Водород как топливо для судов

Обновлено: 16.05.2024

В Австралии на бурых углях в штате Виктория отрабатывается технология технология газификации угля с последующим выделением водорода, вернее удаления серы, ртути и двуокиси углерода (СО2).

В Норвегии - Nel Hydrogen отрабатывает технологию использования ВИЭ для высокотемпературного электролиза для разделения воды на водород и кислород, который будет выбрасываться в атмосферу.

Kawasaki Heavy Industries разрабатывает морской танкер - водородовоз для транспортировки жидкого водорода ( LH2).

Водород

Водород (H) является самым распространенным элементом на Земле, но в обычных условиях он не встречается ни в виде водорода H, ни в виде газообразного водорода (H2).

Благодаря своим характеристикам он легко вступает в реакцию с другими органическими соединениями с образованием, например, воды (H2O).

Во время этой реакции образования воды из водорода и воздуха выделяется энергия, которую можно использовать в качестве электричества.

Чтобы сделать эту реакцию полезной для промышленного производства электроэнергии, необходимо произвести водород, например из воды путем разделения атомов на кислород и водород посредством электролиза.

Есть другие технологии:

  • использование газов, оставшихся от химических процессов, например метана, угля, нефти и биомассы.

Реакция взаимодействия водорода с кислородом происходит с выделением тепла.

Если взять 1 моль H2 (2 г) и 0,5 моль O2 (16 г) при стандартных условиях и возбудить реакцию, то согласно уравнению

после завершения реакции образуется 1 моль H2O (18 г) с выделением энергии 285,8 кДж/моль.

Для сравнения: теплота сгорания ацетилена - 1300 кДж/моль, пропана - 2200 кДж/моль.

1 м³ водорода весит 89,8 г (44,9 моль), поэтому для получения 1 м³ водорода будет затрачено 12832,4 кДж энергии.

1 кВт*ч = 3600 кДж, поэтому получим 3,56 кВт*ч электроэнергии.

Целесообразность перехода на водородное топливо можно оценить, сравнив имеющийся тариф на 1 кВт*ч электричества и, к примеру, стоимость 1 м³ газа или стоимость другого энергоносителя.

При сжигании водорода получается чистая вода.
То есть водородное топливо производится без вреда для окружающей среды, в отличие от газа или бензина.

Получение водорода

Для получения водорода используют химические методы, в тч реакции разложения воды электрическим током.
Основной промышленный способ получения водорода - реакция с водой метана, который входит в состав природного газа.
Она проводится при высокой температуре:

2NaCl + 2H2O → H2↑ + 2NaOH + Cl2

  • 2.Пропускание паров воды над раскаленным коксом при температуре около 1000°C:

Конверсия с водяным паром: CH4 + H2O ⇄ CO + 3H2 (1000 °C) Каталитическое окисление кислородом: 2CH4 + O2 ⇄ 2CO + 4H2

  • 4. Крекинг и реформинг углеводородов в процессе переработки нефти.
  • 5. Действие разбавленных кислот на металлы. Для проведения такой реакции чаще всего используют цинк и соляную кислоту:
  • 9 .С помощью электролиза. При электролизе водных растворов щелочей или кислот на катоде происходит выделение водорода, например:

Физические свойства

Газообразный водород может существовать в 2 х формах (модификациях) - в виде орто - и пара-водорода.
В молекуле ортоводорода (т. пл. −259,10 °C, т. кип. −252,56 °C) ядерные спины направлены одинаково (параллельны), а у параводорода (т. пл. −259,32 °C, т. кип. −252,89 °C) - противоположно друг другу (антипараллельны).
Разделить аллотропные формы водорода можно адсорбцией на активном угле при температуре жидкого азота.
При очень низких температурах равновесие между ортоводородом и параводородом почти нацело сдвинуто в сторону параводорода.
При 80 К соотношение форм приблизительно 1:1. Десорбированный параводород при нагревании превращается в ортоводород вплоть до образования равновесной при комнатной температуре смеси (орто-пара: 75:25).
Без катализатора превращение происходит медленно, что дает возможность изучить свойства отдельных аллотропных форм.
Молекула водорода двухатомна - Н. При обычных условиях - это газ без цвета, запаха и вкуса.
Водород - самый легкий газ, его плотность во много раз меньше плотности воздуха. Очевидно, что чем меньше масса молекул, тем выше их скорость при одной и той же температуре.
Как самые легкие, молекулы водорода движутся быстрее молекул любого другого газа и тем самым быстрее могут передавать теплоту от одного тела к другому.
Отсюда следует, что водород обладает самой высокой теплопроводностью среди газообразных веществ. Его теплопроводность примерно в 7 раз выше теплопроводности воздуха.

Химические свойства

Молекулы водорода Н довольно прочны, и для того, чтобы водород мог вступить в реакцию, должна быть затрачена большая энергия:

Поэтому при обычных температурах водород реагирует только с очень активными металлами, например с кальцием, образуя гидрид кальция:

Ca + Н2 = СаН2 и с единственным неметаллом - фтором, образуя фтороводород:

С большинством же металлов и неметаллов водород реагирует при повышенной температуре или при другом воздействии, например при освещении.

Записанное уравнение отражает реакцию восстановления - процесс, в результате которого от соединения отнимается кислород; вещества, отнимающие кислород, называются восстановителями (при этом они сами окисляются).

Реакция восстановления противоположна реакции окисления.

Обе эти реакции всегда протекают одновременно как 1 процесс: при окислении (восстановлении) одного вещества обязательно одновременно происходит восстановление (окисление) другого.

С галогенами образует галогеноводороды:

F2 + H2 → 2 HF, реакция протекает со взрывом в темноте и при любой температуре, Cl2 + H2 → 2 HCl, реакция протекает со взрывом, только на свету.

С сажей взаимодействует при сильном нагревании:

Оксиды восстанавливаются до металлов:

Геохимия водорода

Водород - самый распространенный элемент, и все элементы образуются из него в результате термоядерных и ядерных реакций.
На Земле содержание водорода понижено по сравнению с Солнцем.
Свободный водород H2 относительно редко встречается в земных газах, но в виде воды он принимает исключительно важное участие в геохимических процессах.
В состав минералов водород может входить в виде иона аммония, гидроксил-иона и кристаллической воды.
В атмосфере водород непрерывно образуется в результате разложения воды солнечным излучением.
Он мигрирует в верхние слои атмосферы и улетучивается в космос.

Применение кроме энергетики:

  • для атомно-водородной сварки,
  • в пищевой промышленности, как пищевая добавка E949- упаковочный газ, для производства маргарина из жидких растительных масел,
  • химической промышленности - при производстве аммиака, мыла и пластмасс,
  • в качестве ракетного топлива,

Энергетика

  • более чистый производственный процесс,
  • нулевое загрязнение после утилизации; более высокая плотность энергии.

Пожароопасность и взрывоопасность

Водород при смеси с воздухом образует взрывоопасную смесь - гремучий газ.
Наибольшую взрывоопасность - при объемном отношении водорода и кислорода 2:1, или водорода и воздуха приближенно 2:5, так как в воздухе кислорода содержится примерно 21%.
Водород пожароопасен.

Ту-155

15 апреля 1988 г. состоялся первый полёт Ту-155. Пра-вым двигателем в его силовой установке был НК-88.

После этого ОКБ Туполева, ЦАГИ, Авиаэкспорт и ряд других авиационных организаций предпринимали попытки наладить международное кооперационное сотрудничество.

Справедливости ради следует отметить, что использование водорода рассматривалось тогда лишь в качестве одного из вариантов применения в авиации газообразного топлива. В качестве основного направления рассматривалось использование СПГ. За период 1985-1990 гг. на жидком водороде было сделано только 5 полетов. Хотя и это немного, но за рубежом полетов на жидком водороде не было вообще.

К сожалению, в связи с негативными тенденциями в отечественной авиационной промышленности, в конце 1990-х годов дальнейшие работы по использованию водорода в авиации были прекращены.

Но вернемся к авиации. Понятно, что применение топливных элементов здесь может идти лишь в русле развития электроавиации. Какую картину мы здесь наблюдаем?

С одной стороны, несомненные успехи есть – в Германии производятся (и успешно продаются!) электропланеры, Словения производит (и не менее успешно продает) легкие электросамолеты, в Китае создан (и эксплуатируется в ОАЭ в качестве беспилотного аэротакси) легкий электровертолет. Электросамолет облетел уже вокруг Земли. Но… все это не имеет отношения к топливным элементам: облетевший вокруг земли самолет был на солнечных панелях, а в остальных упомянутых летательных аппаратах используются аккумуляторные батареи.

Но в Германии, Китае и США уже появились и пилотируемые аппараты на топливных элементах. Сотрудничество производителя воздушных судов Pipistrel, разработчиков топливных элементов из компании Hydrogenics и ученых из университетов Ульма и немецкого аэрокосмического центра Института инженерной аэродинамики приблизило день запуска пассажирских самолетов с нулевым уровнем выбросов, что экологически безопасно для окружающей среды. Работающий на водороде четырехместный одномоторный HY4 совершил свой первый 15-минутный полет вокруг аэропорта Штутгарта.

HY4, длина которого 21,36 метра, состоит из двух кабин, расположенных по обе стороны от двигателя — такая непривычная конструкция позволила оптимально распределить нагрузку по площади всего воздушного судна, что уменьшило потребление топлива и увеличило общую грузоподъемность. Каждый фюзеляж снабжён 9-килограммовой емкостью для водородного топлива, которое питает четыре низкотемпературных обменных мембраны топливных модулей. Продуманная система преобразует водород и кислород в воду, вырабатывая необходимую для функционирования транспорта электрическую энергию.

Экосамолет при полных баках и оптимальных условиях полета способен преодолеть до 1 500 километров, что, по современным меркам, не так уж много, но стоит учитывать, что полет HY4 не наносит вреда окружающей среде в отличие от современных воздушных средств передвижения. Максимальная и крейсерская скорость равны 200 и 145 км/ч соответственно.

Противники водородной энергетики часто апеллируют к повышенной взрывоопасности водорода. Но повышенной по сравнению с чем? С торфом, углем, дровами? Так эти энергоносители в авиации никогда и не применялись. А возгораемость или, тем более, взрывоопасность водорода ниже, чем возгораемость или взрывоопасность керосина.

Ну а как с внедрением водорода в авиацию дело обстоит у нас в России сегодня? О применении водорода в качестве топлива реактивных двигателей мы уже говорили выше, а с применением водорода в топливных элементах – в общем, так же, как и во всем мире: беспилотные аппараты на топливных элементах летают, а в пилотируемой авиации – первые робкие попытки.

Национальная ассоциация водородной энергетики (НАВЭ), на которую докладчики возлагают некоторые надежды, ограничивается тем, что, работая в ряде технических комитетов, вводит в России стандарты, являющиеся аналогами международных стандартов в области водородных технологий. Дело, конечно, тоже полезное, но ни о какой координирующей роли в плане развития национальной водородной энергетики речь не идет. Кстати (или – не кстати) сказать, сама эта национальная ассоциация позиционирует себя – см. ее сайт – как представительство в России и СНГ Международной ассоциации водородной энергетики (IAHE), с которой можно связаться – опять см. сайт – в … Майами, Флорида.

В сложившейся ситуации роль координатора в вопросе развития водородной энергетики в целом по силам лишь государственному органу. Пока делаются самые первые, и потому скромные шаги. Но главное – начать. Тем более, что делается это как составная часть более объемлющей работы – применения в авиации нетрадиционных источников энергии (в первую очередь – газообразных топлив). Поэтому к теме применения в авиации водорода, а также других альтернативных топлив, мы вернемся в своей следующей публикации.


Но после трагедии на авиабазе Лейкхерст прошло уже более 80 лет. Изменились технологии и материалы, на порядок повысился уровень безопасности применения водорода. Каждый из нас хоть раз проехался в маршрутном автобусе на газе. Некоторые переоборудовали своё авто, поставив газовые баллоны. И все живы.

Действительно, в чём-то скептики оказались правы, так как существующая монополия углеводородного топлива, видимо, до последнего времени блокировала все водородные проекты. Но мир не стоит на месте. И мои прогнозы по водородной энергетике начали сбываться, обретая реальные очертания. А конфликт интересов углеводородной монополии с водородным топливом сегодня исчерпан.

За последние 15–20 лет мировой рынок водорода вырос с 40 миллионов до 12 миллиардов долларов США. По прогнозам Bank of America отрасль водородного топлива скоро выйдет на рынок стоимостью 11 триллионов долларов. Ключевые страны-игроки этого рынка: Канада, США, Китай, ЕС, Япония, Корея.

Страны-лидеры производства водорода обещают в течение шести лет нарастить его производство в 50 раз.

Другими словами – потребление водорода будет расти пропорционально снижению стоимости его производства.

Наша страна тоже не осталась в стороне от мировых трендов.

«развитие производства и потребления водорода,

Планируется, что Россия в 2024 году будет экспортировать около 200 тыс. тонн водорода, а к 2035 году в 10 раз больше – порядка 2 млн тонн.
Вот так вот, ни много ни мало, а комплексное развитие водородной энергетики и вхождение страны в число мировых лидеров по его производству и экспорту, что в десятилетнем горизонте может составлять 10–15% мирового рынка водорода.

- В конце 2020 года разработана концепция развития водородной энергетики, а также меры поддержки для пилотных проектов по производству водорода.

- В начале 2021 года должны появиться стимулы для экспортеров и покупателей водорода на внутреннем рынке.


Но, как говорится, есть некоторые нюансы…

Производство водорода

По способу производства водород принято разделять по цветам:

Основные способы получения водорода и энергозатраты на его производство показаны на этом рисунке.

Обратите внимание на каталитическое разложение метана в присутствии катализатора (нижняя строчка). Преимущество этого метода в отсутствии СО2 и СО в продуктах реакции, а также в образовании ценного продукта – нановолокнистого углерода (НВУ), применяемого сегодня во многих отраслях промышленности. Сейчас наши учёные работают над улучшением характеристик материалов, используемых в каталитических мембранных реакторах (КМР), отделяющих водород из газовых сред.

I стадия – получение синтез-газа из нефтеотходов, жидких горючих отходов, твердых коммунальных отходов, биомассы, низкосортных и высокозольных углей, торфа, сланцев и др. ископаемых топлив.

II стадия – использование синтез-газа для получения тепла, электроэнергии, выделение водорода (в КМР).

В нашей стране были разработаны структурированные катализаторы, макеты реформеров и топливных процессоров для получения водорода и водородсодержащих смесей из различных жидких (дизель, биодизель, бензин, метанол, этанол и др.) и газообразных (метан, пропан-бутан, диметиловый эфир) видов топлива.


Метод электролиза

В планах стратегии развития нашей атомной энергетики до 2050 года – производство 50 млн тонн водорода в год, что составляет 10 % его мирового потребления.



Хранение и транспортировка водорода

Проблема с перевозкой жидкого водорода в том, что молекулы вещества настолько малы, что могут просачиваться сквозь атомарную структуру металлического контейнера при температуре выше -253°C. Поддерживать такую температуру в большом объёме длительное время очень энергозатратно. Но есть ещё одна проблема – водородное охрупчивание и разрушение металлов под воздействием атомарного водорода. Ему подвержены даже высокопрочные стали, а также сплавы титана и никеля.

Сегодня хранить водород в больших объемах экономически невыгодно. Учёные ещё только разрабатывают эффективные и безопасные методы его хранения. Поэтому водород резоннее производить прямо на месте, а хранить только 10 % от потребляемого объёма, что означает непрерывный цикл его производства и потребления.


Нашими учёными также разработаны ещё более эффективные способы хранения водорода. За основу взята уникальная способность твердых обратимо гидрирующихся металлов и сплавов на основе LaNi5 удерживать водород в своей структуре, причем плотность упаковки его атомов выше плотности атомов в жидком водороде.

В заключении хочу вам представить ещё одну уникальную технологию нанокапиллярного хранения и транспортировки водорода (CNT), в основе которой заложен принцип разбиения структуры хранилища на миллионы независимых капилляров – микрообъёмов, или так называемая поликапиллярная матрица. Такие аккумуляторы водорода будут обладать рядом преимуществ: малый вес, компактность и взрывобезопасность.


Топливный элемент и водородный двигатель

Основным преобразователем водорода в электрическую энергию остается твердооксидный топливный элемент (ТТЭ). Это устройство преобразует химическую энергию топлива (водорода) непосредственно в электрическую путем окисления кислорода без его сжигания.

Внутри ТТЭ молекулы водорода вступают в химическую реакцию с ионами кислорода, а на выходе получается электричество, тепло и водяной пар. Топливные элементы могут работать с различным углеводородным топливом: водородом, а также с метаном, бутаном или синтез-газом. Их электрический КПД достигает 60 %, а в перспективе 80 %, в то время как у тепловых, газотурбинных или атомных электростанций КПД порядка 40 %.


БТЭ-84 создан на основе твердополимерных топливных элементов, работает на синтез-газе (водороде) и воздухе с минимальным избыточным давлением – 0,004 кг/кв. см, номинальная мощность 6,5 кВт, диапазон напряжения 40–80 В, ток нагрузки 0–160А, рабочая температура +60 ºC, количество ТЭ – 84, масса – 72 кг.

Водород по энергетической эффективности в 3–4 раза превосходит традиционное топливо и впервые в качестве топлива для ДВС был применен в 1806 году. В СССР во время войны в блокадном Ленинграде водород тоже использовали на транспорте из-за нехватки бензина.

Водородный бум

И на десерт представляю короткую подборку мировых новостей по водородной тематике.

Канада, вырабатывая приблизительно 3 млн тонн водорода в год, уже сегодня входит в десятку крупнейших производителей водорода, обеспечивая растущий спрос на рынке.

США ведут разработку крупнейшего в мире водородно-электрического карьерного самосвала, класса UFCEV.


Уже сегодня в стране работают 100 водородных заправочных станций, а к 2030 году планируется построить ещё 900. Компания Kawasaki спустила на воду первый в мире корабль для перевозки жидкого водорода. В сентябре 2020 года японский консорциум NYK Line, объявил о планах разработки туристического катера на топливных элементах на 100 пассажиров.


Судостроительная компания Samsung Heavy Industries и Bloom Energy объявили о разработке кораблей на базе масштабируемых твердооксидных топливных элементов (SOFC).

Китай выпустил свой первый водородный автомобиль Grove Obsidian с запасом хода на 1 000 км. В конце 2020 года в Китае было около 6 165 автомобилей FCEV. В планах увеличить к 2025 году количество таких авто до 50 000, а к 2030 году – до 1 млн. В планах строительство 350 водородных заправочных станций к 2025 году и 1 000 заправок к 2030 году.


Австралия планирует производство аммиака (транспортировка водорода), работающее от солнечной и ветровой энергии мощностью 1,5 ГВт.

Норвегия планирует строительство завода по производству водорода в Гейрангер-фьорде, для заправки паромов и круизных судов. Первый водородный паром они планируют начать использовать в 2021 году.

Франция. Крупнейший оператор АЭС, компания EDF, объявила о создании дочерней компании Hynamics, которая будет заниматься развитием водородной энергетики.


Италия. Судостроительная компания Fincantieri SpA для декарбонизации судов обратилась к PowerCell, которая протестирует свои топливные элементы MS-30 для выработки энергии на морских судах и яхтах компании.

Украина ищет возможность постройки в стране завода по производству водорода,

чтобы экспортировать его в ЕС.

Россия как-то буднично и без суеты представила собственные разработки водородного транспорта, включая автомобили, автобусы, грузовики КамАЗ, трамваи, самолёты и поезда. А также множество уникальных разработок и технологий производства и хранения водорода, указывающих на стратегически верное развитие страны в выбранном направлении.

Технологические решения для широкого использования самого эффективного топлива уже существуют

Водород — это самое энергоемкое и легкое вещество из всех видов топлива. Его производство не относится к инновациям — он производился миллионами тонн еще в советские времена, когда его использовали для производства аммиака для получения азотных удобрений.

Экспериментальная установка Wendelstein 7-X для исследования управляемого термоядерного синтеза. Грайфсвальд (Германия)

Экспериментальная установка Wendelstein 7-X для исследования управляемого термоядерного синтеза. Грайфсвальд (Германия)

Фото: Getty Images

Экспериментальная установка Wendelstein 7-X для исследования управляемого термоядерного синтеза. Грайфсвальд (Германия)

Фото: Getty Images

Водород и сегодня используют для производства удобрений, повышения качества бензина, улучшения свойств стали, а также в пищевой промышленности для производства маргарина и твердых кондитерских жиров методом гидрогенизации растительных масел. Без него не обходятся все процессы гидроочистки, гидрообессеривания, гидрокрекинга, регенерации катализаторов. Его также широко применяют для охлаждения генераторов на электростанциях.

С тех пор как появилась перспектива перехода на водородную энергетику с углеводородной, потребность в водороде увеличилась на порядки. Сегодня эта перспектива стала реальностью, поскольку примерно десять лет назад была решена одна из основных проблем с его хранением для дальнейшего использования в качестве автомобильного топлива. Вместо тяжелых, дорогих и небезопасных стальных баллонов для сжатого под высоким давлением водорода стали применять легкие композитные емкости из углепластика, которые прекрасно помещаются в легковых автомобилях. Кроме того, стало возможным получать водород прямо по месту употребления. Появление таких технологий зажгло для водородной энергетики зеленый свет.

Около 20 лет назад во всем мире начали появляться автомобили на водороде, и бывшие выставочные центры пилотных моделей превратились в салоны-магазины серийных образцов. Количество автомобилей на водородном топливе сегодня исчисляется тысячами. Их стоимость составляет около $50–60 тыс. Серийные автомобили на водороде есть у Toyota, Hyundai, Honda. Предсерийные образцы тестируют Audi, Mercedes, BMW, Mazda, Ford и ряд других производителей. Все технические препятствия, столько десятилетий казавшиеся непреодолимыми, пройдены за считаные годы, и теперь вопрос только в экономической целесообразности для массового потребителя. В России такой автомобиль приобрел себе житель Красноярска, но в связи с отсутствием заправок в своем городе перевез машину в Москву и получает топливо в одном из научных институтов.

Как получить водород?

Для развития водородной энергетики нужно будет на государственном уровне решить вопрос, в каком виде доставлять водород к месту его получения. Дело в том, что водород содержится в очень многих видах ископаемых топлив.

А вот получать его лучше всего там же, где будут потреблять, чтобы уйти от проблем транспортировки чистого водорода. Чтобы использовать водород, например, как автомобильное топливо, нужно закачать его в баллоны под давлением 700 атмосфер. Правда, на сжатие нужна дополнительная энергия. Не меньше энергии требуется на сжижение водорода, так что один из подходящих способов его транспортировки — это перевозка в химически связанном состоянии, например в виде метана, из которого водород должен производиться там же, где будет использоваться. То есть до заправки везут метан, а уже на самой заправке устанавливается небольшое производство, например, конвертер метана в водород. Но этот способ не очень хорош для экологии, поскольку на небольших производствах сложно обеспечить качественную очистку выбросов. Зато экономически он себя вполне оправдывает. Опыт Японии, Кореи и ряда других стран показал, что километр пробега на водороде выходит не дороже бензина. 4 кг водорода, закачанного в баллон, хватает примерно на 800 км пути обычного седана.

Получать водород можно практически из любого углеводородного топлива: из бензина, дизельного топлива или пропан-бутановых смесей. В Институте катализа им. Г. К. Борескова СО РАН ведется работа по гранту РНФ по тематике получения водорода из дизельного топлива. Также разрабатываются методы получения водорода даже из органических носителей, например из бор-гидридов. Главные задачи на будущее развитие водородной энергетики — это не только получение водорода, но и его хранение. Жидкий водород можно хранить только при низких температурах, поэтому его использовали только в критически важных областях, например, как ракетное топливо.

Если отвлечься от автомобилей и обратить внимание на энергообеспечение более крупных стационарных объектов, например жилых или промышленных комплексов, то вся идеология водородной энергетики строится на ее связке с другими источниками энергии. Например, с возобновляемыми — гидро-, ветряными, солнечными электростанциями или с крупными атомными электростанциями. Производство такой энергии идет в одном режиме, а тратится потребителями она в другом, поэтому, когда есть излишки энергии, ее можно тратить на получение водорода даже из обычной воды методом электролиза.

Голубая мечта о зеленом водороде

Электролиз — это способ получения водорода из воды, который, к сожалению, требует больших энергозатрат, поэтому он оправдан только в тех случаях, когда вырабатываемую энергию необходимо запасти, пусть даже и с невысоким КПД. Лучше всего использовать для этого источники, где постоянно возникают достаточно большие излишки энергии. Емкости аккумуляторов для ее сохранения не хватает, кроме того, аккумуляторы быстро разряжаются, а полученный методом электролиза водород — это гарантированный запас энергии, можно сказать, воплощение мечты о чистой энергии, так называемом зеленом водороде. К сожалению, пока всего 2% общего объема водорода в мире производится методом электролиза. 75% водорода получают из природного газа и 25% — сжиганием угля. Цены топлива, полученного по этим технологиям, также несопоставимы: $1,7 за 1 кг водорода из природного газа и $5–10 за водород, полученный электролизом. Впрочем, стоимость зависит от источника энергии. Например, от энергии АЭС зеленый водород вдвое дешевле ($3–5), чем от возобновляемых источников энергии.

Читайте также: