Какие суды есть в узбекистане

Обновлено: 16.05.2024

Встретимся в суде: как в Узбекистане обжаловать решение госорганов

Встретимся в суде: как в Узбекистане обжаловать решение госорганов

По каким вопросам следует искать правосудия в административном суде при обжаловании решения госоргана и как часто в таких спорах выигрывают заявители, Sputnik. 28.10.2021, Sputnik Узбекистан

ТАШКЕНТ, 28 окт — Sputnik. Одна из приоритетных реформ судебной системы в Узбекистане, предусмотренная Стратегией действий по развитию страны на 2017-2021 годы, – создание административных судов. Теперь, если физическое или юридическое лицо не согласно с решением госоргана и его должностного лица, то административный или публичный спор можно разрешить в суде. Конечно, если он подпадает под определение административных правоотношений.— С чем связана необходимость создания в Узбекистане административных судов?— Эта инициатива была предложена президентом Шавкатом Мирзиёевым в 2016-м. С принятием Стратегии действий по развитию республики на 2017-2021 годы судебная реформа не началась, а продолжилась. Одним из приоритетных ее направлений стала так называемая специализация судов. Под этим подразумевалось создание специализированного суда, который бы эффективно и целенаправленно обеспечивал права и защиту интересов как физических, так и юридических лиц от некоторого произвола государственных органов и чиновников.Раньше граждане с вопросами, касающимися осуществления своих прав, нарушающимися госорганами, тоже обращались в суды. Но все чаще физические и юрлица стали обращаться касательно не только своих личных интересов, но и в целях защиты прав и интересов общественности. Обращения эти рассматривали суды по гражданским делам и экономические суды. Специальных судов, которые занимались бы правоотношениями, связанными с административным регулированием, административными правоотношениями и возникающими из публичных споров, не было.В связи с этим в 2016 году была создана рабочая группа с участием ведущих экспертов и правоведов, изучившая не только зарубежный опыт, но и судебную практику. В частности, мы подробно ознакомились с опытом Германии, Франции, Польши, Греции, Италии, Эстонии, где административное судопроизводство внедрено на протяжении многих лет и показывает свою эффективность.Первым документом, регулирующим деятельность административных судов в Узбекистане, стал соответствующий указ главы государства. В документе прописан комплекс мероприятий во всех отраслях судебной системы, в частности, создание административных судов. А также дальнейшая разработка Кодекса об административном судопроизводстве и Закона об административных процедурах. С июня 2017 года в нашей стране заработали административные суды.Их главная задача — наиболее эффективно рассматривать дела, связанные с обжалованием действий и решений госорганов и их должностных лиц. Многие могут задаться вопросом: зачем нужен административный суд, если раньше разрешением всех этих вопросов занимались суды по гражданским делам и экономические суды? Раньше они рассматривали, не углубляясь в процедуру принятия того или иного решения госоргана из-за отсутствия четко прописанных механизмов. Теперь административные суды на законодательном уровне уполномочены рассматривать всю процедуру: от подачи заявления в госорган до вынесения соответствующего решения. Также в подведомственности судов по гражданским делам и экономических судов рассмотрение ведомственных нормативно-правовых актов не было прямо прописано.— За четыре года стали ли административные суды механизмом, которому люди доверяют?— Уверен, что да. Если раньше число обжалований решений госорганов составляло наименьшее количество, то после образования административных судов и провозглашения их специализации обращений становится все больше. Соответственно мы, вынося решение в пользу заявителя, будь то физическое или юрлицо, публикуем его в нашей электронной базе, и люди это видят. Более того, по итогам рассматриваемых дел, если считаем, что в действиях госорганов и их должностных лиц имеется нарушение, связанное с административными процедурами или применением норм, регулирующих публичные правоотношения, мы выносим частные определения. Этот документ направляется в вышестоящий орган для обсуждения с коллегами допущенного нарушения, а также дальнейшего его предотвращения.Данный механизм существовал и раньше, но не имел широкого применения. Сегодня мы видим, что госорганы изучают эти частные определения, в том числе приглашают для обсуждения и работников судейского аппарата. Это все говорит о том, что люди верят, доверяют, поэтому и обращаются в административные суды.— Как часто в дальнейшем вы встречаетесь с теми же нарушителями?— Если скажу, что не встречаемся, то слукавлю. Правда, мы встречаем не тех же самых чиновников, а те же госорганы с теми же нарушениями. Полагаю, что это связано с тем, что подписывающий руководитель того или иного госоргана не всегда сам готовит тот или иной документ. Как правило, этим занимаются определенные отделы, департаменты, ответственные сотрудники, а утверждает уже руководитель. Во время исполнения этих процедур и допускаются какие-то повторные нарушения.— Что показывает анализ последних трех лет: насколько госорганы ведут теперь себя более предусмотрительно и даже осторожно с оказанием услуг физическим и юрлицам?— Приведу один пример. За последнее время мы рассмотрели очень много дел, касающихся налоговых органов. В социальных сетях они известны как дела, связанные с "обналичкой". Решения налоговых органов были обжалованы в административных судах. И самое первое дело сами стороны правового спора опубликовали в соцсетях. Заявитель, выигравший процесс, увидел, что решением административного суда решение налогового органа о начислении ему налога на добавленную стоимость, пени и финансовых санкций было признано недействительным. Сами люди, в чью пользу вынесено решение, рассказывают о судебной практике, афишируют свой личный опыт. После этого начался наплыв подобных дел, в частности, со стороны юридических лиц. Это пример того, что после рассмотрения определенного числа дел налоговый орган начал соблюдать административные процедуры при вынесении подобного рода решений. Это значит, что воспитательная функция судебной системы в данном случае относится не только к гражданам, но и к госорганам. В каком-то смысле мы воспитываем их, чтобы они соблюдали нормы закона.— Есть ли статистика обращений?— Мы прослеживаем ежегодный рост рассматриваемых дел, связанных с обжалованием решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Например, в 2017-м административными судами республики рассмотрено всего 7 902 дела. Из них — 4 862 заявления удовлетворены, решения приняты в пользу физических и юридических лиц. В 2018 году это уже 17 424 дела. Удовлетворено из них 12 401. В 2019-м – 16 256, удовлетворено 11 142. В 2020 году судами республики рассмотрено чуть больше 15 000 дел, из них — 10 130 заявлений удовлетворено. Только за 9 месяцев 2021-го суды рассмотрели 11 372 дела, удовлетворили 5 583 заявления.Кроме того, административными судами Ташкента было рассмотрено 345 дел, связанных с обжалованием решения хокимията Ташкента, а также глав районных хокимиятов. Из них — 138 удовлетворено, т. е. решения хокимов признаны недействительными.Вынесено всего 133 частных определений, восемь должностных лиц по ним привлечены к дисциплинарной ответственности.В разрезе категорий дел больше всего составляют обращения, связанные с обжалованием решений и действий внебюджетных пенсионных фондов, исполнительной власти на местах (хокимиятов), налоговых и таможенных органов, Бюро принудительного исполнения, органов кадастра, Антимонопольного комитета, Агентства интеллектуальной собственности и другие.Это говорит о значительном усилении роли суда в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц – с каждым годом число обращений в административные суды растет, а категория дел расширяется.В итоге появились дела, которых до начала судебной реформы в практике судов Узбекистана никогда не было. В частности, обжалование решений Кабинета министров Республики Узбекистан, связанных с административными правоотношениями и спорами, вытекающими из публично-правовых отношений.Подчеркну: такой категории дел раньше не было. И это говорит об эффективности специализации административных судов.— Известно, что административные суды рассматривают две разные категории дел в зависимости от правовой составляющей. Расскажите, пожалуйста, что это за дела?— Поскольку реформа судебной системы продолжалась, изначально суть работы административных судов заключалась в том, что они будут рассматривать дела, связанные с административным правонарушением и административными правоотношениями.К административным правонарушениям относятся, например, нарушение общественного порядка, ДТП, хулиганство, клевета, оскорбление и т. д.Административные правоотношения – это когда при обращении физических или юрлиц в государственный орган возникает правоотношение, регулируемое административными процедурами, и в случае возникновения спора один из его участников обращается в суд.Суть работы административных судов — в рассмотрении правоотношений, но не правонарушений. Именно поэтому с января 2021 года административные правонарушения перешли в компетенцию судов по уголовным делам. Теперь данная категория дел административными судами не рассматривается. Людей путает слово "административный", поэтому очень важно разделять понятия административные правоотношения и правонарушения.— Насколько успешны дела, связанные с клеветой и защитой деловой репутации?— Этот вопрос связан с деятельностью двух судов. Клевета – это правонарушение (статистика есть у судов по уголовным делам), производная от этого правонарушения, т. е. вытекающее из этого – защита чести, достоинства и деловой репутации. Сколько таких обращений в настоящее время – сказать не могу, это не наша специфика. Но поскольку я раньше работал в судах общей юрисдикции, могу сказать, что это очень эффективный метод защиты своих прав. С такими заявлениями обращаются как физические, так и юридические лица. И эта практика в Узбекистане довольно распространена.— Как бы вы оценили уровень правовой культуры узбекистанцев?— Уровень правосознания и правовой культуры растет. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, сегодня во всех районах республики образованы отделения юстиции, где люди могут бесплатно получить консультацию. Во-вторых, на регулярной основе по утвержденным графикам (по субботам) представители судов, правоохранительных органов выезжают в места сходов граждан и проводят встречи с населением с целью повышения их правовой грамотности. Жители махаллей задают нам самые разные вопросы – от алиментов и бракоразводного процесса до вопросов уголовной и ювенальной юстиции.— Появление административных судов – значительная реформа в судебной системе Узбекистана. Но происходят ли сейчас какие-то изменения внутри административного судопроизводства?— Многие могли заметить, что нормативно-правовая база была разработана и принята достаточно быстро. Конечно, в процессе судопроизводственной практики мы выявляем какие-то моменты, требующие доработок. Верховной суд, используя свое право законодательной инициативы, вносит те или иные изменения в закон. Это не концептуальные реформы, а изменения, связанные с приведением в соответствие законодательной базы, с которой работают административные суды. В частности, это наш Кодекс.Кроме того, в своем предвыборном обращении президент сказал, что реформа административных судов продолжится. Если решение административного суда не будет исполняться госорганом, то теперь суд путем внесения соответствующего дополнения в закон будет иметь право штрафовать руководителя госоргана за неисполнение решения административного суда. На днях этот проект нормативного акта уже опубликован для обсуждения на портале СОВАЗ "Система Оценки Воздействия Актов Законодательства". Если данный проект будет утвержден и в закон внесут изменения, то у суда по административным делам появится еще один инструмент для безоговорочного исполнения судейского решения. В противном случае руководитель госоргана должен будет оплачивать штраф не из бюджета, а из своего личного кармана.

Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий и иных общественных организаций или объединений.

Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистн, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Каракалпакстан, Хозяйственного суда республики Каракалпакстан, избираемых сроком на 5 лет, областных, Ташкентского городского районых городских и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок.

Организация и порядок деятельности судов определяется законом, причём создание чрезвычайных судов не допускается. (ст.106-107 конституции Республики Узбекистан)

Теперь рассмотрим каждый из органов Судебной власти республики.

В соответствии с конституцией и Законом о Конституционном суде (ст108 конституции) Конституционный суд Республики является высшим судебным органом конституционного контроля, который в свою очередь рассматривает дела о конституционност актов законодательной и исполнительной власти.

Конституционный суд избирается из числа специалистов в области политики, права в составе председателя, его заместителя секретаря и 8 членов суда включая представителя от республики Каракалпакстан. Судьи же в свою очередь избираются в индивидуальном порядке Олий Мажлисом по представлению президента на 5 лет (президент по окончанию срока действия своих полномочий становится членом конституционного суда).

Исполнение обязанностей председателя и членов Конституционного суда несовместимо с депутатским мандатом, т.е член Конституционного суда не может быть депутатом, состоять в политической партии. учавствовать в различных движениях. Его личность неприкосновенна.Без согласия Олий Мажлиса он не может быть привлечён к уголовной ответственности, арестован, подвергнут приводу или мерам административного взыскания. В своей деятельности судьи Конституционного суда независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан (если же было совершено какое-либо правонарушение со стороны членов Конституционного суда, то уголовное дело может возбуждать против них лишь тоько главный прокурор Республики Узбекистан.)

Конституционный суд Республики Узбекистан определяет:

· соответствие конституции Республики законов и иных актов. Принятых Олий Мажлисом. Указов президента, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики;

· даёт заключения о соответствии конституции и законов Республики Каракалпакстан , конституции и законов Республики Узбекистан.

· Даёт толкование норм конституции и законов Республики.

· Рассматривает другие дела, отнесённые к его компетенции.

Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат.

Заключения Конституционного суда обязательны для всех органов государственной власти и управления, а также предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Требования Конституционного суда об устранении выявленных нарушений конституции, а также о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий. О даче разъяснений, консультаций и об изложении профессионального мнения по рассматриваемым им вопросам обязательны для всех органов. Должностных лиц и граждан, которым они адресованы.

Основными принципами деятельности Конституционного суда являются приверженность конституции, независимость, коллегиальность, гласность и равенство прав судей.

Рассматривая дела и давая заключения, конституционный суд руководствуется только конституцией как Республики Узбекистан так и Республики Каракалпакстан.

Организация и порядок деятельности Конституционного суда определяется законом.

Судьи Конституционного суда, принимая решения выражают свою правовую позицию, свободную от соображений практической целесообразности, политических склонностей и других посторонних воздействий.

Вмешательство в дела Конституционного суда не допускается и влечёт за собой предусмотренную законом ответственность.

При рассмотрении вопросов Конституционным судом и при голосовании по рассматриваемым вопросам все члены суда обладают равными правами.

Рассмотрение дел и дача заключений производится коллегиально в составе не менее 7 членов от списочного состава суда.

Заседания Конституционного суда, как правило, проходят открыто. По решению председательствующего в зал заседания могут быть допущены представители печати.

Языком судопроизводства является государственный язык (узбекский)

Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием. Судья не может воздерживаться и не учавствовать в голосовании.

К изучению вопроса Конституционный суд приступает не позднее, чем в десятидневный срок с момента получения материалов, а решение принимается в течении 6 месяцев.

К общим судам относятся:

Верховный суд Республики Узбекистан, областные суды, Ташкентский городской суд, районные, городские суды.

В соответствии с конституцией в систему судебных органов Республики по разбирательству гражданских, уголовных и административных дел входят Верховный суд Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской суды, районные, городские суды.

Каждый орган наделён конкретными полномочиями для осуществления правосудия, к его ведению относится определённый круг уголовных и гражданских дел, он обладает соответствующими правами и обязанностями.

Суды с одинаковыми полномочиями состовляют звено судебной системы. Все районные и городские суды образуют первое звено судебной системы, Верховный суд Каракалпакии, областные суды, Ташкентский городской суд объединяются во второе звено, и наконец третьим и заключительным звеном в этой цепочке является Верховный суд Республики Узбекистан-высший судебный орган Республики(по степени важности суды идут сверху вниз т.е начиная с 1 и заканчиваясь 3 звеном).

Члены верховного суда Республики Узбекистана избираются Олий Мажлисом, члены верховного суда Каракалпакстана – Эогары Кенесом на 5 лет, члены областного, городского, районного судов на тот же срок назначются президентом Узбекистана.

Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной влсти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Принимаемые им акты являются окончательными и обязательны для исполнения на всей территории Республики Узбекистан.

Верховный суд Республики Узбекистан обладает правом судебного надзора за деятельностью Верховного суда Каракалпакстан,областных, городских и районных судов.

Он состоит из председателя, его первого заместителя, заместителей, председателя судебных коллегий, судей. Его структурными подразделениями являются:

· Пленум Верховного суда

· Президиум Верховного суда

· Судебные коллегии по гражданским, уголовным делам, военная коллегия, рассматривающая дела по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке.

Верховный суд Республлики Каракалпакстан, областные суды, Ташкентский городской суд действуют в составе председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, судей и народных заседателей.

Их структурными подразделениями являются Президиум, судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам

В компетенцию Президиума Верховного суда Республики Каракалпкстан, областных судов и Ташкентского городского суда входит рассмотрение в порядке надзора дел, законченных районными и городскими судами, заслушивание отчётов председателей этих судов.

Районные и городские суды в свою очередь состоят из: Председателей суда, судей и народных заседателей.

Районный, городской суд рассматривает гржданские, уголовные и административные дела.

Народным заседателем тких судов может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе 25 лет, выбирается на 2,5 года н собрании граждан по месту жительства.

Судьями городского, районного судов могут быть граждане Узбекистана, не моложе 25 лет, имеющее высшее юридическое образование, со стажем работы по профессии не менее 2 лет и сдавшие по этой специальности квалификационные экзамены.

Система военных судов состоит из:

· Военной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан.

· Военного суда Вооружённых сил.

· Военных судов гарнизонов.

К таким судам подсудны:

· - гражданские дела по искам военнослкжащих

· - жалобы на неправомерные действия должностных лиц.

· - все гражданские и уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Военная коллегия Верховного суда Республики Узбекистан состоит из: председателя, заместителей и судей.

Военный суд вооружённых сил состоит из: председателя, судей и народных заседателей (действует на правах областного суда).

Новый принцип в судебной системе и другие изменения – беседа с заместителем председателя Верховного суда

На прошлой неделе президент подписал новый указ о деятельности судебной системы. В нём предусмотрены несколько организационно-правовых мер, направленных на совершенствование системы, повышение эффективности правосудия.

По этому поводу мы обратились с рядом вопросов к заместителю председателя Верховного суда Бахтиёру Исокову.

Кроме того, указана система создания эффективной судебной системы путём дальнейшего упрощения стадий рассмотрения дела в судах. В частности:

  • ликвидация института рассмотрения судебных дел в надзорном порядке;
  • рассмотрение в апелляционном порядке постановлений районных судов в качестве судов первой инстанции областными судами, а постановлений областных судов – судебными коллегиями Верховного суда;
  • рассмотрение в кассационном порядке судебных постановлений, рассмотренных в апелляционном порядке, судебными коллегиями Верховного суда;
  • внедряется порядок рассмотрения в кассационном порядке судебных постановлений, вынесенных по делам, рассмотренным в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда, согласно протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора и их заместителей.

- Намечено также создание системы эффективного административного правосудия с учётом передового иностранного опыта и международных стандартов. Что подразумевается под иностранным опытом и международными стандартами? Какие изменения ожидаются?


- До сегодняшнего дня дела, связанные с административными правонарушениями, рассматривали административные суды. Теперь, настоящим указом дела, связанные с административными правонарушениями, переводятся в суды по уголовным делам.

В областных административных судах и межрайонных административных судах, расположенных в областных центрах, будут рассматриваться только административные дела и споры, исходящие из массовых правовых отношений. При изучении мировой практики мы убедились в том, что административные суды рассматривают споры, исходящие из массовых правовых отношений, жалобы на действия должностных лиц и вынесенные ими решения.

Районные административные суды будут ликвидированы, а их штатные единицы будут переведены районным судам по уголовным делам. Штатные единицы межрайонных административных судов, которые будут созданы в областях, установлены исходя из населения каждой области и объёма рассматриваемых дел.

- В структуре верховного суда будет создан особый Судебный состав по рассмотрению инвестиционных споров и дел, связанных с конкуренцией. Насколько это оправдает или гарантирует доверие иностранных инвесторов к судебной системе Узбекистана?


- В данный момент осуществляется широкомасштабная работа в целях дальнейшего развития экономики нашей страны. Поэтому особую значимость имеет создание привлекательной инвестиционной среды в республике, привлечение в нашу экономику больших капиталовложений, создание эффективного механизма защиты прав инвесторов.

Согласно порядку, установленному процессуальным законодательством, инвестиционные споры рассматриваются гражданскими, административными и экономическими судами. Это, в свою очередь, затрудняет формирование единой судебной практики при решении инвестиционных споров.

В этих целях указом намечено создание Судебного состава по рассмотрению инвестиционных споров и дел, связанных с конкуренцией, в структуре Верховного суда. При этом, судебному составу будут предоставлены полномочия решения инвестиционных споров, возникших между государственными ведомствами и физическими или юридическими лицами, осуществившими инвестиции на сумму не менее 20 млн долларов США на дату внесения инвестиции, и разногласия по поводу конкуренции.

Касательно этих споров инвестор по желанию сможет обратиться непосредственно в судебный состав или в областные экономические суды. Заслуживает внимания тот факт, что судебный состав в структуре Верховного суда сможет рассматривать дела также в качестве первой инстанции.


Естественно, что иностранные инвесторы, которые собираются вложить капиталы в нашу страну, интересуются уровнем исполнения законов в нашей стране, как решаются экономические споры. Кроме того, таких споров очень много, и нужно рассматривать их качественно. Поэтому установление областных судов и судебных коллегий Верховного суда в качестве первой инстанции подразумевает законную защиту интересов инвесторов.

- Рассмотрение дел в надзорном порядке будет устранено из судебной системы. Напротив, вместо этого намечено повторное рассмотрение в кассационной инстанции. Не вызовет ли такая практика недоверие граждан к стадии рассмотрения дела в кассационном порядке? Или это поможет? Как это будет осуществляться?

- Выше мы уже говорили, что первая инстанция будет рассматривать дела только в качестве первой инстанции. Предыдущие областные суды рассматривали некоторые дела в качестве первой инстанции, а затем рассматривали поступившие жалобы в апелляционной и кассационной инстанции. А теперь так не будет. Вопрос, рассмотренный в районном суде, будет рассматриваться в апелляционной инстанции в областном суде, а заявление, рассмотренное в областном суде в качестве первой инстанции, будет рассмотрено в качестве апелляционной инстанции Судебным составом в структуре Верховного суда.

С 1 июня в Узбекистане будут объединены Верховный суд и Высший хозяйственный суд с созданием единого высшего органа судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства — Верховного суда Республики Узбекистан.

Как отмечается в указе, наличие в стране двух высших органов судебной власти приводит к дублированию функций управления судебной системой и не обеспечивает единую судебную практику. Кроме того, вхождение судей военных судов в состав Вооруженных Сил, порядок материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции органами юстиции не соответствует принципу независимости судебной власти.

Действующие структура и штатная численность системы судов не обеспечивает рационального распределения служебной нагрузки, что требует их оптимизации с учетом современных требований, подчеркивается в указе.

Для обеспечения надежной судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, реализации конституционной нормы по осуществлению административного судопроизводства, а также повышения правовой культуры населения предусмотрено создание системы административных судов.

Так, образуются административные суды Каракалпакстана, областей и Ташкента, а также районные и городские административные суды, которые будут рассматривать административные споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а также дела об административных правонарушениях.

Создается Судебная коллегия по административным делам Верховного суда, а Военная коллегия Верховного суда будет упразднена.

Хозяйственные суды Каракалпакстана, областей и Ташкента преобразуются в экономические суды. Создается 71 межрайонный, районный и городской экономический суд для рассмотрения дел первой инстанции.

Штатная численность Военного суда, окружных и территориальных военных судов будет сокращена на 159 единиц, а взвод охраны Военного суда будет упразднен. Штатная численность Военной коллегии Верховного суда, Военного суда, окружных и территориальных военных судов из состава Вооруженных Сил будет переведена в систему Верховного суда. При этом за судьями и работниками военных судов не будет сохранен правовой статус военнослужащих, в том числе права, льготы и преимущества, установленные для военнослужащих. Вместо Военной коллегии Верховного суда создается судебная коллегия по административным делам Верховного суда.

В структуры судов будут введены должности старшего помощника и помощника судьи, а должность секретаря судебного заседания будет упразднена.

Для укомплектования новых судов будет выделено дополнительно 560 штатных единиц управленческого персонала, финансируемых за счет государственного бюджета.

Указом предусмотрено образование Высшего судейского совета Республики Узбекистан, являющегося органом судейского сообщества и оказывающего содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти, с упразднением Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте.

Председатель совета будет утверждаться Сенатом по представлению Президента, 11 членов совета — Президентом из числа судей по представлению председателя (с сохранением статуса судьи), 9 членов — Президентом из числа представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества и высококвалифицированных специалистов в области права.

Среди основных задач совета — формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей, назначение судей из числа наиболее квалифицированных и ответственных специалистов, а также дача рекомендаций для выдвижения на руководящие судейские должности. Совет также будет принимать меры по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия. Кроме того, он займется организацией процесса подготовки и повышения квалификации судей, оценкой эффективности их деятельности, а также рассмотрением обращений физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями правил этического поведения.

В соответствии с указом, председатели и заместители судей Конституционного суда и Верховного суда будут избираться Сенатом Олий Мажлиса по представлению Президента. Председатели и заместители председателей Военного суда Узбекистана, судов Каракалпакстана, областей и Ташкента назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Высшего судейского совета. Судьи военных судов. судов Каракалпакстана, областей и Ташкента, районных, городских и межрайонных судов назначаются и освобождаются советом по согласованию с главой государства.

Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде преобразуется в Исследовательский центр изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете.

Дополнительно предусмотрено образование Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде.

В дальнейшем планируется совершенствование полномочий апелляционной и кассационной инстанций судов по вынесению окончательного решения без направления дела на новое рассмотрение в случае изменения или отмены решения нижестоящего суда.


Ключевые слова: Республика Узбекистан, Олий Мажлиса, Правительство, Президент, Средней Азии, Премьер-министр, Конституция.

Государство в центральной части Средней Азии.

По форме государственно-территориального устройства Узбекистан — унитарное государство. Республика Узбекистан состоит из 12 областей, 174 районов, 119 городов, 115 поселков, множества кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан. Столица Узбекистана — город Ташкент — имеет статус самостоятельной административной и юридической единицы. Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию и обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. Взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан [2, с. 672].

Форма правления по Конституции Узбекистана — президентская республика, в которой Президент является как главой государства, так и Председателем Правительства (Кабинета министров), т. е. главой исполнительной власти [2, с. 672].

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Узбекистана, именуемому Олий мажлис. Он состоит из 250 депутатов, выбранных сроком на 5 лет по территориальным избирательным округам на многопартийной основе. Олий мажлис является высшим государственным представительным органом. Он собирается 3–4 раза в год на двух — или трехдневные заседания. В соответствии с результатами референдума 27 января 2002 г. в Узбекистане вводится двухпалатная система. В верхней палате должны быть представлены все регионы республики [2, с. 672].

В соответствии с Конституцией ст. 78, к исключительным полномочиям Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:

- принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений;

- принятие законов Республики Узбекистан, внесение в них изменений и дополнений;

- определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие стратегических государственных программ;

- определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан;

- принятие в состав Республики Узбекистан новых государственных образований и утверждение решений о выходе их из состава Республики Узбекистан;

- законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела;

- законодательное регулирование вопросов административно-территориального устройства, изменение границ Республики Узбекистан;

- принятие по представлению Кабинета Министров бюджета Республики Узбекистан и контроль за его исполнением, установление налогов и других обязательных платежей;

- назначение выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан и местные представительные органы; образование Центральной избирательной комиссии;

- назначение даты выборов Президента Республики Узбекистан по истечении срока его полномочий;

- избрание Председателя Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей;

- избрание Конституционного суда Республики Узбекистан;

- избрание Верховного суда Республики Узбекистан;

- избрание Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;

- по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;

- утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности премьер-министра, его первого заместителя, заместителей премьер-министра, членов Кабинета Министров;

- утверждение указов Президента республики о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей;

- по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан;

- утверждение указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления;

- утверждение указов Президента Республики Узбекистан об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения;

- ратификация и денонсация международных договоров и соглашений;

- учреждение государственных наград и званий;

- образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией [1].

Глава государства и исполнительной власти — Президент Республики Узбекистан, занимающий центральное место в системе органов государственной власти Узбекистана. Он избирается непосредственно гражданами. В соответствии с результатами референдума 27 января 2002 г. срок полномочий Президента — 7 лет (прежде — 5 лет). Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более 2 сроков подряд. Президент Республики Узбекистан одновременно является Председателем Кабинета министров [2, с. 673].

Согласно Конституции (ст.93) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

- выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;

- принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;

- представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;

- ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей;

- назначает и освобождает дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;

- представляет Олий Мажлису республики ежегодно информацию о внутреннем и международном положении;

- формирует аппарат исполнительной власти и руководит им, обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики, образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Узбекистан с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Олий Мажлиса;

- назначает и освобождает от должности премьер-министра, первого заместителя, заместителей премьер-министра, членов Кабинета Министров Республики Узбекистан, Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их Олий Мажлисом;

- представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и членов Конституционного суда, председателя и членов Верховного суда, председателя и членов Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;

- назначает и освобождает от должности судей областных, районных, городских и хозяйственных судов;

- назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Советами народных депутатов; Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;

- приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов;

- подписывает законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис для повторного обсуждения и голосования. Если Олий Мажлис большинством в две трети голосов подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон;

- в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются законом;

- является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами республики, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;

- объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

- награждает орденами, медалями и грамотой Республики Узбекистан, присваивает квалификационные и почетные звания Республики Узбекистан;

- решает вопросы гражданства Республики Узбекистан и предоставления политического убежища;

- принимает акты об амнистии и осуществляет помилование граждан, осужденных судами Республики Узбекистан;

- формирует службы национальной безопасности и государственного контроля, назначает и освобождает от должности их руководителей и решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или должностным лицам [1].

2. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.672–682.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, Республика, Президент Республики, утверждение указов Президента Республики, состав Республики, утверждение Олий, чрезвычайное положение, Высший хозяйственный суд, законодательное регулирование, исполнительная власть.

Ключевые слова

Республика Узбекистан, Олий Мажлиса, Правительство, Президент, Средней Азии, Премьер-министр, Конституция.

Похожие статьи

Правовое положение Президента Республики Узбекистан.

До 2008 года Президент Республики Узбекистан являлся одновременно главой исполнительной власти.

- президент представляет для рассмотрения и утверждения палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра.

Реализация принципа разделения властей в Узбекистане

Президент Республики Узбекистан после рассмотрения представленной кандидатуры на должность Премьер-министра в десятидневный срок предлагает ее на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Реформации в структуре местных властей в Узбекистане

Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года, закрепила основы государственной власти на местах.

в целях приведения в соответствие норм этого закона с положениями Закона “О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан” необходимо.

Особенности системы государственного управления Республики.

- назначение выборов Президента республики

- утверждение Указов Президента о назначении и освобождении Премьер-министра и других членов правительства

- образование судов; - утверждение указов Президента о военном и чрезвычайном положениях

Особенности системы государственного управления Республики.

Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, государственное управление, Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Конституция, Верховный Суд, Председатель, Генеральный прокурор.

Особенности системы государственного управления Республики.

- на основании представления Президента Азербайджанской Республики утверждение военной доктрины Азербайджанской Республики; - утверждение в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией, указов Президента Азербайджанской Республики

Концептуальные основы женского вопроса в Республике.

Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, говоря о повышении активности женщин

В целях решения проблем женщин и определения задач по улучшению их положения на законодательном уровне были созданы Комитет Олий Мажлиса по труду, социальным.

Особенности системы государственного управления Республики.

Ключевые слова: Республика Кыргызстан, Жогорку Кенеш, Правительство, Президент, Средней Азии, Премьер-министр, Конституция. Государство на северо-востоке Средней Азии. Кыргызстан — унитарное государство.

Читайте также: