Как оформить в 1 с отстранение от работы без оплаты

Обновлено: 14.05.2024

В ЗУП 3.1.11 появилась возможность регистрировать отстранение от работы без оплаты, поэтому описанные ниже действия в ЗУП 3.1.11 не требуются!

Форма и назначение табеля

Табель учета рабочего времени (ТУРВ), как следует из названия, нужен для того, чтобы понимать, какие работники сколько часов и дней отработали в течение месяца. Существует унифицированная форма:

  • для ручного ввода форма Т-12,
  • для автоматизированного — Т-13.

Но оговоримся сразу, что на сегодняшний день унифицированные формы являются рекомендуемыми. Предприятие может разработать свои учетные формы. В этом случае необходимо утвердить их приказом руководителя.

Табель ведется как в электронном, так и в бумажном виде. Оставлять его только в электронном виде нельзя, необходимо распечатать и утвердить у ответственных лиц.

  • для получения, внесения и оценки сведений о количестве отработанных часов или дней; для контроля за соблюдением режима работы и отдыха;
  • для проведения корректных расчетов по оплате труда.

Для кого табель представляет интерес?

  1. В первую очередь, как было сказано, для бухгалтерии предприятия и, соответственно, руководства. Потому что на основании этих данных рассчитывается заработная плата, отпускные, командировочные и т.п.
  2. Во-вторых, табель пригодится при проверках трудовой инспекции. Для того чтобы можно было определить нарушение прав сотрудников или отсутствие оных.
  3. В-третьих, для работников федеральной налоговой службы и внебюджетных фондов. Для того чтобы проверить корректность исчисления налогов и страховых взносов, в том числе пособий.
  4. В-четвертых, Росстат собирает статистические данные, для этого используется форма П-4.

Заполняет табель либо бухгалтер, либо кадровик, либо табельщик. В идеале, особенно на больших предприятиях, ТУРВ должен вестись руководителями структурных подразделений. А бухгалтер сводит все полученные данные, и на основании этого рассчитывает заработную плату. Однако, в небольших организациях этим чаще всего занимаются кадровик или бухгалтер.

Вопрос

Каким кодом отражается в табеле учета рабочего времени плановое обучение работников по направлениям службы охраны труда: электробезопасности, пожарный минимум, промышленная безопасность и т.п.?

Ответ юриста

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Часть 4 ст. 91 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Для ведения учета рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, могут применяться унифицированные формы N N Т-12 и Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Если ваш работник обучался без отрыва от производства, то обязанности выплачивать средний заработок за дни обучения у вас нет.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ ().

Состав формы

ТУРВ имеет три части.

  1. Первая часть — это титульная страница, на которой обозначаются данные по предприятию и система кодов. Коды используются либо буквенные, либо цифровые.
  2. Во второй части непосредственно ведется учет рабочего времени. Здесь проставляются отметки о явке на работу, выходных и праздничных днях, о прогулах, отпусках, о дополнительных отпусках и командировочных и т.д.
  3. И в третьей части, тоже табличной, приводится информация по начисленной заработной плате, исходя из ставок за отработанные часы и/или дни и итоговой суммы. В автоматической форме Т-13 последняя третья часть отсутствует. Эта форма исключительно для учета рабочего времени, а расчёт по зарплате проводится в расчетной ведомости.

Данные в табеле вводятся только о работниках предприятия, как о тех, кто работает по основному месту работы, так и о тех, кто работает по совместительству. Соответственно, если существуют внутренние совместители, то о них данные вводятся дважды: как по основному работнику, так и по внутреннему совместительству. А о тех, кто трудится неофициально, является внешним совместителем или работает на основании договора гражданско-правового характера информация не вносятся.

Изначально заполняется титульный лист, который включает в себя, как это обычно принято в организационно-распорядительной документации:

  • название компании и наименование структурного подразделения;
  • код ОКУД – 0301008;
  • код из общероссийского классификатора предприятий и организаций;
  • дата составления и номер документа.

Систему нумерации выбирает организация. Для этого необходим приказ о системе регистрации внутренних документов фирмы. Чаще всего табель учета рабочего времени нумеруется последовательными числами в пределах одного календарного года. С 1 января нового года начинается нумерация заново.

Далее указывается отчетный период – месяц, за который подаются сведения. После заполнения этих полей и самого табеля необходимо проставить подписи ответственных лиц.

Отстранение от работы без оплаты в течение части смены

Для того, чтобы отразить в программе отстранения от работы в течение части смены, потребуется создать начисление Отстранение от работы без оплаты (внутрисменное) с настройками:

На вкладке Основное:


На вкладке Учет времени:

  • В поле Вид времени выбрать созданный вид времени Отстранение от работы без оплаты (НБ);
  • В поле Вид стажа ПФР — Неоплачиваемый период;
  • Переключатель Используемое время следует установить в положении Часовое неотработанное время командировки.


Проводить неявку следует документом Отсутствие с сохранением оплаты.

Сотрудник Одуванчиков П.В. 29.05.2019 был отстранен с на 2 часа. Необходимо отразить отстранение в программе.

В документе Отсутствие с сохранением оплаты на вкладке Главное в поле Вид отсутствия следует выбрать созданный вид времени Отстранение от работы без оплаты (НБ), установить флажок Отсутствие на неполный день (внутрисменное), а также указать Дату отсутствия – 29.05.2019 и количество Часов – 2.


На вкладке Оплата автоматически отразится созданное Начисление:

Начисленных сумм по документу не будет:


В табеле учета рабочего времени день отразится как Я/НБ 6/2 (количество часов Явки уменьшено на 2 часа отстранения):


В СЗВ-СТАЖ отсутствия в течении части смены не выделяются.

Подробный ответ — см. в видео:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Отстранение от работы с оплатой с буквенным кодом НО , цифровым кодом 34 Добрый день. Есть ли возможность оформить сотруднику Отстранение от работы…
  2. Как добавить Отстранение от работы без оплаты в раздел Отсутствие как добавить Отстранение от работы без оплаты ( согласно табеля…
  3. Отстранение от работы без оплаты (НБ) Добрый день! Как в ЗУП КОРП 3.1.9.107 оформить отстранение от…
  4. Отстранение работы без оплаты Здравствуйте! Какой документ надо сделать чтобы появилось в табеле Отстранение…

Заполнение табличной части формы Т-13

В табличной части необходимо заполнять все графы.

В первой графе последовательно проставляется номер сотрудника, по которому ведется учет отработанного времени.

Во второй в третьей графах идут его фамилия, имя, отчество, должность и табельный номер. Указанные сведения должны совпадать со сведениями в личных карточках, в приказе о приеме и трудовом договоре с данным физическим лицом.

В графе 4 проставляются отметки о явке или неявке. Эти данные ведутся ежедневно. При этом на каждого сотрудника приходится по 4 строки в этой графе. Первая и третья строки – это коды, вторая и четвертая – количество часов, отработанных в этом дне.

Сама графа разделена на 16 столбцов, в которых указаны дни месяца.

Наиболее используемые коды:

  • Я – явка, рабочий день,
  • В — выходной день,
  • ОТ – отпуск,
  • К – командировка,
  • Б – больничный.

Есть коды, обозначающие повышение квалификации, учебный отпуск, дополнительный отпуск, дополнительный оплачиваемый, отпуск неоплачиваемый, больничный и так далее.

В 5 графе проставляются дни и часы, отработанные за первую половину месяца, в 6й – за месяц.

С седьмой по девятую отмечаются данные, которые нужны будут для расчета зарплаты. Если работник отсутствовал по какой-то причине на работе, то информацию прописывают, соответственно, в 10, 11, 12 и 13 графе.

Ведение ТУРВ осуществляется в полном объеме.

Нюансы заполнения табеля в период коронавирусной инфекции

В связи с тем, что в этом году была пандемия по коронавирусу, возникли вопросы о том, что проставлять в табеле тем сотрудникам, которые в соответствии с указами Президента в период пандемии с 30 марта по 12 мая не выполняли работу и находились дома. Эти дни были объявлены нерабочими днями.

Нюансы заполнения табеля в период коронавирусной инфекции

Как сформировать табель в 1С: Бухгалтерия 8.3?


В открывшемся окне следует указать период, за который формируется табель, выбрать организацию. И, если необходим ТУРВ по определенному отделу, выбрать нужное структурное подразделение.

Если нужно выбрать другой период, то следует нажать на кнопку возле дат периода. В открывшемся окошке выбрать нужный период или установить произвольный период.

В таблице ТУРВ по каждому сотруднику и определенному дню указаны явки, выходные, количество отработанных часов за день. В 1С табель формируется по принципу отклонений. То есть изначально все данные проставляются согласно производственному календарю. А изменения вносятся и отражаются отдельными документами и/или формами. Например, таких документов как отпуск, больничный лист. Если сотрудник болел или находился в отпуске, то следует обязательно это формировать через специализированные документы.

Однако, в 1С: Бухгалтерия довольно слабый кадровый учет, поэтому не все возможности присутствуют. Следовательно, наступает моменты, когда ТУРВ требует ручной корректировки. И 1С дает такую возможность.

Отстранение от работы без оплаты на полную смену

Для регистрации отстранения от работы в течение полного рабочего дня необходимо создать начисление Отстранение от работы без оплаты с настройками:

На вкладке Основное:

На вкладке Учет времени:

  • В поле Вид времени выбрать созданный вид времени Отстранение от работы без оплаты (НБ);
  • В поле Вид стажа ПФР — Неоплачиваемый период;
  • Переключатель Используемое время следует оставить в положении Целодневное неотработанное время и комадировки.


Проводить неявку следует документом Отсутствие с сохранением оплаты.

Сотрудник Одуванчиков П.В. 28.05.2019 был отстранен от работы. Необходимо отразить отстранение в программе.

В документе Отсутствие с сохранением оплаты на вкладке Главное в поле Вид отсутствия следует выбрать созданный вид времени Отстранение от работы без оплаты (НБ), а также указать период отсутствия – 28.05.2019.


На вкладке Оплата автоматически отразится созданное Начисление:


Начисленных сумм по документу не будет:


В табеле учета рабочего времени период отобразится как НБ:


В СЗВ-СТАЖ период отстранения отразится кодом НЕОПЛ:


Редактирование табеля в 1С: Бухгалтерия 8.3

После этого можно поставить курсор в любую ячейку и отредактировать ее. Так, например, поменять дату составления табеля или количество часов работы сотрудника.

Откроется табель учета рабочего времени только для одного сотрудника за указанный отчетный период.

Настройка нового вида времени

Создадим новый вид времени путем копирования типового вида времени Отстранение от работы без оплаты.

Для этого прежде всего следует войти в предопределенный вид учета рабочего времени Отстранение от работы без оплаты и скорректировать Буквенный код, например, на НБ1:


Затем скопировать его и в копии указать Буквенный код – НБ. Также удобно дополнить Наименование для того, чтобы отличать виды времени в списках. Например, Отстранение от работы без оплаты (НБ).


Что делать, если в программе нет ТУРВ?

Что делать, если в программе нет ТУРВ?

Что делать, если в программе нет ТУРВ?

Да, коронавирус принес много изменений в работу каждого из нас. У кого-то просто нерабочие, оплачиваемые дни, кто-то в отпуске или работает дистанционно. А вот у моих дорогих бухгалтеров работы прибавилось. Причем абсолютно во всех вопросах бухгалтер-самый главный человек в компании. И за пожарную безопасность и за аттестацию рабочих мест, а вот теперь и за получение пропусков на работу-все звонят бухгалтеру. Вот не понятно, ПОЧЕМУ? Ну, это лирическое отступление. Точнее боль души за моих любимых клиентов. Но я хотела поговорить не об этом. Вчера поступило несколько вопросов, связанных с оформлением простоев в организации, по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Сегодня, я предлагаю вашему вниманию новую статья на эту тему.

ВАЖНО! Нерабочие дни не подходит для оформления простоя, так как простой это приостановка работы в рабочее время по производственному календарю.

Итак, чуть-чуть теории. Простой – это временная приостановка работы по различным причинам, например, экономического, технологического и т.п.

В ТК РФ установлен минимальный размер оплаты простоя. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя (ст. 157 ТК РФ). Организация может устанавливать конкретный размер оплаты в своих нормативных актах, но не ниже минимального. Ну и конечно же, оплата простоя облагается и НДФЛ и всеми страховыми взносами.

Произведем в программе следующую настройку: в разделе Настройка расчета зарплаты открываем Настройку состава начислений и удержаний.

prostoy 1

На закладке Учет отсутствий установите флажок Простои и отстранения

prostoy 2

Кстати, если в организации оплачиваются простои не только по дням, но и по часам, то на закладке Почасовая оплата нужно установить флажок Применение почасовой оплаты. Тогда на закладке Учет отсутствий станет доступен флажок В том числе внутрисменные:

prostoy 3

После этой настройки у нас появилась возможность создать документ Простой, отстранение от работы. Этот документ можно создать в разделе Зарплата ® Все начисления

prostoy 4

В принципе, заполнение документа интуитивно понятно. Давайте рассмотрим основные реквизиты документа. Обязательно правильно выбирайте месяц в шапке документа, даты начала и окончания простоя, вид документа, в нашем случае Простой и причину.

Затем в табличной части подбираем сотрудника и программа сама рассчитывает оплату.

prostoy 5

Проверим полученный результат.

Оклад данного сотрудника 25000 руб, рабочих дней в марте - 19, простой был оформлен на 5 рабочих дней.

prostoy 5 1

Кстати, по кнопке Печать доступен приказ о временной приостановке работ:

prostoy 6

prostoy 7

Конечно, по кнопочке Печать доступен подробный расчет начислений, но… подробный он так себе.

prostoy 8

Страховые взносы будут начислены документом Начисление зарплаты и взносов.

2) А теперь рассмотрим, как начислить простой в программе 1С:Бухгалтерия 8.

Здесь, к сожалению, нет возможности установить волшебный флажок, который запускает новые возможности программы. Придется настраивать начисление самим и рассчитывать сумму на калькуляторе.

В разделе Зарплата и кадры открываем Настройки зарплаты

prostoy 9

Затем в раскрываемой группе Расчет зарплаты открываем список начислений. И создаем новое начисление.

Указываем наименование начисления, код дохода НДФЛ, напоминаю, что это доход, облагаемый страховыми взносами, при необходимости указываем способ отражения в бухучете.

Начисление простоя выполняется документом Начисление зарплаты. Можно, например, сделать это в конце месяца, при начислении зарплаты всем сотрудникам. Заполнив документ автоматически мы устанавливаем курсор на том сотруднике, котором нужно рассчитать простой и нажимаем на кнопку Начислить.

prostoy 12

В появившемся окне надо ввести сумму, предварительно рассчитанную на калькуляторе. Для простоты исходные данные те же, что и в программе 1С:ЗУП. Оклад – 25000, простой с 23.03.20 по 29.03.20

prostoy 13

prostoy 14

Рассчитываем, сколько положено оплатить сотруднику за отработанные 14 дней из 19 рабочих. И исправляем сумму начислений:

prostoy 15

Нажимаем Ок, проводим документ и откроем проводки, которые сделал документ. Так как в настройке начисления мы не указали способ отражения в бухучете, то начисление простоя отражается на тот же счет затрат, на какой отражается начисление по данному сотруднику.

prostoy 16

Вот и все, что я хотела Вам рассказать про оплату простоя. Спасибо Вам за вопросы. Пишите нам в соцсетях или в комментариях, какие еще темы вам хотелось бы рассмотреть. А мы постараемся подготовить для вас материалы.

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

Если кратко, то логика следующая:

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:


Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.


Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.


Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):

Формула для определения колическтва работников для вакцинации

Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:

Процентное соотношение для отстранения

То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.

Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?

Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].

В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Процедура отстранения

Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:

Процедура отстранения

Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Докладная записка

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Сроки отстранения

Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:


Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].

Сроки отстранения в Мурманской области

Особенности приказа об отстранении

Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:

• Ф. И. О. работника;

• основания, по которым он отстраняется от работы;

• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) [16] .

В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:

• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;

• постановление Главного санитарного врача региона.

Приказ об отстранении работников от работы

В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).

Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ

К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:

Извлечение из Рекомендаций

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].

Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.

С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.

[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?

Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ

Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.

Последствия для работника:

• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;

• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);

• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;

Период отстранения может сдвинуться

• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.

Последствия для работодателя:

• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;

• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ

• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].

Варианты замены отстраненных работников:

– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;

– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;

– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.


Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].

Также чиновники поясняют, что:

• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;

• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].

Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня. Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников.

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

[1] Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

[3] Приложение № 2 к Приказу № 125н.

[4] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[6] Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

[7] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[8] Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[9] Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

[11] Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

[14] Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

[16] Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

[17] Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.

Последнее время среди работников появилось большое количество т.н. ковид-диссидентов, которые отказываются прививаться от коронавирусной инфекции. Кроме того, есть работники, которые имеют медицинские противопоказания к таким вакцинам. В связи с этим, порядок отстранения от работы за отказ от вакцинации (прививки) от коронавируса разъяснил Роструд в письме от 13.07.2021 № 1811-ТЗ: как оформить отстранение, с какой даты и др. В том числе, оно касается тех, кто работает на удалёнке (дистанционные сотрудники).

Что говорит ТК РФ и другие законы

Трудовым кодексом РФ предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей: это возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет:

  • отказ в приеме на работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями;
  • отстранение граждан от таких работ.

Такие полномочия подтверждают п. 1 и 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ и приказ Минздрава от 21.03.2014 № 125н, которым утверждены Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение № 2).

Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или их категорий (работников отдельных отраслей).

Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидпоказаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача региона или его зама, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Из п. 2 ст. 11 Закона № 157-ФЗ следует, что любые профилактические прививки проводятся добровольно. Но при этом результатом отказа может быть отстранение от работы без сохранения зарплаты.

Следовательно, отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

Более того: работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медпротивопоказаний. Основание – абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.

Если работа удалённая

Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает главный санитарный врач региона.

В 60% работников, указанных в п. 2.1 постановления Главного санитарного врача Москвы от 15.06.2021 № 1 учтены исключительно сотрудники (независимо от условий и характера работы), получившие вакцинацию. Исключения предусмотрены для работников, имеющих медицинские противопоказания.

Таким образом, сотрудники, работающие удаленно (дистанционно) при отказе от вакцинации и не имеющие противопоказаний к ней могут быть отстранены от работы.

Дистанционные работники подлежат обязательной вакцинации, если не имеют противопоказаний.

Как оформить отстранение

В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранения работника от работы без сохранения заработной платы. Основание для лишения зарплаты в этом случае – ч. 3 ст. 76 ТК РФ.

Форма приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить обязательную вакцинацию – свободная. Работодатель может разработать её самостоятельно. При этом в приказе необходимо указать:

  • Ф.И.О. и должность работника;
  • основания, по которым он отстранён от работы;
  • срок отстранения.

До издания такого приказа нужно получить от работника письменный отказ от вакцинации.

С приказом об отстранении следует ознакомить его под подпись.

Таким образом, сначала нужно запросить у работника письменный отказ от вакцинации, а затем оформить приказ об отстранении без сохранения зарплаты.

С какой даты отстранить

Дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных Главным санитарным врачом региона.

  • до 15 июля 2021 года – организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной;
  • до 15 августа 2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.

Перечень, форму, содержание, а также лиц, имеющих право выдавать такие документы, определяет Министерство здравоохранения РФ.

Если есть противопоказания

Правила об обязательной вакцинации не распространяются на тех, у которых есть противопоказания к ней, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами Гам-КОВИД-Вак, ЭпиВакКорона и КовиВак, которые подтверждены медицинским заключением.

По мнению Роструда, работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы. В случае отказа работник подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы.

Рассказываем, в каких случаях действительно следует отстранить работника и как это сделать законно.

Позиция госорганов об отстранении непривитых сотрудников

Кампания по вакцинации в большинстве регионов уже закончилась. Открытым остаётся вопрос, как поступать с непривитыми без уважительных причин сотрудниками?

Роструд в своём июльском письме высказался аналогично. Мотивированное постановление главного санврача может обязать работников определенных сфер вакцинироваться. В случае отказа непривитый сотрудник, не имеющий противопоказаний, подлежит отстранению.

В августе Минтруд опубликовал собственное письмо с хитрыми тезисами.

О разъяснениях госорганов Минтруд высказался так: Отмечаем, что указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника.

А дальше добавил: В части поднимаемых в обращении вопросов, связанных с проведением вакцинирования в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, информируем, что данные вопросы регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Что делать работодателю с непривитыми сотрудниками

Власть свалила все шишки на работодателей. И вакцинацию организовать, и сомневающихся убедить, и несогласных наказать.

Работодатели оказались в непростой ситуации. С одной стороны Роспотребнадзор проверяет компании. Если узнает, что вакцинировано меньше 60% коллектива, и при этом непривитые сотрудники продолжают трудиться, может оштрафовать работодателя по ч. 2 ст. 6.3 КоАП . Штрафы по этой статье не маленькие: для ИП — до 150 тыс. руб., для юрлиц — до 500 тыс. руб. Плюс бизнесу могут запретить работать до трёх месяцев.

С другой стороны отстранить, значит испортить отношения с человеком. В период вынужденного отдыха он не получает зарплату, и его трудовой стаж приостанавливается. Отстранённому срочно нужно искать замену. К тому же, многие работники начали оспаривать отстранения через суд. Перспективы такого обжалования практически нулевые, но для работодателя это потраченные нервы и время.

Важно. Увольнять непривитого сотрудника запрещено. Иначе начнутся разборки с прокуратурой и инспекцией труда. В недавнем материале мы рассказали, на каких законных основаниях можно уволить сотрудника . Отказ от вакцинации к ним не относится.

Непривитого без уважительных причин работника лучше отстранить, когда в организации одновременно выполняются два условия:

Коллектив вакцинирован меньше чем на 60%. К примеру, в компании работает шесть человек, медотводов ни у кого нет. Должны привиться четыре сотрудника из шести. Три работника поставили прививку, один без серьезных причин отказывается. Его можно отстранить, чтобы статистика по вакцинированным держалась на уровне 60%.

Непривитый сотрудник способен передать вирус окружающим, поскольку он регулярно контактирует с большим количеством посетителей.

В регионе действует постановление главного санврача об обязательной иммунизации.

Сотрудник относится к сфере, указанной в постановлении.

Сотрудник подлежит вакцинации по решению работодателя.

Сотрудник не имеет справки от врача о том, что у него медотвод, и не принес сертификат о вакцинации.

Сотрудник продолжает исполнять свои обязанности, т.е он не в отпуске (по беременности и родам, неоплаченном, дополнительном, без сохранения зарплаты), не на повышении квалификации.

Когда все эти пункты задействованы, сотрудника можно отстранить. Соблюдайте порядок, указанный в следующем разделе, и оснований для обжалования не будет.

Порядок отстранения непривитых работников

Шаг 1. Получите от работника отказ от вакцинации. Отказ составляется в свободной форме. Главное, чтобы работник чётко обозначил свою позицию: прививку ставить не хочу и не буду. Вот образец заявления:



Шаг 2. Зафиксируйте основание для отстранения в докладной записке. Факт безосновательного отказа от вакцинации нужно зафиксировать в докладной записке. Её в произвольной форме составляет ответственное лицо, обычно это начальник кадров:



Шаг 3. Оформите приказ об отстранении. На основании отказа и докладной записки оформите приказ об отстранении. Например, в такой форме:



Сотрудника можно отстранить на весь период неблагоприятной эпидситуации, пока он не поставит прививку, либо до отмены постановления санврача региона.

Статья за 30 секунд

Роспотребнадзор и Роструд настаивают на отстранении непривитого сотрудника, которому не положен медотвод.

Когда процент вакцинированных в организации держится на уровне 60%, отстранения не обязательны.

Если предыдущий пункт не выполнен, можно отстранить работника, который не поставил прививку без уважительной причины. При этом он регулярно общается с клиентами и создает угрозу передачи вируса.

Основанием для отстранения служит отказ сотрудника, докладная записка ответственного лица и приказ работодателя.

Вынужденный отдых работника может длиться до издания нового постановления о нормализации ситуации. Либо до дня, когда он предоставит сертификат о вакцинации или справку о медотводе.

Читайте также: