Сколько кассационных арбитражных судов создано на территории рф

Обновлено: 12.06.2024

В связи с внедрением в экономику частноправовых регуляторов и стимулов, появлением частной собственности, развитием частной инициативы и многоукладной экономики, а, следовательно, и с увеличением количества субъектов предпринимательства возникла необходимость в реформировании органов, осуществлявших юрисдикцию в этой области, в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Организационно арбитражные суды созданы на кадровой и материальной базе бывших арбитражей, но коренным образом отличаются от них. Арбитражи представляли собой государственно-властные органы, действующие в совершенно ином экономико-правовом пространстве и на принципиально иной процессуально-правовой основе. Главной целью создания арбитражных судов являлось обеспечение в равной степени полноценной судебной защитой прав всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Первым арбитражным судом, созданным в 1991 году, стал Высший арбитражный суд (ВАС) СССР. Позже, в 1992 году, был образован Экономический суд СНГ, который должен был заменить ВАС СССР. Он, к сожалению, не начал достаточно четко функционировать и не смог сыграть той роли, которая ему предназначалась, последовав судьбе СНГ, в рамках которого не удалось сохранить в полной мере единое экономическое пространство.

4 июля 1991 года был принят закон РСФСР N 1543-I "Об арбитражном суде". Статья 1 этого закона устанавливала, что арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления). Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР "О введении в действие закона РСФСР "Об арбитражном суде" с 1 октября 1991 года госарбитражи и арбитражи различных ведомств упразднялись.

5 марта 1992 года был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ), который был введен в действие с 15 апреля 1992 г., что является фактическим началом деятельности Высшего арбитражного суда РСФСР и системы арбитражных судов.
В развитии современной системы арбитражных судов можно выделить три этапа.

Первый этап начался с ее создания в 1992 году. Система арбитражных судов была двухзвенной. Первое звено - арбитражные суды субъектов Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), второе - Высший арбитражный суд РСФСР.

Арбитражные суды субъектов Федерации разрешали дела по экономическим спорам, по спорам, возникающим в сфере управления, по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу.

Высший арбитражный суд РСФСР являлся высшим экономическим судебным органом Российской Федерации и осуществлял надзор за судебной деятельностью арбитражных судов в России.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связан с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации и развивающих ее федеральных законов.

В соответствии с Конституцией были подготовлены и приняты в 1995 году Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 года. В последующем был принят Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации". Этими законами на конституционном уровне закреплена система арбитражных судов, а вся территория России законодательно разделена на десять федеральных арбитражных округов, что явилось качественно новым принципиальным этапом в развитии конституционного права на судебную защиту в экономической сфере. Двухзвенная система арбитражных судов была заменена трехзвенной. Промежуточным звеном между Высшим арбитражным судом РФ и арбитражными судами субъектов Федерации стали десять федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ.

Причиной изменения арбитражно-процессуального законодательства явился не только большой объем дел, рассматриваемых арбитражными судами, но и постепенно накапливаемый опыт экономического правосудия, потребности приведения его в соответствие со стремительно изменяющейся экономической сферой. Закономерно возникла потребность расширения системы арбитражных судов в целях повышения эффективности и доступности правосудия в экономической сфере.

Федеральные арбитражные суды округов по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Федерации являются вышестоящими судебными инстанциями лишь в процессуальном значении. В организационном, кадровом и прочих отношениях вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов Федерации является Высший арбитражный суд РФ.

Появление самостоятельной инстанции в лице федеральных арбитражных судов округов обеспечило более высокую степень независимости суда, чем прежняя система, в частности при взаимодействии с другими ветвями власти на местах. В арбитражном судопроизводстве эта проблема стоит гораздо острее, чем в сфере компетенции судов общей юрисдикции, в силу того, что здесь чаще затрагиваются экономические интересы конкретных носителей исполнительной и законодательной власти, подведомственных им учреждений.

Образование судебной инстанции вне административно-территориального деления практически устраняет эту проблему, позволяет федеральному арбитражному суду округа чувствовать себя более свободным по отношению к местным властям, связанным только законом при принятии любого решения, что является одной из гарантий реализации права на судебную защиту.

Положения о создании трехзвенной системы арбитражных судов в полной мере соответствуют утвердившимся мировым стандартам правосудия. Классическая судебная система состоит из трех составляющих. Суд первой инстанции рассматривает основную массу дел и разрешает их. Второе звено существует для того, чтобы обжаловать решения суда первой инстанции, т.е. для проверки их законности и обоснованности. И наконец, высшая судебная инстанция во всех странах в качестве основной задачи стремится обеспечить единообразие судебной практики.

Повышению уровня обеспечения гарантий судебной защиты способствовало и введение апелляционного порядка пересмотра решений арбитражных судов в каждом арбитражном суде субъекта Федерации.

Третий этап развития системы арбитражных судов связан с принятием третьего по счету Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 года и совершенствованием системы арбитражных судов России, в которой апелляционная инстанция была изъята из структуры арбитражных судов субъектов Федерации и превращена в самостоятельный орган судебной власти. В России появились 20 арбитражных апелляционных судов. Тем самым была выстроена четырехзвенная структура по разрешению экономических споров – первая инстанция, апелляция, кассация и надзорная инстанция - ВАС. Это одно из самых значимых достижений судебной реформы.

В связи с внедрением в экономику частноправовых регуляторов и стимулов, появлением частной собственности, развитием частной инициативы и многоукладной экономики, а, следовательно, и с увеличением количества субъектов предпринимательства возникла необходимость в реформировании органов, осуществлявших юрисдикцию в этой области, в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Организационно арбитражные суды созданы на кадровой и материальной базе бывших арбитражей, но коренным образом отличаются от них. Арбитражи представляли собой государственно-властные органы, действующие в совершенно ином экономико-правовом пространстве и на принципиально иной процессуально-правовой основе. Главной целью создания арбитражных судов являлось обеспечение в равной степени полноценной судебной защитой прав всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Первым арбитражным судом, созданным в 1991 году, стал Высший арбитражный суд (ВАС) СССР. Позже, в 1992 году, был образован Экономический суд СНГ, который должен был заменить ВАС СССР. Он, к сожалению, не начал достаточно четко функционировать и не смог сыграть той роли, которая ему предназначалась, последовав судьбе СНГ, в рамках которого не удалось сохранить в полной мере единое экономическое пространство.

4 июля 1991 года был принят закон РСФСР N 1543-I "Об арбитражном суде". Статья 1 этого закона устанавливала, что арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления). Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР "О введении в действие закона РСФСР "Об арбитражном суде" с 1 октября 1991 года госарбитражи и арбитражи различных ведомств упразднялись.

5 марта 1992 года был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ), который был введен в действие с 15 апреля 1992 г., что является фактическим началом деятельности Высшего арбитражного суда РСФСР и системы арбитражных судов.
В развитии современной системы арбитражных судов можно выделить три этапа.

Первый этап начался с ее создания в 1992 году. Система арбитражных судов была двухзвенной. Первое звено - арбитражные суды субъектов Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), второе - Высший арбитражный суд РСФСР.

Арбитражные суды субъектов Федерации разрешали дела по экономическим спорам, по спорам, возникающим в сфере управления, по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу.

Высший арбитражный суд РСФСР являлся высшим экономическим судебным органом Российской Федерации и осуществлял надзор за судебной деятельностью арбитражных судов в России.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связан с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации и развивающих ее федеральных законов.

В соответствии с Конституцией были подготовлены и приняты в 1995 году Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 года. В последующем был принят Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации". Этими законами на конституционном уровне закреплена система арбитражных судов, а вся территория России законодательно разделена на десять федеральных арбитражных округов, что явилось качественно новым принципиальным этапом в развитии конституционного права на судебную защиту в экономической сфере. Двухзвенная система арбитражных судов была заменена трехзвенной. Промежуточным звеном между Высшим арбитражным судом РФ и арбитражными судами субъектов Федерации стали десять федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ.

Причиной изменения арбитражно-процессуального законодательства явился не только большой объем дел, рассматриваемых арбитражными судами, но и постепенно накапливаемый опыт экономического правосудия, потребности приведения его в соответствие со стремительно изменяющейся экономической сферой. Закономерно возникла потребность расширения системы арбитражных судов в целях повышения эффективности и доступности правосудия в экономической сфере.

Федеральные арбитражные суды округов по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Федерации являются вышестоящими судебными инстанциями лишь в процессуальном значении. В организационном, кадровом и прочих отношениях вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов Федерации является Высший арбитражный суд РФ.

Появление самостоятельной инстанции в лице федеральных арбитражных судов округов обеспечило более высокую степень независимости суда, чем прежняя система, в частности при взаимодействии с другими ветвями власти на местах. В арбитражном судопроизводстве эта проблема стоит гораздо острее, чем в сфере компетенции судов общей юрисдикции, в силу того, что здесь чаще затрагиваются экономические интересы конкретных носителей исполнительной и законодательной власти, подведомственных им учреждений.

Образование судебной инстанции вне административно-территориального деления практически устраняет эту проблему, позволяет федеральному арбитражному суду округа чувствовать себя более свободным по отношению к местным властям, связанным только законом при принятии любого решения, что является одной из гарантий реализации права на судебную защиту.

Положения о создании трехзвенной системы арбитражных судов в полной мере соответствуют утвердившимся мировым стандартам правосудия. Классическая судебная система состоит из трех составляющих. Суд первой инстанции рассматривает основную массу дел и разрешает их. Второе звено существует для того, чтобы обжаловать решения суда первой инстанции, т.е. для проверки их законности и обоснованности. И наконец, высшая судебная инстанция во всех странах в качестве основной задачи стремится обеспечить единообразие судебной практики.

Повышению уровня обеспечения гарантий судебной защиты способствовало и введение апелляционного порядка пересмотра решений арбитражных судов в каждом арбитражном суде субъекта Федерации.

Третий этап развития системы арбитражных судов связан с принятием третьего по счету Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 года и совершенствованием системы арбитражных судов России, в которой апелляционная инстанция была изъята из структуры арбитражных судов субъектов Федерации и превращена в самостоятельный орган судебной власти. В России появились 20 арбитражных апелляционных судов. Тем самым была выстроена четырехзвенная структура по разрешению экономических споров – первая инстанция, апелляция, кассация и надзорная инстанция - ВАС. Это одно из самых значимых достижений судебной реформы.

Любой предприниматель или юридическое лицо может оказаться в арбитражном суде, даже если в своей деятельности они законопослушны и порядочны. Что из себя представляет рассмотрение дела в арбитражном суде? К чему нужно быть готовым?

Эмблема арбитражного суда РФ

Сфера деятельности арбитражных судов в России?

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Арбитражные суды России являются органами государственной судебной власти. Ежегодно они рассматривают огромное количество дел. Чаще всего это:

  • споры по договорам купли-продажи, которые в сфере предпринимательской деятельности называются договорами поставки;
  • споры по договорам аренды недвижимого и движимого имущества;
  • споры о праве собственности на какое-либо имущество;
  • споры по договорам о выполнении работ (подряд);
  • споры по договорам оказания услуг;
  • споры по налогам;
  • споры по кредитным договорам;
  • споры по делам о страховании;
  • дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан;
  • дела о признании незаконными решений, действий или бездействия государственных органов и иных лиц;
  • другие дела.

Порядок рассмотрения дела в арбитражном суде определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК), который был принят 24 июля 2002 года.

Участники арбитражного процесса

В арбитражный суд с просьбой о защите своих прав может обратиться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Может ли обратиться в арбитраж физлицо?

В отдельных случаях, прямо указанных в законе, обратиться в суд может и физическое лицо, не являющееся предпринимателем. Например, когда гражданин решил создать юридическое лицо или стать предпринимателем, обратился в налоговые органы за соответствующей регистрацией, но в такой регистрации ему было отказано. Такой отказ гражданин может обжаловать в арбитражный суд.

По общему же правилу, дела с участием физических лиц рассматривают суды общей юрисдикции.

Обратиться в арбитражный суд также может государственный орган как федерального уровня, так и уровня субъекта Российской Федерации (области, края, республики в составе РФ и т.д.), орган местного самоуправления, прокурор, иные органы и организации. Они, как правило, защищают публичные интересы.

Лицо, которое обращается в суд за защитой, называется истцом. Лицо, к которому адресовано требование истца, называется ответчиком. Совместно данные лица называются сторонами.

Сейчас перед обращением в арбитражный суд по многим делам нужно соблюсти претензионный порядок: с требованиями сначала следует обратиться ко второму участнику спора. После 30-дневного срока со дня направления претензии (или раньше, если ответ был получен) можно будет обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.

В арбитражном суде могут участвовать и третьи лица. Это участники спора, которые так или иначе могут повлиять на итоговые выводы суда по делу. Они дают пояснения, активно участвуют в доказательственной деятельности, могут заявлять самые разные ходатайства, могут обжаловать решение суда.

Суть их участия сводится к тому, что решение суда как итоговый вывод о содержании спора и дальнейших взаимоотношениях сторон может непосредственно повлиять на права и обязанности данных третьих лиц.

В законе выделяется 2 вида третьих лиц:

  1. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, — это такие участники спора, которые сами претендуют на ту вещь, которые истец и ответчик пытаются поделить;
  2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, — это такие участники спора, которые сами ничего не просят в суде, но могут пролить свет на происходившие между сторонами события. По статусу они похожи на свидетелей, однако свидетель должен быть независимым лицом, который даёт пояснения по отдельным фактам, которые он сам лично наблюдал. Третье же лицо является непосредственным участником спора и может быть заинтересовано в итоговых выводах суда, поскольку в дальнейшем к нему самому может быть предъявлено исковое заявление от истца или ответчика, т.е. он может стать самостоятельным ответчиком по другому делу.

Для выяснения обстоятельств по делу арбитражный суд может назначить экспертизу. В таком случае к делу привлекают эксперта.

Эксперт — это лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несёт уголовную ответственность, о чем он предупреждается арбитражным судом и дает подписку. Эксперт формулирует свои выводы в письменном заключении, которое является для арбитражного суда одним из доказательств по делу.

Если у арбитражного суда есть необходимость в решении ряда вопросов, которые требуют специальных знаний, которых у суда нет, и при этом арбитражному суду не нужно письменное заключение эксперта в соответствующей сфере знаний, тогда к участию в деле привлекают специалиста.

Специалист осуществляет консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам. Его предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложные показания специалиста. Консультация специалиста также является для арбитражного доказательством по делу.

Структура арбитражных судов России

Система арбитражных судов

  • Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ;
  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) — всего их 10;
  • арбитражные апелляционные суды — всего их 21;
  • арбитражные суды субъектов РФ — суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, всго их 84;
  • специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).
  • Заявлено требований на сумму 4 619 505 681 тыс. рублей, фактически взыскано 1 956 410 601 тыс. рублей;
  • Выдано 1 440 075 исполнительных документов на сумму 1 284 838 997 тыс. рублей;
  • Наложено 2 065 штрафов за неисполнение решений арбитражных судов на сумму 19 279 тыс. рублей.
  • Заявлено требований на сумму 3 384 102 247 тыс. рублей, фактически взыскано 858 785 777 тыс. рублей.
  • Выдано 782 632 исполнительных документа на сумму 643 719 279 тыс. рублей.
  • Наложено 1 182 штрафа за неисполнение решений арбитражных судов на сумму 126 155 тыс. рублей.

Как понять, в какой именно арбитражный суд мне идти?

Именно истец должен сам определить, в какой арбитражный суд ему нужно обратиться.

Три способа найти юридический адрес ответчика:

Если же в договоре с компанией, с которой вам предстоит судиться, прямо указан конкретный арбитражный суд, необходимо обращаться именно туда.

Что должен содержать иск в арбитраж?

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Его подписывает сам истец (руководитель организации, индивидуальный предприниматель) или его представитель (юрист), если у него есть письменная доверенность, где прямо указано, что представитель может подписывать исковые заявления, подаваемые в арбитражные суды. Эта доверенность должна быть приложена к исковому заявлению.

Сегодня иск можно подать в электронном виде, заполнив форму, размещенную на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. Однако для такой подачи необходимо предварительно получить квалифицированную электронную подпись, которой нужно будет подписать исковое заявление в арбитражный суд, подаваемое в электронном виде.

Что обязательно нужно указать в исковом заявлении:

1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;

3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

6) цену иска, если иск подлежит оценке;

7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка;

9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

10) перечень прилагаемых документов.

В заявлении должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.

К исковому заявлению нужно приложить:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;

8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор;

9) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которая должна быть получена не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

Цена иска в арбитражном суде

Сколько будет стоить суд?

Судебные расходы зависят от некоторых величин: госпошлина, оплата труда юриста, оплата труда привлекаемых специалистов (например, экспертов или оценщиков).


Рассмотрение дел в арбитражных судах имеет четыре инстанции: суд первой инстанции, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции. Стоимость госпошлины в последующих инстанциях отличается от суммы госпошлины за исковое заявление в первой инстанции.

Сейчас есть возможность вернуть себе деньги, потраченные на оплату государственной пошлины, экспертиз, услуг представителя, если истец выиграет дело.

Чем заканчивается производство по делу? Чего и когда ждать?

После рассмотрения дела судья на судебном заседании огласит резолютивную часть решения, то есть свои выводы по делу. Суд либо удовлетворит иск полностью или в части, либо откажет в его удовлетворении. На том же заседании судья укажет, кто понесёт судебные расходы, срок и порядок обжалования решения суда. Позднее вы получите судебное решение в полном объеме в письменном виде (по почте) и в электронном виде (его можно будет увидеть на сайте арбитражного суда).

Это решение вступит в законную силу через месяц после изготовления. Тогда ответчик должен его исполнить.

Решение суда можно оспорить в апелляционной инстанции в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции решения. Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Чтобы ответчик исполнил решение суда ФССП может ограничить его в выезде за пределы Российской Федерации и применить иные меры.

Об истории создания арбитражных судов

Истории возникновения арбитражных судов можно и нужно посвятить отдельную статью. А в этом абзаце мы перечислим ключевые даты развития института.

14 мая 1832 года – утверждение Устава торгового судопроизводства и учреждение коммерческих судов, которые являлись прообразом арбитражных судов Российской Федерации.

Каждый коммерческий суд ведал в пределах своего города, подсудность же распространялась на всех жителей и прибывших.

После революции, в ноябре 1917 декретом Совета народных комиссаров коммерческие суды упразднили.

В мае 1931 года – Постановлением ЦИК СССР № 5, СНК СССР № 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. Арбитраж должен был разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража – государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

В 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, действующий и по настоящее время.

Интересные факты

Коммерческие суды, созданные в Российской Империи в начале XIX века, были сформированы по образу и подобию французских торговых судов. Показательно, что ходатайство о создании коммерческих судов в России было подано императору на французском языке.

Коммерческие суды в Российской Империи действовали в крупных портовых городах: Одессе (с 1808 г. – создавался как временный, но стал постоянным), Таганроге (с1808 г.), Феодосии (с1818 г.), Керчи (с1819 г.), в Архангельске (с1821 г.), в Измаиле (с1824 г.).

Французские торговые суды, являющиеся ориентиром для подражания при создании российских коммерческих судов, до сих пор действуют на основе нормативных актов, принятых ещё в те времена, рассматривают такие же дела и находятся, как правило, в тех же местах, что и в начале позапрошлого века.

Список нормативных документов, учебной и дополнительной литературы, рекомендуемых для углублённого изучения вопроса

Нормативные акты

Арбитражный процессуальный кодекс РФ

Учебная литература

Арбитражный процесс: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Ярков, - 7-е изд., перераб. и доп. - М.:Статут, 2017.

Решетникова И.В. Арбитражный процесс / И. В. Решетникова, М. А. Куликова, Е. А. Царегородцева.—2е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019.

Дополнительная литература

Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе: Практическое пособие / Отв. ред. А.А. Арифулин, И.В. Решетникова. - 2-e изд., пересмотр. - М.: НОРМА, 2008.

Решетникова И.В. Комментарий судебных ошибок в практике применения АПК РФ / И.В. Решетникова, Т.В. Чукавин. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма, 2009.

Решетникова И.В. Пособие для участников арбитражного процесса / Под ред. И.В. Решетниковой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.

Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ; под. ред. В.В. Яркова, 3-е изд. перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа. 2011.

Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 2-е издание. Под ред. И.В. Решетниковой. М.: Юрайт. 2012.

Решетникова И.В., Закарлюка А.В., Царегородцева Е.А. Как исполнить решение суда? Пособие для взыскателя. М.: Инфотропик Медиа. 2013.

Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве : справочник / И.В. Решетникова. — 6-е изд., доп. и перераб. — М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019.

Вместо двухзвенной системы арбитражных судов создана трехзвенная система. Промежуточным звеном между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов Российской Федерации созданы десять федеральных арбитражных судов округов в качестве кассационных инстанций.

Образованы следующие округа:

  1. Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской республики - Чаваш Республики, Ярославской области;
  2. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области;
  3. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатской области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;
  4. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;
  5. Федеральный арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области;
  6. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области , Республики Татарстан, Ульяновской области;
  7. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Калерия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области;
  8. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Адыгея, Республики Дагестан, Ингушской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия, Ставропольского края;
  9. Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской республики, Челябинской области;
  10. Федеральный арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской Области, Воронежской области, Калужской области, Курганской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области.

К полномочиям арбитражного суда федерального округа относятся:

а) проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

б) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

в) обращение в Конституционный суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; г) изучение и обобщение судебной практики;

д) подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

е) анализ судебной статистики.

При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка идет по вопросу права, а не факта. В этой связи не допускается ссылка в кассационной жалобе на недоказанность обстоятельств дела или постановлении суда выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела. Тем самым восстанавливается традиционный облик кассационного производства, существующего в большинстве правовых систем.

Структурно арбитражный суд федерального округа состоит и действует в составе:

б) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум арбитражного суда округа состоит из председателя суда, его заместителей и председателей составов суда, а также тех судей суда, которые в качестве членов президиума суда округа были утверждены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он рассматривает вопросы судебной практики, утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда и решает вопросы организации суда.

Судебные коллегии арбитражного суда округа, возглавляемые председателями коллегий — заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом суда. В судебных коллегиях судов округов предусмотрена возможность создания судебных составов из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, формируемых председателем суда округа и возглавляемых председателями составов, утверждаемых президиумом суда округа.

Весьма широки полномочия председателя суда округа. Важно отметить, что он является судьей и в то же время, как председатель суда, процессуальной “фигурой”: осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным Кодексом Российской Федерации. Как руководитель суда округа, председатель: организует деятельность суда, распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей суда судебные составы; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; представляет суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что федеральные арбитражные суды округов по отношению к охватываемым ими арбитражным судам субъектов Федерации вышестоящими судами являются лишь в процессуальном значении. В организационном, кадровом и прочих значениях вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов Федерации является исключительно Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов позволяют перенести рассмотрения дела за пределы субъекта Федерации и на этой основе снять всякие опасения в пристрастности суда. Дают возможность они в то же время, в отличии от производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, приблизить рассмотрение дела к местам нахождения спорящих, что экономически не безразлично с учетом территории России.

Государственная Дума одобрила в окончательной редакции закон о создании в России обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов Федерации

Здание Государственной Думы

Также законом определяются полномочия, порядок образования и деятельности этих судов. Проект был разработан и внесен в ГД Верховным Судом РФ.

Ко второму чтению поправки в законопроект внес Председатель ГД Вячеслав Володин Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский - Саратовская область) совместно с Председателем СФ Валентиной Матвиенко, Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционные суды общей юрисдикции будут размещены в следующих городах:

— Первый апелляционный суд – в городе Москве;

— Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;

— Третий апелляционный суд – город Сочи;

— Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;

— Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;

— апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Кассационные суды общей юрисдикции расположат в следующих городах:

— Первый кассационный суд — в городе Саратове;

— Второй кассационный суд – город Москва;

— Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;

— Четвертый кассационный суд – город Краснодар;

— Пятый кассационный суд – город Пятигорск;

— Шестой кассационный суд – город Самара;

— Седьмой кассационный суд – город Челябинск;

— Восьмой кассационный суд – город Кемерово;

— Девятый кассационный суд – город Владивосток;

— кассационный военный суд – в городе Новосибирске.

Создаваемые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции предложено установить с момента вступления закона в силу и до 15 октября 2018 года.

Период образования новых апелляционных и кассационных судов устанавливается со дня официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года. Указывается, что кассационные и апелляционные суды считаются образованными с момента назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ и официально извещать об этом не позднее 1 октября 2019 года.

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

Читайте также: