также прочерки).

5. На левой стороне журнала ставится дата урока, записывается название месяца. Если уроки сдвоены, то дата ставится дважды.

6. На правой стороне записываются число и тема урока. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно. Прочерки, обозначающие повтор, запрещены.

7. Учитель проверяет и оценивает знания учащихся, своевременно выставляя оценки в журнале, обязательно отмечает отсутствующих на уроке буквой н.

8. Оценки за четверть, триместр, полугодие выставляются после последнего урока (без пропуска ячеек).

9. Итоговые оценки (четвертные, триместровые, полугодовые) должны быть объективными и обоснованными. У ученика должно быть не менее трех оценок (если недельная нагрузка по предмету – два часа) и более трех (если недельная нагрузка – три, четыре и более часов) с обязательным учетом качества знаний по письменным, лабораторным и практическим работам, тестированию. Итоговая оценка – это не среднее арифметическое из всех оценок. Она выставляется по фактическому уровню знаний учащихся на конец триместра и полугодия.

10. Не рекомендуется спрашивать ученика, пропустившего три и более уроков, в первый день присутствия на занятии, тем более выставлять неудовлетворительную оценку.

11. Особая отметка делается не только о теме практической или лабораторной работы, но и выставляется ее номер.

В случае ошибки при выставлении оценки, надо зачеркнуть неправильную оценку и в соседней клетке поставить правильную.

При этом внизу страницы делается следующая запись:

Петрова К. – оценка за I полугодие – 4 (хорошо) (подпись, печать).

Иванов П. – оценка за 5.12. – 5 (отлично) (подпись, печать).

Ведение журнала классным руководителем

1. Учет пропусков занятий учащимися ведется классным руководителем ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти, семестра, триместра и т.д.

4. По окончании учебного года классный руководитель против фамилии каждого ученика делает запись:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Оценить 1021 0

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования

К нам в рубрику приходят вопросы о том, как оформлять ученические тетради и классный журнал. Мы даем рекомендации по это теме, опираясь на последние документы, опубликованные Министерством образования.

I. Вводная часть

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, на наш взгляд, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы мы убрали. При составлении данных рекомендаций мы учитывали:

Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.

Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

II. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

Учебный предмет

Количество тетрадей

Период обучения

Комментарий

контрольных

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей

В соответствии с программными требованиями

Прописи либо рабочие тетради

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей

В соответствии c программными требованиями

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

В соответствии c программными требованиями

В соответствии c программными требованиями

В соответствии c программными требованиями

В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета.

Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.

Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.

Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

III. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком.

Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.

Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).

Ивановой Ольги
Коробковой Анастасии Воронцовой Татьяны

Павлова Дмитрия
Кузнецова Александра
Шакина Владимира

Тетрадь по математике (по русскому языку)
Тетрадь Для работ по Математике
Для работ по Русскому языку

Ивановой Оли
Коробковой Насти
Воронцовой Тани
Оли Ивановой
Насти Коробковой
Тани Воронцовой
Ольги Ивановой
Анастасии Коробковой
Татьяны Воронцовой

Павлова Димы
Кузнецова Саши
Шакина Вовы
Димы Павлова
Саши Кузнецова
Вовы Шакина
Дмитрия Павлова
Александра Кузнецова
Владимира Шакина


Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.
Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя

IV. Оформление письменных работ по математике и русскому языку

Общие положения

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.

Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:

а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.

Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.

Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.

Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

V. Оформление письменных работ по русскому языку

После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).

Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.

В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.

Например:
1 декабря.
15 апреля.
4 мая.

В 4-м классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

Например:
Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.
Четвертое мая.

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.

Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).

Например:
I вариант.
I в.
2 вариант.
2 в.

Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи) либо на полях (краткая форма записи).

Например:
Упражнение 14.
Упр. 14.
Упражнение 173.
Упр. 173.

Переход в 1-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.

При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.

В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

Например (вид):
Диктант.
Изложение.
Сочинение.
(название) Пушок.
В тайге.
Ранняя весна.

Учащимся 1–4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.

VI. Оформление письменных работ по математике

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.

Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания по середине строки либо на полях, так как это:

Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.

В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее в тетрадь.

Необходимо с самого начала 1-го класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки, проводить их простым карандашом.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

Требования к ведению классного журнала

1. Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета (лучше синей шариковой).

2. Названия предметов записываются с маленькой буквы.

3. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью.

4. Записи делаются четко и аккуратно (исключая карандаш, а также прочерки).

5. На левой стороне журнала ставится дата урока, записывается название месяца. Если уроки сдвоены, то дата ставится дважды.

6. На правой стороне записываются число и тема урока. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно. Прочерки, обозначающие повтор, запрещены.

7. Учитель проверяет и оценивает знания учащихся, своевременно выставляя оценки в журнале, обязательно отмечает отсутствующих на уроке буквой н.

8. Оценки за четверть, триместр, полугодие выставляются после последнего урока (без пропуска ячеек).

9. Итоговые оценки (четвертные, триместровые, полугодовые) должны быть объективными и обоснованными. У ученика должно быть не менее трех оценок (если недельная нагрузка по предмету – два часа) и более трех (если недельная нагрузка – три, четыре и более часов) с обязательным учетом качества знаний по письменным, лабораторным и практическим работам, тестированию. Итоговая оценка – это не среднее арифметическое из всех оценок. Она выставляется по фактическомууровню знаний учащихся на конец триместра и полугодия.

10. Не рекомендуется спрашивать ученика, пропустившего три и более уроков, в первый день присутствия на занятии, тем более выставлять неудовлетворительную оценку.

11. Особая отметка делается не только о теме практической или лабораторной работы, но и выставляется ее номер.

При изучении ряда учебных дисциплин домашние задания носят творческий характер (написание рефератов, докладов, составление чертежей, рисунков и т.д.).

В случае ошибки при выставлении оценки, надо зачеркнуть неправильную оценку и в соседней клетке поставить правильную. При этом внизу страницы делается следующая запись:

Петрова К. – оценка за I полугодие – 4 (хорошо) (подпись, печать).

Иванов П. – оценка за 5.12. – 5 (отлично) (подпись, печать).

Ведение журнала классным руководителем

1. Учет пропусков занятий учащимися ведется классным руководителем ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти, семестра, триместра и т.д.

4. По окончании учебного года классный руководитель против фамилии каждого ученика делает запись:


Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.

для контрольных работ

по математике

средней школы № 135

для контрольных работ

по русскому языку

средней школы № 135

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим почерком чернилами синего цвета шариковой ручкой (не использовать гелевую ручку).

Подчеркивания, построения (графические обозначения) в тетрадях необходимо выполнять простым карандашом.

Для самопроверки, взаимопроверки выполненного задания допускается использование зелёной ручки.

Букву, написанную неверно, необходимо аккуратно зачеркнуть косой линией слева направо и ручкой написать правильный вариант (а). Для исправления ошибок не допускается стирание ручки и использование корректора.

Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке. Проверка и возвращение учащимся рабочих и контрольных тетрадей по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку.

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Рекомендуется, как один из оптимальных вариантов, в ходе проверки работ учащихся 2-4 классов зачёркивать неправильный ответ или ошибку на изученное правило косой линией (неизученные орфограммы исправлять) и условное обозначение ошибки выносить на поля.


  • I – грамматическая ошибка;

  • V –пунктуационная ошибка;

  • Р – речевая ошибка.

В рабочих тетрадях выделяются следующие виды работ: классная, домашняя, работа над ошибками, работа по совершенствованию каллиграфического навыка. При выполнении работы над ошибками или работы по совершенствованию каллиграфического навыка запись числа не требуется (кроме контрольных тетрадей).


  1. Оформление письменных работ по русскому языку.

Верхняя строчка на странице не пропускается. Работу необходимо дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева, при оформлении каждой строки, отступается по единой вертикальной линии от края не более 5 мм.

Справа слова дописываются до конца строки, не допуская необоснованно пустых мест.

Запись даты написания работ по русскому языку ведётся по центру рабочей строки. Учащиеся записывают число и полное название месяца. (Например: 1 декабря.) В четвёртом классе в записи числа необходимо писать имена числительные прописью. (Например: Первое декабря.)

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке по центру и оформляется как предложение. (Например : Классная работа.) На следующей рабочей строке допускается запись темы урока. (Например: Прямая речь.)

В ходе всей работы не пропускается ни одной строки.

Текст каждого нового задания следует начинать писать с красной строки. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см ( 2 пальца).

Все подчёркивания и графические обозначения следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом.

Все буквенные обозначения выполняются ручкой синего цвета. Названия падежей пишутся с большой буквы (Например: П.п.), части речи, род, лицо, число и склонение обозначается маленькими буквами и арабскими цифрами (Например: сущ., м.р., 1 скл., ед.ч.), спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (Например: II)

В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся. Заголовок столбика подписывается с заглавной буквы.

При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему.

При синтаксическом разборе надлежит подчёркивать главные и второстепенные члены предложения согласно пройденному материалу.

Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом необходимо руководствоваться наличием у каждого ученика успешно сформированного навыка письма.

В тетрадях для контрольных работ по русскому языку следует записывать дату, вид работы и строкой ниже - её название.

Шестое ноября. Шестое ноября. Шестое ноября.

Диктант. Изложение. Списывание.


  1. Оформление письменных работ по математике.

При оформлении письменных работ по математике на новой странице следует отступать сверху 1 клетку. Работу необходимо дописывать до конца страницы, оставляя снизу 1 клетку.

Слева, при оформлении каждой строки, отступается по единой вертикальной линии от края 1 клетка. При построении геометрических фигур возможен отступ 2 клетки.

Все записи в тетради по математике ведутся через 1 клетку вниз.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств, неравенств и т.д. вправо необходимо отступать 3 клетки (пишем на 4), а вниз – 2 клетки.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учётом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов (каждой цифре - своя клетка). Особенно соблюдение этого правила требуется при работе с многозначными числами.

Все построения, подчёркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке.

В выражениях, содержащих несколько действий и предполагающих устные вычисления, рекомендуется подписывать промежуточные ответы ручкой, а порядок действий проставлять карандашом в клеточке над знаком действия.

Краткая запись задачи выполняется по усмотрению учителя. В контрольной работе краткая запись не рекомендуется.

При записи решения простой текстовой задачи № действия писать не требуется, а составной задачи - указывается порядок действий цифрой и круглой скобкой.
Например:

1) 5+ 6=11 (кг) – было во второй коробке.

2) 5 + 11 = 16 (кг)

Ответ: 16 кг яблок было в двух корзинах.

В ответе принятые международные единицы измерения записываются кратко: см, кг, дм

Образец записи решения уравнения:

5 +Х = 10 Х : 4 = 257 х257 1028 4__

Х = 10 – 5 Х= 257 * 4 4 8 257

Х = 5 Х =1028 1028 22

5 +5 = 10 1028 : 4 = 257 20

10 =10 257= 257 28

0
В целях соблюдения принципа преемственности рекомендуется в 4 классе записывать ответ после решения уравнения или примера на порядок действий.

Читайте также: