Основания и порядок назначения судебных экспертиз по делам о дтп

Обновлено: 28.04.2024

Дорожно-транспортное происшествие влечет за собой причинение вреда имуществу автовладельцев. Но нередко, вред наносится не только транспортным средствам, но и здоровью участников аварии. Ошибка на дороге способна привести к получению травм, а также наступлению смерти одного или нескольких участников ДТП. Судмедэкспертиза является необходимым моментом расследования произошедшего.

Для чего нужна судмедэкспертиза после аварии?

Судебно-медицинская экспертиза, назначаемая после ДТП, необходима для выявления причин полученных травм, а также установления причины смерти одного или нескольких участников аварии. Данная процедура представляет собой комплекс профессиональных действий, направленных на выяснение причин и последствий полученных травм для организма человека.

Проведение судмедэкспертизы после ДТП должен осуществлять специалист, имеющий необходимые знания и опыт. На основании проведенных исследований, будет выдано судебно-медицинское заключение. В дальнейшем, оно может быть использовано в качестве официального доказательства при проведении судебного разбирательства.

Специалисты напоминают, что заключение судебно-медицинской экспертизы является основанием для возбуждения расследования в отношении виновника аварии. В зависимости от степени тяжести травм, полученных участниками ДТП, виновник может быть привлечен к административной (травмы легкой или средней тяжести) или же уголовной (тяжелый вред здоровью или же летальный исход) ответственности.

Нормативная база


Все действия сотрудников при проведении судебно-медицинской экспертизы регламентированы следующими нормативными актами:

Виды судмедэкспертизы после ДТП

Существует несколько различных классификаций судебно-медицинской экспертизы. Одна классификация построена на выполнении исследования в отношении:

Следует понимать, что каждый из этих двух видов судмедэкспертизы после ДТП подразумевает использование различных методов изучения причин и последствий аварии.

Проводить СМЭ может не только сотрудник государственного учреждения, но и независимые эксперты, которые имеют необходимый опыт работы, образование и аккредитацию. Законодательная база РФ разрешает использовать в судебном процессе заключение СМЭ, полученное при проведении независимой экспертизы.

Судебно-медицинская экспертиза при ДТП может быть также:

  • Комплексная. Осуществляется в совокупности с другими видами исследований и производится при участии нескольких специалистов различной категории и специализации;
  • Комиссионной. Производится при участии не одного эксперта, а нескольких специалистов, которые объединены в специальную комиссию. Каждый из участников высказывает свое мнение, которое должно быть учтено при оформлении итогового заключения. Если же один или несколько экспертов комиссии не согласны с общим мнением, то их заключение оформляется в виде отдельного документа. В нем отражены все доводы и результаты проведенных исследований;
  • Повторной СМЭ назначается в том случае, если после первоначального исследования остаются неосвещенные вопросы.

Проведение повторной судмедэкспертизы после ДТП оправдано и в случае, если первоначальное заключение вызывает сомнение или недостаточно подробно освещает последствия и причины полученных при ДТП травм.

Основания проведения судебно-медицинской экспертизы

СМЭ в обязательном порядке назначается после совершения ДТП, если причинен вред здоровью одного или нескольких участников аварии. Судебно-медицинская экспертиза может быть назначена в таких случаях, как:

  • Выезд бригады Скорой медицинской помощи на место ДТП для оказания квалифицированной помощи участникам аварии.
  • При самостоятельном обращении участника ДТП после аварии в медицинское учреждение.
  • По инициативе суда или дознавателя с целью уточнения степени тяжести полученных травм или уточнения физических причин, повлекших за собой совершение дорожно-транспортного происшествия.

За проведением независимой СМЭ могут обратиться все участники ДТП. Это право принадлежит не только потерпевшему, но и водителю. Человек, находившийся за рулем автомобиля, также вправе воспользоваться заключением независимых экспертов.

Кто назначает судмедэкспертизу после ДТП?

Назначение судмедэкспертизы после совершенного ДТП находится в ведении уполномоченного органа. Это может быть, например, судья или дознаватель. Основанием для проведения судмедэкспертизы является постановление, в котором должны быть отражены:

  • Данные представителя уполномоченного органа, которое инициировало проведение СМЭ;
  • ФИО конкретного эксперта или данные медицинского учреждения, которое будет осуществлять экспертизу;
  • Административное или уголовное дело, которое стало причиной назначения СМЭ;
  • Список вопросов, на которые выбранный эксперт должен дать достоверные и исчерпывающие ответы;
  • Данные о человеке, являющимся объектом исследования;
  • Информация об образцах и материалах, которые были предоставлены для проведения экспертизы (анализы крови, рентгеновские снимки и т.д.).

Если к независимому эксперту обращается виновник ДТП или потерпевшая сторона, то необходимо заключение договора. В нем четко указаны сроки, объем выполненных работ, а также стоимость вознаграждения за проведенное исследование.

Как проводится судмедэкспертиза после дорожной аварии?


После того, как эксперт или экспертная комиссия получает образцы биологических материалов , они проводят необходимые исследования. В зависимости от характера и степени тяжести полученных травм перечень исследований может изменяться. Если в результате ДТП произошла гибель одного из участников, то необходимо проведение вскрытия тела. Его целью становится уточнение причин гибели (произошла она в результате нанесенных травм или же была вызвана какими-либо хроническими заболеваниями).

На основании проведенных исследований судмедэксперт составляет официальное заключение. В нем отражена такая информация, как:

  • Личные данные эксперта, который осуществлял судебно-медицинскую экспертизу после ДТП.
  • Информация, касающаяся объекта судебно-медицинской экспертизы.
  • Скрупулезное описание выполненных исследований и полученные результаты, включая отрицательные или сомнительные пробы.
  • Перечень использованных в ходе экспертизы методик.
  • Список вопросов, поставленных перед экспертом.
  • Полученные ответы, которые должны быть даны в развернутой форме с указанием всех нюансов.

Заключение эксперта должно быть максимально подробным и выполнено с соблюдением всех норм и правил. Если специалисту не были предоставлены документы из лечебных медицинских учреждений, где пострадавшему оказывали помощь, то проведение судмедэкспертизы спустя время после совершенного ДТП будет затруднительным. А в ряде случаев и невозможным.

Если СМЭ была инициирована в ходе судебного разбирательства, то проводивший ее специалист может быть вызван в суд в качестве свидетеля. А полученное заключение имеет статус официального документа и используется в качестве доказательства.

Сроки проведения

Срок проведения судебно-медицинской экспертизы напрямую зависит от множества факторов. В случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью, срок проведения исследования может быть непродолжительным и составлять от нескольких дней до недели. Если же случай требует скрупулезного расследования и к делу прилагается большое количество материалов, то эксперту может потребоваться несколько недель для составления заключения.

При оформлении Постановления для проведения СМЭ уполномоченный орган указывает срок проведения экспертизы. Средняя продолжительность его варьирует от нескольких дней до месяца. Началом срока считают дату поступления в распоряжение эксперта необходимого биологического материала.

Судмедэкспертиза при аварии с пешеходом

В случае, если произошло ДТП с участием пешехода, который пострадал при аварии судебно-медицинская экспертиза проводится в обязательном порядке. По ее результатам определяется степень причиненного вреда здоровью и, как следствие, степень наказания для водителя.

Если пострадавший пешеход не испытывает неприятных симптомов и непосредственно с места ДТП отправляется домой, то по требованию судебной инстанции или дознавателя он обязан посетить медицинское учреждение и пройти обследование.

Судмедэкспертиза при ДТП с летальным исходом

Если произошло ДТП с летальным исходом, то в качестве объекта исследования при проведении СМЭ выступает труп. В этом случае возбуждается уголовное дело, одним из материалов которого является официальное заключение судмедэксперта.

Основной задачей проведения экспертизы является установление факта: привели ли действия виновника ДТП к летальному исходу. А также то, какова причинно-следственная связь между гибелью человека и действиями водителя, находившегося за рулем автомобиля.

Основанием для проведения судмедэкспертизы в случае ДТП с летальным исходом может стать требование следователя или же судьи.

Кто оплачивает судебно-медицинскую экспертизу после аварии?

Оплата стоимости независимой судебно-медицинской экспертизы после ДТП взымается с заказчика. В ряде случаев, в результатах судебно-медицинской экспертизы заинтересованы обе стороны. При этом, полученная в результате исследования сумма может быть оплачена в равных долях.

Цена судебно-медицинской экспертизы после ДТП может варьировать от 8000 до 25000-30000р и более.

Можно ли отказаться от проведения?

Законодательная база РФ четко регламентирует обязанности и ответственность всех участников ДТП. Отказ потерпевшей стороны от проведения судебно-медицинской экспертизы также предусмотрен в соответствующей статье закона (Ст 308 УК РФ). Поскольку, отказ пострадавшего от проведения экспертизы затрудняет работу следствия и суда, то к нему могут быть применены следующие виды наказания:

  • штраф в размере до 40000р;
  • принудительные исправительные работы на срок до 12 месяцев;
  • арест на срок до 3 месяцев.

Поэтому потерпевшему отказываться от проведения судебно-медицинской экспертизы не следует. Даже в том случае, если у пострадавшей стороны отсутствуют жалобы на состояние здоровья и видимые повреждения.

Когда нельзя проводить СМЭ?

Обязательным условием для проведение судмедэкспертизы после ДТП является наличие оснований. Т.е, если в дорожно-транспортном происшествии принимало участие два и более автомобилей, у водителей нет жалоб на травмы и ухудшение самочувствия, то основание для проведения СМЭ отсутствуют.

Немаловажным моментом является и тот факт, что для проведения СМЭ при ДТП должно быть постановление, выданное уполномоченным лицом. Или же возможно добровольное прохождение экспертизы на основании заключенного гражданско-правового договора на предоставление услуг аккредитованной организацией на платной основе.

Нюансы

Проведение судебно-медицинской экспертизы после дорожно-транспортного происшествия имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при назначении и ожидании результатов:

  • Экспертиза трупа возможна только после того, как будет оформлена соответствующая документация о гибели пострадавшего.
  • Если один из участников аварии находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то данный факт должен быть отражен в Акте освидетельствования. Акт освидетельствования считается официальным документом и относится к доказательствам , используемым в процессе судебного разбирательства. При наличии на теле повреждений в обязательном порядке назначается СМЭ.
  • Обращаться за проведением судебно-медицинской экспертизы следует только в те медицинские организации, которые имеют лицензию на предоставление данной услуги.

При ДТП не лишней станет помощь хорошего юриста, который подскажет правильный алгоритм действий и поможет защитить ваши интересы.

Что такое судебная экспертиза, кто ее назначает, кто проводит и что делать, если выводы экспертизы кажутся сомнительными - все это в нашем обзоре.

Понятие судебной экспертизы

Судебная экспертиза представляет собой самостоятельную и специфическую разновидность исследования в ходе судебного разбирательствах.

Официальное определение следующее: судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Основания для назначения судебной экспертизы

Правом назначения судебной экспертизы в гражданском процессе обладают в гражданском процессе и арбитражном процессе – судьи, в уголовном процессе – судьи, следователи, дознаватели.
Признав необходимым проведение экспертизы, соответствующее лицо выносит постановление либо определение о ее назначении судебной экспертизы, которое имеет обычную структуру и состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указывается дата и место вынесения постановления (определения), кем вынесено, по какому делу. В наименовании документа должен быть назван вид (род) экспертизы, особо оговорено, если она является дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной. В описательной части приводятся основания назначения экспертизы, т.е. кратко излагается сущность дела и указывается, для установления каких обстоятельств и какие именно специальные знания требуются. Если экспертиза является дополнительной или повторной, то это тоже должно быть аргументировано.

В определении о назначении экспертизы суд должен мотивировать выбор эксперта (экспертного учреждения), в том числе указать причины, по которым суд отклоняет кандидатуры экспертов или экспертных учреждений, предложенные лицами, участвующими в деле, а также указать обстоятельства, подтверждающие (документально) наличие у назначаемого эксперта специальных знаний по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, а если экспертиза будет проводиться в судебно-экспертном учреждении - наличие в этом учреждении необходимых для проведения назначенной экспертизы специалистов и условий.

В резолютивной части фиксируется решение о назначении экспертизы, указывается, кому она поручается, и приводятся вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта. Вопросы должны быть сформулированы четко и недвусмысленно, в соответствии с принятыми рекомендациями. В этой же части постановления называются также материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (объекты исследований).

Методы судебной экспертизы

  • по степени общности и субординации (в иерархическом порядке);
  • по целевому назначению и результатам;
  • по характеру получаемой информации (по изучаемым свойствам, признакам объектов экспертизы);
  • по стадиям экспертного исследования, для которых они предназначены (предварительная стадия, раздельная стадия, сравнительная стадия, стадия оценки и формирования выводов).
  • объем выявляемой информации и её значимость для решения поставленной задачи;
  • возможность сохранения объекта для дальнейших исследований, т.е. недеструктивность метода;
  • чувствительность метода и объем необходимых для проведения исследования материалов (например, расходных, дефицитных, ценных);
  • универсальность (возможность проведения качественного и количественного анализов и получение разнокачественной полезной информации);
  • надежность метода: возможность получения достоверных и воспроизводимых результатов при многократном его применении.

Судебно-техническая экспертиза

Назначение и производство судебной экспертизы

  • основания для назначения экспертизы,
  • фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза,
  • вопросы, поставленные перед экспертом,
  • перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта,
  • запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей,
  • предупреждение об ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения.
  • представлять свои вопросы;
  • знакомиться с определением (постановлением) о назначении;
  • обжаловать определение (постановление);
  • ходатайствовать о проведении экспертизы в конкретной организации;
  • предлагать и отклонять кандидатуры экспертов;
  • присутствовать при экспертизе;
  • знакомиться с выводами экспертов.

По данной причине целесообразно перед постановкой вопросов эксперту проконсультироваться со специалистом в соответствующей области научных знаний.

Итоговый круг вопросов формулирует судья. При этом он вправе отклонить вопросы сторон, поставить свои вопросы, перефразировать вопросы сторон.
После вынесения определения о назначении экспертизы суд, как правило, приостанавливает производство по делу, в этом случае лица, участвующие в деле, и суд не вправе совершать каких-либо процессуальных действий, не связанных с проведением данной экспертизы; все ожидают заключения эксперта.

Порядок проведения судебной экспертизы

Экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании. Как правило, избирается второй путь, что позволяет эксперту более качественно подойти к составлению текста экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.

Вознаграждение за выполнение экспертизы выплачивается либо стороной, которая ходатайствовала о её проведении, либо из бюджета, если экспертиза была назначена по инициативе суда.

Эксперт

Заключение эксперта

  • время и место производства судебной экспертизы;
  • основания производства судебной экспертизы;
  • сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
  • сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
  • предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  • сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

В случае выявления нарушений требований закона, заключение эксперта признаётся недопустимым доказательством и не используется при аргументации тех или иных обстоятельств.

Дополнительная экспертиза

  • недостаточной ясности заключения эксперта (экспертов);
  • недостаточной полноты выводов, изложенных в заключении эксперта (экспертов);
  • возникновения новых вопросов по ранее исследованным обстоятельствам судебного дела.

Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза

  • возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта;
  • наличия противоречий в выводах эксперта (экспертов).

Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

В определение (постановление) о назначении повторной судебной экспертизы включаются те вопросы, которые были предметом первоначальной экспертизы, но их решение вызвало сомнение, а также другие дополнительные вопросы, возникшие к моменту назначения такой экспертизы в отношении тех же объектов исследования (например, о правильности и научной обоснованности конкретного метода исследования; о несоответствии исходных данных и выводов эксперта и т.п.).

В случаях, если сомнение в обоснованности и правильности вызывают лишь некоторые выводы эксперта, то на разрешение повторной экспертизы нет необходимости ставить все ранее поставленные вопросы.

Повторная экспертиза: когда и как ее можно добиться

Согласно общему правилу, если суд сомневается в правильности уже имеющегося экспертного заключения, судья может назначить повторное исследование (ст. 87 ГПК и ст. 87 АПК). Но точного перечня оснований в процессуальных кодексах нет. Чаще всего суды идут на такой шаг, если специалисты конкретно не ответили на один из вопросов суда, имели недостаточную квалификацию или их выводы противоречат другим доказательствам по делу, перечисляет юрист. Подобные моменты имели место и в споре Андрея Ильина* с ИП Ларисой Стукаловой, которая занимается продажей мебели.

Неудачный заказ

Началось все с того, что Ильин заказал кухонный гарнитур авторской работы за 295 000 руб. Но то, что привезли, ему не понравилось. Потребитель утверждал, что фасад гарнитура выполнен не так, как он просил: и размер совсем другой, и расцветку он заказывал другую. Но ИП Стукалова с этим не согласилась. Мирно конфликт решить не удалось, поэтому дело закончилось судебным процессом. Ильин принес на заседание заключения специалистов, которые указывали, что цвет и структура деталей произведенного гарнитура не соответствуют изначальному заказу. Но суд не стал их учитывать, сославшись на то, что специалистов спорных исследований не предупреждали об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.

Тогда Ильин попросил суд назначить повторную экспертизу, потому что выводы первой он счел неопределенными. Суд отказал, ведь результатов первоначального исследования и так достаточно для четкого вывода: дефектов у гарнитура нет, а экспертов предупредили об уголовной ответственности за ложные выводы. Иск оставили без удовлетворения, а апелляция и кассация с этим согласились (дело № 33-15118/2019).

Оспаривание в ВС и мнения юристов

Вместо того чтобы проверить претензии покупателя к фасаду гарнитура, специалисты просто проверили, есть ли брак. Указывая на перечисленные обстоятельства, тройка судей под председательством Сергея Асташова отменила выводы апелляции и кассации и отправила дело на новое рассмотрение обратно в Ростовский областной суд (пока еще не рассмотрено).


Суды часто относятся к судебной экспертизе как к сакральному документу. Хотя это ошибка: зачастую экспертизы проводятся некачественно, а фактическое перекладывание судом ответственности за решение на эксперта противоречит сути правосудия.

Айнур Ялилов, партнер Шаймарданов, Ялилов и Сабитов Шаймарданов, Ялилов и Сабитов Региональный рейтинг. ×

Когда нужно добиваться назначения повторной экспертизы

– эксперт ссылается на обстоятельства, не подтвержденные материалами дела;

– эксперт неверно применил методики в своем исследовании;

– эксперт оказался неквалифицированным в спорной области;

– нет подписи эксперта о том, что его предупредили об уголовной ответственности;

– эксперт самостоятельно собирал материалы для проведения экспертизы;

– эксперт лично общался с участниками процесса;

– экспертизу провели без сторон и не известили их;

– эксперт лично не осматривал объект исследования.

Список подготовлен на основе комментариев Ивана Суздалева и Айнура Ялилова.

Какие доказательства помогут

Если суд посчитает выводы уже проведенной экспертизы обоснованными, то он откажется инициировать повторное исследование, даже если с этим заключением будет спорить одна из сторон дела, подчеркивает Ялилов. Ведь по закону назначение повторной экспертизы является правом, а не обязанностью суда.

Нужно ли что-то менять в правилах

Мнения о том, нужно ли подробнее регламентировать процедуру назначения повторной экспертизы, разделились. Суздалев считает, что достаточно и нынешнего регулирования. По его словам, суть проблемы в том, что суды необоснованно считают отдельные доказательства приоритетными, не анализируют их в совокупности и не мотивируют свои выводы.

Все прописать и учесть невозможно, это и не нужно, замечает Ялилов. С коллегой соглашается и Светлана Иванова из FTL Advisers FTL Advisers Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Частный капитал группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × . Право суда назначить повторную экспертизу как особый способ проверки вытекает из принципа его самостоятельности. То есть суд устанавливает доказательства и оценивает их по своему внутреннему убеждению, которое основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (Определение Конституционного суда от 25 октября 2016 года № 2283-О).


Проблему в рамках гражданского процесса можно решить, если наделить каждого участника дела правом представить заключение привлеченного эксперта. Исчезнут трудности с выбором первоначального эксперта и назначением повторной экспертизы. Суд будет принимать взвешенное решение на основании двух заключений и допросов двух экспертов.

Иван Суздалев, партнер Ost legal Ost legal Федеральный рейтинг. группа Природные ресурсы/Энергетика группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство ×

Аркадий Келарев

Эксперт, адвокат, преподаватель Санкт-Петербургского института адвокатуры, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), преподаватель Палаты судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова СУДЭКС

О мероприятии

Обучение составит 20 часов онлайн-занятий, в ходе которых предусмотрено решение задач с проведением расчетов по формулам, основанных на закономерностях механики, которые встречаются в экспертной практике наиболее часто, задач по определению параметров движения транспортных средств, различных обстоятельств, связанных с установлением механизма столкновения транспортных средств и механизма наезда на пешеходов.

Для подготовки к аттестации и самостоятельного обучения (84 часа) участникам курса предоставляется специальная литература и методики, рекомендованные РФЦСЭ при Минюсте РФ, ЭКЦ МВД России к использованию экспертам-автотехникам при производстве судебных экспертиз.

Завершается курс итоговой аттестацией (экзаменом), проводимой в форме электронного тестирования.

Участникам курса, успешно прошедшим итоговую аттестацию, СУДЭКСом будет выдано удостоверение о повышении квалификации, с внесением данных в Федеральный реестр сведений о документах об образовании. Также выдается Сертификат института адвокатуры, подтверждающий исполнение требований Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов.

Полученные знания позволяют адвокату (юристу) не только на экспертном уровне разбираться в обстоятельствах ДТП, но также участвовать в делах о ДТП одновременно в двух качествах. Во-первых, самостоятельно выступать в качестве специалиста или эксперта – лица, обладающего специальными познаниями в исследовании обстоятельств ДТП; во-вторых, в качестве адвоката (юриста), представляющего интересы участника ДТП.

ПРОГРАММА КУРСА

20 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00

I. Правовые и организационные основы судебной автотехнической экспертизы

Тема 1. Предмет доказывания по делам об автотранспортных преступлениях (далее – АТП).

Понятие состава АТП. Предмет доказывания по делам об АТП. Понятие состава АТП и особенности предмета доказывания по уголовным делам об АТП. Пределы доказывания по делам об АТП, пределы экспертного исследования.

Тема 2. Судебная автотехническая экспертиза (далее – САТЭ).

Судебная автотехническая экспертиза, ее содержание и задачи. Предмет и объекты САТЭ. Классификация САТЭ. Дискуссионные вопросы экспертной практики и их решение. Перспективы развития САТЭ.

Тема 3. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы на предварительном следствии и в суде.

Назначение САТЭ на предварительном следствии. Постановление о назначении экспертизы и материалы, представляемые на экспертизу. Дополнительная, повторная, комиссионная и комплексная экспертизы. Исходные данные, используемые экспертом-автотехником при даче заключения. Особенности назначения САТЭ судом. Участие специалиста-автотехника в производстве следственных действий.

Организация производства САТЭ в экспертных учреждениях. Особенности и права руководителя. Процессуальный порядок производства экспертизы на предварительном следствии и в суде. Последовательность действий эксперта-автотехника. Пределы инициативы эксперта-автотехника. Обязанности и права эксперта-автотехника.

22 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00

II. Основы теории автомобиля, организации и безопасности дорожного движения

Тема 4. Основы организации и безопасности дорожного движения.

Правила дорожного движения (далее – ПДД), краткая история их развития. Основные положения Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах. Положение о госавтоинспекции, ее основные задачи и направления работы; роль и задачи дорожного надзора; квалификационные требования к водителям; классификация дорожно-транспортных происшествий; активная и пассивная безопасность автомобиля; профилактическая работа судебного эксперта-автотехника в процессе производства экспертиз.

Тема 5. Основы теории движения транспортных средств (далее – ТС).

Силы и моменты, действующие при движении ТС; уравнение движения ТС; графики силового баланса; динамическая характеристика; ускорение, время и путь разгона; тормозная динамика ТС.

III. Методическая и нормативно-техническая документация в области экспертного исследования обстоятельств ДТП

Тема 6. Экспертное определение параметров торможения ТС и времени реакции водителя.

Замедление ТС при торможении; тормозной и остановочный путь ТС; время реакции водителя; время запаздывания срабатывания тормозной системы; время нарастания замедления; время торможения; определение скорости ТС перед началом торможения, в момент ДТП.

Тема 7. Экспертное исследование наезда на пешеходов.

Причины наездов на пешеходов и задачи экспертного исследования; механизм наезда на пешехода; техническая возможность предотвращения наезда на пешехода, перемещавшегося в попутном (встречном) направлении, в поперечном направлении, при ограниченной видимости, при ограниченной обзорности; экспертный анализ ДТП с помощью ЭВМ.

Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.

27 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00

Тема 8. Экспертное исследование столкновений ТС.

Причины столкновений ТС и задачи экспертного исследования; классификация столкновений; механизм столкновения ТС; экспертное исследование процесса сближения ТС, процесса взаимодействия при столкновении, процесса отбрасывания после столкновения; техническая возможность предотвращения столкновения.

Тема 9. Экспертное исследование маневра объезда, опережения и обгона ТС.

Силы, действующие в процессе маневра ТС; методика экспертного исследования маневра; понятие обгона; исходные данные, необходимые для экспертного исследования обгона и объезда; обгон с постоянной скоростью; обгон с ускорением и замедлением; незавершенный обгон.

Тема 10. Экспертное исследование устойчивости и управляемости ТС.

Понятия устойчивости и управляемости ТС. Потеря поперечной устойчивости ТС на горизонтальной дороге и на негоризонтальной дороге. Потеря продольной устойчивости ТС. Потеря управляемости ТС. Исследование ДТП, связанных с заносом ТС. Определение критических скоростей движения ТС по условиям заноса и опрокидывания.

Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.

Промежуточная аттестация:

– проводится в форме электронного тестирования с решением ситуационных задач по пройденным темам, с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответа;

– количество вопросов в тесте: 20;

– время, отводимое на сдачу теста: 20 минут;

– количество попыток для сдачи теста: 1;

29 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00

Тема 11. Экспертное исследование ДТП, происшедших в условиях ограниченной видимости.

Понятия общей и конкретной видимости. Методы их определения и использования экспертом. Решение вопросов о соответствии скорости движения ТС условиям общей видимости и о технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП в условиях ограниченной видимости опасного объекта.

Тема 12. Экспертное исследование действий водителей на соответствие требованиям Правил дорожного движения (далее – ПДД).

Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.

Итоговая аттестация (экзамен):

– проводится в форме электронного тестирования;

Критерий тестовых заданий на экзамене:

Занятие проводит эксперт, адвокат, преподаватель Санкт-Петербургского института адвокатуры, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), преподаватель Палаты судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова СУДЭКС Келарев Аркадий Вячеславович.

Стоимость: 35 000 рублей.

Записаться на онлайн-курс и оплатить участие в нем можно на сайте Института адвокатуры.

В настоящей статье речь пойдёт о процессе, происходящем на более зрелом этапе расследования, который неизбежен практически по всем делам о ДТП с пострадавшими, а именно — о назначении и проведении автотехнического исследования, результаты которого зачастую составляют костяк доказательств, на основе которых органы следствия и суда оценивают действия участников ДТП.

Для чего назначается автотехническое исследование?

Кто его назначает?

Какими учреждениями проводятся данные экспертизы ?

Какие виды данного исследования бывают?

Какие вопросы способна решить автотехническая экспертиза ?

Исходные данные, задаваемые эксперту при назначении автотехнической экспертизы.

Кому принадлежит прерогатива их формирования?

Каковы полномочия стороны защиты (равно как и потерпевшей стороны) при при назначении данного вида исследований?

С уверенностью заявляю, что вышеприведённый перечень вопросов далеко не всеохватывающий и не может претендовать на полное освещение всех деталей рассматриваемого вида исследования.

Тема автотехнического исследования весьма обширна, чтобы раскрыть её в единственной статье.

Методики исследований находятся в процессе постоянного развития и совершенствования, что безусловно ведёт к устареванию определенного массива информации и должной своевременной актуализации.

Итак, как правило, назначается автотехническое исследование/экспертиза в связи с тем, что для оценки значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения уголовного дела, требуются специальные познания в области автотехники.

Процесс дорожного движения связан со взаимодействием трёх основных составляющих: дорожная среда (условия), водитель, транспорт.

Именно эти составляющие и исследуют, с технической точки зрения, эксперты автотехники.

Автотехническое исследования/экспертизы по материалам доследственной проверки и по уголовным делам назначают следователи. При этом, по материалам доследственной проверки назначаются именно исследования, а по уголовным делам экспертизы.

На стадии судебного разбирательства автотехническая экспертиза может быть также назначена судом.

Проводятся данные виды экспертиз, как правило, в экспертно-криминалистических центрах системы МВД, либо Российском Федеральном Центре Судебной экспертизы при Министерстве Юстиции РФ.

Автотехнические экспертизы бывают разных видов.

Условно разделю их на следующие:

— Расчётные;

— Диагностические;

— Трассологические;

— Комплексные.

Диагностические экспертизы даже по названию легко идентифицировать по их назначению.

Данный вид экспертиз призван установить техническое состояние узлов, деталей, систем механического транспортного средства.

При выявлении неисправности в какой-то системе, узле, детали транспортного средства, как правило требуется установить момент и причину её возникновения, возможность у водителя выявить наличие этой неисправности, а также наличие или отсутствие причинно-следственной связи выявленной неисправности с ДТП.

При проведении данного вида экспертиз, эксперт непосредственно исследует состояние конкретной детали, узла, системы транспортного средства, проверяет её состояние при помощи специального оборудования и методик.

Трассологические экспертизы проводятся с целью исследования следов и процессов их образования. В одних случаях требуется установить какое именно транспортное средство контактировало или не контактировало с другим, кроме того, насколько значимым было воздействие от данного контакта, способно ли было оно привести к изменению траектории транспортного средства в определенном направлении и т.д. В других ситуациях выясняется механизм ДТП, углы столкновения, место столкновения и т.д.

Данный род экспертиз неразрывно связан с непосредственным исследованием транспортных средств, участвующих в ДТП.

Комплексные автотехнические экспертизы проводятся при необходимости привлечения к исследованию эксперта иной области знаний, помимо автотехника.

Так, при наезде на пешехода может быть назначена комплексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза, при этом эксперты разных областей знаний будут высказываться по заданным вопросам, как отдельно по своему направлению, так и совместно с коллегами, иной области знаний.

Возможно назначение комплексной автотехнической и химической экспертизы, при необходимости исследовать и идентифицировать наслоения ЛКП (лакокрасочного покрытия), к примеру при ДТП, при котором второй участник покинул место аварии, а затем его транспорт был обнаружен.

Возможно назначение комплексной автотехнической и видеотехнической экспертизы. В настоящее время это очень популярный вид экспертиз.

При подобном исследовании участвует эксперт видеотехник, который, при наличии достаточно качественной видеозаписи ДТП, зачастую способен с точностью установить скорость транспортных средств (участников ДТП) до происшествия и иные значимые моменты.

Какие вопросы способна разрешить автотехническая экспертиза?

На разрешение автотехнической экспертизы можно сформулировать великое множество вопросов.

Чтобы безошибочно ориентироваться в возможных к постановке вопросах, следует учитывать вышеприведённую градацию видов автотехнических экспертиз. В постановлении о назначении экспертизы, кроме вопросов, должностное лицо, назначающее экспертизу, приводит так называемые исходные данные, об этом чуть позже в настоящей статье.

К вопросам, выносимым на разрешение расчётных экспертиз относятся:

— Каков остановочный путь и остановочное время конкретного механического транспортного средства (марка, модель) в рассматриваемых дорожных условиях при торможении с конкретной величины скорости (к примеру при торможении со скорости 50-60 км/ч) ?

— Каков непосредственный путь торможения конкретного механического транспортного средства (марка, модель) в рассматриваемых дорожных условиях при торможении с конкретной величины скорости ( к примеру при торможении со скорости 50-60 км/ч) ?

— Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на пешехода посредством применения торможения, с момента возникновения опасности, указанного в исходных данных, при скорости движения транспортного средства до происшествия — [конкретная величина] ?

— Имело ли место ограничение обзорности пешехода, с рабочего места водителя, при определенном расположении попутных (или встречных) транспортных средств, если да, то в какой момент времени пешеход появился в поле зрения водителя ?

— Какова величина скорости конкретного транспортного средства (марка, модель) в рассматриваемых дорожных условиях, перед началом торможения, в соответствии с длиной следов торможения (скольжения) обнаруженных и зафиксированных на месте ДТП ?

— Какова величина безопасной дистанции между таким-то и таким то конкретным транспортным средством, при движении последних с такой-то скоростью ? (подобный вопрос уместен в тех случаях, когда водитель уверяет, что препятствие, к примеру в виде пешехода или стоящего автомобиля, появилось в его поле зрения из-за попутного автомобиля, который следовал впереди и резко перестроился).

— Какое расстояние необходимо транспортному средству (модель, марка) для перестроения на одну полосу левее (правее), при скорости движения такой-то, без потери габаритной устойчивости? (подобный вопрос уместен в тех случаях, когда водитель уверяет, что препятствие, к примеру в виде пешехода или стоящего автомобиля, появилось в его поле зрения из-за попутного автомобиля, который следовал впереди и резко перестроился).

— Соответствовали ли в имеющейся дорожно-транспортной ситуации действия участников ДТП требованиям Правил дорожного движения РФ?

Если нет, то в чьих действиях имелись несоответствия и какие из них, с технической точки зрения, находятся в причинной связи с ДТП? (стоит учитывать, что эксперты дают оценку исключительно с технической точки зрения, и исключительно в отношении водителей, действия пешеходов эксперты-автотехники не оценивают).

К вопросам, выносимым на разрешение диагностических экспертиз относятся:

В каком состоянии до момента ДТП находились подвеска и колёса конкретного транспортного средства ?

Если имела место разгерметизация какого-то колеса транспортного средства, то в какой момент произошла разгерметизация, в чём её причина и как этот факт мог сказаться на изменении курсовой устойчивости транспортного средства ?

Если в процессе экспертизы будет выявлена неисправность подвески транспортного средства, то в какой момент возникла данная неисправность, причина её возникновения, мог ли водитель заблаговременно до момента ДТП это выявить, и могла ли данная неисправность послужить причиной ДТП (изменение курсовой устойчивости транспортного средства) ?

В каком состоянии до момента ДТП находилась тормозная и рулевая система транспортного средства?

Если в какой-либо из указанных систем будет выявлена неисправность, то в какой момент она возникла? В чём причина её образования?

Мог ли водитель выявить данную неисправность до или в момент поездки?

Как могла данная неисправность проявить себя (изменение курсовой устойчивости, отсутствие эффективного торможения и т.д.) ?

В каком состоянии (исправно/неисправно, включено/выключено) до момента ДТП находились осветительные приборы транспортного средства (передние фары: лампочки ближнего и дальнего света, лампы габаритных огней, состояние и положение переключателей, состояние цоколя ламп, состояние вольфрамовой нити ламп, задние фары: состояние цоколя ламп, состояние вольфрамовой нити ламп, состояние переключателей, указатели поворотов - состояние цоколя ламп, состояние вольфрамовой нити ламп, состояние переключателей) ?

К вопросам, выносимым на разрешение трассологических экспертиз относятся:

— механизм ДТП (данный вопрос подразумевает ответ на целый спектр вопросов: место наезда или столкновения, градус столкновения, параметры взаимодействия в момент контакта и векторы разворота, разброса транспортных средств и т.д.);

— Что явилось причиной разгерметизации конкретной покрышки (колеса) транспортного средства: наезд на посторонний предмет на проезжей части?; Наезд на бордюрный камень?; Повреждения, возникшие (к примеру) при столкновении с павильоном остановки общественного транспорта ?

— С какой скоростью следовали транспортные средства перед столкновением, с учётом величины их разброса (и разброса частей от них)? (данный вопрос, в соответствии с ограничением имеющихся и действующих методик, может быть разрешён экспертом только при столкновении автомобилей с градусом близким к 90, при условии, что транспортные средства после столкновения ни с чем не контактировали).

— Составляли ли до ДТП единое целое представленные на экспертизу обломки (к примеру) бампера с бампером конкретного транспортного средства? (данный вопрос уместен при сокрытии виновника аварии с места ДТП, при том, что на месте ДТП изъяты части бампера, а потом задержано и предполагаемое транспортное средство — участник ДТП).

К вопросам, выносимым на разрешение комплексных автотехнических экспертиз относятся:

— вопросы, из блока расчётных экспертиз, в случае назначения комплексной автотехнической и судебно-медицинской экспертизы. В этом случае эксперты медики могут установить значимые моменты (положение пострадавшего при наезде — горизонтальное или иное, стоял или двигался и т.д.).

Либо комплексной судебной автотехнической и видеотехнической экспертизы, где эксперт видеотехник высказывается в части видеозаписи и параметров движения автомобиля, а эксперты автотехники производят дальнейшие расчеты, на основе данных от эксперта видеотехника;

— Каким образом (на каком сиденье) размещались в транспортном средстве пострадавшие (к примеру): Иванов, Петров, Сидоров, Сусанин?

Зачастую часть людей в автомобиле погибает, а выжившие претендуют на пассажирские места, хотя в реалии кто-то из выживших мог в момент ДТП быть водителем, но избегая уголовной ответственности, предполагаемый виновник может избрать защитную версию о том, что сам не управлял автомобилем, был пассажиром, а кто был водителем не помнит или помнит, что был такой-то. ).

Исходные данные, задаваемые эксперту при назначении автотехнической экспертизы.

При назначении автотехнической экспертизы весьма важным является не только правильно сформулировать вопросы, но и в полном объеме предоставить эксперту необходимые для разрешения вопросов исходные данные.

Выше упоминалось, что предметом исследования экспертов автотехников могут являться три составляющие дорожного движения: дорожная среда, водитель, транспорт.

К исходным данным несомненно относится:

Вид покрытия дороги: асфальт, грунтовка, иное;

состояние дороги: сухая, мокрая, снежный накат, гололёд и т.д.;

профиль пути: наклон столько-то градусов, уклон столько-то градусов, горизонтального профиля);

элементы организации движения (дорожная разметка, знаки, светофоры);

наличие иных факторов: ямы и выбоины и их характеристики и т.д.);

Техническая исправность транспорта;

Характер и состояние перевозимого груза, наличие пассажиров;

Условия видимости: общая видимость (видимость дороги) в условиях места ДТП составляет такую-то величину; конкретная видимость (видимость конкретных объектов) в условиях места ДТП составляет такую-то величину.

Условия освещенности: время суток, наличие или отсутствие искусственного освещения, освещения от приборов освещения на автомобилях и т.д.;

Время реакции водителя на торможение: конкретная величина, в среднем это 1 секунда, но для каждого случая есть дифференцированная таблица времени реакции водителя на начало торможения (легко обнаружить её в свободном доступе в сети интернет);

Темп движения пешехода: как правило указывается из показаний свидетелей, (к примеру) спокойный шаг, а величина указывается из дифференцированной таблицы темпа движения пешеходов в соответствии с возрастной и половой принадлежности (данная таблица также есть а интернете);

Скорость движения транспортного средства: как правило, указывается из показаний свидетелей;

Момент возникновения опасности для движения (данный момент как правило безапелляционно определяет следователь, но не факт, что он задаётся объективно, и требуется изучать данный аспект в каждом конкретном случае): (к примеру) выход пешехода на проезжую часть или выезд автомобиля на пересечение проезжих частей и т.д.

Иные значимые обстоятельства.

Стоит отметить, что при отсутствии определённых исходных данных, эксперт имеет право заявить ходатайство об их предоставлении. В случае, если же запрошенные данные не будут представлены эксперту, он по прежнему вправе сообщить о невозможности дать заключение по поставленным вопросам, с указанием причин этого.

Каковы полномочия стороны защиты (равно как и потерпевшей стороны) при при назначении данного вида исследований?

Адвокат вправе на платной основе привлечь специалиста к адвокатскому расследованию.

Иными словами — адвокат может, по имеющимся у него материалам адвокатского расследования, консультироваться со специалистом (экспертом-автотехником) и (или) назначить независимое экспертное автотехническое исследование.

Я, в своей адвокатской практике, довольно часто пользуюсь данным полномочием.

Если последствия ДТП не летальный исход, то длительное время (более нескольких месяцев) материал о ДТП пребывает в подразделении ГИБДД, причём в стадии административного расследования.

На данной стадии защитник, равно как и участник ДТП, вправе полностью ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении.

Получив значимые материалы ДТП (схема ДТП, протокол осмотра, объяснения участников и очевидцев), защитник вполне может сработать на упреждение и назначить независимое экспертное автотехническое исследование, при этом для назначения данного исследования в большинстве случаев будет достаточно вышеуказанных материалов дела.

Кроме того, я практикую рецензирование экспертиз, проведенных следственными органами, у частных экспертов-автотехников.

На практике, — эксперты тоже люди, и они склонны делать ошибки, которые могут быть значимыми при формировании выводов экспертизы.

Надо отметить, что бичом нынешнего подхода к расследованию ДТП — является безапелляционная позиция следователя в определении исходных данных, при назначении экспертизы.

Так, следователь может умышленно занизить темп движения пешехода или скорость автомобиля, а также избрать не объективный момент возникновения опасности для движения (к примеру задать момент возникновения опасности для движения на МКАД с момента выхода пешехода в крайнюю правую полосу, при том, что наезд состоялся в крайней левой полосе, ну и при отсутствии на МКАД наземных пешеходных переходов в принципе).

Как не трудно догадаться, вышеуказанными действиями следователь ухудшает положение водителя и увеличивает шанс того, что эксперты сделают выводы не в пользу водителя.

Именно поэтому исходные данные, при назначении автотехнической экспертизы, адвокату надлежит внимательно изучать, сопоставлять их по критериям соответствия, разумности, объективности.

При этом важно — указывать в протоколах ознакомления с постановлением о назначении экспертизы соответствующие замечания и заявления, при выявлении злоупотреблений, со стороны следователя.

Отдельно стоит отметить, что полномочиями ст. 198 УПК РФ предусмотрено право ознакомления сторон в уголовном процессе с постановлением о назначении судебной экспертизы.

Здесь важно соблюдение данных полномочий.

В дополнение хочу отметить — заключение автотехнической экспертизы имеет весьма важное значение при оценке действий участников ДТП.

Поэтому, при отсутствии опыта защиты по данному виду преступлений, обращение адвоката к эксперту автотехнику весьма полезно и целесообразно.

Специалист в этой области всегда способен рецензировать уже полученные заключения экспертиз, помочь в оценке имеющихся материалов дела, а также определиться с необходимостью назначения независимого экспертного автотехнического исследования.

При дальнейшем предоставлении следствию заключения независимого экспертного автотехнического исследования, проведённого по запросу защитника, создаётся отличное подспорье для стороны защиты.

Если выводы экспертизы, проведённой следствием и исследования, проведённого стороной защиты, находятся в жестком противоречии, то заключение независимого исследования служит значимым основанием к заявлению ходатайства о проведении повторной экспертизы, в рамках предварительного расследования. Соответственно, если в рассматриваемом случае удастся добиться назначения повторной экспертизы, то при ознакомлении с постановлением о её назначении, особое внимание защитник должен уделить объективности исходных данных и полноте сформированных вопросов.

Читайте также: