Конфликт андрея дубровского и кирилы троекурова суд и его последствия конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

Уроки литературы в 6 классе[1]
Уроки 15-25

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).

Основное содержание урока:
История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. История создания романа

4. Лексический и историко-культурный комментарий к словам и выражениям (не считая выделенных в учебнике): приказчик, навеселе, наливки, с повинной[2] и др.

V. Фронтальная беседа:

Дайте характеристику Троекурову. Подтвердите свои мысли цитатами.

Как ведут себя его крепостные? Почему?

На какие качества характеров Троекурова и Андрея Дубровского указывает сцена ссоры на псарне?

В чём причина их ссоры?

В чём проявилось властолюбие Троекурова и самолюбие Андрея Дубровского?

Какие детали говорят о внутреннем состоянии героев? Приведите примеры.

Дайте оценку иллюстрациям учебника к гл. I.

VI. Чтение по ролям диалога Троекурова с Шабашкиным (гл. I).

Зачем Троекуров решил завладеть Кистенёвкой обманным путём? Как это его характеризует?

VII. Пересказ сцены решения суда (гл. II).

Зачем автор показывает картину сумасшествия Дубровского в суде?

Характеры помещиков
VIII. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев:
Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. (Подбор цитат, характеризующих героев.)

Зачем автор показывает нам конфликт двух помещиков?

На чьей стороне автор? Как вы догадались?

Что мы узнаём о Владимире Дубровском из гл. III?

О каких отношениях между крепостными и господами мы узнаём из этого диалога?

Какие элементы композиции использует автор в первых главах романа?
(Портреты, речевые характеристики, письма и др.)
С какой целью?

XI. Домашнее задание

Индивидуальное задание.
Создать иллюстрации к эпизодам романа и подготовиться к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Причины и следствия бунта крестьян
I. Групповая работа:

Что чувствовал Кирила Петрович, став хозяином Кистенёвки?

Какими показаны в этой главе крестьяне Дубровского?

Группа 2.
Пересказ сцены похорон (гл. V).

Каково внутреннее состояние Дубровского на похоронах?

Как реагировали на решение суда кистенёвские крестьяне?

В чём конфликт их диалога с властями? На чьей стороне автор? Почему?

Оцените поведение Владимира Дубровского в этом эпизоде.

Найдите в эпизоде слова, указывающие на тяжёлое положение Владимира и его внутреннее состояние.
(Смерть, нищета, печальный дом, страшные мысли, неприятно развлекали, с отвращением и др.)

Какое смысловое значение и эмоциональную окраску имеют эти слова?

Почему в описание состояния Владимира автор включает такие детали, как портрет матери и чтение её писем к отцу? Какие чувства они вызывают у героя?

На какой антитезе построен эпизод?

Алгоритм работы групп:
1. Определение границ киноэпизода (намечаются коллективно или определяются учителем).
2. Название киноэпизода.
3. Описание места действия.
4. Описание смены планов в кадре.
5. Звуки за кадром.
6. Словесное описание киноэпизода.
Групповая работа сопровождается заполнением таблицы.

Общий план:
барский дом.
Средний план:
фигуры людей.
Крупный план:
поворот ключа, загорающаяся лучина

Звук убегающих ног, треск загорающейся лучины и сена, звук поворачивающегося ключа в замке, дыхание лошадей, скрип колёс

Мяуканье кошки, смех ребятишек, треск огня, стук лестницы о кровлю, скрип ступенек, крики, плач, причитания

Какой сквозной мотив пронизывает все киноэпизоды?
(Мотив разгорающегося пламени: свеча — фонарь — лучина — сено вспыхнуло, пламя взвилось — пламя охватило весь дом, красный дым вился над кровлею — искры полетели огненной метелью, изба загорелась — пожар свирепствовал — груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи.)

Отчёт каждой группы о своём исследовании (комментирование своих ячеек таблицы), включая описание каждой группой своего киноэпизода, например:

Группа 1. Владимир идёт по тёмной передней со свечой в руке. Слышны его тихие шаги. В углу притаился человек с топором. Блестящее лезвие топора. Изумлённые глаза Владимира. Разговор шёпотом. Сердитый голос Владимира, его хмурое лицо. Архип зажигает фонарь, оба сходят с крыльца в открытую дверь, звук осторожных шагов, громкий стук сторожей в чугунную доску, лай собак. Удаляющиеся шаги женщин-сторожей.

V. Краткий пересказ гл. VII.

Какие версии относительно причин пожара были выдвинуты местными жителями?

Почему разбойники не грабили усадьбу Троекурова?

И т о г о в ы й в о п р о с: что пережил Владимир Дубровский, прежде чем стал разбойником?

VI. Домашнее задание

Основное содержание урока:
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
I. Групповая работа:

Группа 1.
Гл. VIII.

Как познакомилась Маша Троекурова с гувернёром-французом?

Как она к нему отнеслась? Почему?

Какие жестокие увеселения придумывал Троекуров?

Перескажите близко к тексту эпизод с медведем. Как эта история характеризует француза, а как — Троекурова?

Почему изменилось отношение Маши к французу?

Группа 2.
Гл. IX—X.

О чём шёл разговор на обеде у Троекурова? Дайте краткую характеристику Спицына.

Перескажите близко к тексту историю Глобовой о Дубровском.

Каким предстаёт Дубровский в рассказах о нём? Сравните эти рассказы.

Почему читатель только в X главе узнаёт, что Дефорж — это Дубровский?

Группа 3.
Гл. XI.

Перескажите кратко встречу Дубровского с настоящим Дефоржем.

Какую характеристику Троекурову даёт Дефорж?

Почему Дубровский всё же решается быть учителем в доме Троекурова? Почему он не мстит Троекурову?

Как эта история характеризует Дубровского?

За что любили Дубровского в семье Троекурова?

Группа 4.
Гл. XII.

Выберите из текста главы слова и выражения, которые описывают внутреннее состояние Маши.

Как менялось отношение Маши к французу в гл. VIII—XII?

Прочитайте по ролям эпизод объяснения Маши и Дубровского.

Как передаётся психологическое состояние Дубровского в его монологе?

Почему Дубровский признался Маше, что он не Дефорж?

II. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев: Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

И т о г о в ы й в о п р о с: с какой целью Пушкин изображает отношения Маши и Дубровского в динамике, показывая их изменения?

III. Домашнее задание

Основное содержание урока.
Образ Владимира Дубровского. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Образ Владимира Дубровского
I. Групповая работа:

Что общего у Троекурова и князя Верейского? Чего в этих героях больше: общего или различного?

Чего желал Троекуров Маше: счастья или послушания? Аргументируйте свою позицию.

Какие качества характера героев раскрываются в этом эпизоде?

Почему Троекуров не захотел прислушаться к просьбам Маши и не уступил ей, не отменил венчания? О ком он больше думал: о дочери или о себе? Прокомментируйте свою позицию.

Группа 3.
Гл. XVII.

Сопоставьте Сашу и Митю. На чьей стороне автор?

Почему Троекуров отпустил мальчика Митю?

Почему Дубровский отказывается от роли предводителя разбойников?

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости
II. Практическая работа.
Составление плана характеристики Дубровского и устное высказывание по этому плану.
Подбор цитат из текста романа для характеристики героя.

Примерный план анализа образа Дубровского
(cм.: Итоговая аттестация учащихся. Литература. 9 класс / Сост. Е. А. Зинина, С. А. Зинин. — М., 2002. — С. 58.)
1. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения.
2. Роль прошлого героя для понимания его характера.
3. Авторские приёмы создания образа:
смысл имени и фамилии героя;
смысловая роль его первого появления в произведении;
портрет, чьими глазами он даётся;
пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
интерьер; вещи, характеризующие героя;
речь героя, особенности внутренних монологов;
поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете;
сны героя и их художественная функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
герой в оценке других персонажей, изменения его самооценки.
4. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).

И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?

Можно ли его считать жертвой уродливых отношений между людьми в обществе времён Пушкина? Обоснуйте своё мнение.

Почему его протест против беззакония и несправедливости можно назвать актом защиты человеческой личности?

Какие черты характера Дубровского и его поступки вызывают восхищение, а какие — сочувствие?

III. Домашнее задание

Основное содержание урока.
Развитие понятия о композиции литературного произведения. Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Что означает слово композиция?

II. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Анализ термина композиция.

III. Практическая работа.

Определение роли композиции в романе. Поиск цитат, иллюстрирующих понятие композиционные элементы.

Группы 1, 2

Выделите в романе другие элементы сюжета:
завязку (событие, положившее начало столкновению, конфликту),
кульминацию (высшую точку в развитии действия в произведении),
развязку (заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта).

Группа 3

Какова его смысловая роль?

В какие главы романа включены письма и песни героев? Какова роль этих композиционных элементов?

Группы 4, 5

4. Найдите в главах пейзажные описания Покровского, Кистенёвки и Арбатова.

Как в этих описаниях отразилась авторская позиция?

Найдите пейзажную зарисовку в эпизоде похорон Андрея Дубровского. Какую роль она играет в изображении внутреннего состояния Владимира Дубровского?

Группа 6

6. Выпишите из романа всех персонажей и распределите их по смысловым группам:
главные — второстепенные, положительные — отрицательные, мужские — женские, старики — молодёжь — дети.

Какие из образов в этой системе находятся в отношениях образной антитезы?

Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции
IV. И т о г о в а я б е с е д а:

Как авторская позиция выражается в экспозиции романа?

С какой целью автор предпосылает эпиграфы к главам романа, включает в него письма и песни героев?

Как выражаются авторские оценки в портретных и пейзажных описаниях?

Какую роль играют в композиции романа вставные рассказы?

Какие эпизоды и образы романа являются примерами композиционной и образной антитезы?

VII. Домашнее задание

Основное содержание урока.
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов и написание классного контрольного сочинения.

Основные виды деятельности.
Составление плана самостоятельного письменного высказывания на один из проблемных вопросов. Подбор цитат из текста романа по избранной теме.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов и написание классного контрольного сочинения

1. В чём сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?

Алгоритм работы учащихся на сдвоенном уроке:

1. Выбор и обдумывание темы сочинения.

2. Определение главной мысли сочинения.

3. Подбор материала (цитат).

4. Обдумывание структуры сочинения (составление плана).

5. Консультирование с учителем (по желанию ученика).

6. Корректировка плана по замечаниям учителя (если необходимо).

2-й у р о к:

1. Написание сочинения.

2. Самопроверка работы.

II. Домашнее задание

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.

2. Прика́зчик — управляющий имением помещика.
Навеселе́ — (разг.) в состоянии опьянения, под хмельком.
Нали́вка — сладкий фруктово-ягодный спиртной напиток. Крепость — 18—20 %.
С пови́нной — (устар.) раскаиваясь, выражая покорность, сознаваться в своей виновности.
См. также Словарь устаревших слов. (вернуться)

II. Подберите издания романа "Дубровский" с иллюстрациями различных художников и устройте их выставку в классе. (вернуться к уроку)

II. Подготовьте устный рассказ на тему: "Какую роль сыграл судейский чиновник Шабашкин в судьбе семьи Дубровских?"
Примерный план:
1. Кто такой Шабашкин? Какова его внешность?
2. Как отнёсся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением?
3. Почему он не отказался от участия в этом неправом деле?
4. Какими способами Шабашкин добивался исполнения желания Троекурова?
5. Как вели себя на суде Шабашкин и другие судейские чиновники? Чем это можно объяснить?
6. Как держал себя Шабашкин при встрече с Владимиром Дубровским?

III. Составьте рассказ "Спицын в медвежьей комнате"
Обратите внимание на ту роль, которую сыграл Спицын в судьбе Дубровских. Перечитайте описание внешности Антона Пафнутьевича , его рассказ о том, почему он так долго добирался до Троекурова, почему хотел переночевать с Дефоржем. Подумайте, как мог вести себя Спицын в медвежьей комнате. (вернуться к уроку)

". Перед нами - последняя глава романа `Дубровский`, начатого Пушкиным в 1832 году и брошенного в начале 1833-го. В начале этой главы описываются будни разбойничьего лагеря Дубровского.

"На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством, обличающим опытного портного, и поминутно посматривал во все стороны.

Хотя некоторый ковшик несколько раз переходил из рук в руки, странное молчание царствовало в сей толпе; разбойники отобедали, один после другого вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, а другие разбрелись по лесу или прилегли соснуть по русскому обыкновению.
Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло меланхолическую старую песню:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, молодцу, думу думати."

Бросается в глаза та настойчивость, с которой Пушкин - сознательно и не без юмора - подчеркивает будничность, обыкновенность, прозаичность разбойничьего быта. Если бы не два слова - `пушка` и `разбойник`, мы никогда не догадались бы, что речь идет о быте, по всем привычным представлениям, необыкновенном, романтическом. Картина как будто сознательно крашена в один серый тон.

. Вот что происходит после того, как караульный "запел во все горло":

"В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. "Полно тебе, Степка, - сказала она сердито, - барин почивает, а ты знай горланишь; нет у вас ни совести, ни жалости".- "Виноват, Егоровна,- отвечал Степка, - ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает".

Это - главный штрих, и он окончательно проясняет смысл картины.

Перед нами - ненастоящие разбойники. Перед нами крепостные крестьяне, преданные батюшке - барину; изменились лишь внешние условия их существования. В эти новые внешние условия в неприкосновенности перенесены привычные, обыкновенные отношения между помещиком и его "людьми". "Белый чепец" и чопорный облик няни, все это подчеркивают, ставя точку над "и". В разбойничьем лагере царит своеобразная помещичья идиллия. Стихийное возмущение крестьян в Кистеневке при передаче имения Троекурову (хотели ведь "вязать" приказных) - это возмущение против чужого, плохого, жестокого барина в пользу хорошего, а главное - своего, притом возмущение и усмиренное тут же самим этим "своим" барином. Будь на месте Владимира Дубровского человек с другим характером - никакого разбойничьего лагеря мы не увидели бы в этом повествовании о дворянине - бунтовщике. Пушкин так прямо об этом и говорит: как только сам Дубровский исчез, "грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны". Перед нами - наполовину разбойники, наполовину рабы. (Сам Дубровский к ним так и относится, свысока называя их всех "мошенниками".) (вернуться к уроку)


Б.Кустодиев. Глава 6. Пожар в усадьбе Дубровского. 1923 г.
Иллюстрации Б.М.Кустодиева к роману "Дубровский"

Читайте также: