К какому виду энтимемы относится следующее рассуждение волков адвокат следовательно он юрист в

Обновлено: 05.05.2024

2. В логике, в том виде, как она сложилась исторически, речь идет:
1. обо всем процессе познания,
2. о процессе понимания,
3. о процессе рассуждения и доказательства.

3. Верно ли утверждение, что задача разоблачения софизмов неизбежно порождает задачу проанализировать все формы рассуждения, умозаключения и доказательства и показать какие из них правильные, а какие неправильные?
1. Да,
2. нет.

4. Что, прежде всего, изучает логика?
1. Форму мысли,
2. форму понятия,
3. существенные признаки предметов,
4. сущность понятия.

5. Чем отличается понятие от представления и других форм чувственного отражения?
1. Своим абстрактным характером,
2. обобщенным представлением,
3. внешним признакам.

6. Достаточно какого признака, чтобы отличить данный предмет от других?
1. Сходного,
2. существенного,
3. отличительного,
4. специфического,
5. видообразующего.

7. Дайте определение содержания понятия.
1. Понятие – это совокупность специфических признаков, которые выражены в понятии,
2. Понятие – это совокупность существенных или видообразующих признаков, которые выражены в понятии,
3. Понятие – это совокупность сходных признаков, которые выражены в понятии.

8. Верно ли утверждение, что объемом понятия называется совокупность предметов, которые оно обозначает?
1. Да,
2. нет.

9. Какое понятие называется родовым понятием или просто родом?
1. Понятие с меньшим объемом по отношению к понятию с большим объемом,
2. понятие с большим объемом по отношению к понятию с меньшим объемом,
3. отношение вида и индивида.

10. Что понимается под обобщением понятия?
1. Переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом,
2. переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом,
3. переход к понятиям, объемы которых совпадают.

11. Как называется отношение между понятиями, объемы которых частично совпадают?
1. Отношение тождества,
2. отношение подчинения,
3. отношение пересечения,
4. отношение соподчинения,
5. отношение противоречия.

12. Как в логике называется логическая операция, устанавливающая объем и содержание понятия, или значение того или иного слова или термина?
1. Описание,
2. определение,
3. различие,
4. точка зрения.

13. Что означает правило, согласно которому определение должно быть соразмерным?
1. Определение не должно быть отрицательным,
2. определение не должно содержать круга,
3. определение не должно быть тавтологией,
4. объем определяемого должен быть равен объему определяющего.

15. Как называется специальный прием, который иногда употребляют в процессе деления?
1. Сравнение,
2. различение,
3. описание,
4. дихотомия.

16. Кто сформулировал закон логики достаточного основания?
1. Г.В. Лейбниц,
2. Аристотель,
3. Локк,
4. Гегель.

17. Верно ли утверждение, что обращением называется такое непосредственное умозаключение, когда в заключении субъектом является субъект исходного суждения, а предикатом – понятие, противоречащее предикату исходного суждения, причем связка меняется на противоположную?
1. Да,
2. нет.

18. Что в себя включают правила простого категорического силлогизма, и в частности правила терминов?
1. В каждом силлогизме должно быть только три термина,
2. из двух частных посылок нельзя сделать вывода,
3. средний термин должен быть распределен в одной из посылок,
4. из двух отрицательных посылок нельзя сделать вывода,
5. термин не может быть распределен в заключении, если он не распределен в посылке.

20. Как называются непреднамеренные ошибки в доказательстве и опровержении?
1. Софизмами,
2. паралогизмами,
3. предвосхищение основания.

21.Каково отношение между понятиями: паук, насекомое?
1. Тождества,
2. пересечения,
3. подчинения,
4. соподчинения,
5. противоречия,
6. противоположности.

22. Каково отношение между суждениями: все растения содержат хлорофилл, некоторые растения не содержат хлорофилла?
1. Противоречия,
2. противоположности,
3. частичной совместимости,
4. подчинения.

23. Простой категорический силлогизм:
Все лягушки — амфибии.
Все амфибии — позвоночные.
Все лягушки — позвоночные.

1. Правильный,
2. неправильный.

24. Какая логическая связка использована в следующем сложном суждении: если погода будет хорошая, мы поедем за город?
1. Конъюнкция,
2. дизъюнкция,
3. импликация.

25. Какая ошибка допущена в определении: студент есть учащийся?
1. Нет указания на ближайший род,
2. нет указания на специфическое отличие,
3. определение слишком широкое,
4. определение слишком узкое.

26. Какой основной закон логики нарушен в утверждении: все планеты имеют атмосферу, а некоторые планеты не имеют атмосферы?
1. Тождества,
2. противоречия,
3. исключенного третьего.

27. К какому виду относится суждение: никакое благо не есть удовольствие?
1. Общеутвердительное,
2. частноутвердительное,
3. общеотрицательное,
4. частноотрицательное.

28. Как распределены термины в суждении: ни один человек не дышит жабрами?
1. Субъект распределен, предикат не распределен,
2. субъект распределен и предикат распределен,
3. субъект не распределен и предикат не распределен,
4. субъект не распределен, предикат распределен.

29. Какое правило простого категорического силлогизма нарушено в случае:
Химия не есть гуманитарная наука.
Математика не есть химия.
Математика не есть гуманитарная наука.

1. Должно быть три термина,
2. средний термин должен быть распределен по крайней мере в одной из посылок,
3. термин не может быть распределен в заключении, если он не распределен ни в одной из посылок,
4. из двух отрицательных посылок нельзя сделать вывода,
5. из двух частных посылок нельзя сделать вывода,
6. если одна из посылок отрицательная, то и вывод должен быть отрицательным,
7. если одна из посылок частная, то и вывод должен быть частным.

30. Какой модус у данного условного силлогизма: если кто-нибудь читает хорошие книги, то он приобретает познания. Иванов читает хорошие книги. Следовательно, он приобретает познания?
1. Утверждающий,
2. отрицающий.

31. Какой модус у данного разделительного силлогизма: треугольники бывают или остроугольные, или тупоугольные, или прямоугольные. Данный треугольник является остроугольным. Следовательно, он не есть ни прямоугольный, ни тупоугольный?
1. Утверждающе-отрицающий,
2. отрицающе-утверждающий.

Задание 1. Содержание какого понятия богаче в следующих парах понятий?

а) Конфискация имущества. Дополнительное наказание.

Ответ : Дополнительное наказание- ( богаче)- может быть нескольких

один из них- конфискация имущества

б) Прокурор. Генеральный прокурор.

Ответ: Прокурор- богаче, может быть нескольких видов, один из

них генеральный прокурор.

Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

а) Злонамеренность.

Ответ: Конкретное, положительное, безотносительное,

Бесконечные (категориальная форма), нерегистрирующее

Ответ: Абстрактное, положительное, соотносительное,

Бесконечные (категориальная форма), Разделительное употребление

Задание 3. К каждому из данных понятий подберите перекрещивающиеся

Ответ: адвокат

б) пистолет-

Ответ: арбалет

Задание 4. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти понятия с помощью круговых схем

в) мастер спорта


Задание 5. Какие из следующих отношений между понятиями являются отношениями рода и вида.

б) Корень слова. Часть слова-(отношения рода и

Ответ: Словосочетание- корень слова относится к родовому

Задание 6. Проверьте правильность следующих обобщённых понятий:

а) Метель- сильный ветер- буря- ураган;

Ответ : правильно

б) столица- большой город- город- населённый пункт

Ответ: неправильно, нарушена последовательность масштаба)

Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления.

а) Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных

подарков и различных услуг.

Ответ: В данном случае деление как таковое отсутствует. Если

таковых нет; есть либо, то , либо, это.

б) Акты экспертизы состоят из введения, исследования и

Ответ : Нарушено правило основания, члены деления должны

делиться по одному признаку. Делимое понятие: Акты

экспертизы. Члены деления: Введение, исследование,

заключение. Вид деления: таксономический.

Задание 8. Выясните, являются ли следующие высказывания определениями. В

неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.

а) Винтовая лестница- лестница, имеющая форму винта.

Ответ: Высказывание определением не является, и имеется

нарушение правила- наличие круга.

б) Раб- человек , не имеющий свободы.

Ответ: Высказывание является определением, но оно не полное,

т.е. отсутствие достаточного основания.

Задание 9. Изменится ли распределённость терминов при переходе от одного термина к другому в следующем случае?

1. Большинство из нас решили эту задачу.

2. Многие из нас решили эту задачу.

3. Некоторые из нас решили эту задачу.

4.Лишь, немногие из нас решили эту задачу.

5. Я решил эту задачу.



Задание 10. Признав первое суждение в каждой паре приведённых суждений ложным, определите, что может быть связано при этом условии относительно истинности( или ложности) второго суждения той же пары.

а) Все виды лжи заслуживают порицания.- Некоторые виды лжи

не заслуживают порицания.

Ответ: По логическому квадрату А и I, общеутвердительное и

Некоторые виды лжи заслуживают порицания.

б) Некоторые слушатели не сдали зачёт по логике. –Все

слушатели сдали зачёт по логике.

Ответ: Частноотрицательное и общеутвердительное( не могут

быть одновременно истинными или ложными) О и А.

Некоторые слушатели сдали зачёт по логике.

Задание 11. Определите логическое строение, качество и количество

следующих суждений. Определите распределённость терминов и

выразите отношения с помощью круговых схем.

а) Все граждане обладают дееспособностью и правоспособностью,

за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ответ: Общевыделяющее суждение; Все S, суть Р, но не только Р


б) Нож, которым совершено убийство, длиннее ножа,

обнаруженного у подозреваемого.

Ответ: некоторые S суть Р. Частноутвердительное.



Задание 12. Рассмотрите сложные суждения. Выразите их в символической

а) Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают, портят

памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к

Суждение- конъюнктивное. a^b1^b2^b3^c (a&b)

б) В советской России, если гражданин занимался

бродяжничеством или порошайничеством, то наказывается

лишением свободы на срок от года до двух лет.

Ответ: Суждение условное( импликативное). А B.

Основные законы логики

Задание 13. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть

одновременно истинными обе пары суждений.

а) Все слушатели подготовлены у зачёту по логике.- Некоторые

слушатели группы к зачёту по логике не подготовлены.

Ответ: Отношения подпротивности- АО не могут

быть одновременно истинными.

б) К похитила государственные средства,- Никаких

государственных средств К. не похищала.

Ответ: Частичная совместимость, УО- истинным может быть.

Задание 14. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в следующих

а) Каждая юридическая норма относится к определённому

институту права.- Ни одна юридическая норма не относится к

определённому институту права.

Ответ: АЕ- Обшеутвердительное и общеотрицательное суждения,

отношения противоречия. Одновременно ложными быть не могут.

б) Некоторые правовые акты не являются нормативными.- Все

правовые акты являются нормативными.

Ответ: ОА отношение подпротивности , ложными одновременно

Непосредственные умозаключения

Задание 15. При помощи логического квадрата выведите суждения,

противоположные, противоречащие и подчинённые данным.

а) Совершеннолетние имеют право голоса.

Ответ : 1. Никто из совершеннолетних не имеет право

2.Некоторые совершеннолетние не имеют права голоса. АО-

3.Некоторые совершеннолетние имеют право голоса. АО-

б) Ни один слушатель нашей группы не курит.

Ответ: 1. Все слушатели нашей группы курят. ЕА- отношение

2.Некоторые слушатели нашей группы курят. ЕI- отношения

3.Некоторые слушатели нашей группы не курят. ЕО- отношения

Задание 16. Сделайте вывод путём превращения из следующих посылок.

а) Некоторые преступления могут быть совершены путём

Ответ: Некоторые преступления могут быть совершены путём

б) Мировая война не является неизбежной.

Ответ: Неизбежной является не Мировая война.

Дедуктивные выводы из простых посылок

Задание 17. Определите состав, фигуру и модус следующих силлогизмов, найдите вывод, термины силлогизма, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем.

а) Ни один невиновный не должен быть привлечён к уголовной

ответственности и осуждён. Значит И. не должен быть привлечён к

уголовной ответственности и осужден, так как он невиновен.

Ответ: Модус отрицающий.Правильный.

Умозаключение- дедуктивное, вероятностное. Вывод

подтверждается посылками лишь с определённой степенью

вероятности. Из двух отрицательных посылок нет определённого

Ни одно S не суть Р

Некоторые S суть Р


М Р

Вывод: Значит И. не должен быть привлечён к уголовной

ответственности и осужден, так как он невиновен.

Большая посылка- не должен быть привлечён к уголовной

ответственности и осуждён

Меньшая посылка- Значит И. не должен быть привлечён к

уголовной ответственности и осужден,

1.Термин - Ни один невиновный (общеотрицательный)



2.Термин- Значит И. не должен (частноотрицательный)



б) Н.- свидетель, поэтому он должен быть предупреждён об

ответственности за дачу ложных показаний, так как все свидетели

предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний.

Ответ: Индуктивное умозаключение. Модус утверждающий.


Р М

Некоторые S суть Р

Вывод: Н.- свидетель

Большая посылка- все свидетели

предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний

Меньшая посылка- поэтому он должен быть предупреждён об

ответственности за дачу ложных показаний.

1.Термин Н.- свидетель( частноутверждающий)



2.Термин- все свидетели( общеутверждающий)



Задание 18. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма,

установите, следует ли вывод с необходимостью.

а) Все слушатели Академии ФСИН России изучают логику. Иванов-

не слушатель Академии ФСИН России. Следовательно…

Ответ: Он не изучает логику. Вывод не следует с необходимостью.

II Фигура- Все S суть Р

Некоторые S не суть Р

Следовательно, некоторые S не суть Р


Р М

б) Некоторые преступления являются

умышленными.Неосторожное тяжкое телесное повреждение-

Ответ: Некоторые преступления не умышленные.

Некоторые S суть Р

Некоторые Р суть S

Следовательно, некоторые S не суть Р


М Р

Задание 19. Правильно ли построены следующие силлогизмы? Выясните

а) Идеалистические теории противоречат фактам, а эта теория не

идеалистическая, поэтому она фактам не противоречит.

Ответ: Силлогизм построен неправильно, из всех четырёх фигур

не соблюдены правила вывода фигур.

б) Мысль есть движение, а движение есть свойство всей материи.

Значит, мысль есть свойство всей материи.

Ответ: Модус утверждающий. Условно- разделительное

Дедуктивные выводы из сложных посылок

Задание 20. Правомерен ли следующий вывод? Постройте схему умозаключения, найдите основание и следствие. Если мы назовём Петрова учёным, то тем самым назовём его человеком. Если мы назовём Петрова человеком, то скажем правду. Следовательно, если мы назовём Петрова учёным, то скажем правду.

Ответ: Сложный силлогизм. Условно- категорическое

Умозаключение, имеется две посылки.

Если а суть b, то с

Если а суть с. то d

Если а суть b то d

Задание 21. Правильно ли сделаны следующие выводы? Сделайте символическую запись умозаключений.

а) Если суждение является отрицательным, то оно обращается

просто, или вовсе не обращается. Данное суждение обращается

просто. Следовательно, оно является отрицательным.

Ответ: Разделительное умозаключение.

Если а суть b, то с или не с

Данное а суть с

Следовательно а суть b

б) Если приговор не обоснован, то он будет отменён. Данный

приговор отменён. Следовательно он не обоснован.

Ответ: Отрицающий модус. Вывод условно- правильный.

Если а не суть b, то с

Задание 22. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно- категорического умозаключения, постройте его схему.

а) Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное

правонарушение- проступок. Следовательно…

Ответ: соединительно- разделительное суждение

Следовательно это один из видов правонарушения.(или:

Преступление тоже правонарушение)

б) Документы, являющиеся вещественным доказательством,

остаются при деле в течении всего срока хранения последнего.

Либо передаются заинтересованным лицам. Следовательно…

Ответ: Дизъюнктивное суждение

Задание 23. Какой вид доказательства имеется в следующем рассуждении? Нет ли каких- либо ошибок в доказательстве? Все птицы размножаются яйцами: утконос тоже птица, так как он размножается яйцами.

Ответ: Прямое доказательство в форме категорического

Если ( a ^ b)—( c ^ a)

Вместо тезиса а, мы доказываем тезис b, следовательно мы

ничего не доказываем. « Кто слишком мало доказывает, тот

Следовательно, человек, который солгал, не является лгуном.

Является ли это выражение доказательством? Какой вид

доказательства? Допущены ли ошибки в доказательстве?

Ответ : Когда то a ^ b, если это с, то а, если а суть b, то с, и он не a

Наиболее распространенной и важной формой опосредованного умозаключения из простых атрибутивных суждений выступает простой категорический силлогизм (от греч. syllogismos — умозаключение, выведение). Приводившийся выше пример с Сократом и есть классический пример такого силлогизма.

Структура простого категорического силлогизма. Он называется простым именно потому, что состоит всего из двух посылок, особым образом связанных между собой, и заключения.

В свою очередь, посылки и заключение, будучи суждениями, состоят из терминов, тоже определенным образом соотносящихся друг с другом. Принципиально важно отметить, что их всего три: меньший, больший и средний.

Посылка, в которую входит больший термин, называется большей.

Посылка, включающая в себя меньший термин, — меньшая.

Вся эта структура может быть наглядно представлена на примере:

Все люди (М) смертны (Р). (Б?льшая посылка)

Сократ (S) — человек (М). (Меньшая посылка)

Следовательно, Сократ (S) смертен (Р). (Заключение)

Аксиома силлогизма. Отражением многовековой практики мышления людей, миллиардного повторения одной и той же мыслительной конструкции служит аксиома силлогизма. В зависимости от того, рассматриваются ли посылки в объемном или содержательном плане, различаются две ее формулировки.

1. Dictum de omni et de nullo (буквально: сказанное обо всем и ни об одном): все, что утверждается или отрицается о классе предметов в целом, утверждается или отрицается и о части или отдельном элементе этого класса.

2. Nota notae est nota rei (признак признака есть признак самой вещи).

В современной логической литературе обе формулировки подвергаются критике; последняя считается даже элементарно ошибочной; но сама аксиома в целом сохраняет известный рациональный смысл. Более того, она составляет исходную логическую основу, на которой выстраивается грандиозное и стройное здание всей силлогистики.

Общие правила простого категорического силлогизма. Построение простого категорического силлогизма подчиняется ряду общих правил, без соблюдения которых даже из истинных посылок нельзя с логической необходимостью получить истинное заключение. Всего таких правил семь: три из них — это правила терминов, а четыре — правила посылок.

Каковы прежде всего правила терминов?

Все законы объективны, т.е. не зависят от людей.

Конституция России — закон.

Следовательно, Конституция России не зависит от людей.

2. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Если это правило нарушается, то связь между большим и меньшим терминами будет неопределенной. Значит, и вывод из посылок не может следовать с логической необходимостью.

Все художники (Р) тонко чувствуют природу (М).

Петров (S) тонко чувствует природу (М).

Следовательно, Петров (S) — художник (P).

Вывод неопределенный, так как Петров может и не быть художником. Причина неопределенности в том, что средний термин (М), занимающий место предиката и в большей, и в меньшей посылках, не распределен, так как обе они утвердительные, а в утвердительных суждениях предикат, как правило, не распределен. Покажем соотношение терминов на круговой схеме:


3. Если больший или меньший термины не распределены в посылках, то они не могут быть распределены и в заключении.

Все учебники (М) полезны (Р).

Все учебники (М) — книги (S).

Следовательно, некоторые книги (S) полезны (Р).


Нетрудно догадаться, что по этой же причине не распределен и предикат заключения.

Таковы правила терминов. А теперь о правилах посылок.

1. Из двух отрицательных посылок определенного вывода сделать нельзя. Хотя бы одна из них должна быть утвердительным суждением. Например:

Стекло (М) не проводит электричества (Р).

Резина (S) — не стекло (М).

Следовательно, резина (S) проводит электричество (P).


2. Если одна из посылок отрицательная, то и вывод будет отрицательным. Например:

Всякое преступление (Р) есть правонарушение (М).

Моральный проступок (S) не есть правонарушение (М).

Следовательно, моральный проступок (S) не есть преступление (Р).


3. Из двух частных посылок определенного вывода сделать нельзя. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением.

Некоторые депутаты Госдумы (М) — юристы (Р).

Некоторые артисты (S) — депутаты Госдумы (М).

Следовательно, некоторые артисты (S) — юристы (Р)


4. Если одна из посылок частная, то и вывод будет частным. Например:

Некоторые пенсионеры (Р) — работающие (М).

Все работающие (М) получают заработную плату (S).

Следовательно, некоторые получающие заработную плату (S) — пенсионеры (Р).


Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Простой категорический силлогизм имеет свои разновидности, которые называются фигурами силлогизма. Они различаются положением среднего термина (М) в посылках. Таких фигур четыре.

Первая фигура характеризуется тем, что средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката — в меньшей. Приведем соответственно ее графическое изображение и пример.


Всякое преступление (М) есть правонарушение (Р).

Кража (S) есть преступление (М).

Следовательно, кража (S) есть правонарушение (Р).

Во второй фигуре средний термин занимает место предиката в большей и меньшей посылках.


Все юристы (Р) знают логику (М).

Павлов (S) не знает логики (М).

Следовательно, Павлов (S) — не юрист (Р).

Третья фигура отличается тем, что средний термин занимает здесь место субъекта в большей и меньшей посылках.


Все учебники (М) полезны (Р).

Все учебники (М) — книги (S).

Следовательно, некоторые книги (S) полезны (Р).

Четвертой фигуре свойственно то, что средний термин занимает здесь место предиката в большей посылке и место субъекта — в меньшей.


Некоторые пенсионеры (Р) — работающие (М).

Все работающие (М) получают зарплату (S).

Следовательно, некоторые получающие зарплату (S) — пенсионеры (Р).

Каждая фигура тоже имеет свои разновидности, которые называются модусами (от лат. modus — способ, образ). Они различаются количеством и качеством суждений, составляющих посылки. Каждая из посылок может быть общеутвердительной (А), общеотрицательной (Е), частноутвердительной (I) и частноотрицательной (О). Поэтому в одной фигуре возможно 16 модусов (4x4). Так, если большая посылка — общеутвердительная (А), то могут быть следующие модусы: АА, АЕ, AI, АО. Если большая посылка — общеотрицательная (Е), то возможны модусы ЕА, ЕЕ, EI, ЕО. Если большая посылка — частноутвердительная (I), то модусы будут IA, IE, II, IO. Наконец, если большая посылка — частноотрицательная (О), то могут быть модусы ОА, ОЕ, OI, OO.

Таким образом, в четырех фигурах соответственно будет 64 модуса (16?4). Но правильные из них — только 19 модусов.

Запишем их вместе с заключениями:

по первой фигуре — AAA, ЕАЕ, АII, ЕIO;

по второй фигуре — ЕАЕ, АЕЕ, ЕIO, АОО;

по третьей фигуре — AAI, IAI, АII, ЕАО, ОАО, ЕIO

и, наконец, по четвертой — AAI, АЕЕ, IAI, ЕАО, ЕIO.

Почему только эти 19 модусов являются правильными? Потому что именно они подчиняются общим правилам простого категорического силлогизма. Остальные же так или иначе не подчиняются. Например, модус ЕЕ — неправильный, так как обе посылки отрицательные, а из них определенного вывода сделать нельзя. Или модус II: в нем обе посылки частные.

Специальные правила фигур силлогизма. Каждая из фигур имеет особые, специальные правила, вытекающие из общих.

Правила первой фигуры. Большая посылка должна быть общим суждением, меньшая посылка — утвердительным. Начнем с меньшей. Если меньшая посылка — отрицательная, то и вывод, согласно одному из общих правил силлогизма, будет отрицательным. Но в отрицательных суждениях предикат всегда распределен. Следовательно, согласно одному из правил терминов, он должен быть распределен и в большей посылке. А он может быть распределен в ней лишь в том случае, если эта посылка отрицательная. Но это противоречит одному из общих правил о том, что из двух отрицательных посылок определенного вывода сделать нельзя. Значит, меньшая посылка не может быть отрицательной. Значит, она должна быть утвердительным суждением.

А почему большая посылка должна быть непременно общей? Если, как установлено, меньшая посылка — утвердительная, то средний термин, занимающий в ней место предиката, не распределен. Следовательно, согласно одному из общих правил терминов, он должен быть распределен в большей. А так как он занимает в ней место субъекта, то, значит, она должна быть общим суждением.

Вспомним, что в первой фигуре возможны следующие модусы:

АА ЕА IA ОА АЕ ЕЕ IE ОЕ AI EI II OI АО ЕО IO OO

Вычеркнем вначале все те, которые не соответствуют первому правилу первой фигуры, а затем те, которые не соответствуют второму правилу. Какие же останутся? АА, ЕА, AI, EI. А какие будут заключения? В соответствии с общими правилами силлогизма — ААА, ЕАЕ, АII, ЕIO.

Правила второй фигуры. Большая посылка должна быть общим суждением, одна из посылок — отрицательным. Естественно, что по второй фигуре заключение всегда носит отрицательный характер. Значение умозаключений по второй фигуре тоже велико. Она используется в тех случаях, когда частный случай не подходит под общее правило. Например, в юридической практике — когда требуется доказать чью-либо невиновность.

Правила третьей фигуры. Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением, заключение — частным. Третья фигура — сравнительно редкая в практике мышления.

Правила четвертой фигуры. Если большая посылка — утвердительное суждение, то меньшая посылка должна быть общим. Если одна из посылок отрицательное суждение, то большая должна быть общим. Заключение по четвертой фигуре носит в значительной мере искусственный характер. Вспомним пример с работающими пенсионерами:

Некоторые пенсионеры (Р) — работающие (М).

Все работающие (М) получают зарплату (S).

Следовательно, некоторые получающие зарплату (S) — пенсионеры (Р).

Рассмотренные выше качественные различия между фигурами силлогизма на самом деле относительны. При определенных условиях силлогизм одной фигуры может превращаться в силлогизм другой.

Особое значение имеет здесь логическая операция, которая называется сведением всех фигур силлогизма к первой фигуре, поскольку она является наиболее употребительной и важной. Покажем это на примере силлогизма третьей фигуры, уже приводившемся нами:

Все учебники (М) полезны (Р).

Все учебники (М) — книги (S).

Следовательно, некоторые книги (S) полезны (Р).

Все учебники (М) полезны (Р).

Некоторые книги (S) — учебники (М).

Следовательно, некоторые книги (S) полезны (Р).

Сокращенная форма простого категорического силлогизма. Энтимема. Простой категорический силлогизм может быть полным и сокращенным.

В практике мышления далеко не всегда он может облекаться в полную, т. е. развернутую, языковую форму — с большей и меньшей посылками, заключением.

Существует три разновидности энтимемы:

Всякий, кто сердится, неправ.

Следовательно, Юпитер неправ.

Тот, кто мыслит, оригинален.

Следовательно, Баратынский оригинален.

Следовательно, я везде.

Тот, кто отвечает на все вопросы, невежественный человек.

Он отвечает на все вопросы, которые ему задают.

Следовательно, он невежественный человек.

Проверим правильность этого силлогизма. Он построен по первой фигуре, оба правила этой фигуры (см. выше) соблюдены. Значит, этот силлогизм правильный. Его можно проверить также с помощью круговой схемы:


3.3. Простой, или категорический силлогизм

3.3. Простой, или категорический силлогизм Рассмотренные в предыдущем параграфе дедуктивные умозаключения также называются силлогизмами. Существует несколько видов силлогизмов. Первый из них называется простым, или категорическим, потому что все суждения, входящие в

1. Простой категорический силлогизм

1. Простой категорический силлогизм Наиболее распространенной и важной формой опосредованного умозаключения из простых атрибутивных суждений выступает простой категорический силлогизм (от греч. syllogismos — умозаключение, выведение). Приводившийся выше пример с Сократом

2. Сложный категорический силлогизм

2. Сложный категорический силлогизм Умозаключение из атрибутивных (категорических) суждений далеко не всегда облекается в форму простого силлогизма, включающего лишь две посылки. Оно может принимать форму и сложного категорического силлогизма, состоящего из нескольких

1. Простой категорический силлогизм

1. Простой категорический силлогизм Структура простого категорического силлогизма1. Выделите структуру (посылки и заключение, больший, меньший и средний термины, б?льшую и меньшую посылку) простого категорического силлогизма в следующем примере:«Все таможенники —

2. Сложный категорический силлогизм

Глава IV. Категорический силлогизм

Глава IV. Категорический силлогизм

Глава IV. Категорический силлогизм 1. Первые четыре аксиомы категорического силлогизма не являются независимыми друг от друга. Докажите вторую, третью и четвертую аксиомы, допустив первую аксиому вместе с общим принципом контрапозиции, а также процессами обращения и

40. Понятие силлогизма. Простой категорический силлогизм

41. Сложный силлогизм. Сокращенный силлогизм

VI. Простой и сложный труд

VI. Простой и сложный труд Г-н Дюринг открыл у Маркса очень грубую экономическую ошибку, достойную ученика младшего класса и в то же время заключающую в себе общественно-опасную социалистическую ересь. Теория стоимости Маркса представляет собой «не более как обычное…

1. Понятие силлогизма. Простой категорический силлогизм

Простой род (76–90)

Простой род (76–90) Прежде всего должны мы изобразить того оратора, за кем одним признают иные имя аттического.(76) Он скромен, невысокого полета, подражает повседневной речи и отличается от человека неречистого больше по существу, чем по виду. Поэтому слушатели, как бы ни

3. Простой разговор

Простой (Simle)

2. В логике, в том виде, как она сложилась исторически, речь идет:
1. обо всем процессе познания,
2. о процессе понимания,
3. о процессе рассуждения и доказательства.

3. Верно ли утверждение, что задача разоблачения софизмов неизбежно порождает задачу проанализировать все формы рассуждения, умозаключения и доказательства и показать какие из них правильные, а какие неправильные?
1. Да,
2. нет.

4. Что, прежде всего, изучает логика?
1. Форму мысли,
2. форму понятия,
3. существенные признаки предметов,
4. сущность понятия.

5. Чем отличается понятие от представления и других форм чувственного отражения?
1. Своим абстрактным характером,
2. обобщенным представлением,
3. внешним признакам.

6. Достаточно какого признака, чтобы отличить данный предмет от других?
1. Сходного,
2. существенного,
3. отличительного,
4. специфического,
5. видообразующего.

7. Дайте определение содержания понятия.
1. Понятие – это совокупность специфических признаков, которые выражены в понятии,
2. Понятие – это совокупность существенных или видообразующих признаков, которые выражены в понятии,
3. Понятие – это совокупность сходных признаков, которые выражены в понятии.

8. Верно ли утверждение, что объемом понятия называется совокупность предметов, которые оно обозначает?
1. Да,
2. нет.

9. Какое понятие называется родовым понятием или просто родом?
1. Понятие с меньшим объемом по отношению к понятию с большим объемом,
2. понятие с большим объемом по отношению к понятию с меньшим объемом,
3. отношение вида и индивида.

10. Что понимается под обобщением понятия?
1. Переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом,
2. переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом,
3. переход к понятиям, объемы которых совпадают.

11. Как называется отношение между понятиями, объемы которых частично совпадают?
1. Отношение тождества,
2. отношение подчинения,
3. отношение пересечения,
4. отношение соподчинения,
5. отношение противоречия.

12. Как в логике называется логическая операция, устанавливающая объем и содержание понятия, или значение того или иного слова или термина?
1. Описание,
2. определение,
3. различие,
4. точка зрения.

13. Что означает правило, согласно которому определение должно быть соразмерным?
1. Определение не должно быть отрицательным,
2. определение не должно содержать круга,
3. определение не должно быть тавтологией,
4. объем определяемого должен быть равен объему определяющего.

15. Как называется специальный прием, который иногда употребляют в процессе деления?
1. Сравнение,
2. различение,
3. описание,
4. дихотомия.

16. Кто сформулировал закон логики достаточного основания?
1. Г.В. Лейбниц,
2. Аристотель,
3. Локк,
4. Гегель.

17. Верно ли утверждение, что обращением называется такое непосредственное умозаключение, когда в заключении субъектом является субъект исходного суждения, а предикатом – понятие, противоречащее предикату исходного суждения, причем связка меняется на противоположную?
1. Да,
2. нет.

18. Что в себя включают правила простого категорического силлогизма, и в частности правила терминов?
1. В каждом силлогизме должно быть только три термина,
2. из двух частных посылок нельзя сделать вывода,
3. средний термин должен быть распределен в одной из посылок,
4. из двух отрицательных посылок нельзя сделать вывода,
5. термин не может быть распределен в заключении, если он не распределен в посылке.

20. Как называются непреднамеренные ошибки в доказательстве и опровержении?
1. Софизмами,
2. паралогизмами,
3. предвосхищение основания.

21.Каково отношение между понятиями: паук, насекомое?
1. Тождества,
2. пересечения,
3. подчинения,
4. соподчинения,
5. противоречия,
6. противоположности.

22. Каково отношение между суждениями: все растения содержат хлорофилл, некоторые растения не содержат хлорофилла?
1. Противоречия,
2. противоположности,
3. частичной совместимости,
4. подчинения.

23. Простой категорический силлогизм:
Все лягушки — амфибии.
Все амфибии — позвоночные.
Все лягушки — позвоночные.

1. Правильный,
2. неправильный.

24. Какая логическая связка использована в следующем сложном суждении: если погода будет хорошая, мы поедем за город?
1. Конъюнкция,
2. дизъюнкция,
3. импликация.

25. Какая ошибка допущена в определении: студент есть учащийся?
1. Нет указания на ближайший род,
2. нет указания на специфическое отличие,
3. определение слишком широкое,
4. определение слишком узкое.

26. Какой основной закон логики нарушен в утверждении: все планеты имеют атмосферу, а некоторые планеты не имеют атмосферы?
1. Тождества,
2. противоречия,
3. исключенного третьего.

27. К какому виду относится суждение: никакое благо не есть удовольствие?
1. Общеутвердительное,
2. частноутвердительное,
3. общеотрицательное,
4. частноотрицательное.

28. Как распределены термины в суждении: ни один человек не дышит жабрами?
1. Субъект распределен, предикат не распределен,
2. субъект распределен и предикат распределен,
3. субъект не распределен и предикат не распределен,
4. субъект не распределен, предикат распределен.

29. Какое правило простого категорического силлогизма нарушено в случае:
Химия не есть гуманитарная наука.
Математика не есть химия.
Математика не есть гуманитарная наука.

1. Должно быть три термина,
2. средний термин должен быть распределен по крайней мере в одной из посылок,
3. термин не может быть распределен в заключении, если он не распределен ни в одной из посылок,
4. из двух отрицательных посылок нельзя сделать вывода,
5. из двух частных посылок нельзя сделать вывода,
6. если одна из посылок отрицательная, то и вывод должен быть отрицательным,
7. если одна из посылок частная, то и вывод должен быть частным.

30. Какой модус у данного условного силлогизма: если кто-нибудь читает хорошие книги, то он приобретает познания. Иванов читает хорошие книги. Следовательно, он приобретает познания?
1. Утверждающий,
2. отрицающий.

31. Какой модус у данного разделительного силлогизма: треугольники бывают или остроугольные, или тупоугольные, или прямоугольные. Данный треугольник является остроугольным. Следовательно, он не есть ни прямоугольный, ни тупоугольный?
1. Утверждающе-отрицающий,
2. отрицающе-утверждающий.


на поле сражения офицеров. Но в этом списке он не был п оименован.

7. Если сделка может быть двухсторонней или многосторонней, а

совершенная сделка не является двухсторонней. Значит…..

8. Если бы реформа 1861г. удовлетворяла требования к рестьян, то не было

бы массовых крестьянских волнений. Между тем, в ответ на опубли кование

Манифеста от 19 февраля за два последующих года произошло свыше 2000

9. Если он не изу чал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал

10. Петров не будет чемпионом, если он не выиграет эту партию. Он выиграл

11. Если я не любил Вас самой преданной любовью, то я бы тотчас

предложил Вам бежать со мной. Но я Вам этого не предлагаю. Значит…..

12. Если бы цветы поливали, то они не засохли бы. Но они засохли. Ясно….

13. Если в силлогизме три термина, то он правильный. В данн ом силлогизме

14. Если студент не прочитает этой книги, то он не приобретет необходим ых

15. Если х делится на шесть, то х делится на два. Значит….

Если Луна находится в узле своей орбиты ( А ), то происходит солнечное

Использую условную посы лку, постройте умозаключение: а) по

утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу; запишите их схему.

2. Если на улице стоит Солнце, то предметы отбрасывают тень.

6. Если хочешь быть хорошим оратором, учись выразительно читать.

7. Если условия среды становятся для клетки неблагоприятными, то ее


8. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаем ые

свидетелем, если он не может у казать источник своей осведомленности.

9. Если следственным эксперимен том устанавливается лишь возможн ость

течения события определенным образом, выводы из этого эксперимента

Машина неисправна ( А ). Следовательно, ее в рейс отправлять нель зя. ( В ).

Машина исправна ( не-А ). Следовательно, ее можно отправлять в рейс.

Силлогизм, в котором, по крайней м ере, одна из посылок –

Р аз де л ит ел ь но – ка т ег о ри че с ки е си лл о ги з мы им ею т дв а п ра ви л ьн ых

м од ус а : ут ве р жд а ющ е- от р иц аю щ ий и о т ри ца ю ще -у тв ер ж да ющ ий .

В ум оза кл юче ни и п о ут ве рж даю ще -отр иц ающ е му м од усу (m odu s

po ne ndo t ol len s) пр ои зво ди тся о три ца ние по ср едс тв ом утв ер жде ния .

Облигации могут быть предъявительскими ил и именными.

Следовательно, данная облигация н е является именной.


В то ра я к а т ег ор и че с кая по с ыл ка ут ве р жд ае т о д ин из чл е но в д из ъ юн кц и и ; в

В умо за кл юче нии по от ри цаю ще -ут вер жд аю щем у мод ус у (m odus

t oll end o po ne ns) про из вод ит ся утв ер жде ни е п оср едс тв ом от риц ан ия.

Приговор суда может быть или обвинительным, и ли оправдательным.

Приговор суда по данному делу не является обвинитель ным.

Вторая п осылка отрицает один из членов дизъюнкции, вывод

Условиями правильного выв ода по модусам разделительного

1. В утв ерждающе-отрицающем модусе разделительная посылка

должна быть исключающее - разделительным суждением. Из соединительно-

разделительной посылки вывод по этому модусу с необходимостью не

Нельзя с необходим остью сказать, что это преступление не совершил

ни F ., ни D. Действительно, преступлени е могли, например, совершить G., F.

2 . В отрицающее - утверждающем модусе в разделительной посылке

должны быть перечислены все возможные ал ьтернативы.

Смерть могла наступить в результате убий ства или самоубийства.

Смерть не могла наступить в результате самоубийства.

Следовательно, смерть произошла в результате у бийства.

Данное умозаключение может оказаться ложным, если, н апример,

смерть произошла в результате несчастного случая. Однако вывод бу дет

Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов,

1. Некоторые люди, н е выполняющи е своих обещаний, являются

безвольными или непорядочными. G. не назовешь непорядочным.

2. В к ни ге це ни т ся ил и ее с од ер ж ан ие , ил и фо р ма и зл ож е ни я. В на уч но й

книге ценится ее содержание. Значит, в научной книге не ценится форма

3. Либо все мы овладели логикой, либо н и один из нас не у своил этой

науки. Но ясно, что нельзя сказать, что все мы овладели логикой.

4. Всякий фил ософ явля ется либо м атериалистом, либо идеалистом .

Платона нельзя считать м атериалистом. Следовательно, Платон –

5. Право либо дано природой, либо оно основано на соглашении между

людьми. Но право не дано при родой; оно, следовательно, основано на

6. Всякое суждение является либо общим, либо частным, либо

единичным. Это суждение не является общим, а также не является

7. Одно из двух: ли бо он хотел обмануть меня, л ибо сам ошибался. Но

нельзя допустить, что он хотел меня обмануть. (На это он совершенно не

8. Кто был у чеником Сократа: Платон или Ксеноф онт? Конечно, Платон.

9. Этот холст – либо подлинная картина Серова, либо очень искусная

копия. Но невозможно до такой степени точно воспроизвести манеру

великого ху дожника. Надо, значит, признать, что это - подлинная картина

10. Обилие ошибок в этой письменной работе оз н ачает со стороны

студента либо проявление л ени, либо небрежности. Но он сам признает,

что поленился, как следует выполнить работу . Значит, небрежности здесь

11. «Санкт-Петербург занимает огромную территорию. G. Житель Санкт-

Петербурга. Следовательно, G. занимает огромну ю территорию.

12. Все юристы изучают логику. G. изучает логику. Значит, G. – юрист.

13. Опиумный мак не растет в Ботаническом саду МГУ. Конопля – не

опиумный м ак. Следовательно, конопля растет в ботаническом саду

14. Все там ожни – правоохранительные органы. G. – сотрудник таможни.

Следовательно, G. – сотрудник правоохранительного органа.


15. Все преп одаватели вуза имеют высшее образование. G. – не

преподаватель вуза. Значит, G. не имеет высшего образования.

Следовательно, данное суждение не является сложным ( не - В ) – это

Данное рассуждение правильно, так как выполняются все условия

название говорит о том, что та или иная часть силлогизма подразумевается, а

не высказывается. В процессе мышления мы часто не высказываем всех

Энтимемой называется силлогизм, в котором пропущ ена либо одна из

Как любое умозаключение эн тимема может быть правильной

( корректной ) или неправильной ( н екорректной ). Энтимема с

пропущенной посылкой считается корректной, если она

восстанавливается в правильный силлогизм и при этом пропу щенная

посылка не яв ляется ложной . Э н тимема с опущенным заключением

считается корректной, если заключение выводится из посылок.

Чтобы восстановить энтимему в полный силлогизм, следует

1. Найти заключение и так его сформулировать, чтобы больший и

2. При нахождении посылок и заключения следует исходить из того,

ес те ств ен но, б уде т я вля ть ся од ной из п осы ло к.

3. Если опущена одна из посылок, а заключение нали чествует, то

нужно установить, какая из них (большая или меньшая) имеется. Это

производится путем проверки, какой из крайни х терм инов содержится в

данной посылке. Если больший термин, значит, имеется больш ая посылка;

если в посылке присутствует меньший термин, значит, меньшая посылка.

4. Зная, какая из посылок опущена, а также зная средний термин,

1. Этот сту дент не является отличником , так как он имеет

3. У хороших преподавателей не бывает плохих студентов. Значит, ты не

4. Иванов обязан соблюдать правила дорожного движения, так к ак все

5. Обвиняемый имеет право на защиту, а G. – обвиняемый.

6. К аж ды й гр а жд ан ин Ро с си йс к ой фе де р а ци и им ее т пр а ва и об яз а нн ос т и, а

В .В . П ут ин – гр аж д ан ин Ро сс ий с ко й Ф ед ер а ци и.

7 . Эт о т ч ел ов е к мо ж ет ра бо т ат ь вр ач о м, т ак ка к вс е вы п ус кн ик и

м е ди ци нс ки х в уз ов м о гу т р аб от а ть в ра ч ам и.

8 . Эт а к ва рт и ра н е м ож е т бы ть пр од а на , та к к ак он а я вл яе т ся з ал ог о м.

9 . Да н ны й до г ов ор н е м ож ет б ы ть п р из на н д ей ст в ит ел ь ны м, т ак к а к

з ак лю ч ен н е со ве р ше нн ол е тн им л иц о м.

1 0. С ид ор о в ст уд е нт , п оэ то м у он с д ае т э кз ам е н ы.

11. М их ай л ов н ах од и тс я по д ар е ст о м, по т ом у чт о о н со де р жи тс я в

12. G. не из уч ае т ло г ик у и он не яв ля е тс я ст уд ен то м юр ид ич е ск ог о

13. G. не зн а ет кр ит е ри я п р ав ил ь н ос ти ум о за кл ю че ни я , п ос т ол ьк у не

м ож ет пр ов е ри ть п р ед л о же нн ое е му у мо з ак лю че н ие .

1 4. Р аб от а – н е в ол , п оэ то м у он а в ле с не уб еж и т.

1 5. Б ол ьш и н ст во с ущ ес т ви те л ьн ых р ус ск ог о яз ык а с кл он яю т ся , а сл о во

Читайте также: