Что гай называет иском с фикцией

Обновлено: 27.04.2024

——————————— Tanimov O. V. Fictions in the ancient Roman law.

Танимов Олег Владимирович, заместитель декана факультета политологии и права РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируются труды древнеримских юристов на предмет применения правовых фикций для регулирования различного рода отношений, рассматриваются взгляды русских цивилистов на использование фикций в римском праве.

Ключевые слова: фикция, римское право, дигесты.

The article analyses the works of ancient Roman lawyers with regard to application of legal fictions for regulation of various types of relations, considers the views of Russian civil scholars with regard to the use of fictions in Roman law.

Key words: fiction, Roman law, digests.

Цельс пишет во 2-й книге Дигест, что если соглашение о передаче дела в третейский суд предусматривало трех арбитров, то достаточно согласия двоих, но только если присутствовал и третий: иначе в его отсутствие, хотя бы двое и пришли к согласию, их решение недействительно, т. к. соглашение предусматривало большее число третейских судей, и его присутствие могло склонить их к его суждению . В данной ситуации условно предположение о том, что возможное присутствие третьего судьи могло бы изменить решение двух других. ——————————— Там же. С. 310 — 311.

Преторами были разработаны новые, неизвестные цивильному праву виды исков: иски по аналогии (actio utilis), иски с фикциями (actio fictia), иски по факту (actio factum) и иски с перестановкой субъектов (actio permutatio personam) . ——————————— Горбунов М. А. Система римского частного права I — III вв. нашей эры: Моногр. М.: РПА Минюста России, 2010. С. 27 — 28.

Широко известна так называемая fictio legis Corneliae — фикция закона Корнелия, согласно которой римлянин, который в момент пленения в результате военных действий умирал, считался умершим свободным, что позволяло рассматривать его завещание как имеющее законную силу . Римлянин, умерший в плену, в силу fictio legis Corneliae предполагался умершим в момент взятия в плен, еще в состоянии свободы. Причина, вследствие которой создана была эта фикция, понятна. Если бы право не прибегло к этой фикции и рассматривало такого римлянина как лицо, умершее в плену, то после смерти такого пленника, т. е. раба, не могло бы открыться наследование: будучи рабом, он не мог иметь ни агнатов, ни когнатов, ни оставить после себя действительного завещания . Родившиеся после смерти отца рассматриваются как бы уже родившимися, т. е. они считаются родившимися раньше, чем это было на самом деле . ——————————— Подробнее см.: Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: Учеб. / Под ред. Д. В. Дождева. М.: БЕК, 2000. Хвостов В. М. Система римского права: Учеб. М.: Спарк, 1996. С. 95. Кузнецова О. А. Фиктивные явления в праве. Пермь, 2004. С. 15.

4) вольные союзы (религиозные коллегии, похоронные коллегии, политические клубы, коллегии ремесленников, коллегии подчиненного служебного персонала); 5) церковные институты (церкви, монастыри, богоугодные заведения и др.); 6) лежачее наследство . ——————————— Подробнее см.: Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 189 — 219.

Н. С. Суворов отмечает, что основные признаки и черты юридического лица были выявлены именно римскими правоведами. Признаки эти суть : ——————————— Там же. С. 48 — 50, 282.

1) независимость существования юридического субъекта от смены или выбытия его отдельных членов; 2) наличие собственного имени, под которым ведутся дела юридического лица; 3) наличие обособленного имущества, находящегося в собственности юридического лица, а не его членов, управляющих или пользователей его услугами; 4) наличие самостоятельных прав и требований у юридического субъекта и его членов; 5) возможность юридического лица и отдельных его членов вступать в гражданские правоотношения как равным субъектам; 6) возможность для юридического субъекта искать и отвечать в суде . ——————————— Подробнее см.: Вильнянский С. И. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков, 1958. С. 108; Генкин Д. М. Юридические лица в советском гражданском праве // Проблемы социалистического права. 1939. N 1. С. 93; и др.

III. О краже рогатых животных. 6. Если же кто украдет 12 животных, и ни одного не останется (в стаде), присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков . ——————————— Салическая правда / Пер. Н. П. Грацианского; под ред. В. В. Семенова. М., 1950. С. 13 — 14.

Заметной закономерностью развития правовых взглядов является, во-первых, их постепенное выделение из совокупности религиозных, философских и нравственных суждений, свойственных ранним этапам развития человечества. Как само право, так и правовая мысль возникли не сразу — они выкристаллизовывались в течение многих веков . ——————————— Кудрявцев В. Н. Введение // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. С. 9.

Отделение правовых норм от религиозных и предписанных мифологией норм произойдет в более позднюю эпоху. Но и тогда это отделение будет весьма условным . ——————————— Ковлер А. И. Указ. соч. С. 129.

Фикции были настолько необходимы для регулирования отношений в различных сферах деятельности людей того времени, что, как показала дальнейшая практика, путем рецепции римского права нашли свое последующее отражение в континентальной правовой системе на всем протяжении развития человеческой цивилизации.

——————————— Tanimov O. V. Fictions in the ancient Roman law.

Танимов Олег Владимирович, заместитель декана факультета политологии и права РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат юридических наук, доцент.

В статье анализируются труды древнеримских юристов на предмет применения правовых фикций для регулирования различного рода отношений, рассматриваются взгляды русских цивилистов на использование фикций в римском праве.

Ключевые слова: фикция, римское право, дигесты.

The article analyses the works of ancient Roman lawyers with regard to application of legal fictions for regulation of various types of relations, considers the views of Russian civil scholars with regard to the use of fictions in Roman law.

Key words: fiction, Roman law, digests.

Цельс пишет во 2-й книге Дигест, что если соглашение о передаче дела в третейский суд предусматривало трех арбитров, то достаточно согласия двоих, но только если присутствовал и третий: иначе в его отсутствие, хотя бы двое и пришли к согласию, их решение недействительно, т. к. соглашение предусматривало большее число третейских судей, и его присутствие могло склонить их к его суждению . В данной ситуации условно предположение о том, что возможное присутствие третьего судьи могло бы изменить решение двух других. ——————————— Там же. С. 310 — 311.

Преторами были разработаны новые, неизвестные цивильному праву виды исков: иски по аналогии (actio utilis), иски с фикциями (actio fictia), иски по факту (actio factum) и иски с перестановкой субъектов (actio permutatio personam) . ——————————— Горбунов М. А. Система римского частного права I — III вв. нашей эры: Моногр. М.: РПА Минюста России, 2010. С. 27 — 28.

Широко известна так называемая fictio legis Corneliae — фикция закона Корнелия, согласно которой римлянин, который в момент пленения в результате военных действий умирал, считался умершим свободным, что позволяло рассматривать его завещание как имеющее законную силу . Римлянин, умерший в плену, в силу fictio legis Corneliae предполагался умершим в момент взятия в плен, еще в состоянии свободы. Причина, вследствие которой создана была эта фикция, понятна. Если бы право не прибегло к этой фикции и рассматривало такого римлянина как лицо, умершее в плену, то после смерти такого пленника, т. е. раба, не могло бы открыться наследование: будучи рабом, он не мог иметь ни агнатов, ни когнатов, ни оставить после себя действительного завещания . Родившиеся после смерти отца рассматриваются как бы уже родившимися, т. е. они считаются родившимися раньше, чем это было на самом деле . ——————————— Подробнее см.: Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: Учеб. / Под ред. Д. В. Дождева. М.: БЕК, 2000. Хвостов В. М. Система римского права: Учеб. М.: Спарк, 1996. С. 95. Кузнецова О. А. Фиктивные явления в праве. Пермь, 2004. С. 15.

4) вольные союзы (религиозные коллегии, похоронные коллегии, политические клубы, коллегии ремесленников, коллегии подчиненного служебного персонала); 5) церковные институты (церкви, монастыри, богоугодные заведения и др.); 6) лежачее наследство . ——————————— Подробнее см.: Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 189 — 219.

Н. С. Суворов отмечает, что основные признаки и черты юридического лица были выявлены именно римскими правоведами. Признаки эти суть : ——————————— Там же. С. 48 — 50, 282.

1) независимость существования юридического субъекта от смены или выбытия его отдельных членов; 2) наличие собственного имени, под которым ведутся дела юридического лица; 3) наличие обособленного имущества, находящегося в собственности юридического лица, а не его членов, управляющих или пользователей его услугами; 4) наличие самостоятельных прав и требований у юридического субъекта и его членов; 5) возможность юридического лица и отдельных его членов вступать в гражданские правоотношения как равным субъектам; 6) возможность для юридического субъекта искать и отвечать в суде . ——————————— Подробнее см.: Вильнянский С. И. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков, 1958. С. 108; Генкин Д. М. Юридические лица в советском гражданском праве // Проблемы социалистического права. 1939. N 1. С. 93; и др.

III. О краже рогатых животных. 6. Если же кто украдет 12 животных, и ни одного не останется (в стаде), присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков . ——————————— Салическая правда / Пер. Н. П. Грацианского; под ред. В. В. Семенова. М., 1950. С. 13 — 14.

Заметной закономерностью развития правовых взглядов является, во-первых, их постепенное выделение из совокупности религиозных, философских и нравственных суждений, свойственных ранним этапам развития человечества. Как само право, так и правовая мысль возникли не сразу — они выкристаллизовывались в течение многих веков . ——————————— Кудрявцев В. Н. Введение // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. С. 9.

Отделение правовых норм от религиозных и предписанных мифологией норм произойдет в более позднюю эпоху. Но и тогда это отделение будет весьма условным . ——————————— Ковлер А. И. Указ. соч. С. 129.

Фикции были настолько необходимы для регулирования отношений в различных сферах деятельности людей того времени, что, как показала дальнейшая практика, путем рецепции римского права нашли свое последующее отражение в континентальной правовой системе на всем протяжении развития человеческой цивилизации.

Пример — виндикационный иск. Используется до сих пор, т.к. по-прежнему воруют и изымают имущество у собственника. Эдиктальные – источником является эдикт магистрата.

Пример: actio in rem Publiciana (вещный) (эдикт имеет название по имени претора или курульного эгила); Serviana (вещный); Pauliana (иск претора Павла — личный) 1. Иски строгого права (actiones stricti iuris) 2. Иски доброй совести (actiones bonae fidei) Неразрывно связано с предыдущим: все иски строгого права – законные, все иски доброй совести – эдиктальные, и наоборот.

Исковое производство в римском праве (стр.


Иски строгого права применяются, когда приоритет имеет буква закона (когда форма сделки имеет приоритет при решении о действительности сделки), даже если есть порок воли (по содержанию). С появлением гонорарного права и права народов появились иски доброй воли.

Особенность всей системы римского права состояла в том, что иск сочетал в себе и процессуальное средство, при помощи которого реализовывалась защита права частного лица, и материальное содержание права: одно было невозможно без другого.


Восстановить свое право в отношении той или другой вещи, участия в том или другом правоотношении, согласно римской традиции, значило заявить точную претензию, вполне самостоятельную по содержанию, об ограждении от тех или иных действий со стороны ответчика, либо, напротив, о совершении в пользу истца конкретного действия.

Иногда обобщенное право подразумевало для его реализации несколько самостоятельных исков, каждый из которых был направлен только на часть охраняемого или защищаемого правомочия. Иски как токовые по самой своей логике подразделяют на Персональные и Вещные.

Когда вчиняется иск против стороны в договоре, почему-либо не исполняющей, как мы уверены, своих обязательств, т.е.

Иски и процессы в римском праве

Суждение не подлежало обжалованию.

Замечание 1 С развитием преторского права, сменяя сложный и архаичный легисакционный процесс, пришел формулярный процесс.

Постепенным образом преторы начали формулировать новые исковые формулы, отодвигаясь от старых обычаев и законов, руководствуясь притом требованиями торгового оборота, а так же необходимостью закрепления частной собственности.

Студентам / РП_студ / РП_учебн_пособ / РП_пособие_2010 / Часть_3_частн / Тема_14_иски

Классическое право исковой давности в этом смысле не знало.


Классическое право знало лишь законные сроки для некоторых исков. Их отличие от исковой давности в том, что при законном сроке само право действует лишь в течение определенного времени; например, поручительство (в некоторых его формах, действует только в течение двух лет, после чего автоматически погашается.

А при исковой давности право, установленное в принципе бессрочно, погашается бездеятельностью управомоченного лица.

Когда бездеятельность не могла быть поставлена в вину, допускались перерыв и приостановление этой давности, невозможные при срочных исках.

В V в. была введена исковая давность почти для всех личных исков и исков на вещи. При Юстиниане все иски подлежали давности и назывались actiones perpetuae, если погашались через 30 лет, и actiones temporales, если сроки погашения были короче, другими словами, сглажено было

Понятие, значение и виды исков в римском праве

В Риме правомочие и судебная защита находились в неразрывной связь, которая и вела от иска к правомочию. Каждый римлянин полагал, что если предоставил иск, значит, он имеет право.

В рамках этого вопроса полезно будет изучить, что такое в римском праве.

Данная разновидность иска в римском праве является самым распространенным методом защиты вещных прав.

Его используют в том случаев, когда имеет место потеря вещи из реального владения собственника. Суть состоит том, что собственник имеет право принудительно истребовать свое имущество у незаконного чужого владельца. Истцом здесь выступает собственник, который обязан доказать свое право на возвращения своего имущества.

Ответчик – это незаконный владелец, который во время предъявления иска обладает этой вещью.

Важно при этом помнить про политические права и свободы человека и гражданина.

Понятие иска в римском праве.


Всё подробно указано Пример: имеется земельный участок, право собственности, на которых находится у одного мужчины.

Классификация исков частного права и ее основные критерии.

Однако, иногда ответчик по личному иску определялся не прямо, а с помощью какого-либо посредствующего признака.


Например, иск из сделки, совершённой под влиянием принуждения, давался не только против того лица, которое принуждало, но также и против всякого, кто получил что-либо от такой сделки. Такие иски назывались подобными вещным искам. Вещные иски – иски не из обязательств. Они направлены на признание права в отношении определённой вещи (например, иск собственника об истребовании его вещи от лица, у которого эта веешь находится).

Это иски в защиту права собственности и аналогичных вещных прав. Ответчиком по такому иску может быть любое лицо, нарушающее право истца, или же нарушителем права на вещь может оказаться каждое третье лицо.

3) По объёму и цели имущественные иски делились на три группы: — штрафные – это иски, которые предъявляются с целью наказать ответчика, иски о взыскании штрафа.

26. Понятие и виды римских исков

Исковая давность Иск – требование истца к ответчику, подаваемое посредством установленной судебной процедуры и подлежащее в случае удовлетворения принудительному исполнению. Всякий иск содержит в себе материальную и процессуальную Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна 82.

Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика) Деликт (delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич 56. Виды исков Иск имеет трехчастную структуру: он состоит из предмета, основания и содержания.

Предметом иска называется та его часть, которая характеризует материально-правовое требование истца к ответчику, относительно которого он просит постановить судебное решение.

Виды исков в римском праве

Исками называются требования о судебной защите нарушенного права индивида. Согласно Цельсу, иск является ничем иным как правом человека осуществлять судебным порядком свои требования.

Так в Римском государстве была сформирована совершенная система защиты прав лиц в судебном порядке. И хотя в стране были другие формы защиты права, всё же, приоритет отдавался судебной защите. Также это объяснялось тем, что право лица возникало лишь тогда, когда государство предоставляло ему данное право.

В Римском государстве не была распространена письменная форма иска – он мог быть заявлен и в устной форме. Однако основное – это чёткое соблюдение при предъявлении иска требований закона, так как исходя из формальных правовых римских норм, нарушение закона могло стать причиной отказа в защите субъективного права. В Риме иски различались на: · Вещные иски, объектами которых были вещи.

Здесь идёт речь о признании права во владении определённой вещью.

· Цивильные иски, доступные исключительно квиритам и основанные на цивильном праве.

· Личные иски, предметом которых выступали действия должника.

· Реперсекуторные иски, являющиеся исками о компенсации убытков, которые понёс истец в результате неисполнения ответчиком обязательства.

· Смешанные иски, содержащие различные виды требований. · Персекуторные иски – иски о возврате потерянной ценности или вещи.

· Иски старого права, основанные на буквальном толковании и применении норм закона.

· Популярные иски, предъявляемые любым гражданином лицу которое что-то так поставило, положило или повесило из вещей, что истец упал на улице. · Иски с фикцией в которых судьёй допускались существования каких-либо несуществующих фактов фикций) для защиты интересов стороны.

· Иски по аналогии, которые применялись в случае отсутствия какой-либо правовой нормы, которая регулировала определённые отношения. Перечисленные иски лишь основные. В общем же римское право включало в себя до тридцати типов таких исков.

Иски в римском частном праве: вещные, личные

Предметом их служили взыскание частного штрафа и иногда возмещение убытков, но в отличие от предыдущего иска посредством данного иска можно было истребовать не только то, что отнято или получено, но и возмещение такого ущерба, которому на стороне ответчика не соответствовало какое-либо обогащение; иски, осуществляющие и возмещение убытков, и наказание ответчика (аctio mixtae), например иск по аналогии (actio legis Aquiliae): за повреждение вещей взыскивалась не их стоимость, а высшая цена, которую они имели в течение последнего года или месяца. Личные иски направлены на выполнение обязательства определенным должником (например, требование платежа долга).

Обязательство всегда предполагает одного или нескольких определенных должников; только они могут нарушить право истца и только против них и давался личный иск. Иногда ответчик по личному иску определялся не прямо, а с

Назовите основные периоды истории римского частного права.

Какая часть формулы являлась её основой? lntentio. Чем формулярный процесс отличался от легисакци-онного?

Упрощением процедуры и составлением преторской формулы. Какая стадия гражданского представляла собой рассмотрение дела по существу?

In judicio. В какой форме процесса было впервые допущено процессуальное представительство?

В формулярном. Назовите основной способ принудительного испол-нения судебного решения.

Наложение взыскания на имущества проигравшего. В чём основное отличие экстраординарного процесса от формулярного и легисакционного?

Процесс имел только одну стадию — перед чиновником, наделённым судебными полномочиями. 23. Основное значение иска в римском праве: Право выводится из иска. На какие виды можно разделить все иски римского права?

Вещные и личные. Какой из перечисленных исков являлся иском с фикцией? Иск о признании препторским наследником. 26. Основные последствия осуждения по штрафным искам — это: Наложение штрафа.

40. Понятие и виды римских исков

по процессуально-правовому признаку или по характеру Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен 8.

Понятие и виды исков. Исковая давность Иск – требование истца к ответчику, подаваемое посредством установленной судебной процедуры и подлежащее в случае удовлетворения принудительному исполнению. Всякий иск содержит в себе материальную и процессуальную Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна 82.

Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика) Деликт (delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич 56.

Становление естественно-правовой мысли проходило ряд этапов: эпоха античности, Средние века и Новое время. В эпоху античности учение о естественном праве сформировалось как мифология права. В дальнейшем право природы (Physis) и позитивное право (Nomos) были противопоставлены друг другу 74 . Особое значение для развития будущей западноевропейской, и в частности немецкой философии права имели учения Платона, Аристотеля и римское право 75 .

Кроме того, миф имеет большое значение для развития научной мысли, хотя наука не может вступать с мифологией в соревнование за истину, потому что миф не является научной теорией или гипотезой, даже если имеет наукообразную, рационализированную внешность. Но в исследовательских целях к мифу можно относиться как к научному факту, поскольку он реально существует и участвует в формировании социального поведения. Выяснение содержания мифа, а также его влияния на правовую действительность представляет довольно сложную исследовательскую задачу, решение которой не может быть поручено одной лишь юриспруденции. Правоведение в этом отношении оказывается в некоторой зависимости от полученных другими науками результатов. В обращении с мифологией правоведение использует выводы и наблюдения из исследований пограничных с ним наук. Насколько это возможно, оно может обращаться и непосредственно к самой мифологии – религиозным, философским, идеологическим доктринам и учениям, которые в этом случае принимаются не в качестве свода руководящих идей и аксиом, а в роли объекта, содержащего информацию о значимых для права мифологических положениях. Эта информация подлежит правовой интерпретации в том объеме, в каком мифология участвует в образовании и поддержании правового регулирования, включая государственное право 80 .

Миф, пожалуй, был самым распространенным видом юридических фикций в древнем мире. Миф в переводе с греческого означает: 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира…; 2) вымысел 83 . Напомним, что фикция определяется в словарях как выдумка, вымысел, что обуславливает близкую взаимосвязь между данными явлениями, позволяющую проводить тождество между ними, которое мы попытаемся более подробно проследить ниже 84 .

Взятый на веру, миф освобождает человека от сомнений и неуверенности. В данном случае вымысел мифа (фикция, по сути) позволил упорядочить определенные отношения в обществе. Без этой поддержки люди до сих пор еще не показали себя способными организовать социальную жизнь. Мифы и сказания разных народов представляют собой бесценный материал об обычном праве древнего человека. Существует достаточно большой объем литературы, посвященной мифам 85 .

В этой связи не можем себе позволить не упомянуть о мифических символах русских сказок, которые содержатся в преданиях наших предков, обладая магической силой. Возьмем, например, тройку – настоящую королеву фольклора, мифов и сказок. Ведь у нас уж если плакать, то в три ручья, если врать, то с три короба, если согнуться, то в три погибели и т. д. Счастье находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, и чтобы его найти, необходимо истоптать три пары железных сапог и съесть три железных хлеба. Можно перечислять до бесконечности: три богатыря, у отца три сына, перекресток трех дорог, три попытки, три желания и т. д.

Не будем углубляться в исследование соотношения фикций и символов, так как это является достаточно объемным проектом, достоянием целого параграфа или даже главы. Отметим лишь тот факт, что тройка – символ волшебного совершенства, а волшебство и волховство – в славянских языках однокоренные слова. Как известно, жрецы-волхвы обладали тайной священного знания. Они и подарили миру первые варианты сказок, поведав доступным языком о строении Вселенной, о взаимоотношениях с ней человека, о законах и правилах общения. Священный миф – система знаний, объяснявших устройство мироздания, – был ведом лишь посвященным. А сказка в данной ситуации служила упрощенным пересказом.

Таким образом, в результате проведенного исследования функциональной сущности мифа возможно прийти к следующим выводам:

1. Фикция может проявляться в различных формах: сказаниях, балладах, преданиях и пр. Ярким выражением, одной из форм существования фикции является миф.

2. Миф является фикцией не только в бытовом, общепринятом значении, но и представляет собой фикцию правовую, способную регулировать общественные отношения на ранних этапах развития человечества.

3. Миф с древних времен является источником права 88 . Фикция, выраженная в определенной правовой форме (например, в качестве мифа), может наполнять собой источник права. Если основное содержание мифа составляет фикция, то за ней можно признать регулятивный характер.

2.1.2. Фикции в иудаизме

Источниками права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма являются Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются как законодательством, так и корпоративным и обычным правом. Указанные источники содержат довольно большое количество уловок (или фикций).

2.1.3. Начало христианства и появление религиозных христианских фикций

Здесь историю возникновения фикций можно проследить на примере церковного права.

Под церковным правом мы будем понимать совокупность правил, санкционированных или установленных государством, регулирующих внутреннюю организацию церковных объединений и учреждений, а также взаимоотношения верующих и государства. Объем и значение этого права имели существенные особенности у разных народов в различные эпохи. В Византии еще по законодательству императора Юстиниана в ведение епископов и церковного суда был отдан ряд вопросов государственно-административного, судебного, гражданского, правового и финансового свойства 94 .

Во многих религиях мира имеются книги, которые почитаются верующими как священные и одновременно являются источниками права. Таковы Веды у индусов, Авеста у зороастрийцев, Библия (Ветхий завет) у иудеев, Библия, включающая помимо Ветхого завета Новый завет, у христиан 96 .

Не будем углубляться в историографию вопроса и рассмотрение проблем, связанных с осмыслением фикции вообще, а более подробно остановимся на появлении и существовании юридических фикций в Древнем мире, его религиозных основах.

Богатейшим средоточием формировавшихся правовых представлений были канонизированные священные тексты, религиозные писания. На Востоке религиозные учения в отдельные исторические эпохи явились едва ли не ведущим источником правовых оценок, норм, концепций 100 .

Но более ярко и четко фикция проявляется в процессе исповеди глухих 101 .

Исповедь, которая разрешается священником в считанные секунды, редко очищает душу слезами истинного покаяния. Настоящая исповедь связана с благим потрясением души. Святой Иоанн Кронштадтский советовал исповедовать каждого приходящего так, как будто это его последняя, предсмертная исповедь (курсив мой – О. Т). Учитывая эти моменты, благоразумно будет, если духовник станет отводить для исповеди глухих немного больше времени, чем обычно, чтобы не торопиться к началу службы, не исповедовать наспех, и не превратить Великое Таинство в формальный обряд 102 .

Естественно, что исследование исповеди глухонемых было бы явно не полным, если бы мы не остановились вкратце на языке общения данной категории людей. Сам этот язык представляет собой набор условных жестов, символов, обозначающих буквы, слова, фразы и пр. История возникновения языка жестов, как и других альтернативных языков, т. е. системы коммуникации, созданной при невозможности общения традиционным способом, интересна и трагична 103 .

Очень характерно в этом смысле, что со времени патриарха Никона меняется практика исповеди глухонемых в русской церкви. Ранее церковь исходила из того, что сам факт прихода глухонемого человека на исповедь свидетельствует о его покаянии, и, соответственно, священник отпускал ему грехи и допускал к причастию (подобно тому, как это делается на так называемой глухой исповеди, когда необходимо причастить больного, находящегося при смерти в бессознательном состоянии) 104 .

Десять заповедей, данные человеку Богом через пророка Моисея, по сути, являются первым кратким сводом законов – божественных, нравственных. Значительная часть религиозных догм (в том числе мусульманских, буддийских, иудейских) с течением времени (веков, тысячелетий) в том или ином виде нашла свое закрепление и в человеческих (государственных) законах, действующих по сей день.

В вопросе доведения условности до сформированного, упрочившегося понятия немаловажная роль принадлежит рассуждениям о Библии. По этому поводу обратимся, к примеру, к рассуждениям священника Александра Пелина 106 . Он нарочито опровергает православную Библию как проявление фиктивности; наоборот, по его мнению, это качество присуще Библии протестантской.

Как известно, Библия содержит два Завета: Ветхий и Новый. Не беремся подвергать сомнению способ происхождения этих канонических источников, но предпосылки утверждать то, что по организационной структуре и по содержанию первоначально эти религиозные каноны таковыми и являлись, – сопутствующая условность. Таковы же и их прообразы – символы: пасхальный агнец как символ крестного страдания Мессии – Христа, Христос – Новый Ной и Новый Потоп, воды крещения – воды Нового Потопа, уничтожающие ветхого человека и рождающие нового.

Подробнее остановимся на десяти заповедях, изложенных в Ветхом Завете, а точнее – на рассуждениях священника Русской православной церкви А. Борисова 111 по поводу свода божественных законов для человека. Для нас в данном случае ценной окажется не композиция текста, а ее содержательные элементы, в частности, фикции, которые вводит автор. Факт фиктивности, порожденный религиозными источниками и перенесенный на современную почву, налицо. Стираются пространственные, временные и межнациональные границы. Условность, сравнение, уподобление приводят к поиску исторических аналогов, могут способствовать предотвращению негативных политических процессов.

Все остальное богатейшее многообразие молитвословий христианской церкви есть плод творческой веры самих людей. Хотя в современном понимании каждый верующий считает, что все молитвы идут от Бога, им созданы, им сказаны, поэтому и имеют такую необычайную силу. Любое отклонение от уже известных молитв порицается в религиозном обществе, хотя, по существу, молитва исходит от человеческого сердца, интерпретируется в соответствии с той или иной ситуацией, ареалом распространения. Таким образом, данную фикцию в религии породили сами верующие.

Фикция не может сложиться стихийно и сформулироваться без сознательной человеческой деятельности. Наоборот, для ее возникновения необходимо, чтобы люди условились между собой (или чтобы одни предписали другим), что отныне они будут принимать за истину то или иное положение, хотя всем участникам этой договоренности (или тем, от кого исходит предписание) известно, что на самом деле это положение вымышлено ими, создано искусственно, что в реальной действительности оно не существует, являясь лишь плодом коллективного воображения, созданным в целях урегулирования тех или иных человеческих взаимоотношений 113 .

Как показывают канонические религиозные тексты, связь фикции и современной действительности совершенно очевидна и многогранна. Церковная догматика, предопределив своей природой систематическое внедрение условностей, по причине своей авторитетности в социуме спроецировала сформированную внутри нее систему фикций на иные жизненные процессы. Призматическое изучение источников церковного права позволило нам в этом убедиться.

Прикоснувшись к религии в очень малой степени и к очень малой части ее, можно наблюдать такое множество фикций, которое даже трудно себе представить.

2.1.4. Фикции в древнеримском праве

Цельс пишет во 2-й книге Дигест, что если соглашение о передаче дела в третейский суд предусматривало трех арбитров, то достаточно согласия двоих, но только если присутствовал и третий: иначе в его отсутствие, хотя бы двое и пришли к согласию, их решение недействительно, так как соглашение предусматривало большее число третейских судей и его присутствие могло склонить их к его суждению 119 . В данной ситуации условно предположение о том, что возможное присутствие третьего судьи могло бы изменить решение двух других.

Более четко выражены юридические фикции в Дигестах другого выдающегося римского юриста – Юлиана 120 . Вот небольшой пример из его рассуждений: «Многое же принято в гражданском праве вопреки суждениям разума, и тому можно привести бесчисленные примеры: удовлетворюсь между тем одним. Если несколько человек утащат чужое бревно, чтобы его украсть, а бревно такое, что поодиночке они не могли бы его утащить, считается (курсив мой – О. Т.), что все они должны отвечать по иску из воровства, хотя при ближайшем рассмотрении можно сказать, что никто из них не отвечает по этому иску, так как на самом деле ни один из них бревна не утащил 121 .

Преторами были разработаны новые, неизвестные цивильному праву виды исков: иски по аналогии (a ctio utilis), иски с фикциями (action fictia), иски по факту actions in factum) и иски с перестановкой субъектов (action permutation personam) 128 .

Широко известна так называемая fictio legis Corneliae – фикция закона Корнелия, согласно которой римлянин, который в момент пленения в результате военных действий умирал, считался умершим свободным, что позволяло рассматривать его завещание как имеющее законную силу 130 . Римлянин, умерший в плену, в силу fictio legis Corneliae предполагался умершим в момент взятия в плен, еще в состоянии свободы. Причина, вследствие которой была создана эта фикция, понятна. Если бы право не прибегло к этой фикции и смотрело на такого римлянина как на лицо, умершее в плену, то после смерти такого пленника, т. е. раба, не могло бы открыться наследование: будучи рабом, он не мог иметь ни агнатов, ни когнатов, ни оставить после себя действительного завещания 131 . Родившиеся после смерти отца рассматриваются как бы уже родившимися, т. е. они считаются родившимися раньше, чем это было на самом деле 132 .

Интересно, что статус раба представлял собой, по сути, тройную фикцию, так как раб, будучи человеком, ничего из себя не значил, т. е. был ничем, но в случае купли-продажи являл собою вещь. Таким образом, четко видна тройственная условно отождествляющая позиция по отношению к рабам: человек, вещь и ничто.

Приводя примеры применения фикций в древнеримском праве, нельзя проигнорировать представление об институте юридического лица у древних римлян, фундаментально исследованное профессором церковного права Императорского Московского университета Николаем Семеновичем Суворовым (1848–1909) 136 .

К юридическим лицам по римскому праву (императорского периода) автор относит:

2) императорский престол;

3) политические общины (города и колонии, ассоциации римских граждан, селения, провинции 137 );

4) вольные союзы (религиозные коллегии, похоронные коллегии, политические клубы, коллегии ремесленников, коллегии подчиненного служебного персонала);

5) церковные институты (церкви, монастыри, богоугодные заведения и др.);

6) лежачее наследство 138 .

Н. С. Суворов отмечает, что основные признаки и черты юридического лица были выявлены именно римскими правоведами.

Признаки эти таковы 139 :

1) независимость существования юридического субъекта от смены или выбытия его отдельных членов;

2) наличие собственного имени, под которым ведутся дела юридического лица;

3) наличие обособленного имущества, находящегося в собственности юридического лица, а не его членов, управляющих или пользователей его услугами;

4) наличие самостоятельных прав и требований у юридического субъекта и его членов;

5) возможность юридического лица и отдельных его членов вступать в гражданские правоотношения как равные субъекты;

6) возможность для юридического субъекта искать и отвечать в суде 140 .

Применение фикций широко использовалось не только в Древнем Риме, но и в странах Востока, например в Древнем Китае. В соответствии с Кодексом династии Тан существовала система откупа от наказаний палками медью. Условно (фиктивно) считалось, что определенное количество ударов может соответствовать по тяжести наказания определенному количеству меди, например: 10 палок – откуп от наказания медью 1 цзинь (596 г.), 20 палок – откуп от наказания медью 2 цзиня, 50 палок – откуп от наказания медью 3 цзиня.

Эта система откупа в Древнем Китае чем-то напоминает индульгенции в средневековом католичестве.

На применение принципа эквивалентности при использовании административных санкций указывает известный ученый И. И. Веремеенко 142 . Заметим, что в настоящее время тенденция замены лишения свободы альтернативными наказаниями поддерживается и развивается 143 .

Закономерностью развития правовых взглядов является их постепенное выделение из совокупности религиозных, философских и нравственных суждений, свойственных ранним этапам развития человечества. Как само право, так и правовая мысль возникли не сразу – они выкристаллизовывались в течение многих веков 144 .

Отделение правовых норм от религиозных и предписанных мифологией норм произойдет в более позднюю эпоху. Но и тогда это отделение будет весьма условным 145 .

Из всего многообразия юридических фикций в римском праве можно выделить еще три фикции, действовавшие в различных его областях:

2. В деликтных обязательствах действовала фикция, согласно которой лицо не могло претендовать на возмещение ущерба, если оно само было виновато в его причинении: “Quodquisexculpasuadamnumsentit, nonintellegiturdamnumsentire” – считается, что не потерпел ущерб тот, кто сам в нем виноват 151 .

3. В сфере правового регулирования наследственных отношений при толковании содержания завещания применялась специальная фикция: “Quaeintestamentumoitasuntscripta, utintelleginonpossint: perindesunt, acsiscriptanonessent” – непонятные слова в завещании считаются ненаписанными 152 .

Вывод. Фикции были настолько необходимы для регулирования отношений в различных сферах деятельности людей того времени, что, как показала дальнейшая практика, путем рецепции римского права нашли свое последующее отражение в континентальной правовой системе на всем протяжении развития человеческой цивилизации.

Читайте также: