Что делать если работник угрожает работодателю

Обновлено: 14.05.2024

Моббинг (от агл. мob — толпа) может проявляться по-разному, но всегда это систематический психотеррор, направленный на уничтожение личности. Людей травят на работе за то, что они не такие, как все, доводя их до стресса и проблем со здоровьем. Одни терпят, другие становятся рабами, третьи увольняются.

Мальчики для битья

Водитель транспортной компании Игорь недавно устроился на новую работу и неожиданно для себя стал изгоем. Как выяснилось, в компании была негласная традиция: водители и автомеханики ходят в ближайший бар отметить окончание рабочего дня. Игорь не любит выпивку, поэтому сначала отнекивался, а затем попросту стал уходить домой. Коллеги такое поведение не простили.

— Ребята стали меня постоянно подкалывать, а если мне нужна помощь, то они под разными поводами отказывают мне, — рассказывает Игорь. — Фактически я остался на работе один.

32-летний Сергей работает менеджером в одном столичном банке, и у него есть проблемы с весом. Всё было бы хорошо, вот только большинство его коллег помешаны на фитнесе. В банке это основная группировка, однако Сергею в неё путь заказан.

— Когда у нас какая-то движуха, они меня никуда не зовут, — вздыхает Сергей.

Мало того, коллеги постоянно подкалывают Сергея за его вес и за то, что он не занимается собой. Эта история длится уже несколько лет. Сергей стал плохо спать, в офисе старается избежать встречи со "спортивными" коллегами, после работы старается быстрее покинуть банк.

— В случае с Сергеем, даже если он не является спортивным человеком, его можно уважать за то, что у него есть своё мнение, — комментирует семейный психолог Ольга Торлецкая. — Однако Сергею не следует противопоставлять себя коллективу. Он мог бы придумать девиз или "кричалку" своим коллегам, чем, безусловно, стал бы полноправным членом их команды, даже не посещая фитнес.

По словам Ольги, Случай Игоря сложнее. Инстинкт самосохранения прочнее всех социальных связей. Если у него проблемы со здоровьем, ему лучше действительно не пить. Но Игорю не стоит осуждать коллег: наверное, ему стоит почаще с ними разговаривать, делиться своим вниманием — в тот же перерыв на обед. И тогда, может быть, его отсутствие вечером в компании будет не так заметно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" / © Кинопоиск

Есть своя история и у Гули — сотрудницы московской логистической компании.

— Я переехала в Россию из страны бывшего СНГ, — рассказывает Гуля. — Как же меня достали придирки на работе по поводу моей национальности! Я люблю носить длинные юбки, предпочитаю яркие аксессуары. По этому поводу коллеги неизменно любят пройтись. Идет настоящая травля: они высмеивают мои акцент, ментальность, веру — а это самое болезненное. Со стороны начальства претензий к моей работе нет, но издевательства со стороны сотрудников мешают мне работать и жить.

Под травлю коллег могут попасть люди совершенно неожиданно. Например, коллектив может "сдружиться" против "лишнего" сотрудника, которого нужно выгнать для того, чтобы поделить его ставку. Или такая ситуация: двое сотрудников были в романтических отношениях, которые закончились, а один из партнёров, к примеру, охвачен ревностью и обидой. В этом случае он сделает всё, чтобы насолить бывшему возлюбленному — например, настроит против него коллектив. Есть и другие ситуации.

— Никогда бы не подумала, что окажусь объектом для насмешек, — признается бухгалтер Валентина. — Но, с тех пор как мой возраст перевалил за 60 лет, молодые сотрудники за глаза начали называть меня "баба Валя". Это невероятно задевает! Да, я горжусь тем, что я — бабушка троих внуков. Может быть, не стоило рассказывать о них коллегам так часто? Может быть, поэтому я заслужила это прозвище…

Коллективный заговор

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" / © Кинопоиск

— Моббинг — это любое систематическое преследование, которое так или иначе унижает человека. Вот почему распространённость этого явления в корпоративной среде в действительности шире, чем об этом принято говорить, — комментирует психотерапевт, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский.

По его словам, моббинг, например, может включать в себя распространение порочащих слухов о сотруднике. Поводом может быть что угодно — здоровье, акцент, внешний вид, поведение и даже блюда, которым он отдает предпочтение во время обеда. Коллеги могут травить изгоя на работе, "забывают" пригласить его на корпоративные и другие социально важные мероприятия. Человеку всячески дают понять, что он здесь чужой.

— Впрочем, моббинг — это не только прямое оскорбление, но и косвенное. Оно может выражаться, например, в подчеркнутой любезности — так называемый эльфинг, — продолжает Сандомирский. — Так или иначе, подчёркивается социальная неадекватность поведения отдельно взятого человека, который является мишенью моббинга.

По некоторым данным, жертвами моббинга становятся 10 процентов сотрудников. Насколько опасно это явление в таких масштабах?

Добить слабого

Фото © Shutterstock Inc

Фото © Shutterstock Inc

— Конечно, моббинг, вопреки ошибочному мнению, сам по себе не порождает суицид, ведь последний — результат внутреннего психологического дисбаланса, существующего у человека длительное время, — объясняет Марк Сандомирский. — Моббинг просто снижает эффективность работы человека, приводит к обострению у него различных психосоматических заболеваний: всё чаще такой изгой уходит на больничный.

В итоге либо такой сценарий: человека "выживают", он уходит на новое место — кстати, иногда уйти с текущей работы бывает полезно даже для карьеры. Либо второй вариант: гонимый человек превращается в привычную жертву, имея психологический сценарий "козёл отпущения". То есть он сам смирился со своей участью, и "чморить" его начинают даже вновь прибывшие сотрудники, которые не в сговоре со "старыми".

— Но если человек переходит с работы на работу и везде одна похожая история — тогда это не моббинг, а собственные психологические проблемы человека, ответственность за которые он пытается переложить на окружающих, — резюмирует Марк Евгеньевич.

Моббинг гендерно универсален — возможен чисто мужской вариант и чисто женский. По словам психологов, коллеги по работе чувствуют слабость человека и начинают бить по больному месту.

— В женском коллективе мужчина может легче становиться жертвой моббинга, если в его семье, например, мать была деспотичной. Он воспринимает такую психологическую агрессию как нечто само собой разумеющееся, — рассуждает Сандомирский. — Любой моббинг зиждется на механизме комплекса неполноценности. Человека притесняют и обижают именно потому, что он склонен обижаться. Он ощущает себя не таким, как все, и изначально представляет себя униженным.

Травля в законе

Оскорбление личности российскими законодателями в нормативных актах определяется как унижение чести и достоинства какого-то человека, и выражено оно должно быть в неприличной форме. Однако на практике не всегда получается разобраться, в каком случае имеет место именно оскорбление, а в каком — высказывание своего мнения в достаточно жёсткой фирме.

С начала 2012-го года оскорбление личности стало не преступлением, а правонарушением. Оно предусмотрено статьёй 5.61 Административного кодекса, а точнее тремя её частями: за собственно оскорбление личности, за публичное оскорбление и за непринятие мер к недопущению публичного оскорбления. Нарушителю грозит штраф до трёх тысяч рублей.

Защита от нападения

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Пациенты" / © Кинопоиск

На Западе научились бороться с корпоративным моббингом — этим занимаются службы персонала. Для России это явление пока новое, поэтому зачастую на него никак не реагируют.

Психологи советуют повышать индивидуальную стрессоустойчивость человека, который стал мишенью моббинга.

— Она достигается различными групповыми и индивидуальными психологическими тренингами, — продолжает Марк Евгеньевич. — Жертве моббинга необходимо прежде всего заняться систематическим повышением самооценки.

По его словам, для этого существует целый ряд психологических приёмов: надо хвалить себя и научиться принимать похвалу; подчёркивать свои заслуги и достоинства; не критиковать себя, в то же время признавать реальные промахи; создать свою группу поддержки — в соцсетях или просто среди друзей.

Во-вторых, для того чтобы освобождаться от негативных эмоций, вызываемых моббингом, человеку, оказавшемуся его жертвой, обязательно надо овладеть навыками практической релаксации.

Третье: жертве нужно научиться создавать видимость того, что на неё никоим образом не влияют эти агрессивные манипуляции.

— В случае если вы подверглись оскорблениям со стороны коллег, следует написать своему руководству служебную записку, в которой нужно изложить обстоятельства происшествия, — даёт совет секретарь кадрового агентства Cornerstone Давид Дзиов. — Если у вас есть свидетели, которые могут подтвердить факт вашего оскорбления, это просто замечательно. В этом случае сам работодатель может принять меры и наложить на оскорбителя дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Адвокаты также советуют не бояться обращаться с заявлением в полицию.

— Есть ответственность в российском законодательстве за клевету и оскорбление. За это человек может поставить вопрос о привлечении обидчика к административной ответственности, — делится опытом адвокат Алексей Михальчик. — Для доказательства можно запастись аудио- или видеозаписями. На мой взгляд, потерпевшему не помешает помощь психолога, чтобы он собрался и смог противостоять травле.

Алексей Михальчик отметил, что статья 128.1 УК ("Клевета") предусматривает штраф в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев либо обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


На практике часто встречается такая ситуация, когда имеет место принуждение к увольнению. Человек не хочет уходить из компании, а его заставляют.

Важно: не пытаются уволить по инициативе начальства, а вынуждают написать заявление по собственному.
Как с этим со всем быть, какие меры предпринять?

Принуждение к увольнению

Научным языком — это психологическое воздействие работодателя на своего подчиненного, направленное на то, чтобы сотрудник написал заявление об уходе с работы по собственному желанию.

Важно знать мотивы, по которым начальник может захотеть избавиться от сотрудника. И тогда можно взвесить все плюсы и минусы разных вариантов увольнения, выбрать правильную линию поведения. Иногда, действительно, проще написать заявление и побыстрее уйти, но не всегда.

Причины принуждения к увольнению

Личная неприязнь

Эта причина вообще не относится к трудовому праву. Но она и самая распространенная. Бывает так: начальник принял на работу сотрудника. И вроде бы, все шло хорошо. Но потом работник начал раздражать. Или сотрудник не нравился сразу, но его нельзя было не взять, потому что он является отличным профессионалом, или за него попросили.

Ликвидация компании или сокращение штата (численности)

В этом случае у работодателя уже финансовый интерес. Если сотрудника сокращают, то ему нужно платить компенсацию, согласно ст. 180 ТК РФ. В худшем случае — за 3 месяца. Если работник увольняется сам, то ему отдают только:

  • зарплату за фактически отработанное время;
  • компенсацию за неиспользованный отпуск, если право на такую имеется.

Принуждение к увольнению беременной

Если заставляют уволиться с работы по собственному желанию женщину в положении или декретницу, то мотив тоже ясен. Таких сотрудников невозможно убрать по инициативе работодателя (ст. 261 ТК РФ). Поэтому и пользуются принуждением. Чтобы освободить место. И вообще, работника с маленьким ребенком держать невыгодно. Дети болеют, сотрудник часто уходит на больничный. И так далее.

В подобной ситуации лучше не увольняться по собственному. Опять же, можно попробовать выбить из начальника компенсацию, заключив соглашение.

Уйти, чтобы восстановиться

Еще одна хитрая схема: уволиться якобы по своей инициативе, на самом деле — по принуждению, затем, восстановиться по суду.

Плюсы этого способа:

  1. Снимается напряжение. Начальник всеми силами старается убрать работника. И подчиненный уходит. Победа! Руководитель компании расслабляется. А хитрый работник подает в суд, чтобы восстановиться в должности.
  2. С начальника можно взыскать ряд компенсаций: за вынужденный прогул, за причинение морального вреда и т. п. — зависит от конкретной ситуации.

если сотрудник уволился по своей инициативе, то ему непросто доказать, что его кто-то заставил.

Совет: если планируется пойти в суд и восстановиться на работе, то нужно собирать доказательства заранее. Ими могут быть:

  • аудиозаписи;
  • видео;
  • показания свидетелей;
  • какие-то иные доказательства.

Куда жаловаться в случае принуждения

  • инспекция по труду;
  • суд;
  • прокуратура

Инспекция

В это ведомство лучше идти с жалобой сразу, как только появились хоть какие-то факты принуждения. Инспекторы по труду, во-первых, заставят его насторожиться, во-вторых, могут и штраф выписать. О его размере речь пойдет немного ниже.

Прокуратура

Если работник уже ушел из компании, то в указанном органе тоже могут помочь, вплоть до того, что подскажут, как составить иск, или подадут заявление в суд за гражданина. А уж участие в деле прокурора по делам о восстановлении на работе — обязательная вещь (ст. 45 ГПК РФ).

В суде, как указывалось, обязательно нужно требовать выплаты компенсации за вынужденный прогул и за причиненный вред. Все же, психологическое воздействие на человека даром не проходит.

Ответственность за принуждение к увольнению

Она предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Ответственность такая же, как за многие другие нарушения в сфере трудового права:

  • на должностных лиц и предпринимателей налагаются штрафы в размере от 1 до 5 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. рублей.

Есть ли уголовная ответственность?

В УК РФ есть статьи 144.1 и 145. Они предусматривают наказание за незаконное увольнение отдельных категорий работников:

  • беременных;
  • лиц, воспитывающих детей до 3 лет;
  • люди предпенсионного возраста.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


В Трудовом кодексе прописано множество оснований, по которым работника могут уволить. Давайте разберем самые популярные из них.

СОКРАЩЕНИЕ ШТАТА ИЛИ ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

При сокращении или ликвидации компании или ИП вас обязаны предупредить о предстоящем увольнении за два месяца и под подпись. Затем вам должны предложить все имеющиеся в компании вакансии. При расставании работодатель обязан выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск и среднемесячную зарплату, а через месяц — еще одну. Если в течение 14 дней после увольнения вы встали на биржу труда, но работу так и не нашли, то через три месяца вам снова положена выплата среднемесячной зарплаты.

Кого не имеют права увольнять при сокращении:

  • Беременных.
  • Единственного кормильца ребенка-инвалида.
  • Единственного родителя или опекуна ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида.
  • Женщин с детьми до трех лет.
  • Единственного кормильца ребенка до 3 лет, если в семье минимум двое детей до 14 лет.

Рассказываем, как правильно оформить увольнение по сокращению штата, какие выплаты и компенсации вам положены в таком случае

Если должность остается, а уменьшается число штатных единиц, то некоторые работники имеют преимущество (их сокращают в последнюю очередь):

  • Сотрудники с увечьем или заболеванием, которое они получили в процессе работы.
  • Находящиеся на повышении квалификации без отрыва от производства (при условии, что на обучение их направил работодатель).
  • Сотрудники, на содержании которых находятся два и более нетрудоспособных члена семьи.
  • Сотрудники, в чьих семьях нет других работающих.
  • Инвалиды боевых действий.

НЕОДНОКРАТНОЕ НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Увольнение не по собственному желанию может быть по причине неисполнения трудовых обязанностей. Этот громоздкий термин включает в себя:

1) Отсутствие на работе или рабочем месте без уважительных причин.

2) Ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей (нарушение закона, должностных инструкций, правил внутреннего распорядка, требований, приказов и так далее).

3) Отказ от выполнения трудовых обязанностей после изменения норм труда.

4) Отказ от медицинского освидетельствования (для некоторых профессий).

Важный момент: чтобы уволить сотрудника по этому основанию, у него должно быть зафиксированное непогашенное дисциплинарное взыскание.

Процедура увольнения выглядит так. Не позднее месяца с того дня, когда был обнаружен проступок, составляется акт, который подписывают минимум трое сотрудников. Затем многие кадровики требуют письменного объяснения проступка. Делается это для того, чтобы в суде (если до него дойдет) было проще доказать вашу вину. Кстати, в судебной практике есть прецеденты, когда уволенных за неисполнение должностных обязанностей сотрудников восстанавливали, если организация не понесла тяжких последствий из-за этого проступка. Например, опоздал человек несколько раз — принципиальный руководитель его уволил. А суд восстановил на работе, так как своими опозданиями вреда организации он не нанес.

Далее выносится приказ об увольнении, с которым вы должны ознакомиться под подпись.

НЕСООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ ИЗ-ЗА НИЗКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Низкую квалификацию сотрудника необходимо доказать. Сделать это непросто, особенно если он проработал несколько лет, регулярно получал премию, и вдруг для выполнения работы его квалификации стало недостаточно.

Несоответствие квалификации работника его должности должна доказать аттестационная комиссия. Как правило, в нее входят заместитель генерального, кадровик и непосредственный начальник сотрудника. Сами понимаете, что комиссия может доказать что угодно. Однако в суде можно оспорить выводы аттестационной комиссии.

Для госслужащих порядок прохождения аттестации прописан. Большинству же частных организаций необходимо готовить для этого документы, что усложняет процедуру увольнения по такой статье.

Если вы провалили аттестацию, вам обязаны предложить другие имеющиеся в организации рабочие места в соответствии с вашей квалификацией. И лишь после письменного отказа вас могут уволить.

Кого не могут уволить из-за несоответствия занимаемой должности:

  • Беременных.
  • Женщин, имеющих ребенка до трех лет.
  • Одиноких матерей или опекунов, воспитывающих ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет.
  • Несовершеннолетних, так как для этого необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних и разрешение трудовой инспекции.
  • Работников, которые находятся в отпуске.
  • Сотрудников в период временной нетрудоспособности.

На какие выплаты можно рассчитывать при потере работы, а какие финансовые претензии вам не поможет удовлетворить даже Верховный суд. КП подскажет, что выплачивают при увольнении сотрудникам

ОДНОКРАТНОЕ ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Увольнение не по собственному желанию возможно и из-за грубого нарушения трудовой дисциплины, причем достаточно однократного проступка. К грубым нарушениям относятся:

Появление на работе в состоянии опьянения. Доказательством служит освидетельствование в медицинском учреждении. При отказе от освидетельствования некоторые работодатели составляют акт и увольняют. Но подобное увольнение легко оспорить в суде, так как обычно лица, подписывающие акт, не являются медицинскими экспертами.

Отсутствие на рабочем месте более четырех часов без уважительных причин или попросту прогул. Уважительной причиной может служить задержка транспорта или болезнь (в том числе близких родственников), подтвержденная справкой от врача.

Нарушение требований безопасности труда, которые имели или могли иметь серьезные последствия. Вина сотрудника должна быть доказана комиссией или уполномоченным по охране труда. Например, руководитель выпил с сотрудниками на рабочем месте в рабочее время. Один из сотрудников ушел с работы и погиб. Такое нарушение (распитие алкоголя) считается грубым, поэтому руководителя увольняют.

Хищения, умышленное повреждение имущества работодателя, растраты. Эти факты должны быть доказаны приговором суда, решением уполномоченного органа или должностного лица.

Разглашение охраняемой законом тайны (коммерческой, государственной, служебной).

Эксперт объясняет, как правильно оформить увольнение за прогул, какой будет запись в трудовой книжке и полагается ли за это компенсация

ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ ДЛЯ ТЕХ, КОГО ВЫЖИВАЮТ

Подытожим: уволить по статье вас, конечно, могут, но сначала необходимо документально оформить ваше нарушение или несоответствие должности. Если этого не сделали или были допущены ошибки, вы легко сможете восстановиться через суд.

Но работодатели бывают разные. Бывает так, что сотрудник не попадает ни под одну из статей, а уволить его и не платить при этом компенсацию очень хочется.

Обычно это выглядит так. У вас раздается звонок, и генеральный или кадровик просит зайти. В беседе, посетовав для приличия на мировой экономический кризис, вас просят написать заявление об увольнении по собственному желанию. Если вы отказываетесь, то мягко намекают, что ваши условия труда станут невыносимыми, и вас все равно уволят по статье. Был бы человек, а статья найдется.

После этого внимательно изучите все, что прописано в трудовом договоре, должностных инструкциях и прочих нормативных актах организации, в которых вы расписались. И если приказ начальства выходит за их рамки, то сразу пишите заявление, что вы не можете исполнить распоряжение, потому что оно не входит в круг ваших обязанностей. Если давят количеством заданий, также пишете заявление о том, что такой объем работ выполнить в указанный срок невозможно. Все это можно подкрепить еще одной жалобой в трудовую инспекцию. Туда вообще можно жаловаться на любые нарушения со стороны работодателя. Как и в прокуратуру, кстати.

Но работодатель может выбрать и более жесткую тактику. Например, блокировать электронную карту для входа в здание, отключать интернет на рабочем месте, лишать доступа к общей почте и так далее. В таких случаях сразу пишите заявление в двух экземплярах о том, что вы не можете приступить к исполнению должностных обязанностей вследствие (и указываете причину). Если начальник или его секретарь заявление не принимает, а у вас нет доступа в помещение, то отправляйте его по почте заказным письмом с описью вложения. Можно продублировать на электронную почту руководству, не забыв упомянуть, что бумажное письмо вы уже отправили, и приложить скан или фото квитанции с почты.

Обычно после этого руководство понимает, что уволить нахрапом вас не получится, и приглашает на переговоры. Если у вас есть юрист — отлично, позовите его с собой или хотя бы попросите быть на связи во время общения с начальством. Но в любом случае к этому моменту вас уже воспринимают всерьез и готовы подписать увольнение по соглашению сторон. Осталось сесть за стол переговоров и договориться об условиях полюбовного расставания. Для вас это оптимальный вариант, так как работать нормально все равно не дадут, зато не уволят по статье. А если договоритесь, еще и компенсацию выплатят.

Важно понимать: после того, как вы подпишете соглашение, будет очень сложно доказать, что на вас оказывали давление. Поэтому восстановиться на работе через суд будет крайне сложно. На то оно и соглашение.

КОМПЕНСАЦИЯ

При увольнении работника на любом основании компания обязана выплатить ему заработную плату за отработанный период, включая все премии, надбавки и бонусы, а также компенсацию за неиспользованные дни отпуска. При этом компенсация выплачивается не только за неиспользованный основной отпуск, но и за неиспользованный дополнительный отпуск, который положен сотрудникам с ненормированным графиком, за работу на вредных и опасных производствах, в условиях Крайнего Севера. В этом случае никакое заявление писать не нужно, поскольку процедура выплаты и контроль ее исполнения – прямая обязанность работодателя.

Размер выплаты рассчитывается следующим образом: весь отпускной период за год (как правило, 28 дней) необходимо разделить на 12 месяцев и умножить на количество отработанных месяцев – так мы получаем количество неотгуленных дней. Если сотрудник отработал меньше половины месяца, то этот месяц не учитывается при расчете. Далее получившееся значение необходимо умножить на средний заработок за день и, в случае необходимости, округлить сумму в пользу работника.

В том случае, если сотрудника увольняют не за виновные действия, вместо денежной компенсации он может оформить отпуск с последующим увольнением. Уже в этом случае необходимо будет написать заявление, тогда днем увольнения будет считаться последний день отпуска работника.

Важно помнить, что коллективным договором могут быть установлены и другие выплаты, применяющиеся при увольнении в том или ином случае.

Для работников, которых увольняют в связи с сокращением штата или ликвидацией предприятия, помимо прочего полагается выплата выходного пособия, равная среднемесячному заработку сотрудника. Можно рассчитывать на компенсацию в последующие два и даже три месяца после увольнения. Для получения этой выплаты работнику необходимо в течение двух недель со дня увольнения встать на учет в центр занятости. Если в течение месяца служба не сможет найти вакансию для уволенного, то компания обязана выплатить сумму, равную средней зарплате за месяц. По решению центра занятости данная выплата сохраняется на следующий месяц после увольнения, а в исключительных случаях даже на третий месяц.

Рассказываем о компенсации отпуска при увольнении, какие для нее нужны документы и как она рассчитывается

СТАТЬЯ

Трудовой кодекс очень четко описывает условия, при которых сотрудник может быть уволен по инициативе работодателя. В решении трудовых споров суды чаще встают на сторону работника, поскольку они считаются наименее защищенной стороной. Поэтому если вас хотят уволить против вашего желания достаточно ознакомиться с ТК РФ и, возможно, проконсультироваться с юристом – в этом случае есть все шансы выйти победителем.

Увольнения работников по всем вышеописанным причинам регулирует глава 13 статья 81 ТК РФ:

    Сокращение штата или ликвидация предприятия – пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ и пункт 1 части 1 статьи 81 ТК РФ соответственно;

Во всех остальных случаях увольнения сроки выплат регулируются статьей 140 ТК РФ, а реализация неиспользованного отпуска статьей 127 ТК РФ.

КСТАТИ

Некоторые работодатели не заключают трудовой договор в целях экономии — не нужно делать отчисления в Пенсионный фонд, можно сэкономить на больничных и так далее. Соответственно, уволить работника при таких отношениях проще: перестал платить, заблокировал доступ на работу — и все. Но и здесь есть вариант побороться за свои права.

Во-первых, считается, что человек приступил к своим обязанностям не с даты подписания договора, а с момента фактического выхода на работу. А если договор не был заключен — это уже проблема работодателя.

Во-вторых, в суде можно доказать факт рабочих правоотношений. Для этого необходимо собрать все доказательства того, что вы работали. Это могут быть пропуска, различные ведомости и прочие документы или их копии. Можно вызвать в качестве свидетелей бывших коллег или вахтера. Разумеется, сначала надо убедиться, что их показания не будут расходиться с вашими.

Сроки обращения в суд по трудовым спорам

  • Спор об увольнении – один месяц.
  • Невыплата зарплаты – один год.
  • Индивидуальные трудовые споры (разногласия по обязанностям работника, условиям труда и другие) – три месяца.

Наталья Макаровская, бизнес-юрист, владелец юридической компании, профессиональный стаж 29 лет:

– Увольнение работника по инициативе работодателя – это, как правило, конфликт между сторонами трудового договора. Во время этого конфликта каждая из сторон проявляет эмоции и допускает ошибки. Что интересно, в трудовом споре побеждает не обязательно правая сторона, а та, которая действует более юридически грамотно и продуманно.

Есть несколько правил и приемов, которые применимы в конфликтах, связанных с увольнением, как для стороны работодателя, так и для работника.

Во-первых, каждая сторона трудового договора должна действовать исходя из условий трудового договора и локальных нормативных актов, относящихся к конкретному работнику, с которыми он ознакомлен. Поэтому в самом начале процедуры увольнения не лишним будет перечитать эти документы, чтобы четко понимать, какую должность занимает работник, какие трудовые обязанности на него возложены, какие правила внутреннего трудового распорядка действуют в компании и так далее. Бывают случаи, когда точную формулировку своих должностных обязанностей работник вспоминает уже после увольнения за их неоднократное неисполнение. Или, например, сотрудник не соблюдает время перерыва на обед, как и все в компании, но именно за это впоследствии может быть уволен.

Во-вторых, все значимые действия и события, происходящие в ходе процедуры конфликтного увольнения, следует фиксировать. Это может быть передача документов под роспись, составление акта с участием нескольких работников или уведомление другой стороны путем направления почтового отправления. Дело в том, что в ряде случаев трудовым законодательством прямо предусмотрена передача документов работодателем работнику под роспись и составление акта при отказе работника поставить свою подпись. В частности, это относится к приказам о применении дисциплинарных взысканий и об увольнении.

В-третьих, в период конфликтного увольнения каждой стороне надо быть особенно внимательными к деталям. Работнику и работодателю следует неукоснительно соблюдать все условия трудового договора, а также запоминать и фиксировать нарушения другой стороны. К примеру, это относится к выплате заработной платы в установленный срок и к соблюдению работником трудовой дисциплины. Допущенные в преддверии увольнения нарушения каждой из сторон могут существенно повлиять на результаты рассмотрения трудового спора в суде, если впоследствии работник решит оспаривать там свое увольнение.

В-четвертых, каждая из сторон трудового договора в ходе процедуры конфликтного увольнения должна четко понимать и строго соблюдать сроки, установленные трудовым законодательством, так как эти сроки достаточно короткие и при их нарушении сторона трудовых отношений лишается возможности реализовать свои права. К примеру, срок увольнения за совершение дисциплинарного проступка составляет 1 месяц со дня его обнаружения работодателем, а срок для обращения работника в суд при оспаривании увольнения – 1 месяц со дня получения приказа об увольнении или трудовой книжки с соответствующей записью. Нельзя забывать и о том, что по истечении 1 года со дня применения последнего дисциплинарного взыскания работник считается не имеющим дисциплинарных взысканий, то есть не может быть уволен за повторный проступок.

Это только краткий перечень основных приемов и рекомендаций при увольнении работника по инициативе работодателя. В каждом конкретном случае требуется более детальное изучение ситуации и принятие шагов, соответствующих индивидуальным обстоятельствам. В любом случае работник может обратиться в прокуратуру или Трудовую инспекцию для решения споров, а также получить бесплатную юридическую консультацию в Трудовой инспекции.

Светлана Белодед, руководитель отдела по работе с персоналом компании QBF:

– Выделим несколько подводных камней при увольнении по причине сокращения штата или ликвидации предприятия, которые не очевидны на первый взгляд.

1. В случае спора обязанность доказать, что договор с работником расторгнут законно и имелись основания для сокращения штата, лежит на работодателе. Работник при обращении в суд приводит свои соображения, подкрепленные документами, а вот доказательственную базу в свою защиту обязан предоставить работодатель.

2. Если работник был сокращен работодателем неправомерно, то после восстановления работника судом он может быть снова уволен. Иными словами, сам факт восстановления работника на своем рабочем месте и признание судом факта незаконности увольнения не дает ему пожизненную индульгенцию. Работодатель вправе вновь начать процесс сокращения работника, только уже с соблюдением всех процедур и гарантий.

3. Много нюансов всплывает, когда речь идет о том, действительно ли необходимо сокращение численности или под предлогом сокращения избавляются от неугодных работников. Критерии необходимости не прописаны в законе, поэтому каждое предприятие самостоятельно определяет их исходя из собственной экономической ситуации.

4. Если основанием увольнения работников является ликвидация предприятия, то это должна быть именно ликвидация, а не реорганизация, не смена адреса юридического лица и так далее.

5. Если работодателем являлся индивидуальный предприниматель, то увольнение в связи с прекращением деятельности ИП может происходить в следующих случаях:

Читайте также: