Заявление в прокуратуру о неисполнении решения суда о предоставлении жилья сироте

Обновлено: 02.07.2024

УСТАНОВИЛ:

В судебном заседании истица Димитрова В.Л. исковые требования поддержала и просила суд обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области предоставить ей на условиях договора найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное в любом населенном пункте на территории Комаричского муниципального района Брянской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании представитель истца Мартиросян О.Л., действующая на основании доверенности от 25.06.2014 года, требования своей доверительницы поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Комаричского муниципального района Брянской области Вишневская Н.З в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований и пояснила, что Димитрова В.Л. действительно состоит на очереди па получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плачу из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными з; коном нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Ж К РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечен родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попе- пня родителей, которые не являются нанимателями жилых помещен; л по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жил: с помещений.

социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещении.

Согласно свидетельству о рождении серии I-MP №629816 Лубошевского сельского совета Комаричского района Брянской области, родителями истицы являлись мать Димитрова Г.Х. и отец Димитров Л.К.

Согласно свидетельству о смерти I-MP № 657549 Отдела ЗАГС Комаричского района Брянской области от 24.01.2006 года, Димитрова Т.Х. умерла 5.04.2003 года.

На основании решения Комаричского районного суда Брянской области от 09.06.2006 года Димитров Л.К. лишен родительских прав в отношении Димитровой В Л.

На основании постановления администрации Комаричского муниципального района Брянской области от 17.02.2006 года № 72, истица направлена в Брянский областной приют.

На основании справки администрации Комаричского муниципального

района Брянской области № 1186-и, истица являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 01.04.2014 года состоит в списке детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Комаричском муниципальном районе.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Димитровой Виктории Леонидовны к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области предоставить Димитровой Виктории Леонидовне по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Комаричского муниципального района Брянской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам апелляционной инстанции Брянского областного суда в течение месяца.

Судья М.Н. Баранов

Не виновен и не причастен - оправдан подсудимый по сбыту наркотиков

Оправдательный вердикт

Вчера Советским районным судом города Брянска в составе суда присяжных было рассмотрено дело по обвинению 2 жителелей города Брянска в сбыте наркотических средств.

Отменен обвинительный приговор по ст. 131 УК РФ (изнасилование)

Приговор отменен

Брянским областным судом отменен обвинительный приговор по обвинению жителя Брянской области в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 131 УК РФ.

Суд апелляционной инстанции исправил ошибки первой инстанции по спору о разделе совместно нажитой квартиры

Брянский областной суд

Володарским районным судом г. Брянска по гражданскому делу о разделе совместно нажитого имущества были определены доли в праве на квартиру, приобретенную в браке, по ½ доли за каждым супругом.

Помощь детям сиротам в получении жилья(квартиры)

Помощь детям сиротам в получении жилья(квартиры)

Помощь детям сиротам в получении жилья(квартиры) запись закреплена

Если Вы хотите провести суд для ускорения процесса получения жилья, его надо проводить через прокуратуру(т.е. писать заявление в прокуратуру), т.к. в этом случае прокуратура сама обратиться в суд в Ваших интересах и будет отстаивать на суде Ваши интересы, и Вам ,в этом случае, не понадобится адвокат, и вы 100% выиграете суд.
Если же Вы самостоятельно(или с адвокатом) будете обращаться с иском в суд , это во-первых -лишние траты(как правило на адвоката тратят большие деньги) , во-вторых - не факт , что Вы выиграете суд!
Задумайтесь..

Ксения Мельчина

А если сироте уже 32 года? Но документы подтверждающие что он как сирота, которого ставили на очередь, не получил жильё, он может с этими документами обратиться в прокуратуру?

Надюшка Орлова

Шамиль Шакиров

Шамиль Шакиров

Шамиль Шакиров

Шамиль Шакиров

Шамиль Шакиров

Дина, будете обращаться в областную, не забудьте приложить ответ районной прокуратуры, а иначе они просто перенаправят в районную прокуратуру

Шамиль Шакиров

Ксения Тюменцева

Ксения Тюменцева

Обратились в пракуратуру чтоб там помогли итд. Нам ответили что они больше не выступают в суде в интересах сирот по жилью. Сказали чтоб мы сами писали заявление в произвольной форме. А у нас нет юр. Образования. Как писать и что?

Шамиль Шакиров

Кристинка Сергеевна

я тоже обращалась в прокуратуру,сказали что незанимаются больше такими делами,но дали образец искового заявления,в марте этого года мои требования были удовлетворены,но дальше дело не идет,что дальше делать.

Шамиль Шакиров

Надюшка Орлова

DELETED

я обратилась в прокуратуру г.Сыктывкар, прошло 2 месяца, мне позвонили сказали что на днях состоится суд меня попросили выслать документы факсом, я все сделала, если же суд состоялся,то через сколько будет готово решение суда? т.к я не проживаю в сыктывкаре и на суде не была, мне сказали вышлют решение почтой)

Шамиль Шакиров

Шамиль Шакиров

DELETED


DELETED

Шамиль Шакиров

Светлана Акатьева

а я обратилась в прокуратуру в письменном виде..через месяц я получила положительный ответ. Итог суды мы выиграли и ждём когда решение вступит в законную силу.

Светлана Акатьева

Наталья, в опеку..писать заявление о получении жилья..( если у вас в решении о ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ жилья)или в Администрацию по место жительства ( если у вас в решении поставить вас на УЧЁТ на жилье)

Александр Косоруков

Шамиль Шакиров

Александр, копия паспорта , постановление о постановке на учёт.подавать в суд надо не напрямую , а через прокуратуру

Александр Косоруков

Шамиль Шакиров

Александр Косоруков

Александр Косоруков

Нам Ани дали комнату в общяги а когда нас выселяли с неё с ребенкам зимой мы им песали что идти некуда пускай предоставят жильё Ани ответили жди своей очереди

Александр Косоруков

Люба Гудыма

Шамиль, Здравствуйте подскажите пожалуйста я из котегорий сироты мать одиночка есть три ребенка как мне сделать так чтобы мне не одну комнатную квартиру дали а хотя бы 2

Люба Гудыма

Здравствуйте подскажите пожалуйста я из котегорий сироты мать одиночка есть три ребенка как мне сделать так чтобы мне не одну комнатную квартиру дали а хотя бы 2

Шамиль Шакиров

Люба Гудыма

Шамиль Шакиров

Люба Гудыма

Шамиль Шакиров

Люба Гудыма

Ольга Петрова

Доброй ночи.Мой брат сирота.Был опекун родственник.пока учился стоял в очереди на жилье.а после армии пришел.обратились.нам отказали ссылаясь на то что сроки прошли.тогда сроки по факту были но в ответ мы получили устный кто то пока он был в армии от жилья отказался.Тамже на месте попросили предоставить нам документы на каком основании без его ведома он был снят с учета.на этом точка.куда идти и где добиватся справедливости он незнает.документы о том что он сирота на руках.ему сейчас уже 35.до сих пор по сьемных квартирах.

Как и прежде, на особом контроле Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю (далее – Управление) находятся исполнительные производства о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с их социальной значимостью.

Кроме того, данная категория исполнительных производств находится на контроле у директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации Парфенчикова А.О.

В период с 01.01.2014 г. по 03.04.2014 г. на исполнении в отделе судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска находилось 944 исполнительных производства по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (с остатком исполнительных производств, перешедших на 2014 год).

Кроме того, с целью побуждения должника-организации к исполнению решения суда, судебным приставом-исполнителем вынесены и вручены предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренные ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению).

По состоянию на 03.04.2014 остаток неоконченных исполнительных производств указанной выше категории составил 880 исполнительных производства.

Одной из причин длительного неисполнения судебных решений по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является действующий порядок предоставления, приобретения жилых помещений, установленный распорядительными и иными документами Правительства Хабаровского края.

Исполнение требований исполнительных документов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, носит длящийся характер и предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию нескольких органов власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая проблематику недостаточности финансирования на эти цели из бюджета края, Управление обратилось к Законодательной думе Хабаровского края для принятия к сведению при формировании (принятии) бюджета Хабаровского края на очередной финансовый год.

Согласно информации, представленной из постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательной Думы Хабаровского края, в целях исполнения решений судов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планируется строительство 905 квартир (с учетом введенных в эксплуатацию в 2013 году), в том числе:

1) с вводом в эксплуатацию в 2014 году:

- заключены госконтракты на долевое строительство 44 квартир;

- объявлены аукционы на долевое строительство 331 квартиры;

2) с вводом в эксплуатацию в 2015 году объявлены аукционы на долевое строительство 123 квартир;

3) с вводом в эксплуатацию в 2017 году планируется строительство комплекса жилых домов социального назначения на 158 квартир.

8 апреля 2014 года проведен видео-прием граждан, запланированный директором Федеральной службы судебных приставов – главным судебным приставом Российской Федерации Парфенчиковым А.О., с участием Управления по вопросу предоставления жилья детям-сиротам в крае.

Согласно информации, представленной в ходе видео-приема представителем министерства жилищно-коммунального хозяйства Правительства Хабаровского края в 2014 году на строительство квартир для детей-сирот выделено 794 млн. руб., из которых 153,9 млн. руб. составляют федеральные субсидии.

На данные средства планируется в 2014 году с учетом начатого строительства в 2013 году обеспечить жильем 561 ребенка: для 511 человек будут построены новые квартиры, а для 50 граждан данной категории квартиры будут приобретены на вторичном рынке жилья.

На сегодняшний день в пригороде г. Хабаровска ведется строительство шести многоквартирных домов, в которых планируется предоставить жилье 311 детям-сиротам.

Также представителем министерства жилищно-коммунального хозяйства высказано предложение о создании прецедента, путем заключения со взыскателями на стадии исполнительного производства мирового соглашения, по которому гражданин будет самостоятельно подбирать себе жилое помещение, а министерство жилищно-коммунального хозяйства будет выплачивать его стоимость непосредственно продавцу данного жилья.

В настоящее время в судах г. Хабаровска на рассмотрении находятся заявления взыскателей об изменении способа и порядка исполнения решения суда: предоставление квартир не в городской черте, а за его пределами.

Данную компенсацию получают дети-сироты при достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Размер выплаты устанавливается договором найма (поднайма) жилого помещения в пределах суммы 10000 руб.

В ходе видео-приема участниками разработан механизм взаимодействия, направленный на скорейшее обеспечение всех нуждающихся в жилье детей-сирот.

Исполнительные производства данной категории являются одним из сложнейших направлений работы судебных приставов-исполнителей.

Соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает особое место в деятельности Федеральной службы судебных приставов, поскольку, обеспечение их жилыми помещениями является одной из главных гарантий соблюдения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

УФССП России по Хабаровскому краю

Время создания/изменения документа: 14 апреля 2014 13:04 / 05 июля 2016 04:19


Дети-сироты при определенных условиях имеют право на предоставление им жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством.

Предоставление жилья детям-сиротам
Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем (п. п. 1, 4, 5, 7, 9 ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).
Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством, в частности законодательством г. Москвы (п. п. 1, 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61; Приложение N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

2. Обращение с заявлением о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и принятие решения по нему
В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее — Комиссия) (п. п. 1.1, 1.3 Положения, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП; п. 2 Постановления N 430-ПП; п. 1.2 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения.
Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет (п. 2.1 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения (п. п. 2.3, 2.4 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Вместе с заявлением представляются:
документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением законного представителя ребенка-сироты);
документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
справка, выданная медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве, о праве ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на льготы по предоставлению жилого помещения по состоянию здоровья.
Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 — 2.8 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты жилым помещением либо об отказе в этом или же вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов.
В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. п. 3.1, 3.2, 3.5 — 3.10 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Если Комиссией в порядке межведомственного взаимодействия не будет получено решение Городской межведомственной комиссии о возможности самостоятельного проживания лица из числа детей-сирот (в случаях, когда такое решение необходимо), Комиссией выносится заключение о временном проживании такого лица в жилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления за организацией социального обслуживания г. Москвы либо организацией г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для его адаптации к самостоятельному проживанию (п. п. 2.6.10, 3.13 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
При этом вселенное в указанное жилое помещение лицо вправе обратиться с новым заявлением о предоставлении жилого помещения в установленном порядке (п. 3.16 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).

3. Заключение договора найма специализированного жилого помещения
Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.
Договор найма заключается в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. п. 4.5 — 4.7, 4.9 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.8 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП; Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548).
При этом обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может считаться надлежащим образом исполненной в случае предоставления им жилых помещений, не соответствующих требованиям законодательства (например, в доме, признанном аварийным) (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Органы государственной власти субъекта РФ осуществляют контроль за использованием и сохранностью выделенных жилых помещений (пп. 14.3 п. 2 ст. 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; п. п. 4.11 — 4.12 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).

Обратите внимание! Приобретение нанимателем специализированного жилого помещения для детей-сирот либо членами его семьи иного жилого помещения в собственность не является основанием для расторжения договора найма специализированного жилого помещения (п. 11 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

4. Переоформление договора найма специализированного жилого помещения
По окончании срока действия договор найма специализированного жилого помещения может быть продлен на новый срок неоднократно, если пользователь жилого помещения находится в трудной жизненной ситуации, или же подлежит расторжению с заключением в отношении данного жилого помещения договора социального найма (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
При этом действующее законодательство не содержит требований об установлении нуждаемости нанимателя в жилых помещениях на момент истечения срока действия договора найма специализированного жилого помещения (п. 12 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 03 марта 2014 г. по делу N 33-768/2014 (ключевые темы: дети-сироты - дети, оставшиеся без попечения родителей - дополнительные гарантии - восстановление пропущенного срока - совершеннолетие)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 03 марта 2014 г. по делу N 33-768/2014 (ключевые темы: дети-сироты - дети, оставшиеся без попечения родителей - дополнительные гарантии - восстановление пропущенного срока - совершеннолетие)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 03 марта 2014 г. по делу N 33-768/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Солоняка А.В.,

судей Рябова Д.В., Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Мусаевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 3 марта 2014 года гражданское дело по иску Базуева А. В. к администрации МО "Алнашский район" о восстановлении срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот,

по апелляционной жалобе истца Базуева А.В. на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2013 года, которым постановлено:

"в удовлетворении исковых требований Базуева А. В. к Администрации муниципального образования "Алнашский район" о восстановлении срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказать".

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

Базуев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации МО "Алнашский район" о восстановлении срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот.

Исковые требования мотивированы тем, что своевременно заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот в администрацию Алнашского района он не подал в связи с незнанием закона, и ему не были разъяснены его права на получение жилья за счет государства. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он воспитывался в Алнашском детском доме, имел статус сироты. После выпуска из детского дома ему никто не разъяснил его право на бесплатное жилье. После выпуска из детского дома он продолжил учебу в "данные изъяты", где учился с ДД.ММ.ГГГГ год. После выпуска из ПТУ ему вновь никем не разъяснялось его право на бесплатное жилье от государства. В ДД.ММ.ГГГГ он был осужден за совершение преступления, отбывал наказание в "данные изъяты" "адрес", откуда освободился в ДД.ММ.ГГГГ был вновь осужден за совершение преступления, и в настоящее время отбывает наказание в "данные изъяты" ст. "адрес". До настоящего времени не знал о своем нарушенном праве, пока не обратился в прокуратуру "адрес", где ему все разъяснили. Кроме того, поясняет, что до заключения брака его фамилия была Шкляев.

Считает, что срок на подачу заявления в администрацию Алнашского района о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье как лица из числа детей-сирот был пропущен им по уважительной причине в силу изложенных обстоятельств, поэтому просит его восстановить.

В судебном заседании представитель истца Базуева А.В. - адвокат Конюхова Н.В. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - главный специалист-эксперт правового отдела администрации Алнашского района, действующая по доверенности по доверенности, Шакина Т.А. исковые требования Базуева А.В. не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, из которого усматривается, что на момент окончания Базуевым А.В. в 1996 году учебы в "данные изъяты", а тем более на момент выпуска из "данные изъяты" в 1993 году, Закон N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривающий порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не действовал, так как вступил в силу 27 декабря 1996 года. Обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировалось постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 31 июля 1987 г. N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Нарушений прав истца со стороны администрации Алнашского района допущено не было, поскольку для обращения за мерами социальной поддержки как ребенка-сироты у истца время было (1996 по 1999 год). Истец своевременно о своем праве не заявил. Срок подачи заявления истек 12.01.2001. Также сам по себе факт нахождения истца в местах лишения свободы не свидетельствует о том, что он по достижении совершеннолетия не мог реализовать своевременно право на обеспечение его жилым помещением, однако с данным вопросом он стал обращаться по достижении им возраста 35 лет.

Представитель третьего лица - МКОУ ДДС и ДОБПР "Алнашский детский дом" Иерусалимова Г.А. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Свое отношение к исковым требованиям Базуева А.В. не объяснила.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы привел доводы, аналогичные содержанию иска и позиции его представителя в суде первой инстанции.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Согласно справке "данные изъяты" Шкляев А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывался в "данные изъяты"" и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

Согласно справке о заключении брака N Шкляев А. В. заключил брак с Базуевой Н. В., после регистрации брака Шкляеву присвоена фамилия Базуев (л.д. 28).

Из ответа главы "адрес" усматривается, что в архивных материалах органа опеки и попечительства Управления по делам семьи, материнства и детства Администрации МО " "адрес"" личное дело по отправке истца Базуева А.В. в "данные изъяты" отсутствует (л.д. 67, 69).

Судом установлено, что после выпуска из "данные изъяты" Базуев А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ год обучался в "данные изъяты"

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Базуев А.В. в Администрацию Алнашского района не обращался (л.д. 8).

Также установлено, что какое-либо жилое помещение за истцом не закреплено.

Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.

Так, пункт 31 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1987 г. N 872, устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" были утверждены Примерные Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, в соответствии с которыми для принятия на учет граждане должны были подать заявление с приложением необходимых документов. При принятии решения о постановке на учет граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади (п. п. 12, 22, 25).

Таким образом, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент совершеннолетия истца, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне очереди носила заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам.

Со вступлением в 1996 году в силу положений ФЗ N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", был установлен особый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

По смыслу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотренные указанным законом гарантии предоставляются детям-сиротам, не достигшим возраста 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также детям до 18 лет, оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей - от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и тем, кто остался без попечения одного или обоих родителей.

В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялся как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставлялось вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ).

Таким образом, по смыслу приведенных норм права, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди жилые помещения предоставляются при условии достижения ими совершеннолетия и нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. Постановка на такой учет носит заявительный характер и производится на основании заявления граждан в возрасте до 23 лет.

Районным судом установлено, что истец Базуев А.В. в органы местного самоуправления по вопросу постановки на льготную очередь на получение жилья как лицо из числа детей-сирот до достижения возраста 23 лет не обращался.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории, как лицо из числа детей-сирот, истцом не представлено.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

Действующим законодательством не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Судом установлено и не оспорено истцом, что до наступления 23-летнего возраста истец не обращался в установленном законом порядке за предоставлением жилого помещения.

Поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет, то указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда. Юридически значимые обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств, для чего судебная коллегия оснований не усматривает.

Поскольку в апелляционной жалобе не приводится каких-то новых убедительных доказательств, влекущих отмену решения, процессуальных нарушений такого рода судом не допущено, то принятое решение следует признать законным и обоснованным.

Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2013 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу истца Базуева А.В. - без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: