Исполнение судебных постановлений как стадия гражданского процесса
Обновлено: 01.06.2024
Раздел VII ГПК РФ посвящен производству, связанному с исполнением судебных постановлений.
Исполнительное производство представляет собой деятельность суда, судебного пристава-исполнителя, сторон и других лиц по принудительному осуществлению требований судебных актов или актов других юрисдикционных органов (М.Д. Олегов).
Целью исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебного постановления, а также обеспечение такого свойства судебного решения, как обязательность.
Исполнение постановлений суда осуществляется в предусмотренном законом порядке. Исполнительное производство регулируется ГПК, АПК, Законом об исполнительном производстве, Законом о судебных приставах, СК, УИК, иными нормативными актами.
Исполнительное производство является логическим окончанием разрешения дела в суде и осуществления защиты и восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц. Субъектами исполнительного производства являются суд, судебный пристав-исполнитель, стороны (взыскатель и должник) и лица, содействующие совершению исполнительных действий. Роль суда в исполнительном производстве проявляется в двух направлениях:
- создание необходимых условий для исполнения решения суда (выдача исполнительного листа, разъяснение судебного акта, установление способа и порядка исполнения и т. п.);
- осуществление надзора за действиями судебного пристава-исполнителя, что обеспечивает более эффективную работу органов принудительного исполнения.
31.2. Кто является участниками исполнительного правоотношения?
Лицом, непосредственно осуществляющим принудительное исполнение , является судебный пристав-исполнитель. В частности, именно он возбуждает исполнительное производство, арестовывает имущество должника, обращает взыскание на заработную плату должника и т. п. Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник.
Взыскатель - лицо, в пользу или в интересах которого вынесено решение и выдан исполнительный документ.
Должник - лицо, обязанное по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения в пользу взыскателя.
В исполнительном производстве возможно соучастие, предполагающее наличие в одном производстве нескольких взыскателей или нескольких должников. Соучастие может быть как на стороне взыскателей, так и на стороне должников. Соучастники не зависят друг от друга.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" наделяет стороны определенными процессуальными правами. Стороны при совершении исполнительных действий имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Стороны могут участвовать в исполнительном производстве лично или через представителя.
В правоотношениях, возникающих в рамках исполнительного производства, возможно правопреемство, если установленная решением суда обязанность должника не носит личного характера. Это правило применяется и при использовании услуг представителя. Так, должник не вправе действовать через представителя, если по исполнительному документу на него возложены обязанности, которые он может исполнить только лично.
Отдельными участниками исполнительного производства являются представители, переводчик, понятые, специалисты.
Если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью, им оказывают содействие работники милиции.
31.3. Какие требования предъявляются к исполнительным документам?
Исполнительный документ - это выданный в соответствии с актом уполномоченного органа или должностного лица документ, составленный по строго определенной форме, на основании которого органы принудительного исполнения непосредственно осуществляют принудительное исполнение (взыскивают денежные средства, имущество, принуждают должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения) (М.Д. Олегов).
Перечень исполнительных документов закреплен в ст. 7 Закона об исполнительном производстве. Исполнительными документами являются:
- исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
- принимаемых ими судебных актов;
- решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
- решений иностранных судов и арбитражей;
- решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
Все исполнительные документы должны отвечать определенным требованиям. Общие требования, предъявляемые к форме и содержанию исполнительных документов, закреплены в ст. 8 Закона об исполнительном производстве. В исполнительном документе обязательно должны быть указаны:
- наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;
- дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
- дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;
- наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;
- резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;
- дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;
- дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.
Исполнительный документ подписывается должностным лицом выдавшего его органа и заверяется печатью.
Исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в следующие сроки:
- исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы - в течение 3 лет, а судебных актов арбитражных судов - в течение 6 месяцев;
- исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, - в течение 6 месяцев;
- оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - в течение 6 месяцев;
- удостоверения комиссии по трудовым спорам - в течение 3 месяцев;
- постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, - в течение 3 месяцев.
Сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.
Вопрос о правовой природе исполнительного производства является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права 1 . Суть дискуссии заключается в том, что одни авторы (например, О. В. Исаенкова, В. М. Шерстюк, М. К. Юков, В. В. Ярков) отрицают существование такой ста- дии гражданского судопроизводства, как исполнительное производство 2 . Другие (например, Р. Е. Гукасян, Ю. К. Осипов, С. М. Пелевин, В. К. Пучинский, А. К. Сергун, М. С. Шака-рян), напротив, рассматривают исполнительное производство как заключительную стадию гражданского судопроизводства 3 .
1 Обзор точек зрения см., например: Настольная книга судебного приста
ва-исполнителя: Справочно-методич. пособие / Отв. ред. В. В. Ярков. М., 2000.
С. 82—89 (авторы § 1 гл. 5 — В. М. Шерстюк, В. В. Ярков); Малешин Д. Я. Суд в
процессе исполнения судебных постановлений: Автореф. дис. . канд. юрид.
наук. М, 2002. С. 11 — 13; Саттарова 3. 3. Участие суда в исполнительном про-
изводстве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С. 11 — 13; Щепалов С. В
Природа и характер правоотношений в исполнительном производстве: Авто-
реф. дис. . канд. юрид. наук. М, 2005. С. 13—14.
3 См.: Курс советского гражданского процессуального права / Под ред.
А. А. Мельникова. Т. 2. М., 1981. С. 320-322 (автор гл. XX — Р. Е. Гукасян);
Осипов Ю. К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973. С. 14,
Глава 15. Исполнительное производство
11—1%; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. М., 1997. С. 370 (автор гл. XXI — С. М. Пелевин); Пучин-ский В. К. Понятие, предмет, источники советского гражданского процессуального права. М., 1966. С. 53; Сергун А. К. Принудительное исполнение судебных решений в общем процессе реализации норм права // Труды ВЮЗИ. М., 1978. Т. 61. С. 70, 89—90; Гражданское процессуальное право / Под ред. М. С. Шака-рян. С. 29 (автор гл. 1 — М. С. Шакарян).
1 См.: Валеев Д. X . Процессуальное положение лиц, участвующих в испол
нительном производстве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 1999.
С. 8—12; Настольная книга судебного пристава-исполнителя. С. 82—89; Евсти-
феева Т. И. Гражданские процессуальные правоотношения: Автореф. дис. .
канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 7, 20; Исаенкова О. В. Проблемы исполни
тельного права в гражданской юрисдикции: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук.
Саратов, 2003. С. 23; Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. М., 2003.
С. 129-130.
3 См.: Власов А. Указ. соч. С. 23.
4 См. подп. 2.1 мотивировочной части постановления Конституционного
Суда РФ от 14 июля 2005 г. // СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. П. Ст. 3199.
840 Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
2 См. п. 2 мотивировочной части постановления Конституционного Су
да РФ от 14 июля 2005 г.
3 См. п. 5 мотивировочной части постановления Конституционного Су
да РФ от 14 мая 2003 г. по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 За
кона о судебных приставах // СЗ РФ. 2003. № 21. Ст. 2058.
4 Изварина А. Указ. соч. С. 39.
5 БВС РФ. 2003. № 12. С. 7.
Глава 15. Исполнительное производство
в исполнительном производстве, Верховный Суд РФ мотивировал свое мнение следующим образом. Поскольку исполнение судебных решений является завершающей стадией гражданского процесса, а Закон об исполнительном производстве не содержит нормы, устанавливающей порядок надлежащего извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, то суды вправе при решении вопроса о формах и порядке надлежащего извещения должника и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, руководствоваться по аналогии закона (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ) положениями гл. 10 ГПК РФ, которая устанавливает формы и порядок извещения лиц, участвующих в судебном разбирательстве 1 .
Итак, исполнение судебных постановлений (исполнительное производство) представляет собой последнюю, завершающую ста дию гражданского судопроизводства. Задачей всех предшествующих исполнительному производству стадий, а именно производства по делу в суде первой инстанции, по проверке правильности судебных постановлений в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является обеспечение вынесения законных и обоснованных судебных постановлений. Несмотря на то что на каждой из предшествующих исполнительному производству стадий эта задача решается своими сугубо специфическими способами и средствами, все они отличаются от исполнительного производства тем, что на заключительной стадии нет необходимости устанавливать юридические факты и правоотношения, определять субъективные права, юридические обязанности, законные интересы, потому что эти права, обязанности и интересы уже определены судом, правильность выводов которого не подвергается сомнению. Поэтому задачей исполнительного производства как завершающей стадии гражданского судопроизводства является принуди тельное исполнение судебных постановлений с целью реального осу ществления тех субъективных прав и законных интересов, а также исполнения юридических обязанностей, которые установлены и подтверждены судебным постановлением. Таким образом, ста дия исполнения судебных постановлений представляет собой такой этап в развитии судебного процесса по конкретному гражданскому делу, на котором специальные должностные лица в лице судебных приставов-исполнителей под контролем суда с помощью
1 БВС РФ. 2005. № 12. С. 13 (вопрос 2).
842 Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
мер государственного принуждения реализуют, претворяют в жизнь выводы суда, зафиксированные в постановлении по гражданскому делу. Из этого следует, что значение исполнительного производства проявляется в том, что на данном, завершающем этапе судопроизводства по конкретному гражданскому делу совершаются действия по: а) пресечению гражданского (в широком смысле) правонарушения', б) защите путем восстановления или иными способами нарушенных или оспариваемых субъективных прав и за конных интересов] в) наказанию виновных в совершении правонару шения лиц путем возложения на них различного рода лишений и обременении.
При характеристике исполнительного производства как заключительной стадии гражданского процесса необходимо иметь в виду две особенности. Первая особенность состоит в том, что некоторые виды судебных постановлений, например решения о расторжении брака, решения по делам особого производства, реализуются не судебным приставом-исполнителем, а государственными органами, органами местного самоуправления по правилам административно-правовой процедуры. Действия, совершаемые соответствующим органом или должностным лицом на основании судебного решения с целью его реализации, следует квалифицировать как действия по исполнению судебного постановления. Однако такие действия нельзя отождествлять с исполнением судебных актов как стадией гражданского судопроизводства, потому что они выходят за рамки гражданской процессуальной формы, ибо совершаются по правилам административно-правовой процедуры. Вторая особенность заключается в том, что в отличие от других (предшествующих) стадий исполнительное производство может возникнуть не только в связи с исполнением судебных постановлений по гражданским делам, т. е. как логическое следствие предыдущих стадий гражданского судопроизводства, но и по поводу исполнения постановлений иных органов (должностных лиц): а) приговоров суда по уголовным делам в части имущественных взысканий (ч. 2 ст. 429 ГПК РФ); б) решений международного коммерческого арбитража и иных третейских судов (п. 5 ч. 1 ст. 22, ст. 423, 428 ГПК РФ; подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве); в) решений иностранных судов и арбитражей (п. 6 ч. 1 ст. 22, ст. 410, 416, 428 ГПК РФ; подп. 1 п. 1 ст. 7 того же Закона); г) решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона); д) нотариально удостоверен-
Глава 15. Исполнительное производство
ных соглашений об уплате алиментов (подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона); е) удостоверений комиссии по трудовым спорам, выдаваемым на основании ее решений (подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона); ж) постановлений органов (должностных лиц) по делам об административных правонарушениях (подп. 6 п. 1 ст. 7 Закона); з) постановлений судебных приставов-исполнителей (подп. 7 п. 1 ст. 7 Закона); и) постановлений иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (подп. 5, 8 п. 1 ст. 7 Закона).
Следует иметь в виду, что роль суда общей юрисдикции (или степень вмешательства) в процессе исполнения постановлений судебных и несудебных органов неодинакова, ибо зависит от вида постановления, подлежащего исполнению. Так, в процессе исполнения собственных постановлений (решений, определений, судебных приказов, приговоров в части денежных взысканий), а также решений международного коммерческого арбитража, иных третейских судов, иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) суд общей юрисдикции играет двоякую роль: 1) выдает исполнительные листы и тем самым санкционирует возбуждение судебным приставом-исполнителем исполнительного производства; 2) осуществляет контроль за ходом исполнения указанных постановлений. При исполнении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов, удостоверений КТС, а также постановлений иных органов и должностных лиц роль суда общей юрисдикции ограничивается только контролем за их исполнением путем рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (ст. 431, ч. 1 ст. 441 ГПК РФ; п. 6 ст. 9, п. 6 ст. 43, ст. 90 Закона об исполнительном производстве), разрешения вопросов, связанных с приостановлением или прекращением исполнительного производства (ст. 440 ГПК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 24 названного Закона), а также отложением исполнительного производства (ст. 435 ГПК РФ, п. 1 ст. 19 того же Закона).
Таким образом, специфика исполнительного производства как самостоятельной стадии гражданского судопроизводства состоит в том, что, с одной стороны, оно не включает в себя действия по исполнению некоторых судебных постановлений по гражданским делам, а с другой — выступает в качестве формы принудительного исполнения других судебных и несудебных органов не только по гражданским, но и по иным юридическим делам. Иными словами, исполнительное производство
Раздел VI. Исполнение судебных постановлений
представляет собой такую стадию гражданского судопроизводства, которая обеспечивает принудительную реализацию предусмотренных федеральными законами и международными договорами РФ постановлений судебных и несудебных органов.
Защита прав и свобод не только на бумаге путем принятия судом постановления об удовлетворении соответствующего требования лица, но и в реальной правовой действительности невозможна без создания эффективного механизма реализации судебных постановлений 1 . Решение суда, говорится в постановлении IV (Чрезвычайного) Всероссийского съезда судей от 4 декабря 1996 г., не обеспеченное реально действующим механизмом его исполнения, является пустой декларацией, а следовательно, фикцией судебной защиты прав и свобод граждан 2 , а также организаций. Это утверждение справедливо и для постановлений других как судебных, так и несудебных органов (должностных лиц), содержащих предписание о защите нарушенных прав и законных интересов субъектов соответствующих правовых отношений. Действующий в правовой системе Российской Федерации механизм реального исполнения судебных и несудебных актов, обеспечивающий пресечение правонарушений, восстановление нарушенных или оспоренных прав и законных интересов, наказание виновных в совершении гражданских и административных правонарушений, состоит из двух звеньев: мер принудительного исполнения (ст. 45 Закона об исполнительном производстве) и мер юридической ответственно сти за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Мерам принудительного исполнения посвящена гл. 16 настоящего издания. Меры юридической ответственности рассматриваются в § 2 настоящей главы.
Читайте также: