Порядок формирования состав и структура верховного суда российской федерации презентация

Обновлено: 14.05.2024

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсуд­ным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федераль­ным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассаци­онной и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказе в регистрации кандидата в Президенты РФ. Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти. Верховный Суд РФ не может создавать новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не опре­делены и могут иметь разное применение. Верховный Суд РФ осуществляет контроль за выполнением судами ру­ководящих разъяснений, разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституцион­ный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федераль­ных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При воз­буждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются Судеб­ная коллегия по уголовным делам. Судебная коллегия по гражданским де­лам, Военная коллегия. Президиум и Пленум. Судебная коллегия но уголовным делам в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела особой важности и общественного значения, принятые к производству по инициативе Верховного Суда или Генерально­го прокурора РФ. В качестве суда надзорной инстанции она проверяет не вступившие в силу приговоры судов второго звена судов общей юрисдикции. В порядке надзора судебная коллегия по уголовным делам проверяет приго­воры всех нижестоящих судов, вступившие в законную силу, а также касса­ционные определения и решения, вынесенные в порядке надзора областных и других равных им судов. Судебная коллегия но гражданским делам рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые она приняла к своему произ­водству. В качестве кассационной инстанции она проверяет обоснованность и законность решений по гражданским делам судов второго звена, не всту­пивших в законную силу. В качестве надзорной инстанции судебная колле­гия проверяет решения по гражданским делам всех нижестоящих судов об­шей юрисдикции, вступившие в законную силу, кассационные определения и решения в порядке надзора областных и других равных им судов. Военная коллегия в качестве суда первой инстанции рассматривает уголов­ные дела исключительной важности, а также дела военнослужащих, имеющих звание генерала (адмирала) либо занимающих должность командира соедине­ния и выше. В качестве суда второй инстанции Военная коллегия проверяет законность и обоснованность приговоров военных судов округов, не вступив­ших в законную силу. Как надзорная инстанция - вступивших в законную си­лу приговоров и определений всех нижестоящих военных судов.

Пленум и Президиум Верховного Суда РФ, их составы и полномочия.

Главная задача Пленума Верховного Суда РФ состоит в даче разъяснений по вопросам судебной практики, вытекающим из различного применения за­кона при осуществлении правосудия. С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ. Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Ге­нерального прокурора РФ или министра юстиции РФ. Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже одного раза в четыре месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного соста­ва. На Пленуме решаются и другие вопросы: о законодательной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и другому законодательству. Пленум утверждает судебные составы коллегий и секретаря Пленума, научно-консультационный совет при Верховном Су­де РФ. Верховный Суд РФ состоит из председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Прези­дента РФ. Срок их полномочий не ограничен. Гражданские и уголовные дела рассматриваются в составе судьи Верхов­ного Суда и двух народных заседателей или трех судей. В кассационном по­рядке дела проверяются в составе трех профессиональных судей. В порядке надзора дела в коллегиях рассматриваются тремя судьями, а в Президиуме - большинством его членов. Все судьи Верховного Суда РФ, как носители судебной власти, незави­симы в своей судебной деятельности, подчиняются только закону и облада­ют неприкосновенностью. Председателю Верховного Суда РФ предоставля­ется государственная охрана.

Слайды и текст этой презентации


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 Конституции РФ).
Верховный суд как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны. При этом он действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчётен.
В своей деятельности при осуществлении правосудия Верховный Суд руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России, а также конституциями (уставами) и другими законами субъектов Федерации.


Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом "О Верховном Суде Российской Федерации" (Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ).
Верховный Суд РФ создан на основании прямой нормы Конституции РФ. Это означает, что его упразднение возможно только путём внесения поправок в Основной закон страны.
Срок полномочий судей Верховного Суда РФ законом не ограничен, судьи несменяемы, обладают неприкосновенностью и другими гарантиями в соответствии с действующим законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи Верховного Суда – 70 лет.


Полномочия Верховного суда РФ (ст.2)

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.
Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.


Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также государственных корпораций;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ;
3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд РФ предусмотрено федеральным законом;


4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст.85 Конституции РФ;


5. Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ.
6. Верховный Суд РФ осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции РФ право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства РФ по вопросам своего ведения.


7. Верховный Суд РФ:
1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;
2) обращается в Конституционный Суд РФ в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции РФ с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
3) выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания РФ обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;


4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ;
6) публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами;


Состав Верховного Суда РФ (ст.3)

1. Верховный Суд РФ состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда РФ.

2. Верховный Суд РФ действует в следующем составе:
1) Пленум Верховного Суда РФ;
2) Президиум Верховного Суда РФ;
3) Апелляционная коллегия ВС РФ - в качестве судебной коллегии ВС РФ;
4) Судебная коллегия по административным делам ВС РФ;
5) Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ;
6) Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ;
7) Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ;
8) Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ;
9) Дисциплинарная коллегия ВС РФ - в качестве судебной коллегии ВС РФ.


Состав Верховного Суда РФ

Заместители председателя
ВС РФ = председатели СК ВС


Пленум Верховного Суда РФ

Действует в составе Председателя ВС РФ, его заместителей и судей Верховного Суда.
По приглашению Председателя ВС РФ могут участвовать в работе Пленума судьи Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, иные судьи и др. лица.
Пленум созывается не реже одного раза в 4 месяца.
Его заседание правомочно при наличии не менее 2/3 от числа действующих судей ВС РФ
Решения (в форме постановлений) принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.


1. рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ;
2) решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции РФ принадлежащего ВС РФ права законодательной инициативы по вопросам своего ведения;
3) обращается с запросами в Конституционный Суд РФ в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;
4) утверждает по представлению Председателя ВС РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума ВС РФ из числа судей этого Суда;
5) утверждает по представлению Председателя ВС РФ Научно-консультативный совет при ВС РФ и положение о нём;
и др.


Президиум Верховного Суда РФ

Состоит из 13 судей. Его состав утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. В обязательном порядке в него входят по должности Председатель ВС, его заместители, а также судьи ВС.
Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.
На заседании Президиума Верховного Суда председательствует Председатель ВС, а в его отсутствие - один из заместителей Председателя ВС.
На заседании Президиума Верховного Суда ведется протокол.
Постановления принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем ВС РФ.


Полномочия Президиума ВС РФ (ст.7)

1) в соответствии с процессуальным законодательством РФ и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;
2)обращается в Конституционный Суд РФ на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
3) разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;
4) утверждает положение об аппарате Верховного Суда РФ, его структуру и штатное расписание;
5) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда РФ на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ;
6) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.


Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ

Апелляционная коллегия ВС РФ действует в составе председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ и десяти членов Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ, избираемых Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ сроком на пять лет в порядке, установленном Регламентом Верховного Суда РФ.


1) рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством РФ дела, подсудные Верховному Суду РФ, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда РФ;
2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
3) обращается в Конституционный Суд РФ на основании ч. 4 ст.125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.


Судебные коллегии Верховного Суда РФ

Судебные коллегии Верховного Суда РФ формируются в составе заместителей Председателя Верховного Суда РФ - председателей судебных коллегий Верховного Суда РФ и судей этих коллегий.
Данные коллегии утверждаются Пленумом ВС из числа судей Верховного Суда.
Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ формируются Председателем Верховного Суда РФ.
Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда РФ сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно.


1) рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ;
2) рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством РФ дела в апелляционном и кассационном порядке;
3) обращаются в Конституционный Суд РФ на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
4) обобщают судебную практику;
5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.


Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ действует в составе заместителя Председателя Верховного Суда РФ - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда РФ, избираемых Пленумом Верховного Суда РФ сроком на три года по представлению Председателя Верховного Суда РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.
3. Деятельность Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ организует заместитель Председателя Верховного Суда РФ - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ о деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
4. Организация деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ определяется положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ, утверждаемым Пленумом Верховного Суда РФ.


Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела:

1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя Верховного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;
2) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о наложении дисциплинарных взысканий на судей;
3) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о результатах квалификационной аттестации судей.

Презентация: Судебная система в Российской Федерации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Судебная система в Российской Федерации". Презентация состоит из 15 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.95 Мб.

Содержание

Презентация: Судебная система в Российской Федерации

Судебная система в Российской Федерации

Выполнила студентка юридического факультета: Засимовская Юлия 12 группа


Слайд 2

Согласно Статьи 4 Конституции РФ. 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается. 2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.


Слайд 3

К федеральным судам относятся Конституционный суд Арбитражные суды Суды общей юрисдикции


Слайд 4

Конституционный суд


Слайд 5

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", также без проведения слушаний. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления и Управления делами.


Слайд 6

Суды общей юрисдикции

3 звена судебной системы: Районный(городской) суд – первое звено Суд субъекта РФ – второе звено Верховный суд – высшее (третье) звено Суды общей юрисдикцииэто Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. Они рассматривают юридические дела между гражданами или между гражданами и организациями.


Слайд 7

Верховный суд РФ

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Полномочия и состав Верховного Суда РФ закреплены в ст.126 Конституции РФ 1. рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2. изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел; 3. осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений пленума Верховного суда Р.Ф.; 4. разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Р.Ф.


Слайд 8

Верховный суд Российской Федерации действует в составе:

1) Пленума Верховного суда Российской Федерации; 2) Президиума Верховного суда Российской Федерации; 3) Судебной коллегии по гражданским делам; 4) Судебной коллегии по уголовным делам.


Слайд 9

Районный суд


Слайд 10

Районный суд состоит из федеральных судей, назначаемых указами Президента РФ в порядке, определённом законодательством. В каждом районном суде есть председатель, назначаемый Президентом РФ сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.


Слайд 11

Мировые судьи


Слайд 12

Требования

Мировым судьёй может быть гражданин Российской Федерации: 1. имеющий высшее юридическое образование; 2. не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; 3. не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; 4. не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5. не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; 6. не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи 7. достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет (в такой стаж засчитываются не все виды юридической деятельности), а также не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ..


Слайд 13

Арбитражный суд

Функции арбитражных судов в России разрешение споров, возникающих в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; ведение статистического учёта и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности; предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества; установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке. постоянно действующий официальный государственный орган, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела в порядке гражданского и административного судопроизводства в целях защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


Слайд 14

Классификация арбитражных судов в России

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Арбитражные апелляционные суды — создаются два суда на один судебный округ. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. Федеральные арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, в состав входят председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены высшего арбитражного суда. Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.


Слайд 15

Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители и члены Суда.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом Российской Федерации.

Судьи Верховного Суда РФ, как и судьи других судов, являются носителями судебной власти, в своей деятельности они независимы, подчиняются только закону и ни перед кем не отчитываются. В зависимости от занимаемой должности, стажа работы на судейских должностях и иных предусмотренных законом обстоятельств им могут быть присвоены квалификационные классы. Как правило, судьи Верховного Суда РФ состоят во втором, первом или высшем квалификационном классе.

Основные подразделения Суда:

  • Пленум;
  • Президиум;
  • Кассационная коллегия;
  • Судебная коллегия по гражданским делам;
  • Судебная коллегия по уголовным делам;
  • Военная коллегия;
  • Судебная коллегия.

Большая часть судебной деятельности Верховного Суда РФ приходится на долю Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии (ниже — судебные коллегии). Состав этих подразделений определяется Пленумом Верховного Суда РФ по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в Верховный Суд РФ.

Непосредственно работой судебных коллегий руководят их председатели. Ими являются заместители Председателя Верховного Суда РФ.

Эти коллегии Верховного Суда РФ осуществляют рассмотрение дел по трем инстанциям: по первой, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами вступившие в силу приговоры и иные судебные решения.

По первой инстанции судебные коллегии рассматривают гражданские и уголовные дела, о которых сказано выше. Приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями по первой инстанции, могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

Разбирательство уголовных дел по первой инстанции допускается в одном из трех названных выше составов суда. Чаще всего оно осуществляется судьями единолично. Как и в нижестоящих судах общей юрисдикции, возможен коллегиальный состав (три судьи-профессионала из числа судей Верховного Суда РФ) при наличии ходатайства подсудимого. В таком же порядке допускается созыв суда с участием присяжных заседателей при разбирательстве уголовного дела в Военной коллегии.

Что касается гражданских дел, то они по первой инстанции тоже могут рассматриваться, как правило, единолично, а иногда — в случаях, предусмотренных законодательством — ив коллегиальном составе (три судьи-профессионала).

В кассационном порядке судебные коллегии рассматривают дела по кассационным жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и решения судов общей юрисдикции среднего звена. Такие дела в судебных коллегиях рассматриваются кассационными составами, в которые входят три судьи, один из которых является председательствующим. Вынесенные при этом кассационные определения (их законность, обоснованность и справедливость) проверяются Президиумом Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии уполномочены также выступать в роли инстанций, проверяющих вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные, как правило, нижестоящими судами общей юрисдикции. И они при этом используют процедуры, установленные для надзорного производства или для производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Помимо судебной деятельности судебные коллегии периодически обобщают кассационную и надзорную практику, составляют обзоры, в которых вскрывают наиболее типичные ошибки, допускаемые нижестоящими судами. Обзоры направляются в верховные суды республик, краевые, областные и другие суды, которые используют их для проведения семинаров с судьями и для совершенствования судебной деятельности. Они также публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ.

Наряду с названными судебными коллегиями (Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией) 28 декабря 2001 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о создании еще одного подразделения. Оно названо Судебной коллегией Верховного Суда РФ. В эту коллегию включены 18 судей, входящих в состав других судебных коллегий Верховного Суда РФ.

Под руководством Председателя Суда она призвана обеспечивать реализацию предписаний Федерального закона от 15 декабря 2001 г., внесшего ряд принципиальных изменений и дополнений в Закон о статусе судей. Персональный состав данной коллегии должен ежегодно переутверждаться Высшей квалификационной коллегией судей РФ.

В соответствии с предписаниями названного Закона на членов данной коллегии (отнесенные к их компетенции вопросы они рассматривают коллегиально — в составе не менее трех человек) возлагается принятие решений, связанных с претворением в жизнь некоторых гарантий неприкосновенности судей федеральных судов среднего и высшего уровней.

В частности, они уполномочены давать заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовных дел против конкретных судей или привлечения их в качестве обвиняемых, принимать решения о их заключении под стражу или о привлечении к административной ответственности, о допустимости производства оперативно-розыскных или следственных действий, ограничивающих их конституционные права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность, и др.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя и 12 судей Верховного Суда РФ. Ее персональный состав утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Рассмотрение конкретных дел в Кассационной коллегии осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ. При этом должно соблюдаться требование о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

  • рассмотрение по второй инстанции гражданских и уголовных дел по жалобам и протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;
  • рассмотрение в пределах своих полномочий судебных дел в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей, в том числе Председателя Суда, его заместителей, входящих в Президиум по должности, и нескольких наиболее квалифицированных и опытных членов Суда. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Он принимает решение, если в заседании участвует большинство его членов. Постановления Президиума по конкретным судебным делам, проверяемым в порядке надзора либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами, принимаются большинством голосов и вступают в силу немедленно.

Президиум также рассматривает вопросы о работе судебных коллегий и аппарата Суда, анализирует материалы обобщения судебной практики и оказывает помощь судам общей юрисдикции в применении ими законодательства. На его заседаниях обсуждаются вопросы о деятельности судебных коллегий по оказанию практической помощи судам среднего звена, анализируются состояние и динамика преступности, практика рассмотрения дел судами, причины вынесения ошибочных приговоров, решений и определений, эффективность мероприятий, направленных на улучшение качества судебной работы.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и всех членов Верховного Суда РФ. В его заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно.

Пленум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия:

Пленум Верховного Суда должен созываться не реже одного раза в четыре месяца. Фактически же он заседает чаще. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ уведомляются не позднее, чем за тридцать дней до заседаний.

Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Генеральному прокурору РФ и Министру юстиции РФ не позднее, чем за десять дней до заседания.

Заседание Пленума Верховного Суда РФ правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или Министром юстиции РФ, заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать члены Научно-консультативного совета или лица, приглашенные на заседание Пленума.

В необходимых случаях для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.

Секретарь Пленума наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда РФ осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протоколов и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.

Особо необходимо выделить одну из основных функций Пленума — дачу разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения имеют большое значение для обеспечения единообразного понимания закона. Они содержат весьма важные, принципиальные указания по вопросам, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения даются на основании изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и являются обязательными для всех судов Российской Федерации, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (ч. 1 ст. 56 Закона о судоустройстве).

Реализуя данное полномочие, Пленум может оперативно влиять на формирование судебной практики в Российской Федерации. Он анализирует допускаемые при осуществлении правосудия ошибки, нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания судами, а также координирует правоприменительную практику судов и выделяет ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства.

В настоящее время все еще представляет определенный интерес вопрос о возможности применения разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР при рассмотрении уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ решено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы законов бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

В связи с характеристикой полномочия Пленума Верховного Суда РФ по даче разъяснений по вопросам судебной практики весьма важно учитывать, что в последние годы объем и уровень ответственности работы в данной области значительно возросли в силу ряда причин: Верховный Суд РФ стал высшим судом полностью суверенного государства и над ним больше нет инстанции, которая могла бы "подстраховать" или "посоветовать"; принята новая Конституция РФ, обозначившая немало принципиально новых правовых решений; идет бурный процесс обновления не только старого законодательства, но и того, которое появилось сравнительно недавно; судебная практика с трудом успевает усваивать все законодательные новеллы и, чтобы обеспечить ее единообразие и правильное направление, нужны постоянные усилия по обобщению такой практики и даче соответствующих разъяснений по вопросам надлежащего применения новых, не всегда четких и полностью ясных законов.

Этим в основном и можно объяснить возросшую активность Пленума Верховного Суда РФ. Именно за последнее время появилось немало очень важных его разъяснений. К числу его постановлений, содержащих такого рода разъяснения, можно отнести, например, постановления:

"О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. №8;

"О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных" от 20 декабря 1994 г. № 9;

"Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. № 10;

"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" от 10 октября 2003 г. № 5;

"О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. № 23;

"О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации " от 5 марта 2004 г. № 1;

"О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. № 7;

"О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" от 12 марта 2002 г, № 5.

В связи с характеристикой полномочий Пленума Верховного Суда РФ особо нужно отметить, что он не обладает судебными полномочиями.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: